Дата окончания предоставления разъяснений положений документации. Порядок предоставления участникам разъяснений положений документации, даты начала и окончания срока такого предоставления

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-9337/2015

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2016 года. Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2016 года.

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи А.В. Драчена,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.В. Лиманцевой,

рассмотрев дело по заявлению Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (ИНН 5321026264, ОГРН 1025300805254)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (ИНН 5321047553, ОГРН 1025300795552)

третьи лица:

Департамент здравоохранения Новгородской области,

общество с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер»

общество с ограниченной ответственностью «Фармацевт»

общество с ограниченной ответственностью «Диамир»

о признании незаконными пунктов 2 и 4 решения от 05.10.2015 г. №5560/03

при участии:

от заявителя – представители Куприянов А.Г. - по доверенности от 14.12.2015 г., Игнатьева Н.А. - по доверенности от 14.12.2015 г.

от ответчика – представитель Куриков И.А. – по доверенности от 18.01.2016 г.

от Департамента здравоохранения Новгородской области – представитель Никоноров А.В. – по доверенности от 18.01.2016 г. (до перерыва)

от ООО «РТС-Тендер» - представитель не явился, извещен, уведомление №29187,

от ООО «Фармацевт» - представитель не явился, извещен, уведомление №29188,

от ООО «Диамир» - представитель не явился, извещен, уведомление №29189.

установил:

Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее по тексту – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – ответчик, Новгородское УФАС России) №5560/03 от 05.10.2015 года в части пунктов 2 и 4 незаконным.

В обоснование требований заявитель указал, что считает незаконным установление в оспариваемой части решения факта нарушения пункта 11 части 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе).

Согласно пункту 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

В пункте 12.3 Документации об аукционе, размещенной заявителем, имелась календарная дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений – 06.09.2015 г. Данная дата соответствует требованиям п.3 ст.2 Федерального закона от 03.06.2011 г. №107-ФЗ «Об исчислении времени».

Никаких других дат аукционная документация не содержит.

Исходя из ч.ч. 2, 3 ст. Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 АПК РФ для признания решения органов, осуществляющих публичные полномочия незаконным необходимо соблюдение двух условий:

Несоответствие такого решения закону или иному нормативному правовому акту;

Нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Комиссия Новгородского УФАС России при рассмотрении результатов внеплановой проверки учла факт отсутствия нарушения прав участников закупки и приняла решение не выдавать предписания об устранении нарушения. По сути, в решении констатирован факт нарушения принципов открытости и прозрачности осуществления закупок и как следствие п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Обозначенные принципы обязывают уполномоченный орган внимательно относиться ко всей публикуемой информации о закупке, не допуская двусмысленностей в толковании тех или иных ее положений. Следовательно, оспариваемое решение направлено на устранение подобных ситуаций и не посягает на регламентированную законодательством деятельность Департамента, а также не создает каких-либо препятствий к ее осуществлению.

Решение о передаче материалов Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица уполномоченного органа – департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (пункт 4) принято на основании п.1 ч.22 ст. 99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе.

При этом, оценка достаточности данных, указывающих на наличие события правонарушения в действиях должностных лиц заявителя, всем обстоятельствам правонарушения, степени вины конкретных должностных лиц, ее наличия будет дана при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

На основании изложенного решение Новгородского УФАС России от 05.10.2015 г. №5560/03 в оспариваемой части не противоречит Закону о контрактной системе и не нарушает прав заявителя.

В удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">200 , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Новгородской области в месячный срок со дня принятия решения. Вступившее в законную силу решение после его апелляционного обжалования может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа через Арбитражный суд Новгородской области в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

7.1. Любой участник, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить в сроки, указанные в пункте 10 в качестве даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации. При этом вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

7.2. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Размер и порядок обеспечения заявки

8.1. Размер обеспечения заявки устанавливается в пункте 11 Информационной карты аукциона.

8.2. Обеспечение заявки предоставляется участником путем внесения денежных средств по реквизитам, указанным в пункте 11 Информационной карты аукциона .

II. ПОДАЧА ЗАЯВКИ И ПРОВЕДЕНИЕ АУКЦИОНА

Требования к содержанию, составу заявки

9.1. Подача заявок осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке.

9.2. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

9.3. Первая часть заявки должна содержать следующую информацию:

Согласие участника на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией.

9.4. Вид закупки указывается в пункте 12 Информационной карты аукциона.

9.5. Вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника;



2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 5.1 документации, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника требованиям, установленным подпунктами 2-7 пункта 5.1. документации;

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и если предоставление указанных документов предусмотрено пунктом 13 Информационной карты аукциона;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии с пунктами 3.2-3.3 документации, или копии этих документов;

6) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае, если пунктом 2 Информационной карты аукциона устанавливается ограничение в отношении участников, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.

7) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным пунктом 4 документации , или копии этих документов.

Как правильно установить даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона в электронной форме разъяснений положений документации о таком аукционе?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона № 44-ФЗ), документация об электронном тендере наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию о порядке, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В свою очередь, ст. 65 Закона № 44-ФЗ устанавливает порядок предоставления документации об электронном тендере, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений.

В ч. 3 ст. 65 Закона № 44-ФЗ установлено, что любой участник , получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Следовательно, так как заказчик размещает в единой информационной системе документацию об аукционе в электронной форме одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона, то участник электронного аукциона вправе направить запрос на разъяснение положений документации о таком аукционе с момента опубликования заказчиком такого аукциона, т.е. дата начала предоставления участникам тендера разъяснений, является дата опубликования такого аукциона.

Закон о контрактной системе позволяет участнику закупок, которые осуществляются путем проведения электронного аукциона и открытого конкурса, обратиться к организатору за официальными пояснениями положений документов о закупке. Для этого он создает так называемый Ответ на него будет дан, только если участник соблюдает определенные законом условия. Например, запрос в отношении аукционной документации должен удовлетворять следующим требованиям:

  • поступил через ЭТП от аккредитованного на площадке участника
  • поступил от (требование вступило в силу с 01.07.2018);
  • поступил не позднее чем за три дня до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе;
  • общее количество обращений одного участника в рамках этого тендера не превысило трех.

Ответ на обращение в отношении положений конкурсных документов заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа, если указанное обращение поступило к нему не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

И при проведении электронного аукциона, и при проведении открытого конкурса заказчик обязан разместить в Единой информационной системе (ЕИС) разъяснения положений документации о закупке, не меняющие ее суть, с указанием предмета обращения, но без указания наименования и реквизитов участника, который задал вопрос.

Нарушение порядка предоставления ответов на правильно поданные обращения грозит административной ответственностью.

Сроки ответа на запрос о разъяснении

Дата начала предоставления ответа — это день, следующий после дня поступления запроса (ч. 4 ст. 65 ФЗ №44-ФЗ). Срок ответа на разъяснения аукционной документации — в течение двух дней с момента получения запроса. В указанный период времени заказчик также размещает ответ в Единой информационной системе.

Чтобы определить последний день, когда можно дать пояснения, необходимо отнять от даты окончания подачи заявок на участие в аукционе три дня. Соответственно, четвертый день будет временем окончания срока дачи разъяснений положений документов об аукционе.

В случае подачи участником обращения в рамках конкурса, срок ответа на разъяснения по 44 ФЗ для заказчика составляет два рабочих дня, в течение которых он обязан разместить ответ в ЕИС.

За несоблюдение сроков предусмотрена административная ответственность.

Изменение документов по результатам запроса о разъяснении

Изменение документации открытого конкурса предусмотрено Законом о контрактной системе только по собственной инициативе заказчика. А внесение изменений в документы об электронном аукционе может быть инициировано поступившим запросом участника закупки, и это прямо предусмотрено в 44-ФЗ. При этом можно не менять документацию, лишь пояснить спорные моменты в ней. Таким образом, принятие решения о корректировке является правом, а не обязанностью.

Такое решение требуется принять не позднее, чем за два дня до даты окончания периода подачи заявок на участие в тендере. При этом не допускаются изменение объекта закупки или увеличение размера обеспечения заявок. В течение одного дня с даты принятия указанного решения внесенные изменения размещаются в ЕИС. Период подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания подачи заявок на участие оставалось:

  • не менее семи дней, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей;
  • не менее пятнадцати дней в остальных случаях.

Образец ответа на разъяснение аукционной документации

В приведенном примере в результате обращения участника закупки в документы внесли необходимые изменения.

Если поставщик имеет вопросы относительно закупочной документации, он может обратиться к заказчику за разъяснением. Такое часто случается с новичками в госзакупках, но не является редкостью и для опытных участников. В законе 44-ФЗ содержатся положения о таком запросе, а также о реакции заказчика на него. Кроме того, это должно быть прописано и в документации закупки.

Кто и когда может направлять запрос заказчику

Запросы работают в процедурах двух типов:

  1. Во всех видах конкурсов - в открытых, закрытых, с ограниченным участием, двухэтапных и электронных.
  2. В аукционах , в том числе закрытых.

Можно обратиться за разъяснением и в запросе котировок , но лишь в отношении результатов оценки заявок.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Обратиться с запросом в отношении аукционной документации может любое лицо, которое зарегистрировано в ЕИС и аккредитовано на ЭТП. Что касается конкурса, то запрос на разъяснение может подать любой его участник. Но заказчик может ответить и на запрос, направленный иным лицом, хотя делать этого он не обязан.

Каждый участник может обратиться к заказчику за разъяснением не более 3 раз.

Порядок и сроки

Подавать запросы на разъяснения по 44-ФЗ нужно в определенный срок, который зависит от типа процедуры. Запросы по аукционной документации подаются не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок. Что касается конкурсов, то подать запрос следует не позднее, чем за 5 дней до истечения срока приема заявок.

Ответ заказчик должен дать в течение 2 дней, причем он должен быть не только направлен заявителю, но и размещен в ЕИС, то есть быть доступным для всех заинтересованных лиц. На публикацию дается 1 день.

Заказчики часто спрашивают, что делать, если отведенный на ответ срок приходится на выходные дни? Можно ли в этом случае перенести ответ на начало рабочей недели? К сожалению для заказчиков, ответ отрицательный - 44-ФЗ не предусматривает переноса сроков в таком случае. Более того, стоит учитывать и часовой пояс, ведь ЕИС работает по Московскому времени.

Чтобы из-за таких моментов не нарушать закон, специалисты рекомендуют отрядить отдельного сотрудника, который будет заниматься отслеживанием поступающих запросов и подготовкой ответов в нерабочее время.

Форма запроса

Закон о госзакупках не регламентирует точной формы запроса, поэтому можно писать свободно. Целесообразно включить в запрос такую информацию :

  • перечень положений, которые непонятны, и список вопросов;
  • требования заявителя;
  • ссылки на нормативные акты.

Кроме того, запрос нужно озаглавить так, чтобы заказчику однозначно было понятно, о чем речь.

Если запрос подается на площадке, его нужно подписать КЭП.

Что должно быть в ответе

Заказчик должен дать ответ по существу - формальные отписки не пройдут. Все непонятные положения должны быть разъяснены. Если замечания заявителя обоснованы, заказчику придется вносить изменения в закупочную документацию. Если же потенциальный участник просто что-то уточнил, то вносить изменения не потребуется.

Когда запрос не влечет изменения документации, заказчик должен просто опубликовать разъяснение в ЕИС. Если же в документы внесены правки, то нужно разместить в ЕИС разъяснение и измененную документацию. В этом случае дополнительно следует известить об изменениях заявителя.

Если речь о закрытых процедурах, то ответ должен быть направлен участнику в письменном виде.

Что писать в разъяснении

Практика показывает, что запросы разъяснений чаще всего подаются в отношении непонятных формулировок, уточнения ГОСТов и иных регламентов, характеристик объекта закупки и так далее. В таком случае следует пояснить эти параметры.

Заказчику следует знать, что если требуется внести правки в документацию, в любом случае нельзя менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявки .

Ответ заказчик дает в произвольной форме, поскольку специальной не предусмотрено. Важно понимать, что разъяснение не должно изменять в суть документации . При этом необходимо ответить на каждый вопрос заявителя.

Разъяснение дано - что дальше?

Если закупочную документацию менять не пришлось, то процедура продолжается своим чередом. Если же документация изменилась, закон требует продлить срок приема заявок . Зависит он от стоимости закупки:

  • при НМЦК менее 3 млн рублей у участников должно быть не менее 7 дней на подачу заявок после последнего изменения документации;
  • при НМЦК более 3 млн рублей у участников должно быть не менее 15 дней.

Если заказчик не ответил

Заказчик обязан ответить в установленный срок. Если запрос был подан вовремя, но ответа не последовало, участник может подать жалобу. В случае признания нарушения штраф для должностного лица составит 15000 рублей, для организации - 50000 рублей.

При этом наложение штрафа никоим образом не значит, что все ограничится только этим. Контролирующие органы могут вынести предписание в отношении закупки вплоть до ее отмены.