Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппаратаЛексическая тема: «Зима. Конспект занятия в старшей л

Орг. момент: сейчас сядет тот, кто назовёт 2 признака зимы.

Основная часть:Отгадайте, кто пришёл к нам сегодня в гости.

Пушистый комочек,

Беленький хвостик,

Под ёлкой сидит,

Ушами шевелит.Зайчик Пушок в гостях. Разглядываем его хвостик, длинные уши, какой он пушистый.


Пальчиковая гимнастика

Копаю, копаю лопаткой снежок,

(имитируем копание лопатой)Построю из снега домок-теремок.

(руки над головой в виде крыши)И окна, и двери я вырублю в нем,

(сначала руки горизонтально напротив друг друга, затем вертикально)Почищу дорожки, посыплю песком.

(гладим ладонями по столу, сыпем щепоткой)А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!

(указательный и средний пальцы как ушки у зайца, маним ладошкой к себе)Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!

(на каждое слова ладошки здороваются друг с другом)Зайчик Пушок совсем недавно родился и ни разу не видел зиму. Давайте расскажем ему о зиме (повторяем признаки зимы, предварительно проработанные в группе). А что это за белые пушинки падают с неба? (снежинки)

Дыхательная гимнастика «Снежинки»:

Снежинки кружатся, снежинки летят,

Снежинки на землю спуститься хотят.

Совсем мы заморозили наш язычок ледяным зимним ветром. Давайте его немного согреем.

Артикуляционная гимнастика

«Чистим снег»: «расчёсываем» язык верхними зубами.
«Разравниваем дорожку»: стучим верхними зубами по языку со слогом ДА.
«Горка»: кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгибается горкой.
«Саночки съезжают с горки»: в положении «Горка» «расчёсываем» спинку языка верхними зубами.
«Пьём чай»: язык в форме чашечки удерживаем под счёт, заносим в рот и дуем (звук Ш).
«Вкусный мёд»: облизываем широким языком верхнюю губу в направлении сверху вниз.

Родственные слова. Беседа об имени зайчика «Пушок» (постановка проблемы): почему мама зайчиха так назвала зайчонка? Педагог объясняет, что такое родственные слова и подбирает другие к слову «пух»: пушистый, пуховик, пуховка и др.
Интересно, а у слова «снег» есть родственные слова? Дети самостоятельно подбирают родственные слова к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, заснеженный, подснежник, Снежная королева, Снежана…).

На дом даётся задание найти родственные слова к слову «мороз».

Физминутка:

от таких снежных разговоров наш Пушок совсем замерз, давайте вместе согреемся немного. Какой у нас зимой бывает замечательный праздник? (Новый год) И кто тогда к нам приходит? (Дед Мороз):

Не морозь нас, Дед Мороз!
Ну-ка, взялись все за нос!
Ни к чему нам бить баклуши.
Ну-ка взялись все за уши.
Покрутили, повертели
Вот и уши отогрели.
По коленям постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали.

Звуковой анализ (с индивидуальными зрительными моделями гласных звуков из поделочной пенки по методике Ткаченко, дети нажимают на них и пропевают):

Зайчик верещит: «Иии». «Уууу», — воет волк.
Игра «Угадай, кто поёт».
Как волк и заяц могут петь вместе? (менять местами звуки).
«Поймай звук в начале слов» – показать значок. Примерные слова: утка, улица, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей, Ира, Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Подвижная игра «Снег» (практическое усвоение простых предлогов, развитие внимания):
Снег на ёлке (соединить руки над головой)
Снег под ёлкой (присесть).
Снег на горке (соединить руки над головой).
Снег под горкой (присесть).
А в берлоге спит медведь (ладошки под щеку).
Тише-тише, не шуметь! (дети разбегаются, а медведь их ловит).

Подведение итога: Кто к нам приходил? О каком времени года мы рассказывали Пушку? Какие бывают слова? Давайте попрощаемся с Пушком и пригласим его ещё к нам в гости.

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия логопеда
Название: Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Зима»


Должность: учитель-логопед
Место работы: МАДОУ №39 г. Томск
Месторасположение: город Томск

  • Коррекционно – образовательные: обогащать и активизировать номинативный (название одежды) и глагольный словарь (гулять, копать, катать, лепить, кататься) по теме “Зима”; учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; закрепить обобщающее значение слова “одежда”; учить определять признаки зимы.

