Матренин двор анализ произведения кратко. Матренин двор – анализ произведения

Разделы: Литература

Цели урока:

    обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина;

    побуждение задуматься, так ли мы живём.

    доказать, что рассказы Солженицына – размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе;

    расширить у учащихся знания произведений современной литературы;

    обратить внимание на судьбу главной героини рассказа;

    воспитывать честность.

Оборудование:

Портрет писателя, выставка его книг, магнитофон, аудиозапись песни А.Морозова и А.Поперечного “Малиновый звон”, компьютер.

Тип урока : комбинированный.

Форма урока: классно-урочная, урок- размышление.

Место проведения урока : компьютерный класс.

Предварительная подготовка учащихся:

  • Всем прочитать рассказ А.Солженицына “Матрёнин двор”,
  • 1 учащийся готовит сообщение на тему “Кого можно считать нравственным человеком?”,
  • 2 учащийся ищет по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни,
  • 3 учащийся подбирает эпиграфы к уроку, оформляет доску.
  • 4 учащийся читает статью Солженицына “Жить не по лжи!”

Оформление доски: запись темы, эпиграфов.

Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. (Ф.Искандер.)

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. (А.И.Солженицын)

Солженицын больше, чем какой – либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит. (С.Залыгин)

Ход урока

I. Оргмомент

II. Звучит песня А.Морозова и А.Поперечного “Малиновый звон”. Вступительное слово учителя на фоне музыки

Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в начале 60-х годов, когда в “Новом мире” была напечатана повесть “Один день Ивана Денисовича” (1962, №11), рассказы “Случай на станции Кречетовка”, “Матрёнин двор” (1963, №1). Необычность литературной судьбы Солженицына в том, что он дебютировал в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. “Ничего подобного не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…” Это самое первое впечатление А.Т.Твардовского.

Вхождение Солженицына в литературу было воспринято как “литературное чудо”, вызвавшее у многих читателей сильный эмоциональный отклик.

О писателе всегда судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили “Матрёнин двор”. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным” произведением. “Рассказ талантлив”, “ рассказ правдив”, – отмечалось в критике. Его рассказ о судьбе простой крестьянки исполнен глубокого сочувствия, сострадания, человечности. Каждый эпизод “по-своему щемит душу, по-своему ранит, по-своему восхищает”

III. Формулирование темы урока с учащимися

Слово учителя.

Рассказ “Матренин двор” – один из интереснейших произведений Солженицына. Как замечал сам автор, этот рассказ “полностью автобиографичен и достоверен”. Прототип главной героини – знакомая Солженицына, владимирская крестьянка Матрёна Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Повествование ведётся от первого лица – Игнатича. Как трактовать образ главной героини, простой сельской труженицы Матрёны? С одной стороны, её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей, с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она, Матрёна, – жертва или святая? На это вопрос мы с вами и попытаемся ответить. Через трагическое событие – гибель героини – автор приходит к глубокому пониманию её личности. Трагической судьбе Матрёны и будет посвящена основная часть нашей работы.

IV. Проверка индивидуальной работы учащихся

1.Сообщение 1-го учащегося на тему “Кого можно считать нравственным человеком?”

После сообщения в тетрадях учащихся появляется такая запись:

1. С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других)

2. Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.

3. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег.

4. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу.

5. Неравнодушного к чужой беде и страданиям.

6. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на “больные” вопросы.

2. Сообщение 2-го ученика: лексическое значение слов совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни.

Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение.

Учитель: Совпадает ли определение совести с высказыванием Ф.Искандера, данного в эпиграфе к уроку?

Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды.

Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. (Словарь русского языка” С.И.Ожегова 1987г.)

Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями

V. Анализ рассказа по вопросам, помогающим выяснить нравственные законы, по которым жила главная героиня рассказа

Нарисовать словесный портрет Матрёны. Обратить внимание на фотографию Матрёны, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрёне с этим изображением её на снимке?

– Найти художественные детали, важные для понимания главной героини -

Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?

(“Но её лоб недолго оставался омрачённым…” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)

Какой предстаёт Матрёна в системе других образов рассказа?

(Мир тальновцев – это мир злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма, душевно слепых людей, лжи, неискренности. Эти качества разъедают душу человека, разобщают людей. Солженицын, отвечая на вопрос, от чего все беды страны сейчас, сказал – ото лжи.)

Каковы причины гибели Матрёны?

Прав ли Александр Исаевич, назвав свою героиню праведником?

Давайте обратимся к определению этого слова в словаре.

Но Матрёна ворует торф. Согласуется ли это с понятиями нравственности?

(Солженицын даёт понять: народ вынужден поступать так. Безнравственна та социальная атмосфера, в которой оказывается Матрёна. Она вынуждена была приносить торф, чтобы выжить. Религиозный философ Розанов писал: “ Праведники наибольшие суть те, которые согрешили и оплакали свои грехи…”)

Какова позиция автора в этом рассказе? (Сообщение учащегося по статье “Жить не по лжи!” (Автор по-разному выражает своё отношение к Матрёне и происходящим событиям: здесь и скрытая авторская характеристика, и система образов и “краски” повествования. И рассказ –это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

VI. Подведение итогов размышлений учащихся

Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

(“Не стоит село без праведника”- здесь главным словом является “праведник”, что позволяет Солженицыну сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести читателя к размышлению о вечных христианских ценностях.)

Село- символ нравственной жизни.

Матрёна – (лат.) – мать. Героиня несёт в себе спасительное начало. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. “ Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. …Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф.6, 19-21).

Гибнет Матрёна – рушится мир духовности, добра, милосердия. И некому защитить двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

Вывод: Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой. Именно стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

VII. Рефлексия методом синквейна

Ребята, вспомните, чем мы занимались на уроке и запишите в последовательности

VIII. Итог урока

Давайте вернёмся к высказыванию С.Залыгина и ответим на вопрос: “Кто же мы, и что с нами происходит?”

(Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? Отсюда и нелепо-трагический конец рассказа. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. На таких, как Матрёна, держится ещё вся деревня и вся русская земля.)

IX. Задание на дом

Вспомнить образ некрасовской Матрёны Тимофеевны и сопоставить его с героиней Солженицына.

Литература

Архипов Д.Н. и др. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. М.: Владос, 2003.

Василенко Е. Душа и судьба человека в рассказе “Матрёнин двор” // Литература. 2003. № 23.

Волков С. Стоит ли село без праведника // Литература. 1996. № 21.

Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына “Матрёнин двор” // Русская словесность. 1997. № 3.

Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература ХVII 55-ХХ веков. М., 2002. С. 916-917.

Жигалова М.П. Русская литература XX века в старших классах. Минск, 2003.

Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. С. 361-383.

Локтионова Н. Не стоит село без праведника // Литература в школе. 1994. № 3. С. 33-37.

Максидонова Л.Г. Русская литература XX века. Вторая половина. 11-й класс // Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2002.

Нянковский М.А. Уроки литературы в 11-м классе. Развёрнутое планирование.

Нива Ж. Солженицын. М.: Художественная литература, 1992.

Попова Е.В. Есть ценностей незыблемая скала. Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. 2003. № 7. С. 22.

Потолков Ю. Прощание с Матрёной // Литература. 1998. № 28.

Семенюк А. Г. Судьба, принесённая в жертву... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 37-39.

Симакова Л. А. Душа неподвластна... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 35-37.

Чалмаев В. А. А.Солженицын. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994. С. 84-87.

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
  4. Главные герои

    Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

    У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

    Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и проблемы

    Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

    Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

    Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

    Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

    Идея

    Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

    Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

    Народный характер в произведении

    Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

    Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А.И. Солженицына. Крестьянами были его предки. Писатель считал крестьянство тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои: трудолюбие, душевность, щедрость.

Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году, одно из первых произведений, раскрывающих неблагополучие деревни 50-ых годов. Здесь Солженицын изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте 20 века.

Главная героиня, Матрена, испытывает все «прелести» советской жизни 1950-х годов. Она нищенствует: «Многие годы ниоткуда не зарабатывала… ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги - за палочки». Еда Матрены была очень скудной: необлупленная картошка, ячневая каша, «картонный» суп. Писатель показывает, что в те годы ничего лучше в Торфопродукте и нельзя было купить.

Но, привыкнув, героиня стала «не в еде находить смысл…существования». Поэтому, несмотря на все невзгоды, она остается простодушной, доброжелательной, лучезарной, просветленной.

Главным в ее образе является доброта, побеждающая все тяготы и заботы. Никакие враги не могли надолго омрачить настроение Матрены: «…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста», «из канцелярии в канцелярию гоняли ее два месяца». Верным средством восстановить внутренний свет была для этой женщины работа, ощущение того, что ее жизнь включена в общий закономерный порядок земных дел.

Матрена бескорыстна, трудолюбива, всегда готова прийти на помощь. Она способна искренне порадоваться за других, даже если только у соседки уродилась крупная картошка: «В охапку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу, правда!»

Все обряды выполняет Матрена традиционно, по-русски. Она живет по своему нравственному закону - так, чтобы не было совестно и чтобы уберечь, сохранить свою душу в окружившем ее бездуховном мире.

Во второй части рассказа, когда хозяйка и ее «постоялец» привыкли друг к другу, героиня становится с ним откровенней. Она рассказывает о своем прошлом. Перед нами оживает вся жизнь героини: юность, любовь, разлука, война, перевернувшийся от двух революций свет, замужество и возвращение первого жениха, смерть шестерых детей, другая война, отнявшая мужа, воспитание Киры, младшей дочери бывшего суженого.

История любви, рассказанная Матреной, не оставляет равнодушным ни ее «постояльца», ни нас. Фаддей, старший брат Ефима, мужа героини, сватался к ней первым. Но тут началась первая мировая война, и Фаддей ушел на фронт. Вскоре он пропал без вести. Матрена ждала его и все это время надеялась: «Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и не косточки».

Спустя некоторое время к Матрене посватался Ефим. Она дала согласие, хотя и не любила своего жениха. Скорее всего, она, сердобольная душа, пожалела семью Фаддея, в которой недавно умерла мать и не хватало женских рук.

Вскоре после свадьбы вернулся и Фаддей. Он поклялся, что будет себе искать невесту с таким же именем, как и у его бывшей невесты. И вскоре нашел - привел из соседней деревни Матрену, которая родила ему шестерых детей. Героиня с горечью заключает: «и все выжили». Ведь у нее самой все дети умерли еще маленькими, так и не дав Матрене возможности излить на них свою материнскую любовь.

Тогда Матрена просит у жены Фаддея девочку на воспитание. Так у нее появляется Кира, единственная отрада героини, принесшая ей много счастья, но и ставшая для нее роковой: «Десять лет она воспитывала ее здесь, как родную… И выдала затем за молодого машиниста в Черусти…»

Символичен трагический финал рассказа - гибель Матрены на переезде. Она, слабая и неумелая, бросилась помогать перевозить свою избу - единственное ее богатство и радость. Да и попала под поезд, который раздавил ее, только руку правую в целости оставил - чтобы Богу молиться могла.

Все беспокоится и волнуется в природе перед гибелью Матрены, все старается сберечь ее, предупредить. Но она, наивная и бесхитростная, не видит этих знаков. В ночь перед смертью ей снится «что-то доброе». И в этом - вся сущность героини, не замечающей плохого и верящей в жизни только в хорошее. Рассказчик в последний раз видит ее лицо согретым отсветом «красного морозного солнца».

После смерти Матрена остается непонятой и неоцененной. Только рассказчик осознает всю уникальность этой женщины, ее ценность не только для деревни, но и для всего русского народа. «Не стоит село без праведника» - утверждает Солженицын. И, в то же время, писатель беспокоится, потому что видит - праведники исчезают, их место занимают Фаддеи.

Своим рассказом Солженицын заставляет задуматься о смысле жизни, о нравственных ценностях, о вещах, имеющих первостепенное значение в жизни каждого человека.

Летом 1956 г. в срединную Россию из азиатских лагерей возвращается герой рассказа Игнатьич. В рассказе он наделен функцией повествователя. Герой работает учителем в сельской школе и поселяется в деревне Тальново в избе шестидесятилетней Матрены Васильевны Григорьевой. Квартирант и хозяйка оказываются людьми, духовно близкими друг другу. В рассказе Игнатьича о повседневной жизни Матрены, в оценках окружающих ее людей, в ее поступках, суждениях и воспоминаниях о пережитом перед читателем раскрывается судьба героини и ее внутренний мир. Судьба Матрены, ее образ становятся для героя символом судьбы и образом самой России.

Зимой родственники мужа Матрены забирают у героини часть дома — горницу. При перевозке разобранной горницы Матрена Васильевна гибнет на железнодорожном переезде под колесами паровоза, пытаясь помочь мужчинам вывезти с переезда застрявшие сани с бревнами. Матрена предстает в рассказе как нравственный идеал, как воплощение вытесняемых ходом истории высоких духовных и нравственных начал народной жизни. Она — в глазах героя-повествователя — из тех праведников, на которых мир стоит.

Своими жанровыми особенностями рассказ Солженицына приближается к очерку и восходит к тургеневской традиции «Записок охотника». Наряду с этим, «Матренин двор» как бы продолжает традицию лесковских повествований о русских праведниках. В авторском варианте рассказ так и назывался — «Не стоит село без праведника», но впервые был опубликован под названием «Матренин двор».

Судьба героя-повествователя рассказа Солженицына «Матренин двор» соотнесена с судьбами героев рассказа «Один день Ивана Денисовича». Игнатьич как бы продолжает судьбу Шухова и его товарищей-лагерников. В его истории рассказывается, что ждет заключенных в жизни после освобождения. Поэтому первой важной проблемой в рассказе становится проблема выбора героем своего места в мире.

Игнатьич, проведший десять лет в тюрьме и лагере, после жизни в ссылке в «пыльной горячей пустыне», стремится обосноваться в тихом уголке России, «где не обидно бы и жить и умереть». Герой хочет найти такое место на родной земле, которое сохранило бы неизменными исконные черты и приметы народной жизни. Игнатьич надеется обрести в традиционном, устоявшем под разрушительным воздействием неумолимого хода истории, национальном укладе жизни духовную и нравственную опору, душевный покой. Он обретает его в деревне Тальново, поселившись в избе Матрены Васильевны.

Чем же объясняется такой выбор героя?

Герой рассказа отказывается принять страшный бесчеловечный абсурд существования, ставший нормой жизни современников и имеющий многообразные проявления в повседневном укладе жизни людей. Это с беспощадностью публициста показывает Солженицын в рассказе «Матренин двор». Одним из примеров являются безалаберные, разрушающие природу действия председателя колхоза, получившего за успешное уничтожение вековых лесов звание Героя Социалистического Труда.

Следствием ненормального хода истории, алогичного уклада жизни является и трагическая судьба героя. Абсурдность, противоестественность нового жизненного уклада особенно заметна в городах и промышленных поселках. Поэтому герой стремится в глубинку России, хочет «поселиться... навсегда» «где-нибудь подальше от железной дороги». Железная дорога — традиционный для русской классической литературы символ бездушной, несущей разрушение и гибель человеку современной цивилизации. В таком значении железная дорога предстает и в рассказе Солженицына.

Поначалу желание героя кажется неосуществимым. Он с горечью замечает и в жизни деревни Высокое Поле, и в поселке Торфопродукт («Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» — говорит рассказчик о названии поселка) страшные реалии нового уклада жизни. Поэтому деревня Тальново, дом Матрены и сама она становятся для героя последней надеждой, последней возможностью осуществления его мечты. Матренин двор становится для героя желанным воплощением той России, найти которую было столь важно для него.

В Матрене Игнатьич видит духовный и нравственный идеал русского человека. Какие же черты характера, свойства личности Матрены позволяют видеть в ней воплощение вытесняемых ходом истории высоких духовных и нравственных начал народной жизни? При помощи каких приемов повествования создается в рассказе образ героини?

Прежде всего, мы видим Матрену в обыденной обстановке, в череде ежедневных забот и дел. Описывая поступки героини, рассказчик стремится проникнуть в их скрытый смысл, понять их мотивы.

В рассказе о первой встрече Игнатьича и Матрены мы видим искренность, простоту, некорыстолюбивость героини. «Я только потом узнал, — говорит рассказчик, — что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки». Но Матрена не стремится заполучить выгодного квартиранта. Она опасается, что не сумеет угодить новому человеку, что ему не понравится в ее доме, о чем прямо и говорит герою. Но Матрена довольна, когда Игнатьич все же остается у нее, потому что с новым человеком приходит конец ее одиночеству.

Матрене присущи внутренний такт и деликатность. Вставая задолго до постояльца, она «тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу», «к себе она гостей по вечерам не звала, уважая мои занятия»,— говорит Игнатьич. В Матрене отсутствует «бабье любопытство», она «не досаждала никакими расспросами» герою. Особенно подкупает Игнатьича доброжелательность Матрены, ее доброта раскрывается в обезоруживающей «лучезарной улыбке», преображающей весь облик героини. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»,— заключает рассказчик.

