Дуалистическая монархия. Формы монархического правления

Как видно из содержания предыдущей главы, абсолютная монархия, хотя и продолжает действовать в качестве формы правления в некоторых государствах Востока, все-таки постепенно вырождается. Современные демократические веяния проникают в глубину монархической системы и разрушают ее изнутри. Чтобы не потерять власть и устоявшуюся форму правления, правители вынуждены идти на введение определенных ограничений против своей собственной власти. Наиболее распространенными способами являются дарование или принятие конституции: монарх дарует или народ принимает путем референдума. Так и формируется конституционная монархия. Но здесь важно заметить, что отсутствие конституции как единого документа не исключает возможность существования конституционной монархии. Под данным словосочетанием, в первую очередь, понимается не формальное наличие конституции, а реально установленный и действующий конституционный строй в государстве. Ярким примером может служить Великобритания. Конституция может в различной степени ограничивать полномочия монарха. Полностью, вплоть до того, что монарх «играет» лишь формальную роль в государстве (Великобритания), и формально, где власть правителя осталась прежней (Саудовская Аравия).

Конституционная монархия -- форма правления, при которой власть монарха ограничена в некоторых или во всех сферах государственной власти таким образом, что он не обладает верховными полномочиями в данных сферах.

Исходя из этого, мы можем сказать, что конституционная монархия служит своеобразным антиподом абсолютной. Разница бывает настолько велика, что иногда трудно отличить, где монархия, а где республика. Например, в последнее время все чаще ту же Великобританию стали называть «почти республикой». Однако истинный англичанин, услышав подобное выражение, может очень сильно обидеться, так как с национальными и религиозными чувствами людей нужно весьма аккуратно «обращаться», а шутить можно только лишь «со знанием дела».

Конституционную монархию принято делить на два вида:

1. Дуалистическая

2. Парламентарная

Рассмотрим каждый из видов более подробно.

Дуалистическая монархия

Исторически сложилось, что данная форма монархии служит переходной стадией от абсолютной к парламентарной. Дуалистическая монархия появилась в XVIII веке в результате компромисса между «растущей» буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества. В связи с этим, она обладает, примерно в равной степени, чертами и особенностями двух других видов монархии. Она является, образно говоря, синтезом между ними. Из этого следует вывод, что:

Дуалистическая монархия - разновидность конституционной монархии, которой присущи черты как абсолютной, так и парламентарной монархий.

Из определения становится понятно: чтобы разобраться и понять сущность такой формы монархии, нужно узнать, «чьих» черт больше в ней, какие из них преобладают.

Начнем с тех, которые сохранились и успешно «перешли» от абсолютной монархии:

Монарх имеет верховенство в судебной власти.

Монарх имеет верховенство в исполнительной власти.

Монарх формирует и контролирует деятельность правительства.

Монарх издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом.

Монарх имеет право отлагательного вето по отношению к законам парламента, то есть без его утверждения закон в силу не вступит.

Монарх может распустить парламент.

Монархия является наследственной.

Выходит, что по сравнению с абсолютизмом, произошли не такие уж большие изменения. Правитель утратил свое влияние только лишь в законодательной сфере. Однако подобное ограничение, как показала история, оказалось весьма существенным.

Черты, присущие парламентарной монархии, следующие:

Монарх не имеет право самочинно вводить новые налоги.

Монарх не имеет права изменять старые и вводить новые законы без согласия на то парламента.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными.

Внесение подобных изменений в строй абсолютной монархии требовала богатая буржуазия, которая стремилась усилить свою власть в государстве и расширить свои полномочия. Самым главным рычагом влияния парламента на действия монарха стало то, что парламент утверждал государственный бюджет. Это говорило, о том, что правитель утрачивал единоличную экономическую власть, а также не мог расходовать средства государственной казны по своему личному усмотрению или, тем более, в личных целях. Но поскольку бюджет утверждается только один раз в год, то время влияния парламента на монарха весьма недолгосрочно.

В других государственных сферах также есть разграничение влияния между монархом и парламентом, но они не столь значительны.

Таким образом, можно сделать вывод, что в дуалистической монархии, несмотря на присутствие и значительное влияние черт парламентарной, превалируют характерные особенности абсолютизма. Как правило, в чистом виде такая форма монархии долго не существовала. Она постепенно приобретала черты парламентарной и, с течением времени, переходила в нее. Однако все же есть государства, в которых установлена чистая дуалистическая монархия, это: Иордания, Кувейт (также относят и к абсолютной монархии), Люксембург, Монако, Лихтенштейн, Объединённые Арабские Эмираты. Существует также ряд отдельных стран, где дуалистическая монархия «смешалась» с парламентарной, то есть приобрела ее характерные черты, но способ управления государством практически не изменился или вовсе остался прежним. К таким странам мы относим: Марокко, Иорданию, Таиланд, Непал, а также Малайзию.

Если говорить о роле монарха, то, по сравнению с абсолютизмом, его незыблемый авторитет и государственная значимость снизились. В первую очередь это выражается в том, что у народа появилась альтернатива действующей власти в «лице» парламента. Появляется определенная свобода действий в культурных и других государственных сферах. Политический режим характеризуется как авторитарный. Но главное, что есть в монархии, остается не тронутым - монарх остается «объединяющим началом» и символом единства и нерушимости государства.

Дуалистическая монархия - это ранняя разновидность, первоначальная форма ограниченной или конституционной монархии.

Ограниченная монарxия - этo фoрма правления, в которой суверенитетом облaдают два субъекта одновременно - монарх и нaрoд. Границы суверенитета каждого их них опредeляют нoрмы государственного права, конституционные нормы. Поэтому ограниченные монархии часто называют конституционными.

В дуалистической монархии мы наблюдаем уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае отделение законодательной власти от исполнительной. При этом монарх сохраняет за собой всю полноту исполнительной власти.

В таких монархиях имеется конституция и парламент, законодательная власть в своей основе принадлежит не монарху, а парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право - цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять её непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.

Для дуалистической монархии не характерна конструкция «король в парламенте». Напротив, паpламент имeeт довольно скромный статус. Иногда его расценивают как орган, действуюший при монархе. Пaрламент порой oфициaльно считaется совещательным учреждением, дополняющим королевcкую власть при издании законов, - например, Законодательный совет в Брунее.

То есть, разделение властей при данной форме правления можно расмматривать как урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного или резолютивного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит (лат. veto - запрещаю). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м.

Обычно в дуaлистических монархиях не упоминают вслyx o нaличии дополнительного источника власти - народного суверенитета. Принято считать монарха полновластным субъектом. Вместе c тем, само сущeствование избиpаемого пapламента пpедполагает, что власть венценосного глaвы государствa не безраздельна.

В дуaлистической монархии может сложиться некоторый политичеcкий бaланс между монархом и парламентом. Но более вероятно политико-правoвое верховенство монарха, лишь частично огpаниченное вольностями и свoбодами подданных, прерогативами представляющего их парламента.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Этo право дает главе государства возможность политического маневра, выбора наибoлее благоприятных для себя условий парламентскoй работы.

Наконец, в дуaлистических монархиях нередко сyщественная часть депутатского корпуса не избирается, a назначается. Это позволяет монарху иметь своих сторонников в депyтатской среде. Например, в Свaзиленде король назначает половину сенаторов и 20% состaва нижней пaлаты; в Тaиланде, Иордании - назначается сенат в полном составe. B королевстве Тонга из 29 мест в парламенте 11 зaкреплены за королем и членами его правительства, причем ещё 9 мест зaнимают представители знати и только ocтавшиеся 9 депyтатов предстaвляют простых подданных.

Монарх является для правительства высшей политической инстанцией. Министры нaxодятся на службе y монарха. Дуалистической монархии не свойственна министерcкая ответственность пеpeд депутатами. Монарх самocтоятельно производит назначения в состав правительcтва или доверяет право нaзначения первому министру. Разногласия c парламентом не обязывают правительство и отдельных министpов к yxоду в отставкy.

B дуaлистической монарxии обычно не используется инститyт контрассигнатуры, хотя и здесь не oбходится бeз исключений. Притом контрассигнатура не огpaничивaет главу гocyдаpcтвa в политических решениях, кaк этo происходит в парламентских формax правления. B коpoлевcтве Иордания «монарх неправомочен издавать указы без контрассигнатуры членов правительства, что не означает собствeнно связывaние вoли короля правительствoм». Пpoсто, подписывая акты кoроля, кабинет беpет на себя ответственность за возможные негативные поcледствия принятыx решений.

Внешнеполитическую деятельность контpолирует монарх. Вмеcте c тем, если международные договоры предполагaют установление новых обязанностей, ограничение свобод подданных, влекут появление финансовыx обязательcтв государства и дополнительныx расходов, oни, как правило, подлежат ратификации в парламенте.

Итак, политическое господство главы гocударства очевидно. Есть ли основания в таком слyчае говорить o дуaлизме власти? Пpи всем могyществе короля, парламентские полномочия нельзя считать простым yкрaшением гoсударственного стpоя. Дело в том, что финансовые вопросы и правa подданных имеют исключительно политическое значение.

Монарх может принимать какие угодно решения, но наиболее действенными и желаемыми бывают именно те, что прямо обязывают население государства. А именно их приходится согласовывaть c парламентом.

Власть становится peaльной, если ей доступны материaльные ресурсы и возможность расходовать, распределять их. А в вопросах бюджeта и нaлогов монарх должен договaривaться с парламентом.

В дуaлиcтической монархии парламент вырабатывает дополнительные, иногда весьма эффективныe, спocобы yчастия в политике. Если y парламента нет пpавa законодательной инициативы, он может использовать скрытую инициативy. Депyтаты вправе обратиться к монарху с адресом (посланием), в котором излагаются их мнения, просьбы o принятии целесообразных решeний. Монарх, конечно, может проигнорировать парламентский адрес, но тогда и депутаты откaжyтся сотpудничать в ним, одобрять предложенные монархом законы.

Правительство вынуждено yчитывaть настроения депутатов и нередко встyпaет в контакт c парламентом, его комитетами и фракциями. B рeзультате депутаты получают фактичeскyю возможность участвовать в разработке законопроектов, даже если формaльно они внocятся в парламент монархом и пpавительcтвом.

Монapx, может быть, и имеет формальное правo по своему усмотрению вступить в войну, oднакo военные успехи завиcят от финансирования боевых действий, которое, в свою очередь, осуществляется с участием парламента.

Mонарх может не считaться c депyтатами и назначать враждебных парламентy министров. Но, не способные к компромиссам, члены правительcтва встpетят такoе противодействие в парламенте, что их административные начинания подвергнутся рискy из-за недостатка финансов, саботажа предлагаемых ими законопроектов.

Политические претензии такого, в общем-то слабого, парламента могут оказаться настолько неудобными для монарха, что он иногда нарушает государственное пpaво, pискyет cвоим авторитетоми силой pаспускает законодательный оргaн на неoпределенный сpoк. Если бы c парламентом можно было не считатьcя, у королей Лесото, Иордании, Кувейта и глав других дуалистических монархий не возникло бы необходимости распускать его и возращаться к абсолютизму.

Исходя из сказанного следует, что как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Таким образом, дуалистическая монархия - это государство, где наряду с политически господствующим монархом действует парламент, обладающий немногочисленными, но существенными полномочиями.

В настоящее время в мире дуалистических монархий в чистом виде не сохранилось, хотя они и были нередки в прошлом (например, в Италии, Пруссии, Австрии и др. стран). Сегодня определенные черты таких монархий в той или иной мере присущи таким странам, как Иордания, Марокко и Непал, поскольку в них сочетаются черты дуалистических и парламентарных монархий. В Иордании, например, хотя и имеется парламент, перед которым формально ответственно правительство, однако власть парламента серьезно ограничена прежде всего тем, что его акты, включая вотумы недоверия правительству, подлежат утверждению королем и что государственное управление в стране реально осуществляет именно король. В Марокко вотум недоверия правительству не нуждается в одобрении короля, но правительство ответственно не только перед парламентом, но и прежде всего и фактически перед королем, которому принадлежит общее руководство аппаратом управления, армией, полицией и др., хотя он и не стоит во главе правительства. Помимо этого король обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов и правом роспуска парламента. В Непале по Конституции 1990 г. правительство ответственно формально только перед парламентом, но реальная власть и здесь принадлежит королю и правительство фактически по традиции полностью подчиняется ему. В этой стране особенно наглядно сочетаются черты дуалистической и парламентарной монархий.

Дуалистическая монархия

При данной форме правления власть носит двойственный характер. Она юридически и фактически разделена между правительством и монархом (правительство формирует монарх), и парламентом. Эта монархия возникает при переходе общества из феодальной формации в буржуазную, при этом «Наследственный монарх выражает интересы феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса буржуазии». Парламент чаще всего наполовину формируется монархом (в основном верхняя палата), остальная же половина формируется представителями из народа.

Большинство ученых, например О.В. Мартышин считают, что в дуалистической монархии все же большая часть полномочий принадлежит монарху, т.к. он имеет право вето по отношению к законодательным актам парламента .

Исходя из полученных выше данных можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

ь высшая власть носит двойственный характер, т.е. разделена между правительством и парламентом;

ь правительство формируется монархом и полностью подчинено ему;

ь часть парламента формируется монархом, а часть народом;

ь эта форма правления имеет место быть при переходе от феодальному к буржуазному обществу.

Из примеров современных дуалистических монархий можно привести Марокко, Иорданское Хашимитское Королевство, Кувейт. Существует также позиция, что среди современных монархий дуалистических нет, т.к. «они продолжают оставаться абсолютными, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы».

Парламентская монархия

Парламентарная монархия как вторая разновидность ограниченной монархии возникает в государствах, перешедших к индустриальному строю, и в самом общем виде характеризуется ослаблением власти монарха .

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Считается, что едва ли не единственный для монарха способ не подписывать акт - это отречься от престола или, по крайней мере, выступить с подобной угрозой. Такой случай, например, имел место в Норвегии в апреле 1940 г., когда король Хокон VII использовал угрозу отречения от престола как средство давления на правительство .

Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в Великобритании это выражается принципом "Король не может быть неправ").

Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено .

Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме правления - парламентарной монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Анализируя роль монархии в государственном механизме Великобритании, В. Богданор отмечает, что монарх продолжает сохранять определенные прерогативы, роль которых возрастает в период конституционных кризисов. В повседневной жизни британскому монарху приходится не так часто самостоятельно осуществлять свои конституционные полномочия, поскольку в Великобритании сложилась двухпартийная система, а на парламентских выборах действует мажоритарная избирательная система, благодаря которой одна политическая партия способна добиваться парламентского большинства. В таких условиях нет никакой необходимости вмешательства монарха в политику .

Как показывает практика Великобритании, а также некоторых других парламентарных монархий, влияние главы государства обычно возрастает в случае, когда ни одна политическая партия не располагает парламентским большинством и у монарха появляется определенная свобода при формировании правительства. Так, в 1957 и 1963 гг. победившая на парламентских выборах в Великобритании консервативная партия не смогла выдвинуть согласованную кандидатуру на пост премьер-министра. В сложившейся ситуации решающее слово оказалось за королевой Елизаветой II, которая в 1957 г. поддержала кандидатуру Г.Макмиллана, а в 1963 г. - А. Дугласа-Хьюма.

Роль монарха может оказаться достаточно весомой и в условиях, выходящих за конституционные рамки. Так, в 1981 г. попытки государственных переворотов были предприняты в Испании и в Таиланде. Их неудача во многом была обусловлена категорическим отказом монархов обоих государств поддержать заговорщиков .

Традиционно парламентскими монархиями считаются и доминионы Великобритании - Австралия, Канада, Новая Зеландия и некоторые другие. Английское слово «dominion» буквально означает «владение, владычество, власть». Британские доминионы - это бывшие колонии, фактически независимые государства. Главой доминионов официально считается английская королева, представленная назначаемым ею генерал-губернатором. Во всех этих странах действуют собственные парламенты и ответственные перед ними правительства, возглавляемые премьер-министрами. В этих странах номинальной является не только власть королевы, но и ее представителя - генерал-губернатора .

Выше мною были рассмотрены основные виды монархий. Однако в современном мире существуют и нетипичные формы монархии. Например, «выборная» монархия в Малайзии, «коллективная» монархия в Объединенных Арабских Эмиратах и монархия по праву «личной унии».

1. «Выборная» монархия в Малайзии.

Специфика «выборной» монархии заключается в том, что глава такого государства не наследует свой престол, а избирается на определенный срок. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.

Однако главой «выборной» монархии не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента. Монархом здесь может быть только один из «местных монархов» - правителей составных частей федерации.

В Малайзии девять из тринадцати субъектов федерации возглавляются наследственными султанами, и только эти девять образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу короля и вице-короля. Их избирают, как правило, из соображений старшинства или длительности правления.

Король и султаны выполняют, главным образом, представительские функции, но все вносимые в Конституцию поправки подлежат их утверждению. Основные же функции управления выполняют парламент и премьер-министр.

Парламент Малайзии состоит из двух палат: нижней - Палаты представителей и верхней - Сената. Палата представителей комплектуется в результате всеобщих прямых выборов. Сенат состоит из избираемых членов и членов, назначаемых королем.

Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству во главе с премьер-министром, которым становится лидер партии, победившей на выборах в Палату представителей.

2. «Коллективная» монархия в ОАЭ

Объединенные Арабские Эмираты являются федеративным государством, состоящим из семи эмиратов - абсолютных монархий.

Формально в иерархии государственного устройства данного государства высшее место занимает Высший Совет союза. Совет состоит из глав всех семи эмиратов. Совет определяет общую политику государства, а Совет министров отвечает перед Высшим советом за проведение этой политики. Помимо определения внешней и внутренней политики, Высший совет вправе пересматривать принцип государственного устройства страны. Совет также утверждает кандидатуру на пост председателя Совета министров.

Главой Объединенных Арабских Эмиратов является монарх, который избирается на пять лет из числа монархов каждого из эмирата. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами, председателем Высшего совета обороны. Глава государства подписывает указы и постановления, подтвержденные Высшим советом, нормативные акты, принятые Советом министров. Кроме того он назначает членов дипломатического корпуса, высших гражданских и военных чиновников, объявляет амнистию либо подтверждает смертные приговоры.

Исполнительная власть представлена Советом министров во главе с председателем, назначаемым на пост президентом и утверждаемым Высшим советом. К полномочиям правительства относятся разработка законопроектов и федерального бюджета, принятие постановлений и инструкций для исполнения законов и других нормативных актов.

Законодательная власть в стране представлена федеральным Национальным советом, в состав которого входят представители эмиратов, число которых закреплено в Конституции и определяется в зависимости от численности населения, политической и экономической ситуации в том или ином эмирате.

Национальный совет не является законодательным органом в полном смысле, поскольку не обладает законодательной инициативой. В его полномочия входит лишь обсуждать законы, которые предлагает Совет министров и вносить по своему усмотрению поправки и дополнения. Совет также вправе наложить вето на любой законопроект. Однако в этом случае монарх все же имеет право принять закон после утверждения Высшим советом союза. Таким образом, Национальный совет, несмотря на то, что в Конституции описывается как законодательный орган, является скорее консультативным.

Форма правления в Объединенных Арабских Эмиратах в какой-то мере напоминает «выборную» монархию в Малайзии. Здесь, точно также, глава государства избирается, однако все основные полномочия сосредоточены не в руках выборного монарха, а у Высшего совета союза.

3. Монархия по праву «личной унии»

Объединения монархических государств существуют в форме «личной унии». Она имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона опять переходит к другим лицам, «личная уния» прекращается.

Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными общим монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.

Примером монархии по праву «личной унии» является Канада. Официально главой Канады является королева Великобритании. Официальным представителем королевы является генерал-губернатор. Он назначается королевой по совету премьер-министра.

Законодательная власть представлена Парламентом, включающим королеву (в ее отсутствие - генерал-губернатора), Сенат и Палату общин. Сенаторы не избираются, а назначаются генерал-губернатором. При этом полномочия Сената весьма ограничены, например, конституционные поправки могут быть приняты даже в обход Сената.

Исполнительная власть представлена Тайным советом, члены которого назначаются генерал-губернатором, для того чтобы сформировать министерский кабинет, управляемый премьер-министром. Члены Кабинета имеют министерские должности и являются единственными членами Тайного совета, которым разрешено официально действовать от имени генерал-губернатора.

Особенность современной монархии - это отличительная черта данной формы правления, характеризующая индивидуальность организации ее органов власти и отличающая современные монархии от их исторических аналогов.

Первой, и наверное самой главной особенностью является «нетипичность», так удачно выделенная В.Е. Чиркиным. Он называет классическую парламентскую монархию «республиканской монархией», т.е. монархией в которой власть монарха полностью ограничена во всех сферах государственной власти. Ярким примером «нетипичной» монархии может служить Англия - Центр Содружества независимых государств, которые раньше входили в ее колонии. Английская монархия являет собой пример классической конституционной парламентской монархии. Конституции Объединенного Королевства фактически не существует (она является неписанной), но ее заменяют нормы статутного права, среди которых можно выделить Хабеас Корпус Акт 1697г., Билль о правах 1689г., Закон о престолонаследии 1701г. и др. Юридически английской королеве принадлежит огромное количество полномочий: она назначает премьер-министра, членов правительства, созывает и распускает парламент, может наложить вето на законопроект, издаваемый парламентом, является верховным главнокомандующим в период войн и т.д., эти факты делают великобританскую монархию дуалистической. Но фактически своими полномочиями королева никогда не пользуется, что ярко характеризует афоризм «мертвое право» или «спящий английский лев». А все основные полномочия королевы выполняют члены правительства. Еще один яркий пример «нетипичности» являет собой Япония - государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Главой государства является император - «символ государства и единства нации». Японская Конституция 1947г. сводит реальную власть императора к нулю. Все действия императора: назначение премьер - министра, промульгация поправок к законам, созыв и роспуск парламента, назначение и отстранение от должности министров - могут осуществляться императором только с одобрения Кабинета министров (правительства) и Коккайя (парламента).

Фактически за императором остались только традиционно-церемониальные функции: обращение к парламенту с речью на открытии сессии, представительство за рубежом, подписание официальных документов.

Все вышеперечисленные факты дают полное основание назвать японскую монархию конституционной и парламентской, а так же, как говорилось ранее и символичной монархией.

Другой отличительной особенностью является то, что ни одна монархия Европы не является абсолютной, что еще раз подчеркивает высокий уровень европейской демократичности. Однако Ватикан с юридической точки зрения является абсолютной монархией. Это самое микроскопическое (территория - 0.44 кв. км, население - около 1000 человек) государство Западной Европы, с огромной историей и интереснейшей формой правления. Главой государства является Римский Папа, который избирается на свою должность Коллегией кардиналов пожизненно. Папе принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. При нем (при Папе) существует законосовещательный орган (все та же Коллегия кардиналов). Самое интересное то, что Ватикан практически имеет свою Конституцию, а точнее сказать Конституционные акты государства-города Ватикана от 7 июня 1929 года.

Исходя из приведенных выше фактов выходит то, что в силу наличия у Папы всех трех рычагов власти ватиканская монархия является абсолютной; факт государственной церкви делает ее теократической, а наличие конституционных актов полуконституционной. То есть в Ватикане имеет место абсолютная теократическая полуконституционная монархия.

Но, перечисляя эти факты, следует иметь ввиду, что наличие государственности у такой страны как Ватикан является всего - лишь данью средневековым традициям Европы.

В наше время существует проблема «богатый Север - бедный Юг», эту же тенденцию можно в той или иной степени заметить и у монархий, то есть чем южней находится монархия, тем более она абсолютна. Так из северных монархии можно привести пример Швеции. Это североевропейская монархия, являющаяся еще более ограниченной, нежели монархия английская. Монарх в Швеции, по Конституции от 1974 г., не имеет практически никаких полномочий, кроме церемониальных: открыть заседание парламента, поздравить население страны с Новым годом и т.д. Т.е. монарх в Швеции является всего - лишь символом государства наравне с флагом и гимном и не более, и по европейским устоям является данью традициям. Т.е. шведскую монархию можно назвать супер - парламентской.

Из южных монархий в пример можно привести Бруней. Азиатское государство с зачатками парламентаризма и конституционности. В 1984 г., когда Бруней обрел свою независимость власть перешла в руки султана. В этой стране нет четко очерченных органов законодательной и исполнительной власти. В роли законодательных органов могут выступать лишь Конституционные советы, являющиеся своего рода совещательным органом при монархе.

Власть в Брунее сосредоточена в руках одного самодержавного монарха. Хотя на данный момент Бруней напоминает Россию в начале XX века, т.к. сейчас виден рост брунейского освободительного движения.

То есть брунейская монархия по своей сути является абсолютной с незначительными зачатками парламентаризма и демократии.

Еще одной важной особенностью некоторых современных монархий является фиктивность законодательных (законосовещательных органов) при монархе. Эта особенность относится к современным абсолютным мусульманским монархиям. В Омане, например, «создание парламента как противоречащего традициям мусульманского фундаментализма исключается». Парламент заменяется институтом аш-шуры - законосовещательным органом при монархе, но реальных полномочий он не имеет и находится в полной зависимости от монарха.

Так же можно заметить, что многие неевропейские монархии имеют в своей основе европейские демократические институты, этот фактор является производной колониальных захватов и протекторатов. Ярким примером этой особенности может служить, например Иордания. Государство на Ближнем Востоке в Западной Азии. Иордания долгое время находилась под протекторатом Англии, практически до 1952г. Что сказалось на становлении в ней умеренно авторитарного политического режима. Очень много Хашимитское Королевство переняло от Англии: провозглашенное верховенство закона, народовластие в «свободном волеизъявлении народа». В 1992 г. в Иордании разрешена деятельность политических партий. Законодательная власть разделена между Национальным собранием (парламентом) и королем (институт монарха назван не султаном или эмиром, а именно королем, что подчеркивает влияние западноевропейской идеологии). Верхняя палата иорданского парламента так же назначается королем.

Исполнительная власть осуществляется королем и правительством, главой последнего является монарх. Все решения правительства подписываются исключительно монархом, отсутствует институт контрасигнатуры.

Конституция 1952 г. наделяет короля правом: объявления войны и мира, ратификации договоров и соглашений, назначения выборов в нижнюю палату парламента, роспуска последней, назначения членов верхней палаты, и спикера, награждения титулами и наградами, отмены приговоров суда, подтверждения смертного приговора.

Иорданское Хашимитское Королевство является ярким примером дуалистической конституционной монархии.

Еще одним ярким монархии, побывавшей под протекторатом является Оман. Государство на юго-востоке Аравийского полуострова, получившее свою независимость лишь во второй половине XX в., а до этого долгое время находившееся под протекторатом Англии. И этот факт оказал заметные отпечатки на высшую власть Омана.

Главой Омана является Султан из правящей династии. Ему принадлежит вся полнота власти: он является главой правительства, полностью контролирует деятельность законосовещательного органа, является верховным главнокомандующим и т.д.

Роль Конституции выполняет основной закон Султана от 6 ноября 1996 г. До этого времени Конституцией Омана являлся Коран, что подчеркивает теократичность этого азиатского государства. Султан же является и религиозным главой (религия Омана - ислам ибадитского толка). Таким образом на Аравийском полуострове имеет место быть исключительно абсолютная монархия с начальными зачатками конституциолнализма и парламентаризма.

Очень близкой к этой особенности является постколлониальная монархичность некоторых островных республик, побывавших в числе колоний Великобритании, и находящихся сейчас в британском Содружестве. К таким странам В.Е. Чиркин относит например Антигуа, Барбуду, Барбадос, Ямайку и др.

Важнейшей особенностью является то, что в большинстве монархий Европы институт монарха является лишь данью традициям. Приверженность населения этих стран к монарху ярко иллюстрирует нам как же сильно засело в психике у людей осознание того, что личность монарха священна, что он является своего рода их защитником от всех бед. Эту особенность ярко иллюстрируют примеры уже рассмотренной Англии или Нидерландов. Нидерланды - «страна, в которой разрешено все!» - так называют Нидерланды европейские соседи. Эта страна формально имеет 2-е Конституции: Статут Королевства Нидерландов от 1954 г. (этот акт решает вопросы между самими Нидерландами и их провинциями, т.к. по форме государственного устройства Нидерланды являются унитарным децентрализованным государством) и Конституции Нидерландов от 1815 г., закрепляющей основы нидерландского конституционного строя.

Юридически и фактически Нидерланды - конституционная парламентская монархия, главой государства является королева, королевское звание же передается по наследству.

Юридическое закрепление широких полномочий монарха на деле оказывается совсем иным: королева назначает премьер-министра, устанавливает министерства, назначает комиссаров в провинциях. Каждый год в третий вторник сентября королева выступает на объединенной сессии парламента с докладом об основных направлениях государственной политики. Она (королева) руководит внешней политикой и имеет право помилования. Однако, все вышеперечисленные полномочия зачастую вместо королевы выполняют члены правительства.

Выходит, что нидерландская монархия очень приближена по своей сущности к монархии английской, так как монарх фактически является государственным главой по традиции, как и в Англии.

Абсолютно во всех монархиях глава государства предстает как символ последнего, именно лицо своего государя дороже всего для населения с монархическим правосознанием, нежели флаг, герб, гимн и др. И эта особенность характерна даже не столько европейским монархиям, сколько монархиям африканским. Например, Свазиленду. Стране на юге Африки, так же неоднократно подвергавшейся влиянию западной идеологии. Конституции как таковой в Свазиленде нет, но есть королевские конституционные акты, закрепляющие основы конституционного строя этой страны.

Главой государства является Король, в руках которого сосредоточена исполнительная, отчасти законодательная и судебная власть. Монарх в Свазиленде является главой правительства (Совет министров), назначает его премьер-министра и всех других членов правительства. Но интересен тот факт, что все министры должны быть еще и членами парламента. Это дает Королю существенные преимущества в законодательной сфере.

Отличительной особенностью является выборность монархов в Малайзии и ОАЭ, это абсолютный феномен монархической формы правления, который является своеобразным «миксом» монархии и республики, хотя, конечно же монархического и даже абсолютистского в этих странах больше. Так Малайзия - «монархия из нескольких монархий» или «Соединенные монархические штаты», так окрестило эту страну мировое сообщество. Она состоит из тринадцати штатов, которые возглавляют наследственные монархи (султаны, раджи), и двух федеральных территорий, которые возглавляют губернаторы.

Верховный правитель Малайзии выбирается главами штатов, которые образуют «Совет правителей». По Конституции 1957 г. Верховный правитель, избранный абсолютным большинством, частично обладает полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной сфере власти. В отношении первой он утверждает законы, изданные Парламентом, но одновременно он лишен права вето. В отношении исполнительной власти монарх не может назначать членов Кабинета министров (правительства), он может лишь координировать направления деятельности правительства своими указаниями.

Но при всем при этом, у Верховного правителя Малайзии остается исключительное право назначения судей, представительства страны на международной арене, командования армией при военных действиях. Интересен тот факт, что все субъекты Малазийской Федерации обладают собственными Конституциями, а так же и широкими полномочиями, что делает Верховного правителя Малайзии «первым среди равных».

Малайзия по своей сущности является уникальной монархией, так как во главе страны стоит аристократическая элита, выбирающая главу из своей среды. То есть малазийскую монархию можно обозначить как поликонституционную парламентскую монархию с характерными аристократическими признаками.

Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Это государство находится в восточной части Аравийского полуострова на побережье Персидского и Оманского заливов. Назвать Эмираты полноценной монархией нельзя, так как главой государства является Президент, причем выборный. Однако он выбирается из семи эмиров, являющихся правителями эмиратов, которых соответственно тоже семь.

Полномочия так называемого Президента юридически и фактически очень широки: он является председателем правительства (Кабинета), входит в Высший совет федерации (парламент арабского типа), так же является верховным главнокомандующим и представителем Эмиратов за границей.

Очень важен в Арабских Эмиратах такой демократический орган, как Федеральный национальный совет (ФНС). Он является совещательным органом при правительстве. В его компетенцию входит принятие государственного бюджета, а так же рассмотрение нормативных актов правительства. Очень интересен тот факт, что в состав ФНС входят представители народа из каждого эмирата; ну конечно же эти представители не являются простыми крестьянами или рабочими, они принадлежат знатным родам и династиям.

Большое значение имеет принятая в 1971 г. Конституция, которая, однако же, регулирует лишь полномочия таких институтов как институт правительства, органов парламента и Президента, а так же частично основные права и свободы граждан.

Самое поразительное в ОАЭ является то, что в каждом из семи эмиратов имеет место абсолютная монархия, которая сочетается еще и с Конституциями эмиратов. Высшая власть страны не имеет никакого права вмешиваться во внутренние дела эмиратов.

Таким образом, в восточной части Аравийского полуострова находится уникальное государство: республика с монархией (причем абсолютной) в основе или «монархической республикой». Причем абсолютно невозможно в данном случае отнести эту республику ни к президентской ни к парламентарной, т.к. в первом случае полномочия президента не слишком велики, а во втором органы парламента не имеют своего четкого очертания.

Еще одной интересной особенностью некоторых современных монархий является монархический федерализм, причем характерный не только для ОАЭ и Малайзии, но и например для такого государства как Бельгия. По Конституции Бельгии от 1831г. это государство является унитарным, но при развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные неоднородностью национального состава населения. Однако федерализм в монархиях можно рассматривать как еще один способ ограничения власти монарха с помощью децентрализации государственного руководства монархией.

Среди арабских монархий присутствует особый принцип престолонаследия, это так называемый клановый принцип, когда монарха выбирает его семья. Эта особенность присуща исключительно азиатским монархиям Персидского залива. Если вспомнить престолонаследие в Древнем Египте, то можно найти очень много общего. Такой принцип просматривается например в уже рассмотренном Катаре.

Таким образом, среди основных особенностей современных монархий можно выделить десять основных. И данный перечень особенностей не является исчерпывающим, но именно он наиболее точно характеризует положение современных монархий, как форм правления в мире, их значение и отличия современных монархий от их исторических предшественников.

Монархическое устройство политической власти имеет долгую историю развития. Это самая популярная форма правления в человеческой истории. Признаки монархии стали проявляться уже в древнейших на планете государствах Междуречья. На протяжении многовекового развития человечества монархия доминировала в азиатских империях, ханствах и султанатах, государствах доколумбовой Америки, множестве европейских стран эпохи Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Вместе с тем она имела и множество локальных вариаций и своеобразных различий. Почти всегда это была неограниченная монархия, особенно это касается восточных обществ. Европа же подарила миру такое уникальное социальное устройство, как феодализм, в котором король фактически являлся высшим феодалом на верхушке сюзеренно-вассальной иерархии, но не имел всей полноты власти над своими подданными. В отличие от восточных государств, где визири и раджи вмиг лишались своих положений по воле правителя. Впрочем, положение феодальных королей со временем и в Европе значительно укрепилось.

Ограничение монархической власти

Эпоха Возрождения и Новое время существенно изменили умы европейцев. Здесь произошло освобождение от пут средневековой христианской схоластики в результате религиозной реформации Мартина Лютера. Просветительские идеи, в особенности теория общественного договора Локка, Гоббса и Руссо, существенно подорвали представление общественности и том, что королевская власть неизбежна. Первой королевской династией, свергнутой в Европе, стали Бурбоны во Франции (в результате Великой французской революции 1789 г.).

XIX и начало XX столетия и вовсе стали эпохой если не свержения монархий, то существенного их ограничения. Так, революция 1848-1849 гг., прокатившаяся сразу в нескольких европейских странах (названная весной народов) - Франции, Австрийской империи, польской части тогдашней России, некоторых немецких и итальянских землях, - привела к демократизации общественной жизни и расширению национальных прав. Дуалистическая монархия была установлена в Австрии, которая отныне стала формально именоваться Австро-Венгрией - страной двух равноправных народов. Венгры получили право формировать собственных парламент, существенно ограничив династию Габсбургов. Подобная волна демократизации распространялась в Европе, а позже и по всему миру (особенно интенсивно - следующие пятьдесят лет). Ноябрьская революция в Германии, Октябрьская в России, Синьхайская в Китае - все они свергали местных правителей, устанавливая республики.

Современный мир

На сегодняшний день монархия является атавизмом. Однако она сохранилась в ряде государств как традиционный пережиток. Среди них Англия, Дания, Япония и так далее, хотя короли здесь и не имеют особой власти. Вместе с тем в современном мире выделяют следующие виды: дуалистическая монархия, парламентская монархия.

Парламентская монархия

Она представляет собой ту же конституционную монархию, где основным органом власти является парламент. Король же или вовсе не имеет практической значимости (будучи лишь символом нации), или, как в Испании, имеет ограниченные конституцией права, сопоставимые с президентскими.

Дуалистическая монархия сегодняшнего дня

Конституционные основы в современном мире уже приняты всеми государствами. Однако монархическое устройство не везде еще полностью сдало свои позиции. Так, в современных Марокко и Кувейте, а также в Иордании вполне здравствует дуалистическая монархия. Государственная власть здесь юридически разделена между парламентом и монархом. Хотя последний оказывает влияние и на Кабинет Министров, который формирует, и на законодательный орган, где владеет полномочиями роспуска и наложения вето.

Конституционная монархия. Её разновидности и признаки.

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Буржуазные революции в XVII - XVIII вв стремились создать более умеренные, по сравнению с абсолютистскими, формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха. Прийти к нахождению компромиссов между классом феодалов и стремительно растущей буржуазией. В поздний период средневековья наличие монархии сопровождалось созданием парламентов (представительных учреждений «третьего сословия»). Возникла некая двойственность государственной власти. Несмотря на то, что монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, зачастую он был вынужден считаться с деятельностью парламента. Конечно, монарх имел огромную власть над парламентом: он мог наложить вето на его законы, назначать депутатов в верхнюю палату, мог и вовсе распустить парламент. Однако представительное учреждение в монархии выступает законосовещательным органом, с которым монарх был вынужден считаться.

Конституционной монархии свойственно юридическое ограничение законодательной и исполнительной деятельности монарха.

Монарх назначал правительство, которое несло ответсвенность перед ним, но зачастую деятельность этого самого правительства подвергалась критике и обсуждению в парламенте. Отсюда, несмотря на то, что правитель назначал главу и министров в правительстве, ответственность правительство несло перед парламентом, а не перед монархом.

Все создающиеся монархом акты приобретают юридическу силу, лишь после того, как будут одобрены парламентом; и основаны они должны быть непременно на конституции.

В конституционной монархии, правитель играет больше символическую роль; является представителем нации, народа, государства. Здесь будет очень уместно сказать, что он царствует, но не правит.

В современной теории значительно снизилось критическое отношение к такой форме правления, как монархия. Основанием для этого послужил исторический опыт государств, потерпевших крах в использовании новых форм правления - военно-диктаторских, республиканских. Словом монархия вовсе не отжившая, не устаревшая форма правления. Её государствоведческий потенциал не исчерпан.

В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают: дуалистическую и парламентарную монархию.


Первоначально формой ограниченной монархии была дуалистическая, которая также исторически являлась переходной формой от абсолютной монархии. Она характеризуется тем, что «наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями» .



Признаки дуалистической монархии:

Ø По конституции верховная власть разделена между правительством, которое избирается народом (законодательная) и монархом (исполнительная)

Ø Король обладает правом наложения вето на решения парламента, создания законов-декретов, имеющих равную законам парламента юридическую силу

Ø Правитель имеет право на роспуск парламента

Ø Монарх назначает премьер-министров, правительства, руководителей местного управления и самоуправления, которые несут ответственность только перед ним

Некоторые учёные относят к дуалистическим сословно-представительные и феодальные государства, существовавшие в средние века в Западной Европе. В настоящее время классический дуалистических монархий не существует. Хотя нередко к ним относят Бутан, Иорданию, Монако, Люксембург и пр. В Российской Империи дуалистическая монархия просуществовала с 1905-1917 гг.

В Конституции Иордании 1953г. говорится, что верховная власть разделена между королём и парламентом. Властные полномочия преобладают у монарха. Король есть глава государства и не несёт ответственности за свои действия (ст. 30). Титул короля передаётся по наследству, согласно Конституции, по принципу майората (от отца к старшему сыну, по мужской линии) (ст. 28). Существуют некоторые требования, которыми должен обладать претендующий на престол: он должен быть законнорожденным и исповедовать ислам.

Законодательная власть, согласно конституции Иордании, принадлежит Национальной ассамблее, состоящей из Сената и Палаты депутатов.

Король является главой исполнительной власти. Он провозглашается представителем страны на международной арене: заключает мир, объявляет войну. Иными словами он является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Иордании.

Судебная власть в Иордании, провозглашена независимой, но король вправе даровать прощение и ужесточать наказание. Ни одна смертная казнь не осуществляется без одобрения Короля. Монарх имеет право назначать на должности судей и снимать их с этих должностей.

На первый взгляд можно сказать, что Иорданское государство очень схоже с дуалистическим, но на самом деле оно не является таковым на все сто процентов. Т.к. правительство несёт ответственность не только перед своим Королём (ст. 49) , но и перед Палатой депутатов (ст. 51).

Дуалистическая монархия является переходной формой правления, эволюционирующая в сторону парламентской монархии или республики.