    Коррекционно – развивающие: развивать зрительное восприятие; развивать мелкую моторику; развивать фонематический слух (определение единственного и множественного числа существительных).

    Коррекционно – воспитательные: воспитывать интерес к занятию, располагать ребёнка к активному сотрудничеству с педагогом.

    Материал: варежки; конфетти; картинка зимы; презентация к занятию (использование ИКТ).

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    2. Пальчиковая игра “Варежка”. Логопед держит за спиной варежки.

      Логопед: “ - Настенька, что у меня за спиной? Это тёплые, мягкие…показывает ребёнку и вместе называют – варежки! ” Ребёнок надевает, а затем снимает варежки.

      Логопед: “- Повторяй за мной:

      Настя варежку надела (все пальцы вместе, большой - в стороне)

      Ой, куда я пальчик дела? (прячем большой пальчик в ладошку)

      Нету пальчика, пропал,

      В свой домишко не попал! (круговые движения кистями рук)

      Настя варежку сняла,

      Посмотрите, вот, нашла! (показываем большие пальцы на обеих руках)

      Ищешь, ищешь, не найдёшь, (сжимаем, разжимаем пальчики)

      Здравствуй пальчик, как живёшь? (показываем большие пальцы)

    3. Основная часть.
    1. Игра “Что перепутал художник” (слайд №1).
    2. Логопед: “ - Какое сейчас время года?” (зима)

      Логопед: “ - Правильно! Наш художник тоже на картинке нарисовал зиму, вот только перепутал что – то. Что неправильно?”

      Ребёнок на картинке нажимает мышкой на вишенки, на ёлке, бабочку, цветочек – они исчезают. Остаётся зимний пейзаж.

      Логопед: “ - Вот теперь всё верно, молодец!”.

    3. Игра “ Зимняя одежда” (слайд №2).
    4. Логопед: “-Зимой холодно, чтобы не замёрзнуть мы одеваем тёплую одежду, а что на улицу нельзя одеть зимой?”.

      На экране зимняя и летняя одежда. Ребёнок нажимает мышкой на летнюю одежду, она исчезает, остаётся только зимняя.

      Логопед: “-Давай назовём всю одежду” (куртка, шапка, шарф, валенки, варежки).

      Логопед: “ - Как можно одним словом всё это назвать? (одежда)”.

    5. Упражнение на дыхание “ Вьюга”.
    6. Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снег так, чтобы он кружился в воздухе”. Логопед с ребёнком сдувают конфетти с ладошки.

    7. Упражнение на развитие фонематического слуха (слайд № 3,4, 5, 6).
    8. Логопед: “ - Внимательно слушай, какое слово я буду называть, и нажимай на картинку, если услышишь и нажмёшь правильно, картинка исчезнет” (снеговик, снежинки, шапка, варежки).

    9. Физминутка “Снег летит”.
    10. Логопед: “ - Повторяй за мной!”

      Снег летит, снег летит (движение обеих рук сверху вниз),

      На дома и крыши (изображение крыши руками над головой).

      Тихо к нам идёт зима (имитация ходьбы на носочках),

      Мы её не слышим (водим указательным пальчиком влево, вправо).

    11. Игра “Зимние развлечения” (слайд №7, 8, 9, 10).

    Логопед: “ - Давай узнаем, что дети любят делать зимой?” (гулять, копать, катать, лепить, кататься).

    1. Итог занятия.

    Логопед: “ - Про какое время года мы говорили? (про зиму) Ты хорошо занималась, молодец!”

  • Тема. Зимушка-зима.

    Задачи:

    • закрепление полученных знаний по теме «Зима»;
    • усвоение категорий предложного падежа с предлогом НА;
    • закреплять умение подбирать существительные к прилагательным;
    • упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде;
    • развивать речевое дыхание, фонематический слух;
    • развивать координацию речи с движением, мелкую моторику;
    • воспитывать внимание.

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическая культура, познание, художественно – эстетическое развитие.

    Оборудование: письмо от Деда Мороза, картинки с изображением разных времен года, «льдинки» в розетках, «звездная» коробочка, картинки с зимними развлечениями, 2 листа с изображением недорисованных снеговиков, карандаши в стаканчиках.

    Ход НОД:

    I. Орг. Момент.

    Дети стоят возле доски. Стук в дверь. Логопед приносит письмо от Зимушки - зимы.

    Ребята, посмотрите, нам прислала письмо Зимушка-Зима. У нее для нас всегда много праздников, веселья, подарков, развлечений, поэтому она просит в ответ порадовать ее и выполнить несколько заданий. Сможем это сделать? Вот первые вопросы:

    Снег белый или красный?

    Лед твердый или мягкий?

    Снег капает или идет?

    Зимой бывает снегопад или листопад?

    Лед скользкий или шершавый?

    На улице мороз или жара?

    Зимой одеваемся тепло или легко?

    Снеговика лепят или строят?

    На конках катаются или качаются?

    II. 1. – А сейчас мы поиграем в игру «Что подходит?». Вы парами, кто с кем сидит, будете искать по группе картинки о зиме, и выставлять на доску. Чья пара найдет больше картинок, та и победит.

    2. – Ребята, Зимушка-зима попросила собрать разные слова и прислала вам льдинки. Я начну говорить, а вы продолжите: нужно назвать слово и положить льдинку в звездную коробочку:

    Снежый (что?)… день, ком.

    Снежная (что?)… баба, буря, метель.

    Белый (что?)… день, снег.

    Холодная (что?)… сосулька, зима, погода.

    Морозный(что?)… день, ветер.

    Ледяная (что?)… сосулька, снежинка.

    Трескучий (что?)… мороз.

    Сильный (что?)… мороз, ветер, снегопад.

    III. ФИЗМИУТКА «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы во двор пришли гулять.

    Бабу снежную лепили,

    Птичек крошками кормили,

    С горки мы потом катались,

    А еще в снегу валялись.

    Все в снегу домой пришли,

    Съели суп, и спать легли.

    Действия выполняются по тексту.

    IV. 1. Упр. на дыхание «Вьюга».

    Ребята. Зимой часто бывает вьюга, сильный ветер. Давайте покажем, как она воет: на вдох поднимаем руки вперед вверх, опускаем через стороны вниз и воем, как вьюга У-У-У. А сейчас вьюга воет громко, а теперь тихо.

    2. Д\у «Где это бывает?»

    Зимушка подготовила для вас еще вопросы, ответьте на них:

    Где лежит снежинка? (НА ветке, НА крыше…)

    Где висит сосулька?(На крыше, НА скамейке…)

    Где замерз лед? (НА реке, НА озере…)

    Где стоят санки?(НА полу, НА крыльце…)

    3. Д\у «Зимой».

    А сейчас расскажем и покажем, как мы играем зимой (логопед выставляет по очереди картинки с зимними развлечениями, дети выполняют движения из стихотворения):

    Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

    Снежный ком большой катаем, мы катаем, мы катаем.

    И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

    На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

    Из снега бабу лепим мы, лепим мы.

    Гостью зиму любим мы, любим мы.

    3. Д\у «Дорисуй снеговика».

    Ребята, у вас есть недорисованные снеговики, давайте разобьемся на 2 команды и дорисуем недостающие детали. Сделаем от нас подарок Зимушке-зиме: портреты снеговиков.

    V. Итог занятия.

    Обобщать и закреплять знания по теме;
    - Развивать ассоциативную связь, используя компьютерные технологии.
    - Формировать уверенность в образовании и употреблении родственных слов;
    - Развивать связную речь, творческое воображение;
    - Продолжать формировать умение выделять главное, скрытый смысл, делать умозаключения.
    - Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам,
    - Учить проявлять его практически.

    Оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме, серия сюжетных картин «Кормушка».

    Предварительная работа: изучение лексических тем: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные».

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Логопед читает стихотворение С. Маршака «Зима»:

    Сыплет, сыплет снег охапками
    На поля зима.
    До бровей накрылись шапками
    Во дворах дома.
    Ночью вьюга куролесила,
    Снег стучал в стекло.
    А сейчас – гляди, как весело
    И белым-бело.
    Беседа о зиме:

    Что такое зима?
    - когда наступает она?
    - какая зима?
    - что вам нравится зимой?
    - объяснить понятия: вьюга, куролесила, охапками.

    2. Дети читают стихи, выученные заранее:

    Всех сегодня удивила
    И немного рассмешила,
    Тихо-тихо к нам пришла,
    Наша зимушка-зима!

    Снег охапками бросала.
    Окна всем разрисовала.
    Куролесила до слёз,
    Всюду стужа и мороз.

    Все дворы запорошила
    Детвору развеселила
    Вот санки и снежки
    Толстые снеговики!

    Мерзнут бедные зверюшки,
    И пернатые пичужки.
    Заяц мчится от лисы.
    Как дожить им до весны?

    3. Компьютерная игра: «Кто, где зимует?», с использованием слайдов с изображением животных.

    Логопед предлагает детям стать вокруг компьютера и помочь в рассказывании стихотворения, договаривая последние слова, на мониторе появляются соответствующие картинки животных. Последние две строчки картинками не животных, а их жилища. Затем на мониторе все жилища животных, а животные расположены внизу. Предлагается детям самим назвать, кто, где живет, перетаскивая мышкой животных в их жилище.

    «Кто где живет?»

    Медведь спит (в берлоге)
    Воробей сидит (под крышей)
    Лиса устроилась (в норе)
    Жучка в теплой (конуре)
    Белка спряталась (в дупле),
    Ежик спит в сухой (траве).
    В логове лежит (волчица),
    Под кустом дрожит (зайчишка).

    При необходимости давать подсказку. Повторяют еще раз, дети участвуют более активно.

    4. Физ. минутка: « Про зиму»:

    Вьюга злится, (руки перед собой, сжимать, разжимать кулачки)
    Снег кружится, (волнообразные движения руками в стороны)
    В конуре неважно спится. (дом руками над головой)
    Даже смелый пес Трезор (пальчиками показать собаку, двумя руками)
    Стал проситься в коридор. (средние пальчики открываются — закрываются)

    5. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка», Р. А. Васильева, Г. Ф. Суворова: «Альбом сюжетных картинок по развитию речи».

    Даны три картинки. Их объединяет сюжет: забота о птицах. Составляя рассказ по этим картинкам, кроме задачи по развитию речи детей, развитию творческого воображения, ставится воспитательная задача: формировать заботливое и бережное отношение к братьям нашим меньшим.

    Первая картинка: Заснеженный сквер. На одном из деревьев висит кормушка, она занесена снегом. На ветках сидят снегири, синички, ворона.

    Вторая картинка: В сквер пришли дети. Они решили помочь птицам. Одни сметают снег с кормушки, другие насыпают корм, развешивают ягоды и кусочки сала.

    Третья картинка: Дети отошли в сторонку, к скамейке. Они наблюдают за птицами и улыбаются. На кормушке «птичий обед».

    Вводная беседа:

    Каких зимующих птиц вы знаете?
    - Почему зимой птицы жмутся к жилью?
    - Чем можно помочь нашим пернатым друзьям?

    Выставляется сразу все три картинки. Детям предлагается рассмотреть их, разложить по порядку, а затем составить рассказ по каждой из картинок, по очереди. В ходе составления рассказа давать подсказки и помощь. Особо выделить описание зимней природы в начале рассказа. Можно опираться на личный опыт: а вы помните, когда проснулись утром, а на улице все белым-бело.

    Когда рассказ будет составлен, предложить оценить поступок детей, подобрать слова, характеризующие детей, их действия. Затем дети озаглавливают каждую часть (картинку) рассказа, и рассказ в целом. Если дети хорошо справляются с заданиями, можно предложить озаглавить словами-действиями, словами-признаками. Например:

    1. Снег. Засыпало. Помогите! Встревоженные, голодные.

    2. Помощники. Выручают. Дружные.

    3. Веселое щебетанье. Радуются. Веселые.

    Подводится краткий итог составления рассказа. Выводы.

    Игровая ситуация: Птицы просили помочь им, найти родственников зиме.

    Вспомнить, что такое «родственные слова», подобрать такие слова к слову – зима: (зимушка, зимовать, перезимовать, зимовье, зимние, зимующие, и т. д.)

    6. Итог занятия.

    Циркунова Нина Ивановна,
    учитель-логопед высшей
    квалификационной категории
    МБДОУ детский сад №10
    г. Апшеронск, Краснодарского края

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ "ЗИМА" И "ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ".

    ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветренный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.

    ГЛАГОЛЫ: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.

    ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:.
    Снег – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный…
    Зима – холодная, суровая, морозная, ветреная…
    Мороз…, лед…, метель…, снежинка…

    ЗНАТЬ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ:
    Декабрь, январь, февраль.
    Декабрь за ноябрем и перед январем.
    Январь - …
    Февраль - …

    ЗАКАНЧИВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
    Зимой люди ходят в…(шапках, шубах…).
    Зима приносит…(снегопады, морозы…).
    Вода замерзла на…(реках, озерах…).
    Я люблю кататься зимой на…(санках, лыжах…).

    ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
    Снежный – ком, городок, вихрь…
    Снежная – баба, гора, пелена…
    Морозный…, морозная…, морозное…, ледяная… .

    НАЗЫВАТЬ ЛАСКОВО:
    Зима – зимушка, мороз – морозец, снег – снежок, лед – ледок, сугроб – сугробик, метель – метелица…

    СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО ПЛАНУ:
    Как ты заметил наступление зимы?
    Назови её первые приметы в природе.
    Зимние месяцы.
    Повадки зверей и птиц.
    Зимние забавы и развлечения.

    "ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ".

    ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, снег, снежинка, снежок, снегурочка, дед мороз, снеговик, снежная баба, лед, каток, коньки, санки, лыжи, горка, забавы, елка, каникулы, гирлянда, мишура, шары, звезда, конфетти, подарки, праздник, радость, веселье, игры, карнавал, хоровод, маски, календарь, хлопушки, шишки, сугроб, снежный ком, хоккей, клюшка, шайба, соревнование.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:холодный, морозный, радостный, снежный, блестящий, разноцветный, веселый, трескучий, праздничный, новогодний, узорный, хрустящий, пушистый, ледяной, грустный, серебристый, пестрый.

    ГЛАГОЛЫ:идет, наступает, кружится, рисует на окнах, покрывает, танцуют, веселятся, радуются, зажглись, вспыхнут, кидают, бросают, спускаются, скрипит, бегают, обгоняют, падать, отряхивать, мерзнуть, липнет, щиплет, колет.

    ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ.
    ПОДБЕРИ ПРИЗНАК К ПРЕДМЕТУ:
    Елка (какая?)……
    Праздник (какой?)…..
    Елочные игрушки (какие?)…..

    КОМУ ЧТО НУЖНО:
    Хоккеисту – клюшка, шайба, коньки, каток, ворота…
    Лыжнику - …
    Фигуристу - …
    Горке - …
    Снеговику - …



    СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

    ПОЛЕЗНАЯ ПРОГУЛКА.

    "В городском парке зимой много снега. Снег лежит на земле, на скамейках, на ветках деревьев. Ребята пошли в парк. они построили там снежную крепость и стали играть в снежки. Один снежок попал в кормушку. Мальчики заметили, что там пусто. Они достали из карманов семечки и насыпали их в кормушку. А с другого дерева на ребят смотрели две белочки. Для них мальчики приготовили орешки. Весёлая и полезная получилась прогулка".

    * ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
    - Где лежит снег?
    - Куда пошли ребята?
    - Что они построили?
    - Как стали играть ребята?
    - Куда попал снежок?
    - Что заметили мальчики?
    - Чем накормили птиц?
    - Что приготовили мальчики для белочек?
    - Какая прогулка получилась у ребят?

    ТЁПЛАЯ КОРМУШКА.

    "Была зима. Ваня шёл из детского сада. он нёс в руке пряник. Мальчик не заметил, как уронил варежку и пряник. Пришёл Ваня домой - нет варежки, нет пряника. Где же они? А в это время воробьи налетели на пряник, клюют его, чирикают. Уже весь пряник съели, стали клевать рукавичку. Ваня смотрит из окна на свою варежку и думает: "Вот какая тёплая кормушка для птиц получилось".

    * ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
    - Откуда шёл Ваня?
    - Что он нёс?
    - Чего не заметил Ваня?
    - Кто клевал пряник?
    - Что подумал Ваня?

    * Назови, каких ты знаешь зимующих птиц.