Осел из фильма кавказская пленница. Ослик из «Кавказской пленницы» и другие четвероногие актеры: как снимались животные в культовых советских кинофильмах

Кадр из фильма «Кавказская пленница».

Милый ушастый ослик, ставший в 1966 году кинозвездой советского экрана, был на самом деле дамой очень капризной. Вот как Владимир Этуш рассказывал о приключениях на съемках:

«Намучились мы с этой упрямой животиной. Когда нужно идти - стоит, стоять - идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, что животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». (…) Вообще осел ладил только с Сашей и Наташей Варлей. Они его сахарком подкармливали. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. А тут, когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали осла постоять, а он - скотина умная - знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны - чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать. Так это животное ускакало куда-то за поворот. Через секунду послышались треск, ослиные вопли и крики. И из-за поворота вывалилась группа разгневанных товарищей, которые потребовали возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята нашу троицу увидели Вицина, Моргунова и Никулина, то заулыбались, автографы попросили, и инцидент был улажен».

Это «Библейское животное» прожило удивительно долгую и насыщенную жизнь. Люся вполне счастливо обитала в Симферопольском зоопарке («Кавказскую» комедию снимали большей частью в Крыму) и дожила до очень преклонного для ослика возраста. Умерла ослица в 2007 году в возрасте 59 лет, и успела сняться еще в «9 роте» и во второй части сериала «Спецназ», правда, на второстепенных ролях вьючного животного. Владислав Галкин, узнав о фильмографии ушастой актрисы, сфотографировался вместе с Люсей и затем в Москве показал эту фотографию Наталье Варлей. Та узнала ослика очень расчувствовалась


Кадр из сериала «Спецназ», 2002 год


Вячеслав Тихонов и сеттер Стив – партнеры по съемочной площадке и большие друзья в жизни. Кадр из фильма «Белый Бим Чёрное ухо» (1976 г.)

За много лет до «Хатико» вся наша огромная страна плакала над историей шотландского сеттера Бима, которого спас от смерти и вырастил немолодой писатель. История о человеческом равнодушии и жестокости, как это ни печально, повторилась в жизни. Роль Бима в фильме исполнил английский сеттер Стив (по-простому - Степа). Хозяин сдал его в аренду киностудии на время съемок и фактически забыл о собаке. Тоскующего артиста подкармливали и развлекали всей съемочной группой. Вячеслав Тихонов стал ему настоящим другом – гулял, разговаривал, ходил с ним на охоту. Чтобы снять сцены, в которых Бим тоскует по хозяину, Степу на несколько дней лишили общества партнера по площадке, так что эмоции, которые обычно очень трудно снять у животных, в кадре настоящие.


Белый Бим в исполнении сеттера Стива

Однако после съемок собака практически повторила судьбу своего героя, с той лишь разницей, что виновником новой разлуки оказался сам хозяин. Он постоянно сдавал собаку чужим людям – то для съемок – опытный, проверенный в кадре хвостатый артист пользовался спросом у режиссеров, то любителям для охоты. В результате буквально через несколько лет пес умер.


На съемках фильма «Белый Бим Чёрное ухо»


Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Мало кто об этом знал, но Леонид Гайдай был очень суеверным человеком. Правда, как очень творческая личность, и к тому же привыкшая управлять людьми, он, похоже, создал свою собственную систему поверий. Так, например, перед съемками он всегда разбивал тарелку. Однажды, когда фарфоровая жертва оказалась на удивление крепкой и не пожелала раскалываться, он даже отложил съемку. А вот черных котов он считал, вопреки народной традиции, животными, приносящими удачу. Поэтому этот образ так часто возникает в его комедиях. Правда, всего во время съемок нескольких фильмов были использованы аж 9 хвостатых актеров. Так что у кинематографического гайдаевского кота действительно 9 жизней.


