Поэт афанасий фет биография. Афанасий Афанасьевич Фет биография — кратко самое главное

Стихи Фета поразили современников и поражают нас яркостью и согласностью красок, большим эмоциональным накалом.

Поэт считал, что творить надо по наитию и вдохновению. Предметом искусства могут быть природа, любовь, прекрасное – и этому он следовал в своей поэтической практике. Вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры.

Значительное место в его лирике занимает природа, она как бы откликается на чувства поэта. Человек – частица живой природы, существо, равноправное ей. Поэт любил изображать переходные состояния природы, разные времена года: осень, весна, лето и зима – все одинаково прекрасно.

Очень значительна его любовная лирика, воспевающая радости и беды большого человеческого чувства. Целый цикл стихотворений о любви к женщине посвящен Марии Лазич, большинство из них имеет драматический характер.

Преобладающее настроение в его произведениях — упоение природой, красотой, искусством, воспоминаниями, восторг. Таковы особенности лирики Фета. Часто у поэта встречается мотив полета от земли прочь вслед за лунным светом или чарующей музыкой.

Поэзия для Фета – чистая эссенция, что-то вроде разреженного воздуха на горных вершинах: не дом человеческий, а святилище.

Как и любой поэт, Афанасий Афанасьевич пишет о вечной теме жизни и смерти. Его не пугают одинаково ни смерть, ни жизнь. К физической кончине поэт испытывает лишь холодное безразличие, а земное существование оправдывается только творческим огнем, соизмеримым в его представлении с «целым мирозданием». Звучат в стихах и античные мотивы, и христианские.

В этом разделе вы также найдете все лучшие стихи Фета, которые проходят ученики 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов по школьной программе. Патриотические стихи о Родине и России, о войне и о свободе. Грустные стихи о кладбище и религии, об одиночестве, о свободе. Посвящения матери и женщинам. Философские размышления о добре и зле, о дружбе, о бездне.

Взрослым читателям понравятся короткие стихи про сон, сатирические стихи с матом. А также лирические, романтические и исторические произведения. А еще читайте посвящения, эпиграммы, романсы – и наслаждайтесь жемчужинами мировой лирики.

(1820-1834; 1873-1892)

Афана́сий Афана́сьевич Фет (23 ноября [5 декабря ] , усадьба Новосёлки, Мценский уезд , Орловской губернии - 21 ноября [3 декабря ] , Москва) - русский поэт -лирик и переводчик, мемуарист , член-корреспондент Петербургской Академии Наук ().

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    «Особенное положение в семье, по которому он не мог носить фамилию своего отца, имело огромное значение в жизни Афанасия Афанасьевича. Ему приходилось выслужить себе дворянские права, в которых он не был утверждён отчасти по случайности, отчасти по своеобычности отца, запустившего это дело. Поэтому он постарался кончить курс в университете и потом принялся ревностно служить.» (Н. Н. Страхов, оттуда же.)

    В 1835-1837 годах Афанасий учился в немецком частном пансионе Крюммера. В это время он начал писать стихи, проявлять интерес к классической филологии . В 1838 году поступил в Московский университет , сначала на юридический факультет, затем - на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Учился 6 лет: 1838-1844 гг.

    Во время учёбы начал печататься в журналах. В 1840 году вышел сборник стихов Фета «Лирический пантеон» при участии Аполлона Григорьева , друга Фета по университету. В 1842 году - публикации в журналах «Москвитянин » и «Отечественные записки» .

    Окончив университет, Афанасий Фет в 1845 году поступил унтер-офицером в кирасирский Военного ордена полк (штаб его находился в Новогеоргиевске Херсонской губернии), в котором 14 августа 1846 года произведён в корнеты , а 6 декабря 1851 - в штабс-ротмистры .

    В 1850 году вышел второй сборник Фета, получивший положительные отзывы критиков в журналах «Современник» , «Москвитянин » и «Отечественные записки» .

    Прикомандированный затем (в 1853 году) к уланскому Его Величества лейб-гвардии полку , Фет был переведён в этот расквартированный под Петербургом полк чином поручика . Поэт часто бывал в Санкт-Петербурге, там произошли встречи Фета с Тургеневым , Некрасовым , Гончаровым и другими, а также его сближение с редакцией журнала «Современник» .

    В 1857 году Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика В. П. Боткина .

    В 1858 году вышел в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве.

    Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком .

    В 1860 году на средства приданого жены Фет купил имение Степановка в Мценском уезде Орловской губернии - 200 десятин пахотной земли, деревянный господский одноэтажный домик в семь комнат и с кухней. И на протяжении последующих 17 лет занимался его развитием - выращивал зерновые культуры (в первую очередь - рожь), запустил проект конного завода, держал коров и овец, птицу, разводил пчёл и рыбу в нововыкопанном пруду. Через несколько лет ведения хозяйства текущая чистая прибыль от Степановки составляла 5-6 тыс. рублей в год. Выручка от имения была основным доходом семьи Фета .

