«Путеводитель по оркестру для юных слушателей»
Бенджамин Бриттен
Бенджамин Бриттен стоял у истоков возрождения английской музыки на мировой арене. Он создавал произведения различных жанров и уделял особое внимание народным веяниям. Его роль как музыканта-просветителя отразилась в музыкальных этюдах, которые предназначались для молодёжи и детей.
Произведения Перселла привлекали ярый интерес автора, благодаря чему были рождены на свет редактированные варианты оперы «Дидона и Эней», «Оперы нищих». Неповторимое значение из всех работ Бриттена придаётся «Вариации и фуге на тему Перселла», которая стала своеобразным «путеводителем по оркестру для молодёжи». Произведение изначально было написано для документального фильма Мэтисона «Инструменты оркестра». В дальнейшем путеводитель был исполнен в Лондоне симфоническим оркестром.
Сложное полифоническое произведение знакомит слушателей с возможными тембрами различных инструментов оркестра. Такое интересное и специфическое звучание производит впечатление даже на самых маленьких зрителей и может смело занять место самого популярного обучающего музыкального творения. Путеводитель рекомендуется детишкам с шестилетнего возраста, познакомит их с удивительным и ярким миром симфонической музыки. Звучание оркестра периодически прерывается понятными и интересными пояснениями. Комментарии раскрывают каждый инструмент и доступно характеризуют его для ребёнка.
Все они воплощаются в своего персонажа, одеваю своего рода маску, и звучат в различных жанрах, которые включают полонезы, марши, ноктюрны, хоралы и другие. Таким образом, создаётся целая портретная галерея инструментов. Этот калейдоскоп звучаний завораживает поочерёдно различными тембрами, которые в итоге объединяются в искрящуюся фугу. Сочинение состоит из нескольких фрагментов и финала для удобства зрителя. Путеводитель включает в себя шесть ансамблевых комбинаций оркестровых композиций, тридцать сольных выступлений, которые потом сливаются в фугу с задействованием всех инструментов сразу.
Научите ребенка различать музыкальные инструменты на слух, благодаря их феноменальному и уникальному тембру звучания. Все они различны по глубине и насыщенности, по наличию бархатистого или мягкого оттенка, а также по продолжительности и яркости. Здесь Вы сможете насладиться чудесной скрипкой, выразительным альтом, будоражащей виолончелью и контрабасом. Не упустите трогательную флейту, кларнет, фагот, громкую трубу и тромбон, а также разнообразные ударные. Перечень всех используемых инструментов просто бесконечен, как и безграничный и богатый мир музыки.
«Вариации и фуга на тему Перселла» Бриттена (1946 г.) принадлежат (наряду с прокофьевским «Петей и волком») к популярнейшим «детским» сочинениям симфонической музыки.
Изначально Бриттен писал музыкальные иллюстрации к фильму об инструментах оркестра. Но огромное количество писем, полученных после выхода этого фильма, побудило композитора создать самостоятельное оркестровое произведение.
Музыкант-просветитель, Бриттен постоянно стремился привлечь юных слушателей в мир академической (но совсем не скучной!) музыки. Так, в его замечательном сочинении «Давайте создадим оперу!» маленькие и большие зрители становятся полноправными участниками спектакля.
Неслучайно для Бриттена и обращение к музыке Генри Пёрселла (использована тема Рондо из музыки к пьесе А. Бен «Абделазар»). Возродив на оперной сцене перселловский шедевр «Дидону и Эней», он нередко черпал вдохновение в наследии «золотого века» английской музыки.
Рельефная, яркая мелодия, исполняемая tutti и, затем, отдельно каждой оркестровой группой, «спускается» по всем инструментам оркестровой партитуры (начиная с флейты, далее по всем деревянным духовым, струнным, арфе, медным и ударным), чтобы в конце снова объединить весь оркестр в фуге. Автором предусмотрены словесные комментарии - краткие рассказы о каждом инструменте - написанные другом Бриттена, либреттистом оперы «Питер Граймс» Монтегю Слейтером.
Тяготевший к музыкальному театру, Бриттен и здесь создает увлекательное игровое зрелище с калейдоскопической сменой инструментов-«персонажей», надевающих к тому же различные «маски» (каждая вариация звучит в своем жанре - полонеза, марша, ноктюрна, хорала и т.д.) По меткой характеристике Р. Насонова, «композитору удается не только продемонстрировать виртуозные возможности всех оркестровых инструментов, но и создать целую галерею их портретов, объединенных занимательным музыкальным сюжетом».
Бенджамин Бриттен
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОРКЕСТРУ
Читает Наталья Сац
«Путеводитель ло оркестру для юношества (Вариации и фуга на тему Перселла)» Б. Бриттена написан десятью годами позже «Пети и волка» Сергея Прокофьева - произведения, начавшего цикл знакомства детей с инструментами симфонического оркестра.
Бенджамин Бриттен - наш современник (1913-1976). Его произведения исполнялись неоднократно в Советском Союзе. Композитор и сам бывал у нас. Большой художник, Бриттен откликается на все животрепещущие проблемы современности. Перу его принадлежат «Баллада о героях», посвященная бойцам Интернациональной бригады, сражавшейся в Испании против фашизма, и Военный реквием - памяти жертв второй мировой войны. В то же время он - автор Весенней симфонии и оперетты «Пол Баньян».
Бриттен любит писать для детей. Написав три оперы, он создал специально для ребят веселую оперу, которая так и называлась «Давайте ставить оперу, или Маленький трубочист» (1949). Это было веселое представление, в котором участвовали дети в возрасте от восьми до четырнадцати лет, но и присутствующая публика должна была петь песни по нотам, которые тут же раздавались всем, и подражать голосам птиц в одной из сцен. Впоследствии Бриттен в своих «взрослых операх» писал очень ответственные партии, которые должны исполняться детьми («Поворот винта», «Сон в летнюю ночь» и др.).
На партитуре Вариаций и фуги на тему Перселла стоит посвящение: «Это произведение с нежностью посвящается детям Джона и Джейн Моуд - Хемфри, Памеле, Каролине и Вирджинии - в целях образовательных и для развлечения».
Бриттен очень любил гениального английского композитора, жившего в XVII столетии, Генри Перселла, автора первой национальной оперы «Дидона и Эней». Он многому учился у своего знаменитого предшественника. «Он обязан Перселллу больше, чем любому другому композитору, - пишет его биограф Имоджин Холст, - не только тому, что он называет «ясностью, блеском, нежностью и странностью» песен, но также и живости инструментальных пьес. На тему одного из его хорнпайпов («хорнпайп» - «волынка» - название матросского танца) Бриттен написал свой «Путеводитель по оркестру» (ор. 34) - самый веселый из всех уроков инструментовки».
Запись 1
Русский текст Наталии Сац
Государственный академический симфонический оркестр. Дирижер Евгений Светланов
Читает Наталия Сац
Запись 1970 г.
Общее время звучания - 19:31
ПРОСЛУШАТЬ СКАЗКУ
«ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОРКЕСТРУ» В ИСПОЛНЕНИИ НАТАЛЬИ САЦ:
Ваш браузер не поддерживает audio элемент.
СКАЧАТЬ СКАЗКУ
(mp3, битрейт 320 kbps, размер файла - 44,4 Мб):
Запись 2 (на английском языке)
Royal Philharmonic Orchestra (Королевский филармонический оркестр),
дирижёр Andre Previn (Андре Превин)
Запись студии Telarc (USA)
Запись 1986 г.
Общее время звучания - 17:06