Этапы медитации «осознанное дыхание. Добро пожаловать в великий путь от блаженства к пустоте

Медитация относится к традиционным восточным эзотерическим практикам, которые помогают добиться духовного и физического здоровья, а также материального благополучия. Она гармонизирует человека и его жизнь. Медитация – это способ релаксации, самопознания и средство исполнения желаний.

Из серии: Практика нового образа жизни

* * *

компанией ЛитРес .

Этапы медитации

Осознание цели медитации


В психотерапевтических целях медитацию стали использовать только в XX веке. Медитировать полезно для душевного и физического здоровья.

Не тратя огромных денег на медикаменты, можно с помощью медитаций улучшить здоровье на всех уровнях. Исцеление происходит естественным образом, активизируя восстановительные процессы.

В результате медитаций резко улучшается психологическое состояние, снимаются депрессия и раздражительность, уменьшается подверженность стрессам.

Практика медитаций помогает поддерживать позитивное отношение к жизни, открывает путь к совершенствованию, дает возможность стать более энергичным. В результате улучшается качество труда и производительность, улучшается память, повышается творческий потенциал и способность к обучению.

В результате систематических занятий медитацией мозг начинает работать по-другому, меняется картина мозговых волн.

С возрастом кора головного мозга уменьшается, ухудшаются память и внимание. Медитация останавливает такие процессы. Американские ученые в Массачусетском госпитале еще в 2005 году провели исследование мозга с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате исследований было отмечено, что медитация увеличивает толщину некоторых отделов коры головного мозга, отвечающих за процессы внимания, обработки получаемой информации и памяти за счет развития кровеносной системы, питающей мозг. Процесс старения организма замедляется в целом.

Меняется даже состав крови. Нормализуются физиологические процессы организма. Укрепляется иммунная система, в крови вырабатывается больше антител, защищающих от болезней, ускоряется заживление воспалительных процессов и ран.

Несмотря на разновидность методик, все они представляют собой одно – углубленное самопознание через медитацию.

Медитация позволяет достичь высокой физической и ментальной формы, основываясь на мысленном сосредоточении. Результат, который мы ожидаем получить от медитации – реализация собственных внутренних возможностей. В результате медитаций меняются устоявшиеся стереотипы. Умение управлять мыслями, которое мы обретаем в результате медитативной практики, позволит жить разумнее.

О пользе медитации можно говорить очень долго. Основная польза заключается в преображении сознания человека. А для получения успешного результата прежде всего требуются дисциплина и вера в успех.

С точки зрения физиологии, в головном мозге человека проходит грань миров – внутреннего и внешнего.

Левое полушарие мозга управляет общественным сознанием человека, речью, обрабатывает вербальную информацию. Это рациональная часть. Левое полушарие создает логические образы, которые включают в себя отдельные, выбранные сознанием детали.

Правое полушарие мозга – врожденное сознание. Оно является центром образного мышления, это эмоциональная, творческая и интуитивная часть. Правое полушарие создает образы целостной картины мира, обрабатывает невербальную информацию. Полушария соединяются пластом нервных волокон, создают возможность коммуникации между ними. Если для решения какой-то задачи будет задействовано одно полушарие, то его связь с другим прерывается.

С развитием интеллектуальных способностей все больше оказывается задействованным левое полушарие мозга. То, что нельзя объяснить логикой, мы игнорируем. В результате, правое полушарие остается незадействованным, подавляется левым.

В состоянии транса происходит принудительная синхронизация работы обоих полушарий мозга. Чем дольше по времени проводится медитация и человек находится в состоянии транса, тем сильнее становятся биоэнергетические связи между полушариями мозга. Разум становится спокойным и сбалансированным, улучшается качество мышления. Ясность ума, достигнутая с помощью транса, делает разум более открытым для вдохновения.

При применении различных медитативных техник происходит стимуляция правого полушария и одновременное отключение левого. Возникают необычные чувства и ощущения. Если они выходят из-под контроля, то происходит потеря личности и душевная болезнь. У неподготовленного и нетренированного человека часто теряется восприятие предметов, речи, явления, происходят изменения в психике.

Появляется «дзен-болезнь». Чтобы не возникали такие ситуации, нужно поочередно давать отдых то одному полушарию, то другому.

В дзенских монастырях, дабы выравнять полевую структуру послушника и не допустить возможного перекоса в психике, совместно с практикой медитаций существовала практика тяжелого монотонного физического труда.

В философском течении дзен-буддизм используются самые разнообразные психотехники, которые влияют на психику, психологию и психофизиологию человека. Поэтому наставники монастырей дифференцированно подходят к каждому ученику и в зависимости от его психотипа подбирают и методики психотренинга.

В процессе медитации происходит длительная концентрация внимания на предмете – на мантре, молитве, дыхании или пламени свечи (рис. 12). Цель концентрации состоит в том, чтобы сфокусировать беспорядочный поток мыслей на предмете концентрации. Мы отвлекаем свой мозг от повседневных проблем. Такая практика успокаивает разум и восстанавливает силы.