Леонид Гайдай собственноручно заставляет четвероногого артиста выполнить необходимый трюк


Комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» задумывали как совместный советско-итальянский проект. Это должен был быть фильм-погоня со множеством трюков. Итальянский продюсер загорелся от идеи снимать живого льва. В тот момент как раз появились многочисленные публикации о семье Берберовых, в которой взрослый лев Кинг жил как один из членов семьи.


Уникальный опыт семьи Берберовых советская пресса представляла как счастливую сказку

Лев Львович Берберов, представляющий своего питомца заявил, что написанный сценарий не позволит раскрыться и десятой доле таланта Кинга. Сценарий переписали, еще больше наполнив его трюками. Однако на съемках все пошло вкривь и вкось. Кинг был, конечно, ручным львом, однако ни о какой дрессуре он и понятия не имел. Поэтому все кадры с его участием снимались крайне тяжело. Например, сцену, где лев запрыгивает в окно склада матрёшек, пришлось снимать целых 4 дня. Рязанов все больше приходил в ярость, грозился тащить льва на тросе трактором, если он откажется бежать куда надо, и в конце концов полностью разочаровался в работе с этим «ленивым, тупым, недрессированным» львом. На будущее режиссер зарекся снимать каких-либо животных вообще.


Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», 1973 год

Ситуация обострялась еще и от того, что актеры боялись своего четвероногого напарника как огня. Уже в наше время выяснилось, что этот страх имел под собой основания – во время съемок Кинг серьезно ранил одного из участников съемочной группы итальянца Нинетто Даволи. Инцидент замяли и много лет о нем умалчивали. Как и о том, например, что соседи Берберовых буквально разбегались из дома, превращенного в зверинец.

Дальнейшая судьба Кинга была трагичной. В конце съемок лев удрал из школьного спортзала, в котором он временно жил со своими хозяевами, и отправился на улицу. О дальнейшем мы можем узнать от главного действующего лица разыгравшейся драмы Александра Ивановича Гурова. Молодой милиционер, которого вызвали на место событий, среагировал максимально быстро и вынужден был застрелить льва:

«То, что я увидел, привело меня в ступор. Метрах примерно в пятнадцати от меня в радиусе нескольких метров трава, мокрая после дождя, была окрашена в ярко красный цвет. В середине этого кровавого ковра сидел огромный лев, перебирал лапами и достаточно громко то ли урчал, то ли рычал. Из-под массивного тела виднелись ноги человека и рука, запутавшаяся в гриве, голова несчастного находилась в пасти зверя. Вокруг валялись дощечки, кирпичи, какие-то другие предметы, с помощью которых (как потом узнал) люди пытались отпугнуть хищника.» (А.И. Гуров «Смерть короля, или лев не прыгнул»)

Сегодня Александр Иванович Гуров - генерал-лейтенант милиции, российский государственный и политический деятель, профессор, доктор юридических наук. До сих пор он считает спасение студента из лап разыгравшегося льва одним из главных испытаний и подвигов в своей жизни. Молодой человек, кстати, оправился от полученных травм. Но здоровье его было навсегда подорвано, и умер он достаточно молодым.

От "ляпов" не застрахован ни один, даже самый прославленный режиссер. Не стала исключением и картина Леонида Гайдая, отмечающая в эти дни 45-летие. Впрочем, в подобных "народных" фильмах любой промах - это не ошибка, а лишь очередная "изюминка".

Амнезия Шурика

РИА Новости РИА Новости

Вицин, Никулин и Моргунов в фильме "Кавказская пленница"

Уже в самом названии фильма кроется известная нестыковка. Лента называется "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", и задумывалась она как продолжение нашумевшей "Операции Ы". Все верно - и Шурик тот же, и "великолепная троица". Непонятно только одно: как же главный герой не узнал в "кунаках" бандитов, покушавшихся на склад в первом фильме?

Карандаш-призрак

В эпизоде с уроком твиста на столе у героя Вицина, пересчитывающего деньги, лежит двусторонний карандаш, который сначала обращен красной стороной к Трусу, а спустя долю секунды - уже чудесным образом поворачивается синей.

Лже-рыба

Внимательный игрок в домино, просмотрев эпизод с сеансом одновременной игры, может заметить, что, в сущности, ни о какой рыбе, вопреки словам Балбеса, речи идти не может. Во-первых, в двух местах лежит кость "5:4", во вторых отсутствует кость "5:1".

Ботинки в реке

В сцене, где Нина вытаскивает Шурика из горной реки тот, прежде чем забраться в спальный мешок, сбрасывает ботинки. Продолжение всем известно: упакованный Шурик начинает прыгать по поляне и, в конце концов, сваливается с обрыва прямо в горную реку. Спортсменка и комсомолка вытаскивает его из воды. Но из реки Шурик выбирается в обуви.

Две гвоздики и прожорливая комсомолка

РИА Новости РИА Новости

Варлей, Никулин, Вицин и Моргунов в художественном фильме "Кавказская пленница"

Наибольшее число "ляпов" пришлось на сцены, снятые в доме товарища Саахова. Начать хотя бы с того, что глазок, в который за Ниной подглядывает герой Фрунзика Мкртчана, уже через минуту исчезает со стены. Еще одна "нестыковка" - поднос с едой. Трус, Балбес и Бывалый приносят Нине роскошный обед из фруктов и коврижек. А когда исполнение песни о султане окончено, зритель отчетливо видит, что поднос совершенно пуст. Выходит, что оголодавшая комсомолка "смела" целый стол с яствами за считанные минуты.

Марлевая повязка

Сцена, где Моргунову делают укол при помощи шприца, больше похожего на насос, тоже отмечена забавной нестыковкой. Друг Шурика, у которого не получается вытащить шприц из филейной части тела Бывалого, плюет на руки…через марлевую повязку.

"Настоящие" сосульки и "дикий" медведь

Гималайские медведи, подобные косолапому, выпрыгивающему из пещеры прямо на героев фильма, в данном регионе не обитают. Наверное, именно поэтому на "диком звере" отчетливо виден ошейник.

Не укроется от глаз внимательного зрителя и следующий факт: когда Вицин , Никулин и Моргунов в пылу погони забираются в рефрижератор, наружу они выходят покрытые "инеем". Выглядит все довольно натурально, за исключением сосулек на шляпе у Труса, раскачивающихся при каждом его движении.

Тень от микрофона

В эпизоде с "Лебединым Озером" справа от стоящего на коленях товарища Саахова отчетливо видна тень микрофона.

Высадили Шурика

РИА Новости

Демьяненко в фильме "Кавказская пленница"

В финале фильма, когда Шурик верхом на осле провожает Нину, к ним подъезжает автобус. На мгновение он скрывает героев, все ноги, включая ослиные, исчезают, и автобус уезжает. А спустя секунду на экране вновь появляется Шурик, едущий верхом вслед за удаляющимся автобусом. Как и почему молодого человека вместе с ослом высадили из транспортного средства, заставив добираться своими силами, зрителю остается только гадать.

Цензура и маленькие хитрости

Идея фильма родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике. Гайдай сразу хотел снимать своего друга Юрия Никулина и придумал для него роль. Но тот пошел в отказ: "В наши дни воруют невесту? Глупость! Сниматься не буду". Гайдаю удалось уговорить Никулина, пообещав вместе улучшить сценарий.

РИА Новости

Мкртчян, Этуш, Никулин и Моргунов в фильме "Кавказская пленница"

Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма , которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву "Х". Следом появляется Балбес и дописывает букву "У". Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: "Художественный фильм".

Примечательно, что у Натальи Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину. "Пленница" говорит голосом Надежды Румянцевой.

Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, - камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся - камера снимает, останавливается. А эти кадры "разбиваются" еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.

РИА Новости

Вицин, Никулин и Моргунов в художественном фильме "Кавказская пленница"

Интересно и то, что в сцене торга в кабинете Саахова герой Мкртчяна говорит фразу - "Но ведь ты же не козу получаешь!". В этой фразе слово "получаешь" озвучил другой актер.

В сцене, где троица Вицин-Моргунов-Никулин пьёт пиво, Вицин будучи заядлым трезвенником, глотнул-таки настоящего пива.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

«Кавказская пленница» - культовый фильм советских времен, который многие с удовольствием просмотрели уже десятки раз. Его давно растащили на цитаты, а песню о медведях, которые крутят земную ось, с удовольствием подпевают миллионы зрителей.

Крымские Кавказские горы

Кинематограф имеет весьма отдаленное отношение к действительности: кто-то скажет: обман, кто-то - иллюзия. Так что ничего удивительного в том, что место, где снимали «Кавказскую пленницу», географически расположено далеко от кавказских вершин, нет. Практически на протяжении всего фильма зрителям демонстрируются крымские пейзажи.

Единственное, чего не нашлось на полуострове, так это достаточно полноводной горной реки, которую должен был форсировать застрявший в спальном мешке Шурик. Благодаря этому и можно встретить в перечислении мест, где снимали «Кавказскую пленницу», Сочи - на самом деле сам город в фильме не фигурирует. Сцена чудесного спасения главного героя происходит на между курортом Красная Поляна и Адлером. Эти кадры - одни из немногочисленных эпизодов фильма, имеющие отношение к географическому Кавказу.

Еще один момент, снятый возле речки, - разбивающаяся бочка, на которой мчались по горной дороге Шурик с Эдиком, пытаясь спасти похищенную Нину. Практически вся остальная «натура» отснята на ЮБК.

Знаменитый орех

В роли кавказских вершин в картине фигурирует крымский горный массив Демерджи (находится в 10 километрах от Алушты). Тут, на территории, где снимали «Кавказскую пленницу», растет и знаменитый гигантский орех, с развилки которого Никулин швырялся подручными «снарядами», неосторожно подбив глаз собственному же соратнику - Моргунову.

Дерево - гордость местных жителей, настоящий сторожил. Ему уже более полусотни лет, а ствол в обхвате достигает трех метров. Табличка неподалеку гласит: «Никулинский орех», и сфотографироваться на нем считают делом чести многочисленные туристы.

Разоблачение недобросовестных дельцов

В паре шагов находится и двухметровая каменная скала, на которой (по утверждению местных предприимчивых граждан) Нина пела Шурику песню про медведей. Такое надувательство долго не давало покоя многочисленным знатокам и поклонникам фильма: они утверждали, что это место не имеет ни малейшего отношения к тому камню, где снимали «Кавказскую пленницу»: в Крыму, к счастью, очень узнаваемые пейзажи.

По ним относительно недавно и обнаружили «аутентичный валун»: он тоже расположен относительно недалеко от «Никулинского ореха», всего в ста метрах. Но вкарабкаться на него сейчас было бы проблематично: местность заросла шиповником и ежевикой. С их колючками туристы не горят особенным желанием знакомиться ближе.

Паломничество туристов

Каждый крымчанин с гордостью расскажет, в каком городе снимали «Кавказскую пленницу»: места пребывания знаменитых героев в Алуште давно превратились в туристическую достопримечательность. Местные жители пересказывают бесконечные байки и легенды, связанные с фильмом. Эти мифы сочны и колоритны, но далеко не все они соответствуют действительности.

Так, некоторые энтузиасты утверждают, что одно из зданий, где снимали «Кавказскую пленницу», - алуштинский ресторан «Солнечный» (сейчас в нем находится клуб UNDERWORLD). Именно там, дескать, коварные «друзья» жениха договариваются с Шуриком о краже невесты. На самом деле большинство сцен в помещении снимались в мосфильмовских павильонах, и эта - не исключение. Обстановка, показанная в фильме, действительно напоминает интерьер упомянутого ресторана, но, тем не менее, это всего лишь декорации.

Узнаваемые места

Несколько лет назад в Симферополе сняли фильм «По следам «Кавказской пленницы». В нем события 50-летней давности задокументированы очень точно и достоверно.

Так, эпизод, в котором товарищ Саахов знакомится с главной героиней, снят действительно в Алуште. В кадре видны ступеньки, где снимали «Кавказскую пленницу»: они соединяют переулок Крапивный с улицей Багликова. Дом, в который вбегают Шурик с Эдиком, переодетые санитарами, был в те времена жилым и находится справа от алуштинской Генуэзской башни (ее видно в кадре). В эпизоде, где раскаявшийся главный герой рассказывает несостоявшемуся жениху о своем нечаянном участии в похищении Нины, на заднем плане виден пансионат «Северная Двина». Знаменитая сцена с распиванием хмельных напитков снималась неподалеку от местного парка аттракционов, а уроки твиста Моргунов давал на танцплощадке пансионата «Чайка».

Алушта пестрит памятными местами, где снимали «Кавказскую пленницу»: фото разнообразных реликвий, связанных с фильмом, можно встретить на многочисленных форумах и в социальных сетях. Туристы нашли и запечатлели даже лестницу, с которой Шурик прыгал на осла: она обнаружилась в одном из алуштинских дворов, хозяйка ею очень гордится.

Участие горожан и ослица-кинозвезда

Очевидцев событий и их потомков в городе великое множество. Скрупулезные исследователи насчитали в массовочных сценах почти полтысячи местных жителей. Согласно одному из рассказов, мальчишки, заглядывающие в танцзал, где желающие приобщиться к западной культуре отплясывают твист, действительно оказались на случайно. Сначала ребята получили выволочку, но в результате сцену оставили: импровизация Вицина, который съел «неучтенный билетик», а потом замахнулся на докучливых пацанов, понравилась Гайдаю.

Съемки начались 1 июня в окрестностях Алушты: первые два дня снимали путешествие Шурика на его колоритном упрямом скакуне. Еще десять лет назад ослица Люся, звезда «Кавказской пленницы», была еще жива. Утверждают, что именно она снималась в фильме «9 рота». Насколько это правда, неизвестно: по человеческим меркам ей уже далеко за сто, ведь в среднем продолжительность ослиной жизни составляет около 30-40 лет, и только некоторые особи доживают до преклонного шестидесятилетнего возраста. Согласно некоторым источникам, ослица-кинозвезда родилась в 1947 году. На момент съемок в «9 роте» ей должно было быть уже 58 лет.

Поселок Лучистый

3 июня снимали эпизод с прощанием главных героев на базе, а 4-го - сцену, в которой «студентка, комсомолка и просто красавица» демонстрирует альпинистские таланты. Скалы, с которых спускается Нина, находятся неподалеку от Лучистого (поселок возле Алушты, где снимали фильм «Кавказская пленница»). В этом же селе Шурик влезал в а Нина над ним смеялась.

Потом уже начинаются киношные мистификации: покатившись по крымскому склону, главный герой оказывается в уже упомянутой кавказской речке Мзымте. Варлей вспоминала, что температура воды в ней была около 7 градусов, поэтому они с Демьяненко так натурально трясутся от холода.

Еще через несколько минут появится среди мест, где снимали «Кавказскую пленницу», Абхазия: в сцене похищения Нины, когда Трус, Балбес и Бывалый встречают милиционера на мотоцикле и удачно выдают извивающуюся девушку за барашка, некоторые любители фильма вроде бы опознали дорогу, ведущую к озеру Рица. По информации из других источников, эта сцена снята в селе Лучистом, даже указана конкретная дата - 7 июля, и не имеет к Абхазии никакого отношения.

Симферопольский забор

8 июня съемочная группа находилась в Симферополе: на пленку запечатляли побег Шурика из сумасшедшего дома. Приметный забор, через который с помощью хитроумного приспособления (и сочувствующих пациентов) перепрыгивает герой, - ограждение консервного завода имени 1 Мая. Его с удовольствием опознают по характерным столбикам и местные жители, и туристы.

Уже на следующий день киношники вернулись в облюбованную Алушту и продолжили съемки заточения Демьяненко: сцены в больничном саду снимались здесь.

Окрестности Алушты

В кино частенько снимают сначала финал, а потом начало: нет ничего удивительного, что к эпизоду знакомства с Эдиком, проклинающему день, когда он «сел за баранку этого пылесоса», приступили только в середине июня (13 числа), уже после побега Шурика из психдиспансера. Местные краеведы утверждают, что сцена, где за красавицей Ниной следует сначала заупрямившийся осёл, а потом и заглохшая санитарная машина, происходит на шоссе между Высоким и Куйбышево. Гора, виднеющаяся на дальнем плане, называется Утюг - по ней местность и опознали.

Ближайшие окрестности изобилуют местами, где снимали «Кавказскую пленницу» Гайдая: фото со съемок демонстрируют пейзажи близ Алушты и Алупки (Моргунов засыпает во время преследования беглянки на «серпантине» Ай-Петри).

Съемочная страда

В поселке Куйбышево знакомятся Нина и Шурик, потом в селе Никита снимают «альпинистскую базу», на которой главный герой сначала ищет, а потом похищает девушку.

Уже 27 июня группа переезжает в Лучистое, и после этого крымские съемки проводятся только здесь или в Алуште. Актеры и другие участники с удовольствием вспоминали эти времена. Многочисленные экспромты, неожиданные смешные сцены, импровизированные шутки - истории их создания давно стали достоянием общественности и обросли многочисленными легендами.

В последний день лета, 31 августа, съемочная группа уехала в Москву, где снимали фильм «Кавказская пленница» уже в павильонах (например, сцены в коридорах больницы, кабинет Саахова, милицейский участок, произнесение тостов в ресторане).

В середине октября (с 7-го по 14-е) 12 участников фильма находились в Алуште: нужно было доснять некоторые недостающие фрагменты. В это время был закончен финал картины (Нина и Шурик идут к остановке, ослик бежит за уезжающей маршруткой) и несколько сцен открытия Дворца бракосочетаний (смеющаяся Нина стоит в толпе зрителей). Многие пытаются найти соответствующую постройку в Алуште и даже утверждают, что это здание местной милиции, но на самом деле в городе снимали только толпу, а все остальное - надлежащим образом оформленный двор киностудии.

Ремейк

В 2014 году на экраны вышел ремейк известной комедии, за что генеральный продюсер картины Федор Бондарчук вместе с режиссером Максимом Воронковым удостоились шквала уничтожающей критики. Если Гайдай предпочел снять свой фильм в Крыму, то местом, где снимали «Кавказскую пленницу-2», являются горы, фигурирующие в названии. В этом нет ничего удивительного (ехидно отмечают комментаторы), если учесть, что заказчиком и главным спонсором съемок являлась компания «Курорты Северного Кавказа». Следуя передовому европейскому опыту, предприятие решило таким образом привлечь туристов: продемонстрировать пленительные горные виды, создать положительный имидж региона и т. д., и т. п.

Съемки происходили в том числе и неподалеку от поселка Орджоникидзевского (Карачаево-Черкессия). Теперь у местных жителей тоже есть достопримечательность: шаткий деревянный мостик через речку Кубань, где снимали «Кавказскую пленницу-2». В процессе съемок многие по незнанию называли фильм продолжением знаменитой комедии. Разумеется, это не так: сценарий практически полностью повторяет оригинал - создатели картины предлагают зрителям смеяться над шутками, известными с детства, однако качество их исполнения, к сожалению, не идет ни в какое сравнение с тем, что было отснято почти полвека назад.