Кто создал джаз. Джаз - история возникновения

Хотя сегодня джаз - мировое явление, на планете все же есть особые джазовые места. Это города, где стиль или, лучше сказать, все это явление возникло и сформировалось, места, где проходят крупнейшие джазовые мероприятия, а также точки на карте, где прямо сейчас происходят самые актуальные трансформации джаза.

Вечные джазовые столицы

Новый Орлеан (США): как все начиналось

Во Французском квартале Нового Орлеана сегодня, как и сто лет назад, всюду играют уличные музыканты, причем далеко не только во время New Orleans Jazz & Heritage Festival или карнавала Марди Гра, но и во все остальные дни… и ночи

Едва ли не самый неамериканский из всех американских городов неспроста называют колыбелью джаза. По одним данным, джаз родился в здешнем злачном районе Сторивиль (Storyville) , когда примерно в 1895 году среди борделей, наркопритонов и пабов чернокожий корнетист (корнет - это практически современная труба, только выглядит чуть иначе, и у инструмента по-другому устроен механизм перекрытия отверстий в трубках) Бадди Болден (Buddy Bolden) собрал ансамбль, чтобы играть модный тогда регтайм, но со всеми ключевыми элементами джаза. По другим - в 1917-м, когда Ник Ла-Рокка (Nick LaRocca) и его Original Dixieland Jass Band (никаких опечаток в названии, заметим) выпустили первую в истории джазовую аудиозапись - Livery Stable Blues . Оба музыканта были уроженцами Нового Орлеана.


Впрочем, на самом деле началось все, вероятно, не с них, а с проходивших еще в начале XIX века каждое воскресенье на местной площади Конго (Congo Square) собраний сотен чернокожих рабов. В единственный день в неделю, когда они освобождались от работ, рабы играли на простых музыкальных инструментах мелодии и ритмы Африки, которую им уже никогда не суждено было увидеть. А может, джаз начался с похоронных духовых оркестров, проходивших по улицам города, и ансамблей в дансинг-холлах. Так или иначе, все это случилось именно здесь - в жарком, потрепанном городе, расположенном в устье великой реки Миссисипи.

Мария Сёмушкина, автор идеи и президент фестиваля «Усадьба Jazz»

Новый Орлеан стал для меня одной из любимых точек на Земле. Это город, где музыка присутствует повсюду: и в многочисленных барах, и на запруженной туристами Бурбон-стрит, и на площадях, и на набережной Миссисипи, - она смешивается здесь со стуком колес старых трамваев, удивительными вкусами луизианской и креольской кухни, расслабленным и мечтательным южным говором. В 2014 году нам удалось перенести атмосферу Нового Орлеана на фестиваль «Усадьба Jazz». Тогда в Архангельском выступил знаменитый саксофонист Дональд Харрисон и одетый в костюмы индейцев коллектив Congo Square Nation Tribe , брасс-бенд Hot 8 Brass Band , пастор одной из церквей Тара Александер с госпелом. А также были мастер-классы по танцам зайдеко и блюда местной кухни в исполнении двух новоорлеанских шеф-поваров. Это был очень сложный в организации, но запомнившийся на всю жизнь проект!

Нью-Йорк (США): место взросления


Одно из легендарных мест в Нью-Йорке - гарлемский концертный зал Apollo Theatre , с 1914 года повидавший больше звезд, чем иные астрономы. Среди них легенды джаза Дюк Эллингтон, Диззи Гиллеспи, Каунт Бэйси, Арт Блэки, Хорас Силвер, Дэйв Брубек, Стэн Гетц и многие-многие другие. А помимо джаза были еще соул, рок-н-рол, госпел. Неудивительно, что сейчас Apollo ежегодно посещает больше миллиона туристов

Родившись в Новом Орлеане, джаз вскоре захватил всю Америку, и его новым средоточием стал Нью-Йорк. В 1920-е годы, которые Ф.С. Фицджеральд первым назвал веком джаза (Jazz Age) , джаз звучал тут не только в «приличных» местах типа Карнеги-холла, но и в довольно опасных, полуподпольных спикизи-барах с нелегальной выпивкой. Как раз тогда появились легендарные The Back Room и The Cotton Club , где можно было встретить и по-прежнему сегрегированных афроамериканцев, и смертельно опасных гангстеров, и титанов жанра - например, Дюка Эллингтона, который со своим оркестром регулярно играл в The Cotton Club на протяжении минимум пяти лет (с 1927-го) и часто заглядывал в клуб позднее.


С завершением ревущих двадцатых джаз в Нью-Йорке не кончился. Наоборот, в 1935-м открылся легендарный Village Vanguard , в 1949-м - еще более легендарный Birdland , святая святых джаза, где выступали, кажется, все патриархи стиля.
Все эти места, а также сотни других открыты и сегодня - от больших и всемирно известных, как Blue Note , до маленьких типа Smalls , очень похожих по атмосфере на те хтонические, родом из 1920–1930-х. Разве что курить теперь в них нельзя, а пить, наоборот, можно, и более чем законно.

Нью-Йорк - еще один синоним джаза, как и Новый Орлеан. Причем, чтобы это почувствовать, необязательно даже идти в легендарные Blue Note или Village Vanguard - можно зайти в случайный бар на три столика в Бруклине или попасть на станцию «Юнион-сквер» и услышать там саксофониста такого уровня, что долго будешь стоять с открытым ртом. А можно пойти в Café Carlyle , где иногда по понедельникам играет на кларнете Вуди Аллен, или на какой-нибудь безумный фри-джазовый джем с участием Джона Зорна, или на концерт гитариста Sonic Youth Терстона Мура в протестантской церкви. К тому же теперь в городе вполне безопасно - можно смело направиться на африканскую вечеринку в клуб Shrine в Восточном Гарлеме или на хип-хоп -концерт в С’Mon Everybody в районе Бедфорд-авеню. Впрочем, успеть везде все равно не получится.

Гавана (Куба): ветер с юга


Джаз в Гаване, может, и не такой изысканный, как в Нью-Йорке или на севере Европы, но зато он ближе к людям и к корням

Нет сомнений, что у джаза африканские корни, но уже в детские годы он испытал сильнейшее влияние из Латинской Америки, в частности с Кубы. Как раз оттуда в Новый Орлеан и севернее пришли испанские мелодии и ритмы, которые отлично смешались с африканскими. Так, хабанера отчетливо слышна еще в протоджазовых пьесах второго десятилетия прошлого века, а в следующем десятилетии в джазе начинают использовать барабаны конга, бонго и прочие специфические инструменты.

