Информационные учебно-познавательные материалы.


Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Общее число членов Правительства зависит от числа должностей заместителей председателя Правительства, федеральных министерств РФ, государственных должностей министров РФ, вводимых указами Президента. Состав Правительства имеет юридическое значение для определения компетентности принимаемых им решений. Каждый член Правительства обладает правом одного решающего голоса на заседаниях Правительства. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов.

Формирование Правительства . Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Назначение нового Председателя Правительства и соответственно формирование нового Правительства происходят каждый раз после; а) вступления в должность вновь избранного Президента (это может быть лицо, ранее замещавшее должность Президента и переизбранное на новый срок); б) отставки Правительства.

Президент не позднее двухнедельного срока после вступления в должность или после отставки Правительства обязан внести в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства. Государственная Дума в течение недели обязана рассмотреть представленную кандидатуру и принять постановление о даче согласия на назначение или о ее отклонении.

Порядок рассмотрения данного вопроса и принятия постановления регулируется Регламентом Государственной Думы. Президент или его полномочный представитель в Государственной Думе официально представляют кандидатуру на должность Председателя Правительства. Кандидат на должность, в свою очередь, представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. Обсуждение проходит гласно, выступают представители фракций и депутатских групп, высказываясь «за» или «против» выдвинутой кандидатуры.

Согласие Государственной Думы считается полученным, если за предложенную, кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Думы. В случае отклонения представленной кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит новое предложение. Президент при внесении в Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства вправе представлять одного и того же кандидата дважды, трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

При троекратном отклонении Государственной Думой представленных кандидатур вступает в силу специальный порядок формирования Правительства. Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. При этом Президент может назначить любую кандидатуру, как предлагавшуюся им ранее Думе, так и новую. После выборов нового состава Думы Председатель Правительства, назначенный Президентом в специальном порядке, продолжает работать без прохождения процедуры согласования.

Постановление Конституционного Суда по делу о толковании ч. 4 ст. 111 Конституции РФ вызвало неоднозначную оценку научной юридической общественности. Большинство авторов публикаций не поддержали позицию Конституционного Суда, присоединяясь к двум особым мнениям судей Н.В. Витрука и В.О. Лучина, полагающих, что Президент не вправе трижды представлять одно и то же лицо, без учета мнения Государственной Думы. Вот выдержка из особого мнения судьи Н.В. Витрука: «Государственная Дума, давая согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, выступает в качестве средства сдержки, определенного противовеса, но она не может быть средством давления, так как число отклонений кандидатур ограничено.

Президент, предлагая кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, должен искать и находить согласие с Государственной Думой, подбирая соответствующую кандидатуру». По мнению судьи В.О. Лучина, Государственная Дума «должна иметь реальную возможность выбирать из представленных кандидатур ту, которую считает наиболее приемлемой. Если Государственная Дума как субъект законодательной власти высказала отрицательное отношение к представленной кандидатуре, то Президент не должен навязывать свою волю. Он не может нарушать самостоятельность законодательной власти и обязан подчиниться ее решению?».

Конституция не ограничивает выбор Президента политической принадлежностью кандидата на должность Председателя Правительства, хотя учитывать расклад политических сил в парламенте он вынужден. Конституционная практика свидетельствует о том, что этот человек должен быть профессиональным управленцем, как правило, Уже работавшим в Правительстве на других должностях. Фигура Председателя Правительства имеет высокий политический вес, конституционное и административное значение и не сводится к роли «технического директора» правительства.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Эта процедура пока не обладает достаточной степенью публичности и открытости, поскольку в обсуждении участвуют только два должностных лица. Президент не вправе игнорировать представленные ему Председателем Правительства кандидатуры или назначать каких-либо лиц вопреки позиции Председателя Правительства. Фактически это может происходить, но с учетом принципа конституционного взаимодействия властей, согласования воль Президент обязан проявлять конституционную сдержанность в отношении своих прерогатив, обеспечивая право Председателя Правительства подбирать команду единомышленников.

Процедура формирования Правительства не ограничена строгими временными рамками. Часть заместителей Председателя Правительства, ключевые министры обычно назначаются в первые дни, после назначения Председателя Правительства. Вполне допустимо на первом заседании нового кабинета присутствие лиц, которые по-прежнему исполняют обязанности членов Правительства, ушедшего в отставку или сложившего полномочия.

