Кто написал акулу автор. Акула – Лев Толстой

Класс: 3

1) Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого “Акула, его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
2) Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.

1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД).
3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.
4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД.)
5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД).

Тип урока: работас художественным текстом.

Оборудование:

1) авторская выставка книг Л.Н. Толстого;
2) презентация к уроку, компьютер, проектор, экран,
3) печатные листы для составления характеристики главных героев,
4) словарик эмоций и настроений;
5) пословицы(в разрезанном виде) для работы в группах;
6) рисунок корабликов для рефлексии(каждому ученику);
7) сигнальные карточки.

Технология: развитие критического мышления через чтение и работу с текстом:

1) прогнозирование по названию,
2) чтение с остановками,
3) выборочное чтение,
4) Приём “Черты характера”,
5) обращение к личному опыту учащихся,
6) Тайм-аут (составление вопросов к прочитанному).

Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.

Литература: учебник Л.Ф.Климановой 3 класс рассказ “Акула” Л.Н.Толстого.

Ход урока

Звучит музыка (Увертюра “Дети капитана Гранта”), (Презентация. Слайд 1 )

1. Организационный момент – приветствие:

– Ребята, подравняйтесь, настройтесь, пожалуйста, на урок! Давайте поприветствуем гостей, улыбнёмся друг другу, и мне тоже,и пожелаем друг другу удачи на уроке и отличного настроения! Присаживайтесь!

2. Введение в тему:

Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство?Слайд 2.

(– С творчеством Льва Николаевича Толстого.)

– Какие произведения этого писателя вы читали? Назовите жанры.

(– Рассказы, сказки, были, басни.)

– На сколько хорошо вы знаете произведения Л.Н.Толстого покажет литературная разминка:

3. Презентация – тест “По произведениям Толстого”

Коллективная работа с помощью сигнальных карточек,

Оценивание, создание ситуации успеха.

4. Знакомство с темой урока:

– А сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет моя загадка:

В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые,как нож,
Лучше ты её не трожь!

– Это… Акула! Слайд 3.

Итак, Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула” . Слайд 3.

Постановка задач урока:

– А какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Предположения детей:

– Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. “Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” гласит китайская пословица . Слайд 4. Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого!

5. Игра-предположение “Угадай-ка”(Приём “Прогнозирование по названию”).

– О чём может пойти речь в произведении под названием “Акула”?

– Выскажете свои предположения; 1–3 чел., (Делятся мнением в парах, затем можно выслушать 2–3 ответа от всего класса.)

(Возможно показ Слайдов 5, 6 , если речь пойдёт о хищных и нехищных акулах.)

– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитав рассказ.)

6. Первичное знакомство с текстом.

По ходу чтения выясняется с помощью презентации и коллективной работы лексическое значение слов: Африка, Сахара (Слайд 7) .

Чтение рассказа – (заставка Слайд 8 ).

Выяснить смысл этого приспособления: бочонок над якорем (Слайд 9 ). (Бочонок как поплавок над якорем.)

Лексическое значение: артиллерист (Слайд 10 ).

2. Чтение до слов “Акула плыла прямо на мальчиков” учениками из класса. (Слайд 11.)

Ребята высказывают свои предположения – 1, 2 человека (в паре).

3.Чтение рассказа до конца учениками и учителем по тому же принципу:

Презентация + работа над значением слова:

Фитиль – промасленный шнурок зарядного устройства (Слайд 12).

Хобот – задняя часть, на которую опирается пушка.

Прочитав рассказ до конца, учитель интересуется:

– У кого совпали предположения о содержании рассказа?

7. Физкультминутка: Морская тематика. (Слайд 13, 14.)

Проводится игра “Море волнуется раз”.

8. Работа над содержанием текста:

– А теперь, ребята, давайте обсудим содержание этого произведения, его героев, их поступки.

– Назовите главных героев рассказа.

– Чтобы дать этим героям наглядную характеристику, мы будем составлять их портреты вот на таких листах,использовать при этом наш “Словарик настроений, чувств и характеров”.

Мы будем делать пометки карандашом, поэтому возьмите, пожалуйста листы с текстом рассказа.

1. Самостоятельное чтение шёпотом 1 части рассказа. Приём “Дождик по стеклу” (по ощущению от чтения ребят шёпотом).

– Вопросы по прочитанному: Коллективная работа.

– Где происходили события?

– Где и почему моряки устроили купальню?

– Какое настроение было на корабле? – Покажите сигнальной карточкой.

2. Переходим ко 2-й части.

– Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте его. (Выборочное чтение. )

– Почему мальчики оказались в открытом море?

– Что значит слово вздумали? Подчеркните это слово.

(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)

– А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)

Охарактеризуйте поступок мальчиков письменно. Напишите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.

Для этого возьмите листок портретов .

Мальчики:


Артиллерист:

1.________________________ 1._______________________

2._________________________ 2._______________________

3.__________________________ 3._______________________

4.__________________________ 4._______________________

Можно использовать словарик настроений, можно использовать свои слова.

Словарик настроений, чувств и характеров:
Мальчики: Артиллерист:
Активные Героизм
Беззаботные Любование
Беззащитные Мужество
Весёлые Находчивость
Испуганные Оцепенение
Ловкие Радостный
Озорные Решительность
Подвижные Самообладание
Радостные Смелость
Счастье Страх
Стресс Шок

Запишите слова на линеечке № 1. (Приём “Черты характера”.)

(Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)

Проверка: перекличка мнений.

– А как артиллерист отнёсся к их забаве? Прочитайте, подчеркните слово.

– На 2 листе мы будем давать характеристику артиллеристу. Напишите, что вы можете сказать про его настроение и отношение его к сыну и его товарищу.

(Радостный, любовался сыном.)

3. Групповая работа над 3 и 4 частью:

– После чтения каждая группа будет выполнять задание, которое вы сейчас сами выберите. Получите задание. Можете его прочитать, чтобы при чтении вы задумывались над ответом.

Капитаны групп выходят за заданием, читают его своей команде.

Ребята читают свою часть цепочкой, работают над выполнением задания в группе.

Задания к 3 части:

1. Найдите и прочитайте средства художественной выразительности.

(Акула – Морское чудовище; Артиллерист, бледный, как полотно-сравнение; противопоставление 2-х последних предложений про мальчиков и артиллериста.)

2. Дайте совет людям на корабле в момент, когда они только увидели акулу.

(Развернуть корабль на акулу и поплыть, сразу стрелять.)

3. Озаглавьте 3 часть.

Задание к 4 части:

1. Подчеркните слова-действия матросов . Подумайте, почему так много глаголов использует автор в их описании. Дайте им характеристику . Какие они?

(Подвижные, ловкие, энергичные, решительные, храбрые, бравые, отзывчивые.)

2. Дайте совет мальчикам в тот момент, когда они увидели акулу.

(Направиться к кораблю.)

3. Что значит пронзительный визг ? (Лексическая работа.) Озаглавьте 4 часть.

– Итак, в рассказе появилась акула.

Что изменилось в поведении мальчиков и артиллериста , дайте характеристику мальчикам и артиллеристу, напишите её на 2-ой линеечке,обменяйтесь мнениями.(Работа в группах)

(Артиллерист – бледный от испуга, шок, оцепенение, страх;
Мальчики – испуганные, беззащитные.)

Чтение 5-ой части – коллективное, выразительное.

Работа в парах: Попробуйте задать друг другу вопросы по 5 части и ответьте на них. (Приём “Тайм-аут”.)

Коллективная беседа по прочитанному:

– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

(Пронзительный крик мальчиков.)

Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям;

– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)

– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?

(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)

– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?

(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)

– Как вы относитесь к поступку артиллериста?

– Перечислите и качества, которые проявил артиллерист в этот момент.

