Охотники на привале размер картины. Картина "Охотники на привале": описание для школьников

Оставил потомкам много своих знаменитых работ. На полотнах мастер запечатлел простых людей, которые печалятся, радуются, трудятся, выходят на охоту. Не все знают, что не прочь был побродить по лесу с ружьем за плечом и сам живописец Перов. Картина «Охотники на привале» написана им со знанием дела, и это видно.

Будущий художник появился на свет незаконнорожденным. И хотя его родители в скором времени обвенчались в церкви, отец не смог дать мальчику свою фамилию. Сначала ребенка звали Василием Васильевым - это была фамилия его крестного отца. Но почему он стал Перовым? Оказывается, это прозвище. Его мальчику дал учитель грамоты, отметив этим словом усердие, умение ребенка владеть пером для письма.

Но не только прилежным учеником был Василий. Мальчик с детства пристрастился к рисованию. Он любил наблюдать, как рисует настоящий художник, которого отец ребенка приглашал к ним домой.

Когда Перов взял в то понял, что это его призвание. Несмотря на слабое зрение, которое у него испортилось после перенесенной оспы, Перов стал художником. Сначала он учился в арзамасской художественной школе, затем окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Некоторые работы художника

За свои труды художник был награжден серебряными и В начале своего творчества живописец отражал печальные стороны жизни народа, рисуя такие картины, как «Приезд станового», «Сцена на могиле», «Утопленницы», «Тройка». В середине и второй половине творческого пути художник пишет больше радостных картин. «Праздник в окрестностях Парижа», «Продавец песенников», «Сцена у железной дороги» - все эти работы создал Перов.

Картина «Охотники на привале» была написана Василием Григорьевичем в 1871 году и относится к позднему периоду его творчества.

Картина: первый персонаж

Достаточно одного взгляда на полотно, чтобы увидеть: на нем изображены 3 человека. Интересно, что рисовал их с реальных людей В. Г. Перов. Картина «Охотники на привале» запечатлела трех медиков, которые в свободное от работы время любили поохотиться.

Слева сидит старший в компании. Это Д. П. Кувшинников - любитель ружейной охоты, известный московский врач. Обратив взоры на полотно, мы видим - Кувшинников рассказывает что-то интересное. Глаза его широко раскрыты, а руки имитируют когти хищника. Видимо, он рассказывает своему молодому другу, как когда-то охотился, и на него напала рысь, волк или медведь. Конечно же, охотник победил это животное и проявил недюжинные способности.

Прекрасно передал мимику, положение головы, рук, тела своего персонажа Перов. Картина «Охотники на привале» представляет собой сцену отдыха друзей и отражает живость их беседы.

Второй персонаж

Благодарный слушатель, сидящий на полотне справа, тоже имеет свой реальный прототип. Это Николай Михайлович Нагорнов, которому на момент создания холста было 26 лет. В жизни он был другом Д. П. Кувшинникова и тоже работал в медицине. Интересно, что этот юноша через год женился на племяннице известного писателя Толстого.

Но пока его полностью поглотил рассказ старшего охотника. Он слушает историю мужчины, сидящего напротив, и смотрит на него во все глаза. Юноша замер, его не интересуют ни трапеза, ни сигарета, которую он держит в правой руке. А рассказчик старается вовсю, он даже снял свой головной убор, потому что ему стало жарко.

Третий герой

Очень реалистично передает все настроения полотно, которое написал Перов - «Охотники на привале». Картина знакомит нас еще с одним героем, прототипом которого стал врач В. В. Бессонов. Как нетрудно догадаться, в жизни он был другом Кувшинникова и Нагорнова.

На полотне Бессонов усмехается. По выражению его лица можно понять, что охотничью байку своего приятеля он слышал не раз и не верит в нее. Мужчина почесывает себя за ухом, понятно, что означает этот жест. Он пытается отвлечься, чтобы не засмеяться и не рассказать молодому товарищу правду. Всё это знал и Перов. «Охотники на привале» - картина, позволяющая мысленно перенестись в конец XIX века, стать участниками интересной сцены и домыслить, о чем говорят главные герои полотна.