Это неудивительно: между Новым Орлеаном и Гаваной уже в те времена дважды в день ходил паром, и между жителями, по большей части бывшими рабами, существовало активное общение. К середине 1940-х афро-кубинский джаз выделился в отдельный жанр и приобрел своих лидеров, один из которых - Мачито.


После Второй мировой на афро-кубинский джаз обратили внимание великие американские музыканты Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер, а кубинские элементы проникли в джаз Восточного побережья США и укрепились там на долгие годы, причем в Нью-Йорке в середине XX века развитие стиля шло активнее, чем на Кубе. Но если куда и ехать за афро-кубинским джазом сегодня, то явно не в Нью-Йорк, а туда, на родину стиля. В клубах и небольших кафе, на улицах и на террасах потрепанной Гаваны можно отыскать и профессиональных музыкантов и талантливых любителей - джаз звучит тут, как и век назад, как музыка простых людей.

Куба, несмотря на свою бедность, остается страной мечты, где среди винтажных автомобилей и колониальной архитектуры словно бы замерло время. Коктейль дайкири, неизменный со времен Хемингуэя, сигары и кофе, чью крепость не ослабит никакой капитализм… Здесь еще сохранилось множество колоритнейших типажей: любой чистильщик обуви может оказаться великим певцом, каким был Ибрахим Феррер из Buena Vista Social Club . В далекие советские времена именно кубинцы знакомили отечественных слушателей с джазом. Большой друг нашего фестиваля пианист Чучо Вальдес до сих пор вспоминает о тех гастролях с трепетом. А во время своего концерта в Санкт-Петербурге он переложил песню «Город над вольной Невой» на ломаный латиноамериканский ритм, и это был один из самых волшебных моментов фестиваля. А последняя поездка на Кубу подарила мне знакомство с легендарным пианистом Роберто Фонсека!

Париж (Франция): бросок через океан


На небольшой улице Ломбар, что в I и IV округах Парижа, находятся сразу три главных джаз-клуба французской столицы - Le Baiser Salé, Le Duc des Lombards и Sunset/Sunside

В Европу американский джаз перебрался в годы Первой мировой - с американскими солдатами. Новомодный стиль вместе со свингом и регтаймом сильно полюбился столицам Старого Света, но особенно хорошо был принят в ярком и космополитичном Париже. По окончании Великой войны во французскую столицу потянулись чернокожие музыканты из Америки - не в последнюю очередь потому, что расовые предрассудки в Париже практически отсутствовали, особенно по сравнению с Нью-Йорком. Джаз быстро захватил клубы города, а также умы и сердца парижан и - шире - европейцев. К середине тридцатых тут появились местные суперзвезды - например, создатель джипси-джаза Джанго Рейнхард и скрипач Стефан Граппелли.

Пол Маккартни, Джеф Бек, Томми Айомми и многие другие знаменитые музыканты второй половины XX века признавали, что именно Рейнхард оказал на них глубокое влияние, а его музыка стала одним из звуковых символов 1930-х.


В годы Второй мировой войны музыка в Париже не затихала - наоборот, джаз был связью оккупированного Парижа с внешним миром, а после 1945-го ни один гастрольный тур титанов стиля не проходил без даты в этом городе.

Неудивительно, что джаз звучит здесь и сегодня - будь то упомянутый выше золотой треугольник улицы Ломбар (Rue des Lombards) , лужайки парков во время Paris Jazz Festival в июне - июле или маленькие подвальные заведения, где собираются поиграть и послушать музыку за бутербродом и бокалом вина профессионалы и любители.

После войны Париж стал европейской Меккой для джазменов из Штатов: они получали здесь превосходный прием и удивлялись отсутствию бытового расизма, с которым часто сталкивались на родине. Это хорошо описывает в своей автобиографии обожавший Париж Майлс Дэвис, об этом повествует и фильм «Около полуночи», в котором единственную оскароносную роль сыграл саксофонист Декстер Гордон. Моя деятельность как организатора концертов началась с должности в посольстве Франции, так что я курировала немало французских культурных проектов в России. Впоследствии мы с коллегами из агентства Art Mania много лет делали фестиваль французского джаза Le Jazz и привозили в Москву и Санкт-Петербург таких звезд, как гитарист Бирели Лагрен, аккордеонист Ришар Галльяно, пианист Джеки Террассон и многих других. Любовь к французской культуре и особое отношение к Франции были даже в СССР в самые «морозные дни» холодной войны, и, к моему большому удовольствию, эта любовь с годами не меркнет.

Кейптаун (ЮАР): зов крови


Лучшее время для поездки в Кейптуан у любителей музыки - конец марта и начало апреля. Именно в это время, в конце южноафриканской осени, самого комфортного времени для прогулок по городу, здесь проходит , четвертый по размеру в мире и крупнейший в Африке. Каждый год он начинается с бесплатного концерта на центральной улице Гринмаркет-сквер

Куда же ехать за джазом, как не на прародину его создателей, в Африку! Самое подходящее место для этого сегодня - Кейптаун. Этот город - совсем как джаз: представляет собою сплав всевозможных культур: африканской, европейской, азиатской, - и музыка тут звучит соответствующая. Притом город довольно безопасен (в сравнении с остальной Африкой) и в последние годы привлекает туристов не только музыкой, хотя музыки, особенно джаз и особенно в дни Cape Town International Jazz Festival , тут хватает.


Днем отправляйтесь в Музей современного африканского искусства («африканский Тейт Модерн», как его называют местные), погуляйте по разноцветному району Бо-Кап, съездите на океанский пляж или заберитесь на Столовую гору, а вечером отправляйтесь в клубы - в понедельник и пятницу в Lounge 021 @ Swingers , где играют и африканский джаз, и наднациональный экспериментальный, во вторник - в Asoka , где отличная кухня, а каждое воскресенье днем на веранде Kloof Street House дают бесплатный концерт. В остальные дни вас ждут Thuthuka Jazz Café, Jackson Hall и десятки других мест, где самый разнообразный джаз прекрасно сочетается с местными винами.

Африканский континент существенно обогатил язык джаза и блюза. Это и афробит, зародившийся в Нигерии, родоначальником которого был легендарный саксофонист Фела Кути, и ни на что не похожий эфиоджаз, одной их самых ярких фигур которого является вибрафонист Мулату Астатке, и медитативная версия блюза, придуманная уроженцем Мали Али Фаркой Туре. ЮАР тоже внесла ощутимую лепту в африканскую музыку: артисты из знаменитого района Соуэто, ставшего символом борьбы с апартеидом, с 1980-х годов вдохновляли многочисленных западных музыкантов вроде Пола Саймона или Дэвида Бирна. Помимо фестиваля в Кейптауне, отличную возможность познакомиться с самыми разными музыкантами Африканского континента представляет марокканский фестиваль Visa For Music , который проходит в Рабате, - я бываю там ежегодно.

Копенгаген (Дания): особое мнение


Jazzhus Monmartre - самый известный джаз-клуб Копенгагена, но далеко не единственный. Жители Скандинавии и, в частности, Дании любят джаз и гордятся вкладом своих музыкантов в его развитие, а датское правительство даже финансирует специальную организацию JazzDanmark , помогающую датским джазменам и продвигающую их на европейской и мировой сцене

Скандинавский джаз - холодный, иногда пронзительный, отстраненный. Его принято считать относительно новым течением, зародившимся в конце 1960-х и достигшим расцвета в следующем десятилетии, однако в регион джаз в целом пришел рано: еще в 1923 году датчанин Вальдермер Айберг сформировал первый джазовый оркестр, а годом позже выпустил первую джазовую запись в Дании, а возможно, и во всей Скандинавии.


В последние четыре десятилетия в Швеции, Дании и особенно Норвегии музыканты проводят смелые эксперименты с формой и звучанием (да, фри-джаз очень полюбился суровым северным людям), смешением стилей и инструментов для создания звуков. Например, частый гость московского фестиваля «Усадьба Jazz», пионер фьюча-джаза Нильс-Петтер Мольвэр смело и виртуозно соединяет электронику и джазовую импровизацию, али саксофонист Ян Гарбарек, способствовавший встрече джаза и ренессансных хоралов.

Главное, хотя и далеко не единственное джазовое место в столице датского королевства - легендарный клуб Jazzhus Montmartre , в котором выступали Майлз Дэвис, Диззи Гиллеспи, Оскар Питерсон и многие другие музыканты со всего мира. Главное оно еще и потому, что самое крупное и известное мероприятие, связанное со скандинавским джазом и джазом в Скандинавии вообще, - Copenhagen Jazz Festival - с 1979 года проходит в том числе и в этих стенах.

Скандинавский джаз - очень интересная и самостоятельная школа. Наиболее характерным саундом обладает, конечно, музыка норвежских музыкантов: самоуглубленная и самодостаточная, драматичная и невероятно красивая. На протяжении всей истории мы старались привозить на наш фестиваль самых разных музыкантов из Скандинавии. Среди них и норвежский пианист Бугге Вессельтофт, и финский эксцентрик Джими Тенор, и саксофонист Хакон Корнстад, который очень изящно объединил оперу и джаз (помимо своего инструмента он освоил еще и оперный тенор). Что касается фестиваля в Копенгагене, то здесь можно услышать как отличных местных музыкантов, так и мировых звезд. Так, в 2015 году мне запомнилось выступление легендарного дуэта Тони Бенетта и Леди Гаги в парке Тиволи.

Фестивальные столицы - «большая тройка»

Шесть городов, которые мы перечислили выше, - постоянные мировые столицы джаза, но, помимо них, есть еще и временные, переходящие. Таковыми можно считать города, в которых раз в год проходят самые известные, важные и крупные джазовые фестивали.

Монреаль (Канада): крупнейший джазовый фестиваль в мире


Festival International de Jazz de Montréal ежегодно собирает около 3000 музыкантов из нескольких десятков стран мира и привлекает сотни тысяч зрителей. В 2004 году фестиваль даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший по числу зрителей - в тот год их было более 2 миллионов

Сотни концертов проходят в клубах, концертных залах и на открытых площадках в течение полутора недель, причем многие мероприятия бесплатны для публики. Для города это настолько важное мероприятие, что многие кварталы в центральной его части оказываются на время фестиваля закрыты для автомобильного трафика и полностью отданы музыкантам и любителям музыки.

В 2018 году фестиваль пройдет с 28 июня по 7 июля - еще есть время купить билеты и спланировать поездку. Если не успеете, можно отправиться в Монреаль в октябре, когда в городе проходит организованный джазовыми музыкантами в соответствии с их видением и идеями альтернативный фестиваль L’Off Jazz . Он, конечно, менее масштабный, но тоже весьма интересен.

Монтрё (Швейцария): крупнейший в Европе и номер два в мире

Монтрё, небольшой городок на берегу Женевского озера в предгорье Альп, уже второе столетие привлекает музыкантов со всего мира. В разное время здесь жили Петр Чайковский, Игорь Стравинский, Фредди Меркьюри (памятник ему можно увидеть на фото выше) и Дэвид Боуи. Но в начале июля ежегодно, с 1976 года, концентрация музыки в чистом горном воздухе повышается многократно: в городе открывается второй по размеру в мире после монреальского Montreux Jazz Festival .

Несмотря на «узкоспециализированное» название, сегодня фестиваль в Монтрё - больше чем джазовый: на него съезжаются музыканты, играющие в самых разных стилях - от классики до рэпа, - причем как профессионалы, так и начинающие. Для последних даже организован конкурс.

Главная черта Montreux Jazz Festival - разнообразие: здесь каждый сможет найти себе мероприятие по душе: от бесплатных концертов в парке, на которых одни музыканты будут сменять других несколько часов без перерыва, до закрытых мероприятий, проходящих на небольшом судне, отправляющемся в плавание по водам Женевского озера. В этом году 52-й Джазовый фестиваль в Монтрё будет проходить почти одновременно с монреальским - с 29 июня по 14 июля.

