Дом-музей фриды кало в мехико. «Синий дом» Фриды Внутренняя отделка стен

Анна Голубкина -- одна из немногих женщин-гениев в русском искусстве. У нас и просто женщин, занимавшихся изобразительным искусством, было немного, даже талантливых; что уже гениях говорить.
Ей довелось быть ученицей Родена, но она и без него бы нашла свой путь -- по ее работам видно, они такие энергичные, будто живые.

Музей Анны Голубкиной в Москве находится в маленьком особнячке в переулке Б. Левшинский, на Садовом кольце около м. Парк Культуры.
Биография этого музея была не радужной изначально.


Голубкина скончалась в 1927 году.

Ее родственники передали государству, согласно ее завещанию, более полутора сотен работ. В московской мастерской, где она жила и работала, открылся музей Голубкиной.

Но в 1952 году грянула беда. Внезапно в рамках борьбы то ли с формализмом, то ли еще с чем-то оказалось, что Голубкина «искажала» образ человека, в том числе «советского». Музей-мастерскую закрыли, а его коллекцию распределили по фондам музеев нескольких городов, в том числе Русского музея и Третьяковки.

Открытое хранение работ Голубкиной в Михайловском замке (филиал Русского музея), Петербург

Только в 1972 году репутация Голубкиной была очищена от всяких "космополитических" обвинений.

Музей решили восстановить. После двадцати лет ссылки в других местах, множество ее работ нашли дорогу домой.

К счастью, через некоторое время мастерская стала филиалом Третьяковской галереи, многие работы в родные стены вернуть было просто. Но остальные произведения навсегда застряли в других городах.

Сохранились вещи Голубкиной, ее мебель, инструменты, поэтому мастерская скульптора была восстановлена достаточно хорошо.

Разглядывать, как выставлены ее произведения в естественных условиях, очень любопытно. Скульптура выглядит живой, уютной, а не законсервированной, музейной.

Заготовка деревянная.

Металлический каркас будущей статуэтки.



Круг для работы.

Мне нравится фактура старой древесины для подставок, очень тру.

Инструменты скульптора.

Емкость для мешания гипса.

Очень здорово подсмотреть вот эту "кухню".




Обои, конечно, не подлинные, но весьма делают настроение.




Обрамление для камина.

Этого дяденьку вы знаете.

Но вы не волнуйтесь, не навсегда, а всего лишь на реконструкцию.
Вот по этому фото видно, что даже косметический ремонт экспозиции, действительно, нужен.

Надеюсь, глобально они не будут переделывать мастерскую, там так здорово и атмосферно.

Пресс-релиз Третьяковской галереи гласит:

С 11 сентября 2017 года на реконструкцию закрывается здание музея-мастерской Анны Семеновны Голубкиной, где размещается один из научных отделов Третьяковской галереи - отдел исследования творчества А.С. Голубкиной, постоянная экспозиция произведений скульптора и временные выставки.

Дом 12 по Большому Лёвшинскому переулку является объектом культурного наследия федерального значения, имеет долгую историю, в процессе которой он менял владельцев, горел, строился заново и вновь перестраивался.
Современный вид дом приобрел на рубеже XIX-XX веков, в период, когда им владели потомки сибирского купеческого рода, крупные московские меценаты и издатели братья Михаил и Сергей Сабашниковы. Тогда же появилась и двухэтажная каменная пристройка к главному дому, возведенная по проекту архитектора Якунина. По замыслу Сабашниковых, на втором этаже пристройки были созданы два просторных помещения с большими окнами, предназначенные для художественных мастерских. В таком виде в 1904 году дом перешел к потомственному дворянину В.С. Блюменталю.

В 1910 году Анна Семеновна Голубкина (1864-1927), первая в России профессиональная женщина-скульптор, ученица Огюста Родена, одна из ключевых фигур искусства Серебряного века арендовала у Блюменталя две мастерские с примыкающими к ним комнатами в каменной двухэтажной пристройке. В этом доме она жила и работала на протяжении семнадцати лет - до конца своей жизни.

