Музыкальное творчество баха - презентация. Презентация - Жизненный путь и творчество И.С

Творческий облик И.С.Баха

Великий немецкий композитор

годы жизни

1685 - 1750



Творческое наследие Баха довольно велико.

  • Это:
  • мессы,
  • оратории, кантаты, произведения для органа,

клавесина. клавира. концерты. сюиты, инвенции



Орган – инструмент –оркестр.

  • Любимый инструмент Баха – орган. Именно для него им написано большое количество прекрасных сочинений.
  • Среди них знаменитые «Органные прелюдии, «Токката и фуга»
  • ре минор»


Собор св. Фомы, в котором долгое время служил Бах.

  • Играть на этом инструменте чрезвычайно сложно! Кроме необыкновенной виртуозности и безукоризненного владения техникой, исполнителю требуется приличная физическая подготовка, т. к. он играет не только руками но и ногами.

Музыкальное искусство того времени развивалось в двух направлениях: духовная и светская музыка.

  • Духовная звучала в церкви во время служб. Это были произведения вокально-инструментальной музыки. Задача Баха была сочинять новую музыку к каждому богослужению. Звучала она в сопровождении органа.
  • «Страсти по Иоанну»
  • «Страсти по Матфею»
  • «Страсти по Луке»


Из предков Баха особенно прославились: Фейт Бах - пекарь, который играл на цитре, Иоганнес Бах - городской музыкант в Эрфурте, Иоганн Амвройский - городской музыкант. Дядя Иоганн Кристоф служил в городе органистом



Творчество Баха условно подразделяют на три основных периода:



Детство и юность Баха.

  • Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке.


К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.).

История о том, что Бах по ночам переписывал ноты других композиторов тайком от брата, не является достоверным фактом.



Веймарский период жизни Баха

  • В Веймаре, где был прекрасный орган, Бах написал серию органных токкат (из них наиболее знаменита ре-минорная).
  • В Лейпциге ему приходилось на каждой воскресной церковной службе исполнять новую кантату. Таким образом, он стал автором 265 кантат (пять годовых циклов). Кроме духовных писал светские кантаты («Кофейная», «Крестьянская» и др.).

Бах явился создателем малого цикла «прелюдия и фуга» для клавира.

  • Полифонический жанр фуги Бах довёл до совершенства: в его двух томах «Хорошо темперированного клавира»
  • (1722-1744 гг.)
  • В нем каждой из 24-х тональностей мажора и минора 1соответствуют отдельные прелюдия и фуга.



Бах – непревзойденный мастер полифонии.

Памятник Баху.

Фуга – означает «бег».

  • В цикле «Искусство фуги», над которым Бах работал последние десять лет жизни, представлены произведения, развивающие - каждый раз неповторимо - одну и ту же тему.

Поздний период творчества

Срасти …

Гениальность…

  • Вершинами вокально-инструментальной музыки явились композиции «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729 г.), а также «Высокая месса си-минор» (1747- 1749 гг.).




Иоганн Себастьян Бах один из величайших композиторов в истории музыки, родился 21 марта 1685 года в небольшом немецком городке Эйзенахе Иоганн Себастьян Бах один из величайших композиторов в истории музыки, родился 21 марта 1685 года в небольшом немецком городке Эйзенахе Дом в котором родился И.Бах


Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха. Многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха. Многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами


Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, он обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. Орган Клавир


В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в годах учился в певческой школе св. Михаила Личная печать Баха Рукопись Баха




В Кётене (1717 – 1723) Бах служил капельмейстером при дворе принца Кётенского, где не было органа. Поэтому Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавире. Без труда, справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. В Кётене (1717 – 1723) Бах служил капельмейстером при дворе принца Кётенского, где не было органа. Поэтому Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавире. Без труда, справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству.




В 1977 году был запущен космический корабль «Вояджер», на его борту находится золотой диск с музыкой Баха. Первыми звуками, представляющими человечество другим внеземным цивилизациям, будет «Бранденбургский концерт 2» И.С. Баха В 1977 году был запущен космический корабль «Вояджер», на его борту находится золотой диск с музыкой Баха. Первыми звуками, представляющими человечество другим внеземным цивилизациям, будет «Бранденбургский концерт 2» И.С. Баха

С самого рождения никто в семье не сомневался, что маленький Иоганн будет музыкантом: все дети играли на различных инструментах и изучали нотную грамоту, сольфеджио и теорию музыки.

Уже в пять лет малютка-Бах учился играть на скрипке, которую подарил ему отец. Слушая по утрам пение птиц, мальчишка пытался воспроизвести красивые звуки с помощью смычка и струн. Так появилась первая чарующая музыка Баха.

В 9 лет будущий композитор впервые узнал, что такое горе: сначала не стало мамы, через год умер от болезни отец. Иоганн поселился у старшего брата, который заботился и помогал ему, учил играть на органе и клавире.

В постоянно запертом шкафу под запретом для Баха лежала толстая нотная тетрадь с сочинениями великих композиторов. Мальчику удалось открыть замок. Он несколько месяцев ночами переписывал произведения, напрягая зрение от лунного света.

Когда юноше исполнилось 15 лет, он переехал в другой город для учебы в церковной школе. Иоганн учился петь, в то же время начинал писать свои маленькие музыкальные сочинения для клавира и органа.

Окончив школу, молодой человек ищет себе разнообразную работу, путешествуя по городам Германии. В 22 года Иоганн сделал предложение и женился на своей любимой кузине – Марии Бах.

Следующие 9 лет стали для уже известного в определенных кругах музыканта временем интенсивной и насыщенной работы. Бах служит придворным музыкантом у герцога Веймарского, много пишет и доводит уже написанные произведения до совершенства.

Здесь у Баха родилось двое прекрасных сыновей, которые в будущем станут известными композиторами. Перейдя на работу к герцогу Леопольду, композитор чувствовал себя счастливым и спокойным, много сочинял. Начинает писать концерты для оркестра.

В 1920 году снова горе – умирает жена, от которой в семье четверо малышей. Бах женится снова. Получает в Лейпциге должность кантора при церкви и становится ответственным за личный состав музыкантов и певцов всего города.

1723 – 1750 годы стали всплеском творчества уже великого композитора. Он писал духовную музыку, пьесы и каноны, которые незамедлительно разлетались партитурами по всему миру.

Последние годы И.С.Бах очень плохо видел, перенес несколько операций на глазах, но зрение только ухудшалось. Его похороны были торжественными, многолюдными. Проводить композитора в последний путь приехали поклонники из разных городов.

Оставив после себя не только 20 детей, но и огромное творческое наследие, Иоанн Себастьян Бах до сих пор удивляет своими произведениями, заставляя слушать их снова и снова.


С ранних лет Бах ощущал своим призванием органное поприще, неустанно учился искусству органной импровизации, явившейся основой его композиторского мастерства. Еще ребенком, в родном Эйзенахе, он слушал игру на органе своего дяди, а затем, в Ордруфе – брата. В Арнштадте Бах сам начинает работать органистом, и несомненно, уже там пробует сочинять для органа, хотя его хоральные обработки, смущавшие арнштадтских прихожан своей необычностью, и не дошли до нас. В должности органиста композитор служил и в Веймаре, где полностью сформировался его самобытный органный стиль. Как известно, именно на Веймарские годы приходится исключительная активность в области баховского органного творчества – создано большинство органных сочинений: Токката и фуга d-moll, Токката, adagio и фуга C-dur, Прелюдия и фуга a-moll, Фантазия и фуга g-moll, Пассакалия c-moll и многие другие. Даже когда в силу обстоятельств композитор переключался на другую работу, он не расставался с портативом – переносным органом. Не нужно забывать и то, что в сопровождении органа звучали в церкви баховские оратории, кантаты, пассионы. Именно через орган Бах был известен своим современникам. В органных импрорвизациях он достиг высшего совершенства, потрясая всех, кто мог его слышать. Прославленный органист Ян Рейнкен, уже на склоне лет, услышав игру Баха, произнес: «Я думал, что это искусство уже давно умерло, но теперь я вижу, что оно живет в Вас!»


Бах Иоганн Себастьян (), немецкий композитор и органист. Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке. К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.). Бах Иоганн Себастьян (), немецкий композитор и органист. Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке. К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.).


Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - "Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. "Не ручей! - Море должно быть ему имя", - сказал о Бахе великий Бетховен. Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.


Литургические произведения на латинском языке (232243a) BWV 232 Месса си минор BWV 233 Месса фа мажор BWV 233a Kyrie фа мажор (альтернативная версия BWV 233) BWV 234 Месса ля мажор BWV 235 Месса соль минор BWV 236 Месса соль мажор BWV 237 Sanctus до мажор BWV 238 Sanctus ре мажор BWV 239 Sanctus ре минор BWV 240 Sanctus соль мажор BWV 241 Sanctus ре мажор (аранжировка Sanctus из мессы Керла Missa superba) BWV 242 Christe Eleison соль минор BWV 243 Магнификат ре мажор BWV 243a Магнификат ми-бемоль мажор (более ранняя версия BWV 243) Пассионы и оратории(244249) BWV 244 Страсти по Матфею BWV 244a Klagt, Kinder, klagt es aller Welt (траурная кантата по князю Леопольду Ангальт- Кётенскому) BWV 244b Страсти по Матфею (ранняя версия) BWV 245 Страсти по Иоанну BWV 245a Himmel reisse, Welt erbebe (ария из второй версии Страстей по Иоанну) BWV 245b Zerschmettert mich, ihr Felsen und ihr Hügel (ария из второй версии Страстей по Иоанну) BWV 245c Ach, windet euch nicht so, geplagte Seelen (ария из второй версии Страстей по Иоанну) BWV 246 Страсти по Луке (ошибочно, автор неизвестен) BWV 247 Страсти по Марку (либретто сохранилось, но музыка почти полностью утеряна) BWV 248 Рождественская оратория BWV 249 Пасхальная оратория

  • Иоганн Себастьян Бах
  • 1685 –
*Перед искусством музыки и перед Иоганном Бахом остается лишь преклонить колени. Cвятослав Рихтер
  • * Цель его существования состоит в том, «чтобы писать и как можно лучше исполнять музыку, назначение которой «хвала Господу и освежение души».
Дата рождения
  • Дата рождения
  • 21 (31) марта 1685 года
  • Место рождения Германия, Эйзенах
  • Дата смерти
  • 28 июля 1750 года (65 лет)
  • Место смерти Лейпциг, Саксония
  • Иоганн Себастьян Бах
  • Представитель эпохи барокко.
  • Один из величайших композиторов в истории музыки.
  • За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений.
  • В его творчестве представлены
  • все значимые жанры того времени,
  • кроме оперы.
Органист
  • Органист
  • кантор
  • Учитель
  • Композитор
  • Профессии
  • Инструменты: орган,
  • клавир, скрипка
  • Маршрут передвижений И.С.Баха
  • в течение его жизни
Дворец и сады в Кётене
  • Кофейня Циммермана, где Бах часто давал концерты
«Бах, как кентавр, слит с органом».
  • Орган – идеальный инструмент эпохи барокко. Пик органного искусства, его звёздный час связан с Бахом (органная музыка включает токкаты, фантазии, хоральные прелюдии, пассакальи, фуги…)
  • Гениальный композитор, непревзойденный мастер полифонии, триумфатор-органист, великий педагог.
  • Начало шестиголосной фуги
  • «Музыкального приношения».
  • Автограф Баха.
  • Личная печать Иоганна Себастьяна Баха
Портреты И. С. Баха
  • Почин создания сольного концерта для клавира принадлежит И.С.Баху.
  • В отличие от виртуозов французской школы он играл закругленными пальцами (при свободе кисти). Сохраняя старый приём перекрещивания пальцев, ввел новый – подкладывание первого пальца.
  • Инвенции, шедевры баховской полифонии, предназначались для выработки кантиленной манеры игры, что и повлекло за собой введение в аппликатуру 1-го пальца и, соотвественно, приёма легато.
  • На рубеже 17-18 столетий разработан темперированный строй.
  • Бах был первым – сочинил величественный музыкальный цикл прелюдий и фуг, признав правильность темперированного строя . «Хорошо темперированный клавир», двухтомник, каждый из которого содержал по 24 прелюдии и фуги, - в истории музыки первый опыт применения темперированного строя.
  • Мелодия Баха сложна и изменчива, «беспокойна» по рисунку, она вьётся, блуждает, образуя извилины и разветвления, петли и зигзаги. Базируясь на трезвучиях, как основном материале своей гармонии, Бах с размахом, тогда еще неслыханным, обратился к септаккордам, вызывающим беспокойство. Ввёл в употребление Ум.VII 7 – «аккорд отчаяния».
  • Бах - новатор
И.С.Бах с тремя сыновьями Сыновья И. С. Баха
  • Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784)
  • «гальский» Бах – немецкий композитор
  • и органист, старший сын Баха
  • Карл Филипп Эммануил
  • (1714 – 1788)
Иоганн Кристоф Фридрих Бах (1732 -1795)
  • Иоганн Христиан
  • Бах (1735 – 1782),
  • известный композитор
  • и пианист
  • картина английского
  • художника Томаса Гейнсборо,
  • 1776, Болонья
Георг Филипп Телеман (1681 - !767)
  • Георг Филипп Телеман - немецкий композитор эпохи барокко, органист, капельмейстер; крестный сына И.С. Баха - Карла Филиппа Эммануила
  • СОВРЕМЕННИКИ И. С. БАХА
1705 г. – паломничество И.С.Баха из Арнштадта в Любек: послушать импровизации Букстехуде на органе
  • Органист Дитрих Букстехуде
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
  • Картина Иоганнеса Форхута, 1674
  • Иоганн Адам Рейнкен
  • (1643-1722)
  • Голландско- немецкий композитор и органист периода барокко
Здесь И.С. Бах познакомился с Г. Бёмом Георг Бём (1661-1733) немецкий композитор и органист
  • *Он – пусть это не покажется
  • парадоксальным – отличное
  • средство музыкальной гигиены.
  • Когда он рядом с тобой,
  • происходит как бы очищение
  • от музыкальной скверны,
  • которая нас окружает всё
  • плотнее.
  • Николай Петров, пианист
  • Бах не только
  • безгранично велик
  • как композитор.
  • Будь горда им, родина,
  • Будь им горда,
  • Но и будь достойна его».
  • Иоганн Николаус Форкель, автор книги
  • «О жизни и творчестве Баха.
  • Для почитателей настоящей музыки»
  • Памятник И. С. Баху
Постижению Баха
  • Постижению Баха
  • нет конца.
  • В этом его
  • устремлённость
  • в будущее .