Спасение по вере. Сравнение православного учения о спасении с протестантским

ТОЛЬКО ВЕРОЮ?


Чтобы увидеть существо протестантизма и понять, в чем он принципиально расходится с Православием и почему невозможно принять эту веру, достаточно обозначить главное его утверждение: «Человек спасается только верою, а не делами, потому верующему грех не вменяется в грех». «Грехи верующего-настоящие, будущие, а также прошлые прощаются, потому что покрываются или скрываются от Бога совершенной праведностью Христа». Основатель протестантизма Лютер (XVI в.) выразил это следующим образом: «По причине этой веры во Христа Бог не видит греха, который все еще остается в нас... Бог вменяет несовершенную праведность в совершенную праведность, а грех не в грех, даже хотя это действительно грех». Лютер учит о человеке как о соляном столпе, который ничего не может сделать для своего спасения и, следовательно, не должен делать. Более потрясающего «открытия» в религиозной истории человечества еще не было - спастись можно, ничего для этого не делая!

Православие, напротив, учит о человеке как соработнике Бога в спасении. Христос сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12). То есть для соединения с Богом, для спасения нужны не рассудочная вера и общепринятая нравственная жизнь, но то, что прежде всего характеризует человека как свободную личность, это его духовная активность в избрании добра перед лицом зла, решимость в исполнении заповедей Евангелия и покаяние, ибо «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7,21).

Бог спасает не соляной столб, а человека, и спасает только при условии его желания и его усилий в борьбе с любым злом, возникающим в душе. Необходим личный подвиг, который только делает верующего способным к принятию помощи от Христа. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», то есть открывает ему его грехи и необходимость помощи Божией в их искоренении.

Так человек приходит к Христу и приобретает правильную, спасительную веру в Него. И тогда то, что не мог сделать человек сам, один, с Богом он, «вдвоем», уже совершает.

Таким образом, человек, восходя по трем ступеням поиска истины, приходит сначала к вере в единого Бога, затем к христианству и, наконец, к Православию. Но придти к Православию еще совсем не означает войти в него - приходящих к Православию неизмеримо больше, нежели восходящих на четвертую ступень ведения, требующую особой духовной ревности, постоянного и внимательного изучения Священного Писания и творений святых отцов-подвижников, усилий в борьбе со своими страстями, - ступень самую трудную.

Профессор Московской духовной академии

Осипов А.И.

О НЕВОЗМОЖНОСТИ СПАСЕНИЯ ИНОВЕРЦЕВ И ЕРЕТИКОВ

Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти беспрестанно встречают ныне взоры...

Вопрос, предложенный Вами, теперь предлагается сряду. «Отчего не спастись, -

пишете Вы, - язычникам, магометанам и так называемым, еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Бо-жию!... Да! Это противно даже здравому разуму человеческому! - А еретики - те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это - безумно, и крайне гордо!»

Постараюсь отвечать Вам в немногих по возможности словах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения.

Христиане! Вы рассуждаете о спасении, а не знаете, что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец - не зная Христа - единственное средство нашего спасения! Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий - разряд существ погибших. Погибель - удел всех людей - и добродетельных, и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему сетуя во ад», - говорит св. Патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшего!

Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено ни Ангелом, ни Архангелом, ни каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, - совершено было Самим беспредельным Богом. Казни - жребий рода человеческого, заменены Его казнью; недостаток заслуг человеческих заменен Его бесконечным достоинством. Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа.

Спросили Господа иудеи: «Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Бо-жии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Бо-жие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6,28-29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; но вера - дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им Таинств. Напрасно, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т. е. вступят в общение с Богом!... Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви - и Ветхозаветной, и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святой, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане за то, что они кажутся Вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю Вам, средством, - верою в Искупителя? Христиане! Познайте Христа! Поймите, что Вы Его не знаете, что Вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.

«Ибо мы признаем, - говорит св. апостол Павел, - что человек оправдывается верою, независимо отдел закона» (Рим. 3,28). «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божи-ей, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3;

22-24), Вы возразите: «Св. апостол Иаков требует непременно добрых дел, он научает, что вера без дел мертва». Рассмотрите, - чего требует святой апостол Иаков. Вы увидите, что он требует, ... дел веры, а не добрых дел падшего естества нашего! ... Он приводит поступок патриарха Авраама, дело, из которого явилась вера праведника: это дело состояло в принесении в жертву Богу своего единородного сына - совсем недоброе дело по естеству человеческому: оно - доброе дело, как исполнение повеления Божия, как дело веры.

Всмотритесь в Новый Завет и вообще во все Священное Писание: Вы найдете, что оно требует исполнения заповедей Божиих, что это исполнение называется делами, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живою, как действующая; без них она мертвая, как лишенная всякого движения.

И напротив того, Вы найдете, что добрые дела падшего естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца - воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно добренькие дела Вам и нравятся в язычниках и магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, Вы хотите им дать спасение.

Странно Ваше суждение о здравом разуме! С чего, по какому праву, Вы находите, признаете его в себе? Если Вы христианин, то должны иметь об этом предмете понятие христианское, а не другое какое! Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни имел достоинства природного, как бы ни был изощрен ученостью мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом. Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры: при этом водительстве в свое время, по значительным подвигам в благочестии, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум Духовный. Этот разум можно и должно признать здравым разумом: он - извещенная вера, так превосходно описанная святым апостолом Павлом в 11-й главе его Послания к Евреям. Основание духовного рассуждения - Бог. На этом твердом камени оно зиждется и потому не колеблется, не падает.

Называемый же Вами здравый разум мы, христиане, признаем разумом столько болезненным, столько омрачившимся и заблудшим, что уврачевание его иначе и не может совершиться, как отсечением всех знаний, его составляющих, мечом веры и отвержением их. Если же признать его здравым, признать на каком-то основании неизвестном, шатком, неопределенном, непрестанно изменяющемся, то он, как здравый, непременно отвергнет и Христа. Это доказано опытами.