Музей-мастерская Анны Голубкиной имеет сложную историю. После смерти А. С. Голубкиной, выполняя последнюю волю скульптора, родственники стали хлопотать о передаче ее произведений государству и организации на базе мастерской посвященного ей музея. Решение о создании музея было принято в 1932 году, и 21 мая 1934 года он открылся для публики. Однако в 1952 году музей был закрыт - на волне борьбы с «буржуазными» течениями в искусстве, коллекция расформирована.
Решение о возобновлении работы музея было принято в 1972 году, а открыт он был в 1976 году.

В 1986 году музей Анны Голубкиной вошел в состав Государственной Третьяковской галереи и получил статус научного отдела. В эти же годы удалось освободить для музея все здание , которое было отреставрировано в конце 1980-х годов. Однако по разным причинам (главным образом, экономическим) здание все равно до 2016 года не использовалось музеем целиком.

В настоящее время музей занимает половину дома в Большом Лёвшинском переулке. В музее хранится и экспонируется более 1200 экспонатов: более 250-ти скульптурных произведений Анны Голубкиной, ее живопись и графика, редкая коллекция камей, а также предметы мемориального фонда: письма, документы и фотографии скульптора, ее рабочие материалы и инструменты. Сегодня это единственная в Москве мемориальная скульптурная мастерская начала XX века.

Необходимость реконструкции музея назрела давно. После повторного открытия музея-мастерской Анны Голубкиной в 1972 году в нем не было капитального ремонта. Эксплуатация и ремонт здания, который является объектом культурного наследия, требует соблюдения многочисленных правил и требований. Мастерская, пристроенная к особняку в начале ХХ века, обветшала, оконные и дверные заполнения требуют реставрации. Постоянная экспозиция, состоящая из произведений Голубкиной, расположена в залах, облицованных белым пористым камнем. Такое решение было предложено в середине 1980-х годов. Известняковые панели за тридцать лет потемнели от пыли. Общее решение экспозиции морально и физически устарело. В связи с этим в последние годы музей готовился к полномасштабной реставрации и приспособлению всего дома к музейному использованию. В рамках разработанной и принятой в 2016 году Концепции развития Третьяковской галереи мемориальные пространства мастерской Анны Голубкиной должны стать основой обновленного музея-центра скульптуры.

Обновленный музей
После реконструкции здание в Большом Лёвшинском переулке станет современным музейным пространством, общая площадь которого увеличится более чем в два раза и составит 1000 кв.м. Будут отреставрированы мемориальные залы, во всех помещениях, где будет храниться и экспонироваться коллекция, появится специальный музейный климат, который позволит поддерживать необходимый температурно-влажностный режим. Экспозиционные площади увеличатся на 100 кв.м. Появится выставочный зал площадью 80 кв.м., который позволит проводить в музее полноценные сменные экспозиции. В музее будет внедрена развитая инфраструктура приема посетителей - кафе, сувенирная и книжная лавки; фондохранилище будет оборудовано по современным стандартам, появится лекционный зал, будет организовано пространство для художественных студий, а также обеспечен доступ в здание для людей с ограниченными возможностями.

В период проектных работ и реконструкции деятельность музея будет продолжаться. В течение ближайших месяцев коллекцию произведений Голубкиной перевезут и разместят в отведенных и приспособленных для нее помещениях Третьяковской галереи. После переезда сотрудники музея продолжат работу по подготовке экспозиции обновленного музея, по созданию каталога-резоне, который будет максимально полно отражать информацию об известных на сегодняшний день произведениях Анны Голубкиной. Всего на данный момент собрана информация о более чем 800 произведениях, около 660 находятся в музейных коллекциях страны, а Государственная Третьяковская галерея хранит более 40% известных произведений Анны Голубкиной. Работа и представление каталога-резоне в новом музее позволит ему стать центром по изучению творчества мастера.

Создание новой экспозиции потребует глубокого изучения мемориального фонда скульптора: писем, фотографий, воспоминаний, их расшифровки и оцифровки для дальнейшего использования в экспозиции. Будет разработана программа сменных выставок, образовательные и лекционные курсы.

Музей продолжит вести свою страницу в социальных сетях, готовить материалы для сайта Третьяковской галереи. Будет разработана программа виртуальных выставок. Музей Анны Голубкиной также получит свое виртуальное представительство на сайте-спутнике «Музеи по соседству», который был создан в этом году совместно со студентами Института медиа Высшей школы экономики и скоро начнет работать. На прошлой неделе на izi - travel появился аудио-гид по мастерской Анны Голубкиной, который позволит в течение всех лет реконструкции совершать виртуальные путешествия по музею. Самое главное - произведения скульптора можно видеть в постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

***
Ну, что же, пожелаем Третьяковке удачи.
Только верстаки старинные не выкидывайте!

А вот еще произведения Голубкиной.

Портрет Алексея Ремизова

Он же в дереве

Портрет Андрея Белого.
такой трогательный зайка у нее получился

А вот так он на выставке в Третьяковке смотрелся

Вячеслав Иванов

А.Н. Толстой очень классный, так характер передан

Лермонтов такой нежный, прямо влюбилась бы

Христос (для надгробия)

Дама


"Старая"
(в древнеегипетском стиле)

Портрет Брокара, знаменитого парфюмера


Обратите внимание, что она с легкостью в любых материалах работает - и дерево, и бронза, и гипс, и мрамор.

Портрет Владимира Эрна

"Земля"

"Нина"

"Старость"

(с) фотографии мои

Дерево надежды, стой прямо!
Фрида Кало

Бунтарка, коммунистка, сквернословица, бисексуалка, талантливая художница и символ Мексики - Фрида Кало . Вся ее жизнь - это бесконечная боль, всепобеждающая страсть и невероятная стойкость духа. На днях мы побывали в доме-музее Фриды, который находится в районе Мехико Кайокан. Пишу этот пост, а из глаз текут слезы… О Фриде известно очень многое, интернет так и пестрит ее биографиями в самых различных интерпретациях, а многие из вас знают ее по фильму с Сальмой Хайек с главной роли. Но мне очень хочется, чтобы история Фриды поселилась и здесь, в моем блоге. Сегодня я напишу о ней то, что знаю сама, и покажу фотографии, сделанные в музее.

Фрида Кало родилась в 1907 году в том самом доме, который сейчас является ее музеем. Мексиканцы ласково называют его «голубым домом Фриды». Дом действительно окрашен в ярко-синий цвет, что заметно выделяет его из остальных строений в Кайокане. В остальном же внешне здание ничем не примечательно, и, если не знать его историю, можно запросто пройти мимо.

В шесть лет девочка заболела полиомиелитом, после чего ее правая нога стала отставать в развитии и оставила хромоту, которую всю жизнь Фрида скрывала под длинными юбками. На этом ее несчастья не закончились, если не сказать больше - они только начались.

В 17 лет Фрида попала в жуткую аварию - автобус, в котoром она ехала, врезался в трамвай. Это был тот самый момент, когда она должна была либо умереть, либо стать той Фридой, которую знаем мы все. В аварии девочка получила, казалось бы, несовместимые с жизнью травмы - тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, ребер, тазовых костей, больная правая нога была переломана в 11 (!) местах, стопа полностью раздроблена. Металлическое перило автобуса пронзило ее живот и матку, навсегда лишив возможности стать матерью. Но вопреки всему Фрида выжила. Год после аварии девушка была прикована к кровати, но даже после того, как она смогла встать на ноги, проблемы со здоровьем не оставляли ее уже никогда. Всю жизнь Фрида носила специальные корсеты и обувь, а в попытках забыться и ослабить боль пила много текилы и курила.

Именно тогда, когда Фрида не могла встать с постели, она попросила родителей принести ей кисти и краски. Гипс, которым было укутано все ее тело, она изрисовала бабочками. Тогда любящий отец смастерил для дочери специальный подрамник, чтобы девочка могла рисовать лежа. Над кроватью Фриды повесили зеркало - так в долгие часы одиночества она могла видеть себя. Отсюда и пошло ее увлечение автопортретами: Фрида рисовала то, что видела, а видела она себя.

«В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего», — говорила Фрида Кало. Диего - знаменитый на весь мир мексиканский художник Диего Ривера, ставший мужем Фриды, когда той исполнилось 22 года. Фрида принесла показать ему свои свои работы, и это стало началом второй трагедии ее жизни. Их брак называли союзом «слона и голубки», хотя я бы назвала это союзом «голубки и огромной жабы»: Диего был огромен, толст, ужасно некрасив и к тому же старше Фриды на 20 лет. Но, как говорят, Ривера обладал невероятным обаянием, женщины так и вились вокруг него, и тот никогда не оставлял их внимание без ответа. Адюльтеры мужа заставляли Фриду страдать, но поделать с этим ничего не могла: для творческой натуры мужа любовные утехи служили источником вдохновения. Тогда Фрида также начала крутить интрижки, но Ривера жутко ревновал и пресекал их на корню. В общем, в доме Фриды и Риверы никогда не было тихо, и однажды они даже развелись, а через год поженились снова.

Именно Диего Ривера оказал влияние на коммунистические убеждения Фриды. В музее очень много картин, пронизанных идеями коммунизма, а напротив кровати, в которой обездвиженная под конец жизни художница проводила все свое время, до сих пор висят фотографии Ленина, Сталина, Маркса, Энгельса и Мао в общей рамке. А это картина «Фрида и Сталин» кисти, конечно же, самой Фриды.

Еще одним примечательным событием в жизни Фриды стало ее знакомство с нашим знаменитым соотечественником — перманентным революционером Львом Троцким. Когда, будучи в изгнании, он приехал в Мексику с женой, рукоплескавший великой революции Диего Ривера попросил Фриду поселить их в своем доме, и для Фриды, увлеченной коммунистическими идеями, это стало настоящим событием. Совсем скоро Лев Давидович не на шутку увлекся яркой самобытной Фридой, и та ответила ему взаимностью - у них вспыхнул страстный, но короткий роман. Жена Троцкого узнала об их связи и убедила мужа порвать с Фридой и переехать в другой дом. Неподалеку от музея Фриды, все в том же Кайокане, находится и музей Льва Троцкого — дом, в котором он был убит.

Знаменитой художницей Фрида стала в последние полтора десятка лет своей недолгой жизни. В 1939 году в Париже она стала сенсацией выставки мексиканского искусства, и одну ее картину приобрел сам Лувр! Творчество Фриды пронизано событиями ее собственной жизни. Не поленитесь, полистайте ее картины в гугле. В основном это автопортреты: знаменитая женщина со сросшимися бровями и цветами в волосах - это она, Фрида! Обнаженная женщина с десятками ножевых ранений и стоящий рядом мужчина с кинжалом - это картина под названием «Всего несколько царапин». Так Фрида изобразила их отношения с Диего. Женщина на окровавленной больничной кровати с разорванным чревом, женщина, пронизанная гвоздями и металлическим позвоночником - все это она тоже о себе. Частым сюжетом картин Фриды были ее нерожденные дети - у Фриды было три выкидыша.

В последние годы жизни состояние здоровья Фриды резко ухудшилось. Чтобы хоть как-то ослабить физические страдания, Фрида употребляла много лекарств, содержащих наркотики. Вскоре Фрида слегла в постель, теперь уже до самой смерти. На свою первую персональную выставку художницу принесли на празднично украшенной кровати. Дальше больше - под конец жизни Фриде отняли и без того настрадавшуюся правую ногу.

Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года. Последняя запись в ее дневнике: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь».

Напоследок фотографии дома-музея Фриды Кало в Мехико.

Надпись на стене внутреннего дворика дома гласит: Фрида и Диего жили в этом доме в 1929-1954.

А это то самое место, где Фрида писала свои жестокие, переворачивающие душу картины.

На рабочем столе Фриды — неизменное фото мужа, Диего Риверы .

Спальня Диего. На вешалке — его комбинезон и шляпы. На тумбочке справа — посмертная маска художника.

Кухня в мексиканском стиле. Фрида и Диего страстно почитали искусство доколумбовской Америки, и в их творчестве, а в данном случае — и интерьере, зачастую прослеживаются элементы народного мексиканского творчества.

А это спальня самой Фриды. Как и все спальни в доме — без окон. Все элементы декора комнаты — дело рук самой Фриды: чудовища, скелеты и бабочки.

По выходу из спальни попадаем в другую, так называемую «дневную» спальню Фриды. Она расположена прямо у выхода в сад, сюда попадает много света и свежего воздуха. Эта комната — основное место пребывания Фриды в то время, когда она была прикована к кровати. Видите вытянутую прямоугольную рамку на стене напротив? Это именно та рамка, под стеклом которой хранятся фотографии кумиров художницы, самых знаменитых коммунистов в истории — Маркса, Энегльса, Ленина, Сталина и Мао Цзэдуна. Над кроватью — неизменное зеркало.

На постели — посмертная маска Фриды.

В музее хранится коллекция личных вещей Фриды: одежда, обувь, украшения. Кало была модницей. Одевалась эксцентрично и дорого. Очень любила носить костюмы с мексиканскими мотивами.

Сапожок с настрадавшейся правой ножки Фриды .

Корсеты и накладная нога Фриды — немые свидетели ее физических мук.

Фотографический альбомчик Фриды.

«Дневная» спальня Фриды выходит на крыльцо, откуда открывается вид на сад, наполненный множеством странных предметов.

Под тенью деревьев и растений прячутся тайны, которые оставила нам художница: фигурки в традициях индейской культуры и даже настоящая пирамида!

Что же еще рассказать о Фриде? Ах, да… Фрида Кало и Диего Ривера изображены на денежной купюре Мексики номиналом 500 песо: портрет Диего на лицевой стороне банкноты, портрет Фриды — на обороте.

А еще теперь у меня есть своя маленькая Фрида.

Как добраться до дома-музея Фриды Кало:

Дом-музей Фриды Кало находится по адресу: Museo 150, San Pablo Tepetlepa Del. Coyoacan, С.Р. 04620 Mexico D.F. Добраться до музея можно на метро: станция метро Coyoacan, коричневая ветка №3. На выходе из метро останавливаем какого-нибудь мексиканца и спрашиваем, в каком направлении находится музей; если же с испанским не очень, вопросительно смотрим ему в глаза, произносим волшебное слово «Фрида Кало» и внимательно следим за его жестами. Идем туда, куда показал мексиканец и вскоре по дороге станут заметны вот такие указатели:

Идем по указателям до тех пор, пока на одном из перекрестков не увидим ярко-синий дом. Пешком от метро идти минут 15-20.

». Она знакомит с историями знаменитых московских благотворителей и меценатов: среди них - Алексеевы, Бахрушины, Солдатёнков, Морозовы, Рукавишниковы, Солодовников, Третьяковы. Музеи, театры, институты, больницы, ими построенные, стали неотъемлемой части московской жизни, и выставка напомнит историю многих из них.

На большом экране во дворе целый день будет демонстрироваться уникальный документальный фильм «Цвет жизни » (режиссёр Виктор Беляков). В этом фильме - редкие кадры цветной кинохроники Москвы 1940-1950-х годов, которые позволят по-новому увидеть послевоенный город.

Авторская экскурсия от Тутты Ларсен и другие экскурсии по выставкам музея
О средневековой Москве и её жителях, о том, как город рос и развивался, гостям Музея Москвы расскажет теле- и радиоведущая, журналист и актриса Тутта Ларсен . Она проведёт авторские экскурсии по выставке «История Москвы для детей и взрослых » 8 и 9 сентября в 12.00. Вход свободный по регистрации .

На Арбате и Чистопрудном бульваре разместятся уличные фотовыставки с материалами из фондов музея : Москва, её улицы, здания и жители в объективе фотографа и фотокорреспондента, автора фотокниг Константина Кокошкина.

Инна Лутовинова

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Последние новости Москвы по теме:
8 и 9 сентября Музей Москвы проведёт фестиваль «Музей и город»

Весомый повод для радости есть у сотрудников «Коломенского»: музей-заповедник стал самой популярной культурной площадкой для жителей и гостей столицы в День города 8 и 9 сентября.
Район Нагатинский затон ЮАО Москвы
11.09.2018
Район Якиманка ЦАО Москвы
11.09.2018

Научный сотрудник музея «Садовое кольцо» 8 сентября провел первое занятие в рамках Молодежной научно-исследовательской фотоэкспедиции.
Префектура ЦАО
11.09.2018 В День рождения Москвы жители и гости столицы получили возможность бесплатно побывать во многих городских музеях.
Префектура ВАО Москвы
11.09.2018 Во время празднования Дня города 8 и 9 сентября столичные музеи посетили свыше 880 тысяч человек.
Тверской район ЦАО Москвы
11.09.2018

Во время празднования Дня города 8 и 9 сентября столичные музеи посетили свыше 880 тысяч человек.
Басманный район ЦАО Москвы
11.09.2018 Во время празднования Дня города 8 и 9 сентября столичные музеи посетили свыше 880 тысяч человек.
Пресненский район ЦАО Москвы
11.09.2018 Во время празднования Дня города 8 и 9 сентября столичные музеи посетили свыше 880 тысяч человек.
Мещанский район ЦАО Москвы
11.09.2018

Во время празднования Дня города 8 и 9 сентября столичные музеи посетили свыше 880 тысяч человек.
Красносельский район ЦАО Москвы
11.09.2018 В пятерку самых посещаемых музеев в День города вошел знаковый объект Северо-Восточного округа столицы – Музей космонавтики.
Префектура СВАО Москвы
11.09.2018 Во время празднования Дня города 8 и 9 сентября столичные музеи посетили свыше 880 тысяч человек.
Район Арбат ЦАО Москвы
11.09.2018

Сотрудники музея сюрреализма «Дом Бурганова» провели 9 сентября бесплатную экскурсию для жителей и гостей столицы.
Район Хамовники ЦАО Москвы
11.09.2018 Свыше 880 тыс. человек посетили музеи Москвы во время празднования Дня города 8 и 9 сентября 2018 г. Об этом сообщает официальный портал Мэра и Правительства Москвы.
MosDay.Ru
11.09.2018 В Москве в День города бесплатно посетили столичные музеи более 880 тысяч человек, это почти в два раза больше, чем в прошлом году, тогда культурные площадки посетили около 470 тысяч человек,
MosDay.Ru
11.09.2018

Сотрудники музея провели более 60 экскурсий, на которых побывали порядка 1,5 тысяч человек.
Обручевский район ЮЗАО Москвы
10.09.2018 По случаю Дня города в музее была подготовлена праздничная программа, популярностью у посетителей пользовались открытие площадки военной техники.
Molnet.Ru
10.09.2018 Экскурсию в Доме-музея Александра Герцена проведет 13 сентября научный сотрудник культурного учреждения Светлана Головко.
Район Арбат ЦАО Москвы
10.09.2018

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о введении в столице режима полной самоизоляции на фоне распространения коронавирусной инфекции COVID-19.
MosDay.Ru
30.03.2020 Сроки действия проездных билетов будут продлены на время действия домашнего режима.
За Калужской Заставой
30.03.2020 Размер компенсации составит 19,5 тысяч рублей ежемесячно. Источник ФОТО: m24.ru Об этом в своем блоге написал мэр Москвы Сергей Собянин.
Molnet.Ru
30.03.2020

