Гинзбург, григорий романович - биография.  Все пианисты


Статья о книге "Григорий Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы" ("Музыка", 2015) появилась в газете "Музыкальный Клондайк" №1 (январь) 2016 г., стр.4В издательстве «Музыка» вышла книга Григорий Гинзбург. Статьи. Воспоминания.Материалы . 16 декабря в Московской консерватории на кафедре специального фортепиано состоялась презентация нового издания. Редактор-составитель книги – сын пианиста, известный музыковед и музыкальный критик, один из признанных авторитетов в области музыкального исполнительства Лев Григорьевич Гинзбург. Второе издание книги, вышедшей более тридцати лет назад, значительно расширено и дополнено. Новые архивные данные, воспоминания, которые невозможно было опубликовать в прежние времена, открывают неизвестные стороны жизни выдающегося пианиста. Появление книги связано с небывалым интересом, проявляющимся за последние десятилетия к творчеству недооцененного при жизни музыканта, благодаря распространению его многочисленных записей. Новое поколение услышало в них сочетание качеств, в которых так нуждается современная эпоха. Как отметил на презентации книги заведующий кафедрой специального фортепиано, ученик Григория Гинзбурга, профессор Сергей Доренский, «суть пианизма Григория Гинзбурга – в его отношении к звуку, поразительном касании клавиш, невероятном звуковом обаянии. Во главе всего была глубина и продуманность концепции, теплота и искренность переживания».

Несколькоразделов книги создают многогранный портрет Григория Романовича, вместив факты биографии, воспоминания друзей и коллег, отклики в прессе, статьи и интервью самого пианиста и даже дискуссии на форумах в интернете. Примечательно название первого раздела, «Возвращение», представляющем статью Льва Гинзбурга, интереснейший очерк Леонида Максименкова, эссе супруги пианиста Ревекки Шнеерсон-Гинзбург. Внимательный читатель найдет в книге множество фактов,оттеков и нюансов в веренице воспоминаний людей, знавших артиста. Среди них такие имена, как И. Бэлза, Ю.Завадский, Л. Коган, Т. Николаева, Н. Сац, С. Фейнберг, Я. Флиер, Р. Щедрин, А.Скавронский и многие другие.

Один из интереснейших разделов книги составляют статьи, заметки, тексты выступлений самого Григория Романовича. В них можно найти воспоминания об А.Б. Гольденвейзере как педагоге и редакторе, суждения о виртуозности и артистизме, исполнителе и звукозаписи, концертных роялях и многом другом. В статье «Заметки о мастерстве»он говорит об исполнительской воле, важнейшей роли работы вне инструмента, мысленном проигрывании, пристальном самокритичном анализе. «Прогулка, ходьба – наилучшие условия для этой цели, – замечает пианист. – Прогуливаясь и размышляя, исполнитель должен мысленно проигрывать произведение, обдумывать и закреплять границы, силы звучания, точно фиксировать темпы, их соотношения, мельчайшие ритмическиеотклонения и т.п.».

Ценность книги и в том, что она наглядно показывает творческую преемственность в развитии русской фортепианной школы, бережно передаваемые из поколения в поколение секреты пианистического мастерства. С шестилетнего возраста, после кончины отца, Григорий Гинзбург воспитывался в семье А.Б. Гольденвейзера. «Вся моя жизнь, вся моя психология формировались под влиянием Александра Борисовича» – скажет позже музыкант. Тесная дружба и редкое взаимопонимание с учителем прошли через всю жизнь Гинзбурга (учитель и ученик и умерли с разницей в 10 дней). Творческие принципы Гольденвейзера (ученика А. Зилоти и П. Пабста) Григорий Романович передал уже своим ученикам, среди которых такие имена как С.Л. Доренский, А.Г.Скавронский, Г.Б. Аксельрод. Как заметил на презентации книги генеральный директор издательства«Музыка» М.А. Зильберквит, сегодня мы можем проследить настоящую пианистическую династию: Григорий Гинзбург (продолживший традиций своего учителя Александра Гольденвейзера) – Сергей Доренскийи его ученики Николай Луганский, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Павел Нерсесян, Андрей Писарев и другие. Каждое следующее поколение этой школы, при всем различии индивидуальностей, отличаютособые отношения с учениками. Вспоминая о своем учителе, С.Л. Доренский сказал,что он учил его жизни, учил культуре, учил – собственным примером – доверительным и уважительным отношениям со студентами. Тяга к просветительству всегда была отличительной чертой Г.Гинзбурга, который заботился о разнообразии программ, читал лекции, давал открытые уроки. Он досконально знал рояль, прекрасно разбирался и в конструкциифортепиано, бывшего для него живым существом, владел навыками настройщика. Знаменитые рояльные фирмы «Стейнвей, «Петроф», «Эстония» обращались к нему за консультациями. Книга ярко раскрывает чрезвычайно ответственное отношение пианиста к слушательской аудитории. «Он был всегда благодарен, когда его приглашали на концерты, перед любой аудиторией честен и отдавал свое искусство до конца. Бывало, где-нибудь в глухой провинции концерт проходил перед самой неизбалованной публикой, а он, даже усталый, играл на полную катушку. И на мои упреки, что нельзя себя так расходовать, отвечал, что иначе не умеет», – писала супруга артиста, Р. Шнеерсон-Гинзбург.

В 2016 г. исполнится 55 лет со дня смерти Григория Гинзбурга, но временная дистанция обнаруживает лишь еще новую волну интереса к его творчеству. Выпущенная издательством «Музыка» книга – достойная дань памяти изумительного пианиста и педагога, всесторонне раскрывает подлинный облик выдающегося отечественного пианиста XX столетия. Выход из печати в канун нового года книги связан с еще одним юбилеем. В декабре 2015 г. отмечает свое 85-летие сын пианиста Лев Григорьевич Гинзбург. Новое издание стало возможным благодаря его кропотливой работе с огромным количеством материалов – известных и неизвестных, и стала еще однимего важным вкладом в российское музыкознание.

Родился в г. Москве. В 1971 г. окончил Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской консерватории (класс И. Р. Левиной, затем профессора Я. И. Мильштейна).

В 1976 г. окончил Московскую консерваторию у профессора Я. И. Мильштейна (фортепиано).

Педагогическая деятельность:

В Московской консерватории работает с 1976 г.: с 1976 по 1982 гг. — концертмейстером, с 1980 г. по настоящее время преподает на межфакультетской кафедре фортепиано. С 2009 г. - профессор. Несколько лет В. Л. Гинзбург был секретарем кафедры по научно-методической работе. Преподавал фортепиано в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина (1976-1981).

Учебные курсы, мастер-классы:

Проводил мастер-классы в России, Турции, Финляндии.

Ученики:

За годы работы на кафедре курс фортепиано в классе В.Л. Гинзбурга прошли около 200 студентов. Среди них - музыканты самых разных специальностей: пианисты, композиторы, музыковеды, дирижеры хора и симфонического оркестра, оркестранты. Его ученики успешно работают в России и за рубежом, некоторые из них преподают в МГК, имеют почетные звания. Студенты класса В.Л. Гинзбурга постоянно выступают на кафедральных концертах, классных вечерах, принимают участие в фестивалях и конкурсах. За последние годы лауреатами всероссийских и международных конкурсов стали:
- Остап Даутов (фортепианный ансамбль) - Международный фортепианный конкурс «Rondo» (Jonzac), Франция, 2014 г. - лауреат II степени; III Всероссийский конкурс «Музыка дуэта», г.Москва, Академия хорового искусства им. В.С. Попова - лауреат III степени, 2014г.;
- Никита Семенюк, Александр Зеленеев - III Всероссийский конкурс «Музыка дуэта», г.Москва, 2014 г., Академия хорового искусства им. В.С. Попова - лауреаты II степени;
- Павел Блихарский - II Всероссийский конкурс «Фортепиано для всех» (концертмейстерский класс) - лауреат I степени, Москва, 2015 г.;
- Виктор Мурашев - I Всероссийский конкурс-фестиваль классической музыки «Фортиссимо», лауреат II степени, г. Казань, 2016 г.; V Московский международный конкурс «Музыкальный алмаз», г. Москва, 2016 г., лауреат III степени.

Участие в составе жюри:

Председатель жюри Открытого окружного конкурса-фестиваля семейного музицирования «Семейные встречи», г. Москва, «ДМШ им. Докшицера» (2014 - 2018 гг.)

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В. Л. Гинзбург ведет активную концертно-просветительскую деятельность в разных городах России (Тольятти, Чита и т.д.).
Имеет персональные благодарности за оказание методической помощи и организационно-концертную работу.

Исполнительская деятельность В. Гинзбурга начинается в 1977 г. С тех пор он постоянно выступает в России и за рубежом с сольными программами и в ансамбле с такими музыкантами как Народный артист России А. Рудин (виолончель, фортепиано), Заслуженные артисты России Л. Евграфов (виолончель) и Н. Чередниченко (сопрано), Ж. Бернар (виолончель, Франция), С. Попов (виолончель, Великобритания), Н. Хашимов (скрипка, Узбекистан-США), Э. Карпухова (фортепиано) и другими.

С 1979 г. по настоящее время В. Гинзбург играет в ансамбле с А. Рудиным (виолончель, фортепиано). Среди их наиболее значительных концертов стоит выделить цикл «Музыка ХХ века для виолончели и фортепиано» из серии «Исторические концерты Московской консерватории». Были исполнены концерты-монографии к 100-летним юбилеям Б. Мартину и П. Хиндемита в залах Московской консерватории. Недавно был начат новый цикл концертов «Вспоминая мастеров…», где звучат нечасто исполняемые произведения известных композиторов (А. Черепнина, Н. Мясковского, Д. Кабалевского и других).

В 2007 году В. Гинзбург в ансамбле с А. Рудиным принимал участие в концерте к 100-летию профессора Московской консерватории Л. С. Гинзбурга в Малом зале. К 135-летию со дня рождения С. В. Рахманинова пианист сыграл монографический концерт из произведений в зале Gasteig в Мюнхене и в ансамбле с Э. Карпуховой в Рахманиновском зале Московской консерватории. В продолжении Рахманиновской темы в абонементном концерте «Два рояля» в Малом зале Консерватории В. Гинзбургом и Э. Карпуховой были исполнены Симфонические танцы С.В.Рахманинова (переложение В. Деревянко для двух роялей и ударных). В 2011 году В. Гинзбург принимал участие в концертах к 100-летию со дня рождения профессора Московской консерватории Я.И. Мильштейна в Малом зале Московской консерватории и консерватории Женевы.

В. Гинзбург принимал участие в Фестивале русской музыки (Нант, Франция, 1992), в Первом Международном фестивале выпускников Московской консерватории (Москва, 1999). В 2007 г. В. Гинзбургу присвоено почетное звание Заслуженного артиста России. Сольный и ансамблевый репертуар музыканта широк и разнообразен. В него входят произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Р. Шумана, Ф. Листа, С. Франка, К. Дебюсси, Р. Штрауса, И. Стравинского, Б. Мартину, П. Хиндемита, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, Дж. Энеску и других авторов.

Пианист концертировал в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Мурманск, Петрозаводск, Ульяновск, Чита, Улан-Удэ, Харьков, Минск, Ташкент, Тбилиси, Ереван, Баку, Харьков, Днепропетровск, Алма-Ата, Кишинев, Симферополь, Вена, Хельсинки, Нант, Стамбул, Мюнхен и других.

Концерты В. Гинзбурга проходили в залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского (Москва) и Санкт-Петербургской филармонии, в Международном Доме Музыки (Москва), залах «Bösendorfer» (Вена) и Gasteig (Мюнхен), во дворце «Finlandia» (Хельсинки) и других.

В 2017 году прошел повышение квалификации в МГК по дополнительной профессиональной программе «Отражение культурно-исторических процессов в фортепианной музыке XX века» (руководитель доц., композитор Соколов И. Г.)

Научные труды. Издания. Публикации:

Является соавтором учебных программ по курсу общего фортепиано. Составителем учебных пособий по чтению нот с листа в 2 и 4 руки, составителем и редактором сборника статей «Произведения композиторов ХХ века: вопросы интерпретации» (М., 1996). В переводе В. Гинзбурга опубликованы:

  • Рамю Ш. «Воспоминания об Игоре Стравинском» [фрагмент] (перевод с франц. и предисловие) («Советская музыка». 1990, № 3; «Музыкальная академия», 1993, № 4)
  • «Интервью Яши Хейфеца» [фрагмент] (перев. с англ.) («Советская музыка». 1990, № 4)
  • Бенуа А. «Концертмейстер» [фрагмент] (перев. с англ.) («Музыкальная академия», 1997, № 1)

Дискография:

В ансамбле с А. Рудиным имеет фондовые записи на радио и телевидении, грампластинку («Мелодия», 1983) и несколько компакт-дисков:

В 2002 г. в США вышел CD «Арии из опер и романсы» в исполнении Заслуженной артистки РФ Н. Чередниченко (сопрано) в сопровождении В. Гинзбурга (фортепиано). (Архивная запись).

В 2003 г. к 25-летию совместной творческой деятельности ансамбля с А. Рудиным вышел CD с записями Гостелерадиофонда, в который вошли произведения для виолончели и фортепиано: Р. Шуман «Три фантастические пьесы», Н. Мясковский Сонаты №№ 1, 2, Б. Мартину Соната № 1.

В 2004 г. в исполнении А. Рудина и В. Гинзбурга была записана на CD «Фантазия на русские темы К. Давыдова» (СБА «Gala Records», запись с концерта в Доме музыки).

В этом же году фирма «Cello Classics» (Великобритания) выпустила компакт-диск из произведений Н. Мясковского в исполнении А. Рудина и В. Гинзбурга.

В ансамбле с Е. Семеновой (скрипка) на CD в БЗК была записана Мазурка си минор Э. Изаи (Фонд скрипичного искусства, 2004).

В 2006 г. фирма «Vista Vera» выпустила компакт-диск из произведений А. Черепнина в исполнении А. Рудина (виолончель) и В. Гинзбурга (фортепиано).

В 2008 г. фирма «Cello Classics» выпустила CD «Capriccioso», в котором В. Гинзбург в ансамбле с А. Рудиным исполняет произведения Й. Брамса и К. Сен-Санса.

В 2009 г. фирма «Classical records» выпустила двойной альбом из произведений С. В. Рахманинова, где В. Гинзбург исполняет Сонату № 1 и Сюиты для 2-х фортепиано №№ 1 и 2 в ансамбле с Э. Карпуховой.

, Москва) - советский пианист .

К столетию Гинзбурга, определяя его место в истории русского пианизма, современный специалист утверждает:

Гинзбург представляется последним мастером классического рояля , инструмента, освящённого работой и именем Листа . Последним, а вместе с тем, если говорить о совершенстве самого художественного организма классического рояля, оживающего под пальцами исполнителя, - может быть, и вершинным его мастером. Замечательные исполнители новых поколений, вышедшие на сцену в последней трети XX века - мастера другого инструмента, после-классического рояля. В этих поколениях меняется даже типическая конституция рук пианиста: рука становится суше, сообразно росту ударного компонента в интонативном спектре фортепианного звука. Тогда как руки Гинзбурга принадлежали еще классическому типу пианистических рук, одетых мышечной плотью, выделяясь своей гармонической красотой, сами по себе представляясь произведениями искусства .

Литература

  • Г. Р. Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. Яковлев М. – М.: Сов. композитор, 1984.
  • Черников О. Жил на свете рыцарь бедный // "Музыка и время". - 2001. №7.
  • О.Черников. Рояль и голоса великих. Серия: Музыкальная библиотека. Издательство: Феникс, 2011 г. Твердый переплет, 224 стр.

Григо́рий Рома́нович Ги́нзбург ( -) - советский пианист . Заслуженный деятель искусств РСФСР (). Лауреат Сталинской премии второй степени ().

Биография

Г. Р. Гинзбург родился 16 мая (29 мая по новому стилю) 1904 года в Нижнем Новгороде . Окончил МГК имени П. И. Чайковского у А. Б. Гольденвейзера . В 1927 году участник Первого Международного конкурса пианистов имени Ф. Шопена , лауреат четвёртой премии. В 1933 году Григорий Коган , характеризуя манеру Гинзбурга, отмечал:

Гинзбург - большой виртуоз. Немало известных пианистов могло бы поучиться у него в этом отношении… Но, говоря как виртуоз, он мыслит как музыкант. Гинзбург - прежде всего музыкант: точная формулировка, совершенное выражение определенных музыкальных мыслей - вот что такое его виртуозность. Виртуозные увлечения, нарушающие логику музыкального мышления, виртуозные эффекты, в угоду которым искажается музыкальный смысл хотя бы самомалейшей детали, совершенно чужды его натуре. Наоборот, сосредоточенное «вникание» в произведение настолько «обуздывает» порой его пианистический темперамент, что скорее можно было бы - временами - сделать ему упрек в чрезмерной созерцательности, недостаточно действенном характере исполнения .

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1949) - за концертно-исполнительскую деятельность

Напишите отзыв о статье "Гинзбург, Григорий Романович"

Литература

  • Г. Р. Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. Яковлев М. – М.: Сов. композитор, 1984.
  • Черников О. Жил на свете рыцарь бедный // "Музыка и время". - 2001. №7.
  • О.Черников. Рояль и голоса великих. Серия: Музыкальная библиотека. Издательство: Феникс, 2011 г. Твердый переплет, 224 стр.ISBN 978-5-222-17864-5

Примечания

Отрывок, характеризующий Гинзбург, Григорий Романович

– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
– Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
– Или у вас денег много завелось?
– Приходи.
– Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
– Да что ж, до первого дела…
– Там видно будет.
Опять они помолчали.
– Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]

Григорий Романович Гинзбург (29 мая 1904, Нижний Новгород - 5 декабря 1961, Москва) - советский пианист.

Окончил Московскую консерваторию у Александра Гольденвейзера. В 1927 г. участник Первого Международного конкурса пианистов имени Шопена, лауреат четвёртой премии. В 1933 г. Григорий Коган, характеризуя манеру Гинзбурга, отмечал:

Гинзбург - большой виртуоз. Немало известных пианистов могло бы поучиться у него в этом отношении… Но, говоря как виртуоз, он мыслит как музыкант. Гинзбург - прежде всего музыкант: точная формулировка, совершенное выражение определенных музыкальных мыслей - вот что такое его виртуозность. Виртуозные увлечения, нарушающие логику музыкального мышления, виртуозные эффекты, в угоду которым искажается музыкальный смысл хотя бы самомалейшей детали, совершенно чужды его натуре. Наоборот, сосредоточенное «вникание» в произведение настолько «обуздывает» порой его пианистический темперамент, что скорее можно было бы - временами - сделать ему упрек в чрезмерной созерцательности, недостаточно действенном характере исполнения.

С 1929 г. преподавал в Московской консерватории, с 1935 г. профессор. Среди учеников Гинзбурга - Глеб Аксельрод, Сергей Доренский, Алексей Скавронский.

В 1946 г. удостоен звания заслуженного деятеля искусств России. Лауреат Сталинской премии второй степени (1949).

К столетию Гинзбурга, определяя его место в истории русского пианизма, современный специалист утверждает:

Гинзбург представляется последним мастером классического рояля , инструмента, освящённого работой и именем Листа. Последним, а вместе с тем, если говорить о совершенстве самого художественного организма классического рояля, оживающего под пальцами исполнителя, - может быть, и вершинным его мастером. Замечательные исполнители новых поколений, вышедшие на сцену в последней трети XX века - мастера другого инструмента, после-классического рояля. В этих поколениях меняется даже типическая конституция рук пианиста: рука становится суше, сообразно росту ударного компонента в интонативном спектре фортепианного звука. Тогда как руки Гинзбурга принадлежали еще классическому типу пианистических рук, одетых мышечной плотью, выделяясь своей гармонической красотой, сами по себе представляясь произведениями искусства.

Литература

  • Г. Р. Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. Яковлев М. – М.: Сов. композитор, 1984.
  • Черников О. Жил на свете рыцарь бедный // "Музыка и время". - 2001. №7.
  • О.Черников. Рояль и голоса великих. Серия: Музыкальная библиотека. Издательство: Феникс, 2011 г. Твердый переплет, 224 стр.