Эксперименты с хлебом. Исследовательская работа на тему "образование плесени на хлебе"

Повторим, в чем состоит вред дрожжей:

Они способны проникать в кровоток, а значит, в любые органы.

Чужеродные грибы создают свою среду, а значит, подстраивают организм под себя.

Симбиотная (здоровая) микрофлора угнетается, а патогенная расцветает.

Дрожжи в процессе свое жизнедеятельности выделяют митотоксины.

Организм становится легкодоступным для чужеродных бактерий и вирусов.

Создаются идеальные условия для развития раковых клеток.

Однако перечисленные факты никого даже не настораживают, и всё «цивилизованное» общество продолжает дружно шагать в никуда. Отдельные приверженцы биосферы пытаются что-то объяснить больному обществу, но их голоса звучат слабо на фоне оголтелой пропаганды техногенной системы. У системы имеется целая армия ее защитников – я их называю «троечники». Это серые посредственности, которые торжествуют и составляют основу системы – немыслящую, бессознательную массу.

Вокруг проблемы с дрожжами сейчас наблюдается противостояние между приверженцами биосферного направления и техносферными «блюстителями». Приверженцы природных принципов не могут перекричать троечников от науки, которые пользуются тем, что аргументы их противников, надо признать, довольно спорные. Например:

Дрожжи изобрели в гитлеровской Германии, чтобы извести советский народ.

Это не совсем так. Нацисты занимались разработкой биологического оружия, пытаясь вырастить агрессивный грибок на основе человеческих костей, только довести до конца свои разработки не успели. А дрожжевой хлеб сейчас уже потребляет и сама Германия, и весь остальной мир.

В производстве дрожжей используется длинный список всевозможной химии.

Сейчас в любом пищевом производстве используется много всякой химии, в том числе моющие средства и реагенты.

Дрожжи не погибают при выпечке, потому что они термофильные.

Дрожжи были названы термофильными, поскольку, в отличие от природных грибков, они выживают при температуре 42 градуса по Цельсию. Но при более высоких температурах они погибают. И это является основным аргументом троечников от науки.

Однако есть один нюанс, о котором системная наука предпочитает умалчивать. Дрожжи при выпекании, может, и погибают, а вот их споры, очевидно, нет. Троечники почему-то забывают, что споры грибков могут быть очень устойчивы к внешним воздействиям.

Дабы не ввязываться в бесплодные дискуссии, я решил провести конкретный эксперимент. Взял хлеб 4 видов:

1. Магазинный белый батон

2. Магазинный «бездрожжевой»

3. Домашний дрожжевой

4. Домашний на закваске

Отрезал по кусочку, положил каждый в отдельный стерильный пластмассовый контейнер с герметичной крышкой и брал в тёмное место при комнатной температуре. Через 2 недели извлек все кусочки и сфотографировал. Выводы следующие:

На белом батоне присутствует плесень 4 видов: белая, желтая, зеленая, черная.

Магазинный хлеб, который идёт под маркой «бездрожжевой», скорее всего таковым не является, или производится по технологии, которая ничем не лучше. Производители и торговцы, похоже, вконец заврались.

Домашний дрожжевой хлеб выглядит еще страшнее магазинного, якобы «бездрожжевого». На нём присутствует всё та же плесень, что и на белом батоне.

Домашний хлеб на закваске не изменился – ни внешне, ни по вкусу – я его съел.

После этого, хотите спорьте, хотите нет, но можете пробовать сами провести тот же эксперимент и убедиться, какая шикарная плесень произрастает на дрожжевом хлебе. И даже неважно, какого рода эта плесень. Важен сам факт. А точнее, наличие двух фактов:

1. В дрожжевом хлебе плесень безусловно присутствует.

2. Дрожжевой хлеб – прекрасная среда для развития плесени.

Во многих вузах на биологических факультетах задают студентам задания по выращиванию плесени. И задают их не ради забавы, а ради биологического эксперимента и эффективной учебы студентов. Поэтому очень большое число студентов биологических факультетов задают себе подобный вопрос: «А как вырастить плесень?». Перед тем как начать выращивание плесени на любом продукте питания, следует хорошенько осознать, с чем вы имеете дело. Плесень – это не что иное, как обычные микроскопические грибы, плодовые тела которых способны развиваться в любой питательной среде. Поэтому выращивание плесневых грибов не составит особого труда.