В центре Москвы у доставщика еды украли велосипед

Фото: pixabay Материальный ущерб курьера от кражи велосипеда составил 12 тыс.
26.03.2020 Московская перспектива

Участковые из Лосинки задержали боксёра, который изуродовал автобус

Юрий Трусов и Александр Власов давно работают вместе/ Роман Балаев Днём прохожие, шедшие по Стартовой улице, обратили внимание на то, что за автобусом №50 бежит мужчина.
26.03.2020 Звездный бульвар

УВД по СВАО: Как уберечь свое жилье от домушников

В большинстве случаев жертвами становятся люди со средним достатком/ Фотобанк За последнюю неделю полицейские округа раскрыли сразу две квартирные кражи.
24.03.2020 Звездный бульвар

Видеозанятия танцевальных студий культурно-художественного центра «Крылатское» можно посмотреть в режиме онлайн.
Район Крылатское ЗАО Москвы
30.03.2020 Библиотека имени Анны Ахматовой приглашает всех желающих совершить онлайн-экскурсию в музей поэта в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге.
Район Крылатское ЗАО Москвы
30.03.2020

О выставке «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в Санкт-Петербурге Сделав год назад первую в России выставку Фриды Кало , петербургский Музей Фаберже вошел во вкус к сюрреализму и теперь открыл выставку Сальвадора Дали. Пусть это и не первая выставка Дали в России, зато в ней нам впервые продемонстрировали серьезный кураторский подход к делу каталонского сюрреалиста-расстриги Ретроспектива мексиканской революционерки Фриды Кало и музей придворного ювелира Карла Фаберже - это было, как пишут в кулинарных книгах, пикантное сочетание. Казалось бы, Сальвадор Дали и Фрида Кало - персонажи из одной и той же оперы под названием «Сюрреализм - это я», даром что первого сюрреалисты в конце концов изгнали из своей партии, а вторая и не думала в нее вступать. Но Дали куда более естественно смотрится в гостях у Фаберже, и речь не только о пристрастии обоих мастеров к образу яйца. Речь о художественном консерватизме, пусть у первого это был программный выбор, игра, жест и эпатажная поза, а второй не мыслил себя ни в какой другом контексте. Главным куратором нынешней выставки стала Монсе Агер, крупнейшая специалистка по Дали и директор музеев «далийского треугольника» (театр-музей в Фигересе, дом-музей в Порт-Льигате и замок в Пуболе), которыми ведает фонд «Гала - Сальвадор Дали». Тот самый фонд, что шесть лет назад привозил Дали в ГМИИ имени Пушкина (спонсором тогда выступил фонд Виктора Вексельберга «Связь времен», управляющий Музеем Фаберже, и связь его с Дали оказалась долговременной, тем более что именно Дали, а не Фаберже, как выяснилось на пресс-конференции, - любимый художник господина Вексельберга). В Петербурге в основном показывают другие вещи из музеев фонда «Гала - Сальвадор Дали», нежели в Москве, кроме того, одну работу удалось заполучить из галереи Тейт. Выставка не то чтобы очень велика: 25 картин и две большие графические сюиты, рисунки к «Жизни Бенвенуто Челлини» и фотогравюры к «Божественной комедии» Данте. Зритель не увидит здесь «хитов», что были в ГМИИ, ни «Автопортрета с Рафаэлевой шеей», ни «Галы с бараньими ребрышками на плече». Впрочем, их с успехом могут заменить два куриозитета из некоего частного собрания: написанная на оргстекле и оттого почти витражная «Женщина с бабочкой» (1958) и написанная маслом на холсте мученица Эроса и Танатоса, то ли Жюстина, то ли женская версия святого Себастьяна, под названием «Костюм для обнаженной с хвостом трески» (1941). К тому же обошлось и без театрального дизайна Бориса Мессерера , потому что человек-театр Дали не нуждается в дополнительных декорациях, да и сам по себе Шуваловский дворец, где помещается Музей Фаберже, служит прекрасной сценографией к концептуальной выставке маркиза де Пуболь, каковой титул он получил в 1982-м. Но все же основное отличие петербургской выставки от московской - в четкой концепции и отборе экспонатов, ведь концепции - это то, чем силен фонд «Гала - Сальвадор Дали». Собрание фонда, основанного самим Дали в конце 1983-го, после смерти Галы и начала паркинсонизма, богато поздними работами, от которых у эстетов принято воротить нос, ранние же вещи разошлись по главным музеям мира, так что фонду мало что досталось. На открытии начальство фонда «Гала - Сальвадор Дали» смешно ругало художественный рынок, безумие коллекционеров и бешеный рост цен на Дали, из-за чего Фигерес редко когда может позволить себе стоящую покупку. В общем, фонд довольно давно понял, что его преимущества - в интеллектуальной сфере: архив, медиатека, исследования, составление каталога-резоне и производство умных выставок. Одна из них как раз и представлена в Музее Фаберже. Чтобы публика не слишком огорчалась сразу же, в самом начале ей предъявляют немного «настоящего Дали» - с текучими часами, прозрачными фигурами, растворяющимися в пространстве, персонажами, украденными у Вермеера, и галлюцинаторными пейзажами, украденными у Ива Танги, что было гораздо большим преступлением. Пять маленьких картин относятся к середине 1930-х, «золотому веку» Дали, в том числе и «Забытый горизонт» из галереи Тейт. В этих прелестных безделицах уже полно намеков на старых мастеров, но в большом программном полотне «В поисках четвертого измерения» (1979) цитаты из «Афинской школы» Рафаэля и флорентийских кватрочентистов появляются с маниакальной настойчивостью. А потом начинается Дали поздний - тот, что мог бы сказать про себя: «Маньеризм - это я». Три цикла, составляющих основу выставку, связаны с итальянским Возрождением - тем великим, непревзойденным и недостижимым, как выяснили уже в эпоху маньеризма, к чему безуспешно стремятся все, и безвестные архитекторы-эклектики Шуваловского дворца, и знаменитые раскаявшиеся сюрреалисты. Это иллюстрации к «Жизни Бенвенуто Челлини», которую Дали пытается рассказывать, как собственный «Дневник одного гения», и к «Божественной комедии» Данте, в которой он пытается состязаться не только с Боттичелли и Уильямом Блейком , но и с самим собой ранним, метаморфозно-нарциссическим. А также большая серия картин, вдохновленных Микеланджело. Фактически последняя серия. Фигуры с потолка Сикстинской капеллы и из Капеллы Медичи, «Моисей» и эрмитажный «Скорчившийся мальчик», ватиканская «Пьета» и «Пьета из Палестрины» - все они писаны размашисто, но прилежно и с любовью, будто бы в гипсовом классе академии работал не слишком старательный студиозус, поклонник Джорджо де Кирико и вдобавок наглый хулиган, потому что местами сквозь гризайль проступает пейзажный фон, а местами скульптурные тела покрываются каракулями в духе Брэдли Уолкера Томлина или еще кого-то из малых абстрактных экспрессионистов, с чьим творчеством Дали успел познакомиться в годы американской эмиграции. Живопись эта далеко не так хороша и виртуозна, как анаморфозы и визуальные ребусы «золотого века», в ней, конечно, проявляется Паркинсон. Но с той же неотвратимостью в ней проявляется миф о престарелом гении живописи, слепнущем Тициане или слепнущем Халсе, чьи поздние картины сегодня переосмыслены как едва ли не самое ценное в их искусстве. И, как знать, когда снобизм в отношении Дали, особенно позднего, пройдет, не оценим ли мы эту живопись иначе. Ведь она, несмотря на всю старческую дряблость и дрожание руки, выглядит удивительно актуально для начала 1980-х: молодо, азартно, в духе итальянского трансавангарда, словно шлет привет Сандро Киа и Франческо Клементе. Вернее, не привет, а изящный и сдержанный поклон, как и подобает маркизу. «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Санкт-Петербург, Музей Фаберже, до 2 июля