Коррекционная работа при каждой форме афазии. Афазия VIII

Упражнения для восстановления глотания

1. Высунуть язык. Не убирая языка произносить звук "Г" пять раз. Отдохнуть. Повторить несколько раз.

2. Поочерёдно повторять звуки "И - У". Глоточные мышцы должны напрягаться.

3. Крепко держите кончик языка зубами и сделайте глотательное движение (Вы почувствуете напряжение в горле и затруднение с началом глотания).

4. Зевнуть с широко раскрытым ртом, с шумом втягивая воздух.

5. Имитация рвотных движений.

6. Имитация жевания.

7. При возможности: глотание: а) слюны, б) капель воды, сока и т.п.; или просто имитация глотательных движений. ВНИМАНИЕ! Выполнять упражнение только после консультации со специалистом по глотанию.

8. Храпение на вдохе и на выдохе (подражание спящему).

9. Твёрдое произнесение гласных звуков А, Э, И, О, У.

10. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И - А, И - А.... . (звук И отделяется от А паузой).

Приёмы работы при афазиях

Уважаемые пациенты и их родственники!

В этом разделе предлагаю обсудить основные приёмы, направленные на восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Обширную информацию с подробным описанием Вы можете найти в литературе, которая представлена в СПИСКЕ. В этой статье будем обсуждать только основные моменты, так как для занятий с каждым пациентом можно использовать десятки самых разнообразных приемов, и указать их все не представляется возможным.
На практике очень редко встречаются чистые (истинные) формы афазий, особенности которых Вы найдёте как в литературе, так и на страницах этого сайта. Из этого следует, что восстанавливать речь больного по какому - то шаблону просто недопустимо, хотя, основные этапы всё - таки следует соблюдать.
Занятия по исправлению речи у взрослых больных принято называть восстановительным обучением, которое начинается сразу же при выходе больного из тяжелого состояния в острый период заболевания. При этом учитываются возможности пациента, вырабатывается установка на коррекцию речи. В начале продолжительность занятий составляет от 3 до 5 минут, затем продолжительность увеличивается, и достигает к концу острого периода заболевания (инсульт – это 21 день) 10 – 15 минут. На технологию восстановительного обучения у разных специалистов разные мнения. Кто – то рекомендует сразу же после выписки из стационара заниматься 2 – 3 раза в неделю без перерывов на лето, отпуск, поездки на дачу. Я же считаю такой подход неприемлемым и настаиваю на том, что необходимо проводить восстановительное обучение в виде отдельных курсов по 1 – 2 месяца с частотой занятий не менее 2 раз в неделю с последующим перерывом на отдых (во время которого, как показывает опыт, также отмечается положительная динамика в речевой сфере пациента).
Много вопросов задают родственники наших больных о предположительных сроках полного восстановления речи (когда заговорит?), на которые ответить крайне сложно. Любовь Семеновна Цветкова выделяет следующие факторы, влияющие на восстановление речевой функции:
Этиология (причина) заболевания. Если афазия сохраняется более 2 недель - то для спонтанного восстановления шансов мало, необходимы занятия. Афазии, возникающие в результате черепно – мозговой травмы, имеют более благоприятный исход по сравнению с афазиями, возникшими при сосудистой патологии головного мозга.
Обширность очага поражения.
Исходная степень
тяжести нарушений речи.
Период от начала заболевания до первого обследования речи и начала занятий.
Форма афазии. Хуже всего – тотальная афазия (не понимает, не говорит). При моторной афазии речь восстанавливается лучше, чем при сенсорной афазии.
Доминантность по руке. У левшей симптоматика афазии менее выражена, а восстановление бывает более полным и выраженным.
Возраст. Мнения ученых разноречивы. Возраст не является единственной причиной, а входит в комплекс других неблагоприятных факторов, который отягчает динамику восстановления.
Александр Романович Лурия считал, что для спонтанного восстановления речи имеются благоприятные условия у больных с глубоким расположением очага поражения мозга, а также с отсутствием поражения корковых речевых областей при кровоизлиянии в мозг.
В разных источниках, в том числе и в Интернете можно найти данные о наиболее благоприятном периоде проведения восстановительного обучения. Период до 6 месяцев от начала заболевания считается самым благоприятным (речь восстанавливается более быстрыми темпами), также, руководствуясь собственным опытом можно сказать что период до 1 года является не менее плодотворным для работы. Но можно встретить и такие цифры, как 2 года и даже 5 лет. Поэтому в нашей клинике, когда пациент готовится к выписке домой, проводится беседа с родственниками о сущности речевой патологии, определяется тактика восстановления речи в домашних условиях, обучаем их простым логопедическим приемам, готовим пособия для занятий. Проводится работа по консультированию родственников с помощью сайта. В настоящее время при отсутствии логопедического сопровождения после выписки из стационара, это очень актуально и востребовано.
Теперь ближе к теме. Я рассчитываю на то, что вы знаете, какая форма афазии выходит на первый план в речевом статусе пациента. Ну, или догадываетесь. Если речь вообще отсутствует, то показать пациента специалисту просто необходимо, в таком случае выполняйте только рекомендации, приведенные ЗДЕСЬ.

Эфферентная моторная афазия.
Проблемы: трудности начала фразы, не переключиться со слога на слог (инертность), с одного слова на другое (зависит от степени тяжести нарушений речи). Напоминает заикание.
Цель: преодолеть инертность в речевом процессе.
Способы:
медленное, напевное, протяжное произнесение счета 1 – 10, дней недели, фраз, бытовой речи отстукивание ритма рукой;
заканчивание фразы нужным словом (договаривание пословиц, поговорок);
пересчет предметов, затем с опорой на числа;
игры: лото, шашки, шахматы, конструкторы, игральные карты;
выделение отдельного слова из ряда, например любой одной цифры при счете до 10 – ти;
метод противопоставлений (черный – белый и т.п.). Одно слово говорит родственник, другое – пациент;
вербализация действий (больной пытается проговорить что он делает);
приём письма и чтения.

Афферентная моторная афазия.
Проблемы: нарушение артикуляционных укладов, поисковые реакции губ, языка в момент произнесения.
Цель: восстановление артикуляции.
Способы:
чтение стихов, ритмическое проговаривание с одновременным отстукиванием ритма фраз;
рисование;
классификация предметов по выделенным признакам;
игры: лото, домино, шахматы, шашки, предметное лото;
счет 1 – 10, дней недели,
на начальных стадиях письмо и чтение не подключаются, а лишь на более поздних – производится работа по выделению звукобуквенного состава слов.

Динамическая афазия.
Проблемы: отсутствие активной, продуктивной речи, наличие речевых шаблонов, стереотипов. Короткая, рубленая фраза. Длительная пауза между словами. Сохранно повторение, называние, понимание речи, письмо и чтение.
Цель: исправить дефекты внутренней речи, восстановление способности актуализировать слова – глаголы, восстановление программирования высказывания.
Способы:
ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да» , «нет»;
стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету;
раскладывание подписей под картинками;
чтение хорошо знакомых слов и фраз;
накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом;
чтение и пересказ текстов (при наличии возможности);
«ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;
составление поздравительных открыток, писем и т.д..

Сенсорная афазия.
Проблемы: нарушение понимания речи, наличие в речи обилия бессмысленных слов (логоррея), нарушение контроля за собственной речью.
Цель: восстановление понимания обращенной речи и устной речи, нарушенной вторично.
Способы:
показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям и другим признакам;
показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям;
показ частей тела на картинке и у себя;
выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.
ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;
выполнение простых устных инструкций;
раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;
ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
письмо слов, слогов и букв по памяти;
«озвученное чтение» отдельных букв слогов и слов;
дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;
заполнение пропусков во фразах;
письмо под диктовку слов и простых фраз;
прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;
составление рассказов по серии сюжетных картинок;
пересказ текстов по плану и без плана;
чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов.

Акустико – мнестическая афазия.
Проблемы: сужение объема восприятия речи на слух, дефекты зрительных предметных образов.
Цель: восстановление зрительных предметных образов и связи их со словом, увеличение объема восприятия.
Способы:

выполнение 2-3 звеньевых устных инструкций;
прослушивание текстов и ответы на вопросы по содержанию текстов;
письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти); повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз;
заучивание наизусть коротких стихотворений и текстов;
повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 секунд, через 1 минуту после первого предъявления;
составление устно предложений по опорным словам;

классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
составление рассказа по серии сюжетных картинок;
пересказ текстов сначала по подробному плану, затем - по свёрнутому, затем - без плана;
развёрнутые диалоги на внеситуативные темы.

Семантическая афазия.
Проблемы: нарушено понимание логико – грамматических конструкций (передают систему отношений слов, например «отец брата или брат отца»), понимание отдельных слов – сохранно.
Цель: преодоление дефектов восприятия предметов в пространстве, восприятия «левого» и «правого».
Способы:
схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;
изображение плана пути, комнаты;
конструирование по образцу, по словесному заданию;
работа с географической картой, с часами.
заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;
составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.
составление предложений с заданными союзами.
изложения, сочинения;
импровизация на заданную тему;
толкование сложных по смысловой структуре слов.

Амнестическая афазия.
Проблемы: нарушение номинативной функции речи (называния предметов), дефекты выбора нужного слова из всплывающих альтернатив.
Цель: расширение активного словаря, восстановление восприятия образов – представлений в зрительной сфере.
Способы:
вычленение существенных признаков предметов (объектов, явлений);
показ предметов по названиям, предъявляемым парами, тройками;
показ частей тела по тому же принципу;
анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
смысловое обыгрывание слов в контекстах;
классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова.

Материалы к лексической теме
"Продукты".

Скотникова Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл.


Требуется комплексное (медико-психолого-педагогическое) обследование с выделением основного нарушенного звена. Особенностью афазиков в том, что тщательное обследование может осуществляться параллельно с логопедической работой (это мнение Оппель).

В процессе восстановительного обучения требуется динамическое обследование (в течении всего лечения). При работе содержание обследования учитывается время и хар-р воздействующей причины, динамика изменения речи и общего поведения с момента заболевания уровень развития человека (грамматность, образованность, профессия – преморбидный уровень больного). Активность в стремлении восстановить речь. Обследование ведется ин-но, продолжительность разового обследования зависит от самочувствия, от 15 мин. до1 часа.

Задачи обследования описать общую картину возникающих изменений психической деятельности, выделить основной дефект, определить вторичные симптомы нарушения, описать синдром аф. характерный для данного больного.

В схеме обследования можно выделить несколько блоков.

1. Предварительная беседа, беседа решает двухстороннюю задачу: а) выделение состояния сознания больного (насколько адекватно относиться к заболеванию, помнит ли себя); б) выявить круг патологических явлений в речи.

2. Исследование двигательной функции:

а) двигательная функция руки (выявляют изменения силы, точности, нарушения тонуса, наличие гиперкинезов)

Пробы на кинестетическую организацию движений (покажи: указательный - большой пальцы, указательный – средний, сначала на одной руке, потом на другой)

Пересчет пальцев поочередно

Пробы Хеда (покажи левой рукой правый глаз, левой рукой левое ухо)

б). оральный праксис (артикуляторная гимнастика) – улыбка, трубочка, лопатка, удержать язык за нижней губой, за верхней (движения предлагаются по образцу). По речевой инструкции (покажи как цокают, как свистят).

в) исследование речевой регуляции двигательного акта. Задания на графическую деятельность (нарисуй, срисуй). Сложность задания определяется состоянием больного.

3. исследование слухо-моторной координации.

А) пробы на восприятие музыкальных мелодий и звуко-высотных отношений (предлагается рукой моделировать услышанное)

Б) исследование восприятия и воспроизведение ритмической структуры (отстукать, отхлопать)

4. исследование зрительного восприятия предметов и изображений.

А) предметный гнозис (узнавание предметов)

Б)предметный гнозис в усложненных ситуациях (контурное изображение, наложение силуэтных изображений, методика матрица Равена – найти недостающую часть)

5. исследование ориентировки в пространстве.

использование задания выкладывание фигур из палочек, срисовывание фигур, пробы правильно или неправильно наложенных цифр или букв.

6. Исследование импрессивной речи.

а) фонематический слух (повтори изолированно зв., серию зв., записать целые серии зв., выложить услышанную серию зв. из разрезной азбуки)

б) исследование понимания слов (показать названный предмет, показать предметы – картинки, которые выложены перед больным на столе). Используют сложную пробу: больному называют 2-4 слова, он в том же порядке должен показать предметы. Найти названную картинку среди 3-7 изображений. Определить понятия: заусенить –гусеница.

В) понимание простых предложений (найти картинку соответствующему данному предложению). Выполнить инструкцию три действия в одном предложении (возьмите книгу, положите ее на подоконник, дайте мне тарелку)

Г) исследование понимания логико-грамматических конструкций (покажи карандаш ручкой, ручкой карандаш). Понимание сравнительных конструкций (Петя выше Мише, кто ниже). Определение правильной по логике конструкции (муха больше слона или слон больше мухи – Когда я сказала правильно). Логико- грамматические конструкции (Оля светлее Кати, но темнее Сони, кто самый светлый)

7. исследование экспрессивной речи.

А) исследование звукопроизношения (с помощью повторения звуков)

Б) исследование отраженной речи (повторение слов, предложений)

В) исследование номинативной функции речи (называние предмета по его описанию, называние обобщающих понятий, выделение лишнего слова из ряда названных: пруд, река, озеро)

Г) исследование повествовательной речи (описание картинки, пересказ текста, рассказ на заданную тему, пробы с использованием ситуации письменной речи: заполнить недостающую часть предложения – Я пошел в……чтобы купить хлеба)

8. исследования письма и чтения

А) исследование звукового анализа и синтеза слов (определить количество звуков в слове, определить последовательность звуков в слове)

Б) исследование письма: списывание, диктант

В) исследование чтения: чтение слогов, слов, фраз и целого текста.

Для проведения обследования важно понимать, что все задания нужно предлагать очень аккуратно, в доверительной беседе, а не в форме теста, для больного важно фиксировать внимание на положительных моментах и каждую ситуацию обследования заканчивать на положительной ноте.

Вопросами афазии занимались: Цветкова, Лурия, Оппель. Классификацию афазии выделил Лурия.

– расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Общие сведения

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии , при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи , т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология , логопедия и медицинская психология.

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты . При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт , чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, - тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы , воспалительные заболевания мозга (энцефалит , лейкоэнцефалит , абсцесс), опухоли головного мозга , хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге .

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга , гипертоническая болезнь , ревматические пороки сердца , перенесенные транзиторные ишемические атаки , травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Классификация афазии

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии - с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга ; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК , механотерапию , физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии , структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем. При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти. Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика афазии

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания .

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Нейропсихологический симптомокомплекс зависит от места локализации очага поражения головного места. Расположение очагов поражения коры больших полушарий мозга определяет ту или иную форму афазии

Схема обследования больного с афазией (по Лурия А.Р.)

1. Исследование общей способности больного к речевой коммуникации - беседа с целью выяснения:

а) полноты собственной речи больного;

б) понимания им ситуативной, обиходной речи;

в) степени речевой активности;

г) темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характеристик, степени разборчивости (обращается также внимание на наличие или отсутствие носового оттенка речи).

2 .Исследование понимания речи.

3.Исследование автоматической речи:

а) прямой счет до 10 и обратный (от 10 до 0);

б) перечисление дней недели, месяцев;

в) окончание пословиц и фраз с «жестким» контекстом ти­па: «Я мою руки холодной...», со «свободным», типа: «Мне принесли новую...» и т. д.;

г) пение песен со словами.

4. Исследование повторной речи.

5. Исследование функции называния:

а) реальных предметов и их картинных изображений;

б) действий (ответы на вопросы - «что делать?», «что делают?») - по сюжетным картинкам;

в) цветов;

г) пальцев; д) букв;

6. Специальные исследования особенностей фразовой речи:

а) составление фраз с предлогами и без предлогов по сюжетным картинкам;

б) конструирование фраз из заданных слов;

в) заполнение пропусков во фразах, например:

«Высоко в небе летит реактивный...»; «Я всегда умываюсь холодной...»; « В магазин привезли...»; «Я всегда с нетерпением жду...».

г) рассказ по сюжетной картинке.

7. Исследование фонематического слуха.

8. Исследование слухоречевой памяти. Предлагается повторить:

а) серии звуков, например «асу» или «б ш а»;

б) серии слов: «дом - лес - кот», «дом - лес - кот - ночь»;

в) короткие и длинные сложнопостроенные фразы.

9. Исследование смысла слов:

а) объяснение прямых значений отдельных слов, например ответы на вопрос: «что такое очки, для чего они нужны? », «что такое радость? », какая разница между словами: «обман» и «ошибка»;

б) объяснение переносных значений слов и фраз, например ответы на вопрос, что такое «золотое поле», «железная рука!», как понимать пословицу «Что посеешь, то и пожнешь!» и т. д.

10. Исследование чтения и письма:

а) чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов, фраз, а также коротких текстов;

б) самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам;

в) звукобуквенный анализ состава слова, т. е. определение количества букв в слове; перечисление этих букв; складывание слов из букв разрезной азбуки.

11. Исследование орального и пространственного праксиса. Предъявляются задания:

а) высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, подуть, поцокать языком, вытянуть, растянуть губы и т. д. (обращают также внимание на объем движений языка и губ, которые могут быть ограничены из-за наличии пареза, а не из-за апраксических трудностей).

б) два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько раз подряд;

в) повторение пространственных поз пальцев и серий дви­жений (например: кулак, ладонь, ребро).

Разделы: Логопедия

Введение

За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших инфаркт головного мозга (инсульт), черепно-мозговые травмы и другие нарушения высших психических функций (ВПФ). Логопеды городских поликлиник работают в тесном контакте с Центром патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН), институтом Дефектологии и Медицинской Психологии, постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещая регулярные конференции и семинары в научных Центрах; участвуют в разборах больных на базе методического отдела ЦПРиН. Коррекционно – педагогическая работа при афазии – одна из составных частей логопедической работы по преодолению речевых расстройств. В ее основе лежат работы ведущих специалистов отечественной нейропсихологии – А.Р. Лурии, Э.С. Бейн, Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, В.М. Шкловского и их учеников. А.Р. Лурия - на основе изучения высших корковых функций человека, разработал классификацию афазий, которая позволяет при выявлении первично нарушенной нейропсихологической предпосылки квалифицировать форму афазии и их сочетаемость при различных заболеваниях головного мозга. Использование разработанной А.Р. Лурией методики исследования нарушенных речевых функций, а также ряда других методик, построенных на ее основе, в частности, в методике В.М. Шкловского и Т.Г. Визель (1995 г.), позволяет не только определить у больного форму афазии, но и составить программу восстановительного обучения, а также выбрать методы и приемы восстановления речи, письма, чтения и счета.

Возвращение больному утерянной речевой функции в принципе возможно вследствие способности головного мозга к компенсации. В процессе восстановления нарушенных функций принимает участие как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы, что обусловливает наличие двух основных видов направленного воздействия. Первый, связан с применением прямых растормаживающих методов работы. В основном они используются в инициальной стадии заболевания и рассчитаны на использование резервных внутрифункциональных возможностей. Второй вид направленного преодоления расстройств ВПФ подразумевает компенсацию на основе перестройки способа реализации нарушенной функции. Для этого привлекаются различные функциональные связи. Те из них, которые не были ведущими до заболевания, специально становятся такими. Этот “обход” выполнения функции нужен для привлечения запасных резервов. Прямые методы обучения рассчитаны на непроизвольное всплывание в памяти больных преморбидно упроченных навыков. Обходные методы предполагают произвольное освоение способом восприятия речи и собственного говорения. Это обусловлено тем, что обходные методы требуют от больного реализации пострадавшей функции новым способом, который отличается от привычного упроченного в преморбидной речевой практике. Восстановление ряда речевых функций требует подключения неречевых опор. Поэтому последовательность работы над речевыми и неречевыми функциями решается в каждом конкретном случае в зависимости от того, каково сочетание вербальных и невербальных компонентов синдрома.

Данный дидактический материал представлен в виде пособия для проведения обследования и дальнейшей коррекции речи у больных, перенесших инфаркт головного мозга в инициальный период. Создание этого пособия вызвано практической необходимостью, т.к. многие пациенты обращаются к логопеду после заболевания, испытывая трудности в коммуникации, а также после стационаров, где не было специалиста (логопеда), давшего им первые инструкции по речевой и социальной реабилитации. Такие больные нуждаются в эмоционально-психологической коррекции, адаптируя их к окружающему миру. Также пособие демонстрирует стимулирующее влияние невербальной деятельности на речевую функцию, создает условия для вслушивания в речь логопеда; снижает инактивность больного; увеличивает концентрацию внимания; способствует выработке навыков самоконтроля и контроля способности к целенаправленной деятельности. Логопеду очень важно на раннем этапе реабилитации воспитывать у больного и членов его семьи установку на восстановление обиходной речи. Постоянное проведение психотерапевтических бесед, ободрение больного, позволяют не только подвести его к социальной адаптации, не, нередко, и возвратить к работе или учебе.

Данное пособие состоит из связанных друг с другом разделов, позволяющих максимально выявить речевые возможности больного, сохранившиеся после болезни и использовать их для дальнейшей реабилитации. Работа с больным начинается с выявления нарушений предметного гнозиса с помощью предметных картинок:

а) анализ зрительного образа (реальных предметов и их изображений);
б) срисовывание предметных изображений, рисование их по памяти;
в) автоматизация слов – названий предмета путем их “смыслового обыгрывания” в разных контекстах;
г) узнавание предмета по его словесному описанию – прием “загадки”.

Выявление нарушений лицевого гнозиса:
а) выяснение степени знакомости лиц известных людей, изображенных на картинках;
б) “оживление” зрительного образа того или иного лица на основе связанных с ним вербальных, культурных и других ассоциаций;
в) обсуждение лиц с привлечением понятий “добрый – злой, открытый – угрюмый, умный – глупый” и т.п.;
г) сравнение лиц, выявление сходства и различия.

Выявление нарушенного цветового гнозиса:
а) смысловое “обыгрывание” понятия того или иного цвета, их оттенков;
б) нахождение заданного цвета в серии разноцветных геометрических фигур.

Выявление расстройств оптико-пространственной апрактоагнозии по доминантному типу. Восстановление высших обобщенных уровней пространственно-ориентировочной деятельности.

Работа с часами:

а) “оживление” роли цифр, стрелок, делений на минуты;
б) расстановка стрелок на часах соответственно заданному времени;
в) самостоятельное обозначение заданного времени на часах без стрелок.

Идентификация пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты. Соотнесение реальных пространственных ситуаций с их схематическим изображением.

Преодоление расстройств в конструктивной деятельности:
а) “оживление” понятий формы и размера;
б) идентификация различных предметов и геометрических фигур, неодинаковых по размеру;
в) рисование предметов и геометрических фигур по памяти;
г) самостоятельное рисование заданных предметов и фигур.

Выявление нарушений схемы тела, преодоление нарушений схемы тела:
а) показ частей тела на рисунке, на себе;
б) срисовывание, самостоятельное рисование людей и животных.

Выявление элементов аффективно окрашенных речевых автоматизмов. Стимуляция понимания ситуативной и бытовой речи (показ предметов, ответы на вопросы в ситуативном диалоге).

Растормаживание произносительной стороны речи:
а) сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов;
б) пение песен со словами;
в) произнесение стихов.

Выявление расстройства фонематического слуха. Стимуляция понимания обиходного пассивного словаря:
а) показ реальных предметов, картинок с изображением предметов и действий по их названиям.

Подготовка к восстановлению письменной речи:
а) выбор заданной буквы или слога из предъявленного ряда по их названию.

Исследование состояния чтения:
а) узнавание и показывание заданных слов;
б) нахождение подписи к картинкам;
в) чтение предложения с подбором к нему картинки.

Исследование интеллекта. Категориальное мышление:
а) показ предметов, классификация по темам (мебель, одежда, посуда, еда);
б) “четвертый лишний” – исключение четвертого “лишнего” предмета.

Аналитико-синтетическое мышление:
а) понимание смысла сюжетных картин и рассказов.

Исследование счета:
а) показ чисел, имеющих различное разрядное строение;
б) решение арифметических примеров;
в) определение арифметического знака в заданных примерах.

Данное пособие предназначено для широкого круга специалистов, занимающихся восстановлением речи и других ВПФ у пациентов с инфарктом головного мозга в инициальный период.