Как оплачивается электроэнергия в Московской области по счетчику и по нормативам? Разъяснения и практические примеры. Нормативы потребления электроэнергии на человека без счетчика

Свет / Тарифы на электроэнергию

В Московской области проходят массовые проверки индивидуальных приборов учета электроэнергии. В случае признания счетчика неисправным потребитель переводится на оплату электроэнергии по нормативу. Что это значит с практической точки зрения? ЭнергоВОПРОС.ру публикует разъяснения, как рассчитывается плата за свет по счетчику и в случае его отсутствия.

Расчет электроэнергии в Московской области по счетчику

Если квартира или частный дом оборудованы исправным счетчиком электроэнергии, то расчет стоимости потребленной электрической энергии производится исходя из показаний прибора учета.

Берутся показания за текущий месяц, из них вычитаются показания за прошлый месяц. Получившийся объем потребления умножается на действующий тариф на электроэнергии. При снятии показаний счетчика электроэнергии, цифры необходимо учитывать до запятой.

Одноставочный (единый , без разбивки на день/ночь) тариф на электроэнергию с 1 июля 2017 года в Московской области составляет:

  • 5,04 руб за кВт.ч. для домов с газовыми плитами
  • 3,53 руб за кВт.ч. для домов с электроплитами
  • 3,53 руб за кВт.ч. для домов, расположенных в сельском населенном пункте.

Двухзонные (день /ночь) и трехзонные (пик /покупи/ночь) тарифы на электроэнергию в Московской области можно

Расчет стоимости электроэнергии по нормативу

В случае если счетчик электроэнергии в квартире (частном доме) отсутствует, либо признан неисправным, либо у него закончился срок поверки (межповерочный интервал), то расчет стоимости потребленной электроэнергии рассчитывается, исходя из нормативов.

Норматив в данном случае - это расчетная величина потребления электроэнергии на одного человека, утверждается региональными властями. Она (это величина) зависит от количества комнат в квартире (доме ), наличия/отсутствия электрической плиты и количества зарегистрированных (официально ) жильцов. Считается, что нормативы выводятся на основании неких статистических данных относительно среднедушевого потребления электроэнергии. Но на практике к реальному потреблению они имеют отдаленное отношение.

После того, как в течение последних лет для квартир, не оборудованных счетчиками, плату по нормативу стали увеличивать на постоянно повышаемый коэффициент (с 1 января 2017 года он составляет 1,5), плата по нормативу превратились в некоторое подобие штрафа для тех, кто до сих пор не поставил прибор учета.

В настоящее время в Московской области действуют нормативы, введенные в силу распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 №162-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления».

Посмотреть документ полностью можно по этой ссылке http://docs.cntd.ru/document/537985136 .

Для примера: для двухкомнатной квартиры с электрической плитой, где официально зарегистрировано 3 жильцов норматив потребления электроэнергии составляет 91 кВт.ч. в месяц.

Размер месячного платежа за свет в таком случае устанавливается следующим образом: норматив (91 кВт.ч.) умножается на количество жильцов (трое ), действующий одноставочный тариф для домов с электроплитами (3 ,53 руб за кВт.ч.) и повышающий коэффициент 1,5.

Получается:

91*3*3,53*1,5 = 1445,535 руб

Не платить повышающий коэффициент в 1,5 можно в том случае, если вы сможете предоставить справку об отсутствии технической возможности установки счетчика. От уплаты повышающего коэффициента также освобождаются жители домов, признанных аварийными.

На очереди не менее занимательная тема — какие будут тарифы на электроэнергию для населения России с 1 июля 2019 года.

Если сравнивать доступность электроэнергии для населения между странами Европы, то Россия занимает третье место, судя по данным за первое полугодие 2019 года.

Дешевле электричество стоит для граждан только Украины и Казахстана, в Белоруссии ненамного дороже, а дальше рост цен уже более значительный.

Общая европейская статистика граждан России не слишком интересует, их волнует тот факт, что тарифы на электроэнергию постоянно растут. Хорошо, хоть не на 55,7%, как на Украине, и даже не на 24,6%, как в Белоруссии, но и обещанные 4% не радуют , несмотря на то, что повышение вступит в силу только в июле этого года.