(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)

– Чем закончилась эта история?

Пересказ 6 части. Слайд 15.

– Как вы думаете, в каком состоянии возвращались мальчики на корабль? Напишите ответ на 3 строке.

– Чему нас научила история, описанная в рассказе?

(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)

10. Работа с пословицами – выводами:

– Об этом говорят многие народные пословицы. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев.

Выдать пословицы для работы в группах. Повесить пословицы на доску, можно записать на 4 строку.

Повесить на доску собранные пословицы:

Отвага-половина спасенья.

Смелому всегда удача.

Берегись бед, пока их нет.

Не зная броду, не суйся в воду.

Представитель каждой группы, посоветовавшись со своими одногруппниками, объясняет смысл данной пословицы и к кому она подходит (к мальчикам или артиллеристам).

11. Итоговые вопросы:

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)

– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.

(Как вариант: “Поступок, продиктованный любовью”.) Слайд 16.

(Любовь помогла собраться, найти единственно-правильное решение и победить акулу.) Любовь побеждает всё!

Выводы по рассказу:

– Любить и ценить своих близких и друзей!

– Не делать необдуманных поступков;

– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.

Зелёным цветом, если вы работали на 5;

Жёлтым – 4; Красным – 3.

13. Дом. задание:составить план и пересказать рассказ;

14. Урок окончен.Всем спасибо за работу! Ваши оценки поставлю в дневник и журнал. Урок окончен!

1.Словарная работа.

Как вы считаете, с чего необходимо начать работу с текстом, чтобы её лучше понять?

Значит…

Сегодня в проведении словарной работы нам помогут Вика и Айна. Им было дано задание подготовить и выбрать 5 незнакомых слов.

Представляю их работу. Посмотрите на доску, прочитайте новые слова, подумайте, что они означают. Выберите правильное толкование.

Артиллерист - а) военнослужащий, при огнестрельном орудии.

б) спортсмен

Полотно - а) слабое освещение

Б) белая льняная ткань

Фитиль – а) горючий шнур для воспламенения зарядов

Б) тропическое растение

Ропот - а) негромкая речь

Б) классическая музыка

Хобот - а) удлиненный нос

Б) задняя часть орудия

Дополнительно:

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.

Сделайте вывод:

2.Знакомство с текстом.

Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка Африка.Представьте,что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло, горячий пустынный ветер дует в паруса.

Итак, вместе с героями рассказа мы отправляемся вперёд.

Чтение первого отрывка учителем.

«Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.

Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

В ходе чтения будем заполнять таблицу чувств.

Части

Чувства

Кем приходится артиллерист одному из мальчиков? Докажите из текста.

Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали?

Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист?

В таблице – гордость, любовь

Чтение второго отрывка подготовленным учеником.

«Вдруг из палубы кто-то крикнул «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.(пауза)

Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.»

А теперь что испытывает артиллерист?

Таблица – волнение, ужас

При чтении, на что нам надо обратить внимание?

Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать?

Чтение третьего отрывка учеником

«Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны».

Что сделали мальчики, когда увидели акулу?

Какие чувства испытывает артиллерист в этот момент?

В каком состоянии человек пронзительно кричит?

Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами еще дальше. Что вы предложите сделать в этой ситуации?

В таблице слово – страх, паника

Чтение четвертого отрывка учителем.

«Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.»

А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

Какой из этого можно сделать вывод?

Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый решительный, самообладание

- Почему упал и закрыл лицо руками артиллерист? Что он чувствовал?

Таблица – решительность,

«Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.»

Что можете в этот момент сказать об артиллеристе?

Что он в это время чувствовал?

Таблица – облегчение, радость

- Верны ли ваши предположения о произведении?

Понравилось вам произведение? Чем?
- Было ли вам страшно? Когда?
- Какие эпизоды запомнились больше всего?
- За кого вы переживали?
- К какому литературному жанру мы отнесем это произведение?


