Микроорганизмы друзья или враги. Проект на тему "Микроорганизмы – враги или друзья?"

Горяева Цагана Намруевна

Образованному человеку не надо доказывать, что невежество вредно для здоровья. Разумный учится всю жизнь и старается избежать болезни, стремится быть здоровым, стройным, красивым. Однако, большинство людей даже не догадываются, что причиной многих их недуг часто является не соблюдение простых гигиенических норм. Тысячи людей попадают на больничную койку лишь из-за того, что не помыли рук перед едой или после прогулок на улице. Да и не только личное это дело – помыл руки или не помыл. Возбудители кишечных инфекций поражают не одного человека, под угрозой его близкие и знакомые. К сожалению, нет возможности подсчитать, скольким сотням тысяч или даже миллионов людей спасла здоровье такая простая мера профилактики, как мытье рук. Зато есть другие поучительные данные: микробы, помещенные на чисто вымытую кожу, в течение 10 минут погибают почта полностью. Микробы, помещенные на 10 минут на загрязненную кожу, сохраняются в 95% случаев. Конечно, совсем не обязательно вспоминать о результатах исследований всякий раз, когда моешь руки. У большинства людей мытье рук должно войти в привычку, стать навыком. Чтобы уберечься от микробов нужно соблюдать правила личной гигиены, не стоит есть немытые фрукты и овощи и, конечно не забывайте почаще мыть руки. Ведь от такой, казалось бы, простой процедуры зависит наше здоровье. Запомните! Очень важное средство от всех болезней – хорошее здоровье. Крепкий, закалённый человек лучше справится с любой инфекцией, холодом и жарой. А к слабому, изнеженному любая хворь пристанет.

Будьте сами для себя Добрым Доктором Айболитом!

Скачать:

Подписи к слайдам:

Микробы - друзья или враги? Тема и сследования:

Цель моей работы: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека. Задачи: - изучить литературу о микробах; - провести исследование микробов в бактериологической лаборатории; - проанализировать влияние болезнетворных и полезных микробов на организм человека.

Предметом исследования послужили: микробы и бактерии, а объектом исследования: учащиеся начальной школы.

Гипотеза Я думаю,что причиной заболевания являются вредные микробы; Существуют и полезные микробы.

Кто такие микробы? Микроб – ужасно вредное животное, Коварное и, главное, щекотное. Такое вот животное попадёт в живот, И спокойно там живёт. Залезет, и где ему захочется, Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот, И насморк, и чихание, и пот.

В 1865 году Луи Пастер первым выдвинул теорию о том, что причиной заболеваний являются микробы. И сегодня мы знаем, что микробы являются самыми опасными врагами человека.

Существует некоторое количество мест, где концентрация микроорганизмов особенно высока. Это клавиатура и монитор компьютера, экран телевизора, сотовые телефоны, ковры и паласы, грязные руки, фрукты, овощи и многое другое.

Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки. "Болезнь грязных рук" – так не случайно называют дизентерию. Грязные руки угрожают и брюшным тифом, гепатитом, холерой. Тысячи людей попадают на больничную койку лишь из-за того, что не помыли рук перед едой или после прогулок на улице.

Сколько раз в день вы моете руки?

Часто ли у вас болит живот? ?

Можно ли заболеть если не мыть руки?

Чтобы наконец-то узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для нас, мы с мамой решили сходить в лабораторию, которая находится в больнице нашего посёлка. Исследовательская часть

Я решила принять активное участие в исследовании этих микробов. Исследование длилось несколько дней. В первый день - взяли мазок с моей руки и сделали посев первичного материала.

Затем всё это оставляем на 24 часа в термостате, при температуре 37 градусов.

Во второй день рассматриваем под микроскопом выросшие микробы.

Выросшие микробы пересеиваем в питательную среду и опять ставим в термостат на 24 часа при температуре 24 градуса.

На третий день выросший микроб проверяем на чувствительность к антибиотикам и узнаём, каким антибиотиком лечится данный микроб.

И опять наш микроб ставим на 24 часа в термостат при температуре 37 градусов.

На четвёртый день, мы увидели результат – вырос стафилококк.

А это значит, что на грязных руках находится огромное количество микробов, которые скапливаются на руках, вместе с частицами земли и пыли. Почесал грязной рукой глаз – и вот, пожалуйста, глаз покраснел, начал болеть, слезиться. А уж если грязные руки забрались в рот или схватили чистое яблоко – беду нужно ждать не сегодня, так завтра. Иногда, глядя на руки, нам кажется, что они чистые. Но ведь бактерии очень маленькие, их не увидишь без микроскопа. Поэтому всегда нужно мыть руки!

Микробы - наши друзья!

Опыт: Полезное применение микроорганизмов на примере дрожжей Мы с мамой замесили две порции теста из муки, воды, соли, сахара.

Одну порцию мы замесили без дрожжей. Во вторую порцию мы добавили дрожжи. Сформировали маленькие булочки. Булочку из теста без дрожжей мы пометили зубочисткой.

Булочка из теста без дрожжей очень маленькая Мы испекли эти булочки Вторая булочка получилась пышнее. А что же внутри?

Вот так выглядит эта «булка» На вкус – жесткая, не вкусная Разрежем булочки ножом Вторая булочка получилась пышная, ароматная, очень вкусная

В ходе исследовательской работы я пришла к выводу, что мир микробов интересен и многообразен! Среди микробов есть наши друзья и враги. Чтобы уберечься от вредных микробов нужно соблюдать правила личной гигиены, есть мытые фрукты и овощи и, конечно не забывать почаще мыть руки. Ведь от такой, казалось бы, простой процедуры зависит наше здоровье. Полезные микробы помогают нам быть здоровыми и не дают вредным бактериям наносить вред человеку. вывод.

Слайд 2

ЦельИзучить особенности жизни бактерий и выяснить могут ли они быть полезными

Гипотеза Бактерии могут приносить не только вред, но и пользу

Слайд 3

Задачи

Рассмотреть под микроскопом бактериальную клетку и изучить внешний вид бактерии Выяснить где живут бактерии Изучить литературные данные о вреде или пользе бактерий

Слайд 4

Методы исследования:

Побеседовали с учителями, родителями, школьным врачом Обратились к словарю Ожегова, чтобы узнать значение слова «бактерия» Прочитали книгу «Петька-микроб» Г. Остера и др.

Слайд 5

4.Рассмотрели бактериальные клетки в микроскоп 5. Получили кефир из молока путём добавления закваски 6. Предложили ребятам ответить на вопросы 7. Составили рекомендации

Слайд 6

Анкета для учеников 1 – 4-х классов

Знаешь ли ты о существовании бактерий? Как ты их себе представляешь? Где, по-твоему, могут жить бактерии? Могут ли бактерии быть полезными?

Слайд 7

Бактерии

Микроорганизмы, которые состоят из одной клетки и могут жить в любой среде

Слайд 8

Исследование 1 Внешний вид бактерий

Слайд 9

По форме бактерии делят на:

Кокки–бактерии шаровидной формы Бациллы–бактерии в виде палочек Вибрионы–бактерии, изогнутые в виде запятой Спириллы – бактерии, скрученные в спираль Так выглядит бактериальная клетка под электронным микроскопом

Слайд 10

В 1 м3 воздуха 280 000 бактерий В 1 см3 воды 6 000 бактерий В 1 г почвы – 3 000 000 На одну клетку человеческого организма приходится около 10 бактерий, живущих внутри нас

Слайд 11

Слайд 12

Вредные (болезнетворные)

воспаление легких дифтерия инфекции в открытых ранах

Слайд 13

Исследование 2:

Полезные Вредные ИЛИ

Слайд 14

Полезные

Бактерии гниения питаются органическими веществами умерших растений и животных, превращая их в перегной Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые поглощают корни растений Некоторые бактерии участвуют в образовании полезных ископаемых

Слайд 15

Полезные

Из уксусной бактерии делают закваску для кваса. Бактерии, живущие внутри живых организмов, помогают им переваривать пищу, бороться с болезнями Молочнокислые бактерии позволяют делать из молока простоквашу, кефир, --сметану, сыр и др.

Слайд 16

Получение кисломолочных продуктов

  • Слайд 17

    Быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы.

    Какие бактерии полезные?

    В кишечнике живет множество бактерий. Они разнообразны и их состав меняется. Все зависитот многих условий. Состав бактерий меняется с возрастом – у новорожденных их нет, онитолько начинают получать бактерии до 3 лет, у детей постарше состав микробов в кишечникеменяется, у людей молодого возраста он тоже отличается, а в пожилом возрасте бактерии вкишечнике имеет абсолютно иное соотношение.

    Больше всего в кишечник лактобактерий, бифидобактерий и энтерококкков, кроме них вкишечнике живут определенные типы кишечной палочки (вообще их более 120). Онивыполняют полезные функции, например, доедают растительную пищу. То есть мы кормимрастительной пищей бактерий, и они съедают ее. А заодно, пока они делают ее доступной дляусвоения, организм «подворовывает» переваренные фрукты и овощи себе обратно. За это мыговорим бактериям «спасибо» и предоставляем место проживания. И всем от этого хорошо.

    Полезные бактерии помогают нам усваивать витамины, некоторые сложные дляпереваривания вещества, даже сами синтезируют витамины и ферменты в кишечнике, даютвозможность иммунной системе тренироваться, помогают бороться с вредными микробами,пищевыми отравлениями и кишечными инфекциями.

    Откуда берутся вредные бактерии?

    Все бактерии в принципе попадают в кишечник из внешней среды через рот. Это может бытьеда, или руки, или облизанный карандаш, да что угодно. Только в норме желудок долженобезвредить всех микробов своей кислотой. У него получается это на 90-95%, именно такоеколичество микробов, и вредных, и полезны, вообще микробов погибает в желудке.

    Оставшиеся, но все же проникшие в организм микробы будут убиты иммунными клетками,которые в большом количестве находятся в кишечнике или будут задавлены хорошимибактериями и вытеснены из кишечника полностью. В обычной жизни мы просто не замечаемэтой постоянной борьбы, лишь иногда система дает небольшой сбой и тогда мы чувствуем неладное.

    В те редкие моменты, когда организм ослаблен вредные микробы могут проникнуть вкишечник и не только. Например, после интенсивной изнуряющей физической работы илиперетренированности в спортзале, после тяжелого умственного рабочего дня, которыйизмотал все силы, после нескольких бессонных ночей или регулярного недосыпания, илипосле простудного заболевания – организм устал, не успел восстановиться и произошловременное снижение иммунитета. Если в этот момент к нам попали вредные микробы, да еще и в большом количестве, то защита не справится, и они попадут в кишечник. Тогда начнутсяпроблемы, но их очень просто и быстро можно решить, понимая, как живут микробы, и зная,что делать.

    Что делать с условно-патогенными или условно-болезнетворными бактериями?

    Болезнетворные или патогенные микробы могут попасть в кишечник, тогда возникнутдостаточно сильные симптомы. Скорее всего это будет похоже на пищевое отравление иликишечную инфекцию. К болезнетворным микробам относятся кишечные вирусы и опасныебактерии, наподобие холеры, дизентерии, сальмонеллеза и некоторых злобных видовкишечной палочки. Сколько бы их ни попало в кишечник, всегда произойдет беда. Здесь безбольницы не получится обойтись и лучше не тянуть, если появилась сильная диарея, боли вживоте, температура, тошнота или рвота.

    Существует еще огромное множество так называемых условно-патогенных или условно-болезнетворных микробов. Они вызывают проблемы только при определенных условия, либоесли их просто становится много в кишечнике, либо если мы их хорошо кормим, либо если вкишечнике почти не осталось собственных хороших бактерий, либо если в кишечнике уже естькакое-то другое заболевание, либо даже если просто есть нарушения со стулом.

    Да, они не сильно болезнетворные, но насколько будет плохо, зависит от их количества. Еслипопало мало микробов, вероятно, организм выберется сам за неделю. Но если микробовприлетело много, то за неделю не пройдет и точно придется лечиться. Лечится все оченьпросто и быстро, примерно за неделю. Нужно только знать, как и не забыть проверить, что всетеперь стало хорошо.

    Опасны ли грибы в кишечнике?

    Не только бактерии и вирусы могут попасть в кишечник, в природе есть еще много интересныхживых существ, например, грибы. Не только шампиньоны и подберезовики, которыеперевариваются, но и микроскопические, то есть плесень. Черная плесень, белая плесень,зеленая плесень – то разные виды грибов: пеницилл, аспергилл, мукор, кандида и другие.Конечно, не очень хочется иметь плесень в кишечнике, и это правильно. Допустимо наличиенебольшого количества только кандиды в кишечнике, до 1000 колоний, остальные грибыдолжны быть уничтожены.

    Это не займет много времени, если раньше этих грибов никто не успел полечить инатренировать их устойчивость к таблеткам. Обычно вопрос решается всего за неделю. Но соговоркой, в грибах всегда содержится много раздражающих веществ, поэтому если их всехразрушить, то все токсические вещества вывалятся из них наружу – в кишечник. Поэтомунеделя небольшого дискомфорта и газообразования избавит вас от неблагополучных соседей.

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Научно-исследовательская работа

    Бактерии:

    враги или друзья?

    Выполнил:

    Градусов Максим Александрович ,

    учащийся 2«Е» класса

    муниципального автономного

    общеобразовательного учреждения

    «Школы № 187 с углубленным изучением

    отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода

    Научный руководитель:

    Сапунова Ольга Александровна ,

    учитель начальных классов высшей категории

    МАОУ «Школы № 187»

    Научный консультант:

    Левакова Эльвира Юрьевна,

    к.х.н, учитель химии высшей категории

    МАОУ «Школы № 187»

    Нижний Новгород

    Введение

    ………………………………………………………………..

    Теоретическая часть………………………………………...

    История исследования бактерий…………………………...

    Строение бактерий………………………………………….

    Виды бактерий………………………………………………

    Размножение бактерий……………………………………...

    Среда обитания бактерий…………………………………..

    Польза от бактерий………………………………………….

    Опасность для человека…………………………………….

    Практическая часть…………………………………………

    Анкетирование учащихся………………………………….

    Анализ проведенной анкеты……………………………….

    Эксперимент………………………………………………...

    Заключение

    ………………………………………………………………..

    Список используемых источников и литературы…………………………

    Приложение………………………………………………………………….

    Введение

    С раннего детства все мы знаем, что после улицы надо мыть руки с мылом, а грязные предметы нельзя брать в рот. Вокруг нас обитает огромное количество микроскопических организмов, невидимых невооружённым глазом, и они могут вызвать серьёзные заболевания. Но с экрана телевизора и в интернете нам рассказывают о полезных для здоровья продуктах, которые содержат … бактерии! Получается, что не все микроорганизмы вредны для человека. В своей исследовательской работе мы решили найти ответ на вопрос: кто для человека бактерии - враги или друзья? На этот вопрос может дать ответ микробиология – наука, которая изучает микроорганизмы, их виды и строение, значение, которое они имеют в природе и жизни человека. Тема моего исследования волнует и взрослых учёных, в настоящее время активно развивается метагеномика - новый раздел генетики, изучающий генный состав целых сообществ организмов. Анализ бактериальных сообществ организмов людей позволит установить, каким образом микроорганизмы предотвращают или повышают риск развития заболеваний.

    Актуальность и значимость работы заключается в том, чтобы все дети знали, почему необходимы бактерии людям, чем они опасны, и применяли эти знания на практике.

    Предмет исследования: бактерии, их строение, формы и виды

    Цель исследования: выяснить, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека

    Задачи исследования:

    Изучить научную литературу по этому вопросу;

    Проанализировать влияние бактерий на организмы человека и животных;

    Разработать анкету и провести анкетирование среди учеников класса на предмет исследования;

    Провести эксперимент по выращиванию бактерий в домашних условиях.

    Гипотеза заключается в том, что жизнь человека неразрывно связана с бактериями, они приносят не только вред, но и пользу.

    ГЛАВА 1. Теоретическая часть

    1.1 История изучения бактерий

    Удивительный, невидимый глазу мир бактерий «живой пленкой» укутывает нашу планету.

    Бактерии считаются самыми древними существами на Земле. Они образовались более 3,5 млрд лет назад и в течение очень длительного времени (около миллиарда лет) были единственными организмами на нашей планете.

    Бактерии – это живые организмы, которые окружают нас повсюду. Они обитают везде: в воздухе, в воде, на поверхности нашего тела, во рту, на всех предметах, растениях и животных.

    Бактерии настолько малы, что увидеть их можно только при помощи микроскопа.

    Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

    Рисунок 1. Антони ван Левенгук, его микроскоп и бактерии

    Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году немецкий ученый Христиан Эренберг, которое в переводе с греческого означало «маленькая палочка».

    Рисунок 2. Немецкий ученый Христиан Эренберг.

    В 1850-х годах французский микробиолог Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

    Рисунок 3. Французский микробиолог Луи Пастер.

    Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

    Рисунок 4. Немецкий микробиолог Роберт Кох.

    Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е годы.

    Рисунок 5. Сканирующий электронный микроскоп.

    1.2 Строение бактерий

    Бактерия покрыта прочной оболочкой – клеточной стенкой. Основная ее функция – защита организма от внешних воздействий и придание ему определенной формы. Очень часто над клеточной стенкой бактерии образуется дополнительный защитный слой – капсула, которая предохраняет бактерию от высыхания.

    Внутри клетка заполнена цитоплазмой. Ядра у бактерии нет, его место занимает - ДНК, которое несет генетическую информацию клетки.

    На поверхности некоторых бактерий находятся жгутики или короткие ворсинки, которые помогают организму двигаться.

    Плазматическая мембрана проницаема, через нее происходит обмен веществ.

    Рисунок 6. Строение бактерии.

    1.3 Виды бактерий

      По способу питания бактерии делятся на:

    Рисунок 6. Виды бактерий по способу питания.

      Бактерии, в зависимости от формы клеток, делят на несколько групп:

      шаровидные - кокки,

      палочковидные - бациллы или палочки,

      спиралевидные - спирохеты

    Рисунок 7. Виды бактерий по форме

      Сине-зеленые водоросли - это тоже бактерии. Они способны к фотосинтезу, как растения, и не нуждаются в органических веществах для питания.

    Рисунок 8. Сине-зеленые водоросли.

      Есть подвижные и неподвижные бактерии. Среди подвижных одни свободно плавают при помощи специальных хвостиков – жгутиков, а другие просто скользят за счет волнообразных сокращений собственного тела.

    Рисунок 9. Неподвижные и подвижные бактерии.

      Бактерии бывают полезные и вредные:

    Рисунок 10. Полезные и вредные бактерии.

        Размножение бактерий

    Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые полчаса, то за сутки она способна дать 281 474 976 710 656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

    Рисунок 11. Размножение бактерий.

        Среда обитания бактерий

    Бактерии обитают везде: в воздухе, в воде, на поверхности нашего тела, во рту, на всех предметах, растениях и животных.

    Рисунок 12. Среда обитания бактерий.

        Польза от бактерий

      Круговорот веществ происходит с участием бактерий: если бы эти маленькие труженики однажды исчезли, планета очень быстро оказалась бы завалена остатками отмерших растений и погибших животных.

    Рисунок 13. Роль бактерий в природе.

      Скисание молока в разнообразные кисломолочные продукты.

    Рисунок 14. Кисломолочные продукты

      Бактерии сделали хлеб из дрожжевого теста пышным, лучше пропекаемым.

    Рисунок 15. Хлеб из дрожжевого теста.

      Без бактерий не было бы маринованных овощей.

    Рисунок 16. Маринованные овощи.

      Фармацевты изготавливают разнообразные антибиотики, вакцины, ферменты, витамины.

    Рисунок 17. Изготовление лекарственных препаратов.

      Бактерии живут на человеке и в человеке. Больше всего бактерий проживает в кишечнике, где они трудятся на благо человека. Одни помогают переваривать пищу, другие вырабатывают витамины, третьи убивают вредные микробы.

    Рисунок 18. Бактерии в кишечнике человека.

        Опасность для человека

      Бактерии вызывают различные инфекционные заболевания.

    Рисунок 19. Опасные бактерии.

      Приводят к порче продуктов питания: молочнокислые бактерии сквашивают свежее молоко.

    Рисунок 20. Прокисшее молоко.

    Чтобы обезопасить себя от вредных бактерий и подружиться с полезными нужно:

    Мыть руки перед едой и после возвращения домой, откуда бы то ни было;

      мыть овощи и фрукты;

      следить за сроками годности продуктов;

      в период эпидемий ограничивать контакт с возможными носителями инфекции.

    Рисунок 21. Защита от вредных бактерий.

    ГЛАВА 2. Практическая часть

    2.1 Анкетирование

    Мы всем классом посещаем кружок «Биолог будущего», который ведет кандидат биологических наук преподаватель биологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского Макеев Игорь Серафимович. На этих занятиях мы изучаем микроорганизмы, рассматриваем их в микроскоп.

    Чтобы выяснить представление о бактериях у учеников, мы провели анкетирование 26 учащихся класса.

    2.2 Анализ проведенной анкеты

    По первому вопросу получены следующие данные:

    Данные по второму вопросу:

    Данные по третьему вопросу вот такие:

    Данные по четвертому вопросу:

    Данные по пятому вопросу следующие:

    И наконец, таковы данные по шестому вопросу:

    Проанализировав проведенную анкету, можно сделать вывод, что 80% учащихся владеет информацией, а 20% - затрудняются ответить. Для более полного ознакомления с новой информацией, ученикам будут выданы информационные буклеты.

    На следующих занятиях кружка мы будем изучать другие микроорганизмы, такие как плесневые грибы. Попробуем самостоятельно вырастить хлебную плесень и рассмотреть её под микроскопом.

    2.3 Эксперимент

    А ещё я решил попробовать вырастить бактерии в домашних условиях.

    Рисунок 22. Чашки Петри

    Я вымыл три чашки Петри, простерилизовал их на газу.

    Рисунок 23. Стерилизация чашек Петри

    Затем приготовил питательную среду из вещества Агар-агар.

    Рисунок 24. Приготовление питательной среды

    Залил питательную среду в нижнюю половинку чашек Петри тонким слоем, только лишь покрывающим дно.

    Агар-агар тверд, чашка Петри комнатной температуры – все готово к продолжению эксперимента! Далее высаживаем бактерии в питательную среду! Легонько касаюсь пальцами поверхности питательной среды (до и после мытья рук).

    Рисунок 25. Высаживание бактерий с грязных рук в 1-ю чашку Петри

    Рисунок 26. Высаживание бактерий после мытья рук во 2-ю чашку Петри

    Поместив бактерии на питательную среду, я закрыл чашки Петри крышкой, запечатал их малярным скотчем, подписал и поместил чашки Петри в теплое и темное место (под батареей).

    Рисунок 27. Три чашки Петри с питательной средой и бактериями в двух чашках.

    Рисунок 28. Три чашки Петри, помещенные в теплое и темное место

    На пятый день эксперимента стали появляться чуть заметные глазу колонии бактерий.

    Рисунок 29. Бактерии, появившиеся от грязных рук

    В этой чашке Петри, где я дотронулся чистыми руками до питательной среды, на пятый день бактерии практически незаметны.

    Рисунок 30. Бактерии, появившиеся от чистых рук

    В данной чашке Петри, куда я не высаживал бактерий, всё идеально чисто!

    Рисунок 31. Чистая питательная среда

    Вывод:

    Рисунок 32. Мытьё рук с мылом

    Заключение

    Я собрал и проанализировал научную информацию о бактериях, провел социологический опрос, чтобы выяснить представление о бактериях у учеников класса, и подготовил памятки-буклеты о роли бактерий в природе и жизни человека. В ходе исследовательской работы я сделал для себя открытие, что бактерии – это неотъемлемая часть живого на нашей планете, и без них жизнь на Земле была бы невозможна. Существуют опасные бактерии, но и они выполняют определенную функцию. Я узнал, что бактерии являются нашими помощниками, в первую очередь это симбионты, без которых многие процессы нашего организма были бы невозможны. Полезные бактерии восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет человека. Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека, они широко используются в медицине и биотехнологии, являются объектом для научных исследований.

    Отрицательная роль принадлежит болезнетворным, или патогенным, бактериям. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд болезней человека бактериального происхождения. В ходе работы я действительно узнал много нового о бактериях, способах их культивирования и изучения. Я убедился, что все материалы подтверждают гипотезу о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными. Подводя итог своей работе, я пришел к выводу, что бактерии - наши друзья, и врагами становятся лишь по вине самого человека.

    В заключение приведу слова нашего современника, учёного-исследователя Вильгельма Боланда: «Этот результат ещё раз подтверждает предположение, что все высшие организмы, такие как растения, насекомые и животные (включая людей), сосуществуют с микробиологическими симбионтами. Без этих благотворных микроорганизмов, мы не могли бы жить и выживать. Их следует считать неотъемлемой частью нашего тела».

    Список используемых источников и литературы

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Бактерии

      http://jbio.ru/istoriya-issledovaniya-bakterij

      Вайткене Л.Д. Биология, М.: Издательство АСТ, 2017. – 256с.: ил.

      Вахрушев А.А., Окружающий мир. (Обитатели Земли). 3кл.: учебник, М.: Баласс, 2013. – 144 с.: ил.

      Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5кл.: учебник, М.: Дрофа, 2016. – 158с.: ил.

      Сергеев Б.Ф., Я познаю мир: Биология, М.: Издательство АСТ, 2004. – 398 с.: ил.

    Приложение 1.

      Знаешь ли ты о существовании бактерий на нашей планете?

    □ затрудняюсь ответить

      Как ты думаешь, бактерии могут вызывать различные заболевания?

    □ затрудняюсь ответить

      Как ты считаешь, все ли бактерии являются вредными для человека?

    □ затрудняюсь ответить

      Как ты думаешь, в организме человека живут бактерии?

    □ затрудняюсь ответить

      Какую пользу приносят бактерии, живущие в организме человека?

    □ Помогают переваривать пищу

    □ Восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет

    □ Не приносят пользы

      Как человек использует бактерии в хозяйственной деятельности?

    □ Отдельные виды бактерий используют в кулинарии

    □ Бактерии используют при производстве лекарств и витаминов

    □ Бактерии используют при производстве удобрений для растений

    □ Бактерии используют для получения химических веществ

    Везде вокруг нас, и большинство людей считают эти болезнетворными . Хотя верно, что некоторые виды бактерии ответственны за множество серьезных заболеваний человека, другие играют жизненно важную роль в функциях нашего организма, таких как пищеварение.

    Они также возвращают определенные элементы, такие как углерод, азот и кислород, в атмосферу. Эти бактерии обеспечивают непрерывность цикла химического обмена между организмами и окружающей их средой. Жизнь, как мы ее знаем, не будет существовать без бактерий, которые разлагают отходы и мертвые организмы, тем самым играя ключевую роль в потоке энергии в .

    Бактерии: друг или враг?

    Симбиотические отношения

    Это отношения, которые полезны для бактерий, но не помогают или не вредят человеку-хозяину. Большинство комменсальных бактерий находятся на эпителиальных поверхностях, которые контактируют с внешней средой. Они обычно встречаются на коже, а также в дыхательных путях и желудочно-кишечном тракте.

    Комменсальные бактерии получают от хозяина питательные вещества, место для жизни и роста. В некоторых случаях комменсальные бактерии могут становиться и вызывать заболевание, или же принести пользу хозяину.

    Тип отношений, при котором пользу получают, как бактерии, так и хозяин. Например, существует несколько видов бактерий, живущих на коже, ротовой полости, носу, горле и кишечнике людей или животных. Они получают место, где можно жить и питаться, а в замен предотвращают распространение вредных микробов.

    Бактерии в пищеварительной системе помогают в метаболизме питательных веществ, производстве витаминов и переработке отходов. Они также играют роль в реакции иммунной системы хозяина на патогенные бактерии. Большинство бактерий, обитающих внутри человека, являются либо взаимными, либо комменсальными.

    Бактерии: полезны или вредны?

    Когда учитываются все факты, то бактерии более полезны, чем вредны. Люди используют их для самых разных целей, например, производство сыра или масла, разложение отходов на очистных сооружениях и разработка антибиотиков. Ученые даже изучают способы хранения данных на бактериях.

    Бактерии чрезвычайно устойчивы, а некоторые способны жить в самых экстремальных условиях. Они продемонстрировали, что могут выжить без нас, но мы без них не сможем жить.