На пути подготовки Большого Тюркского Курултая. Возрождение тюрков – залог мира и спокойствия нашей Земли

Курултай тюркских народов. Узбекская Кухня... Один из самых гостеприимных и веселых народов в Азии – узбеки, которые, расположившись в центральной ее части, не стали уподобляться соседям-кочевникам, и вели в плодородной равнинной местности оседлый образ жизни. Все узбеки большие любители хозяйства и ценители семейного культа. Культивируя злаковые породы, выращивая овощи и фруктовые сады, узбеки, между тем, в организации быта очень чтут свои семейные традиции. Многие выращивали домашний скот и птицу, промышляли и охотой на дичь. Гостеприимство узбеков искреннее, они и в самом деле любят угощать желанных гостей блюдами, которые в семье считаются самыми традиционными и, можно сказать, ритуальными. Узбекская кухня не является закрытым таинством, влияние других культур очевидно, однако любое заимствованное блюдо приготовляется по своим уникальным технологиям. Татарская, казахская, монгольская, русская, украинская, еврейская, кавказская и многие другие кухни мира нашли свою нишу в кулинарии Узбекистана, многие блюда приготовлены так, что их природу и не отличить от местной. Основные тенденции в кулинарии неоднородны – северная кухня отдает предпочтение плову и жареному мясу, очень любят блюда из теста, а южная делает акцент на овощах в разных видах и сочетаниях их с рисом. Благодаря тому, что юг Узбекистана богат на фрукты, цитрусовые и ягоды, множество кулинарных изысков основываются на свежих и сушеных продуктах из винограда, яблок, фиников, инжира, айвы. Любят и искусно подавать дыни, арбузы, хурму. Кроме того, в рецептуре часто употребляются вишни, лимоны, гранаты. Эксклюзивные узбекские овощи (зеленый редис, специфические виды тыквы, желтая морковь и сладкие помидоры) не знакомы и другим кухням, поэтому и блюда из них можно отведать только в Узбекистане. Природные условия позволяют выращивать в Узбекистане разные виды кабачков, болгарского и острого перца, репу, фасоль и т.д. Огромное количество ароматических трав широко используются в виде специй и пряностей в рецептах узбекской кухни. К наиболее популярным относятся тмин, кунжут, базилик, укроп, барбарис, кориандр. Любят и добавление в блюда чеснока. География страны и климат позволяет получать хорошие урожаи риса, ячменя, пшеницы и кукурузы., как источника белков и углеводов. Множество блюд содержат говядину и конину, а также мясо верблюдов и коз. Птица тоже употребляется во многих блюдах, однако если она не жирная, по той же причине, и из-за убеждений, что свинья – нечистое животное, узбеки не едят свинину. Не очень жалуют и рыбу. Яйца в повседневном употреблении редки, скорее, они используются для праздничной выпечки. Узбекская кухня интересна и технологией приготовления различных блюд, начиная со способов обработки продуктов. Уникальные методики соления, вяления, сушения продуктов, включающие приготовление маринадов, для мяса и фруктов, без применения огня. Зато распространена открытая жарка на шпажках или вертеле, варение на молоке или воде (бывает и комбинированный вид), паровая обработка в каскане; тушение на медленном огне; выпекание в тандыре (вертикально (так выпекаются лепешки) или горизонтально (мясо)) и комбинированный тип тушения после приготовления поджарки в чугунном казане. Узбекский плов, разновидностей которого только в Узбекистане около сотни, включает такие продукты как рис, морковь, лук и мясо, в самых простых рецептах. Сложные же разновидности содержат многочисленные добавки в виде айвы и барбариса, изюма, яблок, урюка, разных специй. Различные виды плова (а их более тысячи!) выглядят по-разному и отличаются по вкусу и составу. Например, самаркандский плов имеет светлый цвет, а плов по-фергански темнее. Главное правило приготовления традиционного плова – правильная посуда, это специальный каган, где продукты приготовления подвергаются равномерному нагреву, не подгорают. Настоящий узбекский плов готовится из риса свежего урожая, правильного вида измельченных и обжаренных овощей. Технология предусматривает «прокаливание» риса в соленой воде, смеси нескольких видов масла, неусыпного бдения над каганом, чтобы время варки было точным. Особенностью приготовления плова в Узбекистане считается правило: готовить плов должны мужчины, после молитвы и достижения специального настроя. Специалист по приготовлению плова – это ошпаз. Такая должность весьма почетна. Традиционно на праздниках плов едят все. А во время закупки ошпазом продуктов за ним следуют те, кто наблюдает, у каких торговцев покупает продукты ошпаз – это знак того, что торговец добросовестный. А вот женская прерогатива традиционно готовить сумаляк, это хлеб для празднования Навруза. Готовится все тщательнейшим