Швейцария ассоциируется у соотечественников в первую очередь с фантастически красивой природой, буржуазностью и чрезмерной регламентированностью жизни. Тем не менее именно здесь удалось создать самых известный европейский джазовый фестиваль в мире, который не сдает позиций уже больше 50 лет. Вообще, программу фестиваля в Монтрё нужно показывать тем, кто каждый год пеняет, что «Усадьба Jazz» больше не джазовый фестиваль: здесь выступали Massive Attack, Portishead , Дэвид Боуи и великое множество других музыкантов, довольно далеких от джаза. Что не отменяет того, что многих джазовых грандов можно послушать только в Монтрё. Одно из моих самых незабываемых впечатлений фестиваля в Монтрё - концерт Принса в 2013 году. Кстати, его группа New Power Generation выступит в этом году на «Усадьбе Jazz».

Монтерей (США): один из старейших в мире



В этом году вот уже в 61-й раз с 1958 года на открытом воздухе среди дубов в калифорнийском городке Монтерей пройдет Monterey Jazz Festival - один из старейших регулярно проводящихся джазовых фестивалей в мире. Сколько легендарных музыкантов видели и легендарных концертов слышали эти дубы - кажется, не было ни одного крупного джазового имени во второй половине прошлого века, которое не значилось бы на афишах фестиваля в Монтерее.

В сравнении с двумя другими фестивалями в этом разделе монтерейский кажется совсем небольшим - всего-то три дня (в этом году 21–23 сентября), всего 8 га территории и только две основные площадки, да и музыкантов совсем не сотни. Зато они самые разные - ветераны и совсем молодые, коренные американские и приезжие из Японии и Африки.

В этом году среди прочего выступит, к примеру, оркестр американских военных моряков из Нового Орлеана - 32nd Street Brass Band ; они обещают создать на Западном побережье атмосферу Бурбон-стрит во время Марди Гра.

Роттердам (Голландия): самый большой фестиваль в закрытых помещениях

По дороге домой из Монреаля или Монтрё непременно загляните в Роттердам, ибо во второй половине июля (в этом году 13–15 июля) здесь проходит «крупнейший в мире джазовый фестиваль в закрытых помещениях» - North Sea Jazz . На четырех этажах комплекса Ahoy Rotterdam собираются музыканты, относящиеся к самым разным направлениям и выступающие в самых разных составах - от классических камерных трио до симфонических оркестров.

Перед взрослым North Sea Jazz в последние несколько лет проходит детский North Sea Jazz Kids , призванный познакомить детей с джазом, музыкальными инструментами и в целом с тем, как создается музыка.

К искусству создания фестивального постера тут подошли с выдумкой: с 2006 года перед началом фестиваля организуется конкурс для студентов местного художественного вуза - Академии имени Виллема де Коонинга, которым предлагают придумать дизайн официального плаката. Незадолго до начала фестиваля объявляют победителя, а работы финалистов попадают на выставку. Выше - работа Неллеке ван Ломвел, выигравшая в прошлом году. Работы победителей прошлых лет также опубликованы на сайте фестиваля.

North Sea - это фестиваль, рассчитанный на самую разную возрастную аудиторию, который мы с музыкальным директором «Усадьбы Jazz» Еленой Моисеенко стараемся не пропускать. Здесь можно услышать и классиков, и остроактуальную электронику, а также открыть для себя что-то экзотическое из мира world music - в африканской и ближневосточной музыке сейчас происходит масса интересного. Словом, это едва ли не идеальный фестиваль для того, чтобы в минимально сжатый срок погрузиться в мировой музыкальный контекст.

Тут тоже происходит что-то важное

Краков (Польша)


Главным джазовым местом за железным занавесом была, без сомнения, Польша. Десятки талантливых музыкантов из этой страны были отлично известны в СССР, а польский джаз стал самостоятельным явлением с уникальным звучанием и подходом к сочинению и исполнению.

Чтобы познакомиться с этим явлением поближе, поезжайте во второй половине июля в Краков. Во-первых, там будет проходить Jazz Summer Festival , а во-вторых, в это время года там лучше всего гулять и осматривать достопримечательности (город мало пострадал во Вторую мировую войну - в нем отлично сохранилась старинная застройка). А если не совпадете с фестивалем, то без труда найдете музыку по вкусу в Старом городе, в парках и на площадях.

К этому городу у меня особое отношение: когда-то здесь жили мои предки. Мой далекий прадедушка был главным почтмейстером Кракова. Здесь масса плюсов помимо джаза: это красивейшая архитектура, замечательная набережная Вислы, Вавельский замок… К тому же путешествие в Краков сравнительно недорого, а в наше время это тоже важно. Помимо легенд вроде соул-группы Take 6 и саксофониста Фэроу Сандерса, на летнем Краковском фестивале этого года рекомендую обратить внимание и на выступления польских джазменов. Этой стране едва ли не единственной в Восточной Европе удалось создать собственную школу: польский джаз скорее аналитический и интеллектуальный, чем страстный и импульсивный, в этой музыке отчетливо чувствуются традиции музыкального романтизма и авангарда.

Тель-Авив (Израиль)


Хотя джаз пришел в Палестину еще во времена британского мандата, по-настоящему серьезным и заметным на мировой арене явлением на Ближнем Востоке он стал в середине 1990-х не без участия хорошо известных сегодня музыкантов Авишаи Коэна, Омера Авитала и Ави Лебовича.

Израильский джаз интересен тем, что хотя он и сделан по американским лекалам (большое число израильских джазменов училось в США), но при этом пропитан восточным ароматом - тут и необычные ритмы, и странные европейско-американскому уху гармонии, и диковатый напор. А все потому, что у израильского джаза в анамнезе клезмер, народная музыка Восточной Европы, Марокко и Йемена.

Летом в Тель-Авиве некомфортно из-за жары, поэтому Tel Aviv Jazz Festival проходит в декабре (а в феврале в Эйлате организуют еще и Red Sea Jazz Festival ) - отличный способ познакомиться с со всеми оттенками местной экзотики.

