История развития игровых автоматов в ссср. Музей советских игровых автоматов Призы категории В

Биография советских игровых автоматов берет начало в 70-х годах прошлого века. Тогда выпуском первых моделей озадачились совершенно непрофильные заводы — предприятия оборонно-военного комплекса, поскольку в их распоряжении были самые мощные и передовые технологии. Всего насчитывалось 23 производителя, которые систематически радовали советских граждан новыми развлечениями.

Для этого работали лучшие разработчики, инженеры и специалисты в сфере электроники. Финансового кризиса не наблюдалось и денег на это не жалели. Средняя цена аппарата колебалась в пределах 2-4 тысяч рублей.

За период существования СССР успели выпустить около 70 развлекательных автоматов, но в 90-х наступил крах, 15 копеек, которыми обычно расплачивались посетители, окончательно обесценились, содержать парки стало дорого и устройства тех времен просто доживали свое.

Технически советские игровые автоматы можно разделить на две группы: механические (или электромеханические) и электронные (на базе дискретной логики или микропроцессоров). Последние обычно использовали ТВ-экран для отображения игрового сюжета, то есть являются типичными аркадными игровыми машинами. Как правило, это достаточно оригинальные конструкции, хотя и с возможным заимствованием зарубежных идей, но реализованные на советской технической базе.

Советскими аркадными игровыми автоматами (АИА) называются аркады, выпускаемые и распространяемые на территории республик бывшего СССР. Устанавливались они обычно в фойе театров, цирков, кинотеатров, Дворцов Культуры, в парках аттракционов и тому подобных общественных местах. Иногда автоматы «собирали» в самостоятельные специализированные «Игротеки», «Игровые залы» или «Залы игровых автоматов» (не путать с современными залами, в которых установлены автоматы и слот-машины для азартных игр). Конкуренция у них отсутствовала, так как западные образцы на советском рынке представлены не были.

Как и любые другие аркады, советские АИА предназначались только для развлечения, не предусматривая иных призов, кроме так называемой «призовой игры» за удачные действия игрока. Или, в других случаях, сувениров и мелочей типа жевательной резинки, шоколадки, мягкой игрушки, брелка и т.д. В автоматах типа «Кран» периодически появлялись «сувениры», вроде небольших бутылочек алкоголя (чаще всего — коньяка) и юбилейных монет, вкладываемых для более активного привлечения игроков. Часть автоматов (в основном, с незначительными изменениями) была без особых затей «содрана» с западных образцов. Но были у нас и свои, оригинальные разработки.

Никакого возрастного ценза игра на автоматах не предусматривала. Единственным ограничением мог стать рост игрока. Хотя и самые маленькие находили способ поиграть, подкладывая под ноги деревянные лотки или ящики из-под бутылок, чтобы достать до кнопок управления.

Активировался автомат путем опускания в монетоприемник 15-копеечной монеты, игрок получал возможность, в зависимости от типа автомата, либо поиграть определенное (обычно очень небольшое 1-3 минуты) время, либо сделать определенное количество игровых попыток (например, выстрелов). После чего игра прекращалась до следующей оплаты, если не была выиграна призовая игра, дававшая игроку дополнительное бесплатное время или несколько поощрительных попыток.

Позже в связи с заменой советских монет на российские рубли (либо иные денежные единицы, имеющие хождение в республиках бывшего СССР) монетоприемники были модифицированы под новые монеты, либо в них использовались жетоны, аналогичные по габаритам старым 15 копейкам, но имевшим иную стоимость. Нередко монетоприемники просто запаивались или забивались, а автомат игроку после оплаты включал оператор.

Будучи детьми, мы чаще всего начинали игру с просовывания пальцев в окошко возврата монет, надеясь обнаружить там позабытую предшественником монетку.

Люди среднего и старшего возраста наверняка помнят манящие к себе огнями и звуковыми эффектами автоматы «Морской бой», «Меткий стрелок», «Ралли», «Подводная лодка», «Воздушный бой» и другие. Сколько карманных денег, сбереженных на школьных завтраках, перетаскали туда дети!

Большая часть советских аркад не обладала замысловатым геймплеем и была достаточно простой (хотя эта простота и не подразумевала легкости игры), но с середины 80-х годов прошлого века появляются отечественные полноценные аркады, с меняющимися игровыми экранами. Одним из примеров таких аркад может служить игра «Конек-Горбунок», прозванная на Западе «Русской Зельдой» (Zelda). Правда, сложно сказать, комплимент ли это разработчикам или упрек во вторичности. В любом случае, эти игры запомнились, их любили, и игравшие в них люди с удовольствием вспоминают «те времена» до сих пор.

Пик расцвета игровых автоматов в СССР пришелся на 70-80 годы прошлого века и закончился с началом перестройки. Отечественные игровые автоматы были вытеснены более зрелищными западными аналогами, «однорукими бандитами», компьютерными салонами и домашними игровыми компьютерами и приставками. А старые автоматы практически повсеместно перекочевали на склады, были уничтожены либо просто выброшены на свалку.

Морской бой

Наверное, самый известный отечественный игровой автомат, без которого не обходился ни одни уважающий себя игровой зал. И, видимо, первый. Аналог американского игрового аппарата Sea Devil.

Автомат имитировал торпедную атаку с подводной лодки по надводным целям.

Игрок смотрел в перископ, в котором перед ним открывалась морская панорама с периодически появляющимися на горизонте кораблями противника. Необходимо было сделать поправку на скорость движения корабля и нажать кнопку «Огонь», находившуюся на одной из рукояток перископа. Далее оставалось следить за торпедой, путь которой подсвечивался под поверхностью «воды». При попадании игрок слышал звук и видел вспышку взрыва, и корабль «тонул», либо после вспышки разворачивался и следовал в обратном направлении. При промахе — продолжал свое движение. Всего за одну игру можно было сделать 10 пусков торпед. При поражении ими 10 кораблей игрок получал право на призовую игру — 3 бесплатных пуска. Существенным минусом автомата было то, что при должной сноровке топить корабли не составляло никакого труда.

Визуальная глубина создавалась при помощи зеркал, и то, что игрок видел корабль далеко на горизонте, было всего лишь иллюзией. На самом деле механизм движения кораблей находился едва ли не вплотную к игроку, где-то на уровне его колен.

Воздушный бой

На экране автомата игрок видел силуэты трех вражеских самолетов и перекрестье прицела. Управляя джойстиком, нужно было стараться поймать врага на «мушку». Сложность игры была в том, что неприятельское звено никак не хотело быть сбитым и постоянно выскальзывало из прицела. При попадании силуэт пораженного самолета пропадал с экрана. Для победы нужно было сбить все три самолета в отведенное на игру время — 2 минуты.

Охота

Электронный тир со световой (или электромеханической) винтовкой, существовавший во множестве модификаций: «Зимняя охота», «Удачный выстрел», «Сафари», «Меткий стрелок» и т.д.

Например, в «Зимней охоте» игрок должен был с некоторого расстояния поражать подвижные мишени (зверей и птиц), мерцающие на экране, с изображенным на нем пейзажем зимнего леса.

В самой «Охоте» экрана не было, а были декорации леса, из-за которых появлялись фигурки животных. «Болотный» вариант игры назывался «Ни пуха, ни пера!»

Снайпер

Электронный тир, где игроку нужно было поразить из винтовки двадцать неподвижных мишеней в течение минуты. После удачного попадания подсветка соответствующей мишени гасла. При хорошей стрельбе игроку полагалась призовая игра.

Интересно, что система, контролирующая попадания, располагалась в подставке ружья автомата. Там же находилась «обратная связь» — электромагнит, при выстреле имитировавший отдачу.

Вираж

Аналог знаменитой настольной домашней игры «За рулем». Автомат имитировал движение автомобиля по кольцевой трассе с препятствиями виде эстакад и попутных автомобилей. Для получения призовой игры игроку необходимо было проехать без столкновений определенное количество «километров», учитывающихся на счетчике. Интересно, что при опускании в автомат одной 15-копеечной монеты игроку полагалась только одна призовая игра. А при двух монетах — целых три.

Пенальти

Настенная вариация пинбола со всеми присущими пинболу элементами — шариком, рукояткой для удара, и игрового поля с препятствиями и призовыми зонами.

С помощью рычага шарик подбрасывался вверх, игроку необходимо было рассчитать силу удара таким образом, чтобы скатываясь обратно, шарик поразил ворота и не угодил в штрафную зону.

Городки

Управляя битой при помощи джойстика, игроку необходимо было поражать движущиеся по экрану стандартные городошные мишени. На прицеливание перед каждым броском игроку отводилось 5 секунд, по истечении которых бита вылетала автоматически. При выбивании всех 15 фигур игроку, затратившему на это не более 24 бит, полагались 40 призовых бросков.

Скачки

Точная копия Steeplechas"а с Атари. Одновременно могли играть до 6 человек. При одиночной игре игрок соревновался с компьютером. Но интереснее было играть против других людей. Забавно, что игра была черно-белой, а «разноцветность» дорожкам придавали наклеенные на экран цветные полоски.

Конек-Горбунок

Игра выпускалась на базе платформы ТИА МЦ-1 и была первой полноценной аркадной игрой для советских АИА. Всего в игре было 16 экранов-уровней, при прохождении которых главному герою необходимо было преодолевать препятствия и сражаться с врагами.

Кран

Управляя механической рукой, необходимо было попытаться достать из прозрачного корпуса автомата приз. Обычно им были мягкие игрушки, жвачки, шоколад и прочие мелочи. Управлялась рука двумя кнопками, отвечающими за движения «руки» вперед и вбок. При нажатии кнопки «рука» двигалась до тех пор, пока кнопка не была отпущена (или до упора). «Заднего хода» не было и нужно было точно рассчитать момент, когда отпустить кнопку. При отпускании кнопки, отвечающей за боковое перемещение, «рука» автоматически опускалась и пыталась захватить приз, над которым она была. При удачном захвате «рука» раскрывалась над лотком призоприемника, и везунчик мог достать из него свою награду.

Баскетбол

Автомат был рассчитан на игру вдвоем. Задачей игрока было за отведенное время «набросать» мячей в корзину соперника больше, чем успеет тот. При счете «30-30» и больше игроки поощрялись призовой игрой.

Игровое поле было накрыто прозрачным куполом и разбито на лунки с пружинами, в одну из которых попадал мячик. Нажатием кнопки игрок «выстреливал» мяч из лунки, стараясь поразить корзину соперника или не дать в свою очередь бросить ему (каждая лунка управлялась обоими игроками).

Футбол

Игра, больше известная у нас в стране под названием «шашлык» (и носящая на Западе название «фуссбол»), предназначенная для двух-четырех игроков. Удары и пасы осуществлялись вращением рукояток стрежней, на которых были «насажены» фигурки футболистов (отсюда и название — «шашлык»). При этом фигурки футболистов на стержне меняли свой угол наклона, что позволяло наносить удары по шарику-мячу. Также стержни можно было перемещать вперед-назад, меняя горизонтальное расположение игроков. Поразив ворота соперника точным ударом, игрок получал очко.

Хоккей

Игра, мало чем отличавшаяся от своей «домашней» версии, получить которую на день рождения мечтали много советские дети. Основными отличиями были габариты и наличие стеклянного колпака, накрывающего поле и предохраняющего шайбу от вылета за его пределы, а фигурки игроков — от любопытных детских рук.

Астропилот

Первая попытка создать аппарат с космической тематикой. Игроку предстояло управлять космическим кораблем, стараясь не врезаться в элементы пейзажа и успешно осуществить посадку. Использовался джойстик, в итоге начислялись очки.

Танкодром

Вождение очень маневренной и шустрой модельки танка по полосе препятствий, имитируя атаку и поражение неподвижных мишеней, рассредоточенных по периметру игрового поля.

Биография советских игровых автоматов берет начало в 70-х годах прошлого века. Тогда выпуском первых моделей озадачились совершенно непрофильные заводы — предприятия оборонно-военного комплекса, поскольку в их распоряжении были самые мощные и передовые технологии. Всего насчитывалось 23 производителя, которые систематически радовали советских граждан новыми развлечениями.


Для этого работали лучшие разработчики, инженеры и специалисты в сфере электроники. Финансового кризиса не наблюдалось и денег на это не жалели. Средняя цена аппарата колебалась в пределах 2-4 тысяч рублей.

За период существования СССР успели выпустить около 70 развлекательных автоматов, но в 90-х наступил крах, 15 копеек, которыми обычно расплачивались посетители, окончательно обесценились, содержать парки стало дорого и устройства тех времен просто доживали свое.

Технически советские игровые автоматы можно разделить на две группы: механические (или электромеханические) и электронные (на базе дискретной логики или микропроцессоров). Последние обычно использовали ТВ-экран для отображения игрового сюжета, то есть являются типичными аркадными игровыми машинами. Как правило, это достаточно оригинальные конструкции, хотя и с возможным заимствованием зарубежных идей, но реализованные на советской технической базе.

Советскими аркадными игровыми автоматами (АИА) называются аркады, выпускаемые и распространяемые на территории республик бывшего СССР. Устанавливались они обычно в фойе театров, цирков, кинотеатров, Дворцов Культуры, в парках аттракционов и тому подобных общественных местах. Иногда автоматы «собирали» в самостоятельные специализированные «Игротеки», «Игровые залы» или «Залы игровых автоматов» (не путать с современными залами, в которых установлены автоматы и слот-машины для азартных игр). Конкуренция у них отсутствовала, так как западные образцы на советском рынке представлены не были.

Как и любые другие аркады, советские АИА предназначались только для развлечения, не предусматривая иных призов, кроме так называемой «призовой игры» за удачные действия игрока. Или, в других случаях, сувениров и мелочей типа жевательной резинки, шоколадки, мягкой игрушки, брелка и т.д. В автоматах типа «Кран» периодически появлялись «сувениры», вроде небольших бутылочек алкоголя (чаще всего — коньяка) и юбилейных монет, вкладываемых для более активного привлечения игроков. Часть автоматов (в основном, с незначительными изменениями) была без особых затей «содрана» с западных образцов. Но были у нас и свои, оригинальные разработки.

Никакого возрастного ценза игра на автоматах не предусматривала. Единственным ограничением мог стать рост игрока. Хотя и самые маленькие находили способ поиграть, подкладывая под ноги деревянные лотки или ящики из-под бутылок, чтобы достать до кнопок управления.

Активировался автомат путем опускания в монетоприемник 15-копеечной монеты, игрок получал возможность, в зависимости от типа автомата, либо поиграть определенное (обычно очень небольшое 1-3 минуты) время, либо сделать определенное количество игровых попыток (например, выстрелов). После чего игра прекращалась до следующей оплаты, если не была выиграна призовая игра, дававшая игроку дополнительное бесплатное время или несколько поощрительных попыток.

Позже в связи с заменой советских монет на российские рубли (либо иные денежные единицы, имеющие хождение в республиках бывшего СССР) монетоприемники были модифицированы под новые монеты, либо в них использовались жетоны, аналогичные по габаритам старым 15 копейкам, но имевшим иную стоимость. Нередко монетоприемники просто запаивались или забивались, а автомат игроку после оплаты включал оператор.

Будучи детьми, мы чаще всего начинали игру с просовывания пальцев в окошко возврата монет, надеясь обнаружить там позабытую предшественником монетку.

Люди среднего и старшего возраста наверняка помнят манящие к себе огнями и звуковыми эффектами автоматы «Морской бой», «Меткий стрелок», «Ралли», «Подводная лодка», «Воздушный бой» и другие. Сколько карманных денег, сбереженных на школьных завтраках, перетаскали туда дети!

Большая часть советских аркад не обладала замысловатым геймплеем и была достаточно простой (хотя эта простота и не подразумевала легкости игры), но с середины 80-х годов прошлого века появляются отечественные полноценные аркады, с меняющимися игровыми экранами. Одним из примеров таких аркад может служить игра «Конек-Горбунок», прозванная на Западе «Русской Зельдой» (Zelda). Правда, сложно сказать, комплимент ли это разработчикам или упрек во вторичности. В любом случае, эти игры запомнились, их любили, и игравшие в них люди с удовольствием вспоминают «те времена» до сих пор.

Пик расцвета игровых автоматов в СССР пришелся на 70-80 годы прошлого века и закончился с началом перестройки. Отечественные игровые автоматы были вытеснены более зрелищными западными аналогами, «однорукими бандитами», компьютерными салонами и домашними игровыми компьютерами и приставками. А старые автоматы практически повсеместно перекочевали на склады, были уничтожены либо просто выброшены на свалку.

Морской бой

Наверное, самый известный отечественный игровой автомат, без которого не обходился ни одни уважающий себя игровой зал. И, видимо, первый. Аналог американского игрового аппарата Sea Devil.

Автомат имитировал торпедную атаку с подводной лодки по надводным целям.

Игрок смотрел в перископ, в котором перед ним открывалась морская панорама с периодически появляющимися на горизонте кораблями противника. Необходимо было сделать поправку на скорость движения корабля и нажать кнопку «Огонь», находившуюся на одной из рукояток перископа. Далее оставалось следить за торпедой, путь которой подсвечивался под поверхностью «воды». При попадании игрок слышал звук и видел вспышку взрыва, и корабль «тонул», либо после вспышки разворачивался и следовал в обратном направлении. При промахе — продолжал свое движение. Всего за одну игру можно было сделать 10 пусков торпед. При поражении ими 10 кораблей игрок получал право на призовую игру — 3 бесплатных пуска. Существенным минусом автомата было то, что при должной сноровке топить корабли не составляло никакого труда.

Визуальная глубина создавалась при помощи зеркал, и то, что игрок видел корабль далеко на горизонте, было всего лишь иллюзией. На самом деле механизм движения кораблей находился едва ли не вплотную к игроку, где-то на уровне его колен.

Воздушный бой

На экране автомата игрок видел силуэты трех вражеских самолетов и перекрестье прицела. Управляя джойстиком, нужно было стараться поймать врага на «мушку». Сложность игры была в том, что неприятельское звено никак не хотело быть сбитым и постоянно выскальзывало из прицела. При попадании силуэт пораженного самолета пропадал с экрана. Для победы нужно было сбить все три самолета в отведенное на игру время — 2 минуты.

Охота

Электронный тир со световой (или электромеханической) винтовкой, существовавший во множестве модификаций: «Зимняя охота», «Удачный выстрел», «Сафари», «Меткий стрелок» и т.д.

Например, в «Зимней охоте» игрок должен был с некоторого расстояния поражать подвижные мишени (зверей и птиц), мерцающие на экране, с изображенным на нем пейзажем зимнего леса.

В самой «Охоте» экрана не было, а были декорации леса, из-за которых появлялись фигурки животных. «Болотный» вариант игры назывался «Ни пуха, ни пера!»

Снайпер

Электронный тир, где игроку нужно было поразить из винтовки двадцать неподвижных мишеней в течение минуты. После удачного попадания подсветка соответствующей мишени гасла. При хорошей стрельбе игроку полагалась призовая игра.

Интересно, что система, контролирующая попадания, располагалась в подставке ружья автомата. Там же находилась «обратная связь» — электромагнит, при выстреле имитировавший отдачу.

Вираж

Аналог знаменитой настольной домашней игры «За рулем». Автомат имитировал движение автомобиля по кольцевой трассе с препятствиями виде эстакад и попутных автомобилей. Для получения призовой игры игроку необходимо было проехать без столкновений определенное количество «километров», учитывающихся на счетчике. Интересно, что при опускании в автомат одной 15-копеечной монеты игроку полагалась только одна призовая игра. А при двух монетах — целых три.

Пенальти

Настенная вариация пинбола со всеми присущими пинболу элементами — шариком, рукояткой для удара, и игрового поля с препятствиями и призовыми зонами.

С помощью рычага шарик подбрасывался вверх, игроку необходимо было рассчитать силу удара таким образом, чтобы скатываясь обратно, шарик поразил ворота и не угодил в штрафную зону.

Городки

Управляя битой при помощи джойстика, игроку необходимо было поражать движущиеся по экрану стандартные городошные мишени. На прицеливание перед каждым броском игроку отводилось 5 секунд, по истечении которых бита вылетала автоматически. При выбивании всех 15 фигур игроку, затратившему на это не более 24 бит, полагались 40 призовых бросков.

Скачки

Точная копия Steeplechas"а с Атари. Одновременно могли играть до 6 человек. При одиночной игре игрок соревновался с компьютером. Но интереснее было играть против других людей. Забавно, что игра была черно-белой, а «разноцветность» дорожкам придавали наклеенные на экран цветные полоски.

Конек-Горбунок

Игра выпускалась на базе платформы ТИА МЦ-1 и была первой полноценной аркадной игрой для советских АИА. Всего в игре было 16 экранов-уровней, при прохождении которых главному герою необходимо было преодолевать препятствия и сражаться с врагами.

Кран

Управляя механической рукой, необходимо было попытаться достать из прозрачного корпуса автомата приз. Обычно им были мягкие игрушки, жвачки, шоколад и прочие мелочи. Управлялась рука двумя кнопками, отвечающими за движения «руки» вперед и вбок. При нажатии кнопки «рука» двигалась до тех пор, пока кнопка не была отпущена (или до упора). «Заднего хода» не было и нужно было точно рассчитать момент, когда отпустить кнопку. При отпускании кнопки, отвечающей за боковое перемещение, «рука» автоматически опускалась и пыталась захватить приз, над которым она была. При удачном захвате «рука» раскрывалась над лотком призоприемника, и везунчик мог достать из него свою награду.

Баскетбол

Автомат был рассчитан на игру вдвоем. Задачей игрока было за отведенное время «набросать» мячей в корзину соперника больше, чем успеет тот. При счете «30-30» и больше игроки поощрялись призовой игрой.

Игровое поле было накрыто прозрачным куполом и разбито на лунки с пружинами, в одну из которых попадал мячик. Нажатием кнопки игрок «выстреливал» мяч из лунки, стараясь поразить корзину соперника или не дать в свою очередь бросить ему (каждая лунка управлялась обоими игроками).

Футбол

Игра, больше известная у нас в стране под названием «шашлык» (и носящая на Западе название «фуссбол»), предназначенная для двух-четырех игроков. Удары и пасы осуществлялись вращением рукояток стрежней, на которых были «насажены» фигурки футболистов (отсюда и название — «шашлык»). При этом фигурки футболистов на стержне меняли свой угол наклона, что позволяло наносить удары по шарику-мячу. Также стержни можно было перемещать вперед-назад, меняя горизонтальное расположение игроков. Поразив ворота соперника точным ударом, игрок получал очко.

Хоккей

Игра, мало чем отличавшаяся от своей «домашней» версии, получить которую на день рождения мечтали много советские дети. Основными отличиями были габариты и наличие стеклянного колпака, накрывающего поле и предохраняющего шайбу от вылета за его пределы, а фигурки игроков — от любопытных детских рук.

Астропилот

Первая попытка создать аппарат с космической тематикой. Игроку предстояло управлять космическим кораблем, стараясь не врезаться в элементы пейзажа и успешно осуществить посадку. Использовался джойстик, в итоге начислялись очки.

Танкодром

Вождение очень маневренной и шустрой модельки танка по полосе препятствий, имитируя атаку и поражение неподвижных мишеней, рассредоточенных по периметру игрового поля.

Группа подростков выиграла у автомата с толкателем. Видел сам, краем глаза, но меня это просто улыбнуло, и я не вмешался. Всё абсолютно законно (далее расскажу почему типа законно)! Причём выигрыш «1 к 1», то есть каждый первый. Как выиграть у автомата с толкателем? Сейчас расскажу как выиграть. Все мы помним как устроен этот автомат!? Если не помним — я расскажу. На полочках лежат различные призы: смартфоны, камеры, фотоаппараты и прочие. На кнопках случайным порядком моргают красным лампочки. Нажав в определённое время на кнопку, если она совпала с включённой «лампочкой» — толкатель выталкивает приз, который вываливается в лоток. Вы открываете лоток снизу и забираете приз. Вот и весь принцип. Но, так как лампочки моргают очень быстро, попасть в нужную не получается, ведь моргают они случайным образом. Но, в случае «совпадения» соленоид выталкивает приз. Как правило сам автомат с толкателем стоит где-то на отшибе в магазине, в тёмном углу, где никого нет, люди не ходят. Основной вес его внизу, а 2/3 верха — лёгкие. Почему я говорю про вес? Сейчас поймёте! Ребята просто дружной толпой окружили автомат, что бы никто не видел, не орали, не галдели — не привлекая к себе внимания, а — просто наклонили автомат к себе на 13-15 градусов и аккуратно и тихо поставили его на место. Помните — я говорил Законно? Нигде не написано, что наклонять автомат нельзя во время игры 😉 Выпали почти все тяжёлые призы в лоток с полок автомата: камеры, фотики, часы, игрушки, ещё и ещё что-то. Заслонив одного мальчёнку толпой — который аккуратно, присев на корточки, и тактично, выгребал все призы в чёрный пакет. Потом он быстро вышел из магазина. Его место сменил другой — уже с рюкзачком, в который тоже тот стал закладывать халявный хабар. Пока я стоял в очереди на кассе с продуктами, остальные трое, которые заслоняли — просто вышли не быстрым шагом из магазина, что-то обсуждая. На вид парням лет 16 😉 Позже, когда я пробил продукты, решил посмотреть — что же осталось? Автомат был цел, полностью рабочий, ничего не разбито, мигали какие-то лампочки в демо-режиме, но на полках уже не было призов. Какие-то простые валялись внизу (мягкие игрушки) в лотке, это было видно через стекло — видать не взяли просто. Рассказал, что видел. Когда я вышел из магазина — парней и след простыл. Самый прикол — что никто этого не заметил, ни охранник, ни люди, (кассиры сидят спиной обычно). Потом, спустя недели две — автомат в обще убрали оттуда. У них вся «операция «Ы» — заняла около 3-4 минут. Ну видать они готовились и искали подходящий автомат по магазинам. Хулиганьё блин. Хахахахахаха!!!

Я родилась 14 августа 1974 года, скоро мне исполнится 36. Всего 36, но сколько событий произошло в мире за это время, как много изменилось с тех лет… Только задуматься!

Нам удалось захватить два века: пожить в 20 , радоваться 21-му. Мы получили уникальную возможность бурно встретить 3-е тысячелетие!

Когда-то мы с подружкой были первыми октябрятами и ходили строем вместе с другими под лозунг: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только всем вместе!» Мы вступали в пионеры, гордо вышагивая в 30 градусов мороза с распахнутыми шубами, показывая красные кусочки ткани, повязанные на шею («пионерский галстук», Прим. автора ) Через несколько лет мы же потихоньку комкали их в кармашке при выходе из школы. Мы с удовольствием пили газировку из автоматов: по одной копейке без сиропа, за три копейки с сиропом. Сейчас со страхом думаешь, что все пили из одного и того же стакана!

Попробовать газировку из того самого автомата можно и сейчас в Москве. Стоит всего 30 руб., которые платишь в кассу, получаешь 3-х копеечную монету, вставляешь её, по старой советской привычке, в автомат, выбираешь вкус - яблочный или грушевый, нажимаешь кнопочку, получая целый стакан живительного напитка как в те самые 70-80-е…

Помню первую бутылочку «Кока-колы», которая была тогда самой вкусной в жизни.… Не так давно мне удалось побывать в Музее «Кока-Колы» в г. Атланта (США) и оказалось, что всё совсем не так…

70-80 годы проходили в бурном строительстве коммунизма. СССР был мощнейшей страной с огромными территориями и численностью населения (около 250 млн. человек!!!)

Можно долго размышлять о том, что всё было «под одну гребёнку»: были одинаковые дома, одинаковая одежда, одинаковые машины и одинаковая мебель в квартирах. Но сейчас, спустя много лет, это вызывает лишь улыбку или сожаление, а по большому счету, вспоминая те времена, больше одолевает ностальгия.

Иногда появляется желание, хотя бы на чуть-чуть, волшебным образом, хоть на машине времени из когда-то любимого фильма «Гостья из будущего», попасть в то время, когда на сэкономленные на обедах деньги, мы ели очень вкусное эскимо, ходили в кино и бегали в залы игровых автоматов, горя желанием показать свою меткость и умения всего за 15 советских копеек.

Так сложилась судьба, что те давнишние игры плотно вошли в мою жизнь уже в наше время. Сегодня, после случайного вынужденного погружения в тему «советских автоматов» (ребята обратились за помощью в продаже 5 аппаратов), я не смогла удержаться и решила рассказать об истории советской развлекательной техники, смотря на которую сегодня, понимаешь, как далеко ушёл прогресс. Но, и со мной многие согласятся, при одном взгляде на громоздкие, с простеньким дизайном и примитивной «начинкой» аппараты, испытываешь только приятные положительные эмоции.

Для совсем молодых мой рассказ станет историей советской автоматной техники, для тех, кому ЗА…приятным путешествием в «игровые минуты» детства и юности…

Итак, поехали!

История игровых автоматов в нашей стране началась с 70-х годов прошлого столетия. Аппараты выпускались заводами, совершенно не профильными, чаще из оборонно-военного комплекса, где имелись свободные мощности и передовые на тот момент технологии. Целых 22 оборонных завода на территории всего СССР трудились на радость советских граждан. Из-за того, что план выпуска гражданской продукции у военных был финансовый, инженеры и разработчики старались вставить в игровой автомат как можно больше самой современной электроники. Поэтому аппараты получались страшно дорогими: от 2,5 до 4 тысяч рублей, почти как «Жигули». Соответственно ни одно предприятие, выпускающее на тот момент игровые автоматы, не выросло до мощнейшего гиганта, подобного Sega. (Из истории: компания SEGA была основана в 1940 году для предоставления услуг в сфере бизнеса развлекательных автоматов в США. В 1951 году она переехала в Токио под именем «SErvice GAmes of Japan». Первый игровой автомат - симулятор подводной лодки “Periscope” был выпущен в 1966 году и сразу стал хитом во всём мире. Сегодня Sega -компания,имеющая представительства в США и Европе и множество дистрибьюторов по всему миру)

За всё время в СССР было выпущено порядка 70 видов автоматов «для развлечения, активного отдыха и развития глазомера и реакции у населения». Кризисное время 90-х поставило жирную точку на производстве советского оборудования, а именно игровых автоматов, тех, о которых расскажу ниже. Причин тому было немало. Это и обесценивание тех самых 15 копеек, это общая тяжелейшая ситуация в стране, которая способствовала тому, что игровые залы попросту закрывались и не могли себя содержать, а многочисленные парки, в которых также работали автоматы, переходя на новый уровень, стремились к развитию и уделяли больше внимания «крупнокалиберной» технике. Кризис коснулся и мест отдыха и проживания детей (детских лагерей, интернатов и т.п.), куда аппараты приобретались шефами (крупные предприятия и заводы) и работали бесплатно.

Сегодня то время, как и многие вещи из того времени, стали историей. Историей времён СССР. Итак, аппараты времён СССР…Вспомним их поимённо?

Первое, что приходит на ум, всеми любимый, без ограничения по возрасту и полу «Морской бой».

Выпускался он с 1973 года и был самым популярным и запоминающимся автоматом. Аппарат имитировал торпедную атаку подводной лодки по движущейся морской надводной цели с сопровождением световых и звуковых эффектов. Надо заметить, что устройство аппарата не отличалось особой сложностью (в сравнении с сегодняшними аналогами, такими как современный, выпущенный американцами « SEA WOLF»)

В основе нашего аттракциона лежал принцип зеркального отражения панорамы «боевых» действий, надводных целей (силуэты кораблей) и движущейся торпеды. Панорама «боевых» действий расположена вертикально, но, отражаясь в зеркале, установленном под углом 45°, выглядела расположенной горизонтально. Имитация моря была выполнена из стекла, на которое нанесен рисунок моря. Под стеклом располагались 8 «лучей» траектории движения торпеды с 10-ю лампочками в каждом луче, что являлось упрощением конструкции игрового автомата, по сравнению с перемещаемой траекторией торпеды, что, например, было реализовано в игровом автомате-прототипе «Sea Devil»,выпущенном в 1970 году в США.

Управление пуском торпеды игроком осуществлялась через кнопку «Пуск» на правой рукоятке «перископа», через который играющий видел панораму «боевых» действий. При повороте перископа, выбиралась одна из 8 трасс пуска торпеды. Такой принцип фиксирования трассы торпеды делал аппарат более надежным технически, н
о в то же время пуск торпеды менее предсказуемым для игрока. Максимальное количество «торпед» было 10,но при 10 попаданиях появлялась возможность призовой игры. Надо заметить, что любителей этой игры, в то время было немало и, как и полагается в нашей стране, они таки находили варианты получения постоянных бонусов. При повороте «перископа» в крайне правое (при движении кораблей справа налево) и крайнее левое (при обратном движении кораблей) положение, если запустить «торпеду» в момент выхода корабля из-за ширмы-укрытия, корабль гарантированно поражался.

Я уверена, каждый из тех, кто много лет назад «торпедировал» корабли, смог не только вернуться в прошлое, но представить себе его, вспомнить ощущения от игры и запах. Вы помните запах «перископа»? Это первая ассоциация у всех, кто знает эту игру…А то, что небольшой рост зачастую не давал возможности дотянуться до него? Для исправления ситуации в автомате была предусмотрена выдвижная спец. подставка, позволяющяя быть выше.

Одной из любимых стрелялок советских граждан была игра в «Сафари».

Неповторимая захватывающая (да, тогда и такое впечатляло) охота на африканскую дичь собирала вокруг себя много народу. Игрок, управляя всадником, скачущим на лошади (скачки усложнялись препятствиями), должен был за отведённое время поразить движущихся на трёх высотах бегущих животных. Видеоавтомат с примитивной графикой и с полным отсутствием спецэффектов, которыми сегодня так насыщены современные симуляторы стрельбы , тогда имел большой успех, как у детей, так и взрослых. Женский пол также захаживал в игровые залы пострелять и не реже, чем мужское население. Я сама ходила в подобный игровой зал с друзьями и надо сказать, что получалось у меня лучше, чем у моих партнёров по игре мужского пола, потому масса положительных эмоций была обеспечена.

Самым известным из стрелковых был автомат «СНАЙПЕР», который выходил в двух версиях. По сути, он представлял тир с ружьем, сильно напоминающем настоящее. Задачей было поразить как можно больше мишеней за определённое количество времени. Тяжёлая винтовка в руках играющих была возможностью представить себя настоящим стрелком, снайпером. Толпы мальчишеских компаний и молодёжи простаивали у аппарата часами, играли, выбивая очки, соревнуясь между собой и показывая свою меткость рядом стоящим девушкам. Интересно то, что система, контролирующая попадания, располагалась в подставке ружья автомата. Там же находилась «обратная связь» — электромагнит, при выстреле имитировавший отдачу.

Если говорить о симуляторах стрельбы, то выпущено в то время их было немало. Кто-то наверняка вспомнит и советский «Тир» в виде автомата. В нём стрельба производилась по неподвижным, поворотным и движущимся спортивным мишеням. Оружием служил пластиковый пистолет, негабаритный, лёгкий по весу и удобный. В течение основного сеанса игры, который длился всего 2 минуты, можно было сделать до 200 выстрелов. Как и в любых аппаратах существовали и бонусы, которые добавляли азарта и веселья.

Выпущенный одним из приборостроительных заводов, он имел очень простой дизайн и несколько вариантов мишеней на выбор. Игрок мог выбрать падающие (в случае попадания, мишень падала) или двигающиеся мишени (при попадании она разворачивалась и двигалась в другую сторону) Была возможность стрелять и по стандартной круговой мишени. Для любителей была мишень в виде «совы» с «горящими глазами» (при попадании глаза гасли) При наборе 2500 очков после 20-ти выстрелов предоставлялась призовая игра. Число выстрелов в призовой игре равно 15-ти. По окончании игры на счетчике очков показывалось суммарное количество очков. Подобные игры для компаний вызывали бурю восторга, кто-то играл «на спор», кто-то «проигрывал» готовку ужина (реальная история из прошлого знакомой семейной пары), кто-то «продувал» кружку пива, а кто-то и жвачку (мятную или апельсиновую, помните тот вкус?)

В то время были первые попытки выпуска автоматов на космическую тему. Игровой аппарат «Астропилот» был менее распространен, но не менее увлекателен. Задача играющего была вести космический корабль с максимальной скоростью над поверхностью планеты, избегая столкновения с элементами пейзажа и посадить корабль на посадочную площадку за время посадочного сигнала. Управление космическим кораблем происходило перемещением джойстика. Очки начислялись за точную посадку без столкновений с различными объектами.

«Городки» были одним из любимых развлечений советских граждан. Увлекательная игра задерживала у себя на долгое время желанием добиться максимального результата и победить. На выбор игрока предлагалось сбить битой стандартные городошные мишени. На прицеливание перед каждым броском игроку отводилось 5 секунд, по истечении которых бита вылетала автоматически. При выбивании всех 15 фигур, игроку, затратившему на это не более 24 бит, полагались 40 призовых бросков. Были и постоянные клиенты, которые приходили, чтобы поставить свои личные рекорды.

Немало любителей было и у «Конька-горбунка» Игра, основанная на базе платформы ТИА-МЦ-1 (Телевизионный Игровой Автомат Многокадровый Цветной со сменными игровыми программами) стала первой разработанной в СССР аркадной игрой и основой для многих подобных «ходилок» с сюжетом (позднее были выпущены «Автогонки», «Кот-рыболов», «Остров Сокровищ», Снежная королева и др.). Задачей играющего было взять призы. Это были персонажи или вещи из художественного произведения или одноимённой сказки, в «Коньке…» это были жар-птица, сундук, царевна.), проводя в каждом кадре как можно быстрее главного героя Ивана на Коньке-горбунке к правому
краю экрана. Действия осуществлялись с помощью ручек управления и клавиш, которые заставляли его прыгать, ложиться, пятиться назад, идти вперёд, наносить удары. Все ошибки в действиях играющего (падение через камень, столкновение с летающим огнём, драконом, яблоком, камнем) наказывались потерями попыток. Красочная, музыкальная игра приводила в восторг детское население. На сегодняшний день подобные игры широкораспространены в виде компьютерных игр для детей младшего возраста.

Особый интерес представляет на сегодня игровой аппарат «Перехватчик» Уникальная очень показательная модель того времени. Задача игрока - отразить воздушную атаку капиталистического агрессора (!!!) Оформление, как и подобает, было предельно скромным. Для создания антуража (управления летательным аппаратом) внешность была стилизована имитацией самолётных приборов. Ручка («джойстик» того времени) позволяла не только маневрировать на большой скорости, но и совершать выстрелы. «Магистраль» - гоночный автомат, который развивал внимание, быстроту реакции, улучшал глазомер и совершенствовал логическое мышление. По крайней мере, так уверяли его создатели. Стоящий перед аппаратом игрок управлял своим транспортным средством при помощи большого руля, что добавляло интереса (ведь в то время не было сегодняшних возможностей «рулить» дома, смотря в компьютер и т.п.) Возможны были несколько режимов игры, среди которых «ночной» режим и режим «мокрой дороги». Волнение и азарт (столкновения-то хотелось избежать, очки заработать) были гарантированы.

Из автомобильных гонок был знаменит «Вираж» Это симулятор гонок того времени, предоставляющий возможность пройти на большой скорости по кольцевой трассе, ограниченной обочиной с зелёными насаждениями. Этот игровой автомат явился далёким предшественником сегодняшних автогонок. Модель имела экран и незаменимые атрибуты - кресло для водителя, ручку узла переключения скоростей. Цель игры, управляя с помощью руля, педалей «газа», «тормоза» и ручки переключения скоростей набрать максимальное число условно пройденных километров (очков) за время, отведённое на игру, избегая «аварийных наездов» на попутные автомобили и эстакаду. При нажатии педали «газ» включался двигатель панорамы и создавалась имитация движения по трассе, т.е чем сильнее жмёшь на педаль «газа»,тем быстрее вращается ландшафт и тем быстрее движешься ты, за рулём автомобиля. Как и все аппараты «Вираж» сопровождался музыкальными звуками столкновений, экстренного торможения и т.п. (конечно не было крутых стереосистем, динамиков, эффектов ветра, отдачи руля и т.п.) Игровой автомат имел бонусы. Интересно, что при опускании в автомат одной 15-копеечной монеты игроку полагалась только одна призовая игра. А при двух монетах — целых три.

«Воздушный бой » любили все. На экране автомата игрок видел силуэты трех вражеских самолетов и перекрестье прицела. Управляя джойстиком, нужно было стараться поймать врага на «мушку». Сложность игры была в том, что неприятельское звено никак не хотело быть сбитым и постоянно выскальзывало из прицела. При попадании силуэт пораженного самолета пропадал с экрана. Для победы нужно было сбить все три самолета в отведенное на игру время — 2 минуты.

Невероятно интересными были «Скачки». Очень похожие на «Сафари» с наипримитивнейшим дизайном они были такими азартными! Игра позволяла играть как с автоматом, так и с друзьями, выбирая своего наездника с лошадью. Как выдерживали те бедные 6 кнопок я не знаю, потому как по ним и стучали, и ударяли, и колотили двумя руками…Ведь задачей было не только преодолеть все встречающиеся на пути препятствия, но и придти первым к финишу. Забавно, что игра была черно-белой, а «разноцветность» дорожкам придавали наклеенные на экран цветные полоски.

Самым замечательным (это моё субъективное мнение) был «Настольный баскетбол» . Автомат был рассчитан на парную игру. Задачей игрока являлось за отведенное время «набросать» мячей в корзину соперника больше, чем успеет тот. При счете «30-30» и более игроки поощрялись призовой игрой. Игровое поле было покрыто прозрачным куполом и разбито на лунки с пружинами, в одну из которых попадал мячик. Нажатием кнопки игрок «выстреливал» мяч из лунки, стараясь поразить корзину соперника или не дать в свою очередь бросить ему (каждая лунка управлялась обоими игроками). Сегодня данная модель выпускается в современном обновлённом и усовершенствованном виде и называется SPASE BASKETBALL .



В то время выпускались и советские аналоги других спортивных аппаратов: настольный футбол, настольный хоккей (внешне он чем-то напоминал SUPER CHEXX ,а, по сути, домашний вариант игры в увеличенном исполнении).

Пик расцвета игровых автоматов в Советском Союзе пришелся на 70-80 годы прошлого века и закончился с началом перестройки. Отечественные игровые автоматы были вытеснены более зрелищными западными аналогами, «однорукими бандитами», компьютерными салонами и домашними игровыми компьютерами и приставками. А старые автоматы практически повсеместно перекочевали на склады, были уничтожены либо просто выброшены на свалку. Сегодня, когда те времена вспоминаются, как исторические моменты прошлого, аппараты, как и многое другое, является раритетом.

Некоторое время назад 2 выпускника московских ВУЗов-Александр Стаханов и Максим Пинигин организовали Музей Советских Автоматов в Москве. Свой первый экспонат для коллекции ребята обнаружили на... помойке Таганского парка. Им оказался «Морской бой». Через полгода коллекция выросла до шести автоматов. Руководство МАМИ (Московский Государственный Технический Университет) выделило под помещение музея подвал в общежитии. Сейчас коллекция насчитывает более 60 АИА. Более чем половину раритетов Максиму и Александру удалось вернуть «к жизни» при помощи паяльника и умелых рук. Останавливаться на достигнутом ребята не собираются, продолжая по крупицам собирать свою экспозицию. Одной из последних целей их поисков был автомат для производства газировки. Активно разыскиваются и 15-копеечные монетки, необходимые для запуска автоматов.

Но музеем жизнь советской игровой техники не ограничивается. Присутствием подобных автоматов в развлекательных центрах и барах поделились со мной их владельцы из разных городов нашей уже современной России. Как оказалось, они очень даже неплохо зарабатывают, а, главное, являются отличным привлечением в заведения разных направлений. Аппараты вызывают немалый интерес у сегодняшних детей, избалованных стремительно развивающимися компьютерными играми и не отстающим от них рынком развлекательного игрового оборудования. Но, как ни крути, история поучительна, а игровые автоматы СССР лучшее тому живое подтверждение.

В окончание хочу добавить, что, если у Вас, друзья, будут предложения по продаже, покупке, запчастям или ремонту этого «памятного оборудования», пишите нам. На них есть и спрос, и предложения. Мы поможем! Адрес

Директор компании «PlayKom» Пивченко Екатерина

Электронный выпуск "Киномеханик" № 28

Скачать электронный выпуск журнала "Киномеханик" №28 в формате pdf (980 Кб)

Советские игровые автоматы производились с 1973 по 1991 год, копировали американские или японские прототипы, денежных призов не выдавали и никакой фанатской субкультуры не породили. МОСЛЕНТА выяснила у одного из создателей Музея советских игровых автоматов, как при помощи линейки можно было получить бесплатную игру в «Морской бой», какой приз в пластиковой коробочке выдавал автомат «Пенальти» и за какие махинации был расформирован «Союзаттракцион».

Александр Вугман, один из создателей Музея советских игровых автоматов

Вначале была выставка

Эра игровых автоматов в СССР началась в 1971 году, когда на высшем уровне решено было провести в Москве выставку «Аттракцион-71», поучаствовать в которой пригласили из десятка стран, от США до Японии. Ситуация в стране сложилась тогда так, что появилась возможность загрузить заводы тяжелой промышленности чем-то еще, кроме производства кастрюль и ракет.

Выставка проходила в Парке Горького и Измайловском парке. Туда были привезены как «аттракционы больших форм»: американские горки, карусели разных видов, так и «аттракционы малых форм», которые все мы привыкли называть игровыми автоматами. Это были как проверенные десятилетиями пинболы, так и уже появившиеся к тому времени «стрелялки» всех мастей и телевизионные игровые автоматы, например, с пинг-понгом.

В пионерские лагеря автоматы поставлялись для бесплатной игры. Лучше всего в этом плане были оснащены самые богатые лагеря, принадлежавшие предприятиям оборонного комплекса. Не каждый день, а скорее по выходным, были часы, когда каждый отряд мог прийти и поиграть. Понятно, что на вожатых и прочих сотрудников администрации пионерлагеря это ограничение не распространялось.

Во всех остальных местах играть можно было только за деньги. С коммерческой точки зрения это был очень выгодный бизнес: народу было охота играть, и люди готовы были за это платить.

Стандартная цена игры - 15 копеек, были деньгами по тем временам хорошими: проезд в метро стоил 5 копеек, большая кружка кваса из бочки - 6, фруктовое мороженое - 7. И прибыль у автоматов по тем временам была колоссальная: при плане в 6-8 рублей за день, фактически же они зарабатывали гораздо больше. Давайте посчитаем: в выходной день автомат работал по 10 часов без перерыва, сеанс игры - 2 минуты, так что рублей 40-45, я думаю, набегало. Мое детство, например, прошло на Таганке, и я помню, что в нашем парке отдыха к автоматам было не подступиться, такая же история была в Центральном детском мире. Там если только разок в «Морской бой» удавалось сыграть, и то, если папа за тебя вступится, а так оставалось только смотреть на спины играющих старшеклассников.

В каждом автомате ящик-касса с монетами мало того, что запирался на номерной ключ, так еще и пломбировался. Изначально планировалось, что доставать и вывозить деньги будут инкассаторы, но затем от этой идеи отказались. И наладилась коррумпированная схема: значительная часть монет из аппаратов уходила мимо государственной кассы в частные руки. Отдельные сотрудники «Союзаттракциона» курировали конкретные точки с автоматами, с которых снимали прибыль. И им ничего не стоило заплатить 50-70 рублей, чтобы раз в неделю слетать в какой-нибудь далекий город, где стояли подведомственные им автоматы и снять с них прибыль, исчислявшуюся сотнями и тысячами рублей.

В 1980-х даже было громкое расследование, которое раскрыло, как именно деньги оседали в руках у верхушки «Союзаттракциона». Эта организация просуществовала около 10 лет, после чего была расформирована ввиду своей коррумпированности. Все «игровое» хозяйство страны было передано в ведение «Союзтеапрома», производившего театральное оборудование. Но по сути это ничего не переменило, на ключевых позициях остались те же люди.

Геймерская культура

Фанатской геймерской культуры в СССР не существовало. , но культа из этого не делали: не было ни клубов любителей, ни совместных выходов-тренировок или соревнований.

Общение вокруг игр и их обсуждение строились в основном на выдумках и хвастовстве. Так же, как про карманные «Электроники» рассказывали, что, если наберешь 999 очков, тебе покажут серию из «Ну, погоди!», про автоматы говорили, что если в «Снайпере» резко дернуть ружьем, можно сбить за раз целый ряд мишеней, а если в «Морском бое» стрелять резко по углам, будешь только попадать. А если отключить автомат из розетки, а потом снова включить, он выдаст тебе бесплатную игру.

Сейчас я все эти аппараты чиню и хорошо знаю их устройство, так что точно могу сказать: все это - выдумки. Единственное, в «Снайпере» действительно можно получить бесплатную игру после обесточивания и включения, но происходит это только в случаях, когда кое-что в автомате работает некорректно.

Обмануть хорошо настроенный автомат крайне сложно. Можно подобрать металлическую шайбу размером с «пятнашку», но если она стальная, ее притянет магнит, который расположен внутри специально, чтобы вылавливать все железосодержащее барахло, которое туда закидывают.

В автоматах есть кнопка контрольного запуска игры и это, наверное, единственное их больное место. Дотянуться до нее при закрытой передней дверце на большинстве аппаратов невозможно, но, например, у «Морского боя» она так расположена за этой дверцей, в 20 сантиметрах от правого края, что, просунув туда линейку, нажать ее все-таки можно. Поэтому производитель несколько раз менял конструкцию: переносил ее, а в некоторых моделях ставился отдельный выключатель, блокирующий действие этой кнопки. У нас в коллекции есть различные вариации этого автомата, и если раскрыть переднюю панель, видно, как эта кнопка кочевала от модели к модели.

Редкие аппараты

Разновидностей советских игровых автоматов было порядка 100, некоторые из них в какой-то момент с производства были сняты или модернизированы. Например, «Подводный бой» в 1980-х выпускать прекратили, его модернизировали, что-то там упростили и выпускали до 1991 года уже под названием «Подводная лодка». Самым популярным, массовым, простым в обслуживании и надежным в работе во все времена оставался «Морской бой».

Отдельно стоит сказать про автомат ЭТ-10М, который представлял собой тот же самый «Морской бой», но без монетоприемника. Загадочная аббревиатура расшифровывается просто: ЭТ - электронный тренажер, 10 - количество выстрелов, М - модернизированный. Устанавливали их только на атомных подводных лодках для развлечения моряков в дальних походах. В отличие от дизельных подлодок, где места совсем не было, они изготавливались с повышенным вниманием к вопросу организации досуга экипажа: еще в советские времена там стали устраивать комнату с растениями - маленький зимний сад, а на некоторых даже бассейн.

На самом же деле тренажеров среди советских автоматов не было, если не считать «Викторину», которая задумывалась для проверки знаний в различных областях, но выпускалась в единственной комплектации - со знаками дорожного движения. Их устанавливали в ГАИ, где приходившие сдавать на права могли освежить в памяти знаки дорожного движения.

Если продолжать тему уникальных автоматов, то у нас в коллекции есть единственный выпускавшийся советской промышленностью игровой автомат с денежным выигрышем - Lobis. В СССР его встретить было нельзя, поставлялся он только в Польшу при том, что принимал, как ни странно, 15-копеечные монеты, хотя все надписи на нем и были выполнены на польском.

На остальных советских автоматах выиграть деньги было невозможно. Призовую игру давали, если ты безукоризненно выполнил задание: сбил 10 выстрелами 10 кораблей - получи три дополнительных выстрела. «Пенальти», «Викторина» и «Подводная лодка» в зависимости от настроек автомата, могли выдавать или призовую игру или приз - значки в маленьких пластиковых коробочках. Например, «Пенальти» выдавал маленький зеленый значок с такой же надписью и изображением мяча. Вот и вся фанатская символика, доступная советским геймерам.

«Союзаттракцион» выпускал еще фирменные календарики с тематикой автоматов, но распространялись они не среди игроков, а среди клиентов: купил автомат за 3 тысячи рублей - получи календарик. К слову, самым дорогим был громоздкий «Кегельбан», стоивший, как «Жигули», 5 тысяч рублей.

Производство отечественных игровых автоматов резко оборвалось с распадом СССР. Они были дороги, продавались только предприятиями - предприятиям, и когда эта система рухнула, выпускать их стало невыгодно.

В начале 1990-х в Москве и по всей стране стали появляться более дешевые и надежные иностранные игровые автоматы, такие как Pac-Man. И они быстро вытеснили старые советские аппараты, которые в большинстве своем отправились на свалку, в переплавку.