образом, и начинаются эти приготовления за целую неделю, а то и за десять дней до праздника. Женщины собираются в доме у одной из них, замачивают пшеницу, сушат, замешивают специальное тесто. Задушевные беседы, национальные песни, танцы сопровождают этот процесс. На дно котла, где варится сумаляк, кладут семь камешков, чтобы тесто не пригорало. Это одно из таинств приготовления, передающееся из поколения в поколение, от матери к дочери или невестки. Форма камешков, место в казане и способ наливания теста – каждая деталь имеет значение в приготовлении традиционного хлеба. На праздник под молитву пробуется сумаляк. Для узбеков хлеб – это очень уважаемый элемент культуры. Лепешки из пресного теста оби-нон – повседневный хлеб, а весной он готовится на настое трав (мята, одуванчик, шпинат, лебеда и т.д.), к тому же в разных местах добавляют разные специи). Лепешки патыр пекут с добавлением бараньего жира. Бухарские лепешки готовят, посыпая кунжутом. Смотрины традиционно сопровождаются лепешками со сметаной и сливочным маслом. Лепешки оби-нон, приготовленные в тандыре, имеют разные названия, если приготовлены по разной рецептуре: "лочире", "чеват", "ширмой", "катлама"… Сакральное значение лепешек заключается в круглой форме, символизирующей солнце, плодородие, здоровье и колесо бесконечности времени. Их использование в виде тарелки для мясных блюд и плова, сделало украшение лепешек узорами из линий и дырочек традицией. Сама же традиция приготовления тандырных лепешек существует около 5000 лет. Некоторые узбеки особенно памятные лепешки (первая лепешка ребенка или приготовленная для какого-то события, или просто вышедшая очень красивой из-под рук мастера) хранят в высушенном виде на стене. Большую часть традиционных узбекских блюд составляют мучные изделия, имеющие различные начинки. Сладкую выпечку несколько раз подают гостям: во время приема, до начала основной трапезы и после. Пирожки из слоеного теста с мясной или сладкой начинкой особенно популярны. Восточные сладости (халва, халвайтар, чурчхелла, нават, пашмак, парварда, бекмес) для Узбекистана – повседневность: халвы около пятидесяти видов, сладости с добавлением муки, орехов, сушеные фрукты и ягоды – все это с удовольствием готовят местные мастера. Дыни и арбузы традиционно являются самостоятельными десертами. Что касается алкогольных напитков, то климат страны очень способствует тому, чтобы градус оставался умеренным – это сухие и марочные вина из местных сортов винограда. Повседневный рацион узбекской кухни не слишком трудоемкий, но без опыта их приготовление будет труднее. Традиционная шурпа густая и острая, свежее или жареное мясо, овощи кладутся крупными кусками для сохранения аромата. Мастава – острый суп из риса, с мясом и овощами подается с кислым молоком и пряностями. Машхурда – это фасолевый суп из риса на кислом молоке, из картофеля, с луком и зеленью). Маш-атала – суп из фасоли, с жареным салом, луком, морковью, загущенный мукой. Мошубиринч – суп из фасоли и риса с бараниной и помидорами. Чолоп – это освежающий холодный суп на кислом молоке с редисом, огурцами и зеленью. Вторые блюда также разнообразны. Это шашлыки, котлеты, манты, самса, кебаб, лагман, пирожки с мясом и рисом, мясом и тыквой и т.д. Гарнир к мясным блюдам составляют овощные салаты или тушеные овощи. Что касается молочных продуктов, то большая популярность у ферментированных йогуртов из овечьего молока(катык) и вкусная, подобная творогу, сузьма. Их употребляют и как самостоятельные блюда, и как заправку супов и салатов. Любят узбеки и айран – бодрящий напиток из смешанной с водой сузьмы или кислого молока, употребляющийся холодным. Узбеки часто пьют чай, поэтому забыть о таком культурном мероприятии, как чаепитие, было бы несправедливым. Эта традиция сопутствует узбекам издавна, и ритуальное чаепитие иногда сродни визиту к психологу, хотя задушевные разговоры, которые ведутся под чашечку чая, скорее дружеские и участливые. Как правило, в чайхане собираются мужчины. Зеленый чай в сочетании с жирной мясной пищей, помогает усваиваться ей, а плов и мясо на узбекском столе далеко не редкость. Чашка зеленого чая сопровождается большим количеством сладостей, хотя ни молоко, ни сахар в чай не добавляется. Правда, в зимние дни узбеки все же употребляют черный чай, кладут в него несколько кусочков сахара, настаивая 5-7 минут напиток. Часто, сочетая в заварном черном чае и какие-нибудь травы, узбеки большое значение придают их свойствам, многие травы употребляют регулярно, заваривая вместе с чаем в качестве гомеопатической поддержки организма. Гостям чай предлагают всегда, и это не столько грамотный и объяснимый внимательным отношением к физиологии поступок, сколько жест гостеприимства, радушия и доброжелательности узбеков.