Израильский джаз отличает захватывающая ритмика, почерпнутая местными музыкантами из традиционной музыки Ближнего Востока, и пряная, близкая нашей душе мелодика, в которой так много возвышенной печали. Около десяти лет назад мы открыли для России контрабасиста Авишаи Коэна, который моментально влюбил в себя наших любителей импровизационной музыки, а на фестивале «Усадьба Jazz» в Царицыне показали нашей публике другого талантливого израильского контрабасиста - Омера Авиталя. Несомненно, на берегах Красного моря можно найти еще немало музыкальных сокровищ. В этом году Израиль на нашем фестивале представит Марк Эльяху, играющий на древнейшем инструменте Востока - кеманче (или понтийской лире).

Токио (Япония)


Самая большая концентрация любителей джаза, по некоторым данным, наблюдается вовсе не в США или Норвегии, как можно было бы подумать, а в Японии. Причем проник джаз на острова совсем не вместе с американскими солдатами, как снова можно было бы подумать, а много раньше - еще в 1920-е, когда в Осаке и Кобе открылись первые дансинг- холлы. А так как японская культура очень своеобразна, закрыта и с большим недоверием относится к проникающим извне явлениям, то у местного джаза весьма специфическое японское или, шире, азиатское звучание, и в пьесах то и дело слышны отголоски народных песен или буддистских молитв.

Неудивительно, что здесь, помимо сотен других заведений, есть свое отделение нью-йоркского клуба Blue Note и несколько крупных фестивалей - например, Tokyo Jazz Festival , который в этом году пройдет с 31 августа по 2 сентября.

Стамбул (Турция)


Турции повезло с джазом: его стремительное распространение по всему миру пришлось как раз на десятилетия европеизации страны в первой половине прошлого века. Новый стиль прижился, сросся с местными и в целом с исламскими музыкальными традициями и дал огромное число удивительных исполнителей и записей. Сегодня джаз востребован в стране не меньше, чем в прошлом веке. Тому порукой как минимум два джазовых фестиваля в Стамбуле (Akbank Caz Festivali Алексей Архиповский

Главное джазовое мероприятие в России в последние лет десять - фестиваль «Усадьба Jazz». Почему именно оно? Во-первых, потому что это витрина того, что происходит в джазе на территории стран бывшего СССР, причем речь не только об опытных музыкантах, но и о молодых и даже о детях (для них организована сцена «Усадьба Jazz Kids», конкурсы, мастер-классы и прочие мероприятия). Во-вторых, фестиваль очень разнообразный: на открытых площадках находится место и джазовым музыкантам, и рокерам, и блюзменам, то есть любой качественной музыке. В-третьих, в последние годы «Усадьба Jazz» - это не только привычное подмосковное Архангельское, но и площадки еще в пяти городах России. В общем, чтобы познакомиться с джазовой сценой самой большой (но не самой джазовой, давайте уж честно) страны в мире, лучше места не найти.

За 15 лет, которые мы делаем фестиваль «Усадьба Jazz», мне не раз приходилось слышать от мировых звезд и коллег-организаторов крупных фестивалей в других мировых столицах, что ничего похожего они не видели: музыкальный праздник в окружении архитектуры старинной усадьбы - это наше ноу-хау. Лично для меня это любимое детище, которое забирает огромное количество энергии, но отдает в несколько раз больше.

В этом году на юбилейном фестивале в Архангельском мы покажем весь срез современного джаза: будет и нью-йоркский саксофонист Донни Маккаслин, который играл с Дэвидом Боуи, и трибьют-группа Принса New Power Generation , и совсем молодой мультиинструменталист Джейкоб Кольер, которому поют осанну такие титаны жанра, как Куинси Джонс и Херби Хэнкок. И, конечно, множество российских музыкантов: от Игоря Бутмана, который по праву считается лицом нашего джаза в мире, до победителей музыкального конкурса, который мы каждую осень проводим на горных курортах близ Сочи.

Мы проделали огромный путь. На наших сценах за эти годы выступило больше тысячи музыкантов: от таких неоспоримых классиков, как Юссеф Латиф или Брэнфорд Марсалис, до музыкантов, превратившихся в звезд буквально на наших глазах, - например, это Роберт Гласпер или Авишаи Коэн. Когда «Усадьба Jazz» шагнула из столицы в регионы, стало ясно, насколько у нас интересная и многообещающая история. Все фестивали очень разные: в Петербурге любят более интеллектуальную и изощренную музыку, Воронеж открыт для любых экспериментов, это город с самой восприимчивой и благодарной аудиторией, в Екатеринбурге больше всего ценят драйв и грув. Но атмосфера единения и творчества, которой славится «Усадьба Jazz», остается все той же повсюду. Ради того, чтобы объединить настолько разных людей, мы и продолжаем работать.

Фото: VisionsofAmerica/Joe Sohm / Getty Images, Busà Photography / Getty Images, Lost Horizon Images / Getty Images, Mbzt / commons.wikimedia.org, Jeff Greenberg / Contributor / Getty Images, Soeren.b.c / commons.wikimedia.org, Maria Swärd / Getty Images, Anton Petrus / Getty Images, Prasit photo / Getty Images, Ondrej Cech / Getty Images

Слово «джаз» появилось в начале 20-го веке. Это новое музыкальное течение, которое возникло в Северной Америке, а в дальнейшем распространилось по всему миру. Родители джаза –привёзённые из Африки и угнетённые негры-рабы.

В 17 веке в Америке появились первые рабы – африканцы, которых насильно увезли с их Родины и продали в рабство. Они очень тосковали по своей родной земле, и единственным их утешением была музыка. Сначала негры просто пели свои традиционные песни под аккомпанемент хлопков в ладоши или под удары по деревянным ящикам. Но со временем национальные африканские мотивы стали забываться, и в негритянских напевах появились отголоски песен белых людей. У белых, в то время, песни были на религиозную тематику, и чернокожие тоже стали петь духовные песни, но по-своему, с характерной ритмикой и мелодикой. Их духовные песни (спиричуэлсы) были проникнуты болью и надеждой на спасение.

В 19 веке чернокожими рабами стали исполняться песни, пропитанные грустью, упадническим настроением, которые исполнялись под аккомпанемент (блюзы). Подыгрывали себе исполнители на самодельных музыкальных инструментах, т.к. купить настоящие они не могли себе позволить. Также негры очень любили играть оркестром, а после Гражданской войны 1861- 1865 г . играть стали на профессиональных музыкальных инструментах, т.к. военные оркестры были распущены и инструменты распродавались за копейки.