«Дела звали к жизни»,— говорит о Матрене рассказчик. Работа становится для героини и способом восстановления мира в ее душе. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа»,— отмечает повествователь.

Работая в колхозе, Матрена не получала за свой труд ничего, помогая односельчанам, отказывалась от денег. Ее труд бескорыстен. Работать для Матрены так же естественно, как дышать. Поэтому брать деньги за свой труд героиня считает неудобным и невозможным.

Новым способом создания образа Матрены становится введение в повествование воспоминаний героини. В них демонстрируются новые грани ее личности, в них героиня раскрывается сполна.

Из воспоминаний Матрены мы узнаем, что в молодости она, подобно героине Некрасова, остановила на скаку коня. Матрена способна на решительный, даже отчаянный поступок, но за этим стоит не любовь к риску, не безрассудство, а стремление отвести беду. Желанием отвести беду, помочь людям будет продиктовано поведение героини в последние минуты жизни перед гибелью, когда она бросилась помогать мужикам вытаскивать застрявшие на железнодорожном переезде сани. Матрена остается верна себе до конца.

«Но отнюдь не была Матрена бесстрашной», — отмечает рассказчик. «Боялась она пожара, боялась „молоньи“, а больше всего почему-то — поезда». От одного вида поезда Матрену «в жар бросает, коленки трясутся». Панический страх, испытываемый Матреной от одного вида поезда, вызывающий вначале улыбку, к концу рассказа, после гибели героини под его колесами, обретает значение трагически верного предчувствия.

В воспоминаниях героини о пережитом открывается, что она обладает чувством собственного достоинства, не может снести оскорбления и решительно протестует, когда муж поднял на нее руку.

Начавшаяся Первая мировая война разлучает ее с любимым человеком, Фаддеем, и предопределяет все последующее трагическое течение Матрениной жизни. За три года в жизни России происходят новые трагедии: «И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся». Перевернулась и жизнь Матрены. Как и вся страна, Матрена оказывается перед «страшным выбором»: она должна выбрать свою судьбу, ответить на вопрос: как жить дальше? К Матрене посватался младший брат Фаддея, Ефим. Героиня вышла за него замуж — начала новую жизнь, выбрала свою судьбу. Но выбор был ошибочен. Через полгода возвращается из плена Фаддей. В гибельной игре охвативших его страстей Фаддей готов убить Матрену и ее избранника. Но Фаддея останавливает нравственный запрет, еще существующий в жизни, — он не решается пойти против брата.

Для героини нет пути назад. Выбор Матрены не приносит ей счастья. Новая жизнь не складывается, брак ее бесплоден .

В 1941 г. вновь началась мировая война, и в жизни Матрены вновь повторилась пережитая в Первую мировую войну трагедия. Как в первую войну Матрена потеряла любимого, так во вторую теряет мужа. Неумолимый ход времени обрекает на гибель Матренин двор: «Гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба — и старела в ней беспритульная Матрена».

Солженицын усиливает этот мотив, показывая, что страшный бесчеловечный абсурд существования, ставший нормой жизни людей в новую историческую эпоху и спасения от которого искал герой в доме Матрены, не миновал героиню. Новый уклад неотступно вторгается в жизнь Матрены. Одиннадцать послевоенных лет колхозной жизни были отмечены агрессивной бесчеловечной тупостью и цинизмом колхозных порядков. Кажется, что над Матреной и ее односельчанами проводился эксперимент на выживание: в колхозе не платили деньги за труд, «обрезали» личные огороды, не выделяли покосов для скота, лишали топлива на зиму. Торжеством абсурдности колхозной жизни предстает в рассказе перечисление имущества Матрены, многие годы проработавшей в колхозе: «грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы». Но Матрена сумела преодолеть все тяготы и лишения и сохранить неизменным мир своей души.

Дом Матрены, его хозяйка предстают противостоящими окружающему миру, утвердившемуся в нем алогичному и противоестественному укладу жизни. Мир людей чувствует это и жестоко мстит Матрене.

Этот мотив получает сюжетное развитие в истории разрушения Матренина двора. Вопреки судьбе, обрекшей ее на одиночество, Матрена десять лет воспитывала дочь Фаддея, Киру, и стала для нее второй матерью. Матрена решила: после ее смерти полдома, горница, должны перейти в наследство Кире. Но Фаддей, с которым Матрена хотела когда-то соединить свою жизнь, решает забрать горницу при жизни ее хозяйки.

В действиях Фаддея и его помощников Солженицын усматривает проявление торжества нового уклада жизни. Новый уклад сформировал особое отношение к миру, определил новый характер человеческих взаимосвязей. Страшная бесчеловечность и абсурдность существования людей раскрывается автором в утвердившейся в сознании современников подмене понятий, когда «добром» «страшно называет язык наш имущество наше». В сюжете рассказа это «добро» оборачивается всесокрушающим злом. Погоня за таким «добром», которое «терять считается перед людьми постыдно и глупо», оборачивается в рассказе иной, неизмеримо большей потерей добра подлинного и непреходящего: мир теряет доброго прекрасного человека — Матрену, в жизни утрачиваются высокие духовные и нравственные начала. Отчаянная и безоглядная погоня за «добром-имуществом» несет гибель душе человека, востребует к жизни страшные разрушительные свойства человеческой натуры — эгоизм, жестокость, алчность, агрессивность, жадность, цинизм, мелочность. Все эти низменные страсти проявятся в людях, окружающих Матрену, определяя их поведение в истории разрушения ее дома и гибели ее самой. Душа Матрены, ее внутренний мир противопоставляется душам и внутреннему миру окружающих ее людей. Душа Матрены прекрасна потому, считает Солженицын, что целью жизни Матрены было не добро-имущество, а добро-любовь.

Дом Матрены становится в рассказе Солженицына символом гармоничного традиционного уклада крестьянской жизни, высоких духовных и нравственных ценностей, хранительницей которых является Матрена. Поэтому она и дом неразделимы. Героиня интуитивно ощущает это: «жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. ...для Матрены было это — конец ее жизни всей»,— заключает рассказчик. Но иначе считает Фаддей и его помощники. Гибельные страсти героя уже ничто не сдерживает — на их пути больше нет прежде существовавших нравственных запретов. Они «знали, что ее дом можно сломать и при жизни».

Матренин двор, в котором герой рассказа обрел духовную и нравственную опору, становится последним оплотом традиционного национального уклада жизни, так и не сумевшего устоять под разрушительным воздействием неумолимого хода истории.

Разрушение дома Матрены становится в рассказе символом нарушения естественного хода исторического времени, чреватого катастрофическими потрясениями. Тем самым гибель Матренина двора становится обвинением новой исторической эпохе.

Заключительным аккордом в создании образа героини становится в финале рассказа, уже после гибели Матрены, сопоставление ее с окружающими людьми. Трагическая гибель Матрены должна была потрясти людей, заставить их задуматься, пробудить их души, стряхнуть пелену с глаз. Но этого не происходит. Новый уклад жизни опустошил души людей, их сердца очерствели, в них нет места состраданию, сопереживанию, подлинной скорби. Это показывает Солженицын на обрядах прощания, похорон, поминок Матрены. Обряды утрачивают свой высокий скорбный трагический смысл, от них осталась лишь окостеневшая форма, механически повторяемая участниками. Трагедия смерти не способна остановить в людях их меркантильных и тщеславных устремлений.

Одиночество Матрены при жизни после ее смерти обретает особый и новый смысл. Она одинока потому, что духовный и нравственный мир Матрены объективно, помимо воли героини, противостоит ценностям мира окружающих ее людей. Мир Матрены был для них чужд и непонятен, вызывал раздражение и осуждение. Так образ Матрены позволяет автору показать в рассказе нравственное неблагополучие и духовную опустошенность современного общества.

Знакомство повествователя с людьми, окружающими Матрену, помогает ему до конца понять высокое предназначение ее в мире людей. Матрена, не скопившая имущества, вынесшая жестокие испытания и устоявшая духом, есть «тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелегкая доля колхозной русской деревеньки. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану, данные сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

История создания – Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Остерегаясь цензуры, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского, рассказ писателя назвали «Матренин двор».

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.

Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.

Тема

Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части , рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части , рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои

Жанр

Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий свое мнение без оглядки на власть и мнение критиков.

Все однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу» , настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1601.