Окружающий пейзаж, мелкие детали

В художественной работе важно всё. После того как стало понятно, кто именно изображен на холсте, о чем беседуют мужчины, интересно посмотреть, что их окружает, и вычислить, в какое время года происходит действие. Этому поможет описание картины «Охотники на привале». Перов, скорее всего, рисовал пору ранней весны.

Видно, что трава пожухлая, такой она предстает перед нами, когда сходит снег. Но кое-где он остался: на заднем плане, на поле видны небольшие белые островки. Одеты мужчины тепло, поэтому им не холодно в этот вечер.

Всё это отчетливо передает картина «Охотники на привале». Перов В. и его приятели любили ходить по лесу с ружьем. Свои впечатления художник сохранил на века.

Василий Перов. Охотники на привале.
1871. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Перов был признанным вождём московской живописной школы, являвшейся в 60-х годах Х1Х века авангардом русского реалистического искусства. В кругах интеллигенции его даже называли «Папа московский», тем самым подчеркивая, что подобно тому, как Папа Римский диктует из Ватикана законы всему католическому миру, Перов из Москвы диктовал законы всему русскому художественному миру.

В 1870 году живописец получил профессорское звание. Среди жанровых работ экспонированных им на первой передвижной выставке, наибольший успех имело полотно «Охотники на привале».

В 60-е годы Перов писал работы, где показывал острые противоречия современной ему жизни. Зрителю известны его полотна «Чаепитие в Мытищах», «Проводы покойника», и «Тройка».

Но в 70-е годы направленность его жанровых работ меняется. Крушение идеалов 1860-х годов, глубокое разочарование, переживаемой значительной частью передовой интеллигенции, не миновали и Перова. С другой стороны, после трагической гибели почти всей семьи – жены и детей от эпидемии в 1869 — 1870 годах, он, судя по всему, стал по-новому смотреть на жизнь, начал обращаться к сюжетам, в которых главным героем стал простой, незаметный человек, его увлечения и радости.

В семидесятые годы в творчестве Перова преобладают житейские бытовые сюжеты. Перов был страстным охотником. В конце своей жизни он даже сотрудничал в журнале издателя Сабанеева «Природа и охота». В 1870-х годах художник создает серию картин, посвященных охоте и природе. Ее иногда неточно называют «охотничьей серией». В нее, кроме «Охотников на привале», входят «Рыболов», «Голубятник», «Птицелов», «Ботаник» и другие картины представляют характерные типы московских обывателей того времени.

Именно это приводило в восторг В.В. Стасова: «Тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России». А Собко писал о «Птицелове»: «Ведь это точь-в-точь будто отрывок из лучшего и талантливейшего, что есть в охотничьих очерках Тургенева».

Главное в «Охотниках на привале» – психология действующих лиц, причем в чистом виде, вне каких-то событий. В центре картины на фоне осенних полей изображена группа охотников. Видно, что они довольны собой, так как уже могут похвастаться своими трофеями.

Пожилой охотник (по-видимому, из бедных дворян) рассказывает о своих неимоверных охотничьих успехах, как барон Мюнхгаузен. Глаза его горят, он напряжен, заметно, что он вкладывает всю душу в свой рассказ, скорее всего, преувеличивая случившееся.

Второй же, одетый с иголочки молодой охотник, внимательно слушает, веря его каждому слову. доверчиво, с большим интересом слушает его — по выражению его лица можно предположить, что он искренне верит рассказчику

Сдвинув набекрень шляпу, недоверчиво почесывает за ухом и ухмыляется крестьянин, полулежащий в центре. Воплощая в себе трезвый народный ум, мужик ни в горш не ценит сказки барина и внутренне посмеивается над легковерием другого охотника. Кажется, что он занят своими мыслями и мало заинтересован в рассказываемой истории.

