Алхимические знаки, символы, элементы. Язык тайных символов алхимии

Алхимические символы представляют собой условную символическую систему, которая использовалась в рамках протонаучных изысканий группами ученых-эзотериков преимущественно в Европе вплоть до XVIII столетья. Алхимические символы и их значение для мировой культуры трудно переоценить, ведь речь идет об образных графических элементах и даже целых формульных системах, которые скрывают в себе базовые химические, физические и даже астрологические процессы.

Именно поэтому понятие «алхимические символы» невероятно обширно. В первую очередь это символы, обозначающие различные химические элементы и соединения. Основы алхимического символизма заложил Парацельс (начало XVI века), согласно его трудам в основе всех алхимических преобразований лежат три элемента – соль (солнце), ртуть (меркурий) и сера (сульфур). Впоследствии Луна стала ассоциироваться с серебром, Марс с железом и другие химические элементы также приобрели протагонистов на небесной ленте.

Алхимические символы элементов имеют фундаментальное значение в системе эмблематики средневековых алхимиков. В основе системы лежат знаки четырех стихий – Огня, Воды, Земли и Воздуха. Однако впоследствии базис был существенно расширен, и последователи Парацельса стали использовать символьные обозначения «пограничных состояний» стихий и их производных. В качестве примера можно привести символы Дерева, Камня, Пепла и тд.

С XVII века стали широко применяться символы иероглифической монады Джона Ди, «квадратура круга» (символ философского камня) и так называемые мунданные элементы («производные» основных элементов – сурьма, мышьяк, висмут и тд). Алхимические символы также приписывались соединениям, например, амальгамме, киновари, сернрой кислоте (ее называли витриоль). Каждому веществу, таким образом, соответствовал строго оговоренный символ, зачастую заключающий в себе прямую отсылку к астрологии, медицине (в частности – античной) или физике.

Символы алхимических элементов дополняются знаковыми обозначениями двенадцати основных алхимических процессов (позже список был расширен, но лишь в рамках отдельных индивидуальных изысканий и диалектных систем). Окисление, фильтрация, сублимация, размягчение, соединение – эти и другие процессы имели конкретные обозначения, а также оригинальные названия, к примеру, соединение именовалось союзом, а окисление – разложением. Любопытно, что изначально символы двенадцати базовых процессов обозначались эмблемами знаков зодиака.

Алессандро Калиостро, Сен-Жермен, Николя Фламель – все эти выдающиеся ученые-эзотерики применяли в своей практике алхимические символы. Их значение позже стало принципиальным для многих научных дисциплин и это понятно, однако некоторые графические обозначения до сих пор широко применяются в сугубо оккультной практике. Проблема в том, что этот процесс породил массу мифов, которые широко культивируется «специалистами» всех мастей.

К примеру, известный алхимический символ Красного Короля стал особенно популярен после фильма «Константин» с Киану Ривзом в главной роли. Сегодня на многочисленных «оккультных» форумах можно найти немало информации о том, что алхимический символ Красного Короля якобы является «мощнейшей эзотерической эмблемой» для… ну здесь уже мнения расходятся. Очевидно потому, что алхимический символ Красного Короля – это всего лишь условное обозначение серы (ртуть, к слову, именовалась Белой Королевой). В этом знаке нет и никогда не было эзотерического подтекста и нет ни одного источника, который мог бы подтвердить обратное.

Именно поэтому к изучению символов алхимических элементов нужно относиться внимательно и аккуратно, так как в современном мире, в условиях обилия ложной и неподтвержденной информации, достаточно легко запутаться и принять за правду то, что является всего лишь чьей-то фантазией.

Алхимия существует более 2000 лет. За этот долгий период таинственная наука прошла периоды возрождения и угасания. Современному миру достался духовный опыт в виде ценных алхимических символов. Вначале они применялись с целью обозначения отдельных химических элементов. Сейчас же знаки алхимии не просто характеризуют предмет, но и раскрывают его истинное значение. Через них к человеку приходит истинное понимание мира и своего предназначения в нем.

Понятие

Чтобы разгадать алхимическую символику, нужно вначале ознакомиться с теорией. Понять алхимию можно путем изменения мировоззрения и привычного мышления. Процесс этот достаточно долгий и трудоемкий. Ученые на протяжении многих веков тратили энергию и силы на изучение алхимии. По легенде, таинственная наука была открыта Гермесом Трисмегистом. Ее принципы понимали халдеи, вавилоняне, финикийцы; практиковали ее в Греции, Риме. А у египтян алхимия была основной наукой.

Издревле алхимики пытались превратить в благородное золото ртуть и свинец и занимались поисками философского камня. Считалось, что он является основой для приготовления «эликсира молодости», который способен излечить любой недуг.

В современном мире алхимию рассматривают как философское учение о превращении различных веществ друг в друга. Алхимик тонко чувствует природу; он применяет внутренние, внешние практики, пытается изменить себя и окружающий мир, чтобы достичь гармонии и совершенства.

Знаки алхимии - это основа науки. Символические обозначения предметов - это путь к раскрытию их истинных значений.

4 элемента

Эта теория является основой алхимии. Ее разработали и подробно описали греческие философы Платон и Аристотель.

Она гласит: создателем Вселенной является Демиург. Он сотворил ее из первичной одухотворенной материи, из которой в свою очередь появились 4 основных элемента: огонь, воздух, земля и вода. Об этом не раз писал Платон. Аристотель к учению добавил еще один элемент - пятый - квинтэссенцию.

Все последующие теории строились на основе первоочередного учения греческих философов. К уже существующим элементам добавлялись лишь новые знаки алхимии. И их значение впоследствии расшифровывалось.

Задача, не имеющая решения

Необычная геометрическая фигура нередко встречается в исторических культурных композициях. Квадратура круга - это математическое задание, не имеющее решения. И вот почему. В круг, площадь которого «x», необходимо встроить квадрат с такой же площадью «x».

Юнг описывал этот символ таким образом. По его философским убеждениям, квадрат представляет собой наименьшую составную цифру «4». Он символизирует душевное состояние человека, который лишен внутреннего равновесия. Круг, наоборот, олицетворяет духовное богатство и внутреннюю гармонию. Пересекаясь, две геометрические фигуры образуют восьмиугольник. А он, в свою очередь, является символом четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Эта символика лежит в основе некоторых христианских элементов.

Квадратура круга в буддизме имеет иное значение. Квадрат и круг там символизируют связанные друг с другом противоположности: небо и землю, Инь и Ян, солнце и луну.

Согласно китайской философии, углы квадрата - это обозначение времени года и частей света. Вместе с кругом он образовывает число 5, являющееся священным для китайцев.

В Древней Греции некоторые храмы возводили в форме круга, имеющие квадратное основание. Среди них - Филиппейон (Олимпия). Подобное сочетание встречается и в Иерусалиме - храм-жертвенник Соломона.

Анализ символов алхимии

Здесь существуют свои правила. Знаки алхимии анализируются в определенной последовательности.

  1. Определяется тип символа. Он может быть простым (одна фигура) или сложным (несколько фигур).
  2. Сложные символы раскладываются на простые составляющие.
  3. Анализируется их положение.
  4. Выделяется основная сюжетная идея.

Расшифровывается полученная картина. Для этого алхимики применяют интеллектуальную интуицию, которая нарабатывается за время исследования.

Пример: есть символ - Лев, который поглощает Солнце. Анализируем его по вышеуказанным правилам.

  1. Символ сложный.
  2. Делим его на простые элементы - Лев и Солнце.
  3. Анализируем: солнце олицетворяет золото, лев - ртутный металл. Дневное светило расположено с правой стороны, а хищный зверь - с левой.
  4. Выделяем основную идею сюжета: Лев съедает Солнце - ртуть поглощает золото. То есть алхимический элемент показывает процесс растворения золота ртутью.

Алхимический камень

В таинственной науке многое обозначается символами, шифрами и кодами. Среди них — алхимический камень, который еще называют «философским». Алхимики рассказывали, что его можно получить из софического Меркурия, который считается первоматерией металлов.

Луна - это серебро, а Марс - железо. Металл скрыт в руде, которая именуется Меркурием. Из нее выделяется металлический компонент - Регулос. Когда на его поверхности обнаруживаются кристаллы звездчатого типа, получается стеллярный регулос Марса. Все это сложно для понимания современного человека. Но алхимия всегда отличалась многогранностью и таинственностью.

На самом деле, алхимические трактаты зашифрованы. Их перевод открывает для ученых разумные объяснения тех или иных химических процессов. Например, описанный в одном из алхимических трактатов холодный дракон, выползающий из пещеры, оказался кодом кристаллической субстанции, которая часто образовывается на пещерных стенах. А алхимический (философский) камень - это вещество, превращающее неблагородные металлы в благородные.

Иероглифическая монада Джона Ди

Работа получила свое название в честь выдающегося математика, астролога и астронома. Его имя Джон Ди. Именно он создал таинственный трактат, раскрывающий язык алхимических символов. Иероглифическая монада Джона Ди базируется на кресте Анхе, который содержит символы алхимических планет:

  • зодиакальный знак Овна;
  • крест, олицетворяющий 4 главных элемента;
  • солнце;
  • полумесяц.

Монада символизирует единицу, единое, целостное. Она олицетворяет первичное движение Бездны и зарождение высшего Ума, или Бога.

Алхимические символы и соединения

Христианство не признает алхимии. В древние времена эту науку называли еретическим ремеслом. Алхимиков приговаривали к смертной казни или подвергали пыткам. Но все же таинственное учение продолжило свое существование; алхимические теории легли в основу многих научных открытий.

Выделим основные алхимические соединения:

  1. Абракадабра. Магическая формула появилась в 1 в. н. э. Традиционно она представляла собой звуковые вибрации, которые возносят человека в неземное состояние или транс. Формулу выговаривают по принципу «исчезания» — полное название постепенно доходит до одной буквы. Некоторые люди приобретают амулеты в виде маятника с одноименным названием. Считается, что «Абракадабра» очищает, удаляет злые энергии, болезни.
  2. Алеф. Древнейший алхимический символ, образованный соединением Каббалы с «тайной Традицией». Он представляет собой духовный корень любой гармонии.
  3. Кадуций. Символ представляет собой жезл, около которого переплетаются две змеи (ядовитая и исцеляющая) и крылья, символизирующие способность «перелетать» любые границы.
  4. Эргон. Алхимический символ выполнен в форме глаза. Он представляет собой правое око, смотрящее в вечность.

Знак Земли

Он представлен в виде перевернутого вверх ногами треугольника. Заостренный конец трехглавой геометрической фигуры смотрит вниз. Треугольник - это знак земли. Алхимия олицетворяет его с еще одним элементом под кодовым названием «Соль». Он символизирует человеческое тело.

Знак Золота

Алхимические символы раскрывают сакральные смыслы мистерий. Они также являются средством познания истины и передатчиками мистического опыта.

Знак золота в алхимии представлен в виде круга с точкой в центре. Символ также обозначает солнце, воскрешение, великое деяние. Его часто изображают на амулетах и талисманах. Солнце дарует силу, энергию, жизненные силы. «Солнечные» обереги наделяют своего хозяина позитивной энергетикой и придают жизненные силы.

Символика

На таинственных обозначениях и кодах построена алхимия. Знаки, символы здесь многочисленны. Но среди них выделяют ключевые элементы, которые издревле применялись многими философами.

Сера или сульфур олицетворяет мужское начало.

Ртуть или меркурий - это женское начало.

Соль - материальная субстанция, образованная союзом ртути и серы. Элемент олицетворяет человеческое тело.

Путь развития включает 3 этапа: нигредо (черное), альбедо (белое), рубедо (красное).

Нигредо - это начальный этап. Для него характерно отрицание, отделение, сепарирование. Он соответствует сульфатному горению. На этапе нигредо начинающие алхимики избавляются от коллективного мышления, которое навязывается социумом. Человек освобождается от внешних ценностей путем разрыва. Это сложно, но необходимо, чтобы постигнуть наивысшие тайны Вселенной (адепт). В религиозных практиках этот этап соответствует отшельничеству. В этот период людей посвящают в шаманы. Главное, не остаться на этом этапе, а плавно перейти на следующий уровень. В противном случае человека ожидает безумие.

Альбедо - это второй этап. Его сравнивают с восхождением. Человек, подобно маленькому ростку, пытается пробиться сквозь черную почву. Здесь также открывается воздушная стихия.

Рубедо - заключительный и самый сложный этап на пути к адепту. Его символами являются роза и огонь. Человек становится подобен алому ароматному цветку. Состояние это называют адептом.

И завершается все тишиной.

Ключевой момент алхимии - подобие внешнего мира и внутреннего. Человек должен осознать, что философский камень находится внутри, а не только создается снаружи. Без этого понимания невозможно постичь смысл и истинное значение алхимии.

Главные правила

Знаки алхимии иногда крайне тяжело понять и объяснить. Нужно затратить немало времени, чтобы понять магическую науку и постичь все ее тайны. Известные философы-алхимики выделили основные правила, которых следует придерживаться всем, кто хочет разгадать загадки Вселенной.

  1. Не нарушать молчания, чтобы не подвергать себя и дело опасности.
  2. Нужно серьезно подходить к выбору места работы. Оно должно быть не только удобным, но и не броским внешне.
  3. Любое дело следует начинать и заканчивать в срок. Работать нужно не спеша, но и чрезмерная медлительность не принесет должного результата.
  4. Необходимо учиться терпению. Любое дело следует начинать и продолжать терпеливо, усердно. Желание передохнуть - признак будущего поражения.
  5. Нужно быть профессионалом: хорошо знать свое дело. Знания требуют постоянного совершенства.
  6. В процессе работы необходимо применять только чистые материалы и вещества.
  7. Великое Деяние не следует начинать без уверенности в собственных силах и запаса необходимых средств. В противном случае деятельность приведет к поражению и профессиональным провалам.

Единое - это первопричина, которая порождает любую вещь. Все земное существует в Едином, проистекая из него. Алхимики на протяжении веков пытаются донести до людей эту важную истину.

Знаки алхимии и их значение. Основные алхимические символы — все секреты эзотерики на нашем сайте сайт

Алхимия (позднелат . alchemia, alchimia, alchymia), своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Своей главной задачей алхимики считали превращение («трансмутацию») неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества - «философского камня». Возникновение и попытки осуществления этой задачи уходят в античность.
Алхимические символы и их загадочные значения возникли из-за необходимости защиты и маскировки от мощной европейской церкви. В разгар своей практики, алхимия считалась еретическим ремеслом и каралась смертной казнью или хуже, пытками. Церковь рассматривала алхимию как способ для практикующих взойти на спасение за пределы «традиционной» методологии. Хотя древние алхимические символы родились из-за этой необходимости, основа алхимической практики базируется на внутренней трансформации и ее достижении. В качестве средства для этой трансмутации алхимики использовали изменяющиеся свойства веществ в дополнение к философским значениям самих символов.

Абракадабра:
Магическая гностическая формула (ок. I в. н.э.). Берёт начало в традиции воспевания звуков, которые своими вибрациями увлекают в возвышенные состояния духа (трансы) и очищают. Абракадабра, написанная и выговариваемая «в системе исчезания» - от полного названия до одной буквы, - удаляет болезни, злую участь, нищету и все злые энергии.
При ношении амулета этому способствует форма маятника и гравировка на нём.
Существует множество версий происхождения этого слова, самое распространенная что термин происходит от имени греко-египетского бога Абраксаса -- верховного главы небес и эонов. В этом смысле Абраксас выражает творческую волю Абсолюта, стремление мира к существованию.
Одна из версий происхождения слова основана на его созвучии с фразами на иудейском арамейском языке: עַבְדָא כְּדַברָא , avda kedavra, «что было сказано, должно быть сделано», и עברא כדברא , avra kedavra с приблизительным переводом «что сказано, должно свершиться». В арамейском b и v могли взаимозаменяться, отсюда вариант «abra kedabra» и далее «abracadabra».
Слово (заклинание против различных болезней) предписывалось использовать следующим образом. Оно выписывалось столбиком на дощечке 11 раз, при этом последняя буква каждый раз отсекалась. Получался треугольник. Такое постепенное укорачивание этого слова должно было уничтожать силу злого духа, и больной, надевая амулет, должен был постепенно выздоравливать.


Алеф:
Этот древний символ алхимии является производным от «Тайной Традиции» или Каббалы. Алеф первая буква еврейского алфавита и духовный корень всех гармоний.


Кадуцей:
Крылья кадуцея символизируют способность пересекать любые границы, воздушность; прут - власть; двойная змея - противоположные стороны в дуализме, которые, в конечном счете, должны соединиться. Две змеи, исцеляющая и ядовитая (болезнь и здоровье), имеют герметическое и гомеопатическое значение: природа может преодолеть природу. Кадуцей является символом взаимодополняющей природы этих двух сил, действующих во вселенной, и соединения двух полов. Они олицетворяют силы связи и разделения, добра и зла, огня и воды, восхождения и нисхождения, а также равновесие, мудрость и плодородие. В алхимии это мужская сера и женская ртуть, сила трансформации, сон и пробуждение, растворение и коагуляция (solve et coagula) великого Опыта, синтез противоположностей и проникающая функция медитации между высшим и низшим уровнями действительности. Палочка или жезл посланника - это ось мира, вниз и вверх по которой, между Небом и Землей перемещаются все боги-посланники и посредники.

Куб представляет землю в Пифагорейской, Индейской и Платоновских традициях. В Египте, фараон часто изображается сидящим на кубическом троне. В Индии, многие статуи божеств показаны стоя на кубе - один под каждой ногой.
По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность. При этом земле ставился в соответствие куб, воде - икосаэдр, воздуху - октаэдр, огню - тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику - додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который Бог-Творец использовал, чтобы создать небесные тела.

Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии - определённое сочетание основных качеств - тепла, холода, влажности и сухости:

Жарко + Сухо = Огонь
Жарко + Влажно = Воздух
Холод + Влажно = Вода
Холод + Сухо = Земля



Эргон:
Это духовный древний символ алхимии для правого глаза души, в которой она смотрит в вечное. Этот символ позволяет сосредоточиться на более высоких, тонких, духовных вибраций. Он также констатирует бесконечную природу нашей души, и наши возможности, чтобы насладиться бесконечной вселенной.


Огонь:
Древний символ алхимии представляет божественную энергию, очистку, откровение, и преобразование. Одна из основных стихий, символ Духа и Б-га, торжества света и жизни над мраком и смертью, всеобщего очищения.


Луна:
Луна олицетворяет темную сторону природы, ее невидимый аспект; духовный аспект света во тьме; внутреннее знание, интуитивное, иррациональное и субъективное; человеческий разум в виде отраженного света божественного Солнца.
Является символом глаза ночного, а Солнце является глазом дневным. Луна символизирует также периодическое возобновление творения, время и меру. Раньше время измерялось фазами Луны, поэтому она считалась носителем перемен, страдания и упадка, условием жизни человека на земле. Изменяясь в своих фазах, она символизирует область становления.

Павлиний хвост:
Хвост павлина, включающий все цвета радуги, воспринимался как универсальный символ. Ближе к концу алхимической работ всегда появляется этот символ. Его разноцветные перья похожи на расплавленный металл, который предвещает близость на заключительном этапа трансформации. Хвост павлина является символом плавного перехода из одной стадии в другую. Так же в исламе хвост павлина, раскрытый во всей красоте, означал либо универсум, либо полную луну или солнце в зените. Павлиний хвост появляется в 84-й эмблеме «Символического искусства» Босха как идея целого и знак соединения всех цветов.

Пентакль:
Пентакль – это магический предмет с изображением пятиконечной звезды (пентаграммы), вписанной в круг. Каждый ее луч обозначает один из пяти элементов – Воду, Воздух, Огонь, Землю и Дух. И если в прямом положении она символизирует божественное начало, то в перевернутом виде это уже знак сатаны.
Иногда пентакли называют еще пентаграммой, пентальфой, пентагероном; а также «звездой Соломона» или «печатью Соломона» – когда-то знаменитый царь носил перстень с пятиконечной звездой, она же впоследствии «украсила» и его гробницу.
Пентакль является символом гармонии, здоровья и мистических сил. Пифагорейцы принял его как признак здоровья и брака неба и земли. Пентакль имеет большую силу, как знак неба, земли, а также человеческого тела и ума. Недаром он был использован в качестве защитного эмблемы среди алхимиков и магов.




Квинкункс (Quincunx) :
Изначально этот символ присутсвовал на римской монете, чье достоинство равнялось 5/12 (что на латыни и звучит как quincunx) аса.
Свое символическое значение квинкункс обрел среди последователей Пифагорейской Школы, специализировавшейся, как известно, на мистике и математике. По Пифагору, составляющие квинкункса – четыре первоэлемента земли, воздуха, огня и воды, пронизываются монадой, эфиром. Это символ проницаемости и жизнеспособности. Квинкункс находится в основании Тетраксиса Пифагора – десяти точек, символа, открывавшего тайну универсальной природы.

В современном мире этот символ широко используется астрологами. Имея форму креста, он представляет собой космический центр: четыре точки, соответствующие сторонам света, встречаются в пятой, центральной точке встречи Неба с Землей.


В античности слово «символ» обозначало некое совместное действие, юридическое либо политическое соглашение, условный знак, показывающий принадлежность к религиозной либо профессиональной организации. Символами назывались проекты постановлений составлявшихся на общих собраниях.

Вдобавок, символами называли пропуска на зрелищные мероприятия, документы на получение льготного хлеба из хранилищ и римские тессары - навощенные дощечки, на которых писали военные приказы. В наше время символ рассматривают как конвенциональное (внешне не похожее) изображение, обозначение либо выражение чего-либо. Начиная от отвлеченных идей и заканчивая тривиальными вещами.

У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особенно следует отметить две из них:

1 Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных.

2 Символ средство познания и Путь Истины.

Бытие символа распространяется в трех планах:

1 Символ - знак

2 Символ - образ

3 Символ явление Вечности

Тут кроется тема многочисленных споров. Как отличить символ от знака и аллегории? Ведь символика - это фактически система знаков либо образных конструкций, наделенных бесчисленным количеством смысловых оттенков. Начнем с простого, т.е. с определения знака.

Знак - изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным.

Иносказание - своего рода понятие картинка, понятие, выраженное не словом а изображением. Главный ее критерий - у аллегории нет возможности для интерпретации.

Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием пребывать в неразрывной связи. Т.е. иносказание простая транскрипция мысли либо задачка с единственно возможным ответом. Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно.

Символ - конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак либо иносказание, а в динамической целостности. Символ догадывается наличие внутренней тайны, он никогда не может быть до конца разгадан.

Существует 4 основных вида символов:

1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает любой цвет:

2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины:

3 Третий вид символов гораздо более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов - это числовой символизм:

4 Смешанный символ (максимально распространенный) представляет собой соединение двух либо трех вмиг выше приведенных видов символов:

Значение алхимических символов время от времени очевидно, но как правило они требуют к себе намного более серьезного взаимоотношения...

Основных сложностей в понимании алхимической символики 3:

Первая - это то что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. 1 и тот же символ либо знак может иметь множество значений.

Второе - алхимический символ порой трудно отличить от аллегории.

И третье, максимально важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи оккультного опыта (волнения).

Ниже приведен ряд правил для облегчения интерпретации алхимического символа. Но следует заметить, что с их помощью можно преодолеть лишь первые две вышеперечисленные трудности (и, к тому же, то частично). Насчет же третей, то ее преодоление зависит только от внутренней восприимчивости исследователя.

Пять правил анализа алхимического символа

Правило №1

Вначале нужно определить тип символа. Т.е. элементарный он либо непростой. Азбучный символ состоит одной фигуры, непростой из нескольких.

Правило №2

Если символ трудный следует разложить его на ряд простых.

Правило №3

Разложив символ на составляющие его элементы необходимо внимательно проанализировать их положение.

Правило №4

Отметить главную идею сюжета.

Правило №5

Истолковать полученную картину. Главным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.

Лев, пожирающий солнце

1. Это символ трудный т.к. состоит из нескольких простых (лев и солнце).

2. Простые символы, на которые можно разделить гравюру:

3. Основные: лев и солнце

Дополнительные: кровь, булыжник, фон..

4. Солнце располагается с правой стороны лев с левой от зрителя и т.д.

5. Главный идеей сюжета является поглощение львом (ртутью) солнца (золота). Т.е. на данной гравюре изображен процесс растворения ртутью золота...

Остановимся конкретнее теперь на алхимических знаках:

Знак - изображение (это определение, разумеется, относиться только к изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Алхимики используют специальные знаки для обозначения времени. Эти знаки взяты из астрологии. С их помощью можно обозначить буквально какой-либо временной участок.

Символика алхимических веществ

Алхимики воспользовались в своей деятельности разные металлы и вещества, каждому из которых соответствовал свой символ либо знак. Но нужно учитывать, что в своих трактатах они описывали эти вещества различно, причем зачастую в одном и том же трактате одно и также вещество называлось по-разному. Это, прежде всего, относится к трем главным ингредиентам используемых в делании: первовеществу, тайному огню и философской ртути.

Первичная материя

Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дань ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя - это то, что остается от предмета, когда он лишен всех своих характеристик.

Первовещество - вещество максимально близкое к Первичной материи по своим свойствам. В качестве примера ниже приведен ряд символических характеристик Первовещества:

Первовещество - это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.

Это вещество уникально, бедный им обладает в той же степени что и денежный. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.

Первовещество - это не однородная субстанция оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "дамского". С химической точки зрения 1 из компонентов металл, иной же минерал содержащий ртуть.

Наверное, это определение довольно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.

Философская Ртуть

Философская Ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Демон и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. По этому Философская Ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита.

Тайный Огонь

Тайный Огонь - реагент, с помощью которого идет влияние на первовещество Философской Ртути.

Рассмотрим некоторые символические обозначения металлов и веществ используемые алхимиками:

Король и королева изображенные на данной гравюре - это золото и серебро, которые, по мнению некоторых алхимиков являлись перовеществом. Дед с косой это Хронос символ свинца, волк с раскрытой пастью - это сурьма.

Дракон - символ Первовещества.

Скелет - символ золы. Некоторые алхимики называли золу скелетом вещества.

Дама на гравюре это Венера либо медь, лев у ее ног еще 1 символ золота.

Боец с мечом - Марс символ железа...


Символика алхимических процессов

Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу, что почти всякий алхимик воспользовался свой личный уникальный способ Работы. Но все же есть некоторые общие элементы, которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к этой схеме:

ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ

И ЛЕБЕДЕМ

ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ

НА ДВЕ ЧАСТИ

НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ)

И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ)

ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА

ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО,

ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИНАЧАЛСЯ

Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:

ПЕЛИКАН (кормление кровью)

ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала)

ФЕНИКС (являет собой совершенного орла)

Как видно из схемы есть 3 основные этапа Делания: нигредо (nigredo) - черная стадия, альбедо (albedo) - белоснежная стадия, рубедо (rubedo) - красная. Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них. В алхимических трактатах можно встретить упоминание о двух Путях свершения Великого Делания: сухом и влажном. Обычно алхимики описывали влажный путь, упоминая о сухом крайне редко. Основными особенностями двух Путей являются различия в используемых режимах (сроках и интенсивности процессов) и основных ингредиентов (первовещества и тайного огня). По этому на данной теме надобно остановится несколько подробнее.

Сухой Путь

Сухой Путь догадывается работу в течении нескольких недель, а не гораздо более 40 дней - т.е. одного месяца философов. В этом режиме тайный огонь играет чрезвычайно важную роль - более важную чем при влажном Пути. Все процессы протекают крайне интенсивно и динамично. Описанный Режим Сатурна относятся к сухому Пути.

Исходя из динамики процессов, при выборе и подготовке первовещества с тайным огнем необходимо быть крайне осторожным. Существенно тоже упомянуть об опасности при следовании по этому Пути. Она заключается в крайне резкой смене стадий Делания, что может привести к негативным последствиям. Это особо относится к Режиму Сатурна.

Влажный Путь

При влажном Пути срок Великого Делания возрастает до одного года, при его успешном свершении, либо до трех лет при менее удачном. Интенсивность процессов тут иная, все процессы протекают менее динамично и в несколько ином порядке. Тайный огонь и первовещество так же иные (качественно) чем используемые в сухом Пути.

Алхимия

«Алхимия - процесс постепенного трансформирования соответствующий астрологическим конфигурациям. Система получения золота из свинца имеет подобие с очищением человеческого духа. Очищение ведет к созданию скрытых сверхъестественных возможностей».

Таково одно из многих определений данных алхимии - одной из самых таинственных мистических наук. История алхимии насчитывает намного более двух тысяч лет, за все это время она пережила свой рассвет, закат и забвение. Но алхимия не умерла, нет, она оставила после себя богатое наследие алхимических рукописей. Как цветок она подарила нам семена, из которых возродится снова. Эти семена - алхимические символы, несущие в себе громадный духовный потенциал, который будет оценен по достоинству в новом (уже в этом) тысячелетии.

Алхимические символы - это не просто аллегорическое понимание Космоса, а сосредоточие вневременной Вечности в которой нашли свое конкретное воплощение - минувшее, настоящее и будущее. Именно этим алхимия столь ценна для человечества - она приобщает человека к Вечности, а значит к истине и бессмертию. Для алхимика символически обозначить предмет (принцип, понятие) - значит, приблизится к его истинному значению, к той истине, что сокрыта за ним. Но вся "соль" в том что к истине надобно прийти, ее не дано непосредственно "узреть" в символе, т.к. в нем лишь указан Путь к ней. Этот Путь лежит через сильное духовное напряжение и внутреннее мистическое перевоплощение. Т.о. символ - это загадка (лабиринт) , хотя в ней уже дан и ответ, но весь парадокс в том что ответ не делает ее разгаданной. Истина для алхимика становится истиной лишь в случае, если отыскивается им самим и выражается им же через символ, как нечто единственное в своем роде и неповторимое. Через символ алхимик проводит самообучение истинному пониманию Мира и своего места в нем...

Литература:

1. Джордж Сорос. Алхимия финансов. - М.: Инфра - М, 1998.- 416 с.
2. Джуа Микеле. История химии - М., Мир 1996 год.
3. Шах Идрис. Суфии - М., Локид, Миф 1999 год.
4. В. Л. Рабинович. Алхимия - как феномен средневековой культуры. - М., 1975.
5. Луи Повель. Жак Бержье. Утро магов Пер. с фр. - К.: "София", Ltd. 1994. 480 с

Алхимические символы и знаки

ПРИЧИНА ЗАТЕМНЕНИЯ СМЫСЛА ГЕРМЕТИЧЕСКИХ ТРАКТАТОВ

Герметические трактаты темны для читателя: во-первых потому, что читатели обыкновенно не знакомы с алхимическими теориями; затем, и в особенности, потому, что философы преднамеренно их затемняли. Они смотрели на Алхимию, как на самую высокую науку. "Алхимия есть искусство из искусств, это - истинная наука" , вскричал восторженно Калид в "Книге трёх слов". Подобная наука должна быть известна, по их мнению, только небольшому числу адептов. Можно ли их порицать за это. Теперь нам кажется такой взгляд преувеличенным, но в древности мистерии служили для передачи некоторых законов Природы и правил философии. В средние века, корпорации ремесленников имели практические секреты, которые ни один член корпорации не отважился бы разоблачить. Приготовление некоторых красок составляло драгоценное наследие, которое великие художники передавали своим любимым ученикам. Между тем как учёные, не колеблясь, продавали решения запутанных проблем, герметические философы скрывали свою науку и никому её не продавали. Когда попадался неофит, достойный посвящения, они указывали ему дорогу, не открывая однако всего сразу. Они требовали, чтобы он добивался сам, и только наводили его и поправляли: один указывал состав материи Великого Делания, другой - градусы тепла, порядок окраски, принимаемой составом, устройство химической печи - атанора; но не было ни одного полного описания всего Великого Делания, так как они верили, что могут за это навлечь на себя небесную кару - моментальную смерть. "Я не представляю себе возможности написать это понятным латинским языком, так как Бог тотчас покарал бы меня", говорит Никола Фламель в разборе Авраама Еврея ("Иероглифические фигуры").

Что же касается до обвинения алхимиков в затемнении смысла и символичности, которые могли бы возвести на них слишком усердные теологи, то мне кажется, что символы и странные фигуры, наполняющие их сочинения, могли бы больше служить к обвинению в Магии. Роджер Бэкон, Альберт Великий, Арнольд из Виллановы - не избежали обвинения в Магии и безбожии. А, между тем, алхимики были весьма набожны: в из писаниях постоянно попадаются воззвания к Богу. Они делили своё время между изучением, работой и молитвой. Некоторые думали даже, что тайну изготовления Философского Камня люди получили от самого Бога.

Хорошо ещё, что алхимические трактаты не все так темны как "Согласие философов" ("Turba philosophorum"). И их можно понять и отличить истинное от ложного, при небольшом навыке. Тем, кто хотел бы проникнуть глубже в изучение Герметической Философии, мы рекомендуем обратить внимание на трактаты Альберта Великого, Роджера Бэкона, Бернарда Тревизанского, Жана Д"Эспанье, Никола Фламеля, Гигинуса из Бармы, Генриха Кунрата, Раймонда Луллия, Парацельса, Евгения Филалета, Джона Рипли, Михаила Сендивогия, Василия Валентина, Арнольда из Виллановы и Дениса Захера; а из анонимных сочинений: "Texte d"Alchymie" и "La Tourbe des philosophes".

СРЕДСТВА СОКРЫТИЯ СПОСОБА ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

Алхимические знаки

Ранее, чем объяснить знаки и символы, относящиеся к Великому Деланию, мы укажем, какие средства употреблялись алхимиками, чтобы скрыть от профанов науку Священного Камня. Прежде всего установлены знаки. Они появились вместе с Алхимией. Греки ввели их первыми, получив свою науку от египтян, где она изображалась с помощью иероглифов. Знак воды одинаков с иероглифом воды, подобно другим, например, золота и серебра (Хёффер "История химии", том I и Бертело "Происхождение Алхимии"). Алхимические знаки весьма многочисленны, в некоторых трактатах, например, у Кунрата в сочинении "Confessio de chao physico chimicorum", где он заменяет ими названия химических тел и стадии операции.

Алхимические символы

Символы имели такое же большое применение; так, например, взлетающие птицы означали отделение пара, а птицы опускающиеся, наоборот, - поспешность, стремительность, опрометчивость. Феникс был символом Философского Камня, способного обращать металлы в золото и серебро. Ворон символизировал чёрный цвет, который принимает материя в начале процесса Великого Делания, когда её нагревают. Странная герметическая книга "Немая книга" или "Книга без слов", в сущности содержит только одну строчку текста. Она состоит из символических рисунков, иллюстрирующих процесс Великого Делания.

Мифологические имена

Мифологические имена были в большом ходу.. Марс обозначал железо, Венера - медь, Аполлон - золото, Диана, Геката или Луна - серебро, Сатурн - свинец (см. раздел сайта "Металлы"); Золотое руно обозначало Философский Камень, а Бахус - материю земли. Это греко-египетский символизм; в средние века, мифологическими именами пользовались для обозначения металлов, но в конце XVI века они так усложнились, что бенедиктинец Дон Антуан-Жозеф Пернети должен был написать два толстых тома "Мифы Древней Греции и Древнего Египта", чтобы объяснить из смысл и происхождение.

Иностранные слова

К мифологическим именам присоединолось большое количество иностранных слов; еврейских, греческих и арабских. По происхождению Алхимии, в ней должны были встречаться греческие слова, каковы: хиле - первичная материя, гипоклаптик - сосуд для отделения летучих масел, гидроолеум - эмульсия масла и воды и т.д.

Арабские слова там ещё более многочисленны, как то: эликсир, алкоголь, алкали, боракс, кроме не дошедших до нас, забытых, но находящихся в герметических трактатах, каковы: alcani, etain, alafar, matras и т.д. Что касается еврейских названий, то из можно встретить только в алхимически-каббалистических трактатах. Для изучения всех этих названий, мы попросим читателя обратиться к "Мифо-герметическому словарю" Пернети и "Лексикону Алхимии" Жонсона или Руланда.

Анаграммы

Очевидно, что эта специальная терминология должна была быть достаточна, для устранения профанов, но алхимики пользовались ещё и другими средствами. Они часто употребляли анаграммы. В конце "Songe verd" их находится несколько, и вот объяснение двух из них: "Seganissegede" означает гения мудрости, а "Tripsarecopsem" - дух, тело, душа.

Притчи и загадки

Они пускали в ход притчи. Вот одна, легко объяснимая: "Весь мир знает Камень, а я клянусь Богом живым, что все могут иметь материю, которую я ясно назвал в книге: "vitrium", для невежд, но надо к нему прибавить L и O; вопрос в том, куда надо поставить эти буквы" (Гелиас "Зеркало Алхимии"). Искомое слово есть "vitriol" (купорос).

Любопытная загадка, хорошо известная алхимикам, находится на стр. 744 третьего тома "Theatrum chimicum", сопровождаемая комментариями Николая Барнольда. Вот она: "Aelia Laelia Crispis есть моё имя. Я ни мужчина, ни женщина, ни гермафродит, ни дева, ни юноша, ни старуха. Я не развратница, ни девственница, но всё это взятое вместе. Я не умирала ни от голода, ни от железа, ни от яда, но от всех этих вещей сразу. Я не покоюсь ни на небе, ни на земле, ни в воде, но повсюду. "Lucius Agatho Priscius", который не был ни моим мужем, ни моим любовником, ни моим рабом, без горечи, без радости, без слёз, велел меня похитить, зная и не ведая, для кого этот монумент, представляющий ни пирамиду, ни мавзолей, но оба вместе. Вот могила, не вмещающая в себе трупа, и труп, не заключённый в могилу. Труп и могила составляют одно". Барнольд устанавливает в своём комментарии, что эта выдержка касается Философского Камня.

Другой ребус, не менее знаменитый, заимствован из греческих авторов. "Во мне девять букв и четыре слога; помни обо мне. - Первые три имеют каждая по две буквы. - Другие имеют остальные пять согласных. - Узнай меня, и ты будешь обладать мудростью". Разгадка по-видимому будет "Arsenicon".

Акростих

Имеется ещё способ затемнения смысла; это - акростих. В нём начальные буквы слов какой-либо фразы или надписи составляли слово, скрываемое герметическими философами. Мы дали два таких акростиха в прилагаемых рисунках (Две гравюры с зашифрованным словом "Vitriol").

Вот средства сокрытия слов. Укажем теперь, как алхимики скрывали идеи.

Легенды и мифы

На первом месте стоят легенды, заимствованные из греческой, латинской и египетской мифологии. Их находят у позднейших алхимиков в эпоху возрождения. Мифами пользовались не только для сокрытия Великого Делания, но обратно, старались доказать, что Гомер, Вергилий, Гесиод, Овидий - были Адептами и учили практике Философского Камня. Одно из мнений приписывало Адаму знание Камня. Антуан-Жозеф Пернети в своём словаре, не колеблясь, даёт герметическое объяснение Илиаде и Одиссее. Ни один миф не ускользает от его объяснения. Пернети был последователем Либуа, написавшего "Энциклопедию богов и героев" (Libois - "Encyclopedie des dieux et des heros, sortis des quatre elements, et de leur quintessence, suivant la science hermetique", 2 vol.).

Аллегорические истории

Аллегорические истории применялись алхимиками также во все времена. Грек Зосима делает об этом довольно типический доклад, сообщаемый Хёффером в "Истории химии". В одной, более современной, указаны цвета, принимаемые материей во время Великого Делания: чёрный, серый, белый, жёлтый, красный. "Так, когда я намеревался путешествовать, то встретился между двумя горами с важным господином и скромным и серъёзным крестьянином, одетым в серый плащ и чёрную шляпу; на шее его был повязан белый шарф, а талия стянута жёлтым поясом; на ногах его были красные сапоги" ("Cassette du petit pausan" par Ph... Vr...). Аллегория продолжается на нескольких страницах. Много любопытных аллегорий можно встретить в этой литературе, каковы: аллегории Мерлина и Хёффера; или в историческом очерке Фигье "Алхимия и алхимики". Эти авторы дают им весьма забавные толкования; так Хёффер видит в аллегории Мерлина указание химического анализа, произведённого, как сухим, так и сырым путём.

Криптография

Теперь остаётся сказать о криптографии, то есть об искусстве секретного письма, при помощи специальных букв и знаков, или иносказательной передаче истинного значения. Алхимики употребляли специальные азбуки, составленные из герметических знаков, иногда с примесью цифр. Иоганн Тритемий в соей "Полиграфии" ("Poligraphia") приводит несколько азбук, составленных из особенных знаков.

Иногда алхимики писали слова наоборот, или прибавляли ненужные буквы; тогда как другие пропускали буквы. Парацельс тоже искажал слова, так: "Aroma philosophorum" у него написано "Aroph. D"Arte mont"; в "Tombeau da la pauvrete", он даже заменяет целые фразы. К счастью в конце книги находится ключ или перевод этих странных терминов.

Раймонд Луллий предпочитает особый способ криптографии, обозначая главные периоды опыта, произведения и препараты буквами азбуки. Так в его "Процессе видоизменения души" ("Compendium animae transmutationis") написано: "Посмотри, сын мой, если ты возьмёшь F и поставишь его в С, то получишь Н, то есть первую фигуру F.C.H. и т.д.". F - означает металлы, С - кислоты, а Н - огонь первой степени.

Каждый алхимик употреблял особые способы криптографии; эта пространная наука бесполезна и увлекла бы нас слишком далеко. Достаточно того, что бы сказали о самых распространённых приёмах.

Алхимические пантакли

Пантаклями называются символические фигуры, составленные из самых разнообразных элементов, которые резюмируют собой целую теорию. Пантакль помогает понять и запомнить какую-нибудь систему. Это - краткая формула, которую можно развивать по желанию. Пантакли нередки в трактатах по Алхимии. В сочинениях Василия Валентина «Двенадцать ключей мудрости» и Генриха Кунрата «Амфитеатр вечной мудрости» содержится их большое количество. В сочинении Бархузена «Химические элементы» (Barchusen. «Les Elements chimiques») содержится трактат о Философском Камне, где ход операции изображен в 78 пантаклях. Четыре большие фигуры Ионитора Панзофуса (Ianitor Pansophus) резюмируют всю Герметическую Философию. Мы будем иметь случай дать краткое объяснение многих из этих фигур. В этой главе мы рассмотрим символы, или пантакли, которыми алхимики резюмировали свои теории.

СИМВОЛЫ ПЕРВИЧНОЙ МАТЕРИИ

Греки изображали Первичную Материю одним змеем, кусающим свой хвост. Это - Уроборос гностиков. Одно из первых его изображений находится в александрийской рукописи «Хризопея Клеопатры» («Chrysopee Cleopatre») (II век н.э.), там чёрно-белый Уроборос обвивает слова «единое - все» (см. Berthelot «Origines de l"Alchimie). Далее, единство материи изображалось просто крестом. Уробо́рос, ороборос (греч. οὐροβόρος, от ουρά «хвост» и βορά, «еда, пища»; букв. «пожирающий [свой] хвост») - мифологический мировой змей, обвивающий кольцом Землю, ухватив себя за хвост. Считался символом бесконечного возрождения, преходящей природы вещей, одним из первых символов бесконечности в истории человечества. Уроборос также является символом самореференции, цикличности, подобно Фениксу, а также идеи первоначального единства. В Алхимии уроборос символизирует как Первичную Материю, так и завершение Великого Делания, и иногда изображается в виде «восьмёрки» или более сложной фигуры. По мнению ряда исследователей, толчком к созданию символа послужила форма галактики Млечный Путь.

СИМВОЛЫ ТРЁХ НАЧАЛ (ПРИНЦИПОВ)

Три начала имеют свои специальные знаки: знак «Меркурия мудрых» изображается кругом, сверху которого помещается луна, а внизу - крест; так же представляют обыкновенную ртуть. «Сера философов» изображается треугольником, имеющим внизу три стрелы или крест. «Соль» изображалась перечеркнутым посередине кругом.

Три начала символизированы тремя лицами: Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти принципы представлены также тремя змеями или одним змеем с тремя головами, чтобы показать, что они имеют только один корень - материю, подобно Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном. Мы уже видели, что три начала сводились к двум: «Сере» и «Меркурию»; их изображали тогда двумя змеями, составлявшими круг. Один, с крыльями, представлял «Меркурия», женское, летучее; другой, без крыльев, изображал «Серу», мужское и устойчивое.

«Сера» и «Меркурий», составляющие начала активное и пассивное, были символизированы мужчиной и женщиной, обыкновенно королем и королевой. Таким образом они изображены во II томе сочинения «Ar tis Auriferae» («Искусство златоделания»). Под символом короля и королевы они представлены в «Двенадцати Ключах» Василия Валентина.

Соединение короля и королевы составляло философский брак. «Знай, сын мой, что наше делание есть философский брак, где должны участвовать начала мужское и женское» (Ph. Rouillac «Abrege du Grand-Euvre»). Собственно говоря, после этого брака, или союза, материя принимает название «ребис», символизирующее двуполое тело. Этот химический гермафродит весьма часто встречается в герметических трактатах: в начале «De Alchimia opuscula complura veterum philosophor u m» («Собрание небольших сочинений древних философов об Алхимии»), в «Viatorium spagyricum», в немецком переводе сочинения «Crede Mihi de Northon» («Верь мне» Нортона) и т. д.

В рукописных герметических трактатах король одет в красное, а королева в белое, так как «Сера» - красная, а «Меркурий» - белый. «Это наш двойной «Меркурий», эта материя снаружи бела, а внутри красна» (Анонимное сочинение «Texte d"Alchimie»).

«Серу» и «Меркурий» изображали также знаками Золота и Серебра; это обозначало, что «Сера» должна быть извлечена из золота, а «Меркурий» - из серебра. Знаки Золота и Серебра соответствуют в пантаклях сочинения Barchusen"a «Liber singularis de Alchimia» («Особенная книга об алхимии» Бархузена) «Сере» и «Меркурию». Этот пункт будет развит в специальных разделах сайта.

Один рисунок Бархузена изображает знак «Серы», соответствующий Солнцу, а знак «Меркурия», как знак соответствующий Луне, Серебру. Символы «Серы» и «Меркурия», как начал, могут применяться: к «Сере» и «Меркурию», взятых в смысле Материи Камня, а равно и к Золоту и Серебру.

Так как «Сера» устойчива, а «Меркурий» летуч, то алхимики изображали первую Львом, царем зверей, а «Меркурий» - Орлом, царем птиц. «Меркурий» философов есть летучая часть материи; Лев - часть устойчивая, Орел - часть летучая. Философы говорят только о борьбе этих двух животных (Пернети «Мифы Древней Греции и Древнего Египта). Следовательно, Орел, пожирающий Льва, будет означать улетучивание твердых частей; наоборот, Лев, пригвождающий Орла, будет означать осаждение летучего («Меркурия») помощью «Серы». Скажем мимоходом, что слово «Орёл» в сочинении Евгения Филалета имеет иное значение: для него это символ совершенства в операции. Таким образом, семь орлов означают семь совершенств (см. «Entree ouverte au Palais ferme du roi» («Открытый вход в закрытые палаты царя»).

В том же символическом смысле употребляли изображения двух драконов или змей, из коих одна крылатая, а другая без крыльев.

Мы говорили о главных символах «Серы» и «Меркурия». Существует бесконечное множество других символов, что весьма понятно, если вспомнить изречение: «Сера», будучи мужским и устойчивым, а «Меркурий» - летучим и женским, представляются веществами противоположными (устойчивость, летучесть) или животными различных полов (самцом и самкой). В фигурах Ламбспринка (de Lambsprinck) они изображены в виде двух рыб, льва и львицы, оленя и лани и, наконец, двумя орлами. Наиболее употребительный - это символ двух собак. «Сера» называется кобелем, а «Меркурий» - сукой. «Сын мой, возьми черных собак, соедини их, и они родят» (Calid «Secrets d"Alchimie») (Калид«Секреты Алхимии»).

«Сера» и «Меркурий» имели громадное количество символических имен, из которых необходимо знать главные.

Синонимы «Серы»: резина, масло, солнце, точность или устойчивость, красный камень, кислое молоко, шафран, мак, желтая медь или латунь, сухое, краска, огонь, спирт, агент, кровь, дух, красный человек, земля, царь, супруг, бескрылый дракон, змей, лев, кобель, бронза, философское золото и т. д.

Синонимы «Меркурия»: женское начало, белое, луна, белое золото, сырое золото, недоварёное, азот, вода, молоко, белое покрывало, белая манна, белая моча, холод, сырость, летучесть, белая женщина, терпение, белый свинец, стекло, белый цветок.

Синонимы «Соли»: кора, покрывало, яд, купорос, воздух и т. д.

СИМВОЛЫ ЧЕТЫРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

Четыре элемента имеют следующие знаки: «Воздух» изображается треугольником, поставленным вершиной кверху и перечёркнутым линией, параллельной основанию; «Вода» - треугольником вершиной книзу; «Огонь» - треугольником вершиной кверху; «Земля» - треугольником, поставленным вершиной книзу и перечеркнутым линией, параллельной основанию. Шестиконечная звезда и четырехугольник символизируют четыре элемента. Элементы эти были символизированы еще следующим образом: «Воздух» изображался птицей; «Вода» - кораблем, рыбой или сосудом, наполненным водой; «Огонь» - саламандрой, драконом, изрыгающим пламя, зажженным факелом; «Земля» - горой, львом - царем зверей, или человеком. Таким образом они изображены в сочинении «Gloria mundi» («Слава мира») сборника «Mus a eum hermeticum» («Герметический музей»). В знаке «Меркурия» видели изображение кадуцея - жезла греческого бога или египетского бога с головой ибиса, над которой находится диск солнца и рога, символизирующие плодородие.

СИМВОЛЫ МЕТАЛЛОВ, КИСЛОТ И РАСТВОРЕНИЯ МЕТАЛЛОВ

Чтобы указать на операции, производимые с Золотом и Серебром, алхимики употребляли массу символов. В Алхимии Солнце символизирует Золото, поэтому знак Солнца и Золота одинаков, это круг с точкой посередине, что символизирует колёса, запряжённой четвёркой коней, небесной колесницы бога Солнца Гелиоса (Аполлона) (см. раздел сайта ). Что касается символов, то Золото и Серебро обыкновенно изображались королём, одетым в красное, и королевой, одетой в белое. "Мужское символизируется красным, женское - белым" (Isaak Holland "Opera Mineralia"). Золото и серебро изображали также в виде больших четок. Их одежды означали посторонние примеси, нечистоты, которые их загрязняют. Алхимики говорил