Лидия Русланова - Русские народные песни (1970). Лидия Русланова

«Вся жизнь моя связана с песней. Сколько помню себя, всегда возле меня — песня», — рассказывает о себе Лидия Андреевна Русланова. Она родилась на Волге, недалеко от Саратова, в крестьянской семье. Отец работал грузчиком на пристани, семья была бедная. Вместе с бабушкой, большой мастерицей петь песни, «песельницей», как тогда говорили в деревне, маленькая Русланова ходила по свадьбам и по девичникам, слушала песни, запоминала. В то время ни одно событие в деревне не обходилось без пения — ни полевые работы, ни праздники, ни гуляния, ни девичьи посиделки. «Первая настоящая песня, которую я услышала, был плач, — продолжает Лидия Андреевна. — Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: «Повопи, баба, по тятьке». И она вопила: «На кого же ты нас, сокол ясный, покинул?...». Бабушка не зря убивалась. Началась русско-японская война, отец на ней так и пропал. Больше мы его не видели».
Трое маленьких детей остались на руках больной матери. «Не помню, когда я сама научилась петь... Но представления начала давать лет с шести. Мать лежала больная, а я расхаживала, как по сцене по русской печке и пела все подряд, что знала — и деревенское, и городское. Городские песни совсем без труда запоминала. В деревне пели сложно, с «подполозами», а эти услыхала раз — и уж пою. Все удивлялись: вот, бесенок, какая памятливая». Вскоре мать умерла, и трое детей попали в разные сиротские приюты. В приюте для девочек, куда определили будущую певицу, кроме обычных школьных занятий, три раза в неделю проводились уроки пения и музыкальной грамоты. Преподавал эти предметы регент местной церкви. Однажды на занятиях он заметил музыкальность юной воспитанницы и похвалил ее: «Да у тебя хороший голос, контральт!» Так Русланова попала в церковный хор. «В церковном хоре я быстро стала солисткой.

Со всего города начали ездить к нам купцы — послушать, как сирота поет... И после приюта, когда меня отдали ученицей на мебельную фабрику, за песни мне все помогали. Лет в 17 была я уже опытной артисткой, ничего не боялась, ни сцены, ни публики». На этой мебельной фабрике юную
Русланову услышал профессор Саратовской консерватории М. М. Медведев и предложил ей посещать занятия в консерватории. Однако школа академического пения не увлекла Русланову. Ее тянуло к русской песне. «Поняла, что академической певицей мне не быть, — вспоминает Лидия Андреевна. — Моя сила была в непосредственности, в естественности, в единстве с тем миром, где родилась песня. Я это в себе берегла». Разразилась первая мировая война. Начальник санитарного поезда взял певицу в свою часть — она стала петь для раненых и для солдат, отправляющихся на фронт. Она выбирала песни, наиболее близкие солдатскому сердцу, наиболее трогательные, доходчивые. Затем пришла революция, гражданская война, которая застала Русланову профессиональной певицей, «уже членом профсоюза», в Ростове-на-Дону... Выступала перед красноармейцами, неизменно оказывавшими ей самый горячий прием. В 1921 году Лидия Андреевна переезжает в Москву на профессиональную артистическую работу.
Мы знаем, какую заслуженную славу принесла Лидии Андреевне эта работа. Бесконечные концерты, поездки по стране, выступления по радио, тогда еще делавшему первые робкие шаги, снискали ее искусству широчайшую популярность. В эти годы окончательно складывается ее особенный исполнительский стиль, оформляется специфический «руслановский» репертуар. Как исполнительница русских народных песен Русланова продолжает традицию лучших звезд русской эстрады начала XX века, особенно Надежды Плевицкой. Помимо известных русских песен, таких как «Вниз по Волге-реке», «Когда я на почте служил ямщиком», «Степь да степь кругом», «Лучинушка», «На улице дождик», никогда не сходивших с концертной эстрады, Русланова поет широко популярные в начале века (а одно время занесенные в разряд «мещанских») так называемые городские русские песни — «Раскинулось море широко», «Шумел-горел пожар московский», «Когда б имел златые горы», каторжные — «По диким степям Забайкалья», «Глухой неведомой тайгою», фабричные, солдатские. Благодаря искусству Руслановой многие из этих песен обрели в новой советской действительности как бы второе рождение.
Лидия Андреевна обращается и к современному фольклору (так, она первой запела песню гражданской войны «По долинам и по взгорьям») и к творчеству советских композиторов — все помнят в ее исполнении песню «Партизан Железняк», и особенно знаменитую «Катюшу» М. Блантера (впервые ее запела именно Русланова).
Исполнительский стиль Руслановой, столь индивидуальный и яркий, также восходит к традиции русских песенниц, выступавших когда-то на народных гуляньях, а позднее, уже в начале XX века, вышедших и на большую концертную эстраду. Это исполнение в полном смысле слова. «Я песню не пою, я песню играю», — говорит Лидия Андреевна. Все ее пребывание на сцене, начиная с обдуманного, «игрового», выхода на сцену в русском народном костюме, и кончая прощальным поклоном — искусно отрежиссированный маленький спектакль. Неслучайно поэтому певицу привлекают песни с развитой драматургией, с острым сюжетом, с контрастными перепадами настроения, с яркими характерами. У нее каждое слово живет, а люди — общаются, разговаривают. Это настоящие «песни в лицах».