Прекращение деятельности состава Правительства . Правительство формируется с заранее неопределенным сроком действия. Максимально возможный срок его деятельности соответствует сроку полномочий Президента, сформировавшего Правительство, т.е. четырем годам, к которым следует прибавить время, необходимое вновь избранному Президенту для вступления в должность. Следует различать конституционные механизмы отставки Правительства, сложения им своих полномочий. Освобождение от должности отдельных членов Правительства. В некоторых случаях они могут быть взаимосвязаны.

Председатель Правительства освобождается от должности Президентом по заявлению об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Закон предусматривает, что освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства. В день принятия решения об освобождении от должности Председателя Правительства Президент уведомляет об этом палаты парламента.

По смыслу закона Президент не вправе освободить от должности Председателя Правительства по своему усмотрению, не потребовав у него заявления об отставке. И хотя заявление - акт добровольного волеизъявления, в данной процедуре выбора у Председателя Правительства нет. В силу принципа согласованного взаимодействия органов государственной власти он обязан подать в отставку по требованию Президента. Если же заявления не последует, Президент отправляет, в отставку все Правительство.

И хотя юридические последствия в обоих случаях одинаковы, практика отправки Правительства в отставку с целью заменить только Председателя Правительства не может признаваться обоснованной. То же касается ситуаций, когда Председатель Правительства узнает о своей отставке после подписания Президентом соответствующего указа.

По собственной инициативе Председатель Правительства подает заявление об отставке, если он не согласен с основными направлениями внутренней и внешней политики государства, определяемыми Президентом, в том числе с формами и приемами взаимодействия между главой государства и Правительством, либо по личным причинам, имеющим отношение к состоянию здоровья, семейным отношениям.

Невозможность исполнения Председателем Правительства своих полномочий - второе основание для освобождения от должности - может выражаться в ситуациях, когда фактическая подача заявления по объективным причинам невозможна либо неуместна (длительное нахождение в болезненном состоянии, совершение преступления, обращение с просьбой к иностранному государству о предоставлении политического убежища).

Освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров производится в том же порядке, что и назначение - указом Президента по предложен Председателя Правительства. Этот" механизм в большей степени соответствует принудительной отставке. Члены правительства могут обратиться с заявлением об их. добровольной отставке. Вопрос о том, кому подается это заявление (Президенту или Председателю Правительства), обязан ли Президент учитывать мнение Председателя Правительств, а также может ли Президент не принять добровольную отставку члена Правительства остается за рамками законодательной регламентации.

Очевидно, что добровольная отставка члена Правительства по аналогии с отставкой всего Правительства может быть не принята, если лицо не настаивает на освобождении от должности, а поданное им заявление рассматривается как акт политической ответственности, которую он готов понести за те или иные действия или события. Освобождение от должности члена Правительства Может произойти также вследствие упразднения федерального министерства, сокращения должности заместителя Председателя Правительства, ликвидации государственной должности министра РФ по определенным сферам деятельности.

Конституция РФ предусматривает несколько процедур отставки Правительства:

  1. заявление Правительства об отставке (ч. 1 ст. 117);
  2. конституционная инициатив Президента (ч. 2 ст. 117);
  3. выражение Государственной Думой недоверия Правительству (ч. Зет. 117);
  4. отказ Государственной Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117):

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом (ч. 1 ст. 117 Конституции). В этом случае Председатель Правительства от имени Правительства подает прошение (заявление) об отставке. О процедуре принятия подобного политического решения законодательство умалчивает, но, исходя из смысла конституционной нормы, это должно быть коллегиальное решение, хотя для выявления мнения всех членов Правительства не обязательно проводить его заседание. Заявление Правительства об отставке выступает своеобразным средством поиска политической поддержки у Президента - он может ее предоставить, не принимая заявление, или отказать, отправив в отставку.

Президент может принять решение об отставке Правительства по собственной инициативе на основе конституционного усмотрения. Это усмотрение имеет определенные границы, установленные конституционными принципами согласованного взаимодействия, самостоятельности органов государственной власти, ответственности властей. Желательно, чтобы президентское решение было политически мотивированным.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Мотивированное Предложение о выражении недоверия может вносить группа депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Думы. Постановление по данному вопросу принимается большинством голосов от общего числа депутатов в течение недельного срока после его внесения.

В связи с рассмотрением данного вопроса Председатель Правительства вправе выступить на заседании Думы с политическим заявлением. В ходе обсуждения депутаты задают вопросы членам Правительства, высказывают сове мнение. Депутаты, выступившие инициаторами выражения недоверия, вправе до голосования отозвать свои подписи; если при этом количество депутатов, внесших предложение, становится менее одной пятой, то вопрос снимается с рассмотрения.

Первоначальное выражение недоверия Президент вправе использовать как конституционный повод для отставки Правительства или не согласиться с мнением Государственной Думы. Если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан принять решение об отставке или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В этом случае он вносит в Думу мотивированное представление, которое рассматривается во внеочередном порядке. Если Дума в доверии отказывает, Президент обязан в течение семи дней подписать указ об отставке Правительства или указ о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Столь жесткие правовые последствия послужили причиной закрепления в Регламенте Государственной Думы своеобразной процедуры принятия решения, позволяющей в ряде случаев избежать прямого давления на депутатов.

Вначале выносится на голосование постановление о доверии Правительству - если оно не набирает большинства голосов, выносится на голосование постановление о недоверии Правительству. Если и оно не набирает большинства голосов, рассмотрение вопроса прекращается.

При применении этих положений следует учитывать ограничения на роспуск Государственной Думы, установленное ч. 3 ст. 109 Конституции, а именно, Президент не вправе распустить Государственную Думу в течение года с момента ее избрания.

Конституционная практика сталкивалась с наслоением процедур выражения недоверия и постановки вопроса о доверии, что Конституции не противоречит, но при определенных обстоятельствах извращает смысл взаимодействия двух ветвей власти. Естественно, что, выражая недоверие, Государственная Дума стремится повлиять на цели, задачи, методы политической и административной практики Правительства.

Если через короткий промежуток времени после выражения недоверия или в момент рассмотрения этого вопроса Председатель Правительства ставит вопрос о доверии Правительству, Государственная Дума будет вынуждена под угрозой роспуска принять такое решение, хотя Правительство к этому моменту не предприняло реальных шагов по изменению своего политического курса.

В этой связи в Регламенте Государственной Думы предусмотрен механизм, позволяющий развести эти две конституционные процедуры по времени. Если Государственная Дума выражает Правительству недоверие, а Президент не согласен с этим решением, то представление Председателя Правительства о доверии рассматривается по истечении трех месяцев со дня выражения недоверия.

Законодательство не предусматривает возможность Государственной Думы, выразить недоверие отдельному члену Правительства, в связи с чем, если такое постановление принимается, оно является только лишь официальной позицией Думы и не влечет юридических Последствий.

Ординарной конституционной процедурой прекращения деятельности Правительства является сложение полномочий перед вновь избранным; Президентом (ст. 116 Конституции). Тем самым, с одной стороны, обеспечивается преемственность государственной власти, а с другой, создаются условия для реализации новым Президентом своих прерогатив по формированию Правительства. Этот механизм функционирует и при переизбрании Президента на второй срок.

Сложение полномочий оформляется распоряжением Правительства, которое подписывает его Председатель в день вступления в должность Президента. В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства (ч. 5 ст. 117 Конституции). Такая процедура позволяет реализовать непрерывность исполнительной власти, но вновь избранный Президент, решивший поменять политический курс, может ей не воспользоваться, назначив временно исполняющими обязанности других лиц.

При освобождении от должности Председателя Правительства Президент вправе поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства одному из его заместителей на срок до двух месяцев. Конституционная практика расширяет условия применения данной нормы, поскольку Председатель Правительства, не освобожденный от должности, а ушедший в отставку вместе с Правительством, как правило, не остается исполнять свои обязанности, в отличие от сложения Правительством полномочий перед Президентом, переизбранным на новый срок.

Представляется, что Президент не вправе возлагать обязанности Председателя Правительства на себя (хотя такой опыт в российской конституционной практике существовал) и не вправе возлагать эти обязанности на лицо, не являющееся заместителем Председателя Правительства.

Практика новых кадровых назначений, осуществляемых Президентом единолично после отставки Правительства, требует дополнительных обоснований. Речь идет о случаях назначения исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства, па которого возлагается исполнение обязанностей Председателя Правительства.

Очевидно, Президент вправе отстранять от должности отдельных членов Правительства, ушедшего в отставку, тем самым отзывая свое поручение исполнять возложенные обязанности. При этом согласование кадровых назначений с исполняющим обязанности Председателя Правительства не требуется.

Правительство России является наивысшим органом распорядительной власти. Он обязан отчитываться о проделанной работе перед президентом. Также контролируется со стороны Осуществляет деятельность на основании Конституции, а также других федеральных законов и указов президента.

Порядок

Исполнительным органом власти является Правительство РФ. Порядок формирования начинается с утверждения на должность председателя, который является его главной фигурой. Последний определяет основную работу и направления деятельности Правительства. Назначается руководитель органа распорядительной власти только с согласия Госдумы, которая пользуется достаточным авторитетом. Председатель Правительства достаточно часто встречается с главой государства и даже замещает его, если последний по состоянию здоровья не может выполнять свои функции.

Кандидатура человека на должность руководителя распорядительного органа власти вносится президентом в Госдуму. Решение по данному вопросу должно быть принято в течение недели. В том случае, если Госдума более трех раз отклоняет кандидатуру на должность председателя, то президент распускает ее и сам назначает руководителя данного органа. После чего формирование Правительства происходит достаточно простым способом. Председатель органа распорядительной власти предлагает главе государства определенных кандидатов, а президент рассматривает и утверждает их. Все не могут заниматься предпринимательской и иной коммерческой деятельностью. Кроме того, они должны ежегодно предоставлять декларацию о доходах.

Именно поэтому такой орган распорядительной власти, как Правительство РФ, порядок формирования которого осуществляется в соответствии с Конституцией и другими федеральными законами, должен отвечать самым высоким требованиям компетентности.

Деятельность

Правительство России имеет достаточно широкие границы своего влияния, и касаются они всех сфер жизни общества в целом. Является соучастником бюджетного процесса, потому что занимается его составлением и следит за исполнением.

Компетенция Правительства РФ заключается в следующем:

  • осуществляет управление собственностью государства, занимается решением вопросов по приватизации и рациональным использованием всех федеральных предприятий;
  • обеспечивает проведение социальной политики, затрагивая культуру, образование, искусство, потому что в каждой такой области действует определенное постановление данного распорядительного органа;
  • принимает необходимые меры по укреплению обороны России, ее безопасности, а также реализации внешней политической деятельности;
  • контролирует борьбу с преступностью, занимается принятием мер по охране порядка в обществе, прав людей, решает вопросы по материально-техническому обеспечению правоохранительных органов.

Здесь также необходимо отметить, что это далеко не полный перечень всех его полномочий. Компетенция Правительства РФ гораздо шире и разнообразнее, потому что существует достаточно большое количество различных федеральных законов, указов главы государства, которые уточняют и конкретизируют его функции.

Состав

Определяется Конституцией и ФКЗ "О правительстве РФ" и включает в себя следующих членов:

  • председателя;
  • его заместителей;
  • министров.

Структура органов распорядительной власти прописана в указе президента. Кроме того, заместители председателя и министры могут быть полномочными представителями главы государства в федеральных округах.

Орган наивысшей распорядительной власти - РФ, порядок его формирования, а также структура и полномочия полностью отражены в Конституции, также в ФКЗ.

Отставка

Освобождение от занимаемой должности председателя влечет за собой завершение деятельности Правительства. Как правило, это происходит после того, как к власти приходит новый президент. Глава государства может принять самостоятельное решение о том, чтобы дать отставку Правительству, а также на это вправе повлиять и Госдума, если не испытывает к нему доверия. В случае отставки и завершения действия полномочий, данный орган продолжает осуществлять свою деятельность только на основании поручений президента. Данные нормы закреплены в ФКЗ "О правительстве РФ".