Тариф в данном случае – это стоимость потреблённой электроэнергии, выражается в рублях за 1 киловатт-час (кВт⋅ч). На самом деле это сложносоставленный показатель, в который входит много компонентов.

Методика расчёта тарифов разрабатывается на федеральном уровне. Руководствуясь ею, региональные органы исполнительной власти устанавливают конкретные тарифы для своего региона. После публикации соответствующего постановления в местной прессе тарифы становятся действующими.

Перемена тарифов, а точнее говоря, точка смены значений, назначена на первое июля по всей стране. Раньше меняли в начале года, это как-то привычнее.

Но холодная Россия – не Италия и не Греция, для неё понятие отопительного сезона как единого процесса важнее, чем соблюдение бухгалтерского периода. Да и инфляция разгоняется именно в начале года, так что перенос момента смены тарифов на середину лета выглядит вполне оправданным.

Рост тарифов на электроэнергию в 2019 году в наибольшей степени ощутят граждане, избегающие установления счётчика. К ним не относятся те, кто не пользуется счётчиком по объективным причинам – из-за ветхих домов, или аварийных, или подлежащих сносу и пр.

Таких всего около 5% по всей России, вот для них платёжки увеличатся значительно.

Она достаточно громоздка, к тому же, имеет тенденцию к усложнению. За основу берётся понятие базового тарифа, к которому применяются понижающие коэффициенты.

Базовым считается тариф, который устанавливается в городских домах с газовыми плитами и центральным отоплением (во всяком случае, не электрическим).

К базовому тарифу применяется понижающий коэффициент для оплаты электроэнергии в домах с электроплитами и электроотопительными установками. Это в том случае, если указанное электрооборудование должным образом зарегистрировано.

Такой же коэффициент обычно вводится и для расчётов с жителями в сельской местности, хотя региональные власти вправе корректировать эти коэффициенты в пределах от 0,7 до 1.

То есть, жители сёл платят за потреблённое электричество на 30% меньше , и неважно, какие у них плиты – газовые, или электрические, или иные.

Приравненными к населению считаются те, кто рассчитывается за электроэнергию по общему счётчику.

Это могут быть различные объединения граждан некоммерческого характера, например, дачи, кооперативы, гаражи и прочее. Сюда же относятся жилые зоны при воинских частях и другие объекты. В каждом регионе это всё подробно регламентировано.

За израсходованную электроэнергию в основном платят по счётчику. Обычный счётчик просто крутится, считая потраченные киловатты, и ему всё равно, день в данный момент или ночь. Это единый счётчик, или, как сейчас его называют, одноставочный – у него одна ставка, один тариф для любого времени суток.

Однако есть и другие, более современные, которые разделяют сутки на день и ночь. Такие счётчики называются двухзонными, или дифференцированными по двум зонам суток.

Есть ночной тариф, с 23 часов до 7 утра, и дневной, с 7 утра до 23. Дневной тариф значительно выше ночного.

Появились и счётчики трёхзонные, дифференцированные по трём зонам суток:

  • пиковую — с 7 до 9 и с 17 до 20 часов;
  • полупиковую – с 9 до 17 и с 20 до 23 часов;
  • ночную — с 23 до 7 утра, она совпадает с ночной зоной двухзонного счётчика.

Самое дорогое электричество в пиковое время, а самое дешёвое – в ночное.

Для расчётов за оплату проще всего, конечно, единый счётчик. Умножил стоимость киловатта на потраченное количество – и плати полученную сумму.

Оплата по остальным видам тоже не слишком сложна: надо подсчитать частичные суммы и сложить их. Тариф для каждой зоны известен, киловатты показывает счётчик, так что никаких проблем.

Сложность появляется тогда, когда начинают менять часовые пояса в масштабах страны. Или когда отменяется/возвращается переход на зимнее время, или когда проводят «реформу времени» — и такое уже бывало не раз.

В таких случаях приходится перепрограммировать двух- и трёхзонный счётчик, а это стоит денег, около 2-3 тысяч руб. Но обычной, единый счётчик, не обращает внимания на такие подробности.

