Билеты на балет «спартак» в большом театре. Вечные сюжеты

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №8

Реферат на тему

Балет А. И. Хачатуряна

«Спартак»

Выполнила:

преподаватель высшей категории фортепианного отделения

Лучкова Светлана Николаевна

Ульяновск

2016

Балет А.И.Хачатуряна «Спартак»

В своём творчестве А.И. Хачатурян опирался на богатейший опыт и традиции мировой культуры, сокровища народного творчества и классическое наследие. Он писал произведения различных жанров: музыка для театра, балеты, камерные и симфонические произведения, песни, музыку для кино.

Музыкальные образы Хачатуряна полны жизни, движения, конкретности и широких обобщений. Музыке композитора свойственны романтическая взволнованность и повышенная эмоциональность. Как способ художественного отображения действительности огромную роль в творчестве А.И. Хачатуряна занимает лирическое начало. «Лирическое начало действительно играет большую роль в моей музыке»,- говорил сам А.И. Хачатурян.

Для стиля А.И. Хачатуряна характерны яркая театральность, зримость, живописность. В творчестве композитора сближаются жанровые и композиционные закономерности восточной и европейской музыки.

Огромную роль в музыке А.И. Хачатуряна играет ритм. Ритм берёт на себя образно-драматургическую роль, передавая статичность южной знойной природы, биение сердца, энергию масс, проявляющуюся в празднестве, в пляске, в борьбе. Ритм - это важнейший элемент национальной музыки народов Закавказья с богатым миром нежных, скерцозных и мужественных плясок.

Уникально ладовое строение музыки А.И. Хачатуряна. Это связано с тем, что композитор постиг ладовую специфику народной музыки и обогатил её новейшими приёмами современного композиторского письма.

Оркестровая палитра композитора необычайно богата. Яркая, сочная инструментовка играют большую роль в музыкальной драматургии произведений. Партитуры А.И. Хачатуряна свидетельствуют о том, что композитор мастерски владеет драматургией тембров, умением насыщать ткань яркими красками, смешением различных тембров, завоеванием новых оркестровых регистров, глубоким пониманием выразительных возможностей солирующих инструментов.

Работа над балетом длилась три года, хотя замысел возник гораздо раньше, в 1933 году, когда по заказу Большого театра либреттист Н.Д. Волков и балетмейстер И.А. Моисеев создали первый вариант сценического плана. К сочинению балета А.И. Хачатурян предполагал приступить в 1941 году, во время войны, но работу пришлось отложить по различным причинам. Работа над балетом началась в 1950 году. Работая над либретто, Волков обратился к нескольким солидным источникам: свидетельствам античных историков, среди которых особенно выделялись «Гражданские войны» и «Римская история» в изложении Аппиана, а также – творения Плутарха, снабдившего биографию Красса подробными сведениями о так называемой «войне со Спартаком».

Также, в процессе работы над либретто Волков задействовал сатиры Ювенола и «Картины из бытовой жизни Рима» Фрилденера. Помогла либреттисту и монография советского историка Мишулина «Спартаковское восстание». Как видим, еще до создания музыкального материала были созданы серьезные предпосылки к воссозданию исторической достоверности.
Еще из юношеской поры А.И.Хачатурян вынес яркие впечатления от мифов, легенд и древней истории, в частности – от истории о Спартаке в изложении Р. Джиованьоли. Со временем эти впечатления обогащались новым содержанием, приобретая связь с вечно актуальными темами борьбы за освобождение народов .

А.И. Хачатурян писал: «Спартак» замысливался мною как монументальное повествование о мощной лавине античного восстания рабов в защиту человеческой личности, которому я хотел отдать дань восхищения и глубокого уважения».

А.И. Хачатурян так излагал свои взгляды на эстетику и сущность балета: «Балет я считаю великим искусством. В нём можно выразить всё многообразие жизни человека, богатство его душевных переживаний. Балет вызывает любовь к прекрасному… Музыка в балете должна быть самого высокого качества и зримо рассказывать о событиях, которые свершаются на сцене».

Идеалом балетной музыки Хачатурян считал произведения П.И. Чайковского, И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева. Особенно близки ему были творческие принципы П.И. Чайковского, который в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» создал традиции музыкально-хореографического искусства, наполнил музыку большими человеческими чувствами, драматизмом, широкими обобщениями и подлинным симфонизмом. В музыке Стравинского ему были близки новые сюжеты, необычные образы, ритмические формы, использование фольклорных тем. Балет С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» А.И. Хачатурян считал началом нового этапа в развитии этого жанра, признавая его новаторское значение, изумительную меткость музыкальных характеристик и театральность.

Балет «Спартак» написан в форме монументального спектакля. Для его драматургии характерны многоплановость и напряжённость развития, сильные кульминации и резкие контрасты. Главная сюжетная линия – восстание рабов под предводительством Спартака, подавление этого восстания, гибель главного героя, а дополняющие – любовь Спартака и Фригии, страсть Гармодия к Эгине и другие вспомогательные линии.

В музыке балета сливаются воедино героика, трагедийность и лиричность. Создавая разноплановые образы балета, композитор использует всевозможные средства выразительности кантилены, декламации, интонации стона, героические призывные мотивы. При всём многообразии контрастирующих образов музыкально-сценическое действие балета «Спартак» подчинено раскрытию основной идеи произведения. В финальной сцене «Смерть Спартака» драматизм достигает своей кульминации.

«Музыка балета «Спартак» несомненно интересная и волнующая, писал Д.Д. Шостакович. – она написана талантливо, и на ней, как на всём, что пишет А. Хачатурян, лежит печать яркой творческой индивидуальности». Балет «Спартак» стал вершиной творчества композитора.

Балет включает в себя четыре акта. Условно его можно рассматривать как музыкально-хореографическую симфонию, в которой все части взаимосвязаны и есть экспозиция противоборствующих музыкальных тем, их разработка и реприза с кодой. Сам А.И. Хачатурян называл балет «Спартак» «хореографической симфонией». Все номера балета пронизаны сквозным симфоническим развитием, интонационным единством и лейтмотивными связями. Большую роль в симфонизации балета играют лейтмотивы, они являются яркими, выпуклыми характеристиками действующих персонажей. Одни лейтмотивы отличаются развёрнутостью построения, как например лейтмотив гладиаторов, другие, наоборот, лаконичны и кратки, как например мотив призыва к восстанию. Сквозные мотивы, темы, интонации развиваются, видоизменяются, вступают во взаимодействие друг с другом по мере развития драматургии балета.

Огромное значение в музыке балета «Спартак» играет драматургия ритма. Здесь представлены различные ритмы маршей – героические, триумфальные, батальные, траурные. Многообразно использованы танцевальные ритмы: лирические и героические, в целях образности присутствуют ритмическая асимметрия и полиритмия. В партитуре балета использована вся богатейшая палитра оркестровых регистров и тембров. Гармонический язык балета «Спартак» колористически экспрессивен, свеж, насыщен диссонирующими интервалами.

А рам Ильич Хачатурян – художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и ритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилось источником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. В своих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередь русской музыки.

Образ Спартака неразрывно связан с музыкальным материалом «народных» тем. Эти образы не только интонационно близки, но часто в музыкальной драматургии балета темы – мотивы Спартака перерастают рамки личных характеристики и приобретают более широкое значение.

Сквозные интонации, мотивы, темы играют огромную роль в музыкальной драматургии, в симфоническом развитии балета. Композитор подошел к созданию музыки не со стилизаторских позиций, а со всей творческой непосредственностью и искренностью. Многие страницы партитуры «Спартака» вызывают ассоциации с музыкой «Гаянэ», а через нее – и с армянской народной музыкальной культурой. Но в музыке «Спартака» нет прямых фольклорных цитат. Интонационные связи с народной музыкой здесь носят более опосредованный характер.

Впервые балет «Спартак» был поставлен в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Премьера состоялась 27 декабря 1956 года. Балетмейстером-постановщиком был Леонид Якобсон. Спектакль имел огромный успех у публики.

В 1958 году зритель смог увидеть любимый балет в постановке И. Моисеева. Данную постановку критики приняли достаточно холодно.

Попробовать свои режиссерские таланты в Москве решил и Л. Якобсон, но московской премьере не удалось затмить успех балета вЛенинграде.

Довольно успешной считалась постановка Юрия Григоровича, наполненная психологизмом и трагическими нотами. Партии Спартака и Фригии исполняли Васильев и Максимова. На сегодня известно более 20 разных версий постановки балета «Спартак». Но самыми известными остались две редакции спектакля - Леонида Якобсона и Юрия Григоровича.

Балет «Спартак» - это самое крупное и яркое творение А.И. Хачатуряна. Этот балет стал значительным произведением советского и мирового балетного искусства. Балет «Спартак» до настоящего времени пользуется большой популярностью не только у любителей классического балета, но и у всех любителей музыки.

Список использованной литературы

1. Хачатурян А.И. О музыке, музыкантах, о себе. Ереван, 1980.

2. Хачатурян А.И. Письма. Ереван, 1983.

3. Тигранов Г.Г. Балеты Хачатуряна. Л. 1974.

4. Тигранов Г.Г. Арам Ильич Хачатурян. Л. 1978.

5. Советская музыкальная литература. Здание вып.1, издание. Москва, 1977.

Спартак

Сцены из римской, жизни. Балет в четырех действиях

Автор балета - Арам Ильич Хачатурян
Либретто Н. Волкова .
Балетмейстер Л. Якобсон .
Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 27 декабря 1956 г.
Действующие лица
Спартак. Фригия. Эгина. Гармодий. Красе. Умирающий раб. Лентулл Батиат. Глашатай. Египтянка. Африканец. Нумидиец, Галл. Афинский шут. Этруски, гадитанские девы, гетеры. Мимы. Центурионы. Сподвижники Спартака.

Римский полководец Красс возвращается из похода с победой. Ликующая толпа приветствует прославленных в боях легионеров.

В золотую колесницу Красса впряжены пленные рабы. Среди них - фракиец Спартак. Его исполинская фигура полна силы и достоинства. Рядом с ним - его возлюбленная, молодая фракийка Фригия, и юноша Гармодий.

В толпе римской знати патрициев и сенаторов, встречающих Красса,- его наложница, куртизанка Эгина.

Рынок рабов. Торг начинается продажей египетской танцовщицы. Ее разлучают с матерью. Спартака и скованного с ним цепью Гармодия покупает владелец школы гладиаторов Лентулл Батиат. Горестна минута расставания Фригии и Спартака. Фригию покупает Эгина.

Цирк. В центре амфитеатра - ложа Красса и Эгины. Начинаются бои гладиаторов. Сражаются галл, нумидиец и африканец. Раненый нумидиец просит даровать ему жизнь, но толпа требует убить его. На арену выходят два гладиатора. Один из них гибнет; умирая, он посылает проклятие Риму. Всеобщее внимание привлекают два отряда: гладиаторов. Закипает яростный бой. Чудеса храбрости и ловкости показывает Спартак. Он побеждает, ему восторженно рукоплещет толпа.

Площадь перед дворцом Красса. Фригия изливает" Спартаку свое горе, жалуется на тяжкую жизнь в неволе и разлуке.

Под покровом ночи Спартак условливается со своими сподвижниками о тайной встрече. Их замечает Эгина. Желая раскрыть их замысел, она очаровывает одного из заговорщиков - юного Гармодия.

Празднество в честь бога Сатурна (сатурналии). Толпа славит его вакхическими плясками. Из дворца на роскошных носилках выносят Красса. Один из рабов, несущих носилки, споткнулся. Красе приказывает убить его. Телохранитель Красса пронзает раба кинжалом. Все в ужасе замирают.

На тайной встрече Спартак призывает своих сподвижников начать восстание. Верность делу борьбы за освобождение заговорщики скрепляют клятвой.

Спартак проникает в каменную тюрьму гладиаторов. и зовет заключенных поднять восстание: лучше смерть на поле брани, чем на арене цирка, на потеху толпе! Вот уже разбиты цепи, снята стража. Спартак открывает ворота тюрьмы и уводит за собой восставших.

Широкой огненной рекой разливается по Италии восстание рабов. Победу за победой одерживают войска Спартака. Римляне склоняют «орлы» - знаки своих легионов - перед вождем восставших рабов.

Военачальники Спартака возвращаются из похода с пленными легионерами, награбленным добром, бочонками вина и гетерами. Среди гетер скрывается Эгина. Она приводит Гармодия в палатку пирующих военачальников.

Неожиданно появляется Спартак. Он приказывает немедленно изгнать из лагеря гетер. Гармодий протестует. Между группой военачальников и Спартаком возникает ссора. Давно назревавший конфликт приводит к расколу лагеря. Группа недовольных военачальников вместе со своими воинами покидает лагерь Спартака. Эгина увлекает за собой Гармодия. Со Спартаком остаются только верные делу свободы его сподвижники.

Пир у Красса. Эгина рассказывает полководцу, что ей удалось привести рассорившегося со Спартаком Гармодия, а также о расколе среди восставших. Красе отдает приказ напасть на лагерь отколовшихся от Спартака.

Эгина остается наедине с Гармодием. Проходит ночь. Пир возобновляется. Красе велит привести Гармодия. Распахиваются пурпурные занавеси. Гармодий с ужасом видит распятых на крестах гладиаторов, своих недавних сподвижников. Он понимает, что его предала Эгина, и порывается убить ее, но его схватывают и закалывают. Красе и Эгина покидают пиршество.

Рабы во главе со Спартаком стремительно врываются во дворец. Им навстречу радостно устремляются Фригия и рабы Красса.

В сражении с легионерами Красса Спартак терпит поражение и отступает. Фригия благословляет его на новые битвы; она подает Спартаку щит, целует его меч. Она сердцем предчувствует надвигающуюся катастрофу.

Римляне наступают. Окруженные несметными полчи­щами, гибнут в жестоком бою спартаковцы. Гибнет и Спартак.

Звучит сигнал отбоя. Войска римлян уходят.

Ночь. Мгла окутывает поле битвы. Появляется скорбная Фригия, отыскивающая тело Спартака. В зловещей тишине она оплакивает павшего героя.

Вступление. ПЕСНЬ О ГЕРОЕ

АКТ ПЕРВЫЙ

Картина первая. ПЛЕНЕНИЕ СПАРТАКА

На поле боя Спартак один сражается против многочисленных противников. Раненый, он попадает в плен к римлянам.

Картина вторая. ТРИУМФ КРАССА

Экс-диктатор Луций Корнелий Сулла в Колизее принимает парад римского войска. В церемонии участвуют рабыня - греческая танцовщица Аврелия в образе Богини Победы - и мим Метробий, в образе Бога Войны. Среди победителей наложница Марка Луциния Красса амазонка Эвтибида; связанный Спартак вывозит на колеснице удачливого военачальника Красса. Аврелия бросается к Спартаку, узнав в нём своего возлюбленного.

Праздник победы продолжают бои гладиаторов: Андабаты, Ретиарий и Мирмиллон, Фракийцы и Самниты.

Красс выпускает безоружного Спартака против нескольких противников. Спартак побеждает, но просит сохранить жизнь поверженным гладиаторам. Спартака вновь связывают. Эвтибида, исполняя танец «Римской волчицы», снимает со Спартака путы и увлекает Красса прочь из Колизея. К Спартаку бросаются спасённые им гладиаторы Крикс, Ганник и Касс.

Картина третья. ЗАГОВОР

В таверне «Венеры Либитины» (Венеры Погребальной) собираются рабы, горожане, мимы, нищие. Их угощают хозяйка таверны Лутация Одноглазая и две её служанки. Появляется Спартак с друзьями. Он призывает всех к восстанию. Все с энтузиазмом отвечают на его призыв.

Картина четвертая. СВИДАНИЕ. СПАРТАКА И АВРЕЛИИ

На улицах Рима Спартак тайно встречается с Аврелией. Мимо них проходят патриции, приглашённые на пир экс-диктатора Суллы. На носилках приносят Красса в сопровождении Метробия. Аврелия вынуждена присоединиться к свите Эвтибиды. Спартак старается избежать настойчивого внимания этой капризной матроны.

Картина пятая. ПИР У ЭКС-ДИКТАТОРА

В римском патио собрались самые знатные патриции и матроны.

Для гостей экс-диктатор Сулла приготовил представление. Танцуют Метробий и мимы, Красс, Метробий и Эвтибида стараются вовлечь в эротические игры и Аврелию, но той удаётся ускользнуть. Аврелия вместе с Метробием и мимами танцует этрусский танец. Во время танца со змеями гадитанских дев в патио врываются спартаковцы.

Факелами они поджигают зал. Спартак отпускает всех женщин и Эвтибиду. Она выводит из терм Красса и Метробия, спрятав их среди гадитанских дев и рабынь. Повстанцы провозглашают Спартака своим полководцем.

АКТ ВТОРОЙ. «ПЕСНЬ ПОБЕДЫ»

Картина шестая. ОБУЧЕНИЕ ВОЙСКА СПАРТАКА И БОЙ

Лагерь Спартака. Гладиаторы обучают рабов римскому строю. Воины учатся сражаться на разных видах оружия, толпа рабов на глазах превращается в прекрасно обученное войско.

Сражение с римлянами. Победа спартаковцев. Эвтибида признаётся в любви Спартаку. Он равнодушен к ней. Эвтибида пытается убить его и клянется отомстить.

Картина седьмая. ПОРАЖЕНИЕ КРАССА

Красс в ярости убивает отступающих в панике своих воинов и силой налаживает дисциплину, Эвтибида увлекает его в запрещённый в Риме оккультный египетский храм.

Картина восьмая. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

В египетском храме в ритуальном танце Эвтибида закалывает весталку-девственницу и её кровью омывает меч Красса, чтобы вымолить у богини Изиды победу римскому войску.

Картина девятая. БУНТ В ЛАГЕРЕ СПАРТАКА

Рабы, упоенные победами, грабят, пытают пленных, насилуют их жён и дочерей. После вмешательства возмущённого Спартака часть войска во главе с самым его близким другом Криксом отделяется, чтобы идти на Рим. Спартак против - его цель вернуть освобождённых рабов в их страны. Но, подчиняясь решениям сподвижников, он остаётся во главе войска.

Спартак вместе с Аврелией переживает эту ночь в предчувствии последнего смертельного боя, «Песнь о любви».

Картина десятая. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ. «ПЕСНЬ О БЕССМЕРТИИ»

В кровавом сражении вместе со своим войском погибает Спартак. Эвтибида скрывает скорбь. Женщины-рабыни из покорённых Римом стран оплакивают погибших возлюбленных. Аврелия прощается со Спартаком.

Картина одиннадцатая. ТРИУМФ КРАССА

Колесница Красса и Эвтибиды влекома новыми рабами. Толпа приветствует победителей.

Вступление. ПЕСНЬ О ГЕРОЕ

АКТ ПЕРВЫЙ

Картина первая. ПЛЕНЕНИЕ СПАРТАКА

На поле боя Спартак один сражается против многочисленных противников. Раненый, он попадает в плен к римлянам.

Картина вторая. ТРИУМФ КРАССА

Экс-диктатор Луций Корнелий Сулла в Колизее принимает парад римского войска. В церемонии участвуют рабыня - греческая танцовщица Аврелия в образе Богини Победы - и мим Метробий, в образе Бога Войны. Среди победителей наложница Марка Луциния Красса амазонка Эвтибида; связанный Спартак вывозит на колеснице удачливого военачальника Красса. Аврелия бросается к Спартаку, узнав в нём своего возлюбленного.

Праздник победы продолжают бои гладиаторов: Андабаты, Ретиарий и Мирмиллон, Фракийцы и Самниты.

Красс выпускает безоружного Спартака против нескольких противников. Спартак побеждает, но просит сохранить жизнь поверженным гладиаторам. Спартака вновь связывают. Эвтибида, исполняя танец «Римской волчицы», снимает со Спартака путы и увлекает Красса прочь из Колизея. К Спартаку бросаются спасённые им гладиаторы Крикс, Ганник и Касс.

Картина третья. ЗАГОВОР

В таверне «Венеры Либитины» (Венеры Погребальной) собираются рабы, горожане, мимы, нищие. Их угощают хозяйка таверны Лутация Одноглазая и две её служанки. Появляется Спартак с друзьями. Он призывает всех к восстанию. Все с энтузиазмом отвечают на его призыв.

Картина четвертая. СВИДАНИЕ. СПАРТАКА И АВРЕЛИИ

На улицах Рима Спартак тайно встречается с Аврелией. Мимо них проходят патриции, приглашённые на пир экс-диктатора Суллы. На носилках приносят Красса в сопровождении Метробия. Аврелия вынуждена присоединиться к свите Эвтибиды. Спартак старается избежать настойчивого внимания этой капризной матроны.

Картина пятая. ПИР У ЭКС-ДИКТАТОРА

В римском патио собрались самые знатные патриции и матроны.

Для гостей экс-диктатор Сулла приготовил представление. Танцуют Метробий и мимы, Красс, Метробий и Эвтибида стараются вовлечь в эротические игры и Аврелию, но той удаётся ускользнуть. Аврелия вместе с Метробием и мимами танцует этрусский танец. Во время танца со змеями гадитанских дев в патио врываются спартаковцы.

Факелами они поджигают зал. Спартак отпускает всех женщин и Эвтибиду. Она выводит из терм Красса и Метробия, спрятав их среди гадитанских дев и рабынь. Повстанцы провозглашают Спартака своим полководцем.

АКТ ВТОРОЙ. «ПЕСНЬ ПОБЕДЫ»

Картина шестая. ОБУЧЕНИЕ ВОЙСКА СПАРТАКА И БОЙ

Лагерь Спартака. Гладиаторы обучают рабов римскому строю. Воины учатся сражаться на разных видах оружия, толпа рабов на глазах превращается в прекрасно обученное войско.

Сражение с римлянами. Победа спартаковцев. Эвтибида признаётся в любви Спартаку. Он равнодушен к ней. Эвтибида пытается убить его и клянется отомстить.

Картина седьмая. ПОРАЖЕНИЕ КРАССА

Красс в ярости убивает отступающих в панике своих воинов и силой налаживает дисциплину, Эвтибида увлекает его в запрещённый в Риме оккультный египетский храм.

Картина восьмая. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

В египетском храме в ритуальном танце Эвтибида закалывает весталку-девственницу и её кровью омывает меч Красса, чтобы вымолить у богини Изиды победу римскому войску.

Картина девятая. БУНТ В ЛАГЕРЕ СПАРТАКА

Рабы, упоенные победами, грабят, пытают пленных, насилуют их жён и дочерей. После вмешательства возмущённого Спартака часть войска во главе с самым его близким другом Криксом отделяется, чтобы идти на Рим. Спартак против - его цель вернуть освобождённых рабов в их страны. Но, подчиняясь решениям сподвижников, он остаётся во главе войска.

Спартак вместе с Аврелией переживает эту ночь в предчувствии последнего смертельного боя, «Песнь о любви».

Картина десятая. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ. «ПЕСНЬ О БЕССМЕРТИИ»

В кровавом сражении вместе со своим войском погибает Спартак. Эвтибида скрывает скорбь. Женщины-рабыни из покорённых Римом стран оплакивают погибших возлюбленных. Аврелия прощается со Спартаком.

Картина одиннадцатая. ТРИУМФ КРАССА

Колесница Красса и Эвтибиды влекома новыми рабами. Толпа приветствует победителей.