Картина интересна также сочетанием разных живописных жанров: бытовой сценки, пейзажа и даже натюрморта. Перов подробно выписывает охотничье снаряжение: ружья, рожок, подстреленного зайца, уток. Пейзаж полон поэзии русской осени.

Когда мы смотрим на это полотно Перова, у нас создаётся впечатление спокойствия и беззаботности Однако, есть что-то тревожное в окружающей природе: дует пронизывающий ветер, колышется трава, в небе кружат птицы. Беззащитно голыми выглядят ветки у ног второго охотника. Небо затянуто тучами, возможно, приближается гроза. Природа противопоставлена охотникам на привале с их непринуждёнными позами, спокойно разложенными на земле вещами. В этой картине гениально соединены анекдотический сюжет и драматический пейзаж.

Современники отнеслись к этой картине по-разному. В.В. Стасов, восхищался картиной. Более строг был Салтыков-Щедрин, критиковавший картину за отсутствие непосредственности. Он писал:

«Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот это лгун, а этот легковерный. Таким актером является ямщик, лежащий около охотников и как бы приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника-новичка Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью комментариев и толкований».

В.Г. Перов написал два варианта картины «Охотники на привале»: первый хранится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве, а второй — в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге.

В творчестве Перова это полотно сыграло роль связующего звена между острокритическими произведениями 1860-х годов и его так называемыми «поздними жанрами». Оно сохраняет отзвуки недавних сатирических картин живописца, во в то же время отмечает отход от некоторой, порой излишней, рассудочности в трактовке образов. Перов обнаруживает в этой картине стремление ближе подойтн н человеку, проникнуть в его психологию, в круг его повседневных интересов.

«Широкий зритель хорошо знает и ценит «Охотников на привале», ставших одной из самых известных картин Государственной Третьяковской галереи. Представленная тут сцена, самые типы охотников встречаются и в нашем быту. Многочисленные зрители «Охотников на привале» воспринимают это полотно с тем неподдельным юмором, который вложил сюда наблюдательный художник» (А. Зотов).

Картина "Охотники на привале" (Василий Григорьевич Перов) Картину "Охотники на привале" Перов написал в 1871 году. В этом произведении художник изобразил трех охотников отдыхающих на привале, после удачной охоты. Художник Перов надо признаться и сам был страстным любителем охоты. Не раз в своей жизни художник видел подобные сцены, потому, как сам был участником всяких веселых баек, пересудов и небывалых рассказах об охоте со своими товарищами охотниками после трудной но интересной охоты. Отобразить подобную сцену на холсте, показать разные характеры действующих лиц, без всяких обиняков, можно сказать даже так, тема близкая духу простого народа. В результате на картине три охотника с добычей, не два и не четыре а три, вообщем святая троица на фоне вечернего, несколько унылого пейзажа, в облачном небе еще летают птицы, чувствуется небольшой ветерок, сгущаются тучи. фактура предметов натюрмортаТщательно прописана художником фактура предметов натюрморта, без сомнения все выглядят без задоринки живо, здесь охотничьи трофеи, метко убитый заяц, куропатки, охотничьи ружья, рожок с сетью и другая охотничья атрибутика необходимая для охоты. Но это все не главное в картине, задачей Перова в этом произведении все таки три охотника с их разными характеристиками.пожилой с виду охотник Самая ярко выраженная фигура в картине Охотники на привале это конечно пожилой с виду охотник, страстно рассказывающий своим сотоварищам о своих явных или не совсем приключениях на охоте, фрагмент из того,что приблизительно он рассказывает: Вот досада разведя руки в сторону, второго зайца упустил а он был аж в два раза больше первого, первого то я удачно подстрелил. Второй товарищ, что посередке средних лет, тоже опытный охотник с иронией слушает пожилого охотника, почесывает ухо, можно сказать рассказчик явно вызывает у него саркастическую усмешку своей охотничьей, очередной и неправдивой байкой и он явно не доверяет ему, но при этом послушать все равно интересно, думает он. Молодой охотник, что справа внимательно и доверчиво выслушает расказни старого прожженного охотника, вполне вероятно он и сам тоже, что то хочет поведать и о своей охоте на куропатку, но старик явно не дает ему и слова сказать. Сюжет картины Охотники на привале получился прямо анекдотическим, относительно других произведений Перова. Современники по разному отнеслись к работе мастера, Салтыков-Щедрин критиковал художника за неестественно выглядящими лицами охотников, как будто играют актеры а не живые охотники. А Стасов В. В. наоборот восторженно восхищался картиной сравнивая ее с рассказами писателя Тургенева. Как бы там не было но картина Охотники на привале полюбилась народу, очень восторженно об этом произведении отзываются сами охотники. В наше время копии этой картины считаются подарочным эталоном для заядлых охотников. Поэтому в доме у хорошего охотника обязательно висит на стене подобный сюжет а иногда и с другими лицами героев картины. В творчестве художника Перова эта работа и картины: Голубятник, Рыболов и Птицелов связаны с некоторым отходом от острокритических полотен 1860 годов. И еще картина Охотники на привале написана Перовым в двух экземплярах, оригинал хранится в Третьяковской галерее, а копия картины в Русском музее в Петербурге. Фотоколлажи -

Глядя на «Охотников на привале» Василия Перова, современный зритель вряд ли замечает, что на картине изображена такая же ерунда, как и в охотничьих байках, которые «травит» один из персонажей

Картина «Охотники на привале»
Холст, масло, 119 х 183 см
Год создания: 1871 год
Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Две авторские копии картины находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Николаевском областном художественном музее имени В.В. Верещагина на Украине

«Что за прелесть! Конечно, растолковать - так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», - хвалил картину Федор Достоевский, восхищаясь выразительностью и достоверностью типажей. Однако сцена отдыха трех товарищей вовсе не правдива в деталях. Персонажи неправильно обращаются с оружием, а их снаряжение и добыча относятся к разным видам охоты. Кажется, живописец выбрал тему, в которой мало что понимал.

На самом деле Перов прекрасно разбирался в охоте. Художник ходил на зверя, как выразился его первый биограф Николай Собко, «во все времена года и без устали», впоследствии даже делился опытом в очерках для журнала «Природа и охота», который издавал натуралист Леонид Сабанеев. В конечном счете увлечение охотой стоило художнику жизни: из-за подхваченной в лесу простуды у Перова развилась чахотка, от которой он умер, не дожив до 50 лет.

А «Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями.


1. Скептик . Крестьянин, посмеивающийся над рассказом барина, написан с врача, художника-любителя и писателя Василия Бессонова. Перов изобразил его простолюдином, подчеркнув, что охотничий азарт, как эта трапеза на траве, объединяет дворян и их слуг.


2. Новичок . Он так заслушался рассказчика, что забыл зажечь папиросу. Судя по новым, не успевшим еще износиться в лесах тулупу и дорогому снаряжению, персонаж увлекся охотой недавно. Перов написал доверчивого неофита с 26-летнего Николая Нагорнова, в доме которого его друзья Кувшинников и Бессонов обычно собирались, чтобы вместе пойти на охоту.

3. Заяц-русак . Профессор РАН Валентин Головин отметил: по линьке зверька можно определить: действие происходит поздней осенью. Странно, что тушка не повреждена: по правилам псовой охоты убитого зайца обязательно надо было отколоть (ткнуть кинжалом между лопаток), отпазанить (отрезать передние лапы) и приторочить (вставить в седло).


4. Рябчик . Птица лесная не могла быть убита на той же охоте, что и заяц-русак, обитатель полей.