    В 1863 году вышло двухтомное собрание стихотворений Фета.

    Смущаюсь я не раз один:
    Как мне писать в делах текущих?
    Я между плачущих Шеншин,
    И Фет я только средь поющих.

    В 1867 году Афанасий Фет избран мировым судьёй на 11 лет.

    В 1873 году ему были возвращены родовая фамилия и дворянство. «По высочайшему указу 26 дек. 1873 года была наконец утверждена за Афанасием Афанасьевичем отцовская фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами» (Н. Н. Страхов, оттуда же). Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.

    В 1877 году Фет продал Степановку и купил старинное имение Воробьёвку в Курской губернии - барский дом на берегу реки Тускарь , у дома - вековой парк в 18 десятин, за рекой - село с пашнями, 270 десятин леса в трёх верстах от дома . Много занимался хозяйственными вопросами, систематически объезжал свои владения на запряжённом в небольшую повозку осле по кличке Некрасов .

    В 1883-1891 годы - публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».

    В 1890 году Фет издал книгу «Мои воспоминания», в которой рассказывает о себе как о помещике. И уже после смерти автора, в 1893 году, вышла ещё одна книга с воспоминаниями - «Ранние годы моей жизни» .

    Единоутробная (по другим данным - родная (полнокровная) сестра - Надежда Афанасьевна Борисова , урождённая Шеншина (11.09.1832-1869), замужем с января 1858 года за Иваном Петровичем Борисовым (1822-1871). Их единственный сын Пётр (1858-1888) после смерти отца воспитывался в семье А. А. Фета.

    Единоутробный (по другим данным - родной (полнокровный) брат - Петр Афанасьевич Шеншин (1834-после 1875), отправился в Сербию осенью 1875 года для того, чтобы участвовать добровольцем в сербско-турецкой войне , но вскоре вернулся в Воробьевку. Однако вскоре уехал в Америку, где его следы теряются.

    Единоутробные (по другим данным - родные) братья и сестры - Анна (1821-1825), Василий (1823-до 1827), умершие в детстве. Возможно была ещё одна сестра Анна (7.11.1830-?).

    Детей у Афанасия Афанасьевича и Марии Петровны не было.

    Творчество

    Фет - поздний романтик. Три основные темы его творчества - природа, любовь, искусство, объединяемые темой красоты.

    Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало...

    Понимание Фетом прекрасного приближено к эстетическим воззрениям парнасцев : прекрасно то, что бесполезно. Чему невозможно найти практическое применение. Ассоциативный ряд выстраивается исходя из деталей:

    Ветер. Кругом все гудёт и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог.

    Схожие по эмоциональной окраске образы обуславливают атмосферу стихотворения. Постепенно из них складывается целое - Красота. Для поэта не так важно, кто или что производит такое впечатление. Ведь

    Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо.

    В своем творчестве поэт утверждает самоценность красоты, ее безусловную силу. Поэтому лица лирических героинь смазываются в собирательный образ, а описательно-пейзажная часть стихотворения переходит в философские размышления («Учись у них - у дуба, у березы…»).

    Природа у Фета одухотворенная. Ее состояние гармонирует с настроением героя, поэтому часто пейзажная зарисовка оказывается развернутой метафорой. Но независимо от того, буря описывается или солнечный весенний день, природа величественна и прекрасна.

    Фет - чистый лирик, а в этом случае, как известно, сложнее говорить о поэтическом пути и развитии. Да, в зрелом творчестве превалируют размышления о человеческой натуре, слове как неполноценной форме выражения неуловимой мысли, а также о изменчивости и конечности всего, что радостно описывалось в раннем творчестве. Но вплоть до последней написанной строчки поэт-созидатель ведет - начатый с первой же своей поэтической строки - неумолчный разговор о Любви, Красоте и Жизни.

    Переводы

    • обе части «Фауста » Гёте ( -),
    • целый ряд латинских поэтов:
    • Горация , все произведения которого в фетовском переводе вышли в 1883 году,
    • сатиры Ювенала (1885),
    • стихотворения Катулла (1886),
    • элегии Тибулла (1886),
    • XV книг «Превращений» Овидия (1887),
    • «Энеида » Вергилия (1888),
    • элегии Проперция (1888),
    • сатиры Персия (1889),
    • эпиграммы Марциала (1891)
    • комедию «Горшок» Плавта (1891).

    В 1884 году Афанасий Фет за перевод произведений Горация был награждён полной Пушкинской премией , став первым из её лауреатов (до того премия присуждалась лишь в половинном размере).

    В планах Фета был новый перевод Библии на русский язык, поскольку синодальный перевод он считал неудовлетворительным, а также «Критики чистого разума », однако Н. Страхов отговорил Фета переводить эту книгу Канта , указав, что её русский перевод уже существует. После этого Фет обратился к переводу Шопенгауэра . Он перевёл два сочинения Шопенгауэра: «Мир как воля и представление » (1880, 2-е изд. в 1888 г.) и «О четверояком корне закона достаточного основания» (1886).

    Издания

    • Фет А. А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., сост. и примеч. Б. Я. Бухштаба. - Л.: Сов. писатель, 1986. - 752 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
    • Фет А. А. Вечерние огни / Изд. подгот. Д. Д. Благой , М. А. Соколова; отв. ред. Д. Д. Благой. - М. : Наука, 1971. - 800 с. - (Литературные памятники / Председатель ред. коллегии Н. И. Конрад). - 50 000 экз.
    • Фет А. А. Собрание сочинений и писем в 20 т. - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003-… (издание продолжается).
    • «Полное собрание стихотворений А. А. Фета с вступительными статьями Н. Н. Страхова и Б. В. Никольского и с портретом А. А. Фета. Приложение к журналу „Нива“ на 1912 год.» Санкт-Петербург, издание Т-ва А. Ф. Маркс, 1912

    Память

    Примечания

    1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
    2. Фет Афанасий Афанасьевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.
    3. Первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шенши́н .
    4. Усадьба Новосёлки (53,219031°N, 36,667418°E, см. на на Bing-карте (итал.) . binged.it ) находилась рядом с деревней Казюлькино (пос. Козюлькино, см. на Яндекс-карте (рус.) . yandex.ru . Дата обращения 14 января 2019. ), в 7 км от Мценска ( Усадьба Клейменово (рус.) . Усадьбы Орловской области . Исторические усадьбы России. Дата обращения 12 августа 2017. Шавырин В. К Фету (рус.) // Мир и музей. - 2002. - № 1-2 (7) . ) - ныне территория Мценского района Орловской области.
    5. Н. Н. Страхов. «А. А. Фет. Биографический очерк», предисловие к Полному собранию стихотворений А. А. Фета, издание т-ва А. Ф. Маркс, С-Пб, 1912 год
    6. Иван Кузнецов . Девелопер Афанасий Фет (рус.) . www.kommersant.ru . Дата обращения 14 января 2019. // Коммерсантъ - Деньги, № 17, 26 апреля 2017
    7. В «Ранних годах моей жизни» Фет называл её Еленой Лариной. Её настоящее имя установил в 1920-х годах биограф поэта Г. П. Блок.
    8. Г. Д. Гулиа . Жизнь и смерть Михаила Лермонтова. - М.: Художественная литература , 1980. (ссылается на воспоминания

    Фет Афанасий Афанасиевич (1820-1892) – русский поэт, мемуарист и переводчик.

    Рождение и семья

    В Орловской губернии недалеко от города Мценска в 19 веке была расположена усадьба Новосёлки, где 5 декабря 1820 года в доме богатого помещика Шеншина молодая женщина Шарлотта-Елизавета Беккер Фет родила мальчика Афанасия.

    Шарлотта-Елизавета была лютеранкой, проживала в Германии и состояла в браке с Иоганном-Петером-Карлом-Вильгельмом Фетом, асессором Дармштадтского городского суда. Они поженились в 1818 году, в семье родилась девочка Каролина-Шарлотта-Георгина-Эрнестина. А в 1820 году Шарлотта-Елизавета Беккер Фет бросила маленькую дочь и мужа и уехала в Россию с Афанасием Неофитовичем Шеншиным, будучи беременной на седьмом месяце.

    Афанасий Неофитович был ротмистром в отставке. Во время поездки за границу он влюбился в лютеранку Шарлотту-Елизавету и женился на ней. Но так как не был совершён православный обряд венчания, этот брак считался законным лишь в Германии, а в России признавался недействительным. В 1822 году женщина приняла православие, став зваться Елизаветой Петровной Фет, и вскоре они обвенчались с помещиком Шеншиным.

    Детские годы

    Родившегося в 1820 году ребёнка в том же году крестили по православному обряду и записали на фамилию отчима – Шеншин Афанасий Афанасиевич.

    Когда мальчику исполнилось 14 лет, орловские губернские власти обнаружили, что Афанасия записали на фамилию Шеншин раньше, чем его мать венчалась с отчимом. В связи с этим парня лишили фамилии и дворянского титула. Это так глубоко ранило подростка, ведь из богатого наследника он в один миг превратился в безымянного человека, всю жизнь потом он мучился из-за своего двойственного положения.

    С этого времени он носил фамилию Фет, как сын неизвестного ему иностранца. Афанасий воспринял это как позор, и у него появилась навязчивая идея, которая стала решающей в его дальнейшем жизненном пути, – вернуть утраченную фамилию.

    Обучение и служба

    До 14-летнего возраста Афанасий обучался на дому. Потом его определили в эстонский город Верро в немецкую школу-пансион Кроммера.

    В возрасте 17 лет родители перевезли парня в Москву, где он начал готовиться к поступлению в университет в пансионе Погодина (знаменитый в то время историк, журналист, профессор и писатель).

    В 1838 году Афанасий стал студентом юридического факультета в университете. Потом решил продолжать учёбу на историко-филологическом (словесном), перевёлся и обучался до 1844 года.

    Окончив университет, Фет поступил на армейскую службу, это ему было нужно, чтобы вернуть себе дворянский титул. Он попал в один из южных полков, оттуда его направили в уланский гвардейский полк. А в 1854 году его перевели в балтийский полк (именно этот период службы он позднее описал в мемуарах «Мои воспоминания»).

    В 1858 году Фет окончил службу в должности ротмистра, как и его отчим, и поселился в Москве.

    Творчество

    Ещё во время учёбы в пансионе, Афанасий написал свои первые стихи и начал интересоваться классической филологией.

    Когда Фет учился в Москве в университете, у него появился друг Аполлон Григорьев, который помог Афанасию выпустить первый поэтический сборник под названием «Лирический пантеон». Эта книга успеха среди читателей автору не принесла, но журналисты обратили внимание на молодое дарование, особенно хорошо об Афанасии отозвался Белинский.

    С 1842 года поэзию Фета стали печатать в газетах «Отечественные записки» и «Москвитянин».

    В 1850 году увидела свет вторая книга с его стихами, которую в журнале «Современник» критиковали уже положительно, некоторые даже восхищались творчеством Фета. После этого сборника автора приняли в среду известных русских писателей, куда входили Дружинин, Некрасов, Боткин, Тургенев. Литературные заработки улучшили материальное положение Фета, и он отправился путешествовать за границу.

    Поэт был романтиком, в его стихах чётко прослеживались три основные линии – любовь, искусство и природа. Следующие сборники его стихов вышли в 1856 году (под редакцией Тургенева И. С.) и в 1863 году (сразу двухтомное собрание сочинений).

    Несмотря на то, что Фет был таким утончённым лириком, он сумел прекрасно вести хозяйственные дела, покупать и продавать поместья, сколачивать потихоньку денежное состояние.

    В 1860 году Афанасий купил хутор Степановка, стал хозяйничать, жил там безвыездно, лишь ненадолго зимой появляясь в Москве.

    В 1877 году купил в Курской губернии имение Воробьёвку. В 1881 году Афанасий купил дом в Москве, в Воробьёвку приезжал лишь на дачный летний период. Теперь он снова занялся творчеством, писал мемуары, делал переводы и выпустил очередной лирический сборник стихов «Вечерние огни».

    Самые популярные стихи Афанасия Фета:

    • «Я пришёл к тебе с приветом»;
    • «Мама! Глянь-ка из окошка»;
    • «Как ярко полная луна посеребрила эту крышу»;
    • «Ещё люблю, ещё томлюсь»;
    • «Чудная картина»;
    • «На заре ты её не буди»;
    • «Шёпот, робкое дыханье…»;
    • «Буря»;
    • «Смерть»;
    • «Я тебе ничего не скажу».

    Личная жизнь

    В 1857 году Фет сочетался браком с Марией Петровной Боткиной, сестрой известного критика. Её брат Сергей Петрович Боткин – знаменитый медик, в честь которого названа московская больница. Племянник Евгений Сергеевич Боткин был расстрелян вместе с царской семьёй императора Николая II в 1918 году.

    Несмотря на то, что Афанасию Афанасиевичу в 1873 году вернули дворянский титул и фамилию Шеншин, он продолжал подписываться Фетом.

    Детей в браке Фета А. А. и Боткиной М.П. не было.

    Начинается просто с шекспировских страстей. Его отец, богатый дворянин Афанасий Неофитович Шеншин, 45-летний человек гусарского склада, бывший ротмистр, находясь на лечении в Германии, без памяти влюбился в 20-летнюю матушку будущего поэта Шарлотту Фет. Помехой этой страсти не стало ни то, что дама была замужней, ни то, что у нее была уже дочь, ни то, что дама была беременна Афанасием...

    Мальчик родился в декабре 1820 года. Биография Фета содержит период счастливого детства в орловском имении отца в с. Новоселки.

    О семье Шеншиных - Фетов

    Фактически биологическим отцом Афанасия Фета является Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фет, асессор дармштадского городского суда. Кровная сестра же осталась в Германии.

    Двое детей Шарлотты Фет и Афанасия Шеншина (Анна и Василий) умерли в младенчестве. У поэта же была сводная сестра Люба 1824 года рождения.

    Оскорбленный случившимся похищением жены, биологический отец-немец лишил Афанасия наследства.

    Статус внебрачного сына

    Беззаботная пора детства будущего поэта в имении Шеншиных длилась до 14 лет, пока православные (епархиальные) власти, осуществляющие, как сейчас говорят, правовой надзор, не обнаружили, что дата венчания родителей (1822) более поздняя, чем дата рождения ребенка. Это повлекло за собой для Афанасия значительные правовые последствия. Биография Фета содержит сведения, что молодой человек глубоко страдал от своего особого статуса "незаконнорожденного".

    О навязанном ему ритме жизни свидетельствует хронологическая таблица. Фета Афанасия Афанасьевича, с одной стороны, влекла поэзия, а с другой - долг возвращения дворянских привилегий потомству.

    Даты

    События

    В деревне Новоселки в помещичьей семье Шеншиных родился сын Афанасий

    Обучение в пансионе Кроммера в финском городе Верро

    Пансион профессора Погодина

    Обучение на отделении словесности Московского университета

    Служба в кирасирском полку в Херсонской губернии

    Первый стихотворный сборник

    Второй сборник стихов

    Фет становится поместным дворянином и живет в имении в Степановке

    Наиболее продуктивный период творчества (в деревне Воробьевка)

    1883, 1885, 1888, 1891

    Годы издания циклов лучших стихотворений поэта

    Смерть от приступа астмы

    Очень уж многие вехи его жизни - с честью преодоленные им ограничения в образовании, вынужденная служба в армии, женитьба на нелюбимой женщине, отшельничество в деревне - явно не входили в его изначальные планы. Такие этапы жизни не делают человека счастливым... Все это, к сожалению, сказалось на здоровье поэта. Годы жизни Фета могли бы охватить и больший промежуток времени.

    Невзгоды изменили характер поэта

    Возможно, это состояние внутреннего страдания и послужило причиной рождения в его душе лирики самого высокого уровня, кристально чистого стиля поэзии.

    Он не мог носить фамилию отца, не являлся русским подданным, соответственно, не наследовал и дворянские права. Его фамилия была Фет, и молодой человек считался немецким подданным. Все то, что его братьям и сестрам досталось по рождению, ему следовало заслужить. Вот так бдительность духовных отцов-клерков сделала несчастной последующую жизнь поэта. В права дворянства он вошел лишь в возрасте 50 лет! Поэтому литературоведы подчеркивают: неяркая, невеселая биография Фета и его ясное, акварельное стихотворное наследие глубоко контрастны. Тяжелая психологическая травма, нанесенная негуманностью закона, определила непростой характер этого талантливейшего человека.

    Образование

    В отличие от остальных Шеншиных, Афанасий Афанасьевич Фет получил хорошее образование. Трудолюбие и предрасположенность к наукам делали свое дело... Будучи немецким подданным, он вынужден был начинать учиться в протестантском немецком пансионе. Впрочем, преподавателям этого учреждения он обязан знаниями латинского языка, классической филологии. Именно здесь были написаны его первые стихи.

    Начало творчества

    Молодой человек имел мечту - учиться в Московском университете. Пансион профессора Погодина послужил ступенью к этому поступлению.

    С 1838 года Афанасий Афанасьевич Фет является студентом отделения словесности вожделенного им университета. Отсюда берет свое начало его многолетняя дружба с будущим поэтом и критиком Аполлоном Григорьевым. Здесь в 1840 г. был написан Фетом его первый сборник стихов "Лирический пантеон". В произведениях начинающего поэта ощущалось подражание Венедиктову и Пушкину. Раннюю лирику Фета публикуют журналы "Отечественные записки" и "Москвитянин". Фет жаждет признания, благодаря которому надеется вернуть дворянский титул. Однако успеха, адекватного такой мечте, ранняя лирика Фета не приносит.

    Тогда деятельный молодой человек действует сообразно "плану Б" - получает дворянский титул после военной службы.

    Поэт служит в армии

    Он служит в кирасирском полку, который расквартирован в Херсонской губернии.

    На это время приходится завязка его личной драмы. Безвестный, откровенно бедный молодой человек испытывает серьезное чувство к Марии Лазич, дочери мелкопоместного дворянина. Причем это чувство взаимно (и, как оказалось, на всю жизнь.) Однако сложившийся в Афанасии деструктивный комплекс "вернуть дворянство превыше всего" препятствует браку и созданию счастливой семьи... Мария же безвременно погибла, будучи еще молодой, оставив возлюбленному воспоминания и сожаления.

    Годы службы Афанасий Фет, поэтический самобытный дар которого начал проявляться, называет нелицеприятно: "заключением". Первый громкий успех сопутствовал его стихам, изданным в 1850 году. Поэта признает творческая элита. Он знакомится и становится вхож к Некрасову, Дружинину, Льву Толстому. Его произведения, наконец, ожидаемы и любимы. Однако к своим творческим вершинам Афанасий Фет, поэт от Бога, все еще идет. Новый сборник поэзии, напечатанный в 1856 году, - только веха на этом пути.

    Женитьба, статус помещика

    Титул он так и не выслужил в армии, хоть и дослужился до звания ротмистра (что соответствует современному званию капитана, а для возвращения титула по логике военной карьеры Фету следовало стать полковником).

    Однако к этому времени жизнь Афанасия Афанасьевича круто изменилась. Вернувшись к гражданской жизни, он женился на Боткиной, сестре известного литературного критика. Этот брак был, скорее, свершен им из расчета, чем по любви. Таким образом Фет Афанасий Афанасьевич сроднился с богатым купеческим семейством и подвел черту своей бедности. Судьба становится благосклонной к нему. Царским указом признается его право на отцовское наследство, ему также утверждают фамилию Шеншин. Это событие поэт называет самым радостным в своей жизни. Его он ожидал много лет.

    Впрочем, любителей его творчества все-таки интересует вопрос: “Почему известный поэт решился на брак по расчету?” Прямого ответа в его дневниках не найдено. Во всяком случае это дело личного выбора: избрать семейную жизнь, втайне страдая от несостоявшегося брака с любимым человеком… Возможно, он устал бороться с обществом, ограничившим его в правах, решил, наконец, обрести покой, коль счастья в любви не досталось. Подобная характеристика Фета имеет под собой основание. Впрочем, свою почившую возлюбленную Марию Лазич он будет вспоминать до самой смерти, посвящая ей стихотворения.

    Фет - помещик деятельный

    В 1860 г. он на капитал супруги покупает хутор Степановка, где практически безвылазно хозяйствует на протяжении 17 лет. На хуторе Фету-помещику принадлежит двести душ. Он полностью погружается в организацию и ведение хозяйства. На творчество времени практически не остается. Он становится «убежденным и цепким русским аграрием». Афанасий Афанасьевич, отдавая много времени и сил новому для себя делу и отличаясь не только поэтическим даром, но и житейской мудростью, добивается уважения в обществе. Свидетельством признания является исполнение им обязанностей мирового судьи.

    Эффективное хозяйствование Фета-помещика способствовало капитализации им средств, заработанных им в сельскохозяйственном производстве. Он фактически заработал своим трудом свое богатство.

    Наиболее плодотворный период творчества

    В 1877 году поэт вступает в новый, самый плодотворный период своего творчества. Его поэтический стиль выработан, а исстрадавшаяся душа жаждет окунуться в океан чистой поэзии. История Фета восходит к последней наивысшей своей стадии, принесшей ему славу несравненного лирика. Именно чтоб обособиться от суетного мира и сосредоточится на высоком творчестве, Афанасий Афанасьевич покупает курскую деревню Воробьевку, где проводит теплое время года. На зиму поэт всегда возвращался в свой московский особняк. Жизнь Афанасия Фета, начиная с этого своего рубежа, всецело посвящена поэзии.

    Данный период творчества оказался наиболее продуктивным. Хронологическая таблица Фета свидетельствует о динамике написания им сборников: 1883, 1885, 1888, 1891... Примечательно, что все эти собрания стихотворений, написанные на протяжении десятилетия, объединены в общий цикл "Вечерние огни".

    Поэзия Фета уникальна

    Всю поэзию Афанасия Афанасьевича, представленную в авторских сборниках, можно условно сгруппировать по трем основным темам: природа, любовь, искусство. Только этим предметам посвящал он свою поэтическую деятельность. Лирика Фета проста и светла, она действительно написана на все времена. Читатель, желающий найти в его стихах ассоциации, встречающиеся в собственной жизни, обязательно найдет их: в величественном пейзаже леса, животворном звуке дождя, в радостном портале радуги. Композитор Чайковский сравнивал его поэзию с музыкой. По мнению многих критиков, богатства поэтической палитры, достигнутой Афанасием Фетом в описании природы, не достиг ни один его коллега. Муза Фета особенная: простая и изящная, спокойно скользящая на своих крыльях над землей, увлекая читателей своей легкостью и изяществом.

    Поэт развивал в своем творчестве гармоничное начало, принципиально отмежевываясь им от "душевной непогоды", тревог, конфликтов и несправедливости. Свой художественный стиль поэт называл "умом сердца".

    Вместо заключения

    Годы жизни Фета - 1820-1892. За год до смерти его литературные изыскания были “высочайше” оценены. Фету было пожаловано звание камергера (высокий чин придворного ранга, примерно эквивалентный генерал-майору).

    Однако здоровье уже подводило поэта… Не до дворцовых карьер ему было… Умер он во время астматического приступа. Похоронили Фета Афанасия Афанасьевича в родовом орловском имении, находящемся в деревне Клейменово.

    Подводя итог вышесказанному, следует упомянуть влияние творчества Афанасия Афанасьевича на поколение поэтов-символистов: Бальмонта, Блока, Есенина. Он, несомненно, является основоположником российской школы чистого искусства, завораживающего своей душевностью.

    Многие помнят из курса школьной литературы замечательные строки о пропавших ласточках, принадлежащих перу знаменитого русского поэта, члена-корреспондента Петербургской Академии Наук Афанасия Фета. Биография литератора по себе достойна отдельного романа : человек, лишенный дворянского звания, всю жизнь положивший на то, чтобы вернуть себе фамилию, бедный офицер, влюбленный в бесприданницу, преуспевающий помещик, превозносящий свое сословие, романтический поэт.