Период действия

Орган распорядительной власти - Правительство РФ, порядок формирования которого предусмотрен основным законом государства, не имеет определенного срока существования, в течение которого он выполняет свои функции. В то же время период его действия и полномочий определен до того момента, пока к власти не придет новый президент. Поэтому негласно такой срок все-таки существует. Вновь избранный президент назначает другое Правительство и его состав.

Данное правило не означает, что орган распорядительной власти будет расформирован в день выборов. Это происходит только после того, как глава государства вступит в свою должность, после чего он может оставить прежнее Правительство до того момента, пока не начнет действовать новое.

Документы

Конституция устанавливает, что для соблюдения законов и указов главы государства, данный орган власти принимает:

  • распоряжения - так оформляются решения по текущим вопросам;
  • постановления - являются наиболее значимыми, носят нормативный характер.

Данные акты Правительства РФ должны быть приняты на заседании президиума, реже - единолично руководителем, которым они и подписываются. В том случае, если распоряжения и постановления будут противоречить основному закону государства, то они могут быть отменены президентом. Данные акты Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию, за исключением тех, в которых есть сведения, не подлежащие разглашению.

Статус

Правительство является основным органом власти, который управляет государственными делами. Кроме того, он руководит всеми структурными подразделениями, деятельность которых не входит в компетенцию президента. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией и ФКЗ. Кроме того, его руководство распространяется на те органы, которые осуществляют свою работу в социальной, культурной и экономической сферах.

Возглавляет Правительство председатель, в его подчинении находятся заместители и министры. Данные лица назначаются на должности только президентом, таким же образом они заканчивают свою деятельность. Глава государства может координировать работу Правительства и присутствовать на его заседаниях, хотя он и не возглавляет его. Председатель организует работу данного органа, имеет право решающего голоса, представляет интересы страны за ее пределами. Кроме того, он подписывает все принятые акты и докладывает президенту о том, на кого из министров необходимо наложить взыскания или поблагодарить.

Заместитель председателя Правительства РФ в зависимости от того, какие выполняет полномочия и в какой сфере координирует работу федеральных органов распорядительной власти, может принять участие в их заседаниях. Кроме того, он может исполнять обязанности самого председателя, если последний по уважительным причинам не может временно заниматься своей работой. Кроме того, заместитель вправе проводить заседания Президиума.

Для решения определенных государственных вопросов последний вправе проводить организаторскую работу в той области, в которой это необходимо, привлекать специалистов. Каждый заместитель председателя Правительства РФ следит за работой и деятельностью органов распорядительной власти на самом высоком уровне.

В свою очередь министры, являющиеся членами правительства, участвуют в подготовке решений, после чего занимаются их исполнением. При осуществлении своих полномочий они должны отчитываться перед Правительством.

Кроме того, распорядительный орган власти для решения особых задач может образовывать Президиум, куда входит 12 его членов. Их заседания проходят один раз в семь дней.

Таким образом, правовой статус Правительства РФ подтверждает свою значимость при решении особых государственных задач и принятии подзаконных актов, которые не противоречат Конституции и распространяют свое действие на всей территории страны.

Аппарат

Для выполнения принятых решений Правительство образовывает свой специальный орган власти. Он обеспечивает и координирует его деятельность. Аппарат Правительства в своей работе руководствуется высшим законом государства и указами президента, а также другими нормативными актами. Руководит им сам председатель, либо его заместитель, который называется руководителем данного структурного подразделения исполнительного органа власти, либо министр. Кроме того, аппарат использует в своей работе положение о Правительстве РФ, которое было утверждено постановлением.

Основные функции данного органа заключаются в следующем:

  • готовит экспертные заключения по проверке поступивших актов, которые требуют принятия решения;
  • осуществляет поручения председателя;
  • контролирует исполнение решений Правительства;
  • проводит совещания при указаниях руководителя;
  • взаимодействует с палатами Федерального собрания;
  • представляет интересы распорядительной власти.

Порядок назначения

Председатель правительства назначается на должность только главой государства, но с согласия Госдумы. Кандидат на такую должность должен быть только гражданином России. Подобное предложение вносится новым президентом не раньше 14 дней со дня вступления последнего в свои полномочия или после отставки старого председателя.

Госдума в течение одной недели может рассматривать предложенную кандидатуру. В том случае, если она три раза отклонила такое предложение президента, то он вправе принять решение о ее роспуске и назначить следующие выборы. Кроме того, на данную должность он утверждает гражданина самостоятельно.

Порядок назначения председателя правительства РФ определяется Конституцией и ФКЗ. Достаточно большими полномочиями обладает президент.

Увольнение с поста председателя всегда сопровождается отставкой Правительства. При этом данное должностное лицо может сложить свои полномочия по собственной инициативе.

В том случае, если президент не может по какой-то причине исполнять свои обязанности, то за него это делает председатель Правительства.

Организация

Вся работа Правительства осуществляется на основании:

  • Конституции.
  • ФКЗ от 17.12.1997 года.
  • Регламента и положения от 01.06.2004 года.

На заседаниях данного органа решаются одни из наиболее значимых и важных вопросов страны, связанные с социальной и культурной жизнью, а также внешней политикой. В соответствии с чем на них рассматриваются:

  • предложения о выпуске государственных ценных бумаг, об увеличении налогов;
  • проекты программ;
  • проблемы, касающиеся приватизации федеральной собственности.

Заседания проводятся при необходимости, но не больше одного раза в месяц. Согласно Конституции, на них может присутствовать президент, если председатель по какой-то причине не может в них участвовать (отпуск, командировка, болезнь). О том, что собой представляет Правительство РФ, порядок формирования, состав, срок полномочий, говорит главный закон государства, который наделяет данный орган достаточно властными правомочиями.

Подготовительная работа

Работа главного органа распорядительной власти производится в соответствии с определенными планами, которые должны быть предоставлены не позднее 15 дней до даты начала заседания. Данная обязанность возложена на руководителей, которые входят в члены Правительства и осуществляют такую деятельность на местах. Данные граждане несут за подготовку материалов личную ответственность. Проект повестки должен быть подготовлен руководителем Аппарата и представлен заместителю и председателю Правительства. В том случае, если данным документ будет одобрен последним, то он рассылается всем участникам заседания, но не позднее, чем за пять дней до его рассмотрения.

Орган распорядительной власти - порядок формирования, полномочия закрепляются в ФКЗ от 17.12.1997 года, который и определяет его цели и указывает направления деятельности.

Взаимодействие

Правительство осуществляет финансирование судов. Кроме того, оно обеспечивает исполнение решений данных органов. Также следует отметить тот факт, что некоторые постановления напрямую касаются судов и даже указывают на их применение на практике. Кроме того, орган распорядительной власти активно взаимодействует с Федеральным собранием, потому что имеет право вносить туда законодательную инициативу.

Кроме того, Правительство выдает заключения о том, чтобы ввести или, наоборот, освободить от уплаты налогов, а также учитывает те расходы, которые предстоит понести государству за счет своего бюджета. Также данный орган власти вправе вносить свои поправки на те проекты законов, которые находятся на рассмотрении в Госдуме.

Значение

Данный считается основой распорядительной власти на территории всей страны. Состав и порядок формирования Правительства РФ прописан в Конституции, а также в другом ФКЗ, который был принят в декабре 1997 года. Данные нормативные акты не могут быть ниже других, и поэтому деятельность данного органа власти осуществляется в соответствии с ними.

Система правительства РФ достаточно упорядочена. Имеет свои функции и строгое законодательное деление. Ее возглавляет Правительство РФ, которое заведует федеральными органами распорядительной власти, последние, в свою очередь, контролируют: министерства, службы и агентства. Каждое из них имеет свои полномочия.

Министерство выполняет следующие функции:

  • разрабатывает планы по государственной политике;
  • регулирует сферы деятельности, которые установлены в актах Правительства.

Службы, в свою очередь, осуществляют надзор и контроль по определенным сферам жизни населения, в области охраны границ страны и обороны, следят за соблюдением общественного порядка, борются с преступностью.

Агентства также имеют свои специфические функции, кроме надзора и контроля. Они оказывают услуги по управлению имуществом государства, его распределением, а также обладают правоприменительными функциями.

Несмотря на те полномочия, которые предоставлены распорядительному органу власти, во многих его решениях принимает участие президент и даже иногда возглавляет заседания. Кроме того, председатель Правительства назначается на должность и уходит в отставку только по его распоряжению. Также орган распорядительной власти не имеет установленного срока полномочий, хотя фактически он зависит от президента.

Инструкция

В качестве основной задачи Правительства РФ законодательство устанавливает претворение в реальность принятых законов и контроль над их соблюдением. Правовой статус Правительства и его членов раскрывают такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ и ФЗ « О правительстве Российской Федерации» - этими же законами оно должно руководствоваться при осуществлении своих полномочий.

Согласно Конституции России, Правительство имеет следующий состав: Председатель Правительства РФ, его заместители и министры федеральных министерств. Прерогатива по назначению Председателя принадлежит Президенту РФ – это его исключительное право. Правда, для этого ему требуется одобрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Ст.111 основного закона страны гласит: Президент РФ должен предложить подходящую кандидатуру на этот пост Государственной Думе в течение первых двух недель после того, как он приступил к исполнению своих обязанностей. В случае отставки Правительства или его роспуска срок для предложения нового Председателя тот же. У Государственной Думы есть неделя на принятие или отклонение его кандидатуры. Если три раза Госдума отклоняет кандидатуру, Президент имеет право распустить ее состав.

После вступления Председателя Правительства в должность он обязан в течение недели предложить Президенту наиболее подходящие на его взгляд кандидатуры министров федеральных министерств. Президент принимает решение об их назначении или же обязывает Председателя представить новых. Министры могут покинуть занимаемый пост самостоятельно, по приказу Председателя Правительства или Президента РФ. Избранный таким образом, кабинет министров в РФ сохраняет свои правомочия в течении одного президентского срока – после его окончания новое Правительство формируется в том же порядке.

Чтобы понять, как принимаются решения во властных структурах, нужно знать принцип их формирования. Это относится и к правительству России. Изучив его состав и принцип подбора кадров, вы сможете лучше понимать политическую систему страны в целом.

Инструкция

Правительство Российской Федерации состоит из председателя, координирующего деятельность государственного органа, его заместителей по различным вопросам, а также министров федерального уровня и глав федеральных агентств.

Руководитель этого государственного органа, иначе называемый премьер-министром, назначается совместными усилиями президента и Государственной Думы. Сначала глава государства вносит кандидатуру на обсуждение парламентариями. Возможный глава правительства должен соответствовать ряду условий, например не иметь иностранного гражданства. Затем при получении кандидатом большинства думских голосов он может занять желаемый пост. Если Госдума отклонит трех претендентов президента, последний имеет право на роспуск парламента. В этом случае назначаются досрочные выборы Думы.

Заместители председателя правительства, или вице-премьеры, сначала отбираются премьер-министром, а затем должны быть одобрены главой государства. Их может быть максимум восемь.

Формирование правительства - предусмотренная Конституцией РФ процедура назначения Председателя Правительства РФ и утверждение по его предложению Президентом РФ иных членов Правительства. Ф.П. представляет собой два взаимосвязанных этапа, две стадии.

На первом этапе формируется институт главы Правительства РФ. Глава Правительства - ключевая и ведущая должность в государстве. В силу своей значимости процедуры порядка назначения Председателя Правительства РФ определены Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 111) Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Второй этап формирования Правительства РФ связан с назначением членов Правительства (первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров). Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112).

Состав Правительства определен гл. 6 Конституции РФ, ст. 6 ФКЗ «О Правительстве РФ» и включает членов Правительства РФ:

      Председателя Правительства РФ;

      заместителей Председателя Правительства РФ;

      федеральных министров.

В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией РФ.

Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Срок полномочий конституционно не установлен, но он равен 6 годам т. к. начинает течь (истекает) с принятием своих полномочий вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ):

1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

5) управление федеральной собственностью;

6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью;

7) иные полномочия, возложенные на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти - как федеральных, так и субъектов РФ - по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы в Государственную Думу РФ, т. е. Правительство РФ вправе вносить законопроекты в Государственную Думу РФ, подготовленные по поручению Президента РФ, и направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах.

Правительство в пределах своих полномочий выносит:

1) постановления (носят нормативный характер и принимаются по вопросам, затрагивающим основные вопросы деятельности Правительства РФ);

2) распоряжения (принимаются по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера).

Постановления и распоряжения Правительства РФ носят правовой и обязