Измененное состояние сознания, что это, как войти и выйти. Как войти в состояние измененного сознания

Инструкция

Выберите спокойное место, задерните шторы, выключите телефон и включите релаксирующую музыку. Это может быть шум воды или пение птиц, главное, чтобы она нравилась и под нее можно было расслабиться. Примите удобную позу, сядьте в кресло или лягте на кровать, почувствуйте тепло, спокойствие и безопасность.

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Забудьте о проблемах. Скажите себе, что сейчас нет необходимости куда-то идти или что-то делать. Наслаждайтесь этими минутами свободы.

Сделайте глубокий вдох, почувствуйте, как воздух наполняет легкие. Представьте, как в организм проникает исцеляющая энергия. При выдохе ощутите как боль, усталость и напряжение покидают организм. Эта энергия освобождает от напряжения и токсинов. Сосредоточьтесь на ней и дышите. Почувствуйте, как расслабляются разум и тело.

Расслабьте кожу головы, веки, лицо, рот. Переходите на плечи, кисти рук, грудь, живот, бедра, затем колени и ступни. Ощутите, как в организме расслабляются мышцы, органы, клетки, волокна и нервы. Они становятся легкими. Почувствуйте как тепло и легкость разливаются по телу. Следите за дыханием, представляйте жизненную энергию, почувствуйте, что она внутри вас.

Теперь, чтобы погрузиться на более глубокий медитативный уровень, считайте в уме до 21. Медленно. Делайте глубокий вдох, произносите число, выдыхайте. На последней цифре, ощутите умиротворение внутри. Это и есть состояние измененного сознания. Тело расслаблено, разум общается с Вселенной на тонком уровне.

Есть альтернативный способ погрузиться в себя, считая не до 21, а до 3. Аналогично расслабьте тело (от кожи головы до ступней ног), только при этом делайте всего три глубоких вздоха и представляйте цифру 3. Далее расслабьте разум. Для этого представьте спокойные образы: пруд с ромашками, волшебный лес, щебетанье птиц. Это может быть все что угодно, важно почувствовать комфорт и спокойствие. Сделайте еще три глубоких вздоха и представьте цифру 2. Последний этап – медитативный уровень. Сделайте еще 3 глубоких вздоха и представьте цифру 1. Эта методика позволяет изменять на считанные минуты. Она подойдет, если надо быстро принять решение. Чтобы войти в более глубокий транс, читайте от 10 до 1. Обязательно в обратном порядке.

И самый простой вариант. Лягте на спину и смотрите на потолок. Глубоко вдохните, задержите дыхание на две-три секунды и медленно выдохните. Закройте глаза и задержите вдох. Продолжайте до тех пор, пока веки не станут тяжелыми. Не делайте резких движений, дышите глубоко и часто.

Измененные состояния сознания

Ноябрь 14, 2016 - Комментариев нет

В интернете множество различных течений, рассказывающих как достигнуть божественного состояния. Например, праноедение: на пути в измененные состояния сознания ярые праноеды занимаются голоданиями до такой степени, что у них начинают выпадать волосы и разрушаться кости, многие умирают от истощения. К голоданиям добавляются различные дыхательные практики, которые – при их неправильном выполнении в домашних условиях – могут оказать непоправимое воздействие на состояние здоровья, дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Закономерно задать вопрос: какую цель преследуют эти люди, подвергая свою жизнь такому риску?

Они стремятся что-то изменить в своем сознании. Но что такое сознание? Что значит изменить состояние сознания? Как это сделать? В чем будет заключаться это изменение, и что оно мне даст? И зачем это делать? Кто и почему ставит перед собой такие вопросы?

Изменение сознания становится идеей фикс для людей, рожденных со звуковым вектором, который и определяет их психологические свойства и устремления, и даже во многом жизненный сценарий. Именно эти люди интересуются вопросами состояния сознания, познания и осознания.

В состоянии вечного поиска

«Кто я? Откуда пришел и куда иду? Что такое жизнь? Есть ли бог? В чем смысл жизни?» – на самом деле именно эти вопросы сознательно или неосознанно задает себе звуковик на протяжении всей жизни. Он ищет, ищет, ищет. Он находится в постоянном поиске истины. И для этого он стремится к расширению своего сознания, чтобы охватить как можно большее информационное поле и наполнить свои душевные нехватки.

В процессе жизни звуковика притягивают сферы деятельности, связанные с познанием. Он с легкостью и интересом учит языки, занимается физикой и математикой. Он ищет, бессознательно ищет ответы. Ответы на вечные вопросы мироздания. Он стремится к состоянию измененного сознания, интересуется этой темой повсеместно.

Он стремится найти внутренний покой. В поиске тишины и в побеге от суеты внешнего мира, который ему глубоко чужд и непонятен во всей его материальной ориентированности, звуковик может окунаться в религии или медитации. Он медитирует часами и днями, уезжает для этого в горы или в монастырь, ищет тишины и состояния покоя, чтобы соединиться с вечностью и пережить изменение состояния сознания.

Звуковой ребенок с детства может задаваться вопросами «Откуда я взялся? Что такое космос? Кто такой бог? Что будет после смерти?» По прошествии лет, когда звуковичок вырастает во взрослого человека, вопросы эти становятся все острее. Желание изменить сознание, чтобы познать новые смыслы, - все сильнее. Уже в подростковом возрасте звуковика занимают книги. Книги о научной фантастике, религии, медитациях, открытиях в физике, открытиях в физиологии головного мозга.

