Так что же такое "кладенец"? Это не просто меч! На Руси были отличные франкские и собственные мечи. Арабы складывали о них легенды: говорили, что они "сулеймановы", то есть сделаны самим Соломоном (насколько я понимаю в исламской мифологии Соломон вообще связан с самыми волшебными технологиями), и что эти мечи можно согнуть пополам и они смогут без труда принять начальное положение. Последняя деталь нашла очень интересное объяснение в археологии. Арабы заявляют, что руские мечи столь ценны, что их добывают, даже разоряя могилы русов. Археологи обнаружили в могилах русов 2 согнутых пополам меча. Думается, что меч для руса был необходимым погребальным атрибутом, символом его судьбы, но, зная о ценности мечей русы сгибали мечи на тризне во время ритуальных воинских игр, а арабы, обнаруживавшие такие мечи придумали байку, что их можно разогнуть. Как видим, мечи из могил всё же добывали. Такие мечи вполне могли называться "кладенец". Можно сравнить с "колодой" ("кладой" - погребальным сооружением на котором сжигался усопший, или сродное "закладной покойник" (хотя может и не уместно). В чем сакральный смысл "кладенца"?
Если говорить о мече Ильи Муромца, то я не помню точно, откуда его кладенец? Первый вариант - он добывает кладенец, подняв камень. Второй вариант - меч Святогора. Первый вариант походит на обретение меча королем Артуром. (Меч из камня - отражение процесса ковки?) Второй вариант более походит на версию с покойниками и кладбищем, так как Святогор умирает, передавая часть силы Илье, а его отец, благословивший Илью, вообще, слепой - признак мертвеца. Так вот, на мой взгляд "кладенец" - меч добытый иным путем, нежели наследство, от уже мертвых предков или предшественников. Сравнить, например, с передачей Черной книги у колдунов - либо при жизни родственнику, либо колдун приходит после смерти и передает книгу и силу избранному им человеку, не всегда родственнику. Меч-кладенец может дать обычному человеку сверхъестественные силы.
На вопрос А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ? заданный автором Лика
лучший ответ это
Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО ответа.
Меч-кладенец - оружие нескольких русских богатырей. Мог быть волшебным и
придавать владельцу непобедимость.
Дается в руки лишь такому герою, который может им владеть.
Есть несколько версий, почему МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ так называется.
Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, с разными персонажами, указывает,
что кладенец - не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, а всего
лишь определением некоторой категории клинков.
Корень - «клад… » - обычно связывают со словом «класть» , то есть с идеей чего-то спрятанного.
Меч мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой.
Меч, принадлежавший мертвым, имеет особые силы.
Прикоснувшись к миру мертвых, богатырь приобретал сверхестественую силу, становясь сам
носителем смерти.
В былине «Святогор и Илья Муромец» два главных персонажа во время путешествия находят
гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору
- впору.
Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб
опоясывает железная полоса.
Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:
«А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
А добра коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу. »
Другой обладатель меча-кладенца - Еруслан Лазаревич, в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, где спрятан меч:
«…Ответила голова величиной с пивной котел, промеж глаз целая пядь:
- Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь мое туловище, под ним мой меч-кладенец, в нем секрет таится, он тебе пригодится… »
Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный» , что попросту означает «стальной» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. В связи с этим хочу привести мнение человека, который занимался этой проблемой:
А так его ковали:
«Брали толстую полосу чистого железа, особым образом отделяли тонкие пластинки 2-3 мм толщиной, укладывали в железное корытце друг на друга. Края корытца загибались, пластинки нагревались в горне и подвергались многократной сварке под молотом, а потом этот пакет сваривался с железными пластинами. До XII в. особо славился суздальский «уклад» .
Другие версии:
В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.
Есть и другие не менее интересные версии.
А такое определение дает мифологический словарь:
МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ, самосек - в русском фольклоре - чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч носит название «Аспид-змей» , наделён чертами оборотня.
Источник: ссылка
Groos
Гений
(75443)
я старался... спасибо...
Ответ от Ѝйвинд Гроза Фиордов
[гуру]
Того же корня слово что и КЛАД. Спрятан он то бишь
Ответ от Наташа
[гуру]
меч - Кладенец, самосёк - в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне - граде меч - самосек носит название “Аспид-змей” и наделен чертами оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т. п. , связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря
Ответ от Ѝлитный боевой Слон
[эксперт]
кладенец - потому что клад. Сейчас много в огородах обрезов, наганов и прочих калашей закопано. А раньше мечи закапывали. Когда придумают супербластер сказки будут про калаш-кладенец.
