Что такое частушка? Определение, виды и примеры частушек. Поэтическое наследие народной художественной культуры русского народа Какие инструменты использовались при исполнении частушек

Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отражается время?

Ответ

Своеобразие народной частушки в том, что она коротко и иронично описывает какое-нибудь событие, отношение к чему-либо. Исполнялись частушки обычно в паре: либо двумя девушками, либо парнем и девушкой, которые вели между со­бой своеобразный диалог.

Исполнение частушек сопровождалось игрой на разных музыкальных инструментах: гармонике, сопилке, трещотках, балалайке и т. д.

Время создания частушек мы можем определить по лекси­ке (употребление архаизмов и диалектизмов), по фактам, ко­торые упоминаются в тексте.

Архаизмы — слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активно­го употребления (например, в русском языке «втуне», «наущать», «шелом»).

Диалектизмы языковые особенности, присущие речи людей, живущих в одной местности.

Песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми» . Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка» . Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере.

Частушки имеют такое своеобразие: они в короткой, меткой форме достаточно остроумно и с иронией рассказывает о том, что произошло, или же показывает свое отношение к чему-либо.

Исполнение частушек: парное (две девушки, парень и девушка). Это позволяет данному жанру приобретать формы диалога.

Музыкальные инструменты: гармошка, балалайка, трещотка.

Время создания: на это указывает лексика (например, устаревшие слова, историзмы, различные диалектизмы могут подсказать, когда частушки были сочинены).

Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей.
А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).
Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».
Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования.
Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».
Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества Теркина, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай.
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы – не помрем,
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.
Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Теркина.
Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).
Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов.
В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов.
Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.
Таким образом, в поэме отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

3. Выразительно прочитайте стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Здесь птицы не поют». Какова его тематика? Как вы понимаете строки «…и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут», «горит и кружится планета»?

Уже в первых строчках песни отражен поэтом весь ужас войны:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу врастаем в землю тут,
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

Выжженная, искореженная земля, бойцы плечом к плечу, которых ждет «огонь смертельный». И рефрен: «И, значит, нам нужна одна победа…», утверждающий непоколебимость, стойкость бойцов, их готовность пожертвовать, собой ради Родины, выражающий главную мысль песни: нет цены свободе родной земли и потому ничто не остановит ее защитников.

Русские частушки

Специфика композиции частушки всецело обусловлена особенностями родовой природы, содержания, условий бытования и назначения этого жанра.

Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в том, чтобы подробно рассказать о тех или иных фактах (хотя жизненные события и отражаются в частушках), а в том, чтобы дать этим фактам и событиям определенную идейно-эмоциональную оценку, выразить те или иные мысли или чувства.

Жанр частушки возник и развивался в пору, когда в фольклоре заметно усилилась роль личного, индивидуального. Еще Е. В. Аничков справедливо отметил, что в частушке лирическое начало выражено более отчетливо, чем в других песенных жанрах фольклора. Если в отдельных жанрах народной лирики исследователь отмечал обрядовую условность, элемент эпического, то частушки он назвал «строго-лирическими песнями», которые выражают то или иное чувство «в самый момент его пробуждения».

В частушках с большей силой, чем в других жанрах народной поэзии, проявился импровизационный, экспромтный характер фольклора. Об этих ее особенностях говорили уже первые собиратели и исследователи. Так, например, собиратель саратовских частушек Н. А. Арефьев, характеризуя содержание собранных им частушек, говорил, что это «свод всего того, что экспромтом вырывается в то или другое время, при тех или иных условиях из человеческой души». По определению В. Н. Перетца, частушки в большинстве своем -- «...это экспромты, в массе нарождающиеся и в массе гибнущие».

В. И. Симаков в статье «О частушке, об ее значении в народном быте» он писал: «Говоря о частушке, как об экспромте, мы ближе всего приближаемся к ее определению как особого народного типа народной поэзии».

В силу отмеченных жанровых качеств и особенностей возникновения частушки необыкновенно многогранны по своему содержанию, необычайно разнообразны по выражаемым ими мыслям, чувствам и настроениям. В отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых всегда в той или иной мере ограничено определенным кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. Частушка и касается тем большего общественного значения, и «откликается на каждую малость жизни» (Г. Успенский). В ней находят яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая, убийственная сатира, и мягкий дружеский юмор.

По широте тематики, особенностям содержания и возникновения частушки очень напоминают пословицы. В. И. Даль писал, что пословица «не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души». Каждая пословица представляет собой изречение, выражающее определенное обобщение народных мыслей и чувств.

Все сказанное В. И. Далем о пословице можно полностью отнести и к частушке. По характеру своего содержания, особенностям возникновения и назначения частушки во многом приближаются к пословицам и поговоркам.

Однако частушки имеют и существенные отличия от пословиц. Прежде всего, частушки -- не прозаический, а песенный жанр. Оригинальность жанра частушек проявляется также в условиях их создания и исполнения. Частушки предназначены для публичного исполнения в кругу молодежи. В них говорится решительно обо всем, что как-то взволновало или просто было замечено в жизни, в быту исполнителем и что будет небезынтересно знать другим, слушателям частушки. Публичное исполнение частушек -- это выражение своих личных мыслей и чувств и одновременно их общественная апробация. В этом -- жанровая специфика частушек.

Все сказанное о жанровых особенностях содержания и исполнения частушек отразилось на специфике их построения, формах и приемах их композиции. В композиции частушек своеобразно сочетаются элементы поэтической традиции и новаторства.

Подавляющее число частушек имеет форму монолога. И это вполне объяснимо, так как монолог является самой естественной и самой простой формой выражения мыслей и чувств.

Монологическую форму имеют также частушки-повествования и частушки-описания. В частушках-повествованиях также выражаются всевозможные мысли и чувства, различные эмоции. Но они выражаются не прямо, а посредством сообщения о каких-то небольших жизненных событиях. Н. П. Колпакова о частушках-повествованиях пишет: «В такие частушки может быть вложен оттенок радости, грусти, любования, сожаления, разочарования, но общий их характер одинаков: это маленькие рассказы о маленьких фактах -- сжатые, лаконичные, преследующие цель отразить какой-то мелкий эпизод из жизни лирических героев».

Особое значение для частушек имеет композиционный прием обращения. Обращения можно найти и в традиционных лирических песнях. Но их там, во-первых, не так много, как в частушках, и, во-вторых, они в песнях не выполняют столь разнообразных функций. В частушках же обращения очень распространены, выполняют роль важного композиционного приема и в определенной мере выражают специфику жанра.

Диалогическая форма менее распространена в частушках, чем монологическая. Но тем не менее и она в частушках встречается довольно часто и также является для них вполне органичной.

Композиция частушек отличается яркой жанровой спецификой. Поэтому следует признать ошибочным стремление некоторых исследователей композицию частушки автоматически выводить из композиции традиционных лирических песен.

Генетически некоторые приемы построения частушек, связаны не только с традиционными (частыми и протяжными) песнями, но также с пословицами и поговорками. Однако большинство приемов композиционной организации материала свидетельствует об их жанровой оригинальности, поэтическом своеобразии и новаторстве.

Заговоры

Заговоры и заклинания - прозаические произведения магического характера и практического назначения. Художественную природу жанра определяет, с одной стороны, связанная с анимизмом стихийная поэтизация древних верований, с другой - важное, с точки зрения простолюдина, практическое назначение заговорного слова. Отсюда в них отчетливые представления о действенном слове как слове точном и сильном. Древняя поэзия заговоров свидетельствует, что верования живут дольше той действительности, в которой они возникли.

В настоящее время заговоры интересны в научном и художественном отношении как древнейший вид поэзии, поэтический памятник борьбы человека со всем враждебным и непонятным, что его окружало, и веры в то. Что злые силы и недуги можно победить. В народной систематизации заговоров отражены представления о них как о необходимости в повседневной жизни: «против болезней», «чтобы муж жену любил», «от грому», «от порчи пищали», «о ворожбе для успешного торга» и т.д. Наиболее распространены и поныне заговоры «на любовь»:

Я зажгу свечу в ночной темени,

Поклонюся ей трижды покорно я

И скажу слова заговорные:

«Ой вы духи великие, светлые,

Зло-напасть от любви отводящие.

Вы услышьте меня, вас молящую,

Не гасите свечу, мной зажженную.

Зажигала её с чистым помыслом,

Не чужого мужа приманивала,

Не чужого жениха приваживала,

Но зажгла ради мужа любимого,

Не самою судьбою сулимого.

И молю я вас, духи светлые,

Наделите огонь вашей силою,

Силой доброй, всепроникающей,

От погибели любовь защищающей.

Вы зажгите огонь в сердце милого,

Осветите в нём все излучины,

Посветите до самого донышка -

Чую, там лежит льдинка стылая -

Ревность лютая злой разлучницы.

Растопите ту льдинку колючую, ей слезой возверните горючею.

И ещё вас молю, духи добрые,

Разожгите огонь в крови милого,

Чтоб в любви он был нежен - яростен

И как глоток воды в самый знойный зной,

Поцелуй мой ему был бы сладостен.

И в третий раз вас молю, духи светлые,

Защитите любовь мою чистую,

Сохраните мне мужа любимого

С сердцем верным, ни с кем не делимого.

Весь текст данного заклинания пронизан уважением, безоговорочной верой в духов, которые помогут, глубоким смыслом.

В заговорах и народной медицине видят не только проявление темных суеверий, с которыми необходимо вести борьбу, но и народные знания, народные философские воззрения, мифологические представления, поэтическое искусство.