5. Враль . В роли помещика-рассказчика Перову позировал друг, полицейский врач Дмитрий Кувшинников. В 1880–1890-е годы доктор вместе с женой Софьей организовывал в своем доме литературно-художественный салон. Кувшинниковы и пейзажист Исаак Левитан, с которым Софья изменяла мужу, стали прототипами героев чеховского рассказа «Попрыгунья».


6. Сапоги . Обувь новичка, как отметил профессор Головин, тоже выдает неопытность персонажа: на таких высоких каблуках охотиться было очень неудобно.


7. Бинокль . У рассказчика бинокль старой модели, первой половины XIX века, что свидетельствует о солидном охотничьем стаже.


8. Рожок . Использовался на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но никаких признаков стаи гончих нет. Единственный пес, по разным версиям, либо борзая, либо сеттер - легавая. На псовой охоте не нужны ружья, так как дичь берет собака. А на ружейной не нужен рожок.


9. Ружья . Опытный охотник, чтобы не засорить канал ствола, никогда не положит ружье дульной частью на землю. Особенно если это первоклассное, дорогое оружие английской фирмы «Энфилд», как здесь.

Художник
Василий Перов

1834 - родился 2 января (н. ст.) в Тобольске. Художник был внебрачным сыном барона Григория Криденера, служившего там губернским прокурором.
1841 - за красивый почерк получил от учителя прозвище Перов, ставшее фамилией.
1853–1862 - студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
1861 - написал картины «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Проповедь в селе».
1862–1864 - посетил Германию и Францию.
1862–1869 - был женат на Елене Шейнс, в браке родились трое детей, но до совершеннолетия дожил только сын Владимир.
1866 - создал «Тройку» и «Приезд гувернантки в купеческий дом».
1870–1877 - состоял в Товариществе передвижных выставок.
1872 - вторично женился, на Елизавете Другановой.
1882 - умер от чахотки в Кузьминках (ныне район Москвы).

Фото: Fine Art Images / Legion-media

Большая часть выдающихся людей, в том числе писателей, композиторов, актеров, художников, были заядлыми охотниками и считали это хобби лучшим времяпровождением и самыми вдохновляющими моментами в жизни. Описание охоты присутствует у признанных литературных классиков – Толстого, Тургенева, Хемингуэя. Тема охоты также часто увлекала великих художников. На наших просторах одной из самых известных картин, посвященных охоте, является полотно Василия Перова «Охотники на привале», второе название – «Три охотника».

Картина “Три охотника”

Немного об авторе – художнике Василии Перове

Василий Григорьевич Перов был очень страстным и увлеченным природой охотником.

В последние годы жизни он даже стал корреспондентом журнала Сабанеева «Природа и охота», куда не только писал интересные , но и разместил цикл теоретических статей об охоте. Конечно, любимое занятие не могло не быть запечатленным на полотнах художника. В 70-х Перов создает серию картин, посвященных природе и отношению людей с ней – это такие полотна как «Голубятник», «Рыболов», «Птицелов», «Ботаник». А самой известной из этого цикла стала картина «Охотники на привале». Автором было написано два варианта картины: один хранится в Москве в Государственной Третьяковской Галерее, а второй – в Санкт-Петербургском Русском Музее.

На первой выставке картина наделала много шума. Из-за нее даже перессорились многие художники и критики.

Стасов был в восхищении и сказал, что этот сюжет так же хорошо, как и Тургенева. А вот Салтыкову-Щедрину она не понравилась. Писатель сказал, что в ней нет непосредственности, мол, художник уже очень нарочито показал одного охотника лгуном, второго – легковерным новичком, а ямщик всем видом показывает, что это именно так и есть.

Что же увидели зрители в 1871 году на выставке?

Именно тогда картина была выставлена впервые. Главное, что поразило публику тех времен – это интересный сюжет и психологические портреты действующих лиц на полотне.