3. Введение социальной нормы потребления электроэнергии

В последние годы в России проводится многоплановая работа по упорядочению рынка электроэнергии. Её стоимость для населения, выраженная в тарифах, гораздо ниже той, которую можно назвать экономически обоснованной.

Правительство старается найти путь, как отделить граждан рядовых, не слишком обеспеченных, от тех, которые под их прикрытием расходуют дешёвую энергию в неоправданно больших количествах. Например, отапливает электросауны, бассейны, полы в обширных особняках, щедро освещает приусадебные участки и прочее.

Одной из мер, способных заставить таких владельцев недвижимости платить рыночную цену за электроэнергию, является введение социальной нормы потребления. Эта мера также призвана уменьшить перекрёстное субсидирование и мотивировать население на экономное расходование электричества.

Надо сказать, что введение соцнормы влечёт за собой значительное усложнение расчётов, и именно из-за этого её не спешат вводить (в том числе).

Ведь таблица тарифов увеличится, базовый тариф будет уже в двух ипостасях, то же самое для сельских жителей, и вообще для каждой строчки.

Кроме того, соцнорма предполагает привязку к количеству лиц, зарегистрированных в объекте, к состоянию самого жилья, так что подсчёты суммы для оплаты электроэнергии существенно усложнятся.

В 2013 году был начат эксперимент по введению соцнормы. Согласно постановлению правительства РФ выделили регионы, на которых запустили пилотный проект. Это оказались Ростовская, Владимирская области, Красноярский и Забайкальский край, области Нижегородская, Орловская, Самарская.

Однако сразу после запуска началась компания по срыву эксперимента, появилось много публикаций, направленных на его дискредитацию. В 2013-2014 годах дело доходило до митингов на местах, которые, как правило, инициировали местные чиновники и депутаты.

И все, как один, беспокоились о среднестатистическом жителе России, у которого и так низкий уровень потребления электроэнергии.

Приводились доводы о том, что страна не готова, что это только способ скрытого повышения тарифов, что необходимой техники нет, что методика не разработана, и прочее. Многое из сказанного действительно имело место, но и методика, и техника появляются только после того, как начата какая-то работа в заданном направлении.

Кроме того, против этой инициативы правительства высказалась Счётная палата РФ, определившая, что заявленных целей проект не достигает.

Активно против введения соцнормы и идеи Минэнерго о дифференцированном тарифе выступил ОНФ. Он тоже счёл введение подобных мер попыткой содрать побольше денег с населения, вместо того, чтобы наладить работу энергокомпаний, сделать формирование тарифов полностью прозрачными.

Тем не менее, эксперимент продолжился, но регионам дали право выбирать — вводить у себя соцнорму на расходование электроэнергии или продолжать старую практику расчётов.

К тем, кто не согласился вводить социальную норму, относится, к примеру, администрация Смоленской области. Основные аргументы сводятся к известным, в основном к тому, что населению придётся платить больше.

При этом игнорируется то обстоятельство, что именно к компетенции руководителей области относится определение социально оправданных норм, которые не дают эффекта массового превышения.

Также была приведена ссылка на недостаток сведений о тех категориях граждан, к которым применяется соцнорма: на несоответствие числа проживающих и зарегистрированных лиц, на отсутствие сведений об одиноких пенсионерах и прочее.

Действительно, дело это непростое, тут требуется наладить взаимодействие федеральных и местных подразделений, отвечающих за образование тарифов; отделений ПФР, ФМС, органов соцзащиты населения; исполнителей коммунальных услуг, поставщиков электроэнергии и других.

Но, опять-таки, кто должен наводить порядок в области и знать состав своих жителей, как не местная администрация?

Ответ на это содержится в следующей причине, которая тоже имеется в списке возражений: это дополнительный груз обязанностей местной исполнительной власти и увеличение в этой связи численности аппарата.

То есть, прибавление хлопот и ответственности нежелательны, поэтому губернатор принял решение максимально откладывать введение соцнормы в области.

В Ростовской области эксперимент был признан успешным, и отмены соцнормы не планируется. Оказывается, большинство граждан не ощутили никаких перемен, и таких порядка 80% в области. Те же, кто социальную норму превысил, не слишком пострадал: превышение составило 10-30%, в деньгах это составляет 100-150 руб. в месяц.

В 2019 году социальная норма потребления электроэнергии вводится в Краснодарском Крае, продолжает действовать в Нижегородской, Орловской, Владимирской области, в Забайкальском и Красноярском крае.

В каждом из субъектов установлено своё значение нормы потребления электричества.

В Краснодарском крае базовая соцнорма — одна из самых высоких в России, это 250 кВт/ч на человека. В Нижнем Новгороде, например, это 50 кВт/ч, в Ростовской области – 96 кВт/ч.

Местные власти работают над грамотным введением в крае соцнормы. Например, по предварительным прикидкам, около 70% населения Анапы полностью уложится в норму, а превышение будет только у тех, кто имеет дома большой площади (их не так много), да ещё те, кто превратил своё жильё в мини-гостиницу (а таких как раз побольше, и они будут весьма недовольны)

Местные чиновники утверждают, что обычные потребители только выиграют от нововведения, однако население, наученное опытом, сомневается в этом. Кроме того, людям не нравится сам факт ограничения, то, что их заставляют экономить.

Человек считает, что, поскольку он честно платит за свет, то он никому ничего не должен. А то, что тариф дешевле себестоимости, так на то и государство, чтобы дотировать своих граждан.

Действительно, так и было в Советском Союзе. Граждане не учитывают, что теперь в России капитализм, и жить приходится в других условиях.

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области www.mgkh.mosreg.ru, 20.09.2017) (вступило в силу с 1 октября 2017 года).
____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации , пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества" :

1. Утвердить:

1.1. Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области (приложение 1).

1.2. Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области (приложение 2).

2. Установить, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемые пунктом 1 настоящего распоряжения, определены расчетным методом и вводятся в действие с 01.06.2017.

3. Норматив потребления газа в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным 0.

4. Признать утратившими силу распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20.10.2016 N 200-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды) на территории Московской области" с 01.06.2017.

5. Организационно-аналитическому управлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области организовать опубликование настоящего распоряжения в газете "Еженедельные новости. Подмосковье" и размещение на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в информационно-коммуникационной сети Интернет.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Доркину И.С.

Министр жилищно-коммунального
хозяйства Московской области
Е.А.Хромушин

Приложение 1. Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области

Приложение 1
к распоряжению Министерства
жилищно-коммунального
хозяйства Московской области
от 22 мая 2017 года N 65-РВ

Единица измерения

Этажность

Норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения

Норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения

1. Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением

Разноуровневые многоквартирные дома до 9

Разноуровневые многоквартирные дома от 10 до 16

Разноуровневые многоквартирные дома более 16

2. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

3. Многоквартирные дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

4. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения

куб. метр в месяц на кв. метр общей лощади

Примечание: 1. При определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

2. При определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний.

3. Категории многоквартирных домов "Разноуровневые многоквартирные дома до 9 этажей", "Разноуровневые многоквартирные дома от 10 до 16 этажей", "Разноуровневые многоквартирные дома более 16 этажей" присваиваются разноуровневым многоквартирным домам исходя из их наибольшего количества этажей.

4. Для домов с самостоятельным производством исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, применяется категория жилых помещений 1 "Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением".

5. Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2017 года распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 20 сентября 2017 года N 178-РВ)

Приложение 2. Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области

Приложение 2
к распоряжению Министерства
жилищно-коммунального
хозяйства Московской области
от 22 мая 2017 года N 65-РВ

Единица измерения

Норматив потребления

1. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

кВт·ч в месяц на кв. метр

2. Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

кВт·ч в месяц на кв. метр

3. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период

кВт·ч в месяц на кв. метр

4. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода

кВт·ч в месяц на кв. метр

Примечание: 1. При определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

2. При определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний.

3. При определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учтены показатели расходов электрической энергии при содержании и эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на освещение чердаков и подвалов.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Если дома нет электросчетчика, платить за электричество придется в зависимости от того, какие на человека установлены нормативы потребления. Они отличаются по регионам, как изображено на рисунке ниже.

Нормы расхода электроэнергии по регионам в кВт. ч /чел

Кроме того, в разных областях есть различия по стоимости электроэнергии.

Порядок расчета

P i = n i x N j x T , где:

  • n i – количество жильцов;
  • N j – норма потребления на человека (кВт.ч/мес.);
  • T – тариф на электроэнергию (руб./кВт.ч).

Норма расхода электричества зависит от числа проживающих в доме. На рисунке показаны нормы потребления, из которых видно, что с увеличением числа жильцов, на каждого требуется меньше электричества.

Нормы месячного потребления электричества в зависимости от количества человек, проживающих в доме

Если кто-либо из проживающих отсутствует длительное время, это можно учитывать, когда рассчитывают электроэнергию по нормативам. Для этого нужно подать письменное заявление в управляющую компанию, которая может скорректировать расчет расхода электричества.

Отсутствие кого-либо из потребителей электроэнергии должно быть документально доказано:

  • актом о непроживании по адресу учета электричества с предъявлением паспортных данных и подтверждения трех соседей;
  • документом о временной регистрации по другому адресу;
  • копией командировочного удостоверения;
  • справкой о прохождении лечения в стационарном медицинском учреждении;
  • проездными документами или заверенными копиями;
  • счетами за проживание в другом месте.

Электроснабжение мест общественного пользования, например, освещения подъезда, не входит в коммунальные услуги. Оно относится к расходам по содержанию имущества многоэтажного дома. При этом собственники квартиры обязаны нести за это расходы. Их величина зависит от наличия или отсутствия общего счетчика.

Многоэтажный дом оборудуется общедомовым прибором учета электроэнергии.

Общедомовой прибор учета электроэнергии

В квартирах расход электроэнергии учитывается на основе показаний индивидуальных приборов учета, а если их нет – по утвержденным нормативам. При этом к учетному расходу добавляется дополнительная плата за потребление на общедомовые нужды, где за основу взято примерно 7 кВт.ч/мес. на каждого проживающего.

Таким образом, расчет платы каждым собственником квартиры за использование электроэнергии в помещениях общего пользования, не оборудованных приборами учета, должен учитывать нераспределенное количество электричества внутри дома, с учетом отношения площадей квартиры и всего дома.

Расчет на общедомовые нужды (ОДН)

Электричество в доме тратится больше, чем его потребляют жильцы в квартирах. Это зависит от того, какая часть его используется на общие нужды. Сколько платить за электроэнергию, удобно рассматривать на примерах.

Пример 1. Имеется общедомовой счетчик, а в квартирах частично есть приборы учета.

Сколько платить на ОДН с одной квартиры, например, №1, зависит от доли занимаемой жилой площади: Р кв.№1 = (Р общ. — Р общ. квартир — Р общ. нежилое) х S кв.№1 /S общ. дома.

На рисунке изображена формула расчета платы на ОДН в картинках.

Формула расчета платы на ОДН в картинках

Проще говоря, на одну квартиру приходится часть остатка электроэнергии, которая не оплачена и зависит от отношения площади жилья к общей площади дома.

Пример 2. Плата по нормативному коэффициенту.

Когда общего счетчика в доме нет, расход на ОДН можно рассчитать через нормативы потребления. Если нормативный коэффициент равен 2,75 кВт.ч/мес. на 1 м 2 , расход электроэнергии определяется так:

Р = 2,75*500*55/6000 = 12,6 кВт/ч,

где 500 – площадь помещений общего пользования, м 2 ;

55 – площадь жилья плательщика, м 2 ;

6000 – суммарная площадь жилых помещений в доме, м 2 .

При тарифе 2,87 руб./кВт месячная плата составит 12,6*2,87 = 36 руб.

На рисунке представлены правила расчета затрат на ОДН, которых следует придерживаться проживающим в многоэтажном доме.

Как определить затраты на общедомовые нужды

Экономия электроэнергии

Тарифы на электричество постоянно растут, но остаются вполне умеренными. На одного человека в среднем по стране приходится порядка 70 кВт.ч в месяц. Этого количества вполне достаточно. Электроэнергию можно экономить с помощью следующих способов:

  1. Нет необходимости в использовании более одного холодильника. Его не нужно устанавливать близко к отопительным приборам, а также класть на хранение подогретые продукты.
  2. При расчете потребления энергии берется паспортная мощность электроприборов. На самом деле старая техника требует энергозатрат больше, чем новая.
  3. Эффективно использовать многотарифные счетчики, перенося максимальное энергопотребление на ночное время.
  4. Применение энергосберегающих ламп позволяет существенно экономить на освещении. Но при этом следует учитывать, сколько стоит лампа. Она может обойтись дороже, но ее высокие технические характеристики создают определенные преимущества. Кроме того, снижается нагрузка на проводку, что также важно.

На рисунке представлено потребление электроэнергии основными электроприборами в квартире, где основной расход приходится на холодильник, электроплиту и освещение.

Энергопотребление основными электроприборами в квартире

Приведенные данные имеют приблизительный характер. В некоторых семьях компьютеры потребляют электроэнергии больше остальных приборов (до 45 кВт.ч в месяц).

Расчет платы без счетчика

Расчет без счетчика производится в следующих случаях:

  • счетчик установлен, но показания не переданы своевременно;
  • счетчик вышел из строя;
  • у представителей энергоснабжающей компании нет доступа к прибору учета;
  • установлена умышленная порча прибора;
  • счетчик отсутствует.

Если показания счетчика не передаются своевременно, в этом случае расчет платы производится от среднемесячного потребления электроэнергии, на основе данных за последние полгода. На седьмой месяц отсутствия передачи показаний энергоснабжающая компания переводит пользователя на другой , где за основу принимаются нормативы потребления электричества.

Если неисправный прибор

Счетчик считается неисправным после подачи заявления в компанию энергосбыта о его или с даты составления акта о неисправности инспектором. При невозможности выявления точной даты, отсчет начинается с месяца, когда произошло событие. С этого времени потребитель переводится на оплату по среднемесячному расходу. Это может продолжаться не более 3 месяцев, после чего платить придется через нормативы.

Если нет доступа к счетчику

Контролеры должны предупредить пользователя о проверке счетчика, чтобы получить к нему доступ. Если допуск не получен в течение двух раз подряд при наличии договоренности о визите контролеров, составляется акт о том, что в допуске к счетчику отказано. После этого оплата производится из расчета среднемесячного потребления на каждого человека. Если проблема с допуском не разрешена в течение 3 месяцев, пользователь переводится на нормативные платежи.

Отсутствие счетчика

Случаи с отсутствием счетчика также бывают. Тогда делается нормативный расчет платы. За основу берутся 3 показателя:

  • количество жильцов в квартире;
  • норматив потребления электричества;
  • действующий тариф.

Перемножив эти 3 числа, находится стоимость электроэнергии. Электричество без счетчика со временем обходится все дороже. Поэтому прибор учета лучше установить.

Подключение к счетчику. Видео

Про особенности подключения к электросчетчику VR-006 с помощью 3G/4G можно узнать из видео ниже.

В квартире без счетчика расчет за использование электроэнергии производится по нормативам. По прибору учета за электроэнергию платить выгоднее, поскольку есть возможность ее экономить. Кроме того, на пользователей начисляется плата на общедомовые нужды, независимо от того, пользуются они в квартире электричеством или нет.

Электрическая энергия относится к видам наиболее дорого оплачиваемых видов коммунального обслуживания, за превышение ее потребления пользователь отдает существенно более высокую цену.

С 1 июля 2014 г. по всем регионам РФ планировалось ввести социальную норму потребления электрической энергии.
Правительство пытается сделать это, руководствуясь следующими соображениями:

  1. Стимуляция энергоэффективного использования услуг в коммунальной сфере.
  2. Уклонение от перекрестного субсидирования* и желание понизить нагрузку по тарифам крупных промышленных производителей.
  3. Повышение эффективности системы защиты граждан.

*Примечание: Перекрестное субсидирование: оплата населения за электроэнергию ниже его реальной стоимости, а оплата кВт-часа, предприятием выше стоимости электроэнергии.

Потребление электрической энергии по социальной норме устанавливается для семей и домохозяйств на основании местоположения жилья наличия электроплиты, водонагревателя, при этом владельцы коттеджей, оборудованных теплым полом, подогревом воды в бассейне и тому подобными наворотами, будут платить за потребление электричества по полной программе.

Введение оплаты по социальной нормы должно было предоставить семьям пенсионеров или одиноким пенсионерам – оплату за электроэнергию, в течение одного первого года после начала оплаты по социальной норме – сниженного тарифа.

Все субъекты РФ имеют право подхода к установлению собственного значения социальной нормы сообразно уровню благосостояния своего региона и индивидуальных особенностей региона. И решается этот вопрос каждым регионом самостоятельно.

Статистическая служба каждого региона делает анализ использования электрической энергии, за основу расчета берется 10000 граждан, которые проживают без семьи, общее количество потребленной электроэнергии делиться на 10000 и на 12 месяцев, полученный результат является социальной нормой потребления электричества. Кроме этого, учитываются климатические условия и особенности жилого фонда.

Например, норматив потребления электроэнергии, применяемый в Ростовской области составил 96кВтч, Забайкалье – 65 кВтч, Красноярский край – 100 кВтч.

Размер потребления электроэнергии по социальной норме составляет прямую зависимость от того сколько человек фактически прописано и зарегистрировано на жилой площади.

На размер норматива потребления электроэнергии на человека, влияют еще некоторые факторы, это: наличие электрической печи или ее отсутствие, электрический обогрев в зимний период, состояние жилья, наличие водогрейного котла, работающего на электричестве. Местность, в которой находится жилое помещение, город или село.

Рис № 4. Способы оплаты, требования и нормативы потребления электроэнергии в 2015 году по данным РИА НОВОСТИ на примере Москвы и Московской области.

Расчет платежей по нормам потребления электроэнергии

Порядок расчета определяется в правительственном постановлении РФ №614 от 22, 07, 2013 года.

По закону «О энергосбережении» энергосбытовые предприятия и коммунальные службы ведут политику об оснащении многоквартирных домов общедомовыми счетчиками.

Расчет потребления электроэнергии заключается в суммировании показаний индивидуального счетчика плюс показания по общедомовому счетчику энергопотребления, расчет производится в зависимости от количества проживающих в квартире людей, если проживает два человека, то они заплатят по социальной стоимости за норматив определенный в этом регионе на двух человек, пусть это будет, например, 150 кВт-ч. за 3.5 руб. за кВт-ч. все что выше оплачивается по обычной цене по региональному тарифу, например, 3,90 руб.

В том случае, когда отсутствует квартирный электросчетчик — норматив потребления электроэнергии без счетчика будет значительно выше так для многоквартирных домов этот норматив вырастет на 80%, граждане, проживающие в частном секторе будут, платить еще больше.

Норматив потребления электроэнергии без счетчика

Расчет социальной нормы происходит с использованием повышающего коэффициента «К» примерно 60% до 2017 года или по-другому,

с 1. 01. 2015 г. по 30 июня он составит 1,1,
с 1. 0,6. 2015 г. по 31. 12. 2015 г. – 1,2,
с 1. 01. 2016 по 29. 06. 2016 г. – 1,4;
с 1. 06. 2016 г. по 31. 12. 2016г. составит 1,5;
после 2017 г. будет равен 1,6.

За не допуск к снятию проверочных показаний счетчика в течение двух или нескольких раз, стоимость платы за электроэнергию рассчитывается также с использованием повышающих коэффициентов.

Ключевой принцип распределения общедомового потребления, рассматривается исходя пропорционально площади в м 2 всех включительно помещений.

Важно знать: некоторые регионы так, например, Кузбасс и Липецкая область, Приморский край, не приняли пилотный проект и ввод социальной нормы, мотивом к этому послужило отсутствие во многих жилых домах электронных паспортов, что делает проведения расчета нормы необъективным и в корне неправильным, кроме этих причин министерство регионального развития не предоставило регионам методики по правильному проведению определения норм потребления.

В частности, для Кузбасса введение нормы превысит уровень 6 % роста оплаты за коммунальное обслуживание, что невозможно допустить так, как это действие повлечет социальный взрыв.