В отличие от других исполнительниц этого жанра, например, Ольги Ковалевой, подчеркивавшей мягкую задушевность, лиричность русской песни, темперамент певицы диктует яркое, задорное, лихое исполнение (а соответственно и подбор песен). Некоторые критики ставили это в упрек певице. Предоставим слово для ответа тонкому знатоку эстрады писателю Виктору Ардову: «Этот голос заставляет всех встрепенуться, он исполнен скрытого волнения, часто даже тоски, свойственной русской песне. Забыть контральто Руслановой или спутать с другим голосом — невозможно. Русланова среди мощного потока исполнителей русской народной песни стоит особняком. Она вывела лирическую народную русскую песню с пути суховатого музейного фольклора на дорогу живого взволнованного эмоционального толкования и исполнения. А без волнения, без эмоций — какая же цена песни? Однако ей присуще чувство стиля в высокой степени! По мнению усердных ревнителей чистоты старинной русской песни Русланова, якобы, пользуется арсеналом выразительных средств, свойственных цыганской манере пения. Эти упреки в «цыганщине» неверны, потому что прямого следования чисто цыганским приемам: тремоло и др. у Руслановой нет и никогда не было. Верно то, что Лидия Андреевна насыщает свое исполнение такой взволнованностью, таким проявлением подлинного глубокого темперамента, что это пугает иных фольклористов, привыкших к более чем сдержанной, чисто этнографической манере исполнения русских народных песен на концертной эстраде. Л. Руслановой одинаково доступны драма, былина, шутка, комедия, патетика патриотических напевов и, конечно, лирика. Если учесть, что у нее не было никогда в качестве учителей режиссеров, а также необычное разнообразие приемов, стилей, манер, то поражаешься — какую точность, отработанность во всех компонентах своих выступлений на сцене обнаруживает эта необычайно одаренная певица, а заодно и природная артистка. У нее можно учиться, как надо соблюдать подлинную стилистику в исполнении да и в сценическом поведении». Да, голос Руслановой не спутаешь ни с каким другим. Заслышав этот неповторимый тембр, каждый сейчас же скажет: «Это поет Русланова!» Очень красиво ее низкое контральто светлого, чуть металлического звучания и большого диапазона; красивы глубокие грудные звуки, средние и высокие, почти сопрановые, особенно в пиано! Ее голосу свойственна исключительная подвижность, доступны тончайшие нюансы: она может взять высокую ноту и тянуть ее бесконечно долго в мощном форте, но может и затихнуть до еле слышного обворожительного пианиссимо. Поражает ее умение владеть дыханием, блестящая дикция, не говоря уже о необычайной выразительности исполнения. Прослушайте внимательно в ее исполнении какую-нибудь русскую песню в 6—8 куплетов с повторяющейся в каждом куплете мелодией — это замечательный урок для молодых вокалистов, особенно решивших посвятить себя народной песне. Варьируется не только сопровождение каждого куплета, будь то баян, оркестр или гитара, что стало уже привычным для многих исполнителей, но и сам мелодический распев. Русланова ведет мелодию в свободной манере народной импровизации, она изменяет ее, варьирует в соответствии с эмоциональным содержанием, нанизывает, «цепляет» на нее возможные хоровые подголоски, как бы поет «за весь хор». Эта разработка песни по принципу русской народной подголосочной полифонии, творческая импровизация, и делает исполнение Руслановой ярким и неповторимым.

