Фомин Борис Иванович: биография. Евстигней фомин Фомин композитор

Евстигней Ипатьевич (Ипатович) Фомин (5 (16) августа 1761, Санкт-Петербург 16 (28) апреля 1800, там же) русский композитор.

Биография

Родился в семье канонира Тобольского пехотного полка, рано осиротел.

В возрасте шести лет был отдан в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств, затем учился в музыкальных классах Академии художеств, где осваивал игру на клавесине, теорию музыки и композицию. Среди его учителей был Герман Раупах, автор популярного в то время зингшпиля «Добрые солдаты».

По окончании академии в 1782 году Фомин был отправлен в Болонью для совершенствования своего музыкального мастерства под руководством падре Джованни Баттиста Мартини. Здоровье Мартини, однако, в то время было уже слабым, он не мог уделять преподаванию много времени, и Фомин занимался в основном с его учеником Станислао Маттеи. В 1785 под именем Эугенио Фомини Фомин был избран в члены Болонской филармонической академии.

В 1786 году Фомин возвращается в Петербург, где пишет свою первую оперу «Новгородский богатырь Василий Боеславич» на либретто императрицы Екатерины II. Опера в пяти действиях, законченная композитором необычайно быстро в течение одного месяца в том же году уже была поставлена в Эрмитажном театре Петербурга. Детали последующей биографии Фомина до 1797 года малоизвестны. Ему не удалось занять видного места при императорском дворе, по некоторым источникам, в 17861788 он служил в канцелярии Г. Р. Державина, находившегося в те годы на должности тамбовского губернатора (согласно другим изданиям, документальных источников этому нет). В Тамбове в 1788 анонимно было опубликовано либретто оперы Фомина «Ямщики на подставе». Копия рукописи либретто, обнаруженная в архиве Державина в 1933 году, принадлежит Николаю Львову, шурину поэта.

В 1788 году Фомин пишет одну из наиболее известных своих опер «Американцы» на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Дирекция императорских театров не приняла её к постановке, и лишь в 1800 эта опера увидела сцену. Другим знаменитым сочинением Фомина является мелодрама «Орфей и Эвридика» на текст драматурга Якова Княжнина, написанная в 1791 году. В 1797 Фомин был принят на должность репетитора придворных театров, где помогал певцам разучивать оперные партии.

Творчество

Фомин один из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Наследие Фомина, однако, оставалось малоизвестным вплоть до середины XX века, когда некоторые из его опер были поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда. Многие рукописи композитора утеряны (в частности, оперы «Вечеринки, или Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная» и «Клорида и Милон»).

До нашего времени дошли партитуры «Ямщиков на подставе», «Американцев», «Орфея и Эвридики», а также хора из музыки к пьесе Озерова «Ярополк и Олег» (1798). Оперы «Новгородский богатырь Василий Боеславич» и «Золотое яблоко» (последняя из известных работ композитора) сохранились в виде оркестровых партий. Авторству Фомина также приписывались другие оперы, написанные во второй половине XVIII века, среди которых «Мельник колдун, обманщик и сват» (в наше время её автором считается Михаил Соколовский).

ФОМИН ЕВСТИГНЕЙ

Фомин (Евстигней) - один из выдающихся русских композиторов второй половины XVIII столетия. Граф Алексей Орлов, любивший русскую песню, способствовал появлению в музыке самородков, вышедших большей частью из народной массы. К числу их принадлежал Фомин, капельмейстер театра Медокса в Москве. Среди массы опер (до 30), написанных Фоминым на тексты императрицы Екатерины II , Княжнина, Дмитриевского, И.А. Крылова, Капниста, Аблесимова и прочих, самый большой успех имели две: "Анюта" (1772) и в особенности "Мельник, колдун, обманщик и сват", поставленные в Москве в 1779 г., а затем в Петербурге на придворном театре, настолько популярная, что издана еще в XIX столетии Юргенсоном в Москве. Хотя музыку Фомина и нельзя назвать чисто русской, тем не менее в ней бьется русская жилка среди разных приемов музыкального рококо западной оперы того времени. Биографические данные о Фомине крайне скудны; даже его опера "Мельник" приписывалась целиком Аблесимову, хотя последний был только автором либретто.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФОМИН ЕВСТИГНЕЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФОМИН ЕВСТИГНЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из выдающихся русских композиторов второй половины XVIII ст. Граф Алексей Орлов, любивший русскую песню, способствовал появлению в музыке самородков, …
  • ФОМИН, ЕВСТИГНЕЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? один из выдающихся русских композиторов второй половины XVIII столетия. Граф Алексей Орлов, любивший русскую песню, способствовал появлению в музыке …
  • ФОМИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Александрович (1907-41) , российский воздухоплаватель. По заданию АН СССР в 1938-40 летал на субстратостатах на высоте 9-11 км для …
  • ФОМИН в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    347441, Ростовской, …
  • ФОМИН в Литературной энциклопедии:
    1. Александр Григорьевич — литературовед, библиограф. В своих работах о Белинском, Чернышевском, Шелгунове, Никитине и др. Ф. тяготеет к …
  • ФОМИН
    ФОМ́ИН Пётр Тим. (1919-96), живописец, нар. худ. СССР (1991). Лирич. пейзажи воссоздают неброскую красоту ср.-рус. природы ("Апрельский …
  • ФОМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФОМ́ИН Иг. Ив. (1904-89), архитектор, нар. арх. СССР (1971), ч.-к. АХ СССР (1979). Сын И.А. Фомина. Невский райсовет и жилой …
  • ФОМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФОМ́ИН Ив. Ал-др. (1872-1936), архитектор. Выдвинул программу "реконструкции классики" (сочетание традиции рус. классич. архитектуры с совр. методами стр-ва); дом об-ва …
  • ФОМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФОМ́ИН Евст. Ипатович (1761-1800), композитор. Крупнейший предст. рус. музыки 18 в., способствовал формированию нац. оперы ("Ямщики на подставе", 1787). Одно …
  • ФОМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФОМ́ИН Вл. Вл. (1909-79), химик, ч.-к. РАН (1964). Тр. по химии и технологии радиоактивных элементов, проблемам их комплексообразования и …
  • ФОМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФОМ́ИН Ал-др Григ. (1887-1939), рос. книговед, библиограф. Осн. тр.: "Книговедение как наука" (1931), "Методы составления библиографических указателей" …
  • ЕВСТИГНЕЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЕВСТИГНЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Евстигней, (Евстигнеевич, …
  • ФОМИН ЕВСТИГНЕЙ ИПАТОВИЧ
    Евстигней Ипатович , русский композитор. Учился в Воспитательном училище при Академии …
  • ЕВСТИГНЕЙ (ГРЕЧЕСК.) в Значениях имен:
    добрый …
  • СЕРГИЙ (ФОМИН)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Фомин) (р. 1949), митрополит Воронежский и Борисоглебский, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности …
  • ФОМИН НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
    Фомин (Николай Петрович) - родственник предыдущего, композитор, родился в 1864 г. Музыкальное образование получил в петербургской консерватории, по классу теории. …
  • ФОМИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Фомин (Александр Иванович, 1735 - 1802) - собиратель старинных актов и рукописей в Архангельске. Будучи 25 лет от роду (1759), …
  • ФОМИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Фомин (Александр Александрович) - педагог и историк литературы. Родился в 1868 г. в городе Витебске. Образование получил на словесном отделении …
  • РОССИЯ, РАЗД. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА (XVIII ВЕК) в Краткой биографической энциклопедии:
    Росемнадцатый век имеет значение переходного периода в истории нашей музыки. В допетровской Руси, скованной невежеством, предрассудками, тяжелым и косным общественным …
  • ФОМИН ЕВСТИГНЕЙ ИПАТОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1761-1800) российский композитор. Один из создателей русской национальной оперы - "Ямщики на подставе" (1787), "Американцы" (1788), мелодрама "Орфей и Эвридика" …
  • ФОМИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Александрович , советский архитектор. Учился в петербургской АХ (1894v97 и 1905v09) у Л. Н. Бенуа …
  • ФОМИН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Григорьевич , советский библиограф, книговед, литературовед. Профессор (1938). …
  • МИРОВИЧ ЕВСТИГНЕЙ АФИНОГЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (настоящая фамилия - Дунаев) Евстигней Афиногенович , белорусский советский актёр, режиссёр, драматург, народный артист БССР …
  • ЕВСТИГНЕЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • СТЕГНЕЕВ в Словаре русских фамилий:
    Первоначально — отчество от краткой формы Стегней из канонического мужского имени Евстигний (др.-греч. eustignos — “хороший знак” в значении “доброе …
  • ЕВСТАФЬЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от канонического мужского личного имени Евстафий (др.-греч. eustathios — “устойчивый”). Отчество от производных форм различных степеней из того же …
  • ЕВСТИГНЕЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Фамилия стала широко известной благодаря замечательному русскому артисту Евгению Александровичу Евстигнееву. Но фамилия старинная, как и имя, положенное в ее …
  • ИМЯНАРЕЧЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
    Народная мудрость гласит: С именем - Иван, а без имени - болван. Или: Без вымени овца - баран, корова без …
  • 18 АВГУСТА в Словаре Именин:
    Евстигней …
  • СЕВАСТИАН КАРАГАНДИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Севастиан (Фомин) (1884 - 1966), схиархимандрит, преподобный, исповедник. Память 6 апреля …
  • МИХАИЛ (БОГДАНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил (Богданов) (1867 - ? 1925), епископ Владивостокский. В миру Богданов Михаил Александрович, …
  • КОРЕЙСКАЯ МИССИЯ РПЦЗ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Корейская Православная Миссия Русской Православной Церкви Заграницей Тел.: (+ 82-33)573-5210 Сайт: http://www.korthodox.org E-mail: [email protected] История Православие …

В конце 18 века, в эпоху, когда музыкальная жизнь в России была самым тесным образом связана с итальянской и французской операми, а во главе ее стояли приглашенные иностранцы, на отечественном небосклоне ярко просияла новая звезда. К операм этого композитора писала либретто сама великая империатрица Екатерина II. Он был другом Державина и отличался полным неприятием несправедливости и насилия царившими в то время. А звали этого человека - Евстигней Ипатович Фомин.

Он родился 5 августа 1761 года в Санкт-Петербурге в семье канонира полковой артиллерии Тобольского пехотного полка. Повидимому, ребенок рано проявил свои художественные наклонности, потому что на шестом году от роду он был зачислен в списки питомцев недавно открытой Академии художеств. Здесь в течение девяти лет воспитанникам Академии предстояло пройти общеобразовательную подготовку. Преподавались: закон божий, русский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, география, история, физика, естествознание, архитектура. И только пройдя такую подготовку, воспитанник Академии приступал к специальному изучению избранного вида искусства, на что уходило еще шесть лет. В числе прочих классов, имелся и специальный класс музыкальной композиции. В 1782 году Фомин с отличием окончил Академию художеств и был отправлен в Италию для продолжения музыкального образования. В Болонской Филармонической Академии Фомин учился три года. Он был одним из лучших учеников знаменитого для того времени контрапунктиста падре Мартини, у которого получил хорошее знание контрапункта и пополнил свое музыкально-историческое образование. 29 ноября 1785 года, на Заседании Совета Болонской Филармонической Академии, Евстигней Фомин был избран членом этой академии.

По возвращении из Италии Фомин поселяется в Санкт-Петербурге. В 1786 году он пишет по заказу императрицы Екатерины II музыку к ее произведению «Новгородский Богатырь Боеславович». Эта комическая опера Фомина в первый раз была поставлена в Эрмитажном театре в ноябре 1786 года. Сюжет и образы русской былины, представляют собой историю о ссоре, побоище и примирении с новгородцами богатыря, кутилы и буяна Василия Буслаева. В опере балетными средствами были представлены не только танцы и пляски, но кулачный бой и народная свалка. За этой оперой последовала другая, на либретто теперь уже самого Фомина, «Ямщики на подставе». В ней композитор широко использовал русские народные песенные мелодии. С 1788 по 1800 год Фомин написал еще пять опер и среди них «Орфей и Эвридика», где в полной мере проявились выдающиеся способности композитора. Он решил здесь одну из важнейших задач, стоявших перед русским музыкальным искусством того времени: ему впервые удалось овладеть большой трагической темой и показать то, что русская музыка уже не ограничивается жанрово-бытовой тематикой, а смело вторгается в мир больших идей и глубоких чувств.

Здесь следует вновь напомнить, что в то время в России во главе музыкальной жизни столицы оставались иностранцы. Доминировали постановки итальянской и французской опер. И несмотря на Высочайший Указ Екатерины II графу Олсуфьеву от 12 июля 1783 года: «со временем достигнуть во всех мастерствах (искусствах) по театрам нужных замены иностранцев своими природными», еще долгое время «замены» такой не было и продолжали руководить развитием оперной музыки в России приглашаемые иностранцы. На этом фоне жизненный путь Фомина оказался нелегким. Его дарование пришлось буквально «не ко двору» в русской столице. Творчество его не было принято императрицей и ее приближенными. Почетом пользовались иностранные маэстро, авторы торжественных гимнов и ораторий, и Фомину пришлось добывать средства к жизни работой аккомпаниатора и педагога. Лишь незадолго до смерти академик Болонской Академии Евстигней Фомин, получил скромное место репетитора оперных партий. В конце апреля 1800 года, на 39 году жизни, композитор скончался.

Традиционно равнодушное к своим гениям, российское общество осталось и тут безразличным к этой утрате. Не было даже ни одного отклика в печати. И до сих пор лишь несколько строчек в музыкальной энциклопедии напоминают нам о том, что в России жил и писал замечательную музыку русский композитор Евстигней Фомин.

Виктор Каширников

16 августа 1761 года в Петербурге у канонира Тобольского пехотного полка родился сын, называли его Евстигнеем.

Вскоре погиб в очередном сражении отец. За ним умерла мать.

Но ребенка не бросили на произвол судьбы.

Кто был его благодетелем? Кому обязан солдатский сын своей удивительной судьбой? И как пришла этому благодетелю идея отдать шестилетнего сироту не куда-нибудь, в воспитательный дом при Академии художеств? Возможно, обратили внимание на музыкальные способности малыша? На его абсолютный слух? А кого мог заинтересовать абсолютный слух солдатского сына?

Но так или иначе, судьба сложилась для Евстигнея Фомина самым счастливым образом!

Воспитанный в стенах Академии художеств, он был зачислен в музыкальные классы и обучался игре на клавесине, теории музыки и композиции.

В 1772 году выпускник Академии Евстигней Фомин был отправлен в Италию на обучение к известному музыканту и композитору падре Джованни Мартини. Результат этого обучения был ошеломляющим для Европы. Через три года выходец из дикой России был избран в Болонскую филармоническую академию. Такой чести из молодых музыкантов был до этого удостоен только Моцарт.

В 1786 году Евстигней Фомин в лучах своей славы возвращается в Петербург, и императица Екатерина II милостиво повелевает ему писать оперу на ее собственное либретто. Очень хотелось владычице России еще и писательских лавров.

Работа была проделана Фоминым за фантастически короткий срок, за месяц. И большая опера в пяти действиях «Новгородский богатырь Василий Боеславич» была поставлена в Эрмитажном театре Зимнего дворца.

В результате гениальный композитор Евстигней Фомин вдруг оказывается в Тамбове, в канцелярии тогдашнего тамбовского градоначальника Гавриила Державина.

Почему? Как это случилось? Загадка!

Быть может, публика не проявила должного восхищения оперой, и Екатерина приписала неудачу композитору?

Как бы то ни было, но в Тамбове и прожил гениальный русский композитор Евстигней Фомин последние 12 лет своей короткой жизни. Здесь были написаны лучшие его произведения.

Опера «Ямщики на подставе», либретто к которой написал он сам, сразу сделала его известным в России композитором. Видимо, и поэтом он был неплохим.

В 1788 году славный юноша Иван Крылов передает ему либретто оперы собственного сочинения под названием «Американцы». Так вошел в русскую литературу будущий великий баснописец. А блестящая опера, которую написал Евстигней Фомин, так и не увидела свет при его жизни. Первая поставновка ее состоялась в год его смерти - 1800.

В 1791 году был написан еще один шедевр этого композитора - опера «Орфей и Эвридика», либретто которой написал известный драматург 18 века Яков Княжнин.

Только после смерти Екатерины у Евстигнея Фомина появилась возможность вернуться в Петербург. Здесь он получил скромное место репетитора придворных театров. Но через три года его не стало.

В конце 18 века, в эпоху, когда музыкальная жизнь в России была самым тесным образом связана с итальянской и французской операми, а во главе ее стояли приглашенные иностранцы, на отечественном небосклоне ярко просияла новая звезда. К операм этого композитора писала либретто сама великая империатрица Екатерина II. Он был другом Державина и отличался полным неприятием несправедливости и насилия царившими в то время. А звали этого человека - Евстигней Ипатович Фомин.

Он родился 5 августа 1761 года в Санкт-Петербурге в семье канонира полковой артиллерии Тобольского пехотного полка. Повидимому, ребенок рано проявил свои художественные наклонности, потому что на шестом году от роду он был зачислен в списки питомцев недавно открытой Академии художеств. Здесь в течение девяти лет воспитанникам Академии предстояло пройти общеобразовательную подготовку. Преподавались: закон божий, русский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, география, история, физика, естествознание, архитектура. И только пройдя такую подготовку, воспитанник Академии приступал к специальному изучению избранного вида искусства, на что уходило еще шесть лет. В числе прочих классов, имелся и специальный класс музыкальной композиции. В 1782 году Фомин с отличием окончил Академию художеств и был отправлен в Италию для продолжения музыкального образования. В Болонской Филармонической Академии Фомин учился три года. Он был одним из лучших учеников знаменитого для того времени контрапунктиста падре Мартини, у которого получил хорошее знание контрапункта и пополнил свое музыкально-историческое образование. 29 ноября 1785 года, на Заседании Совета Болонской Филармонической Академии, Евстигней Фомин был избран членом этой академии.

По возвращении из Италии Фомин поселяется в Санкт-Петербурге. В 1786 году он пишет по заказу императрицы Екатерины II музыку к ее произведению «Новгородский Богатырь Боеславович». Эта комическая опера Фомина в первый раз была поставлена в Эрмитажном театре в ноябре 1786 года. Сюжет и образы русской былины, представляют собой историю о ссоре, побоище и примирении с новгородцами богатыря, кутилы и буяна Василия Буслаева. В опере балетными средствами были представлены не только танцы и пляски, но кулачный бой и народная свалка. За этой оперой последовала другая, на либретто теперь уже самого Фомина, «Ямщики на подставе». В ней композитор широко использовал русские народные песенные мелодии. С 1788 по 1800 год Фомин написал еще пять опер и среди них «Орфей и Эвридика», где в полной мере проявились выдающиеся способности композитора. Он решил здесь одну из важнейших задач, стоявших перед русским музыкальным искусством того времени: ему впервые удалось овладеть большой трагической темой и показать то, что русская музыка уже не ограничивается жанрово-бытовой тематикой, а смело вторгается в мир больших идей и глубоких чувств.

Здесь следует вновь напомнить, что в то время в России во главе музыкальной жизни столицы оставались иностранцы. Доминировали постановки итальянской и французской опер. И несмотря на Высочайший Указ Екатерины II графу Олсуфьеву от 12 июля 1783 года: «со временем достигнуть во всех мастерствах (искусствах) по театрам нужных замены иностранцев своими природными», еще долгое время «замены» такой не было и продолжали руководить развитием оперной музыки в России приглашаемые иностранцы. На этом фоне жизненный путь Фомина оказался нелегким. Его дарование пришлось буквально «не ко двору» в русской столице. Творчество его не было принято императрицей и ее приближенными. Почетом пользовались иностранные маэстро, авторы торжественных гимнов и ораторий, и Фомину пришлось добывать средства к жизни работой аккомпаниатора и педагога. Лишь незадолго до смерти академик Болонской Академии Евстигней Фомин, получил скромное место репетитора оперных партий. В конце апреля 1800 года, на 39 году жизни, композитор скончался.

Традиционно равнодушное к своим гениям, российское общество осталось и тут безразличным к этой утрате. Не было даже ни одного отклика в печати. И до сих пор лишь несколько строчек в музыкальной энциклопедии напоминают нам о том, что в России жил и писал замечательную музыку русский композитор Евстигней Фомин.