- Назовите героев этого рассказа

О героях мы поговорим после маленького отдыха.

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: Л.Н. Толстой. Акула.

Цели:

образовательные:

создать условия для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте); обучение вдумчивому прочтению произведения;

формировать умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения;
совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.

совершенствовать навык правильного и выразительного чтения.

развивающие:
создавать условия для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге; развивать воссоздающее и творческое воображение;

воспитательные:
воспитывать чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя Л. Толстого, карточки с заданиями, учебник по литературному чтению для 3 класса.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Ожидаемые образовательные результаты: в процессе деятельности на уроке учащиеся должны знать название рассказа и его автора; характеризовать действующих лиц рассказа на основании их поведения; отбирать в тексте материал для выборочного чтения; составлять рассказ о герое, выражать личностное отношение к событиям и героям; составлять план рассказа.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Самоопределение к учебной деятельности.

Мне хочется начать наш урок с замечательных слов французского писателя-философа Дени Дидро.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро

Как вы понимаете значения этих слов? (высказывания детей)

Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.

Сегодня на уроке мы продолжим учиться думать, размышлять, анализировать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя выводы.

3. Проверка домашнего задания

Как называется раздел, по которому мы работаем?

(Великие русские писатели).

С творчеством какого писателя мы познакомились на предыдущем уроке?

Всё ли вы знаете об этом человеке? (портрет писателя) - Давайте проверим.

- Перед вами печатные листы с биографией писателя.

- Ваша задача внимательно читать текст и карандашом выставлять пометки на полях.

Метод «Чтение с пометами».

V – уже знал

+ - узнал новое

? – хочу узнать

Детство будущий писатель провёл в Ясной поляне. Мать его умерла рано, когда ему было полтора года. Детей в семье было пятеро.

Лев Николаевич Толстой прожил длинную жизнь, 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всём мире. Полное собрание – 90 томов. Он писал произведения разных жанров: рассказы, басни, сказки, были, былины; о детях, о природе, о Родине, о животных; художественные произведения; научно-познавательные.

В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг.

Он очень любил детей. Л.Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей «Русскую азбуку» и сам учил их читать и писать. В настоящее время усадьба Я́сная Поля́на – это Музей, который находится в .

Проверка.

    ЧТО ВЫ ЗНАЛИ?

    ЧТО УЗНАЛИ НОВОГО? (Музей – усадьба Я́сная Поля́на - в )

    ЧТО ХОТЕЛИ БЫ УЗНАТЬ?

(познакомиться с новыми произведениями)

Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

4. Работа над новым материалом.

Методический прием «Предположение» .

Посмотрите на рисунок и определите тему рассказа, с которым познакомимся сегодня не уроке (о животных )

Как бы Вы озаглавили текст?

Что знаете об этих животных? (высказывания детей)

Денис подготовил сообщение, сейчас он расскажет нам о том, что он узнал об акуле. (Дети видят фотографии акулы на экране.)

Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. В гигантской пасти может быть более 3 тысяч острых зубов, расположенных в 6 рядов. Такая акула может напасть на человека. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны.

Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты)

Что может произойти в рассказе с таким названием?

Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным? (Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится)

Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания.

5. Чтение учителем слайд-фильма «Акула»

Упражнение «Буксир». Я читаю вслух. А вы одновременно читаете про себя. Постарайтесь представить и прочувствовать всё, что услышите.

Задание до чтения :

1. Определить, какой это рассказ?

2. Ответить на вопрос: что поразило?

3. О чём говорит заглавие?

6. После чтения рассказа. Мозговой штурм .

Я вижу, произведение взволновало вас.

Какие чувства вы испытали? ( Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.)

- Что поразило?

Было ли вам страшно? За кого? Когда? (КОГДА МАЛЬЧИКИ НАЧАЛИ КУПАТЬСЯ В ОТКРЫТОМ МОРЕ, КОГДА РАЗДАЛСЯ КРИК «Акула»)

Почему рассказ назван «Акула»? (Потому что на её появлении основан сюжет рассказа)

Какой это рассказ? (художественный рассказ, повествовательное произведение об одном событии в жизни героев)

Совпали ли ваши предположения?