Почему именно хлеб и откуда на наших продуктах питания плесень?

В быту мы очень часто замечаем разные виды плесени на различных продуктах и предметах. Плесень образуется специальными грибками, многие вещества которых люди научились использовать в свою пользу. Также много веществ плесневых грибов люди используют для приготовления медицинских препаратов и продуктов. Для размножения микроскопических грибков (а это именно и есть плесень) необходимы специальные условия, хотя много видов грибов отлично размножаются и в условиях, оптимальных для человека. Почему лучше всего для выращивания плесени использовать хлеб? Дело в том, что грибки быстрее размножаются в среде, богатой на углеводы, а также в теплой и влажной среде. Именно поэтому картофель, фрукты и хлеб – это идеальные места для развития плесени.

Процесс выращивания плесени на хлебе

Как вырастить плесень на хлебе? Чтобы получить идеальную питательную среду для плесени (хлеб) не обязательно сразу же бежать в магазин за свежим батоном или булочками, вполне подойдет старый кусок хлеба. Обратите внимание, что лучше использовать белый сорт хлеба, ведь так будет лучше заметно процесс размножения грибков. Чтобы ускорить образование плесени, эксперимент лучше всего проводить в теплом и влажном помещении. Если же необходимо замедлить процесс размножения – поставьте хлеб в холодную и сухую среду. Процесс выращивания плесени на хлебе состоит из двух шагов.

Шаг 1. Сначала необходимо взять небольшой кусочек хлеба, намочить его в воде и накрыть полиэтиленовым пакетом. Пакет лучше выбирать светлый, ведь через него будет хорошо виден процесс образования плесени.

Шаг 2. Далее нужно поставить этот пакет с хлебом в темное место. Уже через несколько суток будут заметны первые появления спор грибов. Вначале они будут проявляться в виде малозаметных и светлых пятен, однако уже через некоторое время они станут темнее и постепенно накроют всю хлебную поверхность. Еще через несколько дней плесень обретет зеленый оттенок, затем потемнеет и в конце станет совсем черной. Такой процесс означает, что грибам очень хорошо живется в данной среде и они решили увеличить колонию, продлив свой род при помощи собственных спор.

Важно помнить, что наличие плесени на продуктах питания означает то, что этот продукт был экологически чистый и пригодный для употребления. Грибы не будут развиваться в загрязненной среде. Кстати, обычный пресной хлеб быстрее плесневеет, чем всякие булочки и другие сладкие мучные изделия. Возможно, это объясняется наличием у сладких изделий консервантов, которые притормаживают развитие плесневых грибов. Хочется верить, что эта статья помогла вам вырастить плесень для вашего эксперимента без труда и вопрос «Как вырастить плесень в домашних условиях?» вас больше не побеспокоит.

Плесень — видео

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области»

Исследовательская работа

« Домашние условия хранения хлеба»

Работу выполнила:

Ракитянская Анастасия

Учащаяся 2 класса

Руководитель: Шашаева Ю.К.

Учитель начальных классов

2014 год

1. Введение.

1.1. Актуальность исследования

1.2. Гипотеза

1.3. Цель и задачи исследования……………………………...3

1.4. План работы……..…………………………………………4

2. Основная (теоретическая) часть.

2.1. История возникновения хлеба на Руси……………………4

2.2. Какое значение имел хлеб и как его пекли………………..5

2.3. Болезни хлеба………………………………………………..8

3. Практическая часть.

3.1.Результаты анкетирования учащихся класса……………….9

3.2. Описание опыта…………………………………………..9-10

3.3. Результаты исследования………………………………….11

4.Заключение (выводы) ……………………………………11-12

4. Список источников (литература) …………………………13

5. Приложение …………………………………………………..14

1. Введение.

Много веков хлеб являлся неотъемлемой частью трапезы. Сейчас существует столько разновидностей хлебобулочных изделий, что они могут удовлетворить любой, даже самый взыскательный вкус. Сегодня мы не представляем себе свою жизнь без хлеба.

У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу насущному. «Хлеб всему голова», «Хлеб на стол, так и стол-престол, а хлеба ни куска – и стол – доска». В этих народных пословицах и поговорках отразились любовное и бережное отношение человека к хлебу. Недаром его ласково называли «Хлеб наш батюшка».

По обычаю издревле на Руси встречали гостей хлебом - солью.

Такое уважение хлеб заслужил благодаря своим ценным качествам. Самый простой хлеб включает в себя почти все нужные человеку питательные вещества. Одна интересная особенность хлеба – он не надоедает и не перестаёт быть полезным, даже будучи чёрствым. Давно доказано, что употребляя только хлеб, организм получает все необходимые для полноценной жизни вещества.

1.1. Актуальность исследования:

Хлеб храниться 2-3 дня, а затем зачерствел, потерял вкус и аромат. Очень жаль, ведь не секрет, что хлеб на сегодня стоит недёшево.

В нашей семье принято хранить хлеб в хлебнице. Но там он быстро черствеет и на нем даже появляется плесень. Такой хлеб мы отдаем на корм домашним животным.

Я задалась вопросом «Страшны ли болезни, которыми болеет хлеб?». Но главный вопрос моего исследования: «Каким способом нужно хранить хлеб в домашних условиях, чтобы он максимально дольше оставался пригодным для приема в пищу?»

1.2. Гипотеза: если определить наиболее благоприятные условия хранения хлеба, то хлеб может сохранить свой вкус дольше и лучше.

1.3. Цель: выяснить оптимальные условия хранения хлеба в домашних условиях.

Задачи:

- Изучить необходимую литературу о хлебе.

Изучить состав и пищевую ценность хлебобулочных изделий.

- Провести анкетирование среди учащихся класса.

Провести исследования по определению наиболее благоприятных условий хранения хлеба в домашних условиях.

Объект исследования: хлеб

Предмет исследования : хранение хлеба в домашних условиях

Методы исследования: анализ, опрос, анкетирование, наблюдение, сбор информации из разных источников.

1.4. План работы:

1. Провести анкетирование среди учащихся класса.

2. Изучить литературу об истории возникновения на Руси, о его значении, полезных свойствах и болезнях.

3. Провести исследование по хранению хлебобулочных изделий в разных условиях.

2.Основная часть.

2.1. История возникновения хлеба на Руси.

История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Ведь практически все славянские племена имели особый обычай - считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Именно хлеб считался связующим звеном между народами.

Времена меняются, появляются новые поколения, однако хлеб также остается кормильцем и главным элементом культуры русского народа. Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда было сопряжено с присутствием хлеба на столе. Издавна было принято, прежде, чем начинать есть хлеб, разломать его и раздать всем присутствующим. Также существовала традиция - следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства.

Детей учили с детства относиться к хлебу не просто, как к еде, а ценить хлеб, любить его также, как и к Родине, Матери и Отцу. Детям с малого возраста объясняли, что ценность хлеба очень велика, так как появляется он благодаря нелегкому труду 120 профессий.


По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод.
Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо взрастают, особенно на подготовленной и взрыхленной, предварительно политой почве. При этом, они увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, в итоге возможно получить внушительный урожай.

Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба. Известно, что в примитивном своем виде, хлеб напоминал кашицу из зерновых, которые обычно были не доваренными. Люди считали, что полусырое зерно дольше усваивается организмом, и ощущение сытости сохраняется более продолжительное время.

Стоит отметить, что пшеница в древние времена была дикорастущей, поэтому людям очень сложно было очищать злаковые колосья. Люди стали думать, как лучше отделять зерна, чтобы успеть собрать как можно больше урожая. Далее предки стали замечать, что подогретые зерна легче отделяются от шелухи, а если зерна подержать подольше над огнем, то каша получается намного вкуснее. Именно поэтому люди стали вырывать ямы, размещая в нем горячие камни. На этих камнях и происходило подогревание зерен.
Историки утверждают, что примерно семь тысяч лет в культуру народов прочно вошли традиции по выращиванию и культивации злаковых. Постепенно процесс перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен. Люди принялись выпекать хлеб, который мало напоминал современный вид хлеба.

Многие историки и археологи считают, что мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. По время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые источали приятный аромат и имели насыщенный вкус.

Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки и выпекание хлеба внесли новый веток в развитие культуры древних людей. Появление хлеба привило им любовь к той земле, которая дает им урожай и позволяет не умереть с голода. По мнению историков, это способствовало тому, что люди стали селиться на плодородных почвах, закладывая сначала селения, затем деревни и города.

2.2.Какое значение имел хлеб и как его пекли.
Возникновение дрожжевого хлеба также имеет свою историю. Многие историки считают, что дрожжевой хлеб появился в Египте, где рабы научились разрыхлять злаковую смесь с помощью дрожжевых грибков, которые при оптимальных условиях способствовали брожению теста. Древние люди изучали хлеб, который в разрезанном виде имел множество маленьких полостей, за счет которых тесто становилось воздушным и мягким.
Эти пузырьки получались в результате появления углекислого газа, выделявшегося в результате молочнокислого брожения. Освободившийся углекислый газ придавал пористость и пышность тесту. Также древние люди заметили, что дрожжевой хлеб остается намного дольше свежим, вкусным и очень пышным.
Древние египтяне выпекали хлеб в виде пирамид, корзинок, сфинксов. У них также было принято печь круглый хлеб, продолговатый или в виде большой рыбы. Каждую форму украшали фигурками животных и птиц, например, формой курицы, индюка или собаки. Чуть позже египтяне научились выпекать сладкий хлеб, добавляя в тесто мед, а также молоко.

Вскоре этот хлеб стали печь римляне и греки, для которых дрожжевой хлеб считался одним из самых изысканных блюд. Это блюдо было доступно только для самых богатых и знатных людей. А для бедных крестьян, рабов и черни готовили хлеб из грубого помола, который был не вкусным, жестким и очень плотным.
В те времена спортсмены Олимпийских игр питались особенно, поэтому для них специально готовили особенный хлеб, из качественно перемолотой муки. Этот вкусный и пышный хлеб они ели вместе с запеченной рыбой и поджаренным мясом.

Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись также, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Историки доказывают это тем, что летописи и скорописи изображали хлеб вместе с солнцем. Хлеб воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали его одним из основных блюд на столе господ.

В Греции большим наказанием являлось, если человек отведал блюда без хлеба, по их мнению, за это человек должен был получить жестокое наказание богов. К примеру, для Индии было характерно не давать провинившемуся человеку хлеб в течение какого-либо времени. Считалось, пренебречь хлебом, значило нанести хозяину дома самое ужасное оскорбление.

Долгое время хлеб считался не только деликатесным блюдом, но и лекарственным средством, которое излечивало людей от многих болезней того времени. Знахари рекомендовали нюхать свежеиспеченный хлеб, если человек жаловался на какие-либо простудные заболевания, например, насморк. Люди также заметили, что подсохший черствый хлеб являлся прекрасным лекарством от заболеваний желудочно- кишечного тракта.

Хлебу отводили особое значение в культуре, а пекари пользовались большим уважением у населения. Учитывая, что мука доставалась древним людям особенно тяжело, поэтому люди не прощали пекарям неудачное выпекание хлеба. Если хлеб получался низким, черствым или подгорелым, пекарю позорно сбривали волосы, наказывали множеством ударов плетьми, выставляли на обозрение на площади или отправляли в суровые места на временное проживание.
В случае, если пекаря был убит, убийцу судили со всей строгостью. Люди, которые занимались выпеканием хлеба, держали рецепт приготовления в секрете, передавая особенности изготовления от отца к сыну. Успешному пекарю, который знал толк в выпекании хлеба, традиционно ставился памятник. До сих пор во многих европейских городах сохранились надгробия с памятниками, которые ставили в честь выдающихся пекарей, основателей знаменитых пекарен.

В каждой стране хлеб почитали по-своему, к примеру, в средневековом Риме было принято украшать вход в помещение, где выпекали хлеб. Из дерева, а также металла вырезали красивые булки, караваи, крендели, которыми украшали всю пекарню, особенно вход. Они служили символами пекарен.

История хлебопечения.
Судя по археологическим раскопкам, историки утверждают, что хлебопечение активно стали вести три тысячи лет назад, во времена развития Триполя. Именно к этой культуре относились древние славяне, в частности украинцы. Известно, что люди, проживающие на правобережье территории современной Украины, активно выращивали зерновые культуры. Проведенные на этой территории раскопки помогли обнаружить глиняные сосуды для хранения зерна, а также большие специальные хранилища, где держали собранный урожай.

Проведенные раскопки на Урале также свидетельствовали о хлебопечении, на что указывали найденные остатки глиняных печей, прообразы серпов для сбора урожая, специальные зернотерки, используемые древними славянами для измельчения зерна. В Вологодской области были также найдены доказательства хлебопечения, а также окультуривания диких зерновых культур, таких как, рожь и пшеница. На Руси выпекание хлеба считалось очень важным, серьезным и почетным занятием, при этом качество изготавливаемого хлеба строго контролировалось.

Поэтому в средневековье существовали специальные службы контроля качества хлеба, функции которых выполняли хлебные приставы. Они ходили по хлебным лавкам, гуляли по рынкам, где они проверяли качество хлеба. При условии существования каких-либо нарушений, приставы выписывали штраф провинившимся пекарям. Существовали на Руси избы, где выпекали хлеб, а также настоящих дворцов, в которых пекари выпекали много ароматного мягкого хлеба, который скупала вся округа.

Выпекание хлеба считалось очень тяжелым занятием, которым занимались пекари тех времен. Ситуация кардинально изменилась только в девятнадцатом веке. Автоматизация процесса помола муки и вымешивания теста значительно облегчила работу пекарям. В это время появились механические месилки хлебного теста, автоматизированная линия разделки теста и выпекания.

Каждый владелец хлебопекарен был убежден, что люди никогда не насытятся хлебом, поэтому его всегда будет не хватать. Также известно, что хлеб невозможно чем-либо заменить. Стоит вспомнить трагические годы 30-х годов на Украине, когда были совершены массовые правительственные репрессии в отношении крестьян. Власти забрали весь хлеб у крестьян, чем довели их до голода. В тот период времени голод унес жизни миллионов крестьян, которые были истощены голодом и совершенно не могли заниматься посевом и сбором урожая. Погибло очень много детей, которые были наиболее слабыми. В колхозах власти принимали решения закрывать пекарни, изымали зерна из хранилищ. Власти знали, что крестьян можно легко истребить, нужно лишь забрать у них самое главное - хлеб.

С большим трудом выжившие крестьяне стали снова выращивать урожай, восстанавливая свои пекарни. Однако нападение Гитлера снова нанесло огромный удар по зерновому хозяйству, которое так и не успело восстановиться. Враги в первую очередь разбомбили все поля и пекарни. Нехватка хлеба заканчивалась голодной смертью для населения. Однако государство заставляло из последних сил выращивать урожай для солдат на фронте, которые сражались за свою родину. Хлеб также везли блокадному Ленинграду, в котором умирали от голода миллионы людей.

В военные годы блокадный хлеб состоял из 15% бумаги, 9% жмыха, 3% остатков из мешков, 1,5% пыли от обоев, 1,5% хвои и т.д. Формы для выпекания смазывали соляровым маслом. Такой хлеб отправляли на фронт и в блокадные города.

После окончания войны, в первую очередь все силы были направлены на повышения урожайности, от которой зависела жизнь народа - победителя.

Таким образом, ценой хлеба являлась человеческая жизнь. На Руси всегда хлеб считался настоящим народным сокровищем, в котором заложен труд целого народа. Именно поэтому в России к хлебу всегда испытывали огромное уважение и почитание.

2.3. Болезни хлеба.

1.Картофельная болезнь - это наиболее распространенное заболевание хлеба. Возбудителем ее являются спорообразующие бактерии, относящиеся к подвиду Вас. subtilis (картофельная палочка), которые распространены в почве, воздухе, растениях.

Картофельная или как ее еще называют, «тягучая» болезнь хлеба в основном наблюдается у пшеничного хлеба с низкой кислотностью.

В хлебе с проявлением картофельной болезни резко возрастает количество альдегидов и других соединений с резким гнилостным запахом, мякиш становится влажным и липким с образованием нитей при разламывании хлеба. При хранении в теплых и влажных условиях наблюдается более резкие изменения: мякиш принимает коричневую или желто-бурую окраску и резкий специфический неприятный сладковатый запах.

Болезнь обычно развивается в пшеничном хлебе летом, когда температура воздуха достигает 30 °С и выше. Употребление в пищу зараженного хлеба вызывает расстройство пищеварения. Ржаной хлеб, имеющий более высокую кислотность, не подвержен этому заболеванию, так как споры картофельной палочки в кислой среде не развиваются. Хлеб, зараженный картофельной болезнью, в пищу непригоден.

2. Плесневение хлеба. Это наиболее распространённый вид порчи хлеба. Плесневение чаще всего наблюдается при неправильном режиме хранения6повышенной температуре и относительной влажности. Вызывают его грибы (пенициллы). Хлеб, заражённый плесенью, имеет неприятный запах и вкус. Поэтому заплесневелый хлеб в пищу непригоден.

3. Фузариос (растительный СПИД). Наличие в пшенице розовых зёрен. При попадании через пищеварительную систему в кровь человека действует как яд.

4. Металлическая болезнь (производственная) Может случиться, когда на хлебокомбинате используется оборудование из металла, который менее тверд, чем зёрна пшеницы. Употребление такого хлеба может привести к язве желудка.

3. Практическая часть.

3.1. Результаты анкетирования среди учащихся класса.

Цель анкетирования: узнать способы хранения хлеба в семьях учащихся класса, выяснить условия утилизации непригодного в пищу хлеба (что делают с черствым или заплесневелым хлебом)

После обработки данных, были получены следующие результаты:

1.Ваше отношение к хлебу. – 100% положительное

2.Какой хлеб вам больше нравится? – черный – 30 %, белый – 70 %

3.Условия хранения хлеба у вас дома.

На столе в пакете – 20 %

В холодильнике – 30 %

В хлебнице – 50 %

3.2.Описание опыта.

70 % семей опрошенных учащихся предпочитают ежедневно употребляют в пищу пшеничный (белый) хлеб.

Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему

«Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб»

Цель: выявить и показать экспериментально условия, при которых дрожжевое тесто начинает расти и подниматься, через интеграцию по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Основная идея занятия - воспитание интеллектуально развитой личности посредством активизации познавательной деятельности через экспериментальную деятельность.

Программные задачи:

  • Познакомить со способом приготовления дрожжевого теста;
  • Сформировать конкретные представления о дрожжах и их свойстве выделять углекислый газ;
  • Расширить представления детей о свойствах дрожжей
  • (Могут храниться годами, питаясь сахаром, могут вырастать);
  • Развивать любознательность у детей, мыслительные операции: делать выводы, выбирать способ действия, складывать целое из частей.
  • Воспитывать аккуратность в работе;
  • Обогащать и расширять словарь детей.
  • Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

Формы обучения : игровая, практическая, наглядные, словесная, исследовательская

Материально-техническое обеспечение: инновационный микроскоп, экран, компьютер, проектор, емкости для замешивания теста, чайные ложки, дрожжи, сахар, соль, мука, вода, цветные картинки, банка с тестом, опара.

Обогащение словаря: «опара», «дрожжевое тесто», «углекислый газ», «элеватор», «комбайн», «комбайнер», «зернохранилище», «хлебопекарь».

Активизация словаря: загадки, пословицы, слова-превращения, правила, повторение 2-х сложных слов.

Методы и приемы: наблюдение, эксперимент, анализ, беседа, загадки, рассказ, показ иллюстраций, опытно-экспериментальная деятельность.

Этапы исследования:

1. Сбор информации. Беседа о том, как дрожжи поднимают тесто.

2. Подготовка сухих дрожжей, воды, сахара, соли, муки – для проведения экспериментов.

3. Зрительно исследуем через микроскоп ингредиенты теста.

4. Замешиваем дрожжевое тесто.

5. Выпекаем хлеб из приготовленного детьми теста.

6. Пробуем испеченный хлеб.

7. Анализируем, делаем выводы по проделанной работе.

8. Пробуем свежий хлеб.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Обратите внимание ребята, сегодня я к вам пришла не одна, со мной мои помощники: чудо- печка, микроскоп, который видит невидимые вещества увеличивает, а волшебный экран их показывает. А вы хотите узнать как волшебниками стать? (Да) Чтобы стать настоящими волшебниками нужно повторить за мной слова-превращения:

«Покружись, покружись и в волшебника превратись»

Если вы отгадаете загадку, то узнаете, над чем мы с вами будем сегодня колдовать:

Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу. (Догадались? Нет, тогда слушайте дальше).

Надоела мне квашня, посадите в печь меня.

Дети : Тесто.