В местечке Бугац, на территории национального парка Кишкуншаг, на днях прошёл Большой курултай тюркских народов - красочный этнофестиваль.
Венгерская степь наполнилась звоном мечей, свистом стрел, топотом копыт и щелканьем пастушеских бичей. Снова раздавались звуки древнего инструмента шан-кобыза (официально по-русски называется "варган") и шаманских бубнов, а воздух сотрясали приветственные гортанные языческие выкрики.

Основная цель мероприятия - это объединение представителей тюркского мира и демонстрация образцов их национальной культуры.

Курултай проводится с 2007 года с периодичностью один раз в два года при организационной поддержке фонда «Туран-Венгрия» (Magyar-Turán Alapítvány) во главе с вице-председателем Парламента Венгрии Шандора Лежака, курирующего политику в области культуры в Европе и Азии. Из года в год Курултай собирает представителей трёх десятков стран, в том числе Казахстана, Узбекистана, Китая (Уйгурия), Турции, Азербайджана, Туркменистана, Монголии, Киргизии, России (Башкирия и Татарстан), Молдавии (Гагаузия) и Болгарии. В 2010 году мероприятие за три дня посетили 100 тысяч гостей, а в нынешнем 2014 - более 150 тысяч!

Курултáй — орган народного представительства у некоторых тюркских народов (башкир, казахов, киргизов, крымских татар, татар, тувинцев), всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов, в определённой степени — аналог европейских парламентов.

В сознании венгров Центральная Азия всегда отождествлялась с прародиной, испокон веков мадьяры связывали свое происхождение именно с этим регионом. В научной же среде об этногенезе народа до сих пор нет единого мнения. Дискуссии эту тему среди ученых ведутся с середины XIX века. В годы коммунистического правления, вопреки научным фактам, доминировала теория финно-угорского происхождения венгров. Хотя результаты археологических, языковедческих, этнографических и антропологических исследований свидетельствовали о ее явно искусственном и навязанном характере. В наше время большинство ученых, в особенности археологи и антропологи, сходятся во мнении, что антропология и, в особенности, культура венгров имеют много общего с тюркскими народами. Она неразрывно связана с традициями Великой степи и имеет много общего с культурой скифов, гунно, авар и других народов, населявших в древности центральноазиатские степи.

Курултай в Бугаце - это грандиозное мероприятие, включающее в себя театрализованные шоу-программы, музыкальные представления, археолого-антропологические выставки, ярмарку ремесленников.
Было очень интересно и непривычно видеть на территории Национального парка Кишкуншаг более сотни юрт, которые использовались как для жилья, так и в качестве палаток для продажи изделий и сувениров. На такой ярмарке можно было купить и традиционные сувениры, и средневековое вооружение и доспехи.
А один из ремесленников - кузнец прямо в поле установил горн и наковальню и в режиме реального времени продемонстрировал все этапы превращения железа из руды в наконечник копья.

Для конных шоу было отведено специальное поле с трибунами. Там проходили конные и пешие парады, кокпар, имитация поединков жекпе-жек, демонстрировались элементы джигитовки.

Кокпар - это одна из самых древних национальных конных игр кочевников Средней Азии, известная ещё со времён Чингисхана. В жизни степных народов умение мастерски управлять конем было жизненной необходимостью. Постоянно шли войны, и, чтобы защитить свой род, требовались могучие, отважные и умелые джигиты. В перерывах между войнами они поддерживали свою силу и сноровку в лихих конных забавах, таких как кокпар. С тех пор миновало много веков, но игра кокпар выдержала испытание временем и дошла до наших дней.

Жекпе-жек - это казахское бойцовское единоборство, его история корнями уходит в далекое прошлое. Дословно жекпе-жек переводится «раз-на-раз». В те времена, когда существовали междоусобные распри, два войска вставали друг против друга, и от каждого из них выходил сильнейший боец. Это и было жекпе-жек.

Несмотря на то, что сегодня такие бои формально называются "боями без правил", ограничения на самом деле всё-таки существуют. Например, запрещены удары в затылок, позвоночник и нельзя бить коленом. Кроме того, в этом виде спорта используется масса защитных элементов: на зубы спортсмены надевают капу, на руки шингарты, а пах бойцов защищает специальная раковина.

В конных представлениях было задействовано около 600 лошадей!

Состязания лучников.

Особым успехом на Курултае пользовались выступления настоящих бурятских шаманов.

От желающих заглянуть в юрту Аттилы не было отбоя.

В другом месте на двух больших сценах выступали этнические ансамбли, как из Венгрии, так и из тюркских республик. Гостей развлекали также показом национальной одежды и древнего вооружения. А завершили курултай большой костер и церемония «братания» тюркских народов.

В городке Туран (Казахстан) 24-26 мая состоялся Курултай (съезд) тюркских народов мира, организованный Всемирной ассамблеей тюркских народов (ВАТН), которую ныне возглавляет казахский ученый академик Ерментай Султанмурат.

В Курултае приняли участие свыше ста представителей порядка двадцати тюркских народов, видные политические и общественные деятели, руководители, члены общественных организаций, отдельные бизнесмены, представляющие тюркские страны, обеспокоенные судьбой тюркских народов. Об этом "Тюркисту" сообщили в оргкомитете Курултая.

"Участников Курултая - представителей каждого народа встречали под президент ВАТН Ерментай Султанмурат и Салав Алиев (Кумыкия) – старейший деятель движения тюркского единства и борец за права малых народов Кавказа. Курултай начался с исполнения Гимна Всемирной ассамблеи тюркских народов "Турiк бiрлiгi" на среднетюркском языке "ортатурк" и поднятием впервые флага ВАТН, а так же национальных флагов всех делегаций", - говорится в сообщении оргкомитета.
Затем состоялся митинг на месте установки монумента деятелям, принявшим решение о создании в 1920 году тюркской республики Туркестана (Туркестанская автономия - ред.) - Турару Рыскулову, Сагдулле Турсунходжаеву, Глеб Бех-Иванову, Низаметдину Ходжаеву.

"Рядом с монументом также планируется установить памятники Мустафе Шокаю и турецкому генералу Энвер-паше, павшему в боях за освобождение Туркестана от российских колонизаторов", - сообщили в оргкомитете.

В рамках Курултая также отметили "День тюркской культуры и языка", в ходе котрого выступили мастера культуры, прибывшие в городок Туран в составе национальных делегаций.

Координационно-информационный центр тюрок мира

Одной из основных целей созыва Курултая было создание Координационно-информационного центра - КИЦ тюркских общественных организаций. Было принято создать такой центр с головным офисом в Баку (Азербайджан). Идея о КИЦ принадлежала Х.Халкечу - ветерану ВАТН, представителю карачайского народа.

Обновленное тюркское мировоззрение

В рамках Курултая с докладом на тему тюркского мировоззрения выступил известный татарский деятель Рафаэль Мухаметдинов. Он предложил на суд тюрок всего мира шесть положений обновленного тюркского мировоззрения.

Тюркская космогония и представление наших предков о сущности бытия;
- тюркская диалектика;
- осознание тюрками себя как одного из древнейших народов, внесших вклад в развитие человечества уже в доисторическую эпоху, а также создавшие шумерскую и другие цивилизации Евразийского континента;
- культ уважения и почитания предков, создавших такие величайшие государства в истории, как Гуннская империя, Тюркский каганат, государство Чингизидов и Османская империя;
- культ почитания природы и жизни в гармонии с ней, восхищение красотой природы;
- идеи всеобщей справедливости, гуманизма и построения социально-ориентированного государства, начиная со справедливых каганов, заботившихся о народе и заканчивая Тюркским путём общественного развития, основанным на принципах народного капитализма и тюркской демократии, предложенных академиком Ерментаем Султанмуратом.

Презентация общетюркского языка

С докладом об общетюркском языке "ортатюрк" выступили его разработчики - директор института Ортатюрк-Анатюрк ВАТН Вадим Миреев и старший научный сотрудник института Ильнара Валеева.