Негритянские оркестры играли везде: на свадьбах, на праздниках и похоронах. Музыканты не владели нотной грамотой, и, глядя на профессиональных музыкантов, учились играть самостоятельно. Инструментальная музыка, которая в точности передавала мотивы спиричуэлсов и блюзов, получила название джаз. Его отличительные особенности – это свободный, качающийся ритм (свинг) и импровизационность. Причём, джазовые музыканты импровизируют как сольно, так и коллективно.

Джаз сначала стал стремительно распространяться по Америке, а затем и по всему миру, привлекая всё больше и больше «белых» музыкантов и композиторов.

Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Глен Миллер и Бении Гудмен и др. – джазмены, которые внесли огромный вклад в популяризацию музыки джаз, и на которых сейчас ровняется молодое поколение джазовых музыкантов.

Смешное и любопытное на нашем сайте

ДЖАЗ . Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой,

зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку

исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?

Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения,

среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым

грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали

использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные

от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда,

черные невольники находили утешение в музыке.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма.

В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,

ударами по пустым ящикам, жестянкам -- всему, что находилось под рукой.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники

привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений

стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная

жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На

слух воспринималось то, что звучало вокруг -- музыка белых. А те пели, в

основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но

петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на

лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни

спирячуэлс.

А в конце XIX века появились и другие песни -- песни-жалобы, песни

протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом

труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали

себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали

гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе

настоящие гитары.

Очень любили негры играть в оркестрах, но и тут инструменты приходилось

изобретать самим. В дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы,

натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса,

стиральные доски.

После окончания гражданской войны 1861 -- 1865 годов в США были распущены

духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты попали в

лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец,

смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться

негритянские духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в

свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли

по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.

Чернокожие музыканты играли марши, танцы. Играли, подражая манере

исполнения спиричуэлс и блюзов -- их национальной вокальной музыки. На

своих трубах, кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности

негритянского пения, его ритмическую свободу. Нот они не знали; музыкальные

школы белых были закрыты для них. Играли по слуху, учась у опытных

музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их приемы. Так же по

слуху сочиняли.

В результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в

инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка -- джаз.

Основные особенности джаза -- это импровизационность и свобода ритма,

свободное дыхание мелодии. Музыканты джаза должны уметь импровизировать

либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Что же

касается джазового ритма (он обозначается словом свинг от английского swing

Качание), то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так:

"Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение

легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения

всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя

фактически темп остается неизменным".

Со времени своего возникновения в южном американском городе Нью-Орлеан джаз

успел пройти огромный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем и

во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли

белые музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи

Армстронг, Дюк Эллингтон, Бении Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла

Фицджералд и Бесси Смит.

Музыка джаза повлияла на симфоническую и оперную. Американский композитор

Джордж Гершвин написал "Рапсодию в стиле блюз" для фортепиано с

оркестром, использовал элементы джаза в своей опере "Порги и Бесс".

Джазы есть и у нас в стране. Первый из них возник еще в двадцатые годы. Это

был театрализованный джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова. На

многие годы связал с ним свою творческую судьбу композитор Дунаевский.

Наверное, вы тоже слышали этот оркестр: он звучит в жизнерадостном, до сих

пор пользующемся успехом фильме "Веселые ребята".

В отличие от симфонического оркестра в джазе нет постоянного состава. Джаз

Это всегда ансамбль солистов. И даже если случайно составы двух джазовых

коллективов совпадут, все-таки совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в

одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом окажется

какой-то другой музыкант.

Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз? Эти волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его невозможно с каким-либо другим жанром даже новичку. Причем, вот парадокс, услышать и узнать его легко, а вот описать словами не так просто, потому что джаз непрерывно развивается и понятия, характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий. Другими словами, это полуимпровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

Откуда возник джаз

Принято считать, что появился он из Африки, об этом свидетельствуют сложные ритмы. Добавьте к этому еще и танцы, всевозможные притоптывания, хлопки и вот он регтайм. Четкие ритмы этого жанра в сочетании с блюзовыми мелодиями и дали начало новому направлению, которое мы называем джаз. Задавшись вопросом, откуда появилась все-таки эта новая музыка, любой источник даст вам ответ, что из песнопений чернокожих рабов, которых завезли в Америку еще в начале XVII века. Только в музыке они находили утешение.

Вначале это были чисто африканские мотивы, но спустя несколько десятилетий они стали носить больше импровизационный характер и обрастали новыми американскими мелодиями, в основном это были религиозные напевы – спиричуэлы. Позднее к этому добавились песни-жалобы – блюзы и небольшие духовые оркестры. Так и возникло новое направление – джаз.


В чем особенности джазовой музыки

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмовая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно эта свобода вызывает у музыкантов ощущение легкости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители легко наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических есть свой ритм, размер и прочее, но, благодаря особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно, бит или иначе регулярная пульсация.


Развитие джаза

Возникнув в Новом Орлеане, джаз стремительно распространяется, становясь все более популярным. Любительские коллективы, состоящие в основном из африканцев и креольцев, начинают выступать не только в ресторанах, но и гастролировать по другим городам. Так, на севере страны возникает еще один центр джаза – Чикаго, где особым спросом пользуются ночные выступления музыкальных коллективов. Исполняемые композиции усложняются аранжировками. Среди исполнителей того периода особо выделяется Луи Армстронг , который перебрался в Чикаго из города, где зародился джаз. Позднее стили этих городов были объединены в диксиленд, который отличался коллективной импровизацией.


Массовое увлечение в 1930-1940 годы джазом, привело к спросу на более крупные оркестры, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Благодаря этому появился свинг, представляющий собой некоторые отклонения от ритмического рисунка. Он стал основным направлением этого времени и отодвинул на задний план коллективную импровизацию. Группы, исполняющие свинг, стали называться биг-бэнды.

Конечно же такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у истинных ценителей музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого времени выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз развивается по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классики вернулись к академической музыке, отодвинув в сторону бибоп. Возникший в результате этого кул-джаз стал более сдержанным и сухим. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этом фоне возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и джаз-фанк. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.