7. Словарно-лексическая работа.

Какие слова вам были непонятны при чтении?

Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).

Было ещё одно Д/З. Группа ребят работала с различными источниками. Они определяли значения некоторых слов, которые встретились в тексте.

Артиллерист – военнослужащий рода войск, где применяют огнестрельное оружие.

    Палуба – горизонтальная открытая поверхность на корабле.

    Пронзительный визг – громкий, оглушительный.

    Ропот – неуверенный, тихий возглас.

    Фитиль – шнур, который поджигают для произведения выстрела.

    Хобот – дуло пушки.

    Якорь – тяжелое металлическое приспособление на корабле, удерживающее его на месте.

    Пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние

Музыкальная физминутка. (УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ)

    Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (характеристика одного из героев) Работа по содержанию текста:

Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей).

Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (работа в парах - на карточках)

План:

О Появление акулы.

О Мальчики в открытом море.

О Остановка корабля.

О Стрельба из пушки.

О Купание в парусе.

О Дети спасены.

Проверка:

(таблица №1)

Название части

1.Остановка корабля.

2.Купание в парусе.

3.Мальчики в открытом море.

4.Появление акулы.

5.Стрельба из пушки.

6.Дети спасены.

Подумайте, одинаковое ли настроение сопровождает героев в каждой из частей рассказа? (высказывания детей)

Попробуем сопоставить название части и настроение действующих лиц.

(таблица №2)

Название части

Настроение

1.Остановка корабля.

Спокойное

2.Купание в парусе.

Весёлое, радостное

3.Мальчики в открытом море.

Волнение, беспокойство

4.Появление акулы.

Тревога, страх

5.Стрельба из пушки.

Ужас

6.Дети спасены.

Радость и облегчение

Вывод: Лев Толстой заставил пережить и тревогу, и беспокойство, и волнение, которое переходит в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.

(СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА по ходу анализа)

Кто является главным героем произведения? Почему?

(Главный герой артиллерист, потому что он участвует во всех эпизодах)

    Отец - артиллерист

Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? (погода изменилась, стало душно).

Как мальчики оказались в открытом море?

Чтобы ответить на этот вопрос перечитаем еще раз 3 абзац.

На какой глагол нужно обратить внимание? (вздумали )

Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали?

( значит ни о чём не задумываясь, поплыли в открытом море, совершили необдуманный поступок)

Именно слово ВЗДУМАЛИ даёт нам понять авторское отношение к мальчикам, в этом слове звучит укор, осуждение.

Итак, мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист.

Как вы думаете, как он отнёсся к забавам сына и его товарища?

Стоял любовался

Докажите текстом – с. 152, 5 абзац

(Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!».

крикнул: "Не выдавать! Поднатужься!"

Что значат эти слова? (Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать, гордился сыном, болел за него, как на соревновании )

Старый артиллерист любуется мальчиком, ему нравится, что его сын такой ловкий, шустрый, подвижный, как ящерица, ему нравится, что он хорошо плавает

Когда отца охватил страх? (когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам)

Как появилась акула?(неожиданно, внезапно)

Какие слова подобрал Л. Толстой для того, чтобы показать, что все, кто видел акулу, испытали сильнейший страх, опасность?

( Морское чудовище .)

Акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков?

(отец закричал Назад! Назад! Вернитесь! Акула!)

Как ведут себя матросы? (они бросились к шлюпкам, понеслись что было силы, чтобы спасти ребят)

А как ведёт себя артиллерист? (бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)

бледный как полотно

не шевелясь, смотрел на детей

Какие чувства он испытывает в этот момент? (ШОК - это высшая степень страха и ужаса, его сковал страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.

Сразу ли мальчики увидели акулу? Найдите и прочитайте.

Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу?

Прочитайте. ( Мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны).

Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста ”, почему автор использует именно это выражение?

(Артиллерист как будто очнулся от шока, проснулся от пронзительного визга мальчиков, почувствовал, что может и должен помочь ребятам)

Найдите и зачитайте все действия отца мальчика.

сорвался с места

побежал к пушке

повернул хобот, прилёг к пушке

прицелился и взял фитиль

упал и закрыл лицо руками

Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? (высказывания детей)

( не мог стоять от всего пережитого, ему было страшно смотреть, что же там после его выстрела, он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков )

Л. Н. Толстого, как всегда интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни. Как много пережил старый артиллерист за короткое купание мальчиков!

Каковы могли быть последствия выстрела?

Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение?

(нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности. Он принял быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.)

Каким вы его себе представляете. Составьте словесный портрет артиллериста. ( Немолодой, уставший, старый, седой)

Какие качества, черты характера старого артиллериста проявились в данном рассказе?

(решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну)

выберите качества, которыми он обладает из перечисленных и назовите.

сильный духом трусливый
мудрый мужественный
честный слабохарактерный
веселый
опытный
беззащитный смелый

бывалый решительный

находчивый

ВЫВОД:

Скажите, для кого и как закончилась эта история?

Определим « +» и «-«

+ -

1. Дети остались живы. 1. Убили акулу – животное.

2. Отец не потерял сына. 2. Дети поступили необдуманно.

3. Совершил поступок. 3. Заставили отца переживать.

4. Дети вынесут из этой истории

урок на всю жизнь.

А почему эти минусы появились?

Они появились потому, что мальчики вздумали … , поступили безответственно, бездумно, совершили необдуманный поступок

В чём заключается главная мысль рассказа? О чём этот рассказ? (о любви к сыну, это побудило совершить поступок; о смелости, отваге, героизме)

Чему учит нас Л. Толстой этим рассказом? (Надо дорожить близкими, беззаботное поведение может довести до беды, взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию)

- Для чего он написал свое произведение?

(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
Чтобы показать, как переживают родители за детей;
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
Как безответственность, беззаботность, легкомыслие мальчиков чуть не привела к трагедии.)

Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. О том, какие опасности, подстерегают детей, к каким последствиям может привести бездумное поведение)

О чём вы сегодня задумались? (высказывания детей)

Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

Есть ли в наше время необходимость в таких людях?

(да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

Что вы скажете о рассказе Л. Толстого «Акула»?

Это художественное произведение, написанное пером великого писателя. Рассказ короткий, но сколько в нем чувств, картин; рассказ похож на кино, так как происходит быстрая смена событий, динамичное движение, много звуков: крики, визг, выстрел, ликование .

    Групповая работа.

Составление «синквейна» к словам Отец, акула, рассказ

Отец

Смелый, находчивый

Гордился, испугался, выстрелил

Риск – благородное дело.

Любовь

Акула
Огромная, кровожадная. Плавает, нападает, поедает. У акулы острые зубы. Хищник.

Рассказ

Художественный, интересный

Вызывает, заставляет, учит

Художественный рассказ вызывает чувство.

Любовь

ПРОВЕРКА

11. Самооценка деятельности учащихся.

1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - зеленый.

2. Хорошо работал(а) на уроке - синий.

3. Надо постараться - красный.

12. Домашнее задание .
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
- приготовить пересказ (от лица мальчиков, артиллериста, или рассказчика);
- нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;

Выставление отметок

Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.
Помните, любовь побеждает всё!
- Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок.

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» — и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.
Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

— Не выдавай! Понатужься!
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

— КОНЕЦ —

Рассказ Толстого Л. Иллюстрации.

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: “Купаться!” – и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.
Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

– Не выдавай! Понатужься!
Вдруг с палубы кто-то крикнул: “Акула!” – и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
– Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

– КОНЕЦ –

Рассказ Толстого Л. Иллюстрации.