С особенной полнотой и горячностью проявилась любовь народа к искусству Л. Руслановой в годы Великой Отечественной войны. Ведь именно солдаты, еще в Первую мировую войну, были первой аудиторией молодой певицы, к солдатским сердцам нашла ее песня прямой и стремительный путь. С присущей ей страстностью натуры Русланова отдается этой благороднейшей работе — поддерживать, поощрять, вливать своим искусством силы, а то и просто повеселить усталых солдат. В составе концертной бригады певица объехала все фронты. Кадры старых хроник и кинофильмов сохранили для нас эти удивительные концерты. Мы видим восторженные лица солдат, они слушают, смеются, грустят. А вот и последний фронтовой концерт: 2 мая у стен разбитого Рейхстага поет Лидия Русланова.
Известный театральный деятель Б. Филиппов, постоянный участник фронтовых концертных бригад, в своей книге «Актеры без масок» так описывает выступления певицы:
«18 августа 1941 года. Отправляемся в путь в село Батищево. Ищем новую воинскую часть. Провожая нас, полковник Лизюков оглашает приказ о зачислении В. Хенкина и Л. Руслановой почетными красноармейцами 57-й танковой дивизии. В знак уважения к почетным красноармейцам им выдается по полному комплекту обмундирования...»

И далее: «Среди нашей сугубо штатской группы блещут своим военизированным видом два почетных танкиста В. Хенкин и Л. Русланова. Я уверен, что в Москве они долго не снимут честно заработанной ими солдатской формы, самой дорогой для советского человека в дни суровой и беспощадной войны».
Неслучайно, что именно в военное время — 28 июня 1942 года — Лидии Андреевне Руслановой присваивается звание Заслуженной артистки РСФСР.
Прошло около трех десятилетий со дня окончания войны. На эстраде сменилось несколько поколений певцов, появлялись и исчезали модные стили и веяния. Но выступления Руслановой волнуют и сейчас. В наши дни, когда вновь пробуждается интерес к русской песне во всех ее формах, мы с благодарностью обращаемся к творческому опыту замечательной советской артистки, искусство которой вписало незабываемую страницу в истории нашего исполнительства.
* * *
Настоящее издание рассчитано на широкий круг любителей пения, на молодых вокалистов, на многомиллионную армию участников художественной самодеятельности.
На протяжении своего долгого артистического пути Лидия Андреевна выступала в сопровождении самых различных коллективов: оркестра русских народных инструментов им. Осипова, секстета под управлением Семенова; она выступала с пианистом С. К. Стучевским, пела дуэт с Н. Северским, аккомпанировавшим на гуслях. Особенно часто Лидия Андреевна пела в сопровождении трио баянистов—А. Кузнецова, Я. Попкова и А. Данилова (А. Макарова) и с баянистами Комлевым и Максаковым. Все эти баянисты не просто аккомпанировали певице в концертах, но часто являлись и авторами обработок народных песен, исполнявшихся Руслановой. Их уже нет в живых. Некоторые их обработки записаны на грампластинки, рукописей же нот не сохранилось. Поэтому в настоящий сборник в основном вошли новые обработки, сделанные композиторами, либо сотрудничавшими с певицей (П. Куликов), либо давно успешно работающими в песенном жанре (А. Новиков, Н. Будашкин, Ю. Слонов, В. Волков и другие). Новые обработки просты, доступны для исполнения самых широких кругов музыкантов, пианистов и баянистов.
Песни даны в тех тональностях, в которых их исполняла Л. А. Русланова. В задачу данного сборника не входила точная запись различных исполнительских нюансов певицы. Лишь в песнях, записанных с грампластинок, сохранены все особенности «руслановской» разработки мелодии; по этим записям можно судить об удивительном импровизационном мастерстве певицы. Тексты песен печатаются с теми, в основном, незначительными изменениями, которые вносила в них Русланова. Изменения эти в сносках не оговариваются.

Песни даются в сопровождении фортепиано; для исполнения на баяне сделана специальная редакция. Сопровождение несложно, сделано с учетом возможностей музыкантов-любителей так, чтобы при желании песни можно было легко транспонировать в различные тональности.
А. НОВИКОВ Народный артист СССР

  • ВНИЗ ПО ВОЛГЕ-РЕКЕ. Обработка Ю. Слонова
  • УТУШКА ЛУГОВАЯ. Запись и обработка П. Куликова
  • НА УЛИЦЕ дождик. Запись и обработка Ю. Слонова
  • ВДОЛЬ ПО ПИТЕРСКОЙ. СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ. Запись и обработка П. Куликова
  • ЗА ГОРОЮ, У КОЛОДЦА. Обработка С. Туликова
  • ПРОЩАЙТЕ, ЛАСКОВЫЕ ВЗОРЫ. Обработка М. Матвеева
  • ШУМЕЛ, ГОРЕЛ ПОЖАР МОСКОВСКИЙ. Обработка Н. Будашкина
  • ХОРОШО ПАСТУХ ИГРАЕТ. Запись и обработка П. Куликова
  • ОКРАСИЛСЯ МЕСЯЦ БАГРЯНЦЕМ. Запись и обработка Ю. Слонова
  • ЛИПА ВЕКОВАЯ. Запись и обработка П. Куликова
  • КАМАРИНСКАЯ. Запись и обработка А. Широкова
  • МЕЖ ВЫСОКИХ ХЛЕБОВ. Обработка А. Новикова, слова Н. Некрасова
  • КАК СО ВЕЧЕРА ПОРОША. Запись и обработка В. Калинина
  • МЕЖ КРУТЫХ БЕРЕЖКОВ. Обработка Ю. Слонова
  • ПО УЛИЦЕ МОСТОВОЙ. Обработка А. Новикова
  • ЗАЧЕМ СИДИШЬ ДО ПОЛУНОЧИ. Обработка И. Ильина
  • Я НА ГОРКУ ШЛА. Запись и обработка А. Широкова
  • РАСТИ, МОЯ КАЛИНУШКА. Запись и обработка Н. Будашкина
  • ИЗ-ПОД ДУБА, ИЗ-ПОД ВЯЗА. Запись и обработка Н. Будашкина
  • МАЛЬЧИШЕЧКА-БЕДНЯЖЕЧКА. Запись и обработка Н. Будашкина
  • КОГДА Б ИМЕЛ ЗЛАТЫЕ ГОРЫ. Запись и обработка Ю. Слонова
  • ГЛУХОЙ, НЕВЕДОМОЙ ТАЙГОЮ. Обработка Н. Губарькова
  • ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЕ ГЛАЗКИ. Обработка Вяч. Волкова
  • ПО ДИКИМ СТЕПЯМ ЗАБАЙКАЛЬЯ. Обработка С. Булатова
  • ВОТ НА ПУТИ СЕЛО БОЛЬШОЕ. Обработка Н. Иванова
  • АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ. Обработка А. Новикова
  • ЧТО ЗАТУМАНИЛАСЬ, ЗОРЕНЬКА ЯСНАЯ. Музыка В. Осипова, слова А. Вельтмана
  • ВАЛЕНКИ . Запись и обработка Ю. Слонова
  • СВЕТИТ МЕСЯЦ. Обработка А. Новикова
  • ЖИВЕТ МОЯ КРАСОТКА. Обработка А. Живцова
Автор: Авт.ст. А. Новиков, Сост. Н. Кольцов, Лирик Н. Некрасов, А. Вельтман, Исп. Л. Русланова, Авт.записи нот Ю. Слонов, П. Куликов и др., Авт.обраб. Ю. Слонов, П. Куликов и др Место издания: М. Издательство: Музыка Год издания: 1973 Количество страниц: 93 с. Примечание содержания: Содерж.:Вниз по Волге-реке / Обраб.Ю.Слонова. Утушка луговая/Зап.и обраб.П.Куликова. На улице дождик. Вдоль по Питерской. Степь да степь кругом. За горою у колодца/Обраб.С.Туликова. Прощайте ласковые взоры/Обраб.М.Матвеева. Шумел горел пожар московский/Обраб.Н.Будашкина. хорошо пастух играет. Окрасился месяц багрянцем. Липа вековая. Камаринская/Зап. и обраб.А.Широкова. Меж высоких хлебов/Обраб.А.Новикова;Сл.Н.Некрасова. Как со вечера пороша/Зап.и обраб.В.Калинина. Меж крутых бережков. По улице мостовой. Зачем сидишь до полуночи/Обраб.И.Ильина. Я на горку шла. Расти моя калинука. Из под дуба из под вяза. Мальчишечка-бедняжечка. Когда б имел златые горы. Глухой неведомой тайгою/Обраб.Н.Губарькова. Очаровательные глазки/Обраб.В.Волкова. По диким степям Забайкалья/Обраб.С.Булатова. Вот на пути село большое/Обраб.Н.Иванова. Ах ты степь широкая. Что затуманилась зоренька ясная/Муз.В.Осипова;Сл.А.Вельтмана. Валенки. Светит месяц. Живет моя красотка/Обраб.А.Живцова. Общее примечание: Содерж.:Вниз по Волге-реке / Обраб.Ю.Слонова. Утушка луговая/Зап.и обраб.П.Куликова. На улице дождик. Вдоль по Питерской. Степь да степь кругом. За горою у колодца/Обраб.С.Туликова. Прощайте ласковые взоры/Обраб.М.Матвеева. Шумел горел пожар московский/Обраб.Н.Будашкина. хорошо пастух играет. Окрасился месяц багрянцем. Липа вековая. Камаринская/Зап. и обраб.А.Широкова. Меж высоких хлебов/Обраб.А.Новикова;Сл.Н.Некрасова. Как со вечера пороша/Зап.и обраб.В.Калинина. Меж крутых бережков. По улице мостовой. Зачем сидишь до полуночи/Обраб.И.Ильина. Я на горку шла. Расти моя калинука. Из под дуба из под вяза. Мальчишечка-бедняжечка. Когда б имел златые горы. Глухой неведомой тайгою/Обраб.Н.Губарькова. Очаровательные глазки/Обраб.В.Волкова. По диким степям Забайкалья/Обраб.С.Булатова. Вот на пути село большое/Обраб.Н.Иванова. Ах ты степь широкая. Что затуманилась зоренька ясная/Муз.В.Осипова;Сл.А.Вельтмана. Валенки. Светит месяц. Живет моя красотка/Обраб.А.Живцова. ББК: 85.94я436