Свободная музыка


В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

Советский джаз

Первоначально советские джазовые оркестры в основном исполняли модные танцы, такие как фокстрот, чарльстон. В 1930-е новое направление начинает приобретать все большую популярность. Несмотря на то что отношение советской власти к джазовой музыке было неоднозначным, ее не запрещали, но в то же время жестко критиковали, как принадлежность к западной культуре. В конце 40-х джазовые коллективы и вовсе подверглись гонениям. В 1950-е и 60-е годы возобновляется деятельность оркестров Олега Лундстрема и Эдди Рознера и все больше музыкантов увлекается новым направлением.

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.

Джаз - вид музыкального искусства, который возник как результат синтеза африканской и европейской культур с участием афроамериканского фольклора. Из африканской музыки позаимствован ритм и импровизация, из европейской - гармония.

Общие сведения об истоках формирования

История возникновения джаза берет начало в 1910 году в США. Он очень быстро получил распространение по всему миру. В течение двадцатого века это направление в музыке претерпевало ряд изменений. Если говорить об истории возникновения джаза кратко, необходимо отметить, что в процессе формирования было пройдено несколько этапов развития. В 30-40-е годы ХХ столетия большое влияние на него оказали свинговое и би-боп-движение. После 1950 года джаз стали рассматривать в качестве музыкального жанра, включавшего в себя все стили, которые он прошел в результате развития.

В настоящее время джаз занял место в сфере высокого искусства. Он считается достаточно престижным, оказывая влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

История появления джаза

Данное направление возникло в США в результате слияния нескольких музыкальных культур. История зарождения джаза начинается в Северной Америке, большую часть которой заселяли английские и французские протестанты. Религиозные мессионеры стремились обратить негров в свою веру, заботясь о спасении их душ.

Результатом синтеза культур является возникновение спиричуэлса и блюза.

Африканскую музыку характеризует импровизационность, полиритмия, полиметрия и линеарность. Огромная роль здесь отводится ритмическому началу. Значение мелодии и гармонии не столь существенное. Это объясняется тем, что музыка у африканцев имеет прикладное значение. Она сопровождает трудовую деятельность, обряды. Африканская музыка не самостоятельна и связана с движением, танцем, декламацией. Интонирование ее достаточно свободное, так как зависит от эмоционального состояния исполнителей.

Из европейской музыки, более рациональной, джаз обогатился ладовой мажорно-минорной системой, мелодическими построениями, гармонией.

Процесс объединения культур начался с восемнадцатого столетия и в двадцатом веке привел к появлению джаза.

Период новоорлеанской школы

В истории джаза первым считается инструментальный стиль, который возник в (штат Луизиана). Впервые эта музыка появилась в исполнении уличных духовых оркестров, очень популярных в то время. Большое значение в истории возникновения джаза в этом портовом городе имел Сторивилл - район города, специально выделенный для увеселительных заведений. Именно здесь, у креольских музыкантов, имевших негритянско-французское происхождение, зарождался джаз. Они знали легкую классическую музыку, были образованны, владели европейской техникой игры, играли на европейских инструментах, читали ноты. Их высокий исполнительский уровень и воспитание на европейских традициях обогатили ранний джаз элементами, не подвергшимися африканским влияниям.

Фортепиано также было распространенным инструментом заведений Сторивилла. Здесь звучала в основном импровизация, а инструмент использовался в большей степени как ударный.

Пример раннего новоорлеанского стиля - оркестр Бадди Болдена (корнет), который существовал в 1895-1907 годах. Музыка этого оркестра была основана на коллективной импровизации полифонической структуры. Поначалу ритм ранних новоорлеанских джазовых композиций был маршеобразным, так как происхождение бэндов шло от военных оркестров. Со временем из стандартного состава духовых оркестров были убраны второстепенные инструменты. Такие ансамбли часто устраивали соревнования. В них принимали участие и «белые» составы, которые отличались техничной игрой, но были менее эмоциональны.

В существовало большое количество оркестров, которые играли марши, блюзы, рэгтаймы и т.д.

Наряду с негритянскими оркестрами появлялись и оркестры, состоящие из белых музыкантов. Поначалу они исполняли такую же музыку, но назывались «диксилендами». Позже эти составы использовали больше элементов европейской техники, у них меняется манера звукоизвлечения.

Пароходные оркестры

В истории происхождения джаза определенную роль сыграли новоорлеанские оркестры, работавшие на пароходах, которые курсировали по реке Миссисипи. Для пассажиров, которые совершали поездки на прогулочных пароходах, одним из самых привлекательных развлечений стало выступление таких оркестров. В их исполнении звучала развлекательная танцевальная музыка. Для исполнителей обязательным требованием было знание музыкальной грамоты и умение читать ноты с листа. Поэтому эти составы обладали достаточно высоким профессиональным уровнем. В таком оркестре начинала свою карьеру джазовой пианистки Лил Хардин, которая впоследствии стала женой Луи Армстронга.

На станциях, где пароходы совершали остановки, оркестрами устраивались концерты для местного населения.

Некоторые из оркестров оставались в городах, находившихся по течению рек Миссисипи и Миссури или вдали от них. Одним из таких городов стал Чикаго, где чернокожие чувствовали себя комфортнее, чем в Южной Америке.

Биг-бэнд

В начале 20-х годов ХХ века в истории музыки джаз сложилась форма биг-бэнда, которая оставалась актуальной до конца 40-х годов. Исполнители таких оркестров играли выученные партии. Оркестровка предполагала яркое звучание насыщенных джазовых гармоний, которые исполнялись медными и Самыми знаменитыми джаз-оркестрами стали оркестры Гленна Миллера, Бенни Гудмена, Каунта Бэйси, Джимми Лансфорда. Ими были записаны подлинные хиты свинговых мелодий, которые стали источником увлечения свингом в широких кругах слушателей. На «сражениях оркестров», которые проводились в то время, солисты-импровизаторы биг-бэндов доводили присутствующую публику до истерики.

После 50-х годов, когда популярность биг-бэндов снизилась, еще несколько десятилетий знаменитые оркестры продолжали гастролировать и записывать пластинки. Исполняемая ими музыка менялась, испытывая влияние новых направлений. На сегодняшний день биг-бэнд - это стандарт джазового образования.