Что ж Вам говорит Ваш здравый разум? Что признать погибель добрых людей, неверующих во Христа, противно Вашему здравому разуму! Мало того! Такая погибель добродетельных противна милосердию такого всеблагого Существа, как Бог. - Конечно, было Вам откровение свыше об этом предмете, о том, что противно и что не противно милосердию Божию? - Нет! Но здравый разум показывает это. - А! Ваш здравый разум!... Однако ж, при Вашем здравом разуме откуда Вы взяли, что Вам возможно собственным ограниченным человеческим умом постигать - что противно и что не противно милосердию Божию? Позвольте сказать Вашу мысль, - Евангелие, иначе Христово Учение, иначе Священное Писание, еще иначе - святая Вселенская Церковь открыли нам все, что человек может знать о милосердии Божием, превышающем всякое умствование, всякое постижение человеческое, недоступное для них. Суетно шатание ума человеческого, когда он ищет определить беспредельного Бога!.. Когда он ищет объяснить необъяснимое, подчинить своим соображениям... Кого? Бога! Такое начинание - начинание сатанинское!... Именующийся христианином и не знающий учения Христова! Если ты из этого благодатного, небесного учения не научился непостижимости Бога, - поди в школу, прислушайся - чему учатся дети! Им объясняют преподаватели математики и теории бесконечного, что оно, как величина неопределенная, не подчиняется тем законам, которым подчинены величины определенные - числа, что результаты его могут быть совершенно противоположны результатам чисел. А ты хочешь определить законы действия милосердия Божия, говоришь: это согласно с ним, - это ему противно! - Оно согласно или несогласно с твоим здравым разумом, с твоими понятиями и ощущениями! Следует ли из того, что Бог обязан понимать и чувствовать, как ты понимаешь и чувствуешь? А этого-то и требуешь ты от Бога! Вот безрассуднейшее и вполне гордОстное начинание!

Вы говорите: «Еретики те же христиане». Откуда Вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы - богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых приняли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении.

Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Ересь - грех ума. Ересь - более грех диа-вол ьский, нежели человеческий; она - дщерь диавола, его изобретение, - нечестие, близкое к идолопоклонству.

Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь - злочестием. В идолопоклонстве диавол принимает себе божескую честь от ослепленных человеков, ересью он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха - богохульства. Кто прочитает со вниманием «Деяния Соборов», тот легко убедится, что характер еретиков - вполне сатанинский. Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость, - увидит поведение, составленное из непрерывной лжи, увидит, что они преданы различным низким страстям, увидит, что они, когда имеют возможность, решаются на все ужаснейшие преступления и злодеяния.

В особенности замечательно проявляется их непримиримая ненависть к чадам истинной Церкви, и жажда крови их! Ересь сопряжена с ожесточением сердца, со страшным помрачением и повреждением ума, - упорно держится в зараженной ею душе - трудно для человека исцеление от этого недуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого: она или хулит догмат Святого Духа, или действие Святого Духа, но хулит непременно Святого Духа. Сущность всякой ереси - богохульство...

Замечательно: все древние ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: они отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшие наиболее стремятся отвергнуть действия Святого Духа: с ужасными хулами они отвергли Божественную Литургию, все таинства, все, все, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святого Духа. Они назвали это установлениями человеческими, - дерзче: суеверием, заблуждением! Конечно, в ереси Вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть, единственно потому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святой - только! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульство не разбойничает, не крадет, даже делает добрые дела естества падшего - он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении!..

Вся причина последнего Вашего недоумения - глубокое незнание христианства! Не думайте, что такое незнание - маловажный недостаток! Нет! Его следствия могут быть гибельными. ... При незнании истинного христианского учения, как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасется! И те недоумения, которые Вы изобразили в письме Вашем, - уже страшные наветники Вашего спасения. Их сущность -отречение от Христа!

Не играйте Вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь вьщает за святых); изучите в святых отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство. Прежде, нежели придет грозный час, в который Вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдания, даруемые Богом туне всем человекам - при посредстве христианства.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Проповедь на апостольское чтение 21-й Недели по Пятидесятнице.

В апостольском чтении 21-й Недели по Пятидесятнице есть такие слова: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).

Выражение «только верою» очень любимо протестантами всех мастей. «Христос уже спас нас, нам остается только благодарить Его, проповедовать Евангелие и жить по заповедям», – приблизительно так считают представители большей части всевозможных протестантских течений. «Жить по заповедям» в протестантском понимании значит не пить и не курить, не совершать тяжелых грехов, ходить на молитвенное собрание, изучать Библию, проповедовать. Прибавим сюда еще благотворительность. Все? Кажется, все. По сути, это то, чем живет современный протестантизм.

А что у нас, православных? Считаем ли мы, что спасаемся верою? Да, конечно. Апостол Павел нам сегодня об этом прямо говорит. В утренних молитвах, например, мы каждый день об этом читаем: «Ве́руяй бо в Мя, рекл еси́, о Христе́ мой, жив бу́дет и не у́зрит сме́рти во ве́ки. А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую, спаси́ мя, я́ко Бог мой еси́ Ты и Созда́тель. Ве́ра же вме́сто дел да вмени́тся мне, Бо́же мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя. Но та ве́ра моя́ да довле́ет вме́сто всех, та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника сла́вы Твоея́ ве́чныя» (молитва 8-я).

Итак, протестанты утверждают, что спасение по вере, но и мы исповедуем то же. В чем же разница? В понимании самого процесса спасения. Когда протестант говорит: «Я спасаюсь верой», и мы говорим: «Спасение по вере» – то имеются в виду разные вещи.

О спасении в протестантизме мы уже сказали, но как же предполагается «спасение по вере» у нас? Допустим, появляется у человека вера в Бога. Эту веру нельзя назвать евангельской, если она не растворена покаянием. Предоставлять Богу возможность быть еще не значит веровать в Него, ибо так и «бесы веруют» (Иак. 2:19). Человек должен принять Христа именно как своего Спасителя.

Дальше уверовавший крестится, или же воцерковляется, если был крещен ранее. Вот тут-то все только и начинается. В Церкви человек встречает несоизмеримую с протестантизмом глубину раскрытия заповедей Христовых. Он впервые сталкивается с тем, что называется духовной жизнью – ежечасной работой над собой, над своими мыслями и желаниями. Впервые обнаруживает в себе непослушного «ветхого человека» (см. Рим. 6:6) и скоро осознает, насколько трудно его изменить на «нового человека» (Еф. 4:24). Побыв немного в Церкви, человек открывает для себя важную вещь: ни одну заповедь по-настоящему, на уровне мыслей и чувств, выполнить не получается. И ни одного «доброго дела» у него, по сути, нет и не было никогда. Все дела, слова, мысли заражены каким-то ядом – тщеславием, сребролюбием, завистью, похотью, гордостью.

Картина эта, прямо скажем, не из приятных. Оказывается, даже те немногие так называемые добрые дела, которые иногда нам вроде получается совершить – никакие не добрые. Так и говорится в аскетических книгах, что святые отцы оплакивали свои добродетели как грехи. Праведники прекрасно видели, насколько больна и заражена грехом человеческая природа. В какой-то мере это должны увидеть в себе все люди, пришедшие в Церковь.

И только тогда к человеку приходит сердечное понимание того, что Спаситель необходим не один раз в жизни, когда «я покаялся», а каждую минуту. Что во всякое мгновение есть повод сказать: «Господи, помилуй». Что сердце непрерывно источает потоки мысленной нечистоты и требует постоянного очищения. И христианин, не прекращая трудиться в делах, начинает надеяться на спасение по вере. Вера во всесильного Спасителя и частое призывание Его святого имени отныне становится для человека самой главной опорой в жизни.

Зачем же дела? А для того, чтобы прийти в это спасительное состояние, которое называется смирением. Поэтому и сказано Симеоном Новым Богословом: «Тщательно исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». И для того, чтобы в этом состоянии пребывать, всегда нужны добродетели (дела) как некоторый путь самопознания. Труд по исполнению заповедей открывает нам нашего «ветхого человека» и указывает, над чем необходимо трудиться. Только соединившись со смирением, наши дела имеют шанс сделаться настоящими христианскими добродетелями. Но в любом случае трудящемуся в добродетелях необходимо замечать несовершенство своих дел, для того чтоб расти в вере. И это совершенство воистину бесконечно.

А для тех, кто этого еще не понял, Спаситель специально сказал: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). Вряд ли нашелся бы умственно здоровый человек, который сказал бы: «Я исполнил все заповеди». Но если и найдутся такие, то именно для них Спаситель и говорит, что все равно они «рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». И если человек поймет хотя бы это, у него действительно останется одна только вера. Тогда он скажет: «Ве́ра же вме́сто дел да вмени́тся мне, Бо́же мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя. Ты не найдешь во мне, Господи, дел, которые оправдали бы меня, поэтому моя вера вместо дел да вменится». Поэтому и апостол Павел говорит: «Мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

Так что, как видите, братья и сестры, мы спасаемся верою, но эта вера совсем иного качества. За ней стоит совсем иной опыт, не сравнимый с протестантским. Дай Бог, чтоб к этому опыту пришли те, кто сегодня пока еще далек от Церкви, но так же, как и мы, желает спасения. Да просветит Господь их мысли и сердца, чтоб они узнали в Православной Церкви свою духовную мать и пополнили ряды спасаемых. Аминь!

Большое количество стихов Писания говорит, что мы спасаемся верой; однако ни один из них не учит, что мы спасаемся «верой только».

Есть только одно место Писания, где имеется фраза «верой только», и оно говорит:

«Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»
(Иак. 2:24).

Таким образом Библия очень ясно учит, что никто НЕ спасается только верой.

Не смотря на вышеуказанную истину многие деноминационные группы настаивают на том, что спасение дается «только по вере».

«Тот факт, что мы спасаемся только верой, является самой полной и очень утешающей доктриной» - говорят их вероучения. «Просто поверь в Иисуса Христа и ты будешь спасен» - говорят они людям.

БИБЛИЯ УЧИТ

Библия учит, что вера, которая спасает, это вера, которая повинуется Божьей воле.

В каждом веке люди благословлялись по мере веры, которой они обладали, если эта вера вела их к исполнению того, что Бог им заповедовал, но никогда это не происходило перед их повиновением.

Авель, Енох, Ной, Авраам, Моисей, Рахаб и другие являются примерами тех, кто был благословлен по вере, но не «верою только» (Евр.11).

«Авель предложил жертву», «Енох ходил пред Богом», «Ной приготовил ковчег», «Авраам повиновался», «Моисей … отверг … выбрал»; «Рахаб … приняла лазутчиков».
Вера каждого содействовала исполнению ими Божьих повелений.

«Верой стены Иерихонские пали, после того, как они обошли их на протяжении семи дней» (Евр. 11:30). Отметьте, что стены пали верой «после», а не до этого, т.е. вера содействовала послушанию Божьему (Иис.Нав. 6:1-21).

Сама вера провозглашена Иисусом как дело.

28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
(Иоан.6:28,29)

Это не является делом каких-то заслуг, т.е. дел закона, но это труд праведности, который требуется Богом.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф.2:8,9)

28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
(Рим.3:28)

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
(Деян.10:34,35)


(Иак.2:24)

Когда кто-то слышит Евангелие и верит ему, ему заповедуется покаяться в своих грехах и на основании исповедания своей веры этот человек погружается в воду для получения спасения или прощения грехов.

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10:17)

10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
(Рим.10:10)

30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,
(Деян.17:30)

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:15,16)

Вот такая вера спасает. «Только вера», без дел повиновения, мертва.

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
(Иак.2:17-26)

Вопрос: Человек спасается верой или делами?

Ответ: Интересный вопрос. Давайте вместе размышлять. Рассуждения о спасении возникают в разных ситуациях. Война. Терроризм. Болезни. Трагедии различные. Во всех случаях подобного рода, когда человеку нужна внешняя помощь, речь не идёт не о вере, не о делах. Самое простое представление о спасении утопающего. Максимум что он может — позвать на помощь. Но затем, для успеха в деле спасения, ему лучше не брыкаться.

Бог. Человек, как творение Бога. Человек, как духовное существо. Человек, как образ и подобие Божье. Человек грешный. Человек отверженный. Возвращение к Богу. Наказание.

Все эти понятия возникают, как откровение Божье. Откровение изложено в Книге, которая представляет собой послание Бога человеку. Как бы кто не относился к Библии, но разговоры о Боге, называемые Богословием, исходят из откровения Божьего, из Библии. Никакого другого источника познания о Боге у человека нет.

Признание Бога требует веры. Разум человека бессилен перед бесспорным фактом наличия Высшего Творческого Разума. Разум ограничен опытом, ограничен пределами видимого.

Вера простирается в область духа, в пределы невидимого.

«Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». Евр.11:3.

«Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию ». Мар.9:23,24.

Вот оно истинное положение дел с верою нашей. Это такое состояние хочу — не могу, верю — не верю, балансирование между реальной безнадёжностью и смутной надеждой.

Человек сказал: Верую! И получил желаемое. Но сказал «верую», включает в себя дело! Верую, состоит из признания способности Иисуса исцелить сына. Вера состоит из преодоления страха, стыда, чувства обречённости. Вера есть выход за пределы возможного, допустимого, разрешённого. Вера состоит из «встал и пошёл», т.е. дел. Вот почему Иаков утверждает: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва»? Иак.2:20.

Совершенно очевидно, что разделение веры и дел искусственно.

На самом деле вера и дела суть две стороны одной медали.

Вера есть осуществление !

Вера имеет чудодейственную силу, так что невидимое становится видимым, и незнание переходит в знание и уверенность.

«Ибо я уверен , что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Рим.8:38,39.

«Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен , что Он силен сохранить залог мой на оный день». 2Тим.1:12.

Давайте рассмотрим одну Библейскую историю.

Бог явился Аврааму. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение»; Быт.12:1,2.

Авраам поверил, и пошёл. Решение архисложное. Нужно оставить всё нажитое. Оставить всех родных. Идти неведомо куда. Привычное течение жизни бросить, всё нажитое непосильным трудом, бросить. Ради чего? Куда идти?

Идти ради вечного благословения! Идти туда, куда Я поведу тебя.

Известное известно.

Неизвестное неизвестно.

В известном нет будущего.

В неизвестном предложено будущее.

В неизвестное зовёт Бог.

Он говорит, что неизвестное будет вечным благословением для твоего потомства. А потомства то у меня нет! Так будет. Будет столько, что не счесть. Как песок на берегу, как звёзды в небе. Авраам поверил Богу!

Это хроника. В жизни эти несколько строчек заняли годы, бессонные ночи, мучительные объяснения с родством. Тысячу раз взвешенное за и против .

Если будущность Авраама рассматривать как спасение, то каким образом он спасается?

Бога он не знал. Бог Сам выбрал Авраама. Бог Сам ему явился.

На предложенные благословения он не рассчитывал. Бог ему их предложил.

Как отделить Божью благодать, от веры и действий Авраама

Можно ли сказать, что Бог дал Аврааму вечное благословение?

Да! Бог его позвал. Бог ему предложил. Бог его оберегал и защищал, подводя к обещанному благословению.

Но . Ведь если бы Авраам отверг предложение, или просто не поверил, или даже поверив, не пошёл, что тогда? Авраам поверил, и пошёл. «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Гал.3:6.

Значит спасение результат веры?!

Можно ли сказать, что Авраам своим честным трудом и верным решением получил вечное благословение?

Нет. Абсолютно нет ! Он, очевидно, был из рода трудолюбивых людей. Он был наследником доброго имени и не менее доброго имения. Но он и рассчитывать не мог на такую честь, стать отцом народов, и получить вечное благословение Бога! Тем более, что и старость уже на пороге, а наследника нет. Очевидно, что Авраам не мог ни трудом, ни верой получить вечное благословение.

Значит это дар Бога.

Да! Это дар Бога, принятый верою . Вера же есть осуществление. Вера без дел мертва. Ещё одно свидетельство, что вера и дела суть две стороны одной медали .

Ещё одна библейская ситуация, как иллюстрация для рассмотрения.

Продолжая исполнение обещанных Аврааму благословений, Бог даёт его наследникам Закон. Вводит их в обещанную землю. Сам Он царствует в их среде и изгоняет всех врагов. Во времена Соломона Царство Израиля достигает расцвета небывалого.

Но в итоге, приходит всё к такому распаду, что и царства нет, и с земли изгнаны, и по миру рассеяны потомки Авраама. Апостол Павел пишет об Израиле, как о смоковнице, отсеченной от корня. И с болью размышляет о случившейся трагедии. Почему? Как могло так случиться, что Израиль, избранный Богом, хранимый Богом, благословенный Богом лишён всего?

«А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.

Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» . Рим.9:31,32.

Не в вере, а в делах! Я понимаю это слово, как законничество, буквализм, когда исполнение (дела) требований буквы закона, было поставлено как единственное условие достижения цели. Именно об этом Павел пишет в церковь Коринфа.

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы , но духа, потому что буква убивает , а дух животворит». 2Кор.3:6.

Почему же буква (дела) убивает?

«Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» . Рим.3:20.

Как только мы пытаемся делами, значит исполнением Божьего Закона угодить Богу, и получить в награду спасение, мы обнаруживаем, что мы не в состоянии исполнить ни одну заповедь Закона Божьего! Как только мы свою надежду возлагаем на исполнение буквы закона, она, буква, убивает нас. Ибо буква закона говорит – возмездие за грех смерть . Возмездие за нарушение буквы Закона смерть! Вот Израиль потому и отсечен, что возлагал своё упование на Закон.

В вашем вопросе заложено это противопоставление, и оно есть недопустимая ошибка.

Размышляя о спасении делами, мы неизбежно приходим к этому трагическому перекрёстку.

Израиль, Богом избранный, народ в котором наречено Его имя, отвержен. Что Бог изменил свои обещания? Нет, Бог верен!

Однако народ оказался неверен. Что же произошло? Они ведь старались изо всех сил. Да. Дела стали настолько важны, приобрели такой вес, такую значимость, что вытеснили веру, и с верой вытеснили Того, Кто дал им благословение. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли ». Иоан.1:9-11.

Апостол Павел на этом эпизоде сосредоточивает наше внимание и говорит: «Они отломились неверием, а ты держишься верою : не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя». Рим.11:20,21.

Скажу, что все, кто и ныне называя себя христианами, стараются делами угодить Богу, заработать Его милость, заработать шанс спастись, обречены на мучительное, безрадостное, безнадёжное толкание камня на вершину горы. Камень неизменно скатывается вниз. Камень убивает. Это называется Сизифов труд. Безнадёжный. Бессмысленный.

Теперь финальная картина.

Собственно о спасении человека от грехов, от вечного ада.

Шансов нет. Нет абсолютно никаких шансов спастись.

Во — первых, человек не знает Бога. Бог есть свет, а человек во тьме. Во вторых Бог свят, и человеку с его грехами даже мысли святые недоступны, он настолько грешен, что приближение к Богу обратит его в пепел.

Что может сделать человек, чтобы изменить ситуацию? Ничего не может. Он ведь даже не знает, что есть Бог! Он мёртв духовно.

Бог человека грешного, мёртвого духовно, оживляет благодатью своей! Бог, подобно как Аврааму, является и говорит: «Выйди из дома отца твоего. Выйди из родства твоего. Я поведу тебя в вечный небесный Дом Отца»!

Что я должен сделать для спасения? – резонный вопрос человека. Всё уже сделано! Заплачено сполна!

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ». Иоан.3:16.

Значит, верующий в Сына Божьего может спастись? Да! Именно так. «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» . 1Иоан.5:13. Что я должен сделать, чтобы получить спасение? Ничего! Всё сделано!

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился ». Еф.2:8,9.

Значит, мне ничего не нужно делать?

Значит, от меня ничего не зависит? Зависит. Ещё как зависит.

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною , ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Матф.16:24-26.

Оказывается, чтобы получить дар благодати, СПАСЕНИЕ, я должен отвергнуть себя. Отказаться от себя? Согласиться, что я, и все мои достижения, и усилия в деле угождения Богу, только помеха. Как утопающий, не брыкайся.

Утопленника, спаситель вытаскивает на берег. Он спасён. Но если так и останется, то и на берегу будет мёртвый. Его приводят в чувства. Иногда дыханием рот в рот. Ему нужно освободиться от воды. Ему нужно в воду, где он тонул, погибал, больше не залазить.

Спасение из вод греха, имеет некое подобие. Бог вытащил нас. Восстановил дыхание. Буквально вдохнул в нас Дух Свой Святой. Смыл грязь. Одел в одежды святости. И говорит: Иди за Мной. По Моим следам. Не сворачивай, ни вправо, ни влево. Вот тебе глаза, чтобы видеть. Вот тебе ноги, чтобы идти. Вот Моя рука, держись! Вокруг тина, обманчивая вязкая, прикрытая травушкой муравушкой, но засасывает так, что никто не может выбраться. Ты был там. Ты знаешь. Пойдём, я буду с тобой.

Спасибо Господь. Спасибо! Ты спас меня! Держи Ты мою руку. Не выпускай меня.

Я доверяю Тебе.

Я сделаю так, как Ты скажешь.

Джон Уэсли

Проповедь 1

СПАСЕНИЕ ПО ВЕРЕ

Благодатью вы спасены через веру… Ефесянам 2:8 1.

Джон Уэсли Проповедь 1 СПАСЕНИЕ ПО ВЕРЕ Прочитанная в университете Святой Марии, Оксфорд, 11 июня 1738г. Благодатью вы спасены через веру… Ефесянам 2:8

1. Все благословения, дарованные Богом человеку, были даны исключительно по Его благодати, щедрости и милости, незаслуженной нами Божией милости. Милости, незаслуженной совершенно, так что мы не можем претендовать ни на малейшее из Его благословений. Именно по Своей даром данной благодати Бог «создал человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7), запечатлел на нем Свой образ и «положил все под ноги его» (Пс.8:7). Действие той же незаслуженной благодати проявляется для нас и сегодня и дает нам «жизнь и дыхание и все» (Деян.17:25). Потому что ничем из того, что мы делаем, или чем мы владеем, или кем мы являемся, мы не можем заслужить у Бога даже самого маленького благословления. Как сказал Исаия: «Все дела наши Ты устрояешь для нас» (Ис.26:12). То, кем мы являемся, все, что имеем, даровано нам по благодати Его, а если и есть в человеке какая праведность, то и она – дар Божий.

2. Чем же тогда грешному человеку расплатиться хотя бы за малейший из своих грехов? Своими хорошими делами? Нет. Да будь они даже чисты и святы, они принадлежали бы не человеку, а Богу. Но на самом деле, все они нечисты и греховны, и каждому из них требуется искупление. На худом дереве могут расти только худые плоды. А сердце человеческое стало нечисто и мерзко, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Человек утратил праведность, которая была в нем по образу Божию, и потому не имеет ничего в свое оправдание – ни дел, ни праведности – «так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим.3:19).

3. Тогда если грешные люди находят благоволение перед Богом, то это высшее проявление благодати! Если Бог все же соизволяет изливать на нас все новые и новые благословения, величайшее из которых есть спасение, то, что мы можем сказать на это в ответ, кроме как: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2Кор.9:15). Так оно и есть. При этом «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», чтобы спасти нас. Таким образом, «благодатью мы спасены через веру, и сие не от нас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9). Благодать – источник спасения, а вера – условие для его получения.

Теперь, когда мы уже не лишены благодати Божией, нам необходимо тщательно разобраться: (1) через какую веру мы спасаемся, (2) что за спасение мы получаем через веру, (3) как нам отвечать на некоторые возражения.

I. Вера, через которую мы спасаемся

1. Во-первых, это не просто вера язычников (тех, кто не поклоняются Богу Библии). Бог требует, чтобы все люди поверили в то, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). И искать Его надо, прославляя как Бога, благодаря за все, и стараясь проявлять честность, справедливость, милосердие и правдивость по отношению ко всем людям. Поэтому ни грек, ни римлянин, ни скиф и ни индеец не могли бы оправдаться, если бы не имели веры в существование истинного Бога, в грядущее наказание, награду и необходимость нравственной чистоты. И от тех, кто не знает Бога, ожидается хотя бы этот минимальный уровень веры.

2. Во – вторых, вера, через которую мы спасаемся, отличается от интеллектуальной веры дьявола, хотя она гораздо глубже, чем у тех, кто не знает Бога. Ибо дьявол верит не только в то, что существует мудрый и сильный Бог, щедро награждающий и справедливо наказывающий, но также и в то, что Иисус есть Сын Божий, Христос и Спаситель мира. Мы видим, как в Евангелии от Луки он торопится заявить: «… знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Лук.4:34). Также не можем мы сомневаться и в том, что этот дух нечестия признает истинность слов, сказанных Иисусом. Он верит в то, что было написано святыми мужами прошлых лет, ибо мы видим, как дух зла вынужден был засвидетельствовать о Павле и Силе: «…сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян.16:17). Итак, величайший враг Бога и человека верит во все это и дрожит от страха в присутствии Иисуса Христа. Потому что знает, что «Бог явился во плоти» (1Тим.3:16), что Он «низложит всех врагов под ноги Свои» (1Кор.15:25) и что «все Писание богодухновенно» (2Тим.3:16). Такова вера дьявола.

3. В-третьих, вера, через которую мы спасены (значение спасения будет объяснено ниже), не похожа на ту, которую имели апостолы еще до воскресения Христа. Апостолы верили во Христа, когда Он еще был на земле. Они доверяли Ему настолько, что, как Петр сказал: «оставили все и последовали за Ним» (Лук. 5:11)! Апостолы даже имели веру совершать чудеса и «врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матф.10:1). И, конечно, они имели «силу и власть над всеми бесами» (Лук.9:1) и, самое главное, Учитель «послал их проповедывать Царствие Божие» (Лук.9:2).

4. Что это тогда за вера, через которую мы спасаемся? Отвечая, нужно в первую очередь сказать, что спасающая вера – это доверие Иисусу. Иисус Христос и Бог Отец через Христа – вот в кого мы верим. Таким образом, она существенно отличается от веры как древних, так и современных людей, не знающих истинного Бога. От веры дьявола она отличается тем, что это не просто рассуждение и умозаключение, безжизненное согласие, перечень идей в голове, но, в первую очередь, это расположение сердца. Ибо так говорит Писание: «Сердцем веруют к праведности» (Рим.10:10), а также: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.10:9).

5. Вера, которая исповедует Христа, таким образом, отличается от той веры, которая была у апостолов, пока Иисус был еще на земле. Она признает необходимость и бесценность Его смерти и силу Его воскресения. Эта вера признает Его смерть как единственный путь искупления человечества от вечной смерти, а Его воскресение – как возрождение нас всех к жизни и бессмертию, поскольку Он «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Итак, поверить во Христа – это намного больше, чем разумом своим полностью согласиться с Евангелием. Необходимо также полностью положиться на силу искупительной крови Христа. Это полное доверие тому, что Он совершил, живя на земле, умерев на кресте и воскреснув в жизнь вечную. Спасающая вера основывается на том, что Он есть наше искупление и наша жизнь, что Он был предан за нас и живет в нас. Результатом такой веры является единение со Христом, «который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением » (1Кор.1:30), то есть, спасением.

II. Спасение, которое мы получаем через веру

1. Во-первых, это искупление, которое мы можем иметь сейчас, пока живем на Земле. И апостол Павел, обращаясь к верующим в Ефесе, а через них и к верующим всех времен и народов, не говорит, что «вы будете спасены» (хотя и это правда), но что «вы спасены через веру» (Еф.2:8).

2. «Вы спасены», говоря одним словом, от греха. Спасение, приобретаемое через веру, и есть то великое спасение, предсказанное ангелом еще до того, как Бог ниспослал Своего Единородного Сына в мир. Ангел явился Иосифу во сне и сказал: «…и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21). Ни здесь, ни в других местах Писания не упоминается, что искупление через Христа имеет пределы. «Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян.10:43). Иисус Христос хочет спасти всех людей от всякого их греха, первородного или фактически совершенного, прошлого или настоящего, греха «плоти и духа» (2Кор.7:1). Через веру в Него мы имеем спасение и от вины, и от власти греха.

3. Сначала от вины за все прошлые грехи, ибо, весь мир грешен перед Богом. Как написал псалмопевец: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» (Пс.129:3). И поскольку законом грех только познается, но освобождения от него не происходит, так как «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3:20), то ныне явилась «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим.3:22). Люди получают «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим.3:24-25). Христос не только «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал.3:13), Он истребил «бывшее о нас рукописание, взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол.2:14). «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим.8:1).

4. Поскольку, те, кто доверились Христу, спасены от вины, они спасены и от страха. Но свободны они не от того страха, который помогает детям быть всегда почтительными с родителями, а от страха рабского. Верующие свободны от страха мучительного, страха наказания, от страха перед Божиим гневом. И на Бога они смотрят уже не как на сурового господина, но как на терпеливого отца. Словами Павла: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взывают: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим.8:15-16). Они также защищены от страха, хотя и не от вероятности отпасть от благодати Божией и лишиться Его великих и драгоценных обещаний. То есть они имеют «мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:1-2,5). И поэтому те, кто верят, уверены (хотя не всегда их убеждение одинаково твердо), что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38-39).

5. Опять-таки, через эту веру они спасены от власти греха, так же как и от вины за него. Так апостол Иоанн говорит: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» (1Иоан.3:5-6). А также: «Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает грех, тот от диавола. Всякий же верующий рожден от Бога. А всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан.3:7-9). И вновь: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Иоан.5:18).

6. Всякий рожденный от Бога по вере не имеет (1) греховных привычек, потому что греховные привычки господствуют над человеком, а над верующими грех править не может. Он не грешит и (2) намеренным грехом, потому что его намерения и воля, пока он в вере, четко настроены против всякого греха и ненавидят его, как смертоносный яд. А также никаким (3) греховным желанием, ибо все, что он желает – это святая и совершенная воля Божия. Таким образом, любое побуждение к греховному желанию он, благодатью Божией, заглушает на корню. Также не грешит он и (4) своей немощью ни в действии, ни в слове, ни в мыслях, потому что его немощи не поддерживаются его волей и посему грехами не считаются. Таким образом, «рожденный от Бога, не делает греха» (1Иоан.3:9), и, хотя верующий христианин не может заявить, что не согрешил, зато теперь он может не подчиняться силе греха.

7. Таково есть спасение, которое можно получить через веру в наши дни на этой Земле. Это спасение освобождает нас от греха и его последствий и часто выражается одним словом – оправдание, которое в широком смысле предполагает избавление от вины и наказания посредством жертвы Христа за душу ныне верующего грешника. А также избавление от власти греха, происходящего через Христа, который укрепляется в его сердце. Итак, тот, кто оправдан или спасен через веру, истинно рожден свыше. Он рожден заново от Духа к новой жизни, которая «сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:3) и, как новорожденный младенец, он с радостью принимает άδολον, «чистое словесное молоко» (1Пет.2:2), и возрастает, полагаясь на силу своего Господа, от веры к вере, от благодати к благодати, пока наконец не придет «в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13).

III. Ответы на некоторые возражения

1. Некоторые обвиняют, что проповедовать спасение или оправдание лишь по вере – значит проповедовать против святости и добрых дел. На это можно ответить кратко: «Это было бы так, если бы мы, как некоторые, говорили о вере, отделяя ее от дел и благочестия; мы же говорим о той вере, которая производит в избытке добрые дела и святость».

2. При этом полезно было бы рассмотреть этот вопрос шире, потому что данное возражение не является чем-то новым, а высказывается со времен Святого Павла, когда прозвучал вопрос: «Итак, мы уничтожаем закон верою?» (Рим.3:31). На это мы отвечаем, что, во-первых, те, кто неправильно проповедует веру, действительно уничтожают закон либо напрямую, грубыми ограничениями и комментариями, которые убивают дух Писания, либо же косвенно, не указывая на единственный путь проявления веры, уничижают важность добрых дел. Ибо только вера дает нам все необходимое для совершения добрых дел. Во-вторых, «мы закон утверждаем» (Рим.3:31), только понимая всю его полноту и духовное содержание. И провозглашаем добрые дела, призывая людей к вере, через которую «оправдание закона исполнилось в нас». Итак, те, кто верят лишь в кровь Христову, следуют всем Его заветам, совершают все «добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10), а также являются примером святости характера и имеют ум Христов.

3. Кто-то может спросить: «А не ведет ли проповедь веры к людской гордости?» Мы отвечаем: «Порой это возможно». Поэтому нам следует серьезно предупреждать каждого верующего словами апостола, который сказал, что первые ветви «отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь ли ты благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен» (Рим. 11:20-22). Помня эти слова апостола Павла, верующий сможет предвидеть любое возражение и ответить на него: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры» (Рим.3:27). Если бы человек оправдывался своими собственными делами, то у него было бы основание для гордости. «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим.4:5), поэтому славы ему не причитается. О том же говорят и слова, обрамляющие наш главный отрывок: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас» (Еф.2:4-8). От нас не исходит ни вера, ни спасение – это «Божий дар» (Еф.2:8), незаслуженный и незаработанный нами дар веры, через которую мы спасены, а также и спасение, которое Он лишь по Своему благоволению дарует нам. То, что вы верите – одно из проявлений Его благодати, а еще одно в том, что верою вы получаете спасение: «не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:9). Ибо всеми нашими делами и благочестием, предшествовавшими вере, мы ничего не заслужили у Бога, но по-прежнему оставались под Его осуждением. Человеческие усилия, заслужить благорасположение перед Богом очень далеки от того, что производит вера. Также спасение приходит к нам не от дел, которые мы совершаем, будучи уже в вере, ибо тогда в нас начинает работать Бог. Поэтому тот факт, что Он нам за это и воздает, хотя Сам производит эти дела в нас, только лишний раз свидетельствует нам о богатстве Его милости и не оставляет нам самим ни малейшего повода для гордости.

4. Однако, можно возразить, что, говоря о том, как Бог милостиво спасает и оправдывает людей лишь по вере, мы подталкиваем их к греху? Да, это может и будет происходить, если мы присоединимся к тем, кто говорит «оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» (Рим.6:1), но утверждающие это сами несут ответственность за их собственное заблуждение. Благость Божия должна вести их к покаянию, что и происходит с теми, кто искренен в сердце своем. Зная, что Бог по-прежнему прощает их по вере в Иисуса, они будут взывать к Нему, чтобы Он удалил от них грехи их. Если они искренны и постоянны в исповеди, если ищут Его всеми данными им путями, если не успокаиваются, пока не найдут, то «придет и не умедлит» (Евр.10:37). И Он может сделать очень многое за короткое время. В Деяниях апостолов мы видим многочисленные примеры того, как Бог зажигал веру в людских сердцах, подобно тому, как молния падает с неба. В тот же час, когда Павел и Сила начали проповедовать, стражник в тюрьме покаялся, уверовал и крестился. Также и три тысячи на Пятидесятницу покаялись и уверовали от одной только проповеди Святого Петра. Благословен Господь, «сильный, чтобы спасать» (Ис.63:1), чему и сегодня есть множество живых примеров.

5. На эту же самую истину спасения по благодати через веру, рассматриваемую с другой точки зрения, находится прямо противоположное возражение: « Если человек не может сам сделать ничего для собственного спасения, то он впадет в отчаяние». Это верно. Люди будут отчаиваться, пытаясь спастись по своим собственным делам, заслугам и самоправедностью. Но так и должно быть, потому что на самом деле мы не сможем принять заслуги Христа, пока целиком и полностью не убедимся в несостоятельности собственных усилий. Тот, кто пытается утвердиться на своей праведности, не посвятил себя праведности от Бога. Праведность по вере не будет дана, пока верим, что сами можем исполнить закон.