Публикации раздела Музыка

Лидия Русланова. Царица русской народной песни

О т сиротского детства до неволи и всенародной славы. На долю исполнительницы народных песен Лидии Андреевны Руслановой выпали тяжелые испытания. Рано осталась без родителей, в составе фронтовых бригад дошла до рейхстага, пережила репрессии, но через всю жизнь пронесла светлую улыбку и любовь к народной песне.

«Сколько помню себя, всегда возле меня - песня»

Песнями была окружена с детства. «В деревне пели от души, свято веря в особую, надземную жизнь - и «заплачек», и песен радости» . Пели в селе Чернавка Саратовской губернии и на работе, и на гулянье. Но особенно поразили маленькую девочку причитания бабушки, когда отец отправлялся на Русско-японскую войну. С тех пор нет-нет да и просила она: «Поплачь, баба, по тятеньке» .

Отец с войны домой не вернулся, а вскоре заболела от тяжелого труда и мать. Чтобы приободрить маму, дочка пела ей, представляя, что печка - это сцена. Но трое детей все же остались сиротами, и тогда песня помогала зарабатывать на хлеб. В восемь лет Лидия Русланова попала в приют. Появилась уникальная возможность учиться и петь в церковном хоре - сразу солисткой. Народ съезжался со всего города - слушать, как сирота поет.

«В полной тишине величественного храма, на угасающем фоне взрослого хора возник голос. Его звучание все нарастало, ни на мгновение не теряя своей первоприродной чистоты… И я испугался, соприкоснувшись с этим волшебством, задрожал, услышав шепот стоявшей рядом монашки: «Ангел! Ангел небесный!»

Драматург и сценарист Иосиф Прут, 1908 год

Песни военных лет

Пела Лидия Русланова и на мебельной фабрике, где оказалась после приюта. Репертуар обогатился городскими романсами. Почти сразу после первого публичного выступления перед саратовскими депутатами, 16-летняя Лида отправилась на фронт - работала медсестрой на санитарном поезде и выступала перед ранеными. В Гражданскую войну пела для бойцов Красной армии. Именно в те годы певица выбрала для сценического образа крестьянский костюм - повязывала платок, обувала лапти, накидывала душегрейку. Зрители с любовью называли ее «Саратовская птица».

Покорение столицы Русланова начала с выступления в театре «Скоморохи». Начиная с 20-х годов артистка объехала Урал, Сибирь и Дальний Восток. Заслужив всенародную славу, в Советско-финскую войну она вновь отправилась на фронт. Давала десятки концертов в месяц, пела в походных условиях. Сценой становился то танк, то сани, то дрезина, то кузов грузовика. Оберегая здоровье и принимая профилактически лекарства в тридцатиградусный мороз, получила прозвище «Лидочка-стрептоцид».

Лидия Русланова с мужем Владимиром Крюковым. Фотография: maxpark.com

Фронтовая бригада московских артистов на Южном фронте. Выступление Лидии Руслановой. Фотография: hrono.ru

Лидия Русланова и Владимир Крюков. Май 1945 года. Фотография: portal-kultura.ru

Боевое крещение Великой Отечественной войны певица принимала под Ельней, пела под обстрелом с воздуха. «Смотрю, никто и ухом не ведет, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее» . Русланова не только поднимала боевой дух - заработанные до войны деньги певица отдала на производство двух «катюш», которые бойцы окрестили «лидушами».

За одно из выступлений Лидия Андреевна была удостоена ордена Красной Звезды. Пела по походной радиостанции, а громкоговоритель транслировал звук на всю округу. Немцы, прислушиваясь, прекратили огонь, а наши войска перестроились для наступления. Бывали в жизни Лидии Руслановой и необычные концерты - для одного слушателя, раненого бойца, который не мог передвигаться. Певица пела прямо в палате.

Самый знаменитый концерт Лидии Руслановой… 1120-й был у стен рейхстага. Лучшей афишей для «гвардии народной артистки», как ее называли в те героические годы, стала роспись углем на колонне, рядом с именами других солдат. 2 мая 1945 года певица выступала с казачьим ансамблем. Пели до глубокой ночи. Солдаты просили петь свои любимые песни, чаще других - «Валенки».

«Изведешься, пока постигнешь душу песни»

С улыбкой, нараспев, с первой музыкальной фразы песня «Валенки» стала одной из любимых в репертуаре Лидии Руслановой. Некогда цыганская песня трижды выходила на грампластинках, прежде чем получила совершенно новое звучание. Прижилась сама собой. Как рассказывала сама певица, на одном из солдат увидела как раз такие валенки - «не зашиты, стареньки». Русланова пела «Валенки» на передовой, на каждом из тысячи фронтовых концертов. Еще и на бис.

На войне Лидия Андреевна встретила своего четвертого мужа, генерала-кавалериста Владимира Крюкова. В 1948 году он был арестован по делу о «заговоре военных». На гастролях в Казани была задержана и сама певица за «антисоветскую пропаганду». Сняли с производства и запретили в открытых концертах и радиопередачах все записи Лидии Руслановой. Певицу приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей и отправили в Иркутскую область. Там, на сцене лагерной столовой, она пела для заключенных. В 1953 году Лидию Русланову и ее мужа освободили. Первый же концерт из Зала Чайковского транслировали по радио на всю страну.«Кому фокстрот, а кому русская песня» , - ответила Русланова.

После одного из концертов на «Россельмаше», когда рабочие не отпускали певицу со сцены, а обеденный перерыв давно закончился, - обещали отработать. И отработали - перевыполнили план на 123 процента. Русланова пронесла любовь к русской песне через всю жизнь. Собирала народные сибирские, среднерусские и казачьи песни. Ее памяти посвящены многочисленные песенные конкурсы от Саратова до Козельска.

Перед иностранными гостями певица выступала только в крестьянской одежде, за что ее называли «царицей русской народной песни». Да и в быту Лидия Андреевна любила русский стиль - от мебели до посуды и картин. Певица говорила, что Европу уважает, но свою страну любит до боли.

Ли́дия Андре́евна Русла́нова (при рождении Ага́фья Андре́евна Ле́йкина; (14) 27 октября 1900, село Чернавка, Сердобский уезд, Саратовская губерния — 21 сентября 1973, Москва) — российская и советская певица, Заслуженная артистка РСФСР (1942). Основное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнителей в СССР, а её исполнение русских народных песен считают эталонным.

Лидия Андреевна Русланова (настоящее имя — Агафья Андреевна Лейкина) родилась (14) 27 октября 1900 года в селе Чернавка (ныне Саратовской области) в многодетной крестьянской семье староверов.
В шесть лет, оставшись без родителей, со слепой бабушкой ходила по Саратову и деревням, они пели и просили милостыню. Через год умерла и бабушка. Агафью, благодаря ее таланту, пристроили в приют при Киновийской церкви. Детей крестьянского сословия туда не брали, поэтому ей была сделана грамота с новыми именем и фамилией - Лидия Русланова.
Русланова окончила церковно-приходскую школу, затем саратовскую консерваторию. Брала уроки пения у артиста и педагога М.Е.Медведева.

После революции 1917 года началась профессиональная деятельность Руслановой — она ездила с гастролями по стране, в период гражданской войны выступала с исполнением русских народных песен перед бойцами Красной Армии. Как эстрадная певица дебютировала в 1923 году в Ростове-на-Дону.

В 1920-е - 1930-е годы большими тиражами выходили грампластинки с записями Руслановой. Её голос часто звучал по радио. Обладая голосом большой силы и выносливостью, Лидия Андреевна могла участвовать в четырёх-пяти концертах за один вечер.

Лидия Русланова в составе концертной бригады выступала на фронтах Советско-финской и Отечественной войн. Всего на фронтах Великой Отечественной войны она дала более 1 120 концертов.
Основное место в репертуаре певицы занимали русские народные песни и песни советских композиторов. Русланова стала первой исполнительницей "Партизанской дальневосточной" ("По долинам и по взгорьям...") в обработке Александрова, песен "Партизан Железняк" и "Враги сожгли родную хату" Блантера, и др.

Лидия Русланова выступает перед фронтовиками.

На средства, заработанные во время предвоенных гастролей, Русланова приобрела две батареи "Катюш", которые были отправлены на Первый Белорусский фронт в корпус, которым командовал её муж. В 1948 году Русланова была репрессирована, прошла лагеря. После смерти Сталина в 1956 году они с мужем были освобождены.
Умерла Лидия Андреевна Русланова 21 сентября 1973 года от сердечного приступа в Москве.

Лидия Русланова — Русские народные песни
Жанр : фольклор
Год выпуска диска : 1970
Производитель диска : СССР

Аудио кодек : APE
Тип рипа : image+.cue
Битрейт аудио : 44100 / 16
Продолжительность : 48:29
Лэйбл : Мелодия
Номер по каталогу : 33Д 028553-54

Треклист :

1.Степь да степь кругом
2.Вы,комарики
3.Окрасился месяц багрянцем
4.Жигули
5.Липа вековая
6.Коробейники
7.По диким степям Забайкалья
8.Саратовские частушки
9.По улице мостовой
10.Златые горы
11.На улице дождик
12.Камаринская
13.Очаровательные глазки
14.Частушки
15.Валенки
16.Я на горку шла

Государственный русский народный оркестр им. Н.осипова. Дирижер Д. Осипов (1,5,11,12,16)
Ансамбль народных инструментов п/у Н.Некрасова (2,7)
Секстет домр п/у Н.Некрасова (6,9,13)
Инструментальный квартет (15):
Б.Тихонов (баян), Н.Назарук (кларнет), В.Рысков (гитара), С.Стихин (контрабас)
В.Максаков — саратовская гармоника (4,8,14)
Л.Комлев — аккордеон (3,10)
Записи Л. Руслановой реставрированы во Всесоюзной
студии грамзаписи звукооператором Н.Т. Морозовым