Почему его интересует все это: вопросы познания себя и мира, и всеобщего сознания? Ответ прост: он был рожден для этого, для познания истин. Для осознания природы бытия. Но, не зная правильного пути, звуковик пытается достичь измененных состояний сознания в поисках ответов всеми возможными способами, кроме одного, единственно возможного: сосредоточения наружу, сосредоточения на других людях.

Он пытается достичь нового состояния сознания, сосредоточившись на себе прямым и косвенным способом. Он пытается воздействовать на мозг через медитации, диеты и голодание, через йогу и тантрический секс. Пытается любым способом добиться изменения своих внутренних состояний.

Иногда он до такой степени увлекается своим внутренним поиском, что перестает контактировать с людьми, отказывается идти на работу, заводить отношения с противоположным полом. Он замыкается в скорлупе своего сознания и в этом состоянии находится годами. Эти состояния пустоты преследуют его, где бы он ни находился. Состояния безмолвной черной пропасти в душе, состояния депрессии.

Измененные состояния сознания. Поиск «того, не знаю чего»

Внутренний поиск часто приводит звуковика к наркотикам. С помощью воздействия на мозг химическими субстанциями звуковики достигают различных состояний сознания вплоть до галлюцинаций. Им даже может казаться, что они просветлели и достигли желаемого состояния сознания – состояния, когда они могут соединиться с Первопричиной.

Однако все большее количество наркотиков заводит их в психологический тупик невозможности получения ответов и добавляет наркотическую зависимость к проблеме измотанной поисками души. Большинство звуковиков умирают от передозировки в очередной попытке изменить состояние сознания.

Среди прочих попыток изменить свое сознание звуковики также находят и более здоровые способы. Например, они могут пытаться (часто неосознанно) достигнуть просветленного состояния сознания через тщательную очистку тела от шлаков путем сыроедческой диеты или голодания. В основном это кожные звуковики. Одновременно они пытаются поправить и состояние здоровья.

Куда направить стопы современному звуковому человеку, обремененному тяжкой задачей – найти смысл жизни? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает человеку со звуковым вектором ответы на эти и многие другие вопросы: смысла существования, жизни и смерти, сознания и бессознательного.

На тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана происходит раскрытие смыслов, давно терзающих душу звуковика. По мере прохождения тренинга он начинает осознавать всю общность мироздания и свое место в этой общности. Он обретает смысл, черная дыра в душе постепенно закрывается, меняется состояние сознания. Сердце наполняется радостью осмысления бытия.

Он начинает осознавать: кто он, откуда пришел и куда шел всю свою неосознанную жизнь. Получает и новое прочтение такое желанное ему измененное состояние сознания: что он делал не так и какие ошибки совершал. Он осознает себя!

Ему больше не нужны ни медитации, ни аффирмации, ни йога, ни религия. Он знает, кто он, он перестает искать ночами ответы в интернете, потому что он осознал свою природу, свои истинные желания и нехватки. И работает теперь уже осознанно в заданном ему природой направлении!

«…Сегодня, благодаря тренингу Юрия Бурлана, я не употребляю наркотики вообще. Прошло уже восемь месяцев, как желание к этому отпало. Я не заставлял себя отказаться насильно. Желание к наркотикам ушло само. Я нашел более интересные вещи, от которых я наполняюсь намного глубже. Да, бывают и тяжелые состояния, но я уже знаю, как с ними справиться, не прибегая к наркотикам.

Если хорошо позаниматься и понять предмет, то открывается как бы новое мировидение, где ты вписываешься в эту общую систему. Я научился сосредотачиваться на психике другого человека – эта работа мозга дает изменение сознания. Его эффект не сравнить ни с одним из когда-то принимаемых мною наркотиков. Если говорить о наслаждении от познания себя и других, то оно глубже и намного дольше и, самое главное, без побочных эффектов…»
Евгений В., Екатеринбург

«… Системно-векторная психология Юрия Бурлана приоткрыла мне эту дверцу, за которую всегда хотелось заглянуть. Я знаю этому определение – психическое бессознательное, то, что управляет нами. У меня существовали раньше какие-то догадки на этот счёт, не имевшие определённой формы, а теперь они были озвучены, более того, передо мной раскрылась целая система, совершенная кубическая матрица. И, наконец, стало легче, спокойнее на душе. Мои звуковые пустоты стали наполняться большими смыслами, а желания устремились к новым постижениям…»

В психологической литературе по одной из классификаций выделяют следующие основные состояния сознания (Годфруа, 1996):

    состояние бодрствования (активное, ясное сознание, когда поступающая извне информация легко и свободно проходит в сознание). В этих случаях говорят: «Человек в сознании» – значит, может сказать «Я знаю» (осознаю окружающую обстановку, себя);

    измененные состояния сознания (ИСС), к которым относят в том числе и сон (сновидения).

Немецкий философ и психиатр К. Ясперс очень образно описал отличие состояния бодрствования от измененных состояний сознания: «Ясность сознания требует, чтобы то, о чем я думаю, с полной отчетливостью находилось передо мной; чтобы я знал, что я делаю, и хотел делать это; чтобы то, что я переживаю, было связано с моим «Я» и сохраняло свою целостность в контексте моей памяти. Психические феномены становятся осознанными только при условии, что они в какой-то момент попадают в поле внимания личности и таким образом получают возможность возвыситься до уровня ясного сознания» (Ясперс, 1997).

В психологической литературе описывается несколько разновидностей измененных состояний сознания. Остановимся на них более подробно.

Измененные состояния сознания (alteredstatesofconsciousness) возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном, ясном состоянии сознания, различных факторов:

    стрессовых, аффектогенных ситуаций;

    сенсорной депривации или длительной изоляции;

    гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания;

    интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры или приема наркотических препаратов);

    острых невротических или психотических заболеваний;

  • медитации и др.

Как правило, выйдя из ИСС, человек в состоянии описать пережитые им необычные субъективные переживания. Поэтому в литературе приводится следующее определение ИСС : это «психическое состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах внутренннего опыта и при объективном наблюдении за ним, характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики» (Психология. Словарь…, 1990).

Наиболее ранней формой развития в человеческой культуре сознательного индуцирования ИСС и их активного применения с различными целями является шаманизм. В этнографии описаны измененные состояния сознания, известные под названиями «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояния коллективного транса и др. В дальнейшем ИСС и приемы их наведения нашли свое место как в различных религиях, так и в народной культуре: в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах и др. Привлечение внимания науки к феноменам ИСС и способам их регуляции связывается с эпохой месмеризма, когда Ф. А. Месмером (1733–1815) были заложены основы гипноза и начато его активное использование.

Гипноз – это временное измененное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания (Психология. Словарь…, 1990).

Отцом русской гипнологии по праву считается выдающийся русский невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев (1857–1927). Считая, что большую роль при наступлении особых состояний сознания играет словесное внушение, он высказал мысль о том, что ряд физических раздражителей способствует погружению человека в гипнотическое состояние. В настоящее время отдельные виды гипноза используются в психотерапевтической практике.

Представляет интерес для современной психологии и медитация , несмотря на то что практика медицирования известна на Востоке уже много столетий. Медитация (от лат.meditatio– размышление) – это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающихвнимание , как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоционалёьное и др. напряжение) (Психология. Словарь…, 1990).

Как относиться к измененным состояниям сознания? Стоит ли их переживать? Как утверждают специалисты, без особой на то надобности, пожалуй, не стоит. Вместе с тем, в отечественной литературе существует мнение, что ИСС, и в частности, гипноз, – «это важнейший резервный уровень организма. Состояние гипноза создает условия для более расширенного управления явлениями бессознательного, а также мобилизации энергетической способности трансформированного (по типу сверхвнушаемости) сознания. Это позволяет более концентрированно фокусироваться в заданном состоянии, что при определенных обстоятельствах может вызвать мобилизацию физических, интеллектуальных и психофизиологических резервов личности» (Психология. Словарь…, 1990).

Ж. Годфруа в учебнике «Что такое психология» подробно описывает такие ИСС, как медитация, гипноз, сон, а также состояния сознания, вызванные приемом алкоголя и наркотических средств.

ИСС) - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.).

ИСС, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое значение психоделиков заключается в их способности раскрывать психику, делать ее необычайно чувствительной к запечатлению священнодейства, а, по сути, приобщать индивида к новым ситуациям и ролям. Изначально ИСС служили средствами отбора и закрепления этапов и эталонов жизненных циклов и специализации членов сообществ, например: в ритуалах инициации воинов, духовных вождей, в обрядах семьи, рождения и . Жесткие критерии прохождения позволяли каждый раз воспроизводить и укреплять сообщество в обычаях конкретного этноса. Критерии успеха инициации для личности складывались не только из результата изменения, но, в значительной степени, определялись качеством этапов прохождения. Они предусматривали проявление сильных и слабых сторон физиологии, психики человека и его способности подтверждать свою социальность. Суть данных этнопсихологических саморегуляций известна в современной истории ряда малых народов Америки, Юго-Восточной Азии, Сибири и Африки. По этнографическим исследованиям такие практики в форме мистерий были частью жизни народов Европы вплоть до 6 - 9 веков и как инициатические ритуалы до 12 - 14 веков.

Позиция Церкви в абсолютном праве на священное и мистическое, окончательное объявление Природы низменной формой бытия обусловили полный запрет психоделиков и инициатических практик ИСС.

Возрождение психоделиков в их специфических качествах начинается в Европе употреблением производных конопли - гашиша и абсента - полыни. Медицинское использование производных конопли просуществовало до 30-х годов 20 века. Эра синтетических психоделиков начинается с конца 40-х годов после открытия свойств ЛСД индуцировать ИСС, а также широкого и успешного применения препарата в дифференциальной диагностике и в лечении психических кризисов, неврозов, наркоманий и алкоголизма. С конца 50-х ЛСД проникает в молодежную среду и пользуется особой популярностью в США, а к середине 60-х годов складывается ситуация массового "кислотного" потребления. После запрета ЛСД в 1966 году и последовательных запретов других новых синтетических препаратов этого ряда складывается устойчивый криминальный мировой наркорынок, в котором "на хвосте" психоделиков протаскиваются "тяжелые", истинные наркотики. В России в 2001 году принят закон, запрещающий препараты ЛСД - ряда.

Конечно, квалифицированный психотерапевт способен оказывать психологическую помощь и без применения психоделических препаратов, тем более, что в нашей стране они юридически запрещены, однако юридический запрет психоделических препаратов не отменяет их ценных свойств и качеств, в большинстве стран продолжается, санкционированное госструктурами, их использование в исследовательских, психотерапевтических и медицинских целях.

Сознание и его измененные формы

В современных представлениях дискуссия о формах сознания начата в работе У.Джеймса "Многообразие опыта": "Наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него тонкой перегородкой… Наше представление о мире не может быть полным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания". За прошедший век исследователями показано существование большого многообразия форм сознания. Наиболее яркими из них следует признать модификации, вызываемые психоактивными веществами, особенно психоделиками. В основе этих вызванных ИСС лежит процесс глубокого диссоциирования сознания, последующего объединения бессознательного и осознаваемого психического содержания. В динамике психических изменений достигается обновление их свойств, содержания и смысловой направленности, происходит углубление сознания.

В устоявшихся взглядах на ИСС лежат представления о сознании как об аспекте, стороне психической реальности. Принципиальным отличаем сознания от других сторон психики является его самообращенность, осведомленность о себе, что выделяется как рефлексивность сознания. В этой осведомленности мы думаем, желаем, определяем свои намерения и цели. В качестве центрального содержания рефлексии представлены значения и смыслы. В рефлексивном обращении к ним рождаются новые значения и смыслы, новые связи, происходят их взаимные логические и творческие трансформации, рефлексия влечет за собой сновидения, фантазию и ответственна за критичность и адекватность восприятия и осмыслений.

Значения и смыслы тесно связаны в символьных, знаковых, образных и речевых выражениях, функционально присутствуют в чувственной ткани психики и предметной ткани деятельности. Рефлексия постоянно поддерживает тематическую и жизненную активность, переводит потенциальное в психике в актуальное, а наши возможности в способности и новые представления.

В этом контексте, по мнению исследователей ИСС, сознание человека проявляется как освоенное психическое и как чисто человеческий "орган", не имеющий развитых природных аналогов. Бессознательное, с одной стороны, окружает сознание, с другой - глубинно подлежит ему, поэтому оно частично оформляется культурной тканью, представляет сферу вытесненных психических содержаний, долговременной памяти, инстинктов и потенциального психического. Такое высказывание подчеркивает семантические горизонты, а также генетическую сущность индивида. По сути, с дородового этапа он погружен во все аспекты человеческой реальности. Иными словами, человек изначально импритируется, запечатлевается в формах этой реальности. Затем, информационно-энергетическая сущность импритинга становится основанием для самых высоких дифференциаций и многообразия проявлений его существа. Вместе с тем из семантической и жизненной потенциальности культура и цивилизация воспроизводит нужного, удобного и конструктивного ей индивида - это наиболее общий механизм формирования современного, т.о. конкретного, человека, что обеспечивает устойчивость конструирования социальных коридоров реальности и самого индивида.

В человеческой реальности, как подчеркивают исследователи, всегда есть значительный потенциал для новых миров самореализации, творчества и самоопределения. В кризисах жизни и прогрессе люди использовали свой потенциал для реадаптации и экспансии. Решение задач такого уровня было возможно лишь в тематически заданных ИСС. Доступ в прилежащие ("параллельные") и потенциальные реальности, видимо, сначала нащупывался интуитивно, а затем отбирались приемы и средства, ведущие к искомой цели. Вероятно так, с древних времен, управляемые ИСС стали важным инструментом психической культуры, в качестве "мистериальных ключей" ИСС применялись природные психоделики.

Опыт психоделии

В качестве средств инициации ИСС из всех природных и синтетических психоделиков исследователи выделили два основных вещества сходных по своему действию - это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутствие токсичности, приемлемый период продолжительности действия (в среднем 6 - 12 часов), а также достижение ярких и глубоких переживаний в ИСС, при этом весь период действия психоделиков ИСС остается стабильным. Выход из данного состояния, как правило, вполне физиологичен и не обременен отдаленными последствиями. В психоделическом процессе создаются условия для глубокого трансформирующего переживания человеком своей персональной истории и, далее так называемой трансперсональной природы - того, что лежит за границами его индивидуальности. Здесь открывается феноменология персональных конфликтов, детства, младенчества, его периода рождения (т.н. перинатальный опыт), а также проявляются связи и формы, в которых человек присутствует за границами своей персоны и жизни в других людях, природе, космосе и в священно-мистическом бытии. В психоделических состояниях человек сталкивается с переживанием реальных сторон своей жизни и с неожиданной, не имеющей аналогов в обыденности, феноменологией. Все это представляется в действительных (узнаваемых), мифологических и фантасмагорических образах и переживаниях. Их осмысление происходит частично в самих ИСС, частично после пройденных сеансов. Суть трансформирующего влияния психоделиков заключается в переосмыслении жизненных содержаний, психотравм, собственной родовой (перинатальной) истории, границ своего "Я" и в обретении нового самопредставления, в опыте "встречи" с чрезвычайным масштабом собственной психики, также в опыте мистического единения с природой и вселенной. В индивидуальных самоотчетах большинство участников психоделических сеансов указывает на глубокое ревитализирующее переосмысление своих кризисов, болезней и самой жизни, участники уверены в обретении новых перспектив, целей и ценностей, а также в расширении своих возможностей, масштабов и глубины понимания себя и мира. Важнейшей особенностью психоделии является проявление условий для трансформации психических содержаний, вытесненной и забытой информации, обретение новых позитивных смыслов и оснований для конструктивных изменений собственного жизненного пути и самоопределения, которые ведут к личностному росту.

В отличие от психоделических психолитические препараты вызывают растворение, диссоциацию сознания, на уровне его барьеров самоконтроля и внутренней психической цензуры, они кратковременны по своему действию и позволяют проникать лишь на биографический уровень субъекта. Психолитический эффект позволяет, в лучшем случае, разрешить актуальные конфликты в психике, освободить ряд "зажимов", которые непосредственно актуальны в том или ином кризисе или психотравме, то есть лежат на поверхности. Растормаживающий эффект психолитиков (например, пентотал) заключается и в том, что ненаркотические дозировки препаратов этого ряда способны активировать двигательную и речевую активность человека. В частности, в речи индивид теряет критичность к своим высказываниям и у него реализуется говорливость вне речевой цензуры и организации речи, что частично снимает стрессовую напряженность. Аналогичными психолитическими свойствами обладает известный всем алкоголь. Таким образом, психолитики снимают накопленные напряжения, но не приводят к их осмыслению и, тем более, к освобождающей трансформации.

Анализ психоделически измененных состояний сознания

Обязательным содержанием всех тематически или психотерапевтически обусловленных ИСС являются следующие фазы:

  • первая фаза - погружение, - в ней индивид испытывает оглушенность, потерю контроля, четкости всех внешних и внутренних ориентиров. Он оказывается скованным в ощущении саморастворения, что воспринимается как неуправляемый процесс;
  • переход ко второй фазе состояния может быть постепенным или быстрым, человек, как бы выныривает, оказывается в новой, неожиданной для него ситуации и реальности. При этом восстанавливается его ориентация, однако основная часть внимания захватывается, соединяется с внутрипсихическими содержаниями. Индивид теряет четкость чувственных границ, а также определенность своего "Я" и становится частью динамического массива переживаний. Он вовлекается в поток образов, вытесненных и забытых событий, мифологических сцен и фантазий, по смыслу они, как правило, сопряжены друг с другом. В этом движении человек начинает выделять, обнаруживать себя, происходит его первичное самоопределение в условиях психоделии;
  • в третьей условной фазе процесса у индивида проявляется особая чуткость к смыслам и чувствительность к осмыслению происходящего. Он начинает связывать реалии своей жизни с открывшимися психическими содержаниями, что стимулирует процесс переосмысления собственного существования и границ личностного "Я", оно перестает выступать в форме личного местоимения. Самовосприятие становится максимально динамичным и человек начинает усматривать богатство смыслов, которые стоят за простой Эго-формой. В данной фазе психика подвергается той или иной реконструкции в согласии со смысловой динамикой;
  • в четвертой фазе человек сталкивается с феноменом психоделической ясности. Его "Я" обретает новое самоопределение и самопредставление, индивид по-новому оценивает свой опыт, состояние и перспективы, смысловая реконструкция психики обретает четкость. В этой фазе он уясняет содержание своих проблем, трудностей и успехов, здесь же возникают предпосылки самоизменений, обновления задач и ценностей.

Выход из ИСС осуществляется плавно, человек как бы всплывает в привычных ориентирах к своей обыденности. Большая часть пережитого остается позади, его актуальность гаснет и забывается в той или иной степени. Вместе с тем основные содержания пережитого, связанные с собственным переосмыслением, становятся содержаниями сознания. В дальнейшем человек выбирает, в какой мере следовать и воплощать это новое осмысление.

При вульгарном, неосмысленном приеме психоделиков в картине ИСС преобладает развертка первой и второй фаз, и обнаруживаются лишь слабые, случайные признаки третьей и четвертой фазы. Такая психоделия не может быть признанна полноценной из-за отсутствия конструктивного психосемантического синтеза. Эта профанация ставит психоделию вне человеческого самоопределения.

Психосемантическая динамика в ИСС

Динамика и реорганизация смысловых элементов в ИСС, несмотря на богатейшую психическую феноменологию, проявляется вполне закономерными процессами.

  • Специфическим качеством психоделиков следует признать способность вызывать глубокую диссолюцию (растворение) сознания с временной потерей механизмов психической цензуры, самоконтроля и его рефлексивной самообращенности. В результате создается уникальная ситуация: глубинные психические содержания и забытая информация становятся доступными восприятию. Одновременно наблюдается неспецифическая активация психоделиками всех психических процессов, что увеличивает глубину доступа к психическим содержаниям.
  • Смысловые образования: значения, образы, смысловые ассоциации теряют системность своей организации и иерархический строй. На этом первом этапе психоделической развертки субъект не дифференцирует логических связок смыслов, он погружен в энергетически заряженный психический материал и отмечает лишь спонтанно звучащие элементы образов, значений и смыслов. Собственное "Я" воспринимается как неопределенное присутствие и неразрывность с этими содержаниями. Данный этап нельзя считать деградационным по отношению к смысловой самоорганизации, т.к. вслед за ним, во всех случаях непрофанического использования психоделиков, наступает реорганизация психических содержаний и смыслов.
  • Следующая картина измененных состояний характеризуется, во-первых, "распаковкой" субъективной истории индивида, во-вторых - реализацией тематической заданности использования психоделика. История человеческой жизни, ее смысловое содержание, может, как совпадать, так и не совпадать с тем, что человек хотел открыть, изменить в себе с помощью психоделии. Вместе с тем и то и другое проявит себя в конкуренции или синергии смыслов, как только сформируется ИСС.
  • В полноценной развертке ИСС присутствуют четкие семантические критерии, у субъекта появляется особая чувствительность к смыслам и их связям и необычайная глубина их понимания. На этом уровне возрастает активность рефлексии, крайне динамично и многообразно начинают возникать смысловые и образные ассоциации. В их чрезвычайной избыточности, наряду с фантастическими, присутствуют реалистические ассоциации, в них человек опознает вытесненную информацию, а также те смысловые содержания, которые несут креативное, творческое значение. Самовосприятие подвержено той же динамике с поправкой на неразрывность. Даже "умирая" в той или иной фантастической сцене, испытывая кардинальные трансформации, человек не теряет себя, он всегда осведомлен о себе.
  • Этап, так называемой, психоделической ясности ИСС характеризуется особой органичностью, четкостью самоорганизации психосемантических форм. Образы, смыслы, значения обретают иерархический строй, в котором человек с необычайной ясностью усматривает свои жизненные и смысловые горизонты. Он находит себя изменившимся, понимающим свои проблемы и новые задачи, он часто чувствует сильное побуждение к творческому движению. От обыденных доминант это состояние отличается первенством смыслов саморазвития и достижения принципиально значимых целей.

Индивидуальным результатом психосемантической динамики, по выходу из ИСС, является та или иная новая смысловая наполненность сознания, стремление к переосмыслению своей жизни и дел. Эти перемены часто несут выраженный терапевтический заряд, человек оказывается способным исцелиться от множества психосоматических недугов и психических страданий.

Психосемантическое содержание ИСС

С точки зрения семантического анализа, важнейшими качествами и уникальными свойствами психоделии являются:

  • формирование доступа к неосознаваемым психическим содержаниям и памяти;
  • способность чрезвычайно активировать рефлексивные механизмы и повышать чувствительность к психосемантическим элементам;
  • значительно стимулировать динамику психосемантических процессов, а также реорганизацию психосемантических элементов с вектором усложнения их системности;
  • оказывать ревитализирующее терапевтическое влияние в обновленном контексте смысловых оценок жизненного содержания;
  • оказывать трансформирующее влияние на личностное самоопределение и стимулировать потребность к саморазвитию.

Выделенные качества обнаруживаются во всех профессионально индуцированных ИСС и, по сути, представляют формальную психосемантическую динамику и структуру психоделически вызванных ИСС. Проявление этой формальной структуры в измененных состояниях может быть признано критерием их полноценности и результативности, а также валидности ИСС наряду с методологическими требованиями и анализами результатов их происхождения.

Современная психоделическая практика ИСС

В современной практике использования психоделиков выделяются следующие направления:

  • вульгарное употребление психоделиков, в основном, в молодежной среде, как форма развлечения и удовольствия. В этом варианте эксплуатируются качества психоделиков усиливать гедонистическую чувственную составляющую и фантазийность восприятия;
  • применение психоделиков в целях саморазвития и стимуляции освоения новых
    социально-ролевых функций, наблюдается, преимущественно в культурно развитой среде и может использоваться в прикладных целях. В данном варианте сознательно используется возможность тематического управления психоделическим процессом в рамках специальных алгоритмов;
  • медицинское применение психоделиков: на протяжении последних сорока лет оно доказало свою эффективность в терапии тяжелых кризисов личности, ряда психических заболеваний и для большинства психосоматических недугов. Медицинские специалисты, использующие препараты данного ряда считают, что их лечебный эффект связан с трансформацией негативных патогенных систем опыта (негативных информационных матриц) и с ревитализирующей трансформацией психики. Важнейшим аспектом этой терапии является психосемантическая составляющая;
  • применение психоделиков в целях научных исследований можно признать перспективным, особенно в свете их свойства обеспечивать глубокий доступ к неосознаваемым психическим содержаниям, для изучении семантической организации психики и ее роли в функционировании систем организма человека. Однако такие исследования наиболее адекватно, с научной точки зрения, могут быть реализованы в соединении с компьютерными психотехнологиями.

Правовое санкционирование использования психоделиков в медицинских и исследовательских целях, в рамках действующего законодательства РФ возможны лишь в форме государственного лицензирования применения психоделических препаратов соответствующими конкретными медицинскими и научными организациями и коллективами.

История измененных состояний сознания и психоделических веществ Измененные состояния сознания (ИСС) - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.). ИСС, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое...

Рада приветствовать любознательных читателей нашего проекта, которым, как и мне, тесно в рамках привычного мышления и хочется дальнейшего развития своей личности. Предлагаю вместе изучить вопрос: измененное состояние сознания - что это такое, и какие дополнительные возможности оно раскрывает для человека. С древнейших времен измененным состоянием сознания интересовались маги, алхимики, лекари, астрологи. В наши дни тема не потеряла своей актуальности: в своей практике ее используют психотерапевты, гипнологи, эзотерики. Как писал Альберт Эйнштейн:

«Ни одну сложную ситуацию нельзя преодолеть на том уровне сознания, на котором она возникла».

Для начала хочу поведать вам реальную историю от лица эзотерика Сергея:

В 11 лет я упал на уроке физкультуры и больно ударился головой. Впоследствии меня преследовали сильные головные боли, головокружение, тошнота, нарушения сна. Врачи диагностировали сотрясение мозга, назначили большое количество медикаментов. С течением времени боли периодически повторялись, «сидеть на таблетках» я не хотел, вынужден был просто терпеть. В 18 лет, когда я стал интересоваться эзотерикой и духовными практиками, мне посчастливилось встретить опытного наставника. Он научил меня технике пересмотра прошедших событий в состоянии медитации для выявления и устранения причины случившегося.

В медитативном состоянии я начал вспоминать и как бы прокручивать наоборот события 7-летней давности. Я увидел, что при падении у меня не только неудачно подвернулась нога, но и другое явление. В тот момент к моей голове сверху протянулось что-то наподобие энергетического шнура. Распознать подобное в привычном состоянии сознания я не смог бы. Находясь в медитации, у меня получилось усилием воли и воображения оборвать связь с источником боли. Получается, что в состоянии измененного сознания я избавился от недуга, с которым медики не справились за 7 лет.

Понятие измененного состояния сознания

Чтобы разобраться, что такое измененное состояние сознания, для начала обратимся к авторитетным научным источникам. Откроем всезнающую Википедию и трактаты по психологии. Измененное состояние сознания (ИСС) - качественные преобразования субъективных переживаний и психологического функционирования индивида по сравнению с определенными нормами поведения, фиксируемые им самим либо сторонними наблюдателями. Субъективные переживания - уникальные индивидуальные особенности мышления и восприятия окружающего мира каждым человеком.

Измененные состояния сознания, носящие кратковременный характер и возникающие естественным способом присущи психике здоровых людей. ИСС во сне является физиологической потребностью организма человека. А теперь предлагаю обойтись без заумных терминов и сформулировать более доступное определение. Измененное сознание - это состояние, при котором наблюдаются существенные перемены в мышлении и мировосприятии человека, в его физических и эмоциональных ощущениях, в поведении и интеллектуальных способностях. По моему, звучит проще и понятней. Измененные состояния сознания подразделяются на:

  • спонтанно возникающие в результате физических занятий, прослушивания монотонной речи или музыки, переживания стресса или ощущения острой боли;
  • искусственно вызванные посредством принятия психотропных препаратов либо изменением дыхательного ритма;
  • психотехнически обусловленные сопровождают гипнотический транс, медитацию, проведение религиозных ритуалов.

Трансовое состояние сознания: как войти

Одним из видов ИСС является трансовое состояние сознания. Принято считать, что транс относится к области сверхъестественных проявлений человеческой психики. На самом деле мы с вами испытываем состояние легкого транса практически ежедневно, даже не замечая того. Вспомните свои ощущения, когда вы:

  • увлечены интересной книгой или фильмом;
  • слушаете любимую музыку;
  • «автоматически» идете по знакомому маршруту или ведете автомобиль по пустой дороге, при этом мысленно погружены в себя;
  • находитесь в состоянии эмоционального или умственного напряжения;
  • занимаетесь творчеством либо другим любимым делом;
  • испытываете эйфорию от путешествий в другие города и страны, от созерцания произведений искусства;
  • занимаетесь спортом, танцами.

Во всех перечисленных случаях наше сознание концентрируется на каком-то одном ощущении или мысли и отключается от «несущественной» окружающей действительности. Состояние глубокого транса, иначе называемого «наивысшей степенью осознанности» достигается посредством медитации или гипнотического воздействия.

Разновидности измененного состояния сознания

Изучение теории - это здорово! Но я считаю, что любое явление легче постичь, если рассматривать конкретные тематические примеры и вникнуть в их суть. Формы измененных состояний сознания:

  1. Гипнотическое воздействие - ИСС, возникающее вследствие целенаправленного воздействия гипнотизера либо посредством самовнушения. Обладает промежуточным положением между бодрствованием и сном. В состоянии гипнотического транса человек способен вспомнить и переосмыслить события прошедших лет, избавиться от психологических травм, обрести контроль и избавиться от пагубных привычек.
  2. Сон как измененное состояние сознания - единственный естественный способ, предусмотренный физиологией человека. В процессе сна происходит восстановление всех органов и ресурсов организма. Во сне человек может буквально увидеть решение своей проблемы.
  3. Медитация - процесс постепенного расслабления физического тела с концентрацией внимания на ощущениях своего организма, собственном дыхании либо на конкретном предмете. Как следствие совершается «разгрузка» разума от негативных переживаний, бесконтрольного потока отвлеченных мыслей, раздражителей окружающего мира. В состоянии медитации человек способен мысленно задать вопрос в окружающее пространство и получить на него ответ.
  4. Воздействие психотропных веществ. Ни для кого не секрет, что алкоголь, никотин, наркотические вещества самым пагубным образом влияют на человеческий организм. В первую очередь разрушаются клетки мозга, следовательно, сознание человека не просто изменяется - оно деградирует до галлюцинаций и психических расстройств.
  5. Кома - одна из разновидностей нарушения сознания, при которой у человека отсутствует связь с окружающей действительностью, прекращается психическая деятельность. Возникает в результате тяжелого поражения головного мозга при травмах, воспалительных процессах, отравлениях.
  6. «Шаманское путешествие» - древний способ постижения параллельных уровней реальности, расположенных вне пределов восприятия физических чувств. Подразумевает перемещение на другой энергетический спектр. Опыт и знания, накопленные в измененном состоянии сознания, способствуют новым и необычным озарениям в духовном поиске и помогают в решении проблем повседневной жизни человека.
  7. Патологическое состояние человека. Состояние измененного сознания наблюдается вследствие длительного голодания, обезвоживания, недосыпания или полного отсутствия сна, повышенной температура тела.


Положительные и отрицательные моменты вхождения в ИСС

Измененные состояния сознания и способы вхождения в них оказывают благоприятное воздействие на человека только в случае их естественного проявления и положительного влияния на физическое и психическое здоровье. Состояние легкого транса от занятий спортом, творчеством или от соединения с природой позволяет избавиться от негативных переживаний и стрессового состояния. Таким образом происходит переключение внимания от неблагоприятных обстоятельств к иной сфере восприятия, где психика человека расслабляется.

Состояние измененного сознания посредством глубокого сна, медитации или гипноза дает людям возможность черпать информацию из своего подсознания. А мы с вами знаем, что подсознание человека напрямую взаимодействует с энергоинформационным полем нашей вселенной. Таким образом вы сами можете получить интересующую вас информацию, запрограммировать события своей жизни, и даже избавиться от недугов. В том случае, если человек пытается изменить свое сознание с помощью алкогольных или наркотических веществ, результат таких опытов будет трагичным. Вначале человек ощутит невероятное расширение сознания и увидит многогранность вселенной в самых ярких красках. Ему покажется, что он вознесся над «серой обыденностью», что уровень его интеллекта во много раз превосходит уровень «примитивных людишек».

Все это носит временный характер и заканчивается полным разложением личности. Покорнейше прошу прощения за подобное сравнение, но расширить свое сознание и постичь тайны мироздания посредством употребления «наркоты» - это все равно, что пытаться согреться в мороз, писая в штаны. Пару минут будет тепло, но потом … Применение наркотических веществ оправдано только в случае медикаментозного наркоза пациента во время хирургического вмешательства.

Как войти в измененное состояние сознания

Ну что же, переходим к практике! Чтобы освоить способы вхождения в измененное состояние сознания необходимо научиться изменять волновые вибрации головного мозга. Мозговые ритмы напрямую связаны с процессами в нашем сознании. Существует 4 уровня мозговых излучений:

  1. Бета Волна - естественное состояние бодрствующего сознания. Диапазон частоты мозгового излучения колеблется от 14 до 37 ритмов в секунду. Частота дыхания от 12 до 18 вдохов в минуту.
  2. Альфа Волна - пассивное состояние покоя мозга. Ритм, соразмерный медитативному и гипнотическому трансу, дневному сновидению. Частота излучений мозга - от 8 до 13 колебаний. Частота дыхания от 7 до 11 вдохов в минуту.
  3. Тета Волна - состояние быстрого сна: мыслительные образы поднимаются над уровнем нашего подсознания. Открывается доступ к сверхъестественным переживаниям и зрительному восприятию образов за пределами обыденной реальности. Уровень «Шаманского путешествия», ощущение единства со вселенной. Частота излучения мозга - от 5 до 7 ритмов, дыхания - от 5 до 6 вдохов.
  4. Дельта Волна - состояние глубокого сна, когда человек находится под общим наркозом или без сознания. Характеризуется невосприимчивостью к любым раздражителям. Частота излучений мозга - от 0,6 до 5 колебаний. Частота дыхания крайне низкая - от 2 до 5 вдохов в минуту.


А теперь - самое интересное!

Способы вхождения в измененное состояние сознания:

  1. Находясь в спокойной уединенной обстановке и закрыв глаза почувствуйте более глубокий уровень внутренней тишины. Вы отстраняетесь от звуков и явлений окружающего мира. Почувствуйте расслабление мышц тела, концентрируйте внимание на приятных образах. Не пытайтесь резко пресечь поток мыслей: это может вызвать реакцию, обратную расслаблению. Займите позицию наблюдателя за своими мыслями, не пытайтесь дать им оценку. Создайте в своей голове поток плавно утекающего сознания. Теперь вы готовы к переходу от суровой повседневной материальности к более тонкому мировосприятию.
  2. Из всего мыслительного потока выберете образ, наиболее привлекательный и интересный вам. Убедившись, что выбранный образ наиболее гармоничен для вас в данный момент, начните оборачивать его слоями мыслеформ. Окончательно сформулированная мыслеформа даст вам ощущение полного внутреннего слияния образов и чувств с информационным полем вселенной. (Мыслеформа - самостоятельная живая конструкция, созданная мыслями человека. Она уже существует в астральном мире, но еще не воплотилась на материальном уровне. Человек порождает ее своим воображением и подпитывает личной энергией).
  3. Теперь осмотритесь и прочувствуйте психологическую область, которую вы создали. При условии наивысшей сосредоточенности на выбранном объекте, вы ощутите, как ваша концентрация плавно перемещается в некое «параллельное» пространство. Не пытайтесь уловить детали. Спокойно следуйте за потоком. В случае, если у вас появилось чувство страха или дискомфорта, ослабьте психологическую концентрацию. Отвлекитесь на детали физического мира. Постепенно и осторожно приспосабливайтесь к происходящим изменениям.

В заключении темы выражаю искреннюю благодарность читателям-единомышленникам за ваш интерес и стремление к самосовершенствованию. Рада, что мы вместе находимся на пути к познанию тайн вселенной и удивительных возможностей человека. Измененное состояние сознания способно предоставить ответы на актуальные вопросы касательно бытовых проблем, духовного поиска, а также научить человека материализовать свои желания. Махатма Ганди изрек простую, но гениальную фразу:

«Если ты хочешь изменить окружающий мир, для начала измени себя».

В нашем проекте вы найдете большое количество увлекательных и познавательных статей для развития мышления, психических и творческих способностей. Самое главное на пути к себе - встретить самого себя. Удачи!