6. Говорят, что, то, что добрые дела не спасают, делает доктрину спасения «неудобной». Это же дьявол говорил в своей обычной манере, то есть бесстыдно лгал, когда осмелился преподнести людям подобную мысль. Спасение, заслуженное человеком, является «очень удобной» доктриной только для осуждающих и уничтожающих себя грешников. В Писании сказано, что «всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим.10:11). «Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим.10:12). И такова истинная доктрина, и только она дает утешение, которое превыше небес и сильнее смерти! Что! Бог милостив ко всем? К Закхею, всем известному вору? К Марии Магдалине, всем известной блуднице? Мне в этом слышится: «Так получается, что даже я имею надежду на помилование?» Да, имеешь. Ты, страждущий и никогда не имевший утешения, Бог не отвернется от твоей молитвы. Конечно же, нет. А в следующий момент ты можешь услышать, как Он говорит: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Матф.9:2). Прощаются так, что уже не будут властвовать над тобой, и «Святой Дух будет свидетельствовать духу твоему, что ты – дитя Божие» (Рим.8:16). О, благая весть! Великая радость, которая будет всем людям! «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте» (Ис.55:1). Какими бы ни были ваши грехи, «если будут, как багряное» (Ис.1:18), даже если их больше, чем волос на вашей голове, «обратитесь к Господу, и Он помилует вас, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис.55:7).

7. Когда возражения исчерпаны, нам просто говорят, что спасение через веру не должно проповедоваться, как первая доктрина, или вообще не должно проповедоваться. Но что на это говорит Святой Дух? «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Поэтому истина неизменна «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16). И эта истина должна быть основанием всякой проповеди, то есть проповедоваться в первую очередь и более всего остального. Кто-то может сказать: «Да, но не всем». Кому же нам тогда не проповедовать? Кто станет исключением? Бедные? Нет, у них есть особое право услышать проповедь Евангелия. Неученые? Тоже нет. Бог открыл это немудрым и неученым с самого начала. Может проигнорируем юных? Ни в коем случае. Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф.19:14). Исключить грешников? Особенно нет. «Он пришел призывать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13). Зачем же нам тогда обходить в своих проповедях богатых, образованных, знатных и добродетельных людей? Хотя верно и то, что они сами зачастую не считают необходимым слушать, но мы должны провозглашать слова нашего Господа. Ибо таков смысл великого поручения: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мар.16:15). Если кто-либо изменяет или иначе толкует хотя бы малую часть этой истины, то делает это себе на погибель, сам будет и отвечать за это. Но «жив Господь! мы изречем то, что скажет нам Господь» (3Цар.22:14).

8. Именно сейчас мы особенно будем говорить, что «благодатью вы спасены через веру» (Еф.2:8), потому что никогда держаться этой доктрины не было так своевременно, как сейчас. Ничто, кроме благой вести, не может предотвратить распространения католического заблуждения среди нас. Необходимо восстать против каждой ошибки, совершаемой этой церковью. Идея о спасении по вере бьет в самый корень неправды, и все ложные доктрины рушатся у основания, когда мы утверждаем истину. Такова доктрина спасения через веру, которую наша церковь называет скалой и крепким основанием христианской религии. Именно она послужила причиной упразднения папства в этих государствах, и только она не допустит его восстановления. Ничто другое не может сдержать безнравственность, которая наполняет землю, как воды. Можно ли опустошить огромный океан по капле? Если да, то можно попытаться исправлять людей, убеждая их в пагубности того или иного порока. Но пусть откроется «правда Божия через веру в Иисуса Христа» (Рим.3:22) и остановит этот поток нечестия. Ничто, кроме святой истины, не заставит замолчать языки, которые гордятся собственными постыдными делами и открыто отвергают Господа, искупившего их. Они могут так же утонченно говорить о законе, как и тот, у которого он написан Богом в сердце. Если послушать, что они говорят, то можно подумать, что они недалеко от Царствия Божьего. Но переведите их от закона к Евангелию, начните с праведности по вере, с Христа, «который есть конец закона к праведности всякого верующего». Тогда те, которые казались нам почти христианами, оказываются сынами и дочерьми погибели, и находятся так же далеко от спасения, (Боже, смилуйся над ними!) как глубины преисподни от ворот рая.

9. И так как Евангелие приносит свет миру, дьявол лютует всякий раз, когда спасение по вере провозглашается миру. Поэтому он поднял землю и ад на дыбы, чтобы уничтожить тех, кто впервые проповедовал благую весть благодати. И поэтому же, зная, что одной лишь верой можно разрушить основания его царства, он собрал все свои силы и применил все свое мастерство обмана и клеветы, чтобы, запугав, не дать Мартину Лютеру возродить эту истину. И нам не следует удивляться стратегии дьявола, потому что, как заметил Лютер: «Как бы разозлило гордого, сильного, вооруженного человека, если бы его остановил и обезоружил маленький ребенок, идущий на него с хворостиной в руке». Особенно если бы этот сильный человек знал, что маленький ребенок наверняка повергнет его и будет попирать ногами. Да будет так, Господь Иисус! Дитя веры, твоя сила «совершается в немощи» (2Кор.12:9)! Иди же вперед уверовавший во Христа, и Он покажет тебе великое. Хотя ты беспомощен и слаб, как младенец, дьявол не устоит перед тобой. Ты победишь его, повергнешь, подчинишь, и будешь попирать ногами. Ты пойдешь вперед за великим Начальником твоего спасения, и все враги твои будут уничтожены и смерть будет «поглощена победою» (1Кор.15:54). Благодарение нашему Богу, дающему нам победу через Господа Иисуса Христа. Отцу, Сыну и Святому Духу да будет слава, и благословение, и мудрость, и благодарение, и честь, и сила, и могущество во веки и веки. Аминь.

Это рабочий вариант проповеди Джона Уэсли, готовящийся к изданию Московской Богословской Семинарией Объединенной Методистской Церкви в Евразии, научный редактор Николаев С.В.