Наибольшая опасность для большинства из нас кроется не в том, что мы стремимся к слишком высоким целям и не достигаем их, а в том, что мы ставим перед собой слишком низкие цели и добиваемся своего.
Вы состоите из книг, которые читаете; Из фильмов, которые смотрите; Из людей с которыми проводите время; Из разговоров в которые вовлекаетесь. Тщательно выбирайте, чем вы питаете свой ум.
Встречаешь сотни людей, и никто из них не трогает, а потом кто-то один меняет всю твою жизнь. Навсегда.
Помни всегда вот о чём: что бы ты ни делал за спиной у людей, ты делаешь это на глазах у Бога.
Математики думают, что Бог в уравнениях, нейрологи уверены, что Бог в мозге, а программисты уверены, что Бог - один из них.
Мне кажется, из детства я выехал, а вот до пункта назначения - «взрослости» - не добрался. Так и живу в автобусе.
Такой вот парадокс: Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов!!!
В жизни про многое мы думаем - вот-вот, а оно - уже-уже!
Провести всю свою жизнь в страхе, так и не осуществив ни одной мечты, - вот что жестоко. Работать в поте лица за деньги и думать, что они позволят купить вещи, которые сделают вас счастливыми, - вот что страшно.
Вот ты, например, жонглируешь четырьмя мячиками, которые называешь: "работа", "семья", "друзья" и "дух". Так вот, работа - резиновый мячик. Если нечаянно ты его уронишь, он снова прыгнет тебе в руки. А все остальные мячи - из стекла.
Монолог Чацкого "А судьи кто?.." из комедии " " (1824 г.) русского писателя и дипломата (1795 - 1829) приведен в действии 2, явлении 5 комедии. Чацкий отвечает на критику в свой адрес Фамусова .
Монолог Чацкого - самый известный эпизод из комедии " " . Первая фраза монолога " " стала крылатой.
Монолог Чацкого (действ. 2 явл. 5)
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма ;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется: враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,—
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали:
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!"
Примечания
1) — главный герой произведения. Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова - Андрея Ильича Чацкого. Чацкий и Софья Фамусова раньше любили друг друга.
2) — московский дворянин средней руки. Служит управляющим в казённом месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью. Фамусов дружил с покойным отцом Чацкого.
3) Времен Очаковских и покоренья Крыма — крепость и город Очаков был взят русскими войсками 6 (17) декабря 1788 года в Русско-турецкую войну 1787-1791 годов. Общее командование штурмом осуществлял князь Потёмкин, армией командовал полководец (1730 - 1800). По Ясскому мирному договору 1791 года крепость отошла России.
4) Нестор (ок. 1056 - 1114) — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря.
5) Зефирах и в Амур — Зефир — древнегреческое мифологическое божество, самый мягкий из ветров, посланник весны. Амур — бог любви в древнеримской мифологии.
II. Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в парах и мотовстве
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали; вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей!
Сам погружен умом в зефирах и амурах,
Заставил всю Москву лишиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке -
Амуры и зефиры все
Распроданы по одиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Вторая половина монолога построена иначе. Предлагаем учащимся определить, по какому принципу она строится. Ученики не сразу улавливают составные части. Они быстро отвечают, что вторая половина монолога состоит из двух частей. А дальше требуется помощь учителя. Вот примерно как протекает эта часть беседы на уроке .
Учитель. Кого изображает Чацкий в начале второй половины монолога?
Ученик. Передового молодого человека.
Учитель . Прочитайте это место.
Ученик. «Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется: враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным...»
Учитель . Кого имеет здесь в виду Чацкий?
Ученица . Чацкий имеет.и виду людей, таких как он сам, как брат Скалозуба.
Учитель . Что это за люди? Чем они занимаются?
Ученик . Это люди, которые честно служат, не заискивают перед начальством; они «враги исканий», «не требуют ни мест, ни повышенья в чин», занимаются наукой, искусством, литературой.
Учитель . Как относятся к таким людям «отечества отцы»?
Ученица . «Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!»
Учитель . В начале второй половины монолога Чацкий рисует образ передового дворянина-интеллигента, а заканчивает он эту часть чем?
Ученик. Картиной, в которой показывает, как «судьи» кричат: «разбой! пожар!»
Учитель . В этой части монолога Чацкий рисует образ передового дворянина, в другой он показывает, как относятся к этому передовому дворянину защитники старины.
В первой половине монолога Чацкий возмущается.консерватизмом дворянского общества, ограблением народа, безобразиями крепостнического произвола, а в разобранном отрывке о чем он говорит?
Ученик. В этой части монолога Чацкий разоблачает вражду дворян к знаниям, боязнь всего нового.
Затем учащиеся самостоятельно устанавливают, что в последней части монолога описан мундир, укрывающий «слабодушие и рассудка нищету», и сцена, в которой показаны московские барыньки, бросающие в воздух чепчики.