Следует особо подчеркнуть, что и сам доклад был зачитан на языке "ортатюрк".

"Язык создан на основе отбора слов из языков всех тюркских народов через методику, заложенную в компьютерную программу. Для письменности будет использован латинский алфавит, при этом для передачи специфических тюркских звуков используются сочетания букв, знаков данного алфавита. Ортатюрк станет незаменимым средством межтюркского общения, единения и роста конкурентоспособности тюркских народов. При этом он никак не вытесняет отдельные тюркские языки, не противоречит им, наоборот, обогащает и развивает их, поскольку имеет единую базу", - отметили докладчики.
По их словам, обратный эффект дает использование в качестве языка межтюркского общения русского и прочих нетюркских языков. Это ведет к гибели тюркских языков, тюркской культуры, мировоззрения, тем самым к вырождению и ассимиляции самого народа.

"На Курултае обсуждались пути совершенствования и внедрения данного языка в жизнь. Член гагаузской делегации Л.Добра предложил внедрить изучение среднетюркского языка в Комратском университете, создать интернет-газету с привлекательной информацией. Другие предложили постепенно тюркские Курултаи, и иные встречи проводить на этом языке. Дальнейшее совершенствование и внедрение данного языка требует финансовой, организационной поддержки, в первую очередь со стороны ТЮРКСОЙ и иных государственных, межгосударственных образований и частных лиц", - сообщили в оргкомитете Курултая.

Немного политики - Евросоюз, Евразийский союз, Турция...

В рамках Курултая выступил и сам глава ВАТН Ерментай Султанмурат. Он подробно изложил теорию, над которой работает свыше 25 лет. Теория посвящена тюркскому пути общественного развития. Переходу к народному капитализму .

По словам академика, у проекта всего лишь один "недостаток" - он не позволяет воровать никому. Поэтому повсюду эта идея отвергается.

"Хищнические круги, используя государственную машину - орудие подавления, не гнушаются ничем, чтобы принести в жертву все, что есть в стране, для постоянного, всерастущего удовлетворения собственной жажды наживы - жажды власти, мнимой славы и финансово-материальных ресурсов", - говорит академик.

Султамурат затронул и интеграционные процессы на территории Азии. В частности, говоря о Евразийском союзе, он отметил, что только вместе с Турцией эти проекты могут быть успешными для остальных тюркских народов.

"В противном случае, эти структуры (интеграционные проекты - ред.) послужат великодержавным амбициям Кремля, диктующего свою политическую, экономическую волю. И, в части культуры, как говорил Олжас Сулейменов, будет формироваться единое культурное пространство, считай "под русскую балалайку" и массовую культуру. Российская Федерация отчасти тюркская страна, можно было бы сохранить баланс интересов, в том числе в вопросах культуры составляющих ее народов. Однако, слишком сильна позиция шовинистов, отсюда множество проблем", - отметил Султанмурат.

По его словам, если же Турция войдет в Евросоюз, то она "будет потеряна" для Тюркского мира.

"Если Турция войдет в ЕС, то, это для нас начало окончательной ее потери как братской страны. Войдет Турция в Таможенный союз, ЕврАзЭС это начала возвращения его в Родное лоно. Нынче идут переломные дни в судьбе Центральной Евразии. Требуется решительные шаги. Межтюркское взаимодействие не должно ограничиваться любезностями типа строительства «Хан шатыра» в Астане. Н.Назарбаев в прошлом году предложил пригласить Турцию в ТС , но пока на это предложение нет должной реакции. Турция не должна пропустить такой судьбоносный шанс", - сказал Султанмурат.

Тюркский ООН...

По словам организаторов, на Курултае прозвучали идеи создания эффективной тюркской организации.

Так, упомянутый выше Салав Алиев предложил превратить ВАТН в своеобразный тюркский вариант Организации Объединенных Нации, или хотя бы в Организацию непредставленных народов, добиться для ВАТН статуса ассоциированной организации в ООН, а также под эгидой ВАТН организовать бизнес-выставки тюркских народов.

"Есть многочисленные общетюркские учреждения как ТюркПА, ТЮРКСОЙ, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, всякие фонды. Это они должны заниматься этими проблемами. К сожалению, многих из них возглавляют совершенно чуждые тюркизму люди. На деле эти организации не занимаются основополагающимся проблемами тюркского возрождения. Их деятельность носит постановочный характер", - считают участники Курултая.