Рисунок 12. Концентрация на пламени свечи


Каждый человек подвержен стрессам из-за постоянной суеты и различных проблем. Он легко раздражается, легко срывает свое напряжение на близких людях. Накопленная усталость мешает расслабиться и обрести покой. Именно поэтому большинство людей начинают заниматься медитацией.

Психологическая подготовка к медитации

Практика медитации начинается с добродетели, моральной чистоты, с того, что называется «шила». Культивируя добрые мысли и слова, человек сосредотачивает свои усилия для изменения сознания во время медитации. Гнев или недобрые действия отвлекают в процессе медитации. Сокращая число отвлекающих мыслей, человек тем самым проходит психологическое очищение.

Чтобы приступить к практике медитации, необходимо следующее. Во-первых, умение учиться. Оно поможет вам быстро освоить медитативные практики. Во-вторых, дисциплина. Чтобы заниматься медитацией, важно соблюдать дисциплину. Только в результате постоянной и упорной практики вы сможете хорошо освоить методы и получить желаемый результат.

Заниматься нужно постоянно, не делая перерывов, иначе весь ваш накопленный опыт сведется к нулю.

Вы должны доверять собственным возможностям. Верить в себя, в то, что вы справитесь с поставленной задачей. Нужно уметь спокойно относиться к возможным неудачам. Не стоит опускать руки и впадать в панику, а продолжать работать.

Важно отметить, что занятия медитативными практиками несовместимы с такими вредными привычками, как курение и алкоголь.

Противопоказанием к занятиям медитацией может быть только психическое заболевание.

Вход в медитативное состояние

В начале занятий медитативной практикой всегда возникают вопросы о том, что такое медитативное состояние, как в него войти и что для этого надо. Медитативное состояние – это такое состояние человека, когда отсутствуют мышление, осознание своего собственного Я и чувство времени. Но при этом он полностью осознает свое присутствие и свое слияние с окружающим миром.

Чтобы войти в такое состояние, нужно выполнить определенные условия (см. главу 1 «Условия для медитации»).


Техники входа в медитативное состояние

Самое главное, что необходимо для входа в медитативное состояние – это научиться расслабляться. Помочь в этом могут различные техники. Рассмотрим некоторые из них.


Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка – это метод самовнушения, с помощью которого достигается состояние мышечного расслабления. Находясь в состоянии покоя, выполняйте последовательно следующие упражнения.

Упражнение 1 . Вызывание ощущения тяжести в теле. Концентрируйте внимание сначала на одной руке. Проговаривая формулу самовнушения, вызывайте в ней чувство тяжести: «Моя рука тяжелая… Чувство тяжести в моей руке нарастает… Моя рука очень тяжелая…» Продолжайте до тех, пока рука не наполнится чувством тяжести. Запомните это ощущение.

Проделайте это упражнение со второй рукой. Далее вызывайте ощущение тяжести поочередно в обеих ногах: «Моя нога тяжелая… Чувство тяжести в моей ноге нарастает… Моя нога очень тяжелая…»

С помощью формул самовнушения вызовите ощущение чувства тяжести во всем теле.

Упражнение 2. Вызывание ощущения тепла. Так же, как и в предыдущем упражнении, вызовите с помощью формул самовнушения ощущение тепла сначала в одной руке, затем во второй: «Моя рука теплая… Моя рука становится теплее…» Затем вызывайте ощущение тепла в ногах и во всем теле.

Упражнение 3. Сначала вызывается ощущение тяжести, покоя, тепла. Затем, мысленно считая сердцебиения, регулируйте ритм сердечной деятельности, когда сердце бьется спокойно и мощно.

Упражнение 4. Вызываются ощущения, которые появляются при первых трех упражнениях, затем регулируется спокойное дыхание.


Техника позвоночного дыхания

На начальном этапе практики первоочередная задача – это успокоение разума. Мысли постоянно занимают наш ум. Нужно научиться полностью отстраняться от мирских забот. Все духовные практики требуют полного опустошения разума, только в таком состоянии можно осознать природу и Бога. Поэтому приступая к медитации, сначала примите удобную позу, постепенно расслабьте каждую мышцу тела.

Сосредоточьтесь на дыхании, замедляя и успокаивая его. Мысли постоянно будут одолевать вас. Не останавливайтесь на них и постарайтесь переключить внимание на дыхание. Это дыхательная техника по входу в медитативное состояние, позвоночное дыхание.

Позвоночное дыхание выполняется через нос.

Отметим все этапы этой техники.

Во-первых, не совершая над собой насилия, постепенно замедлите дыхание. Отмечайте каждый вдох и выдох. Вдох и выдох постепенно становятся все глубже и глубже.

Во-вторых, надо представить тонкий канал, который еще называют спинальным. Этот канал идет от промежности, от точки, которую мы называем корнем. Поднимаясь по позвоночнику, канал проходит через центр головы и доходит до точки между бровями. Эта точка еще называется третьим глазом (рис. 13).

Рисунок 13. Спинальный канал


Делая вдох, мысленно поднимайтесь по спинальному каналу вверх, до бровей. В момент окончания вдоха внимание должно быть сосредоточено на межбровье. Выдыхая, опускайтесь обратно вниз. В момент окончания выдоха сосредоточьтесь на корне.

Повторяйте этот процесс снова и снова.

В процессе дыхания мысленно представляйте себе спинальный канал. Не напрягайтесь.

В процессе визуализации происходит пробуждение нервной системы. С практикой придет и ощущение канала.

Если вдруг вы отвлеклись на посторонние мысли, верните ваше внимание к дыханию и снова сосредоточьтесь на вдохах и выдохах.

Такая техника помогает перейти к глубокой медитации.

Выполнять его желательно перед завтраком и ужином по 10–15 мин. Позвоночное дыхание также можно применять в любое время и в любом месте по вашему желанию.

Постепенно у вас начнет все получаться, и разум будет все больше успокаиваться.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медитации для всех (Ю. В. Антонова, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

Описание последовательных стадий, наблюдаемых при медитация

Описание стадий

Желающему испытать все то, что может дать человеку медитация, с самого начала следует уяснить: это не решение математической задачи и не отжимание от пола. Не столько важен результата, сколько попытка его достижения. Уже в древнейших индийских источниках прямо говорится о том, что каждое осуществление попытки достижения сатори гораздо важнее, чем действительное переживание этого состояния.

Отсюда должна быть ясна вся значимость первой стадии – то есть самого факта начала медитативной практики. Человек, выделяя время на медитацию, предпринимает тем самым сознательное усилие, направленное на собственный внутренний, духовный рост. Уже сама такая позиция по определению является антиподом столь распространенной среди нас «душевной лености», апатии, безразличия и, как. результат, неумолимого духовного регресса.

Второй вехой на пути является возникновение более чем обычно выраженной релаксации. На этом этапе пациент самостоятельно вызывает у себя стабильное состояние углубленной релаксации. Оно представляет собой состояние бодрствования, в котором метаболические процессы обмена несколько замедляются – тому есть экспериментальные подтверждения, описанные в соответствующей литературе.

Третья стадия характеризуется достижением способности совершенно отстраненного наблюдения. По индийским канонам, это состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его реальность, остается при этом «покоящимся в себе зрителем». Это состояние пассивное, и характеризуется оно, прежде всего, безличностью наблюдения, при котором медитирующий «сосуществует» с внешним миром, но никак не противопоставляет себя ему и тем паче не пытается осуществить какое-либо вмешательство в течение событий (даже мысленное). Это уже можно считать интуитивным состоянием, потому что аналитический компонент сознания выключен.

В какой-то степени сродни этому ощущению явление так называемого дорожного гипноза. Ему подвержены водители на монотонных скоростных автомагистралях. Если дорожные столбы стоят на определенном расстоянии друг от друга, то при какой-то постоянной скорости этот периодический раздражитель зрительного анализатора входит в резонанс с биоритмами головного мозга. Человек может заснуть, видеть сны наяву, а в отдельных случаях резонанс даже вызывает внезапный судорожный припадок по типу эпилептического.

Данный феномен многократно и подробно описан и приводится здесь лишь как пример, в самых общих словах. Важно только заметить, что в подавляющем большинстве случаев водитель совершенно не утрачивает способности управлять автомобилем; т. е. это состояние не является сном как таковым: при возникновении критической ситуации водитель реагирует на нее адекватно.

Наконец высшей ступенью медитативного опыта является достижение «просветления», или «состояния сверхсознания».


Можно привести массу характеристик такого состояния, однако нельзя забывать, что все они в той или иной степени – суть внешние, не главные проявления. Интенсивность переживаний просто не поддается словесным формулировкам – об этом говорили еще за тысячелетия до нашей эры и продолжают говорить по сей день все, кто испытал «сатори».

И тем не менее определенные моменты являются достаточно общими, что дает возможность представить их в виде схемы.


Хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность); ощущение единства с окружающим, осознание себя как неотъемлемой части всей Вселенной (в философии это называют союзом микрокосма (человек) с макрокосмом (вселенная); непередаваемость ощущений словами; G изменение пространственно-временных соотношений; обостренное восприятие глубокого и всеобъемлющего смысла во всей окружающей реальности; легкое приятие и осмысление вещей, которые рациональное сознание рассматривает как совершенно парадоксальные.

При этом вся динамика медитативных переживаний отнюдь не носит характера постепенного последовательного движения от одних переживаний к другим. Медитирующий может с легкостью, очень быстро переходить от одного переживания к другому, ощущать их вместе и снова возвращаться к первому. С другой стороны, сами переживания могут сильно варьировать в контексте глубины ощущений. Что небезынтересно - очень часто случается так, что скука и обилие отвлекающих мыслей в начале сеанса предшествуют более глубоким переживаниям в процессе медитирования. Потому и нельзя позволять себе раздражаться из-за навязчивых мыслей – они неизбежны, и следует лишь научиться мягко отодвигать их в сторону, вновь и вновь возвращаясь к выбранному для концентрации объекту.

Медитация и оценочный подход вообще практически несовместимы между собой. Любая оценка немедленно активизирует парадигму «успех – неуспех», что не имеет никакого смысла с позиций медитативной практики, как это было уже показано выше.

Иное дело, что вполне можно перечислить компоненты, однозначно способствующие медитации: спокойное окружение; удобная поза; все, что может облегчить для вас лично концентрацию на избранном для этого объекте (музыка, свет, цвет, запах); наконец уверенная изначально пассивная установка.

Спокойное окружение при медитации

Это отсутствие внешних стимулов, которые могут помешать вхождению в состояние медитации. Место для упражнений, отвечающее данному требованию, порой бывает нелегко найти, но вы должны проявить определенную изобретательность. Очень важно учитывать такую возможность для нивелирования отвлекающих моментов, как звук – лучше всего для одних подходит музыка, для других – постоянный монотонный шум (гудение вентилятора или кондиционера). Ровный шум низкой или умеренной силы уже сам по себе нередко оказывает релаксирующее воздействие. Кроме того, можно закрыть глаза повязкой и (или) использовать "затычки для ушей с целью блокировки внешних раздражителей. Но все это, как показывает опыт, может потребоваться лишь на самых первых (и самых трудных) шагах к. овладению медитативной техникой.

Удобная поза во время медитации

Удобная поза – второе из перечисленных условий для физически пассивной медитации. Мышечное напряжение и скованность однозначно препятствуют процессу медитации. В самом начале обучения необходимо искать такое положение, которое максимально комфортно для вас и при котором, вместе с тем, большая часть веса тела имеет под собой прочную опору. Исключением являются лишь голова и шея. Однако какое-то физиологичное мышечное напряжение должно сохраняться, в противном случае возможно засыпание. Но если держать спину выпрямленной, а голову и шею – без опоры, то это поддержит достаточное мышечное напряжение, которое одновременно не является заметным и обременительным. Недаром классическая поза для медитации в индийской традиции – это широко известная поза «лотос».

Объект концентрации

Наличие объекта концентрации – это не просто условие, без него медитация вообще невозможна как таковая. Именно этот компонент является связующим звеном для всех форм медитации, в том числе и методик с использованием какого-то рода физической активности – как, скажем, в йоге. Только концентрация на чем-либо дает возможность изменить свой привычный способ мышления.

Ее еще нередко называют по-другому – «пассивной волей», или «пассивным вниманием». Очень многие приверженцы медитации утверждают, что это один из наиважнейших элементов. Что же означают данные термины? Суть в том, что, имея такую установку, вы должны как бы «позволить» медитативному процессу возникнуть – в противоположность тому, чтобы стремиться его хотя бы отчасти контролировать. Вы можете достичь успеха лишь после того, как прекратите активное воздействие на свой внутренний мир и откажетесь от всякого вмешательства в происходящие там изменения.


Правильность пассивной установки можно попытаться определить самостоятельно. Ниже перечислены типичные вопросы, которые задает себе новичок, пытающийся медитировать прежде, чем необходимая установка была достигнута.

«Все ли я делаю правильно?»

«Сколько времени это займет?»

«Как определить – получается хоть что-то или нет?»

Озабоченность этими и подобного рода вопросами говорит о том, что вы пока целиком сосредоточены не на самом процессе, а на внешних результатах – пассивная установка отсутствует. Это указывает на ваш чрезмерно аналитический подход, что недопустимо. Чем больше вы станете размышлять над такими вопросами, тем меньше вероятность успеха.

Необходимо усвоить, что любого рода отвлекающие мысли являются совершенно нормальным компонентом вхождения в медитацию, и появление их неизбежно. Но при пассивной установке вы учитесь, распознавая отвлекающие мысли, безо всякого раздражения возвращать свое внимание к объекту концентрации.

Очень многие люди, недостаточно знакомые с природой и происхождением медитации, часто путают медитацию с конкретными формами ее использования.

Способы медитации представляют собой лишь набор приемов, заимствованных из древневосточной философии, иногда – в сочетании с современными релаксационными методиками.

Хотя медитация чрезвычайно широко используется в рамках отдельных специфических религий, утверждение, что медитации представляют собой религиозный обычай, равносильно тому, что вино является религиозным средством только из-за того, что во многих религиях оно используется для церемоний. Потому что медитация – это, прежде всего, эффективный способ успокоения разума, позволяющий как минимум уменьшить тревогу и снять стрессовое напряжение.

Неправильно могут быть поняты как теоретические, так и чисто практические аспекты медитации – это понятно, поскольку само понятие медитации, как видим, определить довольно нелегко. Однако всегда следует помнить о том, что медитация не есть физиологическое состояние. Она не является также каким-то особым психологическим состоянием, и мало отношения имеет к религии.

Если меня спросят, что важнее всего для достижения долгосрочных результатов, я без раздумий отвечу – внутренний контроль. Он не позволит эмоциям взять над вами верх, вы будете чувствовать себя гораздо увереннее и сможете продвигаться к намеченным целям, делая регулярные усилия.

Важнейший инструмент для развития внутреннего контроля – это медитация . Это слово может ассоциироваться у вас с эзотерическими практиками, однако это далеко не так. Медитация – это просто сосредоточение или концентрация на чем-либо. Чтобы овладеть этим инструментом необходимо знать, как медитировать.

Я занимаюсь медитацией уже больше двух лет, поэтому не понаслышке знаю о том, какой эффект она способна принести. Это действительно отличный способ поддержания внутреннего равновесия и развития чувства уверенности. Она помогает , лучше понимать собственные мотивы, а также заметно улучшает способность концентрироваться. Все это приводит к повышению продуктивности и способности не останавливаться на пути к целям.

7 этапов, как научиться медитировать новичку в домашних условиях

Когда вы начнете практиковаться, может сложиться ощущение, что медитация – это очень сложный процесс, который может получиться только у шаолиньских монахов. На самом деле, достичь совершенство в данном упражнении можно, как мне кажется, только через несколько десятков лет занятий, однако и неправильное выполнение несет много пользы.

Поэтому просто поймите, как правильно медитировать, и стремитесь к этому состоянию. А честно признаюсь, что мне самому далеко до идеала , однако я ощущаю огромный положительный эффект. Вы и сами его заметите, если будете сравнивать состояние в те дни, когда медитировали и когда пропускали занятия.

1 этап – примите решение

Психология человека устроена таким образом, что наилучший результат он будет получать только в тех случаях, когда полностью осознает свои действия, то есть понимает, к чему он стремиться и как именно это сделать. Поэтому постановка очень важна для достижения результата, ей не зря уделяют столько внимания.

Что касается медитации, то тут никаких целей ставить не нужно, вы просто должны принять решение о том, что будете ею заниматься. Можете сказать это вслух или просто мысленно представить, что данный инструмент позволит вам решить множество проблем и стать лучше. Важно осознать, зачем вы это делаете – только тогда будет получен действительно хороший результат.

2 этап – выберите место и время

После того, как вы сделаете осознанный выбор, необходимо задать критерии. В большинстве статей про то, как научиться медитировать, говориться о тихих и спокойных помещениях. Я согласен с данной точкой зрения, так как сосредоточиться в обстановке, когда вас ничего не отвлекает, действительно проще.

Однако далеко не у всех есть возможность находиться в таком помещении. Допустим, если вы мама в декрете, которую постоянно отвлекает ребенок или очень многое работаете, поэтому нет свободного времени, чтобы заглянуть в пустынное место. Что делать в таких случаях? Все просто: медитируйте, где будет максимально удобно.

В случае с мамой, это может быть место возле кроватки ребенка, после того, как он уложен спать и необходимо немного подождать. Если это работающий человек, то место медитации может служить общественный транспорт или даже душевая.

Это заметно усложняет задачу, поэтому я рекомендую первую неделю пробовать все-таки классические варианты с отдельной комнатой, где вас никто не отвлекает. Это необходимо, чтобы вы лучше поняли процесс и смогли сосредоточиться в обстановках, где присутствует множество отвлекающих факторов.

Что касается времени, то тут можно ориентироваться на:

  • Свободное время;
  • Время, когда вы только проснулись или ложитесь спать;
  • Время, когда вам нечем заняться (общественный транспорт, ненужные пары и т.д.);
  • Перед началом основной работы (отлично помогает сосредоточиться);
  • Временем между помодоро и т.д.

То есть, тут конкретных рекомендаций нет, но если придерживаться классическим правилам, то лучше всего медитировать с утра и в дневное время. Перед сном многие не рекомендуют это делать из-за прилива сил, связанного с концентрацией и ясностью ума. Однако у меня отлично получается засыпать и в этом случае. Если вы хотели понять, как медитировать дома, то начните с этого варианта, а затем подстройте график.

3 этап – определитесь с частотой занятий

Начинающие часто задают вопрос о том, как часто нужно заниматься. Нужно понимать, что медитация – это не спорт и тут нет периода суперкомпенсации, чтобы говорить о каких-то более или менее точных прогнозах. Опять-таки, в классическом варианте рекомендуется медитировать два раза в день по 10-20 минут. Обязательно ли соблюдать это правило? Конечно, нет.

Я рекомендуют вам начать с 5-10 минут один раз в день. Поверьте мне, даже такой частоты на начальном этапе хватит, чтобы вы прочувствовали результат. Позанимайтесь хотя бы неделю и сами все увидите. Затем попробуйте медитировать дважды в день, а также увеличивать время нахождения в медитативном состоянии. Вы сможете принять окончательное решение только после практики.

Лично я стараюсь медитировать каждый день, но делаю это не по расписанию, а когда мне необходимо сосредоточиться на каком-либо деле или принять решение. Также я стараюсь погружаться в это состояние с утра, чтобы настроить на весь день. Но, стоит отметить, что даже если я медитирую днем, разницы особой нет. А вот прекращение занятий сказывает практически моментально: 1-3 дня. Сразу наступает какая-то апатия, ничего не хочется делать, я больше откладываю дела на потом и т.д. Кстати, я заметил это только после 2 лет практики, так что данный опыт очень важен.

Также многие рекомендуют заниматься в одно и то же время. Якобы мозг будет настраиваться на занятие в выбранный временной промежуток. Я бы оспорил это утверждение, но оно не лишено смысла с другой точки зрения – вы выработаете привычку и вам будет гораздо легче заставлять себя медитировать. Если бы я писал книгу о том, как медитировать для начинающих, я бы тоже включил данный совет. Опять-таки, если у вас нет проблем с самодисциплиной, то можете проигнорировать его.

4 этап – окончательно подготовьтесь

Теперь более подробно рассмотрим процесс подготовки. Это важно, чтобы понять, как медитировать дома для начинающих. Вам необходимо поставить таймер. Это рекомендуется делать для того, чтобы самостоятельно отслеживать результаты и выявлять оптимальную продолжительность. Во время медитации время летит по-другому, поэтому позанимавшись полчаса вы с удивлением можете обнаружить, что прошло всего 10-15 минут (так было со мной вначале).

Конечно, можно обойтись и без таймера. Однако я рекомендую это делать хотя бы через месяц после начала занятий. Когда вы уже точно сможете понять, что достигли того эффекта, какого желали. Лучше все-таки фиксировать и анализировать продолжительность и результаты. Так у вас будет больше мотивации, и вы действительно сможете прочувствовать эффект.

Кстати, скоро выйдет просто очумительная статья о том, как сделать очень много дел и при этом не испытывать чувства лени. Если вы не хотите пропустить ее — подпишитесь на обновления .

Я рекомендую заниматься в тишине, однако подходящая музыка также может вам помочь. Что значит «подходящая музыка» — это классические композиции, обязательно без слов и желательно со спокойным мотивом. В интернете можно найти специальные треки, а также можно просто найти традиционные азиатские мотивы. Музыка очень важна, если вы, например, медитируете, пока едите в общественном транспорте на работу или учебу.

Также я рекомендую проветривать помещение. Дело в том, что во время медитации необходимо следить за дыханием. Если будет слишком душно, то результат может получиться негативным. Свежий воздух позволит вам расслабиться, охладиться и легче дышать. Конечно, данный пункт подходит только в тех случаях, когда нужно понять, как медитировать в домашних условиях.

5 этап – примите позу или как начать медитировать

Перейдем к практике. Займите максимально удобное положение. В классическом варианте предполагается поза лотоса (сидя на седалищных косточках, выпрямить спину, направить подбородок вперед, а ноги сложить таким образом, чтобы колени находились на бедрах). Однако это сложное положение, особенно для неподготовленного человека, да и не во всех местах можно позволить себе такое положение сидя, поэтому я предлагаю несколько альтернатив:

  • Сидя на ступнях (подогнуть под себя и сесть на пятки);
  • Сидя на стуле с прямой спиной;
  • Стоя, расправив плечи и выпрямив плоскость подбородка;
  • Просто удобное сидячее положение с прямой спиной;
  • Самое главное в позе в рамках статьи о том, как медитировать, это ровная спина и устойчивое положение.

Очень важно, чтобы поза было осознанной и ровной. То есть, выбрав какое-то положение, старайтесь придерживаться его в течение всего времени. Не сгибайте спину, даже если будет все болеть и ныть (со временем привыкните), не расслабляйте ноги и так далее. Это также важно и даже будет помогать вам, хоть вы и не сразу поймете это.

Йога сама по себе является медитационной техникой. Конечно, ее классическое представление, а не современные вариации для ленивых и особо ленивых. В отличие от других техник, здесь основная концентрация идет на теле и позах. Именно поэтому эффект от йоги сравнивают с эффектом от длительной медитации. Можете попробовать этот вариант, если есть возможность и желание. Скорее всего, я рассмотрю эту тему более подробно. Если не хотите пропустить – обязательно подпишитесь на обновления .

6 этап – как правильно медитировать для начинающих

Теперь подробнее поговорим о самой технике. Их существует огромное множество и при желании они все легко находятся в интернете. В рамках данной статьи я рассмотрю лишь основные и те, которые подходят для начинающих. Допустим, далеко не каждый сможет представить в уме огонь и полностью визуализировать эффект от него, однако такая техника есть.

Итак, в классическом варианте того, как медитировать в домашних условиях, необходимо следовать следующим шагам:

  1. Закрыть глаза;
  2. Глубоко вдохнуть;
  3. Очистить разум от всех мыслей;
  4. Сделать медленный выдох;
  5. Продолжить дыхательный процесс, концентрируя внимание на вдохах и выдохах;
  6. Следить за тем, чтобы разум оставался чистым;
  7. Если возникают какие-то мысли, их необходимо зафиксировать и убрать из разума;
  8. Вначале можно проговаривать про себя «вдо-о-ох» и «вы-ы-ыдох», однако лучше сосредотачиваться чисто на процессе;
  9. Внимательно отслеживайте ощущения, которые у вас возникают;
  10. Следите за тем, как поднимается живот и ребра, как очищается разум;
  11. Чтобы лучше понять, как медитировать новичкам, попробуйте вначале считать количество дыхательных цифрах – это позволит легче очищать разум;
  12. После того, как прозвенит таймер, сделайте еще несколько вдохов и выдохов и откройте глаза.

В идеале, после этого вы должны расслабиться и полностью очистить разум. Хотя так бывает далеко не всегда. Однако даже если вам кажется, что у вас ничего не получилось, ЭТО НЕ ТАК. Даже самые неудачные медитации приносят огромный эффект по сравнению с тем, если вообще не медитировать.

7 этап – постоянно улучшайте результат

Используйте технику концентрации на дыхании хотя бы неделю, перед тем, как перейти к другим варианта – концентрации на мантре, на теле или на какой-то мысли. Это позволит лучше понять и осознать процесс. Также вы можете:

  • Увеличить время нахождения в медитации;
  • Увеличить количество повторений в течение дня;
  • Постараться добиться лучшего эффекта;
  • Попробовать сменить место для медитации;
  • Отслеживать результаты для выявления лучшего варианта и т.д.

Помните, что нет какого-то конечного результата, который позволит сказать, что вы полностью освоили медитацию. Нет, это просто инструмент вроде того же «помодоро», с помощью которого вы сможете добиться гораздо большего и стать более спокойным, уравновешенным и уверенным в себе человеком.

Выводы

Чтобы понять, как правильно медитировать дома, необходимо сделать осознанный выбор, найти место и время для занятий, определиться с частотой, подготовиться, принять позу, выполнить сам процесс и сделать анализ результатов. В принципе, ничего сложного, необходимо лишь применять данную технику на практике.

Помните, что отсутствие видимого результата не означает, что его нет совсем. Возможно, я сейчас говорю, как какой-нибудь эзотерик, но эффект действительно есть. Особенно его заметят те, кто никак не может сосредоточиться или взять себя в руки. Пробуйте, пытайтесь и у вас обязательно все получится.

Если у вас остались вопросы о том, как научиться медитировать в домашних условиях, задавайте их в комментарии. Возможно, я что-то упустил и написал неправильно? Также отметьте это под данным постом. И не забывайте подписываться на обновления блога . Пока!

Медитация – основная практика, приводящая человека к состоянию Будды. Данная статья посвящена краткому изложению буддийского учения «Вишуддхи магга», повествующего о восьми стадиях медитации . Краткое пояснение этих стадий в статье сделано на основе текста замечательной книги Дэниэла Гоулмена - «Многообразие медитативного опыта».

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие, сознание, блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке, как символ высшей, исконной реальности, чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами (мастера медитации) используют духовные имена в связке с термином ананда. Например. Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой». Муктананда - освобождением. Брахмананда - Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации , как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. он свободен от всего. Умалчивают, как я полагаю, чтобы люди двигались хотя бы ради попутных целей. Ведь настоящая цель - это избавление от страданий. Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации - в нирване присутствует тончайшее блаженство, но это может быть уровень причинного плана (высочайший уровень на тонком плане), но никак не нирвана. Парадокс и в том, что даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно есть оно или нет, т.к. если начинаешь им увлекаться, то это уже не медитация , а блуждание ума, и блаженство ослабевает.

Любовь может привести Бхакти-йогина к недвойственности, когда он, не разделяя, видит во всем Бога и готов отдать Ему всего себя, но это еще не предел, и блаженство может стать искушением. Учение «Вишуддхи Мага» («Путь очищения» - один из основных буддийских текстов по медитации ) разделяет медитацию на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические переживания, почти всегда соответствующие пути практика в той последовательности, в какой они будут перечислены ниже.

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но сами мысли, как общий фон, еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных нашим органам восприятия, хотя они уже не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на который вы медитируете и мысли о самой медитации. Вы словно скачете от одной ментальной формы этого объекта к последующим формам до тех пор, пока не привыкаете к интуитивному созерцанию самого объекта. Из переживаний на этом уровне уже могут появляться ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

На первой ступени медитации , (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство, по переживанию схожее с оргазмом, но более тонкое, ровное и глубокое состояние. С вхождением в первую дхьяну импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли еще появляются, но уже не мешают. Однако еще может происходить отвлечение внимания на них и после - повторное возвращение к дхьяне.

