Медики, изменившие мир. Кирилл Сухомлинов

Годы рождения я смерти Авла Корнелия Цельса, римского ученого - энциклопедиста и врача, точно не установлены. Сопоставляя однако упоминания о нем многих римских писателей, приходят к выводу, что Цельс жил в конце I века до н. э. и в первой половине I века н. э. Общепризнанным является мнение, что время жизни Цельса следует отнести к правлению императоров Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) и Тиберия (14-37 гг. н. э.). Называют (также предположительно) и более точные даты: 25-30 гг. до н. э. - 45-50 гг. н. э Возможно, что Цельс дожил до времени правления Нерона (54-68 гг. н. э.). Местом рождения Цельса предположительно считают города Верону или Рим.
Разносторонне образованный человек, Цельс писал о сельском хозяйстве, риторике, философии, праве, военном деле и медицине. Его капитальный труд "De medicina" ("О медицине") в восьми книгах, единственный из его трудов дошедший до нас, составляет VI- XIII книги огромной энциклопедии "Artes" - "Искусства", написанной Цельсом.
Сочинение "О медицине" создано им, вероятно, около 25-30 гг. н. э.
Русский врач Александр Бернард, посвятивший Цельсу свою диссертацию на степень доктора медицины , высказал предположение, что учителями Цельса были его старшие современники , выдающиеся греческие врачи, практиковавшие в Риме, Мегет, Трифон и Евельпист. Вполне допустимо, что Цельс пополнил свои медицинские знания в основанной Августом schola medicorum (Медицинской школе) .
Упоминания римских писателей о Цельсе весьма многочисленны. Луций Юний Модерат Колумелла (конец I века до н. э, - 65 г. н. э.) пишет: "В "аше время Корнелий Цельс в пяти книгах изложил весь свод знаний" . Он же называет Цельса "Весьма прославленным писателем нашего времени" .
Известный оратор и теоретик ораторского искусства Марк Фабий Квинтилиан (около 30-96 гг. н. э.) также неоднократно упоминает о Цельсе в своем сочинении "обучение оратора" и, между прочим, характеризует его писательскую манеру, отмечает, что Цельс писал "не без изящества и блеска".
Упоминает о Цельсе и Плиний Старшии (23/24-79 гг. и. э.). Сочинение "О медицине" написано ясным, и простым языком. Тот же Квинтилиан, оценивая ораторские способности Цельса, отмечал: "... что касается оратора, то, конечно, нет разногласий в отношение Цельса, который "несомненно следовал за Цицероном".
Язык Цельса близок к языку классического периода, к так называемой "золотой латыни".
Цельса называли "Medicorum Cicero" (медицинским Цицероном) и "Latinus Hippocrates" (латинским Гиппократом), а это - высокое (признание разнообразных достоинств его обширного труда.
Цельс написал своего рода (практическое руководство по медицине, которое он смог создать, занимаясь лечением больных в своем "валетудинариуме" для рабов.
Вслед за поэтом и философом - материалистом Лукрецием (99-55 гг. до н. э.) Цельс продолжает разработку научной латинской терминологии. В ряде случаев он вводит новые медицинские термины на латинском языке, заменяя ими традиционные греческие названия, которые зачастую приводятся им параллельно.
О том, что Цельс был горячим поборником латинского языка, на своем личном примере показавшим его плодотворность как языка науки, свидетельствует также эпиграмма, дошедшая до нас под именем Корнелия Цельса . В ней звучит определенная гордость за латинский язык, на котором написано еще не много трудов, но и "per pauca volumina" ("благодаря немногим творениям") римляне прославились не меньше греков (намек на греков можно усмотреть в последнем стихе эпиграммы). Вот она:
"Dictantes Medici quandoque et Apollinis artes
Musas Romano iussimus ora loqui.
Nec minus est nobis per pauca volumina famae,
Quam quos nulla satis bibliotheca capit."
"Наше веление Музам - всегда говорить по-латыни,
Коль Аполлона-Врача станут они излагать.
И при немногих твореньях стяжали мы славы не меньше
Тех, кто дивиться отвык даже несчетным трудам".
(Перевел Ю. Шульц)

Так как в эпоху Цельса латинская медицинская терминология находилась еще в периоде становления, то у него нередко одно и то же слово выражает различные понятия. Так слово vuinus означает и рану и язву, a cancer - и раковые образования и омертвение. Ienis sacer в понимании Цельса трактуется объединение, то как опоясывающий лишай, то как острое воспалительное заболевание типа гангрены (в народной медицине - "Антонов огонь"). При описании некоторых заболеваний кожи, например в VI книге, дается слишком общее описание признаков.
В своем трактате Цельс резюмирует достижения древне-римской медицины по диэтетике. патологии, терапии, хирургии. В этот труд Цельс внес данные я из собственного богатого опыта.
В диссертации А. Бернарда, например, приведены многочисленные и интересные высказывания ученых и врачей XIX в., которые единодушно отмечали большую ценность (и не только историческую) седьмой, хирургической книги Цельса: техника некоторых операций со времен Цельса до их времени не претерпела, или почти не претерпела каких-либо существенных изменений. Разделы трактата, посвященные оперативной хирургии, особенно созвучны современному материалистическому пониманию нашей науки.
Сочинение Цельса "О медицине" было найдено в середине XV века (около 1443 г) Фомой Перетончелли де Сарцана, а первое его издание (editio princeps) вышло в свет во Флоренции в 1478 году. За ним последовало Миланское издание 1481 года и три Венецианских (1493, 1496, 1497 гг.). Таким образом, только до конца ΧV века в Италии вышло пять изданий Цельса.
В XVI столетии труд Цельса издавался около 25 раз (в Лейдене, Венеции, Париже, Антверпене, Базеле и других крупных университетских городах).
XVII век прибавил к ним еще десять изданий, XVIII - около пятнадцати, а всего с 1478 года сочинение Цельса издавалось более семидесяти раз.
Следует отметить, что в ряде старых изданий, начиная с Венецианского (1518 г.), напечатанного в типографии Альда Мануция, за Цельсом помещалась медицинская дидактическая поэма Квинта Серена Самоннка (нач. III в. н. э.) "Liber medicinalis" (смотри приложение). Вместе с Цельсом Серен Самоник находится кроме того в изданиях 1528 и 1566 гг., а также в Падуанском издании 1722 года
Среди изданий прошлого столетия следует отметить несколько изданий Тарга: 1801 г. (Цвейбрюккен), 1806 г. (Страсбург), 1810 г. (Верона) и 1828 г. (Москва), издание Риттера и Альберса 1835 г. (Кельн), издание Ведрена 1876 г. (Париж), и особенно издание Даремберга 1859 г. (Лейпциг), с которого и сделан настоящий перевод Цельса.
Новейшее полное издание Цельса вышло в 1915 году .
В Германской Демократической республике в 1955 г." , для студентов-медиков были изданы в оригинале фрагменты труда Цельса вместе с клятвой Гигапократа и отрывком из агрономического трактата "О сельском хозяйстве" Марка Теренция Варрона (30-е годы 1 в. до н. э.).
Труд Цельса еще с XVI века неоднократно переводился на западно-европейские языки. Первый немецкий перевод был издан в г. Майнце еще в 1531 году. Лучший немецкий перевод - Шеллера, вышедший вторым изданием в 1906 году (Брауншвейг). Первый французский перевод вышел в 1753 году (Париж), первый английский - в 1756 году (Лондон), а итальянский - в 1828 году (Милан).
На русский язык (в 1907 году) была переведена только седьмая книга его труда, посвященная вопросам хирургии . Настоящий перевод является первым полным. переводом сочинения Цельса на русский язык.
Был или не был Цельс врачом? На этот счет существуют два противоположных мнения. Одни ученые Гиршберг, Гезер, Даремберг, Мейер-Штейнег и другие, отдавая известную дань распространенному тогда гиперкритицизму, не считают его врачом. К ним примыкает, хотя и с некоторыми оговорками, С. Ковнер . Эта же точка зрения на Цельса принята и во многих учебных пособиях по истории медицины.
И. Л. Гейберг, не считая Цельса специалистом, и отмечая в частности его заслуги в изложении высоких достижений хирургии Александрийского. периода, следующим образом характеризует весь труд Цельса: "Медицина дала в I в. н. э. отрадно поражающее произведение, - небольшой справочник Корнелия Цельса, самое лучшее, что внесли римляне во всю научную литературу" .
Другие ученые, в том числе и А. Бернард в своей диссертации, напротив придерживаются противоположного мнения, полагая, что Цельс несомненно был врачом. А. Бернард довольно обстоятельно разбирает этот вопрос и. приходит к выводу, что в труде Цельса "всюду виден практический врач". Мы также присоединяемся к его вывозу.
Действительно, Цельс использовал всю многочисленную научную литературу по медицине от Гиппократа и до Асклепиада. Сушествует мнение , что Цельс в своем сочинении использовал даже труды древнеиндийской медицины, и в частности Аюр-Веду Сушруты, одного из первых индийских врачей. Однако А. Бернард доказывает обратное, а именно то, что не Цельс заимствовал из индийской медицины, но у самого Цельса был заимствован целый ряд положений и описаний. Эти заимствования попали затем в книгу Сушруты, которая, как известно, пополнялась столетия спустя после смерти ее первоначального автора. По мнению А. Бернарда это могло произойти начиная с эпохи Августа, когда римляне впервые завязали отношения с Индией. Однако этот интересный вопрос до сих лор остается открытым и нуждается в специальном исследовании.
В издании Цельса, вышедшем в Цвейбрюккене в 1786 году, помещена посвященная Цельсу латинская эпиграмма одного из ученых нового времени, И. Дузы:

"Ты городские дела описал и хозяйство деревни,
И медицина твоя также достойна хвалы.
После, как ритор, коснулся достоинств военного дела;
Именно это, о Цельс, Марса сближает и Муз".
(Перевел Ю. Шульц)

Медицина - лишь одна из сторон многообразной деятельности римского ученого - энциклопедиста, но и сама по себе эта сторона имеет для нас большое познавательное значение. Сочинение Авла Корнелия Цельса "О медицине$1 - обширный и интересный труд, в котором изложены основные принципы и теории медицинской науки до-галеновского Рима.

Индийские тексты повествуют об успехах легендарных врачей древности. Одним из самых знаменитых был Дживака. Согласно преданию, он учился в Таксиле, городе на северо-западе Индии, известном своей медицинской школой. На экзамене он получил задание: обследовать местность вокруг города и определить, какие из трав не имеют лечебных свойств. После долгих опытов Дживака пришел к выводу, что таких трав не существует. Буддийская литература содержит множество рассказов об удивительном искусстве врачевания, которым прославился Дживака. Он делал сложные хирургические операции, изучал влияние климата на здоровье человека и лечил самого Будду.

Разнообразные лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. «Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев - человек, знающий силу молитв - пророк, знающий же свойства ртути - бог», - учит старинная индийская поговорка. Уже в ведических текстах был приведен рецепт ртутной мази, которая готовилась из металлической ртути, серы и животного жира. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. О роли ртути и ее соединений в алхимических превращениях говорит средневековое название индийской алхимии - «расаяна» («путь ртути»). Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах, где подробно описывалась «расашала» - помещение для химических опытов. Просторную лабораторию, снабженную раковинами, разнообразной стеклянной посудой, сушильнями, приспособлениями для промывания составов, надувными мехами для горна и многим другим, украшали многочисленные изображения богов и религиозные символы. Ртуть, предназначенную для получения лекарств и алхимических соединений, освобождали от примесей, «лечили» с помощью лекарственных трав - алоэ, лимона и красной горчицы.

Чарака и Сушрута - великие врачи Древней Индии

Основные направления искусства врачевания древних индусов отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» - о внутренних болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» - о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат принадлежит Чараке - великому врачу Древней Индии. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. Интересно отметить, что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов.

Исторические параллели: Активное воздействие на организм с целью обострения болезни для выявления ее симптомов применялось в тех случаях, когда врач затруднялся в постановке точного диагноза. Этот метод перешел позже в тибетскую медицину, предписывающую специальные средства для тех случаев, когда нужно «выманить» болезнь, «поднять» ее. В этом можно увидеть начало «метода провокации», который использует современная медицина.

Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе - чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.

Исторические параллели:

Индийское слово «самхита» означает не только «трактат», «сочинение», но и «комментарий». Древние медицинские книги часто представляли собой комментарии к еще более ранним произведениям. Так, папирусы Эберса и Смита содержат комментарии фрагментов не дошедшей до нас египетской «Книги сердца». В названии китайского медицинского трактата «Ответы на трудные вопросы», обычно приписываемого Бянь Цяо, отражен характер книги: это комментарий трудных для понимания фрагментов медицинских сочинений древних авторов. Позже, в средне-

Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач - Сушрута. Его имя традиция связывает с медицинской школой в Бенаресе. Вероятно, после ее окончания Сушрута был учителем в этой школе, выпускавшей врачей и хирургов. Всю жизнь он жил и практиковал в этом городе. Медицинские сведения в его трактате составляли шесть разделов, первый из которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее важнейшей частью медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, а также - о лечении глазных болезней.

Сушрута писал, что многие болезни являются следствием порчи трех основных субстанций - воздуха, желчи и слизи. Порча воздуха в организме может быть вызвана чрезмерным трудом или обильной пищей, она приводит к 80 различным болезням; порча желчи происходит от гнева, печали или испуга и влечет за собой 40 болезней; к порче слизи и к 20 болезням могут привести бездействие, апатия и продолжительный сон.

Кроме того, причинами болезни считались нарушения естественного равновесия между тремя элементами тела. В трактате Сушруты выделены три причины возможного нарушения этого равновесия:

Патологические изменения внутри самого организма, обусловленные либо естественными отклонениями от нормы, либо неблагоприятным для здоровья образом жизни человека;

Внешние обстоятельства (влияние климата, травмы, отравления, укусы змей и другие подобные причины);

Действие сверхъестественных сил - богов и демонов, а также «неизбежных процессов», сопровождающих старение организма.

Исторические параллели:

В медицине многих стран Древнего мира, античности и средневековья различали болезни, происходящие от естественных и сверхъестественных причин. Сведения об этом содержат клинописные таблички и египетские папирусы, римские энциклопедии и христианские средневековые рукописи. Искусство врачевания включало в себя знание о том, какие методы следует применять в разных случаях. Интересен в этом отношении эпизод из жизни известного китайского философа «совершенномудрого» Мо Цзы (V-Wee. до н.э.). Когда он заболел, к нему пришел ученик и спросил: «Господин, вы говорите, что духи разумны и управляют бедствиями и благословениями. Они вознаграждают добро и наказывают зло. Вы - совершенномудрый, как же вы можете болеть? Значит ли это, что ваше учение не совсем правильно, или что духи все-таки не так уж разумны?». Мо Цзы ответил ему: «Даже если я болен, почему духи не должны быть разумны? Есть много путей, которыми человек может подхватить болезнь. Некоторые болезни подхватываются из-за жары или холода, другие - от усталости. Если из ста дверей закрыта лишь одна, разве грабители не смогут войти?».

Обратимся к другому историческому свидетельству. Христианский епископ Григорий Тур-ский (Vie.) повествует в своих записках о том, как однажды, почувствовав сильную головную боль, он пошел в церковь и помолился у гробницы святого - боль утихла. Однако он не остановился на этом и предполагая, что причиной боли был избыток крови, сделал себе кровопускание. Боль тотчас возобновилась. «Каждый человек может из этого происшествия вывести поучение, - заключает епископ, - что не следует прибегать к земным средствам тому, кто раз уже имел счастье испытать врачевание небесными средствами».

Вот наставление Сушруты для ухода за зубами: «Встав рано со сна, следует почистить зубы щеткой. Щетка делается из свежей, не тронутой червями ветки дерева..., которая зубами расщепляется на конце в виде кисточки. В зависимости от времени года и темперамента человека выбирают дерево кислого, горького или вяжущего вкуса. Кроме щетки, ежедневно применяется также паста, содержащая мед, растительные масла и ряд ароматических ингредиентов. Каждый зуб чистится отдельно, причем следует избегать повреждения десны».

Исторические параллели: Подобные приспособления для чистки зубов были описаны в китайских гигиенических и медицинских трактатах. Они также применяются у многих современных народов.

Индийские врачи знали о том, что бешенство происходит от укуса бешеными животными, славились своими противоядиями от укусов змеи. Сушрута пишет о 80 видах ядовитых змей и трех видах противоядий: воде, рвотных и слабительных средствах, а также о необходимости немедленно перетянуть укушенную часть тела выше раны. Практиковалось также высасывание, причем между губами и раной прокладывали кусок рыбьего пузыря.

Исторические параллели: Подобным образом египетские врачи обезвреживали укус скорпиона. Из раны отсасывали кровь и накладывали выше раны тугую повязку, чтобы яд не распространялся.

В трактатах Чараки и Сушруты большое значение придается врачебной этике (от греч. «ethos» - обычай, характер). Согласно древним легендам, боги смешали небо и землю и создали 14 «драгоценных вещей», одной из них был врач. Его положение в обществе было относительно высоким, но и требования к нему предъявлялись большие. Сушрута в своем трактате писал: «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели больного в замешательство... Врач, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним крылом».

Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».

В Древней Индии существовало понятие врачебной тайны: сведения, полученные от больного, не разглашались, если они могли произвести тяжелое впечатление на близких людей. Врач не должен был сообщать пациенту о тех своих наблюдениях, которые могли отрицательно повлиять на душевное состояние больного и таким образом помешать выздоровлению. Это соответствовало аюрведическим представлениям о необходимости душевного покоя для сохранения здоровья.

Древнеримский врач Асклепиад (128 - 56 годы до н. э.) был убежден, что человек, имеющий глубокие познания в медицине не имеет права болеть. Доказательством этого утверждения послужила судьба самого Асклепиада, действительно никогда не болевшего и погибшего глубоким старцем в результате несчастного случая. Рациональное и оптимистичное, его учение оказало большое влияние на развитие римской медицины. Согласно взглядам мудрого эскулапа, болезнь появляется после «застоя частиц в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы». Немалое значение якобы имеют правильное потоотделение и столь же систематичное дыхание кожных покровов. «Приятная» терапия Асклепиада направлялась на восстановление расстроенных функций и состояла в проведении простых процедур. Больным рекомендовались такие естественные средства, как разумная диета, чистота тела, водолечение, массаж, теплые ванны, гимнастика.

Увлекая пациентов собственным примером, врач советовал постоянное движение в любой форме: ходить пешком, ездить верхом, путешествовать в кибитке, на корабле. Лекарственные препараты назначались крайне редко. Лечение парализованных проходило совсем безболезненно. Страдавших этим недугом укладывали на ковер и легко раскачивали. Первостепенную задачу своего врачевания Асклепиад видел в «расширении пор и приведении в движение застоявшихся частиц». При всей безыскусности, а порой даже комичности каждый способ был досконально продуман и применялся только индивидуально.

Асклепиад оставил литературное наследие в виде трактата «О лекарственных средствах», где дал описание снадобий, известных со времен Клавдия и Нерона. Первый вариант труда, составленный на греческом языке, впоследствии был переведен на арабский. В таком виде он получил признание в Европе, сохранив актуальность до XVI века.

Сторонник методов Асклепиада, представитель его методической школы, римский врач Соран Эфесский (98 - 138 годы) специализировался в акушерстве, гинекологии и педиатрии, являясь непререкаемым авторитетом в этих областях вплоть до XVIII века. Грек Соран составил обширное собрание трудов по родовспоможению, женским болезнями и недугам, присущим детям раннего возраста. Он обучался в Александрии, испытав влияние известного акушера Адриана. Доступно описаны ученым процесс проведения эмбриотомии, способы предупреждения разрывов при родах, перевязка пуповины новорожденного, техника поворота плода на ножку и головку. Всевозможные приемы осмотра больного, например, простукивание, ощупывание, выслушивание звуков в области расположения плода, исследование пульса, мокроты, мочи заимствованы у разных специалистов, но приспособлены к акушерству.

Опытный терапевт и клиницист в процессе родовспоможения не использовал традиционно грубых и насильственных приемов. Он внимательно относился к пациенткам, уделяя внимание профилактике, уходу за детьми в раннем возрасте, разрабатывал диеты для младенцев, учил юных матерей правилам кормления и ухода за ребенком.

Авл Корнелий Цельс


Энциклопедический труд «Искусства» Авла Корнелия Цельса, творившего на рубеже тысячелетий, является своеобразным отчетом по римской медицине того времени. Имея профессиональное образование, обладая богатством, ученый сумел привлечь к работе группу переводчиков, создав обширный свод знаний. Сочинение Цельса включало в себя 20 книг по философии, риторике, праву, сельскому хозяйству, военному делу и медицине. Внушительная часть труда погибла, но частично сохранился трактат «О медицине» (книги VI–XIII). В многотомном руководстве для начинающего и опытного врача изложены почти все известные сведения по гигиене, диетике, патологии, хирургии, терапии. Искусство оперативного вмешательства представлено отчасти на основании собственной практики, отчасти взято из греческих источников, преимущественно сочинений Гиппократа и Асклепиада. Изящество и чистота латинского языка, простота в изложении позволили автору называться Цицероном среди медиков.

Римский ученый пережил авторитарную эпоху Тиберия, плодотворно работал в условиях нелепого и жестокого правления Нерона. Цельс не был практикующим медиком, заслужив признание по теоретической части. Автор религиозного труда «Правдивое слово» высказывал рациональные мысли, часто ссылаясь на труды великих греков, особенно Гиппократа. Идеи Цельса касались вопросов пластической хирургии, малярии, в разработке лечения которой он немало преуспел. Цельс оставил точное описание симптомов малярии. Его мнение о том, что высокая температура тела вызывается природными усилиями по выведению из организма вредоносных веществ, намного опередило время.

«Искусства» были опубликованы в 1478 году, став одной из первых книг по медицине в средневековой Европе. Анатомические описания Цельса довольно сжаты, вероятно, по причине неполных знаний. Цельс выражал протест против практики живосечений, но оправдывал вскрытие трупов. Указывая на характеристики пульса, он считал его недостаточным показателем состояния здоровья. Циркуляция крови в организме, по Цельсу, зависит от пола, возраста и конституции человека; временное расстройство пищеварения приводит к ослаблению пульса. В описании четырех признаков воспаления - таких, как покраснение, опухоль, боль, жар, - ощутим анализ методик греческой и александрийской школ. Многое заимствовано из древнеиндийских рукописей.

Цельс первым предложил литотомию (камнесечение), представлявшую собой процедуру дробления камней в мочевом пузыре. Им описаны пластические операции по восстановлению носа, губ и ушей. В сфере хирургии интерес специалистов вызвали методы лечения ран, заболеваний костей, некрозов (омертвение ткани), наступавших после переломов. Не менее интересны способы вправления вывихов, ампутации конечностей и трепанации. Наряду с описанием свищей и язв, перечислены приемы остановки кровотечения и рекомендации по перевязке кровеносных сосудов.

Гению Галена (129–201 годы) принадлежит классический труд «О частях человеческого тела», где впервые представлено единое анатомическое описание человеческого организма. Древнеримский медик показал, что анатомия и физиология являются первоосновой прогностики, лечения и профилактики болезней. Он смело ввел в практику врачевания вивисекцию на животных; обобщил суждения предшественников в виде целостного учения, оказавшего огромное влияние на развитие естествознания вплоть до позднего Средневековья. Научный труд Галена признан церковью и был основополагающим учением в течение 15 столетий.

Вправление вывиха на аппарате Галена


Клавдий (настоящее имя Галена), сын архитектора Никона, родился в Пергаме - столице одноименного царства в Малой Азии. Посвятив юность изучению философии, он имел возможность сравнить учения сторонников главных школ того времени: стоической, платоновской, перипатетической и эпикурейской. Ознакомившись с трудами предшественников, сын Никона занял в философии независимое положение. Он был эклектиком, следующим перипатетическим взглядам Аристотеля.

К постижению тайн врачебного искусства Клавдий приступил в 17 лет, избрав учителями самых знаменитых врачей родного города Коринфа и Смирны. Итогом долгого путешествия в Ликию и Палестину, а затем в Александрию стали глубокие знания в анатомии. В 158 году Гален возвратился в Пергам. Получив должность эскулапа при гладиаторах, он проработал в школе 6 лет. После народного восстания пергамский доктор переехал в Рим, где быстро обрел славу удачливого целителя.

Через несколько лет, бросив римскую практику и чтения по физиологии, Гален вернулся на родину, но вскоре получил приглашение от Марка Аврелия, просившего сопровождать его в Германию. Скитания по северным странам не слишком привлекали Галена; он отказался от приглашения императора, оставшись в городе личным медиком его сына - цезаря Коммода.

Наличие свободного времени позволило ученому посвятить досуг написанию медицинских трудов. Одним из его теоретических занятий того времени стала доработка сочинений, погибших во время большого пожара 191 года. Все последующие годы Гален жил и работал в Риме, занимая должности медика при императорах Пертинаксе и Септиме; умер примерно в 200 году, но место кончины и захоронения неизвестно. Одной из его многочисленных заслуг считается создание около 300 сочинений медицинского и отчасти философского характера. Однако из 200 сохранившихся сочинений, подписанных его рукой, лишь немногим более половины считаются подлинниками. В библиотеках Рима, возможно, еще остались многие из ненапечатанных произведений Галена. Важнейшими из них являются сочинения «Об анатомии», «О больных частях тела», «Терапевтические методы», «О составе лекарств», комментарии к статьям «Гиппократова сборника».

Дуализм (от лат. dualis - «двойственный») Галена обнаружился в сомнениях относительно идеализма и материализма. Если материалистическая позиция четко прослеживается в анатомии и физиологии, то в сфере внутренних процессов видно влияние теорий Платона. Глубокие знания анатомии Гален почерпнул в Александрии, где к тому времени были уже запрещены вивисекции на людях. Довольствуясь животными, ученый вскрывал обезьян, свиней, собак, лошадей, львов и слонов. Обработка и анализ результатов исследований позволяли делать выводы относительно строения человеческого организма. В сочинении «О назначении частей человеческого тела» представлено около 300 мышц, причем даже те, которые отсутствуют у людей, но имеются у некоторых видов животных. Гениям тоже не чужды ошибки: в описании мышц руки Гален пропустил одну из самых главных. Впоследствии этот недочет был исправлен анатомом Везалием.

В то же время Гален совершенно правильно обрисовал строение сердца, вен, упомянув артериальный проток. Однако перегородку сердца ошибочно считал проницаемой: кровь якобы беспрепятственно переходит из правого желудочка в левый, минуя периферийные сосуды и круги кровообращения. Эта ложная позиция долго считалась классической, не подлежащей критике, пока ее не опроверг богослов М. Сервет.

Будучи опытным практикующим врачом, Гален внес личный вклад в развитие фармакологии. Лекарства, полученные посредством механической и химической обработки природного сырья, сегодня называются галеновыми препаратами. Обширная практика также отражена во многих трудах, прежде всего в работах хирургического характера. Считая анатомию основой хирургии, Гален говорил: «Мне часто приходилось водить рукой хирургов, мало изощренных в анатомии, и тем спасать их от публичного позора». Произведения Галена в течение 14 веков были основным источником медицинских знаний в Европе.

Авл Корнелий Цельс

Авл Корне́лий Цельс (лат. Aulus Cornelius Celsus , ок. 25 до н. э. - ок. 50 н. э.) - римский философ и врач . Оставил после себя около 20 книг по философии , риторике , праву , сельскому хозяйству , военному делу и медицине . В трудах по медицине собрал самые достоверные (на то время) знания по гигиене , диететике, терапии , хирургии и патологии . Заложил основу медицинской терминологии . Ввёл в хирургию лигатуру для перевязки кровеносных сосудов. В психиатрии известен как автор термина «делирий ». Обладая обширной эрудицией, приобретённой усердным изучением греческих источников, Цельс составил обширную энциклопедию («Artes» ), охватывавшую собой философию, риторику, юриспруденцию, сельское хозяйство, военное искусство и медицину. Сохранился только отдел о медицине в виде трактата в 8 книгах («De medicina» ), излагающего диететику, патологию, терапию и хирургию на основании греческих источников, преимущественно Гиппократа и Асклепиада . Хирургия изложена отчасти и на основании собственной практики. Это единственное медицинское сочинение, дошедшее до нас от лучших времён римской литературы . За чистоту и изящество языка Цельса называют Цицероном среди врачей.

Римский ученый-энциклопедист, автор сочинения Искусства (Artes), охватывавшего сельскохозяйственные науки, медицину, военное дело, риторику, философию и юриспруденцию. Медицинский раздел О врачебном деле (De re medica) в 8 книгах – единственная сохранившаяся часть сочинения. Хотя Цельс не был практикующим врачом (о нем мы знаем лишь, что он жил в эпоху Тиберия) и его труд адресован неспециалистам, сочинение представляет большой интерес, поскольку является основным источником сведений по медицине поздней античности. Идеи, которые высказывает Цельс в таких областях, как пластическая хирургия или учение о малярии, свидетельствуют о высокой степени развития медицины в его время. В своем труде Цельс чаще всего ссылается на Асклепиада, врача из Вифинии, практиковавшего в Риме. Но Цельс был еще и большим почитателем Гиппократа и одним из первых стал популяризировать учение греческого врача среди римлян. Цельса даже называли «латинским Гиппократом». На сочинении Цельса, наряду с Гиппократовым корпусом (собранием сочинений школы Гиппократа) и трудами Галена, основываются практически все наши познания в области античной медицины. Труд Цельса был опубликован в 1478 и явился одной из первых книг по медицине в Европе. Еще в 16 в. слава и авторитет Цельса были столь высоки, что Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493–1541), знаменитый алхимик и врач, принял имя Парацельс (что значит «превосходящий Цельса»). Анатомические описания Цельса кратки, но весьма внятны. Цельс был против вивисекции человека, но вскрытие трупов считал возможным. Цельс указывал, что пульс – недостаточный показатель состояния здоровья, поскольку зависит от пола, возраста и телосложения пациентов. Он отмечал, что даже временное расстройство пищеварения приводит к ослаблению пульса.

Цельс оставил превосходное описание малярии. Его мнение, что жар вызывается предпринимаемыми природой усилиями по выведению из организма вредоносных веществ, намного опередило его время.

Цельс предложил литотомию (камнесечение) – операцию по раздроблению камней в мочевом пузыре. Описал пластические операции по восстановлению носа, губ и ушей. Интересовался лечением ран, переломов, вывихов, заболеваний костей, некрозов. Описывал фистулы, язвы, опухоли, грыжи, ампутацию конечностей и трепанацию черепа. Перечислил методы остановки кровотечений и способы перевязки кровеносных сосудов.

Переводы

  • Цельс, Авл Корнелий . О медицине. / Пер. Ю. Ф. Шульца . Вступ. ст. и ред. В. Н. Терновского. М., 1959. 408 стр. 3000 экз.
  • Цельс, Авл Корнелий . О медицине. Кн.8. (Костная хирургия, травматология). / Пер., вступ. ст. и комм. С. М. Каца. Куйбышев, Кн. изд-во. 1960. 87 стр. 550 экз.
  • В серии «The Loeb classical library» опубликован трехтомный англ. пер. (кн. I-VIII, под № 292, 304, 336) см. онлайн
  • В серии «Collection Budé» начато издание: Celse . De la médecine. T. I: Livres I et II. Texte établi, traduit et commenté par G. Serbat. 2e tirage 2003. LXXVI, 295 p.

Ссылки

  • «De medicina» Латинский текст и англ. перевод (лат.) (англ.)
  • Энциклопедия Кругосвет.Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Философы по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Философы Древнего Рима
  • История медицины
  • Учёные I века
  • Энциклопедисты
  • Корнелии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Авл Корнелий Цельс" в других словарях:

    Цельс (Aulus Cornelius Celsus) (I в. до н. э.), древнеримский автор энциклопедического труда «Искусства» (сохранился трактат «О медицине»). * * * ЦЕЛЬС Авл Корнелий ЦЕЛЬС (Celsus) Авл Корнелий (1 в. до н. э.), древнеримский автор… … Энциклопедический словарь

    Авл Корнелий Цельс Авл Корнелий Цельс (лат. Aulus Cornelius Celsus, ок. 25 до н. э. ок. 50 н. э.) римский философ и врач. Оставил после себя около 20 книг по философии, риторике, праву, сельскому хозяйству, военному делу и медицине. В трудах по … Википедия

    - (1 в. до н. э.) древнеримский автор энциклопедического труда Искусства (сохранился трактат О медицине) … Большой Энциклопедический словарь

    - (Aulus Cornelius Celsus) (около 25 до н. э. ‒ около 50 н. э.), древнеримский учёный энциклопедист. Около 25‒30 на основе греческих источников написал энциклопедический труд «Искусства» («Artes»), в котором отражены различные области знаний ‒… … Большая советская энциклопедия

    - (Aulus Cornelius Celsus) (первая половина 1 в. н.э.), римский ученый энциклопедист, автор сочинения Искусства (Artes), охватывавшего сельскохозяйственные науки, медицину, военное дело, риторику, философию и юриспруденцию. Медицинский раздел О… … Энциклопедия Кольера

    - (Celsus) римский ученый эпохи Тиверия, скончавшийся в конце правления Нерона. Обладая обширной эрудицией, приобретенной усердным изучением греческих источников, Ц. составил обширную энциклопедию (Artes), обнимавшую собой философию, риторику,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (лат. Cornelius) мужское имя римского происхождения. Для персоналий из стран с германскими языками принята транскрипция Корнелиус. Женская форма Корнелия. См. также: Корнель, Корнилий, Корнелис, Корней. Носители, известные по… … Википедия

    Цельс: Авл Корнелий Цельс (ок. 25 до н. э. ок. 50 н. э.) римский философ и врач. Цельс римский философ платоник II в., первым высказал принципиальные возражения против христианства … Википедия

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

имени академика И.П. Павлова

Кафедра Истории медицины

Реферат

Авл Корнелий Цельс

и его труд «О Медицине».

Санкт-Петербург

Время не всегда милосердно к гению человека, чаще совсем наоборот. Множество выдающихся людей, немало произведений искусства и научных открытий прошлого теряются во тьме веков, до наших дней доходят лишь упоминания и смутные легенды. Но бывает и так, что на поверхность мутных волн истории вдруг всплывает обломок далекого прошлого, и не жалкая щепка, а частица творения истинного Мастера. И хотя частица эта - единственное, что дошло до нас, она порой позволяет судить о даровании его создателя лучше, чем многотомные биографии и пространные критические статьи. Время сурово обошлось с Авлом Корнелием Цельсом, не пощадив его многотомного трактата “Искусства”, в котором тщательно разрабатывались самые разные направления: философия и сельское хозяйство, теория военного искусства и филология. Только одна часть грандиозного труда - лаконичный и необыкновенно емкий справочник по медицине - пережила века, что оказалось достаточным, чтобы обессмертить имя автора.

Среди замечательных произведений, которые по праву вошли в золотой фонд мировой медицины, одно из первых мест занимает труд А. Цельса «О медицине». Эта книга впервые вышла в свет 500 лет назад, в 1478 году во Флоренции, однако написана она была еще почти на 1500 лет раньше.

Автор этого выдающегося труда древнеримский ученый энциклопедист и врач Авл Корнелий Цельс родился, по предположениям историков, в 30-25 гг. до н.э. он получил разностороннее образование. Полагают, что медицине его обучали жившие тогда в Древнем Риме выдающиеся греческие врачи Мечет, Трифон и Евельпист. Не исключено, что Цельс обучался также в основанной в то время в Риме медицинской школе (Schola medicorum). Цельс был автором обширной энциклопедии «Artes» («Искусства»), обобщавшей знания древних по самым различным вопросам - агрономии, юриспруденции, философии, риторике, военному делу. Написанная в начале I века нашей эры (около 25-30 гг. н. э.), книга «О медицине» - единственный дошедший до нас труд Цельса - составляет часть (VI - XIII книги) этой энциклопедии. Умер Цельс в 40-45 гг. н. э.

В своей книге Цельс достаточно подробно изложил взгляды своих предшественников, прежде всего «отца медицины» Гиппократа, которого он ставил очень высоко, а также Герофила, Эразистрата, Асклепиада и других знаменитых врачей (кстати, именно благодаря Цельсу человечество узнало о многих достижениях древних врачей: его труд - ценнейший памятник медицины, существовавшей в течение многих веков до нашей эры). Однако Цельс далеко не всегда и не во всем соглашался со своими предшественниками и порой, опираясь на собственный опыт, критиковал их. Основанием для высказывания собственного мнения по тем или иным проблемам медицины послужил богатый врачебный опыт Цельса, приобретенный в валетудинариуме-древнеримской больнице для рабов. Так, он категорически возражал против практиковавшихся некоторыми из его предшест­венников (в так называемой Александрийской школе древней медицины) вскрытии пре­ступников -живых людей. «Рассекать тела живых людей, -писал врач-гуманист, - и жестоко и нет необходимости. ...Что можно изучить только на живых людях, по­кажет опыт при лечении раненых, хотя и более медленным способом, но значительно бо­лее гуманным». Иное дело -вскрытия трупов, которые и тогда не поощрялись, а впо­следствии были запрещены церковью под страхом смертной казни. «Вскрывать трупы умер­ших, -учил Цельс, -необходимо изучающим(медицину) , поскольку они дол­жны знать положение и порядок размещения органов».

Критически резюмируя достижения современной медицины по терапии, хирургии, патологии, диететике, Цельс постоянно подчеркивал важность рационального подхода к проблемам симптоматики, диагностики, лечения и прогноза заболеваний. «Медицина долж­на быть построена на рациональных началах,-утверждал Цельс,- ее следует строить, ис­ходя из очевидных фактов, отбросив все скрытые причины, устраняя их не из поля зре­ния врача, а из самого искусства врачевания».

Характерно, что свой труд древнеримский врач начал с отлично написанных раз­делов о гигиене и диететике здорового человека. Говоря об образе жизни, он рекомендо­вал «как можно чаще заниматься физическими упражнениями, так как праздность расслабляет тело, а труд укрепляет его; первое приносит преждевременную старость, второе - продолжительную молодость». Весьма рациональны его советы пользоваться баней, регу­лярно питаться, заниматься гимнастикой, вести разнообразный образ жизни. Немало по­лезного содержалось и в рассуждениях о влиянии на здоровье тепла и холода, сна и бессонницы, голодания и переедания, длительной ходьбы, морских путешествий и пр., а также в рекомендациях по диете при отдельных заболеваниях.

Излагая свои общепатологические взгляды, Цельс подробно описывал признаки от­дельных болезней, а затем говорил об общих способах их лечения, выделяя на первое место кровопускания (этот лечебный метод использовался затем в медицине в течение многих столетий), а также банки, растирания и диетическое питание. Он предлагал рекомендации по лечению заболеваний всего организма, к которым относил часто встречавшиеся тогда лихорадки (одно-, трех- и четырехдневную, а также чумную и др.), помешательство, же­лудочные спазмы, летаргию, падучую болезнь, водянку, царскую болезнь (желтуху), апоплексию, слоновую болезнь, паралич. Цельс подробно описывал способы лечения честных заболеваний -болезней головы и лица, шеи и горла, легких и печени, селенки и почек, кишечника, матки, суставов и пр.

Разнообразные методы лечения Цельс рекомендовал применять индивидуально, не только в зависимости от диагноза, но и с учетом состояния больного: «Нельзя сразу отказываться от того, что требует от врача умственного напряжения и проницательности -писал он, - так как особенная ценность врачебного искусства состоит не в том, чтобы считать, сколько лет больному, и не в том, чтобы придерживаться какого-либо единственного взгляда на лечение, а в том, чтобы, взвесив силы больного, вывести из этого заключение». Иными словами, необходимо индивидуализировать лечение в зависи­мости от состояния больного, диагноза и прогноза заболевания.

Нередкими в древности (да и в последующем) были факты, когда даже при очень тяжелых заболеваниях и травмах врачей считали единственными виновниками летального исхода. Описывая инкурабельные формы болезней, Цельс подчеркивал: «Я полагаю, что об этом надо сказать не потому, что в подобных случаях есть какое-либо лечение, но, чтобы по указанным признакам можно было распознать такое состояние больного и чтобы потерявшие кого-либо при подобных обстоятельствах не считали виновным врача». Из

того видно, что Цельс заботился об укреплении авторитета своих коллег и выступал против бытовавших тогда предрассудков.

Древняя медицина использовала много различных лекарств. В книге Цельса приве­чены подробные данные по фармакологии и фармакотерапии -о свойствах и приготовле­нии лекарств, об их действии (самостоятельном и в смеси с другими), способах назначе­ния и дозировках, о различных лекарственных формах. В то же время в отличие от мно­гих своих предшественников, признававших лечение одними только лекарствами (этим отличалась, например, Александрийская школа), Цельс считал необходимым сочетать их применение с гигиеническими и диетическими рекомендациями, с тем, что он квалифицировал как «гигиенический образ жизни, чрезвычайно полезный при всех телесных не­дугах».

Наибольшее значение имели те разделы труда Цельса, которые посвящены хирургии. На это справедливо указал в своей диссертации, посвященной Цельсу, русский врач А. Бернард (1907).Хирургия, писал древнеримский ученый, «хотя и не пренебрегает ле­карствами и гигиеническим образом жизни, однако предпочитает действовать рукой: ее результат среди всех отделов медицины самый очевидный». К этому разделу медицины он относил лечение прежде всего ран и всевозможных язв, а также различной другой патоло­гии, особенно патологии костей.

Цельс нарисовал отличный портрет хирурга, изложив требования, которые предъ­являла к нему медицина: «Хирург должен быть человеком молодым или близко стоять к молодому возрасту; он должен иметь сильную, твердую, не знающую дрожи руку; и ле­вая его рука должна быть так же готова к действию, как и правая; он должен обладать зрением острым и проницательным, душой бестрепетной и сострадательной настолько, чтобы он желал вылечить того, кого он взялся лечить, и чтобы он, будучи взволнован его кри­ками (все операции производились без обезболивания), не спешил больше, чем того требует дело, и не оперировал больше, чем это необходимо. Но пусть он также делает все так, как будто крики больного нисколько его не задевают». Эти требования к хирургу оставались неизменными в продолжение почти двух тысячелетий, вплоть до середины XIX века, когда появление обезболивания изменило характер хирургии.

Во времена Цельса раны, нанесенные различным холодным оружием, были частой причиной хирургического вмешательства. Возможность спасения жизней защитников Империи, очевидно, всесторонне занимала Цельса. Не удивительно, что он подробно описал раз­личные ранения, в первую очередь от метательного оружия (стрел, дротиков, камней для пращи), и указал, что нужно сделать при каждом из них, подчеркнув главное-прежде всего удалить метательное оружие из тела. Используя его трактат, можно, скажем, даже составить справочник разновидностей наконечников стрел, применявшихся в древности. Кроме того, он особо выделил симптоматику ранений сердца, легкого, печени и других внутренних органов, а также ранений голов­ного и спинного мозга. «Рассмотрев, кого можно спасти, когда что-либо поражено, -ука­зывал Цельс, -следует немедленно предусмотреть два случая: чтобы человек не погиб от истечения крови или от воспаления».

Среди нововведений, которые впервые описал Цельс, наиболее важны способы ос­тановки кровотечения. Это прежде всего тампонада. «Надо закрыть рану сухой корпией, - писал он, -наложить сверху губку, смоченную и отжатую в холодной воде, и прида­вить ее сверху рукою. Если при этом кровь плохо останавливается, надо чаще менять корпию, и если она мало помогает в сухом виде, то намочить ее в уксусе». Если же там­понада не помогала и кровотечение продолжалось, следовало наложить лигатуры на сосу­ды: «Надо захватить вены, из которых льется кровь, -рекомендовал он, -перевязать в двух местах вокруг пораженного места(т. е. места кровотечения ) и отде­лить их, чтобы вены сами по себе сходились и, несмотря на наличие пораженного места, имели бы закрытые отверстия». В случаях, когда наложить лигатуры не представлялось возможным, рекомендовалось прибегнуть к прижиганию. Кстати, описанный Цельсом ме­тод прижигания ран использовался затем в медицине в продолжение около полутора тысячелетий.

После остановки кровотечения, советовал Цельс, следовало «заживить рану» -на­ложить шов или «застежки» (зажимы), которые «стянули бы края, однако не слишком сильно, чтобы впоследствии рубец был менее широк». Затем на рану надо было нало­жить смоченную в уксусе (или в вине) и отжатую губку или приложить лекарство, а потом привязать широкую полотняную повязку. «Когда кончится воспаление, -напоми­нал Цельс, -рану надо очистить».

Цельс подробно описал, что надо делать при осложненных ранах, например при возникновении гангрены. «В таком случае первое, что нужно сделать, если позволят силы, это -пустить кровь, -рекомендовал он. -Затем отрезать все, что отмерло, вплоть до здорового тела, а также, при некотором натяжении, ближайшее к заболевшему место». В книге Цельса изложены способы лечения фурункулов, карбункулов, язв, отморожений, абсцессов, а также свищей и опухолей кожи.

Много внимания уделил Цельс симптоматике и методам операций при пупочной гры­же (с перевязкой грыжевого мешка), указав на необходимость готовить больного к операции -«воздерживаться от пищи накануне операции... очистить клизмой желудок. При операциях по поводу пахово-мошоночной грыжи «как только разрез, сделанной в паху, достигнет средней оболочки, -писал Цельс, -необходимо рану прихватить двумя крючками за самые края, пока врач, раздвинув все мельчайшие перепонки, не освободит ее от них... Вырезаемая средняя оболочка иссекается без опасности...»

В книге Цельса содержатся ценные факты о повреждениях костей -переломах и вывихах. «Всякая кость при насильственных действиях, -писал он, -или повреждается, или раскалывается вдоль, или переламывается, или пробивается насквозь, или дробится от ушиба, или смещается со своего места». В соответствии с этим он рекомендовал при раз­личной патологии костей принимать действенные меры. «То, что полностью охвачено гни­лостным процессом, -указывал Цельс, -должно быть полностью удалено; если же ниж­няя часть кости здоровая, то вырезать надо только то, что затронуто порчей...Надо, на­сколько возможно, одновременно и кожу взрезать, и кость обнажить, и очистить боль­ное место от всякой пораженной гнилостным процессом материи». Несомненный интерес

представляли практические советы Цельса: как делать резекцию кости, что предпринимать при переломах костей черепа, челюсти, ключицы, ребер, верхних и нижних конечностей, какую помощь следует оказать при различных вывихах.

Цельс обогатил современную ему хирургию описанием ряда новых операций. Так, он первым сообщил об операции при катаракте: впоследствии ее производили в течение мно­гих столетий хирурги разных стран. И хотя в античную эпоху ученые представляли строение глазного яблока не совсем верно, главы трактата, посвященные лечению патологий органов зрения, - интереснейшие во всем научном наследии Цельса. Даже Хиршберг, один из наиболее последовательных и суровых критиков римского целителя, признает, что описание глазных операций в трактате “О медицине” заслуживает внимания. Кроме того, Цельс впервые определил четыре местных признака воспаления, по которым можно распознать злокачественную опухоль (до него в данном вопросе не было ясности даже в употреблении специальной терминологии), дал подробное описание также одной из форм трихофитий, называемую в настоящее время “кернион Цельса”.

Вплоть до конца 20-х годов XIXвека производилась по впервые описанному Цельсом способу операция бокового промежностного камнесечения (так называемый разрез Цельса). Немало нового предложил Цельс и в вопросах плас­тической хирургии, хирургического лечения озены, болезней полости рта, патологии костей, болезней прямой кишки, различной гинекологической и акушерской патологии - именно Цельс первым в Европе описал поворот на ножки плода в родах,.

Если не считать работ Герофила, Эразистрата, Цицерона и Аретея, то со времени Гип­пократа до Цельса, т. е. на протяжении трех веков, в древней Греции и Риме не было из­вестных медицинских сочинений, касавшихся и вопросов психоневрологии. В труде же Цельса, состоящем из 8книг, вопросы психиатрии и неврологии занимают довольно важное место. Ю. Каннабих кратко изложил классификацию психических расстройств, кото­рой придерживался Цельс. В эту классификацию входили френит, меланхолия, безумие.

В сочинении «Demedicine» Цельс, касаясь общей психопатологии, упоминает расстройства сознания, помешательство, бред, летаргию, бессонницу, эйфорию, депрессию, судорожные состояния, опьянение, похмелье. Он касается также этиологии различных психических заболеваний и при этом отмечает значение конституции, возраста, эмоциональных состояний, а также климата. Говоря о телосложении («природе гела») и исходя из того, что «одни люди худощавые, другие туч­ные, одни теплые, другие холоднее; одни с большой влажностью, другие -с сухостью» Цельс делает вывод, что следует как-то выравнивать эти крайности в природе тела. Одним нужно полнеть, другим худеть; одних согревать, других охлаждать и т. д. Цельс довольно подробно разбирает вопрос о том, как врач может добиваться этого путем назначения режи­ма, диеты, соответствующих лекарств и т.д. Он считал, что «самым устойчивым телосложе­нием является соразмерно-стройное, не худощавое и не тучное» (по нашим современным представлениям нормастеняя).

Все болезни Цельс разделял на острые и хронические и писал, что «длительным болез­ням более подвержен старческий возраст, острым -молодой». Эпилепсия чаще начинается в юношеском возрасте. Что касается климата, по его словам, «самым здоровым временем года является весна, ближайшим к ней -зима, опаснее лето, а самым опасным осень». Но дальше Цельс, подробно разбирая отдельные заболевания, указывает, что меланхолия и помешательство чаще начинаются весной, эпилепсия -весной или осенью, лихорадоч­ный бред -зимой. При этом большое значение имеет перегревание или переохлаждение тела. Отмечается также роль душевных волнений и связанных с ними колебаний пульса, дыхания, температуры тела, его влажности и т. п.

Помимо перечисленных нервно-психических заболеваний, Цельс упоминает также «гидрофобию»(бешенство), которую связывает с укусом бешенной собаки. По его словам «это самый ужасный вид болезни… для пораженных этой болезнью – плохой прогноз». В качестве лечебных мер называются: кровососные банки на рану, прикладывание солевых растворов, прижигание раны. Наконец в сочинении «DeMedicine» рассматриваются различные органические заболевания центральной нервной системы: гидроцефалия, апоплексия, паралич, табес (атрофия), кахексия. Апоплексия или «удар» связывается, с одной сторо­ны, с ударом молнии, с другой -с болезнями головного мозга.

Среди неблагоприятных прогностических симптомов при различных соматических за­болеваниях, особенно лихорадочных, Цельс отмечает плохое самочувствие и настроение, душевную вялость, отсутствие желания говорить и двигаться («когда тело цепенеет»), усиление головных болей, саливацию, частую зевоту, бессонницу, чрезмерную сонливость («летаргия»), конвульсии, ночные кошмары, путаницу в мыслях, сильную усталость, пара­личи. Появление «безумия», изменение и потеря сознания, скрежет зубов, упадок пульса и дыхания означают приближение агонии.

По сравнению с другими древними авторами Цельс рекомендует более мягкие и лег­кие лечебные процедуры при психических расстройствах. Большое внимание он уделяет и психотерапевтическим воздействиям на психику больных. Кроме того, следует еще раз подчеркнуть, что первенствующее значение он придавал профилактическим мерам. В целом, оценивая взгляды Цельса в психоневрологии, можно говорить о том, что он был сторон­ником сомато-психического направления.

Психиатрические взгляды Цельса, несомненно, представляют большой интерес для современных психиатров.

Энциклопедический труд Цельса «О медицине», содержащий огромное количество разнообразных теоретических и практических сведений и по сути дела обобщавший дости­жения древней медицины, был высоко оценен его современниками. Для целителей минувших эпох Цельс был одним из самых признанных авторитетов. Его справочник наличествовал в библиотеке едва ли не каждого уважающего себя врача. Цельса цитировали, им восхищались, к нему обращались за советом. Недаром Парацельс выбрал себе именно такой, а не какой-либо иной псевдоним: “равный Цельсу”. Видно великий революционер от медицины считал Авла Корнелия главным умом минувшего, с которым лестно было себя соотнести и открывателю новых путей в области врачевания. Тем не менее, даже тогда, уже не говоря о наших днях, историки и энтузиасты-поклонники знали о жизни Цельса весьма и весьма немного, а студенты даже и не слышали об этом светиле прошлого. Нельзя сказать, что для интеллигентного гражданина Римской империи Авл Корнелий Цельс был фигурой малозначащей. Вовсе нет. Упоминаниями о деятельности этого выдающегося ученого-энциклопедиста так и пестрят тексты древних авторов. Небезызвестный Плиний Старший отдает дань уважения Цельсу в своей “Естественной истории”. Марк Фабий Квинтиллион, прославленный мастер слова, в своем сочинении “Обучение оратора” не раз упоминает о блестящем языке Цельса, и даже утверждает, что не было лучшего оратора, чем он, за исключением Цицерона. Высокая оценка, особенно если вспомнить, каким почти божественным авторитетом обладал Цицерон среди своих сограждан. Луций Юний Модерат Колумелла также отмечает достижения Цельса, заявляя, что пятитомная энциклопедия “Аrtes” представляет собой “весь свод знаний”, имевшихся в распоряжении римского народа на момент ее написания. Другие деятели культуры восхищались Авлом Корнелием не меньше, называя его “Медицинским Цицероном” и “Латинским Гиппократом”, но… ни один не взял на себя роль биографа столь прославленной личности.

Но хотя все то, о чем писал Цельс, впоследствии многие века применялось в медицине, этот столь популярный у древнеримских врачей труд был утерян. Он был найден в 1443г. священником церкви св. Амвросия Фомой Парентучелли де Сарцана, ставшим за­тем римским папой Николаем V.После первого издания (Флоренция, 1478)этот фунда­ментальный научный труд, ярко отражающий достижения древней медицины, стал широ­ко известен во всем мире: в различных странах книга была издана более 70раз.

В 1959г. советские ученые осуществили первый полный перевод труда А. Цельса на русский язык -эта книга вышла в свет под ред. акад. АМН СССР В. Н. Терновского и зав. курсом латинского языка IIМосковского медицинского института Ю. Ф. Шульца. «Сочинение Авла Корнелия Цельса«О медицине»,- справедливо указывается в предисловии к этому изданию, -обширный и интересный труд, в котором изложены основ­ные принципы и теории медицинской науки догаленовского Рима».

В заключение хотелось бы сказать, что хотя мы и мало знаем о жизни Авла Корнелия Цельса, все же известно достаточно, чтобы по достоинству оценить вклад этого человека в науку и культуру. Разумеется, жаль, что в нашем распоряжении нет ни биографии, ни портрета или скульптурного изображения выдающегося энциклопедиста, однако пенять на судьбу в данном случае все же излишне. Лучше воспользоваться советом восточных мудрецов, которые в данной ситуации сказали бы: “Если вас интересует личность этого человека, возьмите в руки его сочинения, и у вас окажется его наилучший портрет. Если же вас не удовлетворит результат, и вы пожелаете узнать еще и мелкие особенности его внешности, то от себя добавим, что у него были две руки, две ноги и одна голова”.

Афоризмы Цельса.

    Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.

    Болезни не красноречием, а лекарствами лечатся.

    Быстро, безопасно и приятно (должен лечить врач).

    В холодной воде - исцеление, предупреждение заболеваний, она укрепляет тело и сохраняет бодрость духа.

    Действие хирургии среди разделов медицины - самое очевидное.

    Не важно, что вызывает болезнь, важно, что ее устраняет.

    Покой - наилучшее лекарство.

    Чрезмерное наполнение желудка вредно для здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Мирский М.Б. А. Цельс и его труд «О медицине».

\\Клинич. медицина, 1978, т.56, №9, с 144-147

    Афанасьев В.Д. Психиатрические взгляды Цельса.

\\ Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1975, т. 75, вып. 2, с. 281- 284

    Авл Корнелий Цельс и его медицинская энциклопедия.

\\ Сов. здравоохранение, 1979- № 4, с. 70-72