На форе тревожной и унылой осеней природы на привал расположились три охотника. Персонажи, изображенные на картине – реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Охота явно была удачной – на первом плане мы видим и какая-то птица. Еще мы видим другие охотничьи атрибуты – ружье, рожок, сеть и ягтдаш. Пожилой охотник – судя по одежде из дворян, но небогатых, рассказывает очередную байку и явно в духе барона Мюнхаузена. Его горящий взор и активная жестикуляция свидетельствуют от том, что рассказ о произошедшей истории сильно преувеличен.

Второй персонаж – молодой охотник, одетый дорого, с иголочки, внимательно слушает и по виду – верит каждому слову рассказчика. Выражение его лица свидетельствует о том, что весь рассказ старого рассказчика он доверчиво принимает за чистую монету.

Рядом прилег простой крестьянин, по одежде видно, что это, скорее всего, ямщик. Он сдвинул набекрень шляпу, и ухмыляется, недоверчиво почесывая за ухом. По всему, он уже многократно слышал и знает, что эти рассказы сильно расходится с тем, что он видел собственными глазами на много численных охотах. Он явно посмеивается над доверчивостью молодого охотника. Даже кажется, что он думает о чем-то своем и уже не обращает внимание на рассказы старого барина.

Некоторые критики в сюжете увидели весь жизненный цикл человека: молодость, жадно познающая мир, впитывающая все с искренней верой. Далее приходит зрелость и опыт, когда все подвергается сомнению, а на веру уже ничего не принимается. А зрелость сменяется старостью, которая больше живет воспоминаниями прошлого.

На первый взгляд создается впечатление спокойствия и беззаботности на полотне. Но если всмотреться внимательно в сюжет, можно заметить беспокойство и тревогу в природе.

В небе кружат птицы, небо затянуло тучами, поднялся ветер – очевидно, приближается гроза. В противовес драматизму природы позы охотников полностью беззаботны. Автору удалось поистине гениально соединить драматический фон и почти анекдотический сюжет.

Большой успех картины и заставил Перова сделать с нее копию.

Современная история картины

На этом история трех охотников на привале не закончилась. Со времени появления картины она стала очень любимой в народе. По мотивам сюжета Перова были сделаны тысячи копий, изображение перенесено на гобелены, коврики, покрывала. Есть картина даже на конфетных фантиках. Эту симпатичную троицу вышивают, делают аппликации, выжигают и в последнее время даже татуируют на теле. В городе Екатеринбурге установлен памятник по сюжету «Охотников». Появилась масса смешных и не очень карикатур, пародирующих сюжет картины. Получается, что Перов блестяще справился с задачей, так как картина обросла собственной историей и множеством параллельных задач.

Интересные факты, связанные с картиной «Охотники на привале»

Это очень интересный момент. За те годы, что «Охотники на привале» находятся на хранении в Русском музее, ее несколько раз переносили из зала в зал. И сотрудники заметили, что у картины всегда намного теплее, чем в залах. По неизвестно причине и смотрители. И экскурсанты постоянно собирались группами именно у этой картины. Было решено изучить ее более основательно. Учеными были выявлены поражающие факты. Во-первых, оказалось, что температура самого полотна и воздуха рядом с ним всегда почти на 3 градуса выше, чем во всем помещении, хотя с соседними картинами такого не наблюдалось. Часы, установленные рядом, давали сбой – механические замедлялись, а электронные переставали работать. Люди тоже ощущают странные изменения в организме – у них заметно быстрее растут волосы и ногти.

Когда картину обучили рентгеновскими лучами – все были шокированы: распечатанный снимок показал не охотников, а… Ялтинскую конференцию – фигуры в точности стали похожи на Сталина, Черчилля и Рузвельта. Когда сверху наложили карту Европы на кальке, то оказалось, что «Сталин» на полотне указывает на линию второго фронта. Как ни странно, ученые нашли еще много, как они утверждают пророчеств на этом полотне – зашифрованные математические формулы, астрономические факты, даже точную схему Бермудского треугольника.

Правда это или вымысел, верить или нет – дело каждого, а вот полюбоваться шедевром – можно всегда.