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли и повторный возврат к «дхьяне» (медитации).

На третьей стадии медитации
, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации.

Четвертая стадия медитации характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до ощущения его полного прекращения. Когда мы дышим, мы вбираем в себя необходимую для тела энергию из пространства. И чем чище наши каналы, тем меньше воздуха нам нужно, и тем более спокойным становится наше дыхание.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность нирвикальпа самадхи, в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны - это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание хоть и не исчезает, но уже прекращает свою деятельность, что происходит, когда фактор осознавания различается, как несуществующий (см. статью «Реальности не существует »). На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения.

Восьмая стадия медитации
- состояние «ниродхи» - ни существования, ни отсутствия существования.

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, так как полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, ибо на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

На самом деле, мы должны всегда помнить, что теоретическая сторона не столь важна, как практическая, ибо она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Путаница в терминологии не должна вызывать никаких волнений. В практике разных людей, в зависимости от их кармы, могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой. Например, развитие и переход по стадиям медитации может происходить нелинейно (одна дхьяна за другой вплоть до переживания бесконечности), а тотально, когда ваша практика начинается с еле ощутимого переживания бесконечной скорости, которая по мере углубления медитации будет разворачиваться как переживание бесконечности. То есть вы сразу же сталкиваетесь с результатом, в его пока еще «семенной» форме, и вся дальнейшая практика медитации является своеобразным пестованием этого семени.

Высший пилотаж практики медитации - это «сахаджа самадхи», пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации, даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Насколько мне известно, идеалом хинаяны (южного буддизма) считается Архат – просветленное существо ушедшее в нирвану. В северном буддизме (Махаяна) идеалом считается просветленный Бодхисаттва, продолжающий перерождаться из сострадания к людям.

Практика медитации очень важна. Читая книги мастеров можно увидеть, как осторожно они относятся к словам, пытаются привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похоже на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства - все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.


Медитация означает быть в состоянии при отсутствии мыслей с полным осознанием.
Только с целью предварительного понимания различные последовательные стадии медитации могут быть отмечены следующим образом:
1. Вы начинаете с сознательного отслеживания естественного процесса дыхания. Это известно как анапанасати. (В управлении или манипулировании процессом дыхания нет необходимости.) В том случае, когда какая-либо мысль уводит ваше внимание от процесса дыхания, возвращайтесь к отслеживанию дыхания без борьбы с этой мыслью.

2. На следующей стадии добавьте своё сердцебиение в своё осознанное отслеживание наряду с процессом дыхания. Это осознавание двух аспектов. Затем наступает отслеживание всего тела наряду с процессом дыхания. Это известно как кайануапассана. Здесь вы осознаёте каждое событие внутри вашего тела.

3. На следующей стадии увеличивайте своё осознавание ещё больше, добавляя к нему отслеживание всех звуков как внешнего, так и внутреннего мира. Пусть ваше осознавание становится ещё более интенсивным и обширным. Пусть оно перерастает в многоаспектное осознавание, что означает быть осознающим многие аспекты одновременно. Вы осознаёте своё дыхание, своё сердцебиение, ощущения в своём теле, различные звуки как внутри, так и вовне. Вы также осознаёте то, как воздух обдувает вашу кожу, различные ароматы в комнате и т.д. Когда вы просто укрепляетесь в этом состоянии, третий глаз открывается сам по себе, и вы начинаете видеть вещи непосредственно. Это известно как випассана, или “особое видение”. Многие медитаторы сообщают о различных переживаниях на этой стадии, известных как переживания, относящиеся к третьему глазу.

4. С отслеживанием мыслей и дальнейшим обострением этого осознавания, укоренение в состоянии при отсутствии мыслей становится лёгким. При этом выстраивается энергетический резервуар, так как отсутствует рассеивание энергии думающим умом. Когда вы всё больше и больше просто остаётесь в этом состоянии, энергия выстраивает пики, и затем она ниспадает обратно на себя. Это переживание просветления, при котором осознавание начинает осознавать само себя.
Благодаря этому становится возможным многомерное осознавание, и вы можете видеть различные вибрирующие вселенные (эфирную, астральную, каузальную (причинную) и т.д.), которые сосуществуют все одновременно, своим “множественным видением”. Это приносит понимание многообразия различных вибрирующих вселенных – грубых, тонких и наиболее утончённых. Вы понимаете все эти “согласованные реальности” как временные иллюзорные явления и отбрасываете все эти переживания прошлого, оставаясь полностью укоренившимися в нынешнем моменте. Это ниббана (на языке пали), или нирвана (на санскрите), – состояние при отсутствии желаний.

Чем выше интенсивность, тем меньше то время, которое требуется для прогресса в медитации.