«Что бы сказала ваша мама». Эрмитаж обвиняют в пропаганде живодёрства из-за выставки с чучелами животных

Разгневанные пользователи интернета запустили хэштег #позорэрмитажу, чтобы высказать негативное мнение об открывшейся в конце октября в Государственном Эрмитаже выставки «Рыцарь отчаяния - воин красоты» Яна Фабра. В экспозиции представлены подвешенные на крюках животных.

"Полный трэш и деградация! Нафига все эти митинги против живодеров?! Пусть вот люди, дети идут на такие выставки и смотрят. А потом в головах у них будет откладываться, что ЭТО-нормально. Тьфу. Позор Эрмитажу", - пишет одна из очевидцев (орфография и пунктуация сохранены - прим. "360").

Трупы собак, кошек, зайцев и других животных выставлены на фоне полотен фламандских художников. При этом сам Фабра утверждает, что мероприятие направлено против потребительского отношения к животным, а их тела он подбирал на шоссе.

"Вся Россия борется с живодерами, такой тяжелый момент для всех нас, Эрмитаж плюет прямо нам в лицо открывая выставку Яна Фабра под названием "карнавал мертвых бродяг"! Где трупы животных распяты, подвешены на крюках, кошки, кролики, собаки с праздничными колпаками на голове! Куда мы катимся, если ЭТО теперь называют искусством?! Нет слов", - написала одна из пользователей сети.

Кроме того, возмущенные владельцы аккаунтов сравнивают Фабра со скандально известными хабаровскими живодерками и требуют закрытия шокирующей выставки.

Однако, как ни странно, часть пользователей интернета высказалась в защиту бельгийца и его странного искусства.

"Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях, – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть", - отметила Екатерина Дорофеева.

Опубликовано 12.11.16 11:02

Министерство культуры отмежевалось от скандальной выставки мёртвых животных в Эрмитаже.

В Эрмитаже призвали смотреть на мертвых животных на крюках, как на мягкую игрушку"

Руководитель отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков прокомментировал скандальную выставку современного бельгийского художника Яна Фабра "Рыцарь отчаяния - воин красоты", на которой посетители могли лицезреть подвешенных на крюках чючела мертвых животных.

Сложно гадать о том, что хотел сказать автор, глядя на картины в Интернете. Нужно прийти инткббээ на выставку и понять, о чём эта выставка. Автор хотел сказать много чего, разговор о смысле искусства старого, разговор об эрмитажной коллекции, разговор о социальных проблемах, которые есть во всём мире. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как всегда это бывает. Дело в том, что когда вы говорите "трупы", вы сразу говорите другую историю. Есть слово "чучела", есть слово "мягкая игрушка" и совершенно разные слова. Когда вы говорите "трупы", вы вносите определённый контекст. Слово "трупы" не соответствует действительности. Если вы придёте в Зимний дворец Петра, вы увидите чучело домашней собаки Петра, которое выставлено на экспозиции. Почему чучело собаки Петра никого не волнует, а бродячие собаки волнуют, — рассказал в интервью Лайфу Озерков.

По его словам, «трупы умученных животных» преподносят детям как «современность». Депутат также высказал недовольство тем, что «отдельные люди» распоряжаются музеем «как им хочется», одннако на вопрос, нужно ли посетителям бойкотировать резонансную выставку или организаторам стоит закрыть её, четкого ответа не дал.

«Это не гаражик и не банька отдельных людей. Это государственный музей. Это значит, что выставка должна служить интересам государства», - считает Милонов.

Эрмитажная выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния - воин красоты» привела к скандалу федерального размаха. Не только петербуржцы, но и жители других городов возмутились выставленными чучелами собак, кошек и зайцев и запустили в Instagram марафон с хэштегом #позорэрмитажу. В ответ музей придумал контрхэштег #кошкизафабра, а куратор обсуждаемой выставки Дмитрий Озерков неоднократно публично объяснял, почему работы бельгийского художника на самом деле призывают к защите животных.

«Бумага» публикует фрагменты лекции Дмитрия Озеркова «Современное искусство и проблема защиты животных», которая прошла в кафе Social Club.

Дмитрий Озерков

Куратор выставки Яна Фабра
и руководитель проекта «Эрмитаж 20/21»

Как человек, заваривший эту кашу не только в качестве куратора выставки, но и в качестве заведующего отделом «Эрмитажа 20/21», я считаю должным объяснить, кто мы и что мы вообще делаем. Изначально Эрмитаж показывал старое искусство и до 2003–2004 года некоторые проекты современного. Была выставка Уорхола, его автомобиль; выставка Джексона Поллока из одной картины и девяти графических работ. Это были точечные вливания. Тогда это было здорово. Потом же мы стали понимать, что это уже бессмысленно: все это видели - и появилась необходимость делать «Энди Уорхол и…», «Энди Уорхол в контексте…», «Энди Уорхол о…» и прочее.

«Эрмитаж 20/21» - это проект о западном и европейском искусстве послереволюционного времени, которого, как вы догадываетесь, нет в коллекции музея. Изначально мы были созданы как проект, который должен был заполнить эту пустоту, занимаясь показом специально созданных для нас работ современных художников.

«Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве

Когда мы начали это делать, некоторые выставки вызывали определенный общественный резонанс. Например, выставка братьев Чепмен (более ста человек усмотрели экстремизм в работах английских художников - прим. «Бумаги» ). «Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве. В случае с Яном Фабром точно такая же история: его выставка сложная и многосоставная.

Петербург сейчас разделился на два лагеря: один состоит из людей, которые были на выставке и имеют свое мнение, другой - из людей, не бывавших на выставке, но тем не менее имеющих свое мнение. Одни говорят: какая прекрасная выставка Яна Фабра в Эрмитаже, удивительная история, удивительный диалог с коллекцией. А другие: как вы можете издеваться над трупами животных, это невозможно, антигуманно и так далее.

Подвешенные чучела собак и кошек в Главном штабе

На самом же деле, одна из глав выставки Яна Фабра, как раз и вызвавшая весь этот резонанс, была историей о бродячих животных. Будучи еще молодым художником, Ян Фабр, проезжая по автотрассе Бельгии, увидел множество тел сбитых животных. И он, близкий к теме домашних питомцев (у него дома всегда было очень много собачек, кошек и попугаев), стал узнавать, в чем же дело.

Оказалось, что людям малосостоятельным слишком дорого лечить своего больного питомца, поэтому они, обходя европейские законы, просто высаживают своего любимца на автотрассе, чтобы его сбили. И со спокойной душой заводят себе нового. Тогда Ян понял, что здесь налицо социальное двуличие: когда, с одной стороны, люди говорят о том, какие милые и классные их животные, а с другой, тела этих же животных бесхозно валяются по автостраде. Молодой художник взял некоторые тела этих животных, отнес к таксидермисту, чтобы тот сделал из них чучела, и стал создавать из этого выставку.

Как вы знаете, эта инсталляция разделена на две части: одна, где висят собаки, и другая, где висят кошки. Часть с собаками сделана цветными лентами, там лежит масло для собак. С кошками - белыми, там есть молоко в мисочках. Собаки и кошки, мужское и женское, верность и предательство - эти темы, по мнению Яна Фабра, необходимо вскрывать. Необходимо объяснять детям, что если вы берете питомца, то за него нужно нести ответственность. Иногда даже уметь сказать ребенку, что животное умерло, что животные смертны. Второе - это сложный теологический момент. Воспитанный в семье католички и протестанта, Ян Фабр рассуждает: «Есть ли у животных души?» и «Куда уходят животные после смерти?».

Чучела зайцев и птиц в зале Снейдерса

Вторая часть диптиха Фабра расположена в зале Снейдерса, где висят картины, изображающие пять больших охот и пять лавок. Для него это не про фрукты и не про рыбу, даже не об изобилии, а о тщете бытия: всё приходящее, всё умрет. Именно поэтому в экспозиции присутствуют черепа, оформленные панцирями жуков. В зубах у этих черепов - зайцы, белки, птички.

Помимо всей тщеты бытия, в этих работах есть момент, говорящий о двуличии и плохом понимании всего происходящего. Момент, когда мы говорим, что любим старых мастеров и любуемся их холстами, но не любим мертвых животных. Ян Фабр говорит: «Вот представьте себе картину старого мастера, холст маслом. Чем она написана? Масляными красками. А чем они наносятся на картину? Кисточками. А из чего эти самые кисточки сделаны? Эти самые кисточки как раз сделаны из тех же самых колонков, белок, зайцев. Когда мы любуемся старой живописью, мы не хотим знать, как она появилась. Это то же самое, когда мы носим шубы и едим мясо, но боремся за права животных».

Панцири насекомых в многочисленных работах в Эрмитаже

Жуки же, панцири которых представлены на «зеленой» части выставки, живут в Азии. Из них делают сувениры и даже едят. Их Фабр использовал, чтобы рассказать о колониальной политике Бельгии в Конго. Когда Африка отделилась, самая слабая в Европе Бельгия получила в свое владение Конго, на территории которого позже было обнаружено золото (чего, конечно, никто не ожидал). На эти деньги, собственно, и был построен Брюссель. Логично вытекающие из этого темы: эмигранты, террор в Брюсселе, мусульманское население, колониализм.

Изначально Фабр искал способ передать проблему колониализма в Бельгии, тянущейся еще с тех пор. У Яна Фабра был договор с одним рестораном, который поставлял ему панцири съеденных жуков. Их он термически обрабатывал, чтобы избавиться от органики.

В Эрмитаже открывается выставка бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния - воин красоты». Чучела животных и черепа, видео с живым рыцарем в Рыцарском зале и нарисованные ручкой Bic картины - «Бумага» рассказывает, что привезли в Зимний дворец и Главный штаб, что такое карнавал «в стиле Фабра», который пройдет в музее в декабре, и какими провокационными работами прославился бельгиец.

Мы прекрасно знали, что возможен такой исход, при котором начнется агрессивная волна. На самом деле, о сути выставки всё прекрасно прописано в буклетах и на сайте. Проблема здесь в истерии общества. Человеку показывают картинку, и он взрывается, кричит, не пытаясь вникнуть в суть, а через несколько минут забывает, о чем же кричал.

Это из серии, когда человек выходит из церкви и кидает монетку бездомному. И будто решает все проблемы мира. Тем не менее мы рады, что так случилось. Репутацию такого музея, как Эрмитаж, практически невозможно подмочить, а наша цель достигнута: люди говорят о защите животных.

Я, может, скажу страшную вещь, но музей не должен ориентироваться на общество. Если пойдем за обществом, то мы перейдем к тому, что будем сидеть в каком-нибудь унылом помещении и листать свои телефоны. Общество должно идти за нами. Мы показываем что-то, что на шаг впереди, чего нет в России. И если люди хотят вникать, слушать, то пускай идут за нами; если не хотят - мы не имеем права навязывать. Но можем предложить.

За помощь в подготовке материала «Бумага» благодарит культурно-образовательный проект «

Открывшаяся в Эрмитаже выставка бельгийского художника Яна Фабра, который прославился своими скандальными перформансами, породила волну возмущения в Рунете: люди были шокированы присутствием на выставке чучел животных.

После открытия экспозиции три недели назад в соцсетях появились тысячи сообщений с обвинениями художника и знаменитого музея в «жестоком обращении с животными».

В частности, люди возмутились инсталляцией с чучелами животных.

Контекст

250-летие Эрмитажа отмечается современным западным искусством

Milliyet 04.07.2014

Скандальная «Манифеста» в Эрмитаже?

Die Tageszeitung 03.07.2014

Выставку в Эрмитаже проверяют на экстремизм

The Independent 08.12.2012

Михаил Пиотровский: Эрмитаж должен открыться современному искусству

Le Monde 15.12.2009 «Только садисты могут повесить чучела животных»

«Посетители пришли полюбоваться картинами, но наткнулись на такой ужас, — возмущается одна россиянка в сети. — Дети в шоке. Только садисты могут повесить чучела животных». «Мертвые животные — не искусство, — пишет другая. — Позор Эрмитажу».

Депутат Виталий Милонов, известный в российском обществе поборник «нравственных ценностей», тоже не остался в стороне и назвал выставку «гадостью».

Представители музея возразили на официальном сайте, что «собаки и кошки в инсталляциях Фабра — бездомные животные, погибшие на дорогах. По мнению художника, он таким образом дает им новую жизнь в искусстве и побеждает смерть».

«Современное искусство — вызов, считает директор музея Михаил Пиотровский. — Провоцируя, оно заставляет людей задуматься. Этому надо радоваться, а не огрызаться. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают — это нормально».

Более 200 произведений до апреля

Более 200 произведений фламандского скульптора Яна Фабра, в том числе фигуры скарабеев, чучела животных и нарисованные шариковой ручкой картины, будут выставляться в Эрмитаже до апреля наряду с классическими образчиками европейского искусства.

Почитатели считают, что художник привнес радикальные перемены в современное искусство, однако его критики недовольны его пристрастием к провокации, как, например, было со швырянием кошек в Антверпене в 2012 году.

Еще тогда перформанс породил страшный скандал, а Фабр был вынужден принести извинения: «Я не собирался хоть как-то навредить кошкам. С ними все хорошо». Некоторые тогда даже грозили ему расправой.

Основанный в 1764 году Эрмитаж является крупнейшим в мире музеем: в его залах выставляется более 60 000 произведений искусства, а в хранилищах их число подходит к 3 миллионам.

БЕЛЕЕТ ЗАЯЦ ОДИНОКИЙ

Еще недавно имя художника Яна Фабра было известно только узкому кругу специалистов. Теперь его знает весь Петербург. Бельгиец сумел произвести на горожан впечатление: на свою выставку в Государственный Эрмитаж он привез чучела собак, кошек и зайцев .

В Зимнем дворце - это главное здание Эрмитажа - представлено несколько работ Фабра. Но шокирует общественность только одинокий зайчик у картины фламандского художника. Светлое пятно на фоне бордовой стены.

Чучело, надо сказать, выполнено качественно. Заяц смотрит, как живой. По задумке, он закреплен в «челюсти» объекта, напоминающего то ли синий череп, то ли мозг.

Не беремся судить, что хотел этим сказать автор.

По задумке Фабра, тело зайца дополняет картину фламандского художника.Фото: Олег КУЗЕНКОВ

А вот на другой площадке Эрмитажа - в Главном штабе, который находится напротив Зимнего дворца, картина иная. Этот филиал заработал несколько лет назад после реставрации - сюда переехала экспозиция современного искусства. И здесь «зоологических» экспонатов от Фабра уже заметно больше. Кошки и собаки слегка покачиваются на тросах, - в помещении сквозняк. Вокруг – блестящая мишура.

Потрогать экспонаты рукой не получится – потолки высокие. Да и желания такого не возникает.

Страсти-то какие, - женщина лет 50 встает как вкопанная, едва шагнув в зал с необычными художествами. – Это зачем повесили?


На выставке Яна Фабра есть и более традиционные экспонаты.Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Молодежь реагирует уже не так эмоционально.

Сфотографируй меня с котиком, Маш, - девчонка лет 17 позирует перед чучелами хвостатых друзей. Потом они меняются местами.

Рядом – тело лохматой собачки с праздничным колпаком на голове . И все та же мишура.

«Как можно ТАКОЕ выставлять в Эрмитаже?! Позор!!!» – красуется подпись о выставке Фабра в журнале отзывов.

«БОЛЬШЕ ПОХОЖЕ НА ДОНОСЫ»

Между тем, в Эрмитаже уже заявили: Фабр животных не убивал. Несчастные зверюшки погибли под колесами автомобилей в Европе , были подобраны на обочинах и «законсервированы», если можно так выразиться.

Известный композитор и пианист Антон Батагов уверен: это все равно бесчеловечно.

Я прошу всех, кто считает эту выставку нормальной, представить себе, что ваша мама или ваш ребенок погибли в авто- (авиа-)катастрофе или теракте. Не возмущайтесь, представьте. А теперь подумайте: вы позволите этому «художнику» сделать из их тел чучела и выставить как арт-объект? – задается вопросом Батагов. Он, кстати, вегетарианец со стажем. Избегает и кожаных изделий, и меховых.


Чучело кошки в Главном Штабе.Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Но есть и те, кто сравнивает происходящее вокруг Эрмитажа с 37-м годом.

Все это уже больше похоже на доносы. А формулировки какие? «Просим государство оказать воздействие», «выставка вредная»… Это мне напоминает самые мрачные времена, - рассуждает Семен Михайловский, и.о. ректора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина .

Он также признался, что на выставке еще не был, но планирует посетить ее в самое ближайшее время.

ШНУРОВ - ЗА ФАБРА

А вот известный музыкант Сергей Шнуров в Эрмитаж уже наведался. Об этом 15 ноября рассказал заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков.

Сергей Шнуров пришел поддержать Эрмитаж. Большое спасибо! – так подписал Озерков совместное с музыкантом фото.

Лидер группы «Ленинград » увиденным остался доволен.

Не увидел я там живодерства, как и издевательств над людьми не разглядел, а скорее наоборот. На мой взгляд, провокационность выставки «вольными борцами за культуру» сильно преувеличена, а художественные достоинства остались совсем незамеченными, - написал Шнуров в своем «Инстаграме».

Может, что у лидера «Ленинграда» скоро и песня новая родится – на злобу дня.