    Вконтакте

    Детство и юность

    Родился он 5 декабря 1820 года в деревеньке Новоселки, где находилось имение Шеншиных. Родословная поэта до сих пор вызывает массу вопросов. По традиции настоящая фамилия поэта Шеншин. Историки установили, что мать звали Шарлотта-Елизавета Фет, урожденная Беккер. Батюшкой одни исследователи записывают помещика из древнего дворянского рода Афанасия Неофитовича Шеншина (общепринятая версия), другие – предыдущего законного супруга Шарлотты-Елизаветы немца Иоганна-Петера.

    Знакомство юной двадцатидвухлетней Шарлотты и сорокапятилетнего Шеншина, уволившегося с воинской службы, состоялось, когда Афанасий Неофитович прибыл на воды и остановился на постой на квартире почтенного семейства.

    Взаимная симпатия возникла мгновенно, и Шарлотта в итоге уезжает вместе с Шеншиным. Некоторая неразбериха получилась по причине затянувшейся процедуры расторжения предыдущего брака.

    Семейный союз Шеншина и Шарлотты-Елизаветы был заключен уже после появления на свет мальчика. Детство его проходило среди природы, живых впечатлений бытия, воспитанием занимались сначала семинарист, а потом дворовый по имени Филипп и простой крестьянский жизненный уклад.

    Первая душевная травма

    Историкам стали известны интересные факты о Фете. Дворянин Шеншин признал малыша и дал свою фамилию, но позднее духовная консистория сочла эту запись юридически незаконной. В результате отцом Афанасия определили все-таки Иогнна-Петера, исключив ребенка из рода Шеншиных и, соответственно, лишив дворянства. Любопытно то, что некоторые исследователи ссылаются на письма Шарлотты–Елизаветы к своему брату, где она упоминала про отцовство бывшего супруга, как про непреложный факт.

    Итак, после исключения в 14-летнем возрасте из дворянского сословия, богатый наследник достаточно знаменитой в России фамилии (а род Шеншиных известен с XV века) в один миг превратился в безродного иностранца. Этот факт глубочайшим образом потряс подростка, которого потом всю жизнь преследовала навязчивая идея вернуть потерянное.

    Родители, стремившиеся из самых благих побуждений уберечь сын а от нежелательного внимания и всяческих разбирательств по поводу происхождения, отвезли мальчика для дальнейшего обучения как можно дальше от дома – в немецкий пансион в Верро (ныне город Выру в Эстонии).

    Обучение

    Где учился будущий мастер слова. Перед поступлением на философский факультет Московского университета юноша в 1837 году около полугодия являлся пансионером у замечательного русского историка, писателя-беллетриста М.П. Погодина.

    После зачисления в 1838 на историко-филологическое отделение, молодой человек поселился у А.А. Григорьева. Все окружение во времена студенчества – тот же Григорьев, а также Яков Полонский, Владимир Соловьев и Константин Кавелин – способствовало проявлению и становлению литературного дара .

    Первый сборник, открывший дорогу к публикациям в популярных на тот момент литературных журналах и одобренный Белинским, назывался «Лирический Пантеон А.Ф.». Был напечатан в 1840 году. «Благословил» юношу на продолжение творческого пути сам Николай Васильевич Гоголь, заявивший о «несомненном даровании» поэта.

    Военное поприще и писательство

    Одержимый мыслью возвратить неправедно отнятое дворянство, в 1845 году Афанасий вступил в качестве унтер-офицера в квартировавший на Херсонщине кирасирский орденский полк. Носящим офицерское звание тогда жаловали дворянскую грамоту. Через год офицерский чин дали, но совсем незадолго вышло изменение в законах: дворянством наделяли лишь офицеров в звании не ниже майорского.

    В херсонский период случилось знакомство с дочерью отставного бедного сербского военного — обворожительной красавицей Марией Лазич. Между молодыми людьми завязался роман, однако о женитьбе даже не помышляли: одна была бесприданницей, а другой не обладал никакими правами на наследство Шеншиных. Любовь прекратилась в результате гибели Марии, про которую шепотом передавали, что это был осознанный поступок.

    Девушка скончалась от многочисленных ожогов, полученных при воспламенении платья. Причина несчастного случая так и осталась неизвестной: то ли неосторожно оброненная спичка, то ли созревшее от безысходности решение. Личная трагедия найдет отражение во всем последующем творчестве Фета.

    Во время военной службы продолжались поэтические опыты . После перевода в 1853 году на новое место в Новогородской губернии представилась возможность бывать в Петербурге намного чаще. Поэт по-прежнему благодаря содействию близких друзей Н.А. Некрасова, А.В. Дружинина, В.П. Боткина публиковался на страницах отечественных литературных альманахов. Особую роль начал играть И.С. Тургенев, оказывавший покровительство молодому человеку.

    Помещик и агроном

    Тем временем Афанасий продолжал свою погоню за мечтой: в 1859 году ему присвоили долгожданный майорский чин, однако с 1856 дворянством жаловали уже только полковников.

    Осознавая, что мечте сбыться не суждено, Афанасий Афанасьевич ушел в отставку, совершил небольшой заграничный вояж и осел в Москве. В 1857 году посватался к не очень юной и не слишком привлекательной сестре своего друга Марии Петровне Боткиной, за которой, однако, давали солидное приданое.

    Предложение благосклонно приняли. Женившись, прикупил поместье в Мценском уезде и полностью погрузился в хлопоты. «Он сделался теперь агрономом …, отпустил бороду до чресл… о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом», - описывал И.С. Тургенев тогдашнюю жизнь Фета.

    Очень длительный период талантливейший поэт занимался исключительно тем, что обличал и громил послереформенное сельское хозяйство. Статьи вызывали горячее возмущение многих печатных изданий, именовавших себя передовыми, переносившееся и на стихотворную деятельность. «Все они (стихи) такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи», - с сарказмом характеризовал творчество Фета писатель Н.Г. Чернышевский.

    Повести и рассказы

    К данному временному промежутку относится большинство опытов поэта на прозаическом поприще. Им, кстати, при изучении творчества незаслуженно мало уделяют внимания в школе, хотя именно проза составляет значительный пласт его литературного наследия. Все рассказы Афанасия Фета и небольшие повести автобиографичны : практически все несут в себе эпизоды из жизни либо самого автора, либо близких ему людей.

    Афанасий Афанасьевич в своих рассказах словно экспериментирует с различными и жанрами. Особенно наглядно такие попытки демонстрируют его деревенские очерки, гармонично сочетающие в себе документалистику, публицистику и художественные зарисовки. По глубокому психологизму и эмоциональности, пронизывающих все сцены крестьянской жизни, произведения очень близки к творчеству Бунина. Не менее очаровательны и интересны записки о путешествиях, демонстрирующие эстетические воззрения.

    Снова в Москве

    По-настоящему к литературе Фет Афанасий Афанасьевич вернулся только в 80-е годы XIX века, приняв решение снова поселиться в Москве. Только это теперь был не нищий иностранец без роду-племени, а известный помещик, хозяин богатого московского особняка, представитель заслуженного дворянского рода Шеншиных.

    Одиннадцать лет службы в качестве судьи позволили все-таки исполнится мечте поэта и принесли ему долгожданную грамоту и родовую, настоящую фамилию.

    Он опять восстановил былые отношения с друзьями юности. Этот временной промежуток ознаменовался выходом переводов шопенгауэровского «Мир как воля и представление», первой части гетевского «Фауста», творений известных древнеримских и немецких классиков.

    Примерно тогда же издали ограниченным тиражом «Вечерние огни» и автобиографичные «Мои воспоминания». Мемуары под названием «Ранние годы жизни» выйдут после кончины автор а. Работы этого периода существенно отличаются от ранних: если в юности Афанасия Афанасьевича Фета воспевают красоту и гармонию, являются своеобразным гимном чувственному началу, то поздняя лирика овеяна некоей аурой трагичности, вероятнее всего, связанной с реальным положением дел.

    Уход из жизни

    С возрастом здоровье резко ухудшилось: писатель почти ослеп, каждый астматический приступ сопровождался мучительнейшим удушьем. Физические муки лишали и душевного покоя. Фет принял тяжелейшее решение: в ноябре 1892 года выпроводил супругу в гости, выпил бокал шампанского, и продиктовал секретарю записку следующего содержания: «Не понимаю сознательного приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному. 21 ноября, Фет (Шеншин)», вытащил канцелярский нож, направив лезвие на голову . Но секретарь исхитрилась отнять ножик. Самоубийства не получилось. Мужчина бросился прочь в поисках иного орудия, но его настиг апоплексический удар, приведший к смерти. Наследниками, кроме жены, он не обзавелся.

    До нас дошли не только фотографические изображения поэта, но и несколько рукописных изображений. Наиболее известный портрет принадлежит кисти Ивана Репина (1882 год), хранится в собрании картин знаменитой Третьяковской галереи.

    Судьба и творчество поэта Фета Афанасия

    Биография Фета Афанасия

    Вывод

    Часть периода жизни Фета совпала с основными либеральными реформами Александра II , что наглядным образом демонстрирует общую картину судеб представителей многих известных дворянских семей. То же служение Отечеству на воинском поприще, помещичество при выходе в отставку с целью заработать денег и неуемная жажда творчества: стихами интересовались многие, иначе — откуда бы было столько литературных журналов. Однако, творчество Фета все равно занимает особое место благодаря своей тонкости, пронзительности и красоте.