Чикагский джаз

В 1917 году Соединенные Штаты вступают в Первую мировую войну. В связи с этим объявлен городом, имеющим стратегическое значение. В нем закрыли все развлекательные заведения, где работало большое количество музыкантов. Оставшись безработными, они массово мигрировали на Север, в Чикаго. В этот период там находятся все лучшие музыканты как из Нового Орлеана, так и из других городов. Одним из самых ярких исполнителей был Джо Оливер, который прославился еще в Новом Орлеане. В чикагский период в состав его бэнда входили знаменитые музыканты: Луи Армстронг (второй корнет), Джонни Доддс (кларнет), его брат «Бэбби» Доддс (ударные), чикагская молодая и образованная пианистка Лил Хардин. Этот оркестр исполнял импровизационный полнофактурный новоорлеанский джаз.

Анализируя историю развития джаза, необходимо отметить, что в чикагский период стилистически меняется звучание оркестров. Происходит замена некоторого инструментария. Выступления, которые становятся стационарными, могут позволить использование стали обязательными участниками бэндов. Вместо духового баса используется контрабас, вместо банджо - гитара, вместо корнета - труба. Происходят изменения и в группе ударных. Теперь ударник играет на ударной установке, где его возможности становятся более широкими.

В это же время в оркестрах начинает использоваться саксофон.

История джаза в Чикаго пополняется новыми именами молодых исполнителей, музыкально образованных, умеющих читать с листа и делать аранжировку. Эти музыканты (преимущественно белые), не знали настоящего новоорлеанского звучания джаза, но познавали его в исполнении чернокожих исполнителей, мигрировавших в Чикаго. Музыкальная молодежь подражала им, но поскольку это не всегда получалось, возникал новый стиль.

В данный период наивысшего расцвета достигло мастерство Луи Армстронга, обозначившего образец чикагского джаза и закрепившего роль солиста высочайшего класса.

В Чикаго перерождается блюз, выдвигая новых исполнителей.

Происходит слияние джаза с эстрадой, поэтому на первом плане начинают выступать вокалистки. Они создают свои оркестровые составы для джазового сопровождения.

Чикагский период характерен созданием нового стиля, в котром джазовые инструменталисты поют. Луи Армстронг - один из представителей этого стиля.

Свинг

В истории создания джаза используют термин "свинг" (в переводе с английского - «качание») в двух значениях. Во-первых, свинг является выразительным средством в этой музыке. Отличается неустойчивой ритмической пульсацией, создающей иллюзию ускорения темпа. В связи с этим возникает впечатление, что музыка обладает большой внутренней энергетикой. Исполнители и слушатели объединены общим психофизическим состоянием. Этот эффект достигается в процессе использования ритмических, фразировочных, артикуляционных и тембровых приемов. Каждый джазовый музыкант стремится выработать свой оригинальный способ "освинговывания" музыки. Это же относится и к ансамблям, и к оркестрам.

Во-вторых, это один из стилей оркестрового джаза, который появился в конце 20-х годов двадцатого века.

Характерной чертой свингового стиля является сольная импровизация на фоне аккомпанемента, отличающегося достаточной сложностью. В этом стиле могли работать музыканты с хорошей техникой, обладающие знаниями гармонии и владеющие приемами музыкального развития. Для такого музицирования предусматривались большие составы оркестров или биг-бэнды, которые стали популярны в 30-е годы. Стандартный состав оркестра традиционно включал 10-20 музыкантов. Из них - от 3 до 5 труб, столько же тромбонов, саксофоновая группа, куда входил и кларнет, а также ритм-секция, которая состояла из фортепиано, струнного баса, гитары и ударных инструментов.

Бибоп

В середине 40-х годов ХХ века складывается новый джазовый стиль, появление которого ознаменовало начало истории джаз-модерна. Этот стиль возник как противопоставление свингу. Он обладал очень быстрым темпом, который ввели Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер. Это было сделано с определенной целью - ограничить круг исполнителей только профессионалами.

Музыкантами использовались совершенно новые ритмические рисунки и мелодические обороты. Гармонический язык усложнился. Ритмическая основа от большого барабана (в свинге) перешла к тарелкам. В музыке совершенно исчезла какая-либо танцевальность.

В истории стилей джаза бибоп первым ушел из сферы популярной музыки в сторону экспериментального творчества, в сферу искусства в «чистом» виде. Это произошло в связи с интересом представителей этого стиля к академизму.

Боперы отличались эпатажностью во внешнем виде и манере поведения, тем самым подчеркивая свою индивидуальность.

Музыку бибоп исполняли ансамбли малых составов. На первом плане - солист с его индивидуальным стилем, виртуозной техникой, творческим мышлением, владеющий мастерством свободной импровизации.

В сравнении со свингом это направление было более высокохудожественным, интеллектуальным, но менее массовым. Оно имело антикоммерческую направленность. Тем не менее бибоп стал стремительно распространяться, у него появилась своя широкая аудитория слушателей.

Территория джаза

В истории джаза необходимо отметить постоянный интерес музыкантов и слушателей всего мира, независимо от того, в какой стране они живут. Это объясняется тем, что джазовые исполнители, такие как Диззи Гиллеспи, Дейв Брубек, Дюк Эллингтон и многие другие, строили свои композиции на синтезе различных музыкальных культур. Данный факт говорит о том, что джаз - это музыка, понятная во всем мире.

На сегодняшний день история джаза имеет свое продолжение, так как потенциал в развитии этой музыки достаточно велик.

Джазовая музыка в СССР и России

В связи с тем, что джаз в СССР считался проявлением буржуазной культуры, он был подвержен критике и запрещен властями.

Но 1 октября 1922 года ознаменовалось концертом первого в СССР профессионального джазового оркестра. Этим оркестром исполнялись модные танцы чарльстон и фокстрот.

В историю русского джаза вошли имена талантливых музыкантов: пианиста и композитора, а также руководителя первого джазового оркестра Александра Цфасмана, певца Леонида Утесова и трубача Я. Скоморовского.

После 50-х годов начали свою активную творческую деятельность множество больших и малых джазовых составов, среди которых - джазовый оркестр Олега Лундстрема, который сохранился до наших дней.

В настоящее время в Москве каждый год проходит фестиваль джаза, в котором участвуют всемирно известные джаз-бэнды и сольные исполнители.