Воспитатель : А для того, чтобы увидеть, как тесто становится волшебным, нужно надеть на банку магическую перчатку, а потом мы с вами увидим, что произойдет.

Знаете, ли вы из чего состоит тесто? (перечисляют) Ребята, сейчас найдите на своих столах дрожжи. Потрогайте. Какие они? Понюхайте. Чем пахнут дрожжи? На что похожи они? Как вы думаете, для чего они?

(сухие безжизненные шарики)

Посмотрите сейчас на волшебный экран.

Показ сухих дрожжей через микроскоп.

Воспитатель : Что вы видите? Какие они? Действительно ли они круглые?

На что похожи сухие дрожжи?

Да, правильно, сухие дрожжи похожи на мелкие крупинки, на маленькие безжизненные шарики.

Воспитатель : - Но мы же с вами находимся в волшебной лаборатории, давайте попробуем накормить наши сухие безжизненные шарики

  • сначала сахарком (насыпаем сахар под загадочную музыку)
  • добавим водички (добавляем воду под музыку)
  • и немного муки насыпим
  • начинаем всё мешать

Как вы думаете, что произойдёт с дрожжами после того как мы их покормили сахарком, напоили колдовской водой и мукой присыпали.

(ответы детей)

Сейчас нам поможет микроскоп.

Рассматриваем опару через микроскоп

Запаситесь всем необходимым. Чтобы вырастить плесень на хлебе, вам понадобятся следующие материалы: ломтик хлеба (подойдет любой сорт), плотно закрывающийся пластиковый пакет, бутылка с распылителем и вода. Можно использовать любой вид хлеба, однако имейте в виду, что некоторые сорта с длительным сроком годности содержат консерванты, которые замедлят рост плесени. На свежем хлебе плесень растет быстрее.

  • Хотя можно обойтись и без бутылки с распылителем, она поможет равномерно увлажнить хлеб мелкими брызгами воды.
  • Прежде чем приступить к эксперименту, наполните бутылку водой.
  • Если у вас нет пластикового пакета, вместо него можно использовать любую прозрачную плотно закрывающуюся емкость. Герметичность предотвратит попадание плесени наружу, а прозрачность необходима для того, чтобы вы могли наблюдать за ростом плесени. Подойдет старая пластмассовая или стеклянная банка.
  • Побрызгайте на хлеб водой. Возьмите бутылку с распылителем и слегка опрыскайте хлеб водой. Хлеб не должен промокнуть - просто распылите на него немного влаги, чтобы стимулировать рост плесени. Достаточно один раз брызнуть на него из распылителя.

    • Можно создать влажную среду и другими способами:
      • Положите в пластиковый пакет вместе с хлебом влажное полотенце.
      • Побрызгайте водой лишь на кончик хлебного ломтика.
      • Распылите воду внутрь пакета, а не на сам хлеб.
  • Запечатайте хлеб в пластиковом пакете. Положите ломтик хлеба в пластиковый пакет и плотно закройте его. В течение всего последующего эксперимента следует держать пакет закрытым, чтобы из него не просочились споры плесени, которую вы выращиваете на хлебе.

    • Если у вас аллергия, не следует проводить данный опыт, поскольку он может вызвать осложнения.
  • Положите хлеб в теплое влажное место. Плесень хорошо разрастается в теплой среде с повышенной влажностью воздуха. Выберите теплое место в доме и положите туда пакет с хлебом. Повышенную влажность внутри пакета вы уже создали.

    • Плесени не требуется солнечный свет для роста, она получает необходимые питательные вещества из хлеба. Именно поэтому плесень часто заводится в темных влажных местах (например, в подвальных помещениях).
  • Наблюдайте за ростом плесени. Ежедневно проверяйте хлеб и следите за ростом плесени. Должно пройти около 7-10 дней, прежде чем вы заметите явные признаки плесени. На некоторых сортах хлеба плесень может появиться уже через 5 дней. Помните о том, что на свежем хлебе плесень появляется быстрее, чем на тех сортах, которые предназначены для длительного хранения и поэтому содержат консерванты.

    • Если вы заметите, что хлеб высох, добавьте в пакет еще немного воды. Прежде чем распечатать пакет, наденьте резиновые перчатки и защитную маску, чтобы защититься от спор плесени.