Композиция монолога Чацкого выяснена. Спрашиваем у школьников, как характеризует Чацкого такое логичное построение речи. Ученики отвечают, что Чацкий умен и образован, вспоминают высказывания различных действующих лиц комедии о Чацком: «остер, умен, красноречив», «он славно пишет, переводит». В соответствии с композицией монолога отмечаем смысловые паузы: самая большая - на границе первой и второй половины, несколько меньше - перед вторым общим вопросом и перед последней частью монолога («Мундир! один мундир...»).
Затем знакомим учащихся с правилом чтения текста при наличии риторических вопросов и восклицаний. Каждый последующий риторический вопрос или восклицание интонационно произносится сильнее предыдущего. Но сильнее - не значит громче. Выделяем паузы внутри первой половины монолога после вопросов, отмеченных цифрами - см. стр. 46 - 47 (по окончании ответов на вопросы). Эти паузы короче предшествующих, но они значительны и позволяют читающему подготовиться к произнесению следующей части. Анализируем с этой точки зрения монолог по частям. Первые восемь стихов (за исключением вопроса «А судьи кто?») представляют одно сложное предложение. Сравниваем их с началом монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», который учащиеся уже выучили наизусть. Речь Фамусова состоит из коротких фраз, характерных для разговорной речи. Речь Чацкого в начале монолога похожа на письменную: «говорит, как пишет». Первые восемь стихов объединены в два четверостишья с перекрестной рифмой. За ними следуют два стиха с парной рифмой. Это те стихи, в которых ставится второй общий вопрос. Последующий вопрос и ответ составляют, как уже отмечалось, одну смысловую часть, каждая из которых тоже состоит из восьми стихов, разделенных на два четверостишья с перекрестной рифмой.
Взволнованное восклицание Чацкого ритмически выделено. Три стиха составляют самостоятельное трехстишье со своей системой рифмовки (первый стих рифмуется с первым и третьим стихами следующего четверостишья, два других соединены парной рифмой). Таким образом, общий вопрос Чацкого и восклицание подчеркнуты системой рифм.
Эмоциональный характер речи Чацкого передается и сменой различных размеров стихов, входящих в состав периода, объединенного общностью рифм. Три из четырех больших смысловых единиц первой части монолога заканчиваются более короткими стихами. Движение стиха идет от более длинных к коротким. Заключительный стих звучит как вывод из сказанного. Он ярко выделяется на фоне более длинных стихов. Короткий стих обычно отделяет в монологе одну смысловую часть от другой. Заканчивается монолог энергичными четырехстопными стихами, которые придают ему характер логической завершенности.
Приступая к расстановке логических ударений в тексте, мы одновременно останавливаем внимание учащихся на выразительных средствах языка. Для этого находим в первой части монолога метафоры («Сужденья черпают из забытых газет», «поют все песнь одну и ту же») и затем предлагаем учащимся самим найти метафоры в остальной части монолога. Ученики приводят их: «разливаются в пирах и мотовстве», «кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы», «мундир...укрывал слабодушие, рассудка нищету» и т.д.
При работе над соответствующими частями монолога находятся..метонимии: «в часы вина и драки», то есть на пирах и на войне; «амуры и зефиры», то есть крепостные актеры, исполнявшие роли амуров и зефиров.
Указываем, если учащиеся сами не сумеют определить, что восклицание «Вот наши строгие ценители и судьи!» - ирония, скрытая насмешка: смысл фразы противоположен буквальному ее значению. Завершение первой половины монолога тремя ироническими восклицаниями, из которых последнее- самое сильное, придает сатирический оттенок всей этой части монолога. Предлагаем учащимся самим найти иронические восклицания во второй части монолога («И нам, за ними в путь счастливый!»)
В восклицании «И прослывет у них мечтателем! опасным!!» ирония достигается двумя способами. Чацкий употребляет слово мечтатель в том противоположном истинному значению смысле, который вкладывали в него охранители старинных порядков: «мечтатель»-бунтовщик. Противопоставление полезных занятий молодого человека толкам, которые они вызывают, и воплям:«пожар! разбой! бунтовщик опасный!!»-создает ироническое отношение к «судьям».
Монолог заканчивается гиперболой. Быть может, московские дамы и не подбрасывали на самом деле чепчики в воздух, но эта несколько преувеличенная картина прекрасно передает всеобщее преклонение дворян перед золотым шитьем и обожание позументов. Насмешка в конце монолога доведена до предела.
Проведя наблюдения над выразительными средствами языка монолога, учащиеся делают выводы:
1. Чацкий- человек очень образованный. Удачно выбранные эпитеты придают красочность его речи. Строгая композиция придает речи стройность. Монолог Чацкого похож на ораторскую речь.
2. Монолог Чацкого - свидетельство большого писательского мастерства А. С. Грибоедова. Автор в скупых строках сумел сатирически осмеять основные пороки русского дворянского общества первой четверти XIX века.
3. При выразительном чтении необходимо передать красоту языка и стиха комедии.
Выяснение речевых особенностей монолога Чацкого также подводит учеников к выводу, как надо читать отдельные части монолога. Последнее наблюдение над языком монолога состоит в сопоставлении синтаксического строя первой его части и заключительной. Вначале - длинный период. В конце - короткие, энергичные фразы. Это свидетельство умения Чацкого пользоваться разнообразными средствами языка. Но это одновременно свидетельствует и о состоянии Чацкого. Вначале он более спокоен, но по мере возмущения безобразиями помещиков гнев его нарастает, и в конце монолога он страстно клеймит своих идейных противников.
В конце урока учащиеся прослушали в записи на магнитофон исполнение монолога Чацкого народным артистом СССР М. И. Царевым.
Желая проверить, насколько комментированное чтение подготовило учащихся к аналитической "беседе о комедии, мы провели с восьмиклассниками до анализа образов комедии «Горе от ума» письменную контрольную работу. Для проверки усвоения содержания комедии были предложены:
I. 1) Задания, требующие краткого изложения содержания отдельных эпизодов:
а) перескажите кратко содержание разговора Фамусова и Скалозуба из второго действия;
б) перескажите содержание вымышленного сна Софьи из первого действия.
2) Задания, предполагающие краткий пересказ развития действия в нескольких эпизодах:
а) расскажите кратко, как разрастается сплетня о «сумасшествии» Чацкого;
б) перескажите кратко содержание разговора гостей Фамусова о причинах «сумасшествия» Чацкого.
3) Задание, цель которого выяснить знание наизусть цитат:
а) приведите по памяти цитаты из комедии (но не из выученных монологов), которые вы запомнили, и укажите, кем сказаны приводимые вами слова и о ком.
II. Задания для проверки подготовленности к самостоятельному осмыслению комедии.
1) Вопросы, касающиеся анализа идейного смысла всей комедии или ее основного конфликта:
а) объясните, почему, по вашему мнению, Грибоедов, назвал комедию «Горе от ума»;
б) что является причиной конфликта в комедии «Горе от ума»?
2) Задания, требующие пересказа эпизода и определения на основании поведения персонажа черт его характера:
а) перескажите кратко содержание разговора Чацкого с Молчалиным в третьем действии и укажите, какие, по вашему мнению, черты характера Молчалина раскрылись в этом эпизоде;
б) перескажите содержание разговора Загорецкого с Софьей из третьего действия и укажите, какие стороны характера Загорецкого раскрылись в нем.
Как видно из заданий, мы стремились выяснить, насколько детально запомнили учащиеся.текст и насколько осознанно они осмысливают детали и комедию в целом. Эпизоды для пересказа мы подбирали такие, которые комментировались в меньшей степени при чтении комедии в классе. Причина такого подбора - стремление выяснить, все ли нуждается в-подробном пояснении или можно ограничиться комментированием основных моментов сюжета.
Анализ контрольных работ позволяет говорить о том, что--учащиеся в основном хорошо усвоили содержание комедии. Не только ясное представление о фактах и их последовательности, но знание многих мелких деталей, бытовых подробностей нашло отражение в их ответах.
Второй вывод, который мы сделали, заключается в том, что комментированное чтение в достаточной степени подготовило школьников к осмыслению поведения персонажей. Даже в тех случаях, когда задание не требовало вывода, восьмиклассники считали необходимым сделать его. Можно утверждать, что после комментированного чтения учащиеся были, подготовлены к аналитической беседе.
Третий вывод - комментированное чтение способствует более глубокому пониманию идейного содержания комедии.
Четвертый вывод касается усвоения художественного своеобразия комедии. Проявление интереса к этой стороне произведения мы видим прежде всего в том, как используют учащиеся в ответах текст комедии: многие уже удачно приводят цитаты в своих ответах. Желание запомнить понравившееся выражение - тоже показатель отношения к произведению. Учащиеся правильно поняли и основной конфликт комедии. Правда, здесь следует отметить, что не все восьмиклассники хорошо понимают причины личного столкновения Чацкого с Софьей.
Стремясь выяснить прочность знаний учащихся, полученных ими при комментированном чтении, мы повторили работу через полтора месяца после чтения комедии и спустя месяц после ее изучения, Характер работы был тот же самый, несколько изменился только фактический материал, необходимый для ответов на вопросы.
При сопоставлении первой и второй контрольных работ сразу бросается в глаза следующая разница. Во второй работе в ответах учащихся уже нет деталей, но более резко выделены основные, центральные моменты комедии, характерные черты действующих лиц. Особенно это заметно в ответах на вопросы, совпадавшие в обеих работах.
Приводим для сравнения две работы учащихся (средних по успеваемости), написанные в разное время.
1-я КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА