Методы аналитической психологии К.Г. Юнга

В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература.

Основные отличия теории Юнга от теории Фрейда:

  • 1. Более широкое понимание энергии либидо. Для Фрейда либидо - это энергия сексуальная, для Юнга - жизненная энергия вообще, а не только ее часть (сексуальная).
  • 2. Юнг отвергал понятие Эдипов комплекс.
  • 3. По Юнгу, человек - это не только продукт детских переживаний. Человек определяется своими целями, задачами, надеждами и может меняться на протяжении жизни. Причина неврозов по Юнгу - в сегодняшнем дне, и только во вторую очередь - в детском периоде.
  • 4. С т.зр. Фрейда наши сновидения - неисполненные желания - перебрались в сон, чтобы заявить о себе косвенным образом. Для Юнга это канал связи с бессознательной стороной психики. Чаще всего сны дополняют нашу дневную жизнь, предупреждают об отходе от правильного пути.
  • 5. Введение понятия коллективного бессознательного. В учении о коллективном бессознательном и его архетипах проявилось предчувствие нарастающего давления общества на личность и стремления манипулировать ее интересами.

Определенные расхождения у ученых были и по вопросу психокоррекции. Фрейд считал, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, т.е. он придерживался концепции директивной терапии. В то же время Юнг полагал, что зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем, в последней фазе терапии, которую он называл трансформацией.

Структура личности

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: сознания, личного бессознательного, коллективного бессознательного.

Центром сферы сознания является эго. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда.

Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Это системы черт, образов и переживаний, выстраивающихся вокруг определенного «центрального» переживания и существующих в нас бессознательно и автономно, наподобие самостоятельной личности, независимой от нашего сознания и других комплексов

Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным.

Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального:

  • · оно является общим для разных людей,
  • · не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида.

Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то то в коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества - это своего рода "память поколений", то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Каждый из нас - его носитель в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного является тем глубинным сокровенным, что определяет особенности поведения, мышления, чувствования. Юнг писал: "Содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное - как воздух, которым дышит все и который не принадлежит никому".

Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

По убеждению Юнга, психика ребенка при рождении не является «чистой грифельной доской», а содержит в себе определенные структуры (архетипы), которые в дальнейшем влияют на развитие ребенка, на формирование его Я и его взаимодействия с внешней средой.

Архетипы.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»). Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации - например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Юнг полагал, что:

  • 1. Каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость.
  • 2. Архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.
  • 3. Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал:

Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») - это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.

Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства.

Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере, частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере, до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость - наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Т.о., в понимании Юнга развитие самости - это главная цель человеческой жизни. К процессу самореализации мы вернемся позже, когда будем рассматривать юнговскую концепцию индивидуации.

Эго-направленность

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им (исходя из структуры души) две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру - другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, а интроверты - фанатиками. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так, он относил Толстого к типичным экстравертам, а Достоевского - к интровертам.

Психологические функции

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентации невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции.

Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие - с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие - более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции:

1. Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте.

Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция - чувство - информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций.

Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых - определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

2. Вторую пару противоположных функций - ощущение и интуиция - Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями.

Однако как только одна личностная ориентация (экстравсрсия или интроверсия) обычно является доминирующей, осознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная, или «индивидуированная» личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.

Развитие личности

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель - это полная реализация «Я», т.е. становление единого, неповторимого и целостного индивида.

Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация - это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Заключительные комментарии

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями. Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей работе.

Аналитическая психология Юнга сегодня не только применяется профессиональными психологами и психотерапевтами в работе, но и в весьма упрощенной форме является популярной среди простых обывателей. Так, например, люди, не чуждые самопознанию, наверняка смогут без труда ответить на вопрос о том, какой соционический тип личности они представляют, перечислить по пальцам собственные комплексы. Основы соционики и теория комплексов были сформулированы именно в работах Карла Юнга.

В качестве единицы анализа Карл Густав Юнг выделял архетипы или врожденные модели восприятия действительности на разных уровнях сознания - национальном, животном, семейном и т. д. Когда сознание личности приходит в дисбаланс с ее архетипическим содержанием, наступает невроз. Для его устранения требуется наладить связь сознания человека с его бессознательным. И задача аналитической психологии - вытащить на свет образы бессознательной части личности, действуя таким образом, чтобы сознание при этом не было поглощено бессознательным (в противном случае наступает психоз). Архетипы формируют вокруг себя группы воспоминаний и связей, которые в работах Юнга получили названия «комплексов».

Теория комплексов Карла Юнга представляет собой одну из важнейших составляющих его учения, буквально перевернувшего мир психиатрии. Сегодня даже среди людей, лишь на любительском уровне знакомых с психологией, наверное, нет таких, кто не слышал бы о комплексах и не пытался бы их теми или иными путями преодолеть. Однако, сам Юнг не наделял комплексы негативной составляющей, от которой нужно непременно избавляться. Комплексы он называл психическим содержимым личности человека, заряженным определенной эмоциональной энергией. Это своего рода знаки развития. И задачей аналитической психологии, считал Юнг, является помощь человеку в установлении контакта с комплексами. «Дать слово» каждому комплексу - означает прислушаться к скрытому смыслу, который находится внутри личности и превратить таким образом препятствия на пути развития в очередную ступеньку, ведущую к внутреннему росту.

Методы аналитической психологии Юнга

Теории Юнга на практике применяются и сегодня. Одним из главных методов для их реализации является активное воображение. Человеку, который подвергается анализу, предлагается нарисовать что-то, слепить фигуру из песка или глины, сыграть на музыкальном инструменте и т. д. Посредством творчества наружу показывается бессознательная часть личности, которую доктору вместе с пациентом необходимо верно интерпретировать.

Анализ сновидений также является методом поиска содержания бессознательной части личности. Однако, теория Карла Юнга в отношении сновидений не похожа на разработку его учителя - Зигмунда Фрейда, который «привязывал» образы в сновидениях к симптомам тех или иных невротических заболеваний. Юнг представлял сновидение как ключ к решению глубоких личностных проблем.

Теория личности Карла Юнга

Юнг предполагал, что личность человека состоит из трех составляющих:

  1. Сознание или Эго (Я);
  2. Бессознательное индивидуальное (Оно);
  3. Бессознательное коллективное, состоящее из архетипов. В отличие от индивидуального бессознательного, оно является идентичным у целой группы людей, проживающих, например, на одной территории. Коллективное бессознательное Юнг считал наиболее глубинным слоем человеческой психики.

Многие идеи, высказанные К. Юнгом в его работах, уже стали частью мировой культуры. В изучении психических процессов он опирался на фольклор, философию, историю, культурологию и эзотерику. Поэтому работы этого мастера сегодня представляют ценность, в том числе и для смежных гуманитарных дисциплин.

Светлана Маслова (с) 1996
Аналитическая психология хорошо известна в нашей стране. К этому направлению психологии и психотерапии проявляют интерес не только профессионалы, но и люди самых разных профессий и областей знания, стремящиеся побольше узнать о своем внутреннем мире, о взаимосвязи индивидуальных судеб с культурным наследием, о тайнах рождения образов сновидений и художественного творчества.

Сегодня многие знакомы с работами основателя аналитической психологии - К.Г.Юнга. Он был одним из наиболее талантливых учеников З. Фрейда, продолжателем идей великого мастера психоанализа. Однако именно развитие психоаналитических идей привело Юнга к их критике, а затем - к разрыву с учителем, который был тяжелым испытанием для них обоих.

Многие идеи Юнга стали сегодня органичной частью мировой культуры. Прежде всего - это учение об архетипах и коллективном бессознательном. Юнг отказался от натурализма и детерминизма в психологическом знании. В своем изучении человеческой психики он широко использовал опыт философии, истории и культурологии, а также древние эзотерические учения, поэтому его работы представляют ценность не только для психологии, но и для многих смежных гуманитарных дисциплин. Юнг утверждал, что психология - одна из немногих наук, которая должна принимать во внимание субъективный фактор, неповторимое своеобразие духовного мира каждого человека, поэтому она не может основываться только на рациональном знании. В одной из своих работ он писал: «Полнота жизни закономерна и не закономерна, рациональна и иррациональна... Психология, удовлетворяющая один лишь интеллект, никогда не является практичной, ибо целостность души никогда не улавливается одним лишь интеллектом». Сознание и бессознательное не противостоят друг другу, они изначально едины и дополняют друг друга. Поэтому задачей психотерапии Юнг видел интеграцию сознания и бессознательного, внутреннего и внешнего, возвращение к изначальной целостности.

Одна из важных составных частей учения Юнга - это его развитие теории комплексов. Обычно со словом комплекс у нас ассоциируется нечто негативное, препятствующее счастью и благополучию. Считается, что именно «человеку с комплексами» необходима помощь психотерапевта или психоаналитика. Действительно, присутствие комплекса невозможно заглушить транквилизаторами или гипнозом - после временной передышки он напоминает о себе вновь и вновь. Комплексу необходимо «дать слово», прислушаться к его скрытому смыслу и тогда он из препятствия превратиться в очередную ступень на пути развития личности. Юнг не связывал с понятием комплекса нечто заведомо отрицательное. Он утверждал, что комплексы присущи всем людям - больным и здоровым, вспыльчивым и уравновешенным. Согласно Юнгу, комплекс - это психическое содержимое, заряженное эмоциональной энергией, они представляют собой отдельные автономные субличности. Поэтому в проявлении комплексов Юнг видел знаки развития человека. Задача аналитика - помочь анализируемому установить контакт со своими комплексами, услышать голос каждой из своих субличностей и способствовать их интеграции.

Один из главных методов, используемых Юнгом и его последователями в своей практической работе является активное воображение. При этом анализируемый наблюдает за образами бессознательного, возникающими в его воображении, а аналитик помогает ему в понимании этих образов. Картины, создаваемые бессознательным (в сновидениях или в активном воображении) Юнг расценивал как символы, наделенные определенным содержанием. В отличие от Фрейда, он не редуцировал образы сновидений к симптомам невротических заболеваний, а видел в каждом из них ключ к решению проблемы, наделенный глубоко личностным содержанием. Юнг называл символ преобразователем энергии: «неассимилируемая в форме невротических симптомов энергия бессознательного трансформируется в сознательную позицию посредством символа, будь он предъявлен в форме сна, или в любой другой, в которой выражает себя бессознательное».

Аналитическая психология, в отличие от классического психоанализа, широко использует методы, основанные на раскрытии творческих способностей: рисование, сандплей (построение мира в песочнице), лепку, игру на музыкальных инструментах. Основное ядро этого направления психотерапии - это создание условий для раскрытия содержаний бессознательного, для их понимания и интеграции. Не случайно Юнг сравнивал кабинет аналитического психолога с алхимической лабораторией - процесс духовной трансформации основан и на знании, и на интуиции, он требует соблюдения строгих рамок, но в то же
время отличается спонтанностью и непредсказуемостью. Прохождение анализа имеет строгие временные рамки - от 1 до трех встреч в неделю по 50 минут в течении минимум года. Работа аналитического психолога ориентирована не на устранение симптома, но ставит своей задачей глубокую внутреннюю трансформацию, включающую «переписывание личной истории».

Работа со сновидением остается одним из наиболее широко используемых методов в практике аналитических психологов. Поэтому мы остановимся на одном случае из практики, который был предложен для обсуждения на группе супервидения одной из наших коллег. Имена терапевта и клиента были изменены, что предусмотрено правилами психотерапевтической этики.
Сновидение клиентки (назовем ее Наташа), 26 лет. Она проходила анализ у терапевта аналитической ориентации в течении 2 лет, после чего по ее просьбе был сделан перерыв. Проблема, с которой она обратилась - отношения с ее другом. Она переживала из-за его ненадежности, легкомыслия, частых измен и ей не удавалось ни изменить сложившийся стиль отношений, ни решиться на разрыв со своим другом. Проблема усугублялась общей неустроенностью в жизни: отсутствием постоянной работы, денег. Первые сеансы были довольно болезненными для Наташи: ей пришлось взглянуть на свою теневую сторону, признать свои собственные недостатки, мешающие ей устроить свою жизнь так, как ей бы хотелось. Однако спустя полгода ей удалось стать более уверенной в себе, более трезво оценивать окружающий мир и других людей. Постепенно в ее жизни стали происходить изменения к лучшему. Наташа устроилась на работу, которая вполне устраивала ее материально, пересмотрела свои отношения с друзьями и подругами. По ее словам, она стала чувствовать себя более самодостаточной, независимой от других. Она рассталась со своим другом и стала встречаться с другим мужчиной. Она не считала, что решила полностью свои проблемы отношений с мужчинами, но чувствовала себя в силах справиться с ними самостоятельно, поэтому попросила сделать перерыв в анализе. Спустя три месяца она позвонила своему терапевту (назовем ее Марина) и попросила о встрече. Наташа рассказала, что ей приснился сон, в котором одной из ключевых фигур была ее терапевт. Вот содержание этого сна:

Марина приходит домой к Наташе и сообщает ей, что здесь у нее назначена встреча с одним мужчиной, с которым ей нужно «разобраться». Чтобы успокоить Наташу, Марина говорит ей: «Ты не волнуйся, я его только немножко попугаю, порежу бритвой и отпущу». Через несколько минут раздается звонок в дверь, Марина открывает и в квартиру заходит мужчина, довольно высокий, плотной комплекции. Он вместе с Мариной заходит в Наташину комнату, они закрывают за собой дверь, а Наташа остается ждать на кухне. Но через какое-то время Наташа не выдерживает и заходит в комнату посмотреть, что там происходит. Она с ужасом видит, что мужчина, истекая кровью, лежит на ее кровати, а Марина оборачивается к ней и говорит: «Знаешь, я решила не оставлять его в живых. Лучше я его прикончу». Сказав это, Марина совершенно хладнокровно проводит бритвой по горлу несчастного мужчины и тот умирает. «Теперь помоги мне убрать его отсюда,» - говорит Марина. Они вместе расчленяют труп, прячут его в мешок и выбрасывают в контейнеры для мусора рядом с домом. Все это время Наташа испытывает ужас и отвращение, но ей ничего не остается, как помогать Марине избавиться от тела.

После ухода Марины Наташа мучается угрызениями совести, она понимает, что произошло нечто ужасное и она к этому причастна. Через несколько дней она идет в милицию, чтобы обо всем рассказать, «облегчить душу». Но милиционеры не проявляют никакого интереса к ее признанию. Они слушают ее с равнодушным видом: «А почему мы, собственно, должны Вам верить? Может, Вы все это выдумали.» «Но я могу Вам описать этого мужчину, показать куда мы спрятали тело», - говорит Наташа и рассказывает, как выглядел этот человек. Милиционеры только пожимают плечами: «Никто не заявлял о пропаже человека с такими приметами. Если заявят - мы Вас вызовем. А сейчас идите домой и не отрывайте нас от работы».

На этом сновидение заканчивается.

Сразу бросается в глаза, что это сновидение полно агрессии и чувства вины. По словам Наташи, больше всего ее поразило, с каким хладнокровием Марина «прикончила» свою жертву, «не дрогнувшей рукой». Но с не меньшим удивлением Наташа говорила и о том, что все это произошло с ее молчаливого согласия, она даже не пыталась помешать Марине. При этом ее мучило глубочайшее чувство вины за случившееся, а нежелание милиционеров приняться за расследование и наказать виновных делало ее состояние еще более тягостным... По этому поводу вспоминается один старый анекдот, горячо любимый многими психотерапевтами: Говорит мазохист садисту: «Помучь меня! Ну пожалуйста!» Садист в ответ: «А вот не буду!».

В жизни Наташи действительно произошли определенные изменения, но она еще внутренне не до конца приняла их. Процесс интеграции на определенных стадиях неизбежно связан с разрушением, отреагированием отрицательных эмоций. Образ мужчины, присущий внутреннему миру Наташи (говоря языком аналитической психологии - ее анимус) - это человек сильный, наделенный обаянием, «умеющий жить», но при этом ненадежный и достаточно деспотичный. Проецируя этот образ во вне, Наташа выбирала себе мужчин именно такого типа. До определенного момента она восхищалась его достоинствами и успевала сильно привязаться к нему, «впасть в зависимость», как называет это она сама. Но со временем закрывать глаза на теневые стороны его характера становилось невозможно и в душе Наташи копилась агрессия, которую она не позволяла себе проявлять по отношению к своему другу, поскольку боялась потерять его. Долгое время Наташа была уверена, что ей вообще не свойственна агрессия. Она - человек добрый, мягкий, живущий по определенным правилам, с четкими представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Она скорее станет невинной жертвой, чем агрессором. Таков ее сознательный образ себя. Противоположные черты характера - агрессивность, импульсивность, отсутствие четких правил поведения - оказались вытесненными в бессознательное и сформировали образ Наташиной тени. Самым подходящим «экраном» для проекции этого образа оказалась Марина - Наташин психотерапевт. Возможно, что это послужило одной из бессознательных причин Наташиной просьбы о перерыве в их работе, а затем проявилось в одном из образов сновидения.

Этот сон свидетельствует о серьезных изменениях, произошедших во внутреннем мире Наташи, в ее картине мира. Оказалось, что проявление агрессии не всегда предосудительно и не всегда наказуемо. Правда, в Наташином сне агрессивность по прежнему представлена в «черных тонах» - злодей истязает беззащитную жертву (но теперь мужчина и женщина меняются ролями по сравнению с изначальной «расстановкой сил» в Наташином сценарии). Во время сеанса терапевтом было предложено поискать другую метафору для выражения агрессии: например - поединок, турнир, состязание и т.д., где агрессивные действия не противоречили бы представлениям о чести и порядочности, а напротив, были бы проявлением доблести и отваги.

В завершении приведем интерпретацию этого сна прибегнув к символам алхимии. Аналитическая психология использует учение алхимиков о трех мирах - нигредо, альбедо и рубедо для описания тех процессов, которые происходят в человеческой душе. Сон Наташи символизирует пребывание в первом из них - нигредо. Это - мир мрака, распада, избавления от отживших форм и представлений. Вот что пишет об этой стадии современный психолог Р. Боснак: «В нигредо любой процесс освобождается от оков, в которых он долго пребывал. Алхимики говорили, что наступает омертвение, умирает старый король. Отмирают отжившие, сковывающие нас формы, теперь мы свободны для поиска нового. Омертвевший душевный материал распадается на части. По старому жить уже нельзя. Задача нигредо состоит в том, чтобы закрыть от нас свет, чтобы наши глаза привыкли к темноте... Все комплексы, находившиеся до сих пор под контролем сознания, вырываются на свободу. Сознание теряет свою власть над миром, и в него устремляются образы бессознательного.» В этом смысле убийство и расчленение трупа мужчины в Наташином сне символизирует избавление от прежнего образа мужчины, ее анимуса, и необходимость поиска нового его образа. Это происходит благодаря высвобождению скованной прежде энергии, сконцентрированном в теневом образе. В сновидении произошла встреча с незнакомыми ранее образами бессознательного, их интеграция - задача следующих психотерапевтических сеансов.

Швейцарец К.Г.Юнг (1875 – 1961) окончил университет в Цюрихе. Стажировался у психиатра П.Жане, потом открыл собственную психиатрическую лабораторию и в этот период сблизился с Фрейдом, который оказал решающее влияние на научные взгляды Юнга. Позже возникли разногласия, связанные с разным подходом к анализу бессознательного.

В отличие от Фрейда, по Юнгу, «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмом (всеобщий) Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Разногласия были и в толковании сновидений и ассоциаций. Если Фрейд считал символы заместителями вытесненных предметов и влечений, то Юнг уверял, что знак, сознательно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ – это самостоятельная динамическая единица. Символ ничего не замещает, он отражает психическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов и ассоциаций по Фрейду. Он считал, что нужно идти за символикой человека в глубь его бессознательного.

Юнг разошелся с Фрейдом и по вопросам психокоррекции. Фрейд считал, зависимость пациента постоянна и не может быть уменьшена, т.е. он придерживался концепции директивной терапии, а Юнг считал, что в ходе психотерапии зависимость от врача постепенно должна уменьшаться, особенно в последней фазе терапии, он называл эту фазу трансформацией.

В 1912 году после выхода книги Юнга «Символы трансформации» произошел окончательный разрыв с Фрейдом, болезненный для обоих.

Юнг пришел к мысли, что его интерпретация символов позволяет анализировать не только сновидения людей, но и мифы, сказки, религии, искусство.

Юнг исследовал европейскую, индийскую, китайскую, тибетскую культуры, изучал их символику и сделал одно из важнейших своих открытий – открыл коллективное бессознательное.

По Юнгу, структура личности включает три части – коллективное бессознательное; индивидуальное бессознательное; сознание. Вторая и третья части – чисто личностные прижизненные приобретения, а коллективное бессознательное – это память поколений, т.е. то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал: «Коллективное бессознательное – как воздух, которым дышит все и который не принадлежит никому».

Содержание коллективного бессознательного включает архетипы, т.е. формы, которые организуют психический опыт индивида. Юнг называл архетипы «первичными образами», ведь они связаны с мифологией и сказкой, их темами. Архетипы организуют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную. Именно архетипы лежат в основе мифов и религии народа, они определяют самосознание народа.


Юнг считал основными архетипами индивидуального бессознательного следующие архетипы: Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус), Самость.

Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, которые с трудом рефлексируются самим человеком..

Эго - центральный элемент личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона – это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежду, способы выражения. Она оказывает и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может подавить индивидуальность человека, развивать в нем конформизм (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п.), стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень – это центр личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Таким образом, содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как не совместимые с его персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.

Расхождения между Фрейдом и Юнгом больше всего касались именно роли Тени в структуре личности. Юнг считал ее всего лишь одной из составляющих структуру личности, а Фрейд ставил в центр и исследовал именно ее содержание как главное в структуре личности. Юнг считал необходимым внимательное отношение с Тенью, ведь техника обращения с Тенью помогает преодолеть ее отрицательное влияние.

Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой центральный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части, это «архетип порядка и целостности личности». Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга.

В развитии личность становится все более целостной, она индивидуализируется и становится свободной в самовыражении и самопознании.

Эта идея о развитии личности представлена в работах Юнга уже в 50-е годы XX века. К этому же времени он разработал положения о роли сознания в духовном росте и поведении личности.

Трансформации некоторых положений психоанализа были типично юнгианскими. Это подтверждало, что концепция Юнга открыта для нового, гибка в своей основе в отличие от ортодоксальной (ортодокс – человек, закостеневший в своих взглядах, не склонный к изменениям) теории Фрейда.

Исходя из структуры души, Юнг создает свою типологию личности. Он выделяет два типа личности – экстраверты и интроверты. Интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят поведение, исходя из собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на персону, т.е. на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, опираются в своей деятельности на нормы, правила окружающего мира.

Если интроверту угрожает разрыв с внешним миром, то для экстравертов опасность – это потеря себя. В крайних проявлениях экстраверты – догматики ортодоксы, а интроверты – фанатики.

Но Самость и стремление к целостности не дает возможности одной стороне личности полностью подчинить себе другую. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра- и интровертов он, в частности, упоминал известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к типичным экстравертам, а Достоевского – к интровертам.

Развитие Самости связано не только с типологией личности (делением на экста- и интровертов), но и с четырьмя из основных психических процессов – с мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением.

Юнг считал, что в каждом из людей доминирует один из этих процессов, которые в сочетании с интро- или экстраверсией индивидуализирует путь развития личности. Мышление и чувства характеризуют активных людей, способных принимать решения, а ощущение и интуиция, скорее, характеризуют способы получения людьми информации, это более созерцательные люди.

Юнг считал главным содержанием души бессознательные структуры, не отрицал возможность осознания бессознательных структур, и этот процесс считал важнейшим в личностном росте человека. Одним из вариантов осознания себя могла стать психотерапия, при которой врач – психотерапевт помогает пациенту понять себя, вернуть себе целостность, Самость.

Основные работы Юнга:

Аналитическая психологи: теория и практика. – М., 1968.

Феномен духа в искусстве и науке. – М., 1992.

Проблемы души нашего времени. – М., 1993.

Архетип и символ. – М., 1991.

27. Альфред Адлер . Индивидуальная психология

А.Адлер (1870 – 1937) окончил медицинский факультет Венского университета, работал как офтальмолог. В процессе врачебной практики появился интерес к психиатрии и неврологии. В 1902 году он одним из первых примыкает к клубу З.Фрейда, а в 1910 году, по предложению Фрейда, он – первый президент Венского психоаналитического общества. Но вскоре он развивает идеи, противоречащие взглядам Фрейда, и в 1911 году он излагает причины своего расхождения с Фрейдом и покидает пост президента психоаналитического общества, затем он организовывает свою группу – Ассоциацию индивидуальной психологии.

После Первой мировой войны Адлера интересуют вопросы образования: он основал первую воспитательную клинику, экспериментальную школу, в которой и воплощал свои образовательные идеи. Особое значение Адлер придавал работе с учителями, а для помощи родителям он организовал консультационные центры при школах. К 1930 году только в Вене было 30 таких центров.

В 1935 году Адлер переезжает в США, работает психиатром и одновременно занимает должность профессора медицинской психологии. В это время он – уже основатель нового социально-психологического направления. Его теория – это целостная система развития личности. Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, - вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Концепции Фрейда, Юнга и Адлера объединяло то, что они считали, что человек имеет некую, присущую только ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности.

З.Фрейд, при этом, придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг – первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. Адлер был единственным из них, кто считал важным сохранить в личности целостность индивидуальности, желание осознать и развить ее.

Итак, вкладом Адлера в психологию была мысль о целостности и уникальности личности. Не менее важна его идея «о творческом Я». «Я» у Адлера – это индивидуализированная система, которая может менять направление развития личности, придавая опыту человека разный смысл.

Теория Адлера – это хорошо структурированная система, включающая несколько основных положений, объясняющих варианты развития личности:

Фиктивный финализм;

Стремление к превосходству;

Чувство неполноценности и компенсации;

Общественный интерес;

Стиль жизни;

Творческое «я».

Идею фиктивного финализма Адлер взял у немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У него же взята идея о том, что мотивы поступков человека определены в большей степени надеждой на будущее, а не прошлым опытом. Эта конечная цель, надежда на будущее, может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но такая цель оказывается для человека стимулом для его устремлений. Здоровый человек может освободится от фиктивных надежд и увидеть реальность какая он есть. Адлер считал, что стиль жизни – это детерминанта, которая определяет опыт человека. Он связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств в структуре человеческого «Я». Чувство общности или общественный интерес – это тот стержень, который держит на себе конструкцию стиля жизни, содержание этого стиля. Чувство общности может остаться неразвитым, тогда оно становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано, прежде всего, с близкими родственниками, особенно с матерью. Оно не развивается у избалованных детей и может стать препятствием для личностного роста.

Человек создает себя как личность из материала наследственности и опыта. Творческое «Я», по Адлеру, - это своеобразный фермент, который действует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое «Я» дает жизни человека смысл, творит ее цель, средства достижения цели.

В противес Фрейду, Адлер подчеркивал, что люди – это не пешки, а сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Еще два врожденных и бессознательных чувства, которые называл Адлер, - это чувство неполноценности и стремление к превосходству. Оба эти чувства позитивны для самосовершенствования. Адлер считал, что они стимулируют и индивидуальное развитие, и развитие общества в целом. Существует даже специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, - компенсация.

Адлер выделил 4 вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация, мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Он считал, что развитие чувства общности позволяет ребенку создать адекватную схему апперцепции (восприятия). Это особенно важно при физических дефектах, не дающих возможности полной компенсации, могущих стать причиной изоляции ребенка, остановки его личностного роста.

При сверхкомпенсации человек обращает свои знания на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. Примером сверхкомпенсации Адлер считает Демосфена, преодолевшего свое заикание, Рузвельта, преодолевшего свою физическую слабость.

Неполная компенсация приводит к формированию комплекса неполноценности, тревожности, неуверенности, зависти, напряженности.

Невозможность преодолеть свои дефекты ведет к мнимой компенсации, когда ребенок начинает спекулировать своим недостатком и извлекать привилегии из внимания и сочувствия. Мнимая компенсация останавливает рост личности, воспитывает ограниченного эгоистичного человека.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности, стремление к самосовершенствованию переходит в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Все знания они используют для «порабощения» окружающих, думая о собственных амбициях и выгодах. Это потенциальные мстители, агрессоры, люди подозрительные и жестокие. Как пример Адлер приводит Гитлера, Нерона, Наполеона, но это может быть и тиран в масштабе семьи.

Таким образом, одно из главных качеств личности, помогающее преодолевать трудности и стремящееся к совершенству, - это умение сотрудничать с другими. По Адлеру, если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком. Теория Адлера – это своеобразная антитеза фрейдовской концепции: она смогла оказать огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

Почему сейчас невозможно обойтись без диплома, где его можно купить и чем Вам поможет наша компания?

Купить диплом Гознак

Многим известно, что система образования, сформировавшаяся в нашем государстве, не только не идеальная, но и устаревшая. Для получения образования требуется немало времени и денежных средств. Получить его еще сложнее, если бывший выпускник школы сразу не поступил в вуз после ее окончания. В результате все чаще бывшие учащиеся сталкиваются с необходимостью покупки диплома, что позволяет, при оплате в один раз решить все проблемы без временных затрат.

Документы, которые мы предлагаем нашим клиентам, абсолютно законны. Распечатка их производится с использованием официальных бланков фабрики Гознак. Данные диплома попадают в государственный реестр. Качество готового результата, обеспечиваемого нашими специалистами, позволяет убеждаться в том, что Ваш выбор полностью безопасен и верен. Менеджеры компании подберут документ требуемого образца, учебного заведения и года его окончания.

Недорого купить диплом на оригинальных бланках

Купить диплом вуза России – вовсе не значит обмануть всю систему образования и трудоустройства. Согласитесь, часто бывает так, что человек получает образование по смежной специальности, а потом понимает, что сделал после школы неправильный выбор. Или много лет работает на одном предприятии, пока в один прекрасный день работодатель не ставит условие: "работники должны быть только с профильным образованием". И вы можете быть во сто крат опытнее, надежнее, трудолюбивее и ответственнее любого молодого специалиста, однако преимущество отдадут ему – ведь у него диплом! Что делать? Начинать готовиться к ЕГЭ? А если нет ни денег на обучение, ни возможности потратить еще пять лет для получения заветной "корочки"? Именно по этой причине пользователи все чаще вбивают в поисковые системы запрос "диплом Москва куплю" и стараются найти надежного продавца документов об образовании. И здесь главное – не дать себя обмануть и купить исключительно настоящий диплом!

Калькулятор стоимости документа

Выберите тип документа Высшее образование Среднее проф. образование Аттестаты Свидетельства ЗАГС Справки Другие документы

Наименование документа

Год выдачи

Срок изготовления

1-2 дня 3-5 дней до 10 дней

Доставка

Россия Страны СНГ Др. зарубежье

Заказать документ

Что мы предлагаем

Вы хотите достичь карьерного роста, наметили достойные варианты заработка, стремитесь к финансовой независимости. От успеха задуманного зависит благосостояние, личное признание, уверенность в будущем. Не хватает лишь диплома о высшем или среднем образовании.

Получить диплом о среднем или высшем образовании легко, если:

поступить в учебное заведение с 1 раза

усердно посещать лекции и вовремя сдавать экзамены

удачно совмещать занятия с работой

Готовы к таким испытаниям?

За годы учебы Ваша ситуация изменится. Ожидания не оправдаются.

Диплом Вам НУЖЕН СЕЙЧАС!

Мы ПОМОЖЕМ достичь нужной Вам цели!

Предоставим НАСТОЯЩИЙ ДИПЛОМ о высшем или среднем образовании.

Без лишних вопросов. Быстро. С гарантией качества.

Абсолютно конфиденциально!

Наши преимущества

Оригинальность дипломов на бланках ГОЗНАК.

НИКОГДА не выдаем типографский бланк сомнительного качества за настоящий ГОЗНАК. НИКОГДА не «половинем» бланки (как некоторые компании подобного рода деятельности). Вы всегда получаете сам диплом на бланке ГОЗНАК и приложение с оценками тоже на настоящем бланке ГОЗНАК.
ВСЕГДА разрешаем нашим клиентам на встречу с курьером взять с собой чей-то образец реально выданного диплома или любого другого документа и сравнить с нашим… Отличий никогда не будет! Диплом полностью соответствует оригиналу!

Справедливая стоимость и удобство доставки.

Цена диплома, именно на полных бланках ГОЗНАК полностью соответствует затраченным средствам на его приобретение и правильное заполнение. Возможна реализация варианта с использованием типографских бланков, они немного дешевле. Готовый документ Вы получаете удобным для вас способом в течении 2-5 дней с момента заказа. Есть срочное изготовление документа за один день.
Сотрудничать с нами комфортно, безопасно, выгодно!

Коллективная деятельность профессионалов.

15-ти летний опыт работы, знание тонкостей оформления и заполнения дипломов, очень тесное сотрудничество с ВУЗами, техникумами и колледжами России - позволяет выполнять Ваши заказы максимально качественно и в назначенный срок. Ошибки в оформлении диплома исключены!

Согласование макета диплома и фото-видео готового документа.

До момента изготовления оригинала мы согласовываем с Вами полную электронную версию диплома, со всеми предметами, нужными оценками, темой дипломной или выпускной работы, а по мере его готовности, демонстрируем Вам скан, фото и видео уже готового, заполненного под Ваши данные документа. При чём, фото и видео можем сделать под ультрафиолетовой лампой. Вы убеждаетесь в качестве заказанного диплома дистанционно. Вы всегда спокойны за полученный результат!

Полная конфиденциальность.

Вы получаете заветный документ, а мы забываем о факте вашего обращения в нашу компанию и удаляем все личные данные без возможности их дальнейшего восстановления. Вы уверены в полной безопасности своей покупки!

Этапы реализации вашего заказа

Оставляете заявку на нашем сайте, заполнив нужную форму заказа или отправляете письмо на нашу почту, со всеми Вашими данными, указав качество и тип документа, который Вам необходим. При возникновении сложностей заполнения обращаетесь к менеджеру онлайн или заказываете обратный звонок.

Уточняются детали вашего заказа. Менеджеры проверяют правильность предоставленных Вами данных, консультируют по возникшим вопросам.

Изготавливается макет документа, согласовывается с Вами и полностью утверждается. На этом этапе возможны любые правки по документу.

Оформляется сам оригинал диплома, по готовности он фотографируется и снимается на видео, Вам демонстрируется его подлинность. Возможно использование УФ лампы

Доставляется документ удобным для вас способом (обсуждается).Вы будете на 100% довольны результатом!

Заказать документ

На нашем сайте представлены все образцы дипломов , выдававшиеся студентам вузов в различных регионах России, начиная с конца 1980-х и по сегодняшний день. При оформлении заказа вам необходимо учитывать, какой именно диплом вам необходим: старого или нового образца, образца до 1996 года или нынешнего, 2016-го. На каждый вид диплома цена будет немного отличаться: все зависит от качества выбранного бланка, года выдачи документа и срочности выполнения заказа. Перед отправкой готового, заполненного документа мы всегда демонстрируем заказчику фото и видео диплома или любого другого документа, чтобы вы могли убедиться в том, что на документе присутствуют необходимые водяные знаки, микртотекст, ультрафиолетовые и другие защиты. Мы изготавливаем дипломы на настоящих бланках ГОЗНАК следующих видов: - диплом бакалавра нового образца; - диплом специалиста нового образца; - диплом магистра нового образца; - дипломы вузов РФ, выдававшихся до 2003 года; - дипломы старого образца (до 1996 года); - дипломы техникума или колледжа; - красные дипломы; - дипломы для нерезидентов РФ и т. д.

Диплом о высшем образовании: почему заказать документацию лучше у нас

Изготовлением дипломов о высшем образовании мы занимаемся не первый год, хорошо знакомы с особенностями и нюансами создания документации такого рода, понимаем, насколько важны его качество и подлинность. Ведь ваш будущий работодатель наверняка заинтересован в том, чтобы взять в коллектив хорошего сотрудника с достойным образованием. Перед тем как заказать диплом, сообщите нам: документ какого вуза России вас интересует (название вуза, факультет, специальность); в каком году, согласно документации, вы должны были закончить учебу; нужная форма обучения и качество бланка (настоящий ГОЗНАК или типография).

Каждый документ изготавливается индивидуально под заказ. Мы гарантируем качество продукции, что подтверждается высокой репутацией нашей компании! С нами вы сможете быстро построить успешную карьеру по выбранной вами специализации! Звоните! Наши менеджеры готовы ответить на все интересующие вас вопросы относительно приобретения документов о высшем образовании!