Ответ от I"ll be better
[гуру]
Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.
Корень данного эпитета - «КЛАД… » - обычно связывают со словом «КЛАСТЬ» , то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «УКЛАДНЫЙ» , что попросту означает «СТАЛЬНОЙ» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч) , и лат. gladius (меч) и, возможно, восходит к слову «гладкий» .
В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея.
Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.
В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец» .
УКЛАД - это разновидность дамаска (и технология получения полуфабриката стали). Это когда тонкие пластинки, отколотые от крицы, сортируются по виду (он разный в зависимости от содержания углерода) , укладывыаются в форме и проковываются.
Качественную сталь называли УКЛАДОМ, потому что её наваривали на лезвие (укладывали). Отсюда возникли такие названия как "укладной нож", "укладной топор".
Уклад понимался как некий материал, а не изделие (по крайней мере в какой-то период времени) : есть много упоминаний о "печах для уклада", "молотах для уклада", о поставках как сырья уклада в ряду с железом, сталью и т. д.
Есть версия, что словосочетание ведет историю от итал.
chiarenza («блеск, сияние») благодаря «Повести о Бове» - переработанному итальянскому роману тринадцатого века «Buovo d’Antone» - одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Сlаrеnса (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом) .
"Добудь ты мне доброго коня и меч-кладенец, железную палицу и доспехи крепкие, и щит... "
То есть, судя по контексту, речь не идет о чем-то необычном, речь идет просто о хорошем дорогом, но обычном оружии. Иначе и палица была бы какая-нибудь само-лупилка.
А вот в послемонгольских сказаниях меч приобретает уже откровенно сказочное значение. В "Сказке о богатыре Еруслане Лазаревиче" это волшебный меч для борьбы с волшебниками же, да и сопровождается он Огненным щитом да Пламенным копьём.
Однако, в толковых и этимологичеких словарях (в т. ч. Фасмера) "КЛАДЕНЕЦ" толкуют как слово, происходящее от слов "клад" или "класть". С прилагательным "укладен" никто его не связывает.
Меч-кладенец дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Он мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдает лишь тогда, когда выросший ребенок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч) .
Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мертвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мертвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти.
У исследователей и читателей всегда вызывало оружие героев и богатырей. При помощи данных приспособлений народные защитники совершали некоторые из своих известных подвигов, борясь с различного вида врагами и освобождая невинных заложников. К подобным видам богатырского вооружения относится и меч-кладенец, поистине геройское оружие, обладающее магической силой.
Назначение
Обычно данное оружие попадало в хозяйские руки из какого-нибудь тайника и придавало, как правило, его владельцу свойство непобедимости. Так как меч-кладенец присутствует сразу в нескольких русских былинах и позволяет говорить о нем не как о чьем-то персональном оружии, а, скорее, как о некотором типе клинков, их категории.
Происхождение и значение слова
По свидетельству некоторых ученых, сам эпитет в русском языке происходит от слова «клад», связанного с глаголом «класть» (существует еще версия: меч, который кладет вражеское войско). Тогда становится понятным, почему меч - кладенец. Другие исследователи ведут происхождение от слова «укладный», то есть «стальной» (возможно, в незапамятные времена стальные мечи были редкостью, а значит, им приписывали магические свойства). Третья версия: связь с технологией производства оружия. В давнюю пору брусок железа закапывали в землю на некоторое время. Некачественные куски разъедала ржавчина. Затем будущий меч выкапывали, очищали от ржи и оставался качественный метал, из которого и ковали оружие. Существуют и иные версии происхождения самого слова. Но в любом случае суть остается одна: меч-кладенец представлял собой довольно грозное и эффективно разящее оружие для воина.
Как доставался
Само грозное оружие может достаться только достойному герою. Оно обыкновенно скрыто в земле или стене (замуровано), бывает спрятано под плитой (в одной из сказок - под печью). Для того чтобы добыть меч-кладенец, герой или богатырь должен доказать свои силы и способности (поднять печь, плиту, размуровать стену). Кстати, подобные мечи и истории о них характерны не только для восточнославянского фольклора. Сравните фрагмент древнегреческого мифа о Тесее, которому его мать показывает место под камнем, где спрятан меч отца. В некоторых случаях богатырь должен выкопать меч-кладенец из кургана или могилы. Это связано с поверьем, бытовавшим в давнюю пору, что оружие, которое принадлежит мертвым, имеет особую волшебную силу. Прикоснувшись к «тому свету», оно становилось и само по себе носителем смерти, смертоносным. В некоторых былинах меч достается более младшему богатырю в дар от более старшего, уходящего в мир мертвых (древнерусская былина «Святогор и Илья Муромец»).
В другой былине меч находится под обезглавленным туловищем богатыря-великана на бранном поле. Еруслан Лазаревич, беседуя с огромной отрубленной головой древнего воина, узнает об этом и добывает магическое оружие (сравните сказку в стихах «Руслан и Людмила», написанную Пушкиным, - там также разрабатывается подобная тема добычи артефакта богатырем).
А князь Муромский в произведении «Повесть о Петре и Февронии» находит разящий меч спрятанным в стене монастыря.
Владельцы меча
В более поздних фольклорных и литературных авторских произведениях подобное оружие является чуть ли не обязательным атрибутом, присущим главному герою. А владели такими мечами в разные времена и Святогор, и Муромец, и и Добрыня Никитич, и Еруслан, и Руслан, и Бова Королевич, и Иван Царевич. Что, безусловно, еще раз свидетельствует о том, что это были разные мечи.
«Меч-кладенец». Сказка об оружии
Собственно, меч-кладенец упоминается, как уже было сказано, во многих народных сказках, былинах, литературных произведениях. Например, в «Сказе о Иван-царевиче и мече-кладенце» главный герой идет целенаправленно добывать магическое оружие для борьбы со Змеем, который традиционно жжет церкви и поля, берет заложников и дань, всячески свирепствует. В результате враг повержен, народ отпущен, земли освобождены. И все при помощи магической силы данного острого инструмента. Кстати, устойчивое выражение «затупился меч-кладенец» означает в переносном смысле, что силы покинули человека (богатыря) и нет уже возможностей для продолжения битвы.
М ЕЧ-КЛАДЕНЕЦ - особый мифический меч, богатырское оружие, которым только и можно одолеть ту или иную нечистую силу. Богатырь прежде всего должен добыть себе этот меч. Помогает ему в этом деле, как правило, Баба Яга , которая сообщает богатырю, где хранится это оружие и как им можно завладеть, какие опасности на этом пути ожидают и как их надо преодолевать. Завладевший этим заговоренным, волшебным мечом выходит победителем из всех битв.
Иногда только таким мечом можно причинить смерть какому-нибудь чудовищу или великану. Так, сказочный герой Еруслан Лазаревич добывает Кладенец-меч из-под головы великана Росланея, и этим оружием убивает коварного царя Огненный-щит; Бова-королевич находит подобный меч в темнице, куда был посажен. При господстве мифологического толкования сказок, в кладенце-мече, как и в других подобных орудиях, встречающихся в сказках, - топоре-саморубе, дубинке-самобое, - видели представление молнии, рассекающей тучи, а в героях, им вооруженных - олицетворение бога громовника, вооруженного перуном… Название кладенец - в связи с глаголом класть (ср. кладень - брус или бревно, положенное в основание чего-либо; кладенец - большой нож, которым режут скотину).
Иногда в русских народных сказках выступает как меч-саморуб, который по приказу своего хозяина может вырубить хоть целый лес, хоть все вражеское войско.
Заговор на меч:
«Выкатило солнышко из-за моря Хвалынского, восходит месяц над градом каменным, а в том граде каменном породила маня матушка и, рожая, приговаривала: «Будь ты, мое дитятко, цел-невредим: от стрел и мечей, от бойцов и борцов. Опоясывала меня матушка мечом-кладенцом. Ты мой меч-кладенец, вертись и крутись, как у мельницы жернова вертятся, ты круши и кроши всяку сталь, и укладь, и железо, и медь; пробивай, прорубай всяко мясо и кость; а вражьи удары, чтобы прядали от тебя, как камни от воды, и чтобы ив было таба от них ни царапинки, ни зазубринки. Заговариваю раба (такого-то), опоясываю мечом-кладенцом. Чур слову конец, моему делу венец».
Объяснение оружию древнерусских богатырей есть логичное и простое. Название «меч-кладенец» происходит от слова сталь, что по-древнерусски «уклад». Как знать, может, и семейный уклад пошел отсюда, ведь это нечто незыблемое и прочное, как сталь.
Если обратиться к древнерусскому словарю , то можно найти перевод слова «уклад» — сталь. А «укладный» — соответственно стальной. Называли «Кладенец» на Руси не только меч воина, но и большой стальной нож для разделывания скотины. Некоторые специалисты языкознания стараются найти связь между появлением этого слова в древнерусском из других языков. Так, есть некоторое созвучие с древнеирландским claided и с латинским gladius, но эти версии достаточно спорны.
Специалисты уверены, что на Руси были кузнецы-оружейники, которые владели технологией изготовления особенных, прочных мечей из сварочного булата. Для этого чередовали укладывание стали на железо несколько раз, а затем ковали, многократно перекручивая. Если после обжига некоторые кусочки стали откалывались, то мастер укладывал их особым образом и проделывал операцию ковки еще и еще раз. На это уходило много времени и сил, но и меч-кладенец получался отменный.
Отходящий в мир иной Святогор отдаёт меч Илье Муромцу: «А теперь прощай, владей моим мечом-кладенцом». Но по былинам нам известно, что Илья Муромец имел связь с женой Святогора. Может ли быть, что случай с убийством неверной жены является поздним напластованием, тогда как сам момент передачи меча на смертном одре есть символическое отображение передачи жены младшему брату? В этом случае интимная связь между женой Святогора и Ильёй Муромцем обретает несколько иной смысл.
И, наконец, голова великана-богатыря говорит Еруслану Тимофеевичу: «Увидишь моё туловище, под ним мой меч-кладенец, в нём секрет таится, он тебе пригодится». В данных словах недвусмысленно указана локализация пресловутого «меча».
Известное и популярное оружие русских сказок это меч-кладенец. Обычно под этим подразумевается древний меч возмездия и правды, который богатырь где-то находит и с помощью его силы побеждает лютого врага. Хотя с другой стороны «кладенец» может означать, что данное оружие с одного маху побеждает любого противника. Ещё одна версия, что данный меч "кладенец", то есть складывается, им можно опоясываться под одеждой, чтобы скрыть от неприятеля. Но мы естественно не в сказке и прекрасно понимаем, что, не смотря на качество металла, из которого сделано оружие и его уникальные технологические свойства, без воинского умения человека, успеха не будет.
Строение и особенности меча.
Меч имеет прямой обоюдоострый клинок. В бою его можно применять, как рубящее и колющее оружие. Стандартные размеры меча более 40 см, но есть и исключения. Например, скифский акинак, длина которого колеблется от 35-40 см, этакий микро-меч. По весу меч может быть от 0,7-6 кг. Данное оружие не каждому воину было по карману. К тому же для его применения в бою нужны были навыки владения им, тренировка. Поэтому мечи, чаще всего, имели воины высшего ранга, военноначальники, вельможи и зажиточные горожане.
Меч состоит из следующих деталей (смотрите рисунок):
1) эфес:
А) навершие (может быть разных форм, съёмное и не съёмное) - №1,
Б) рукоятка - №2,
В) гарда или перекрестие - №3 (у меотов на мечах оно отсутствовало).
2) клинок:
- рикассо - №4,
- мощная часть клинка - №5,
- дол - №6,
- лезвие - №7,
- слабая часть - №8,
- ребро жёсткости - №9,
- остриё - №10.
3) ножны:
- устье - №11,
- наконечник (бутероль) - №12.
Древние мечи нашего региона.
Самый древний бронзовый меч относится к северокавказской (майкопской) культуры нашего южного региона России. Найден он в каменной гробнице. Его длина равна 63 см, а по возрасту, он относится ко второй третьи 4000 лет до н. э. Бронзовые мечи большая редкость, потому что металл был дорогой, а изготовленный из него меч - слишком тяжёлый.
На рисунке изображены следующие мечи и детали:
- сарматский меч,
- плоский без гарды меч меотов,
- скифский акинак,
- бронзовый персидский меч,
- съёмное навершие меча Киевская Русь,
- наконечник ножен,
- наконечник ножен с навершием римского времени.
С 6 века до нашей эры становятся популярными железные мечи. В нашем регионе это длинные без перекрестия мечи меотов (5-3 век до нашей эры) племён оседлой культуры и скифские мечи акинаки. В конце прошлой - начале нашей эры появляются мечи сармат.
Говоря о русских мечах раннего средневекового времени, надо сказать, что для нашей местности это достаточная редкость, потому что в это время на Дону властвовали хазары и главным оружием воинов был палаш (что-то среднее между саблей и мечом). Но в 9 веках русское войско уничтожает крепость Саркел и оставляет там своих дружинников для службы. Русский меч имеет грибковообразное или сферическое навершие и прямое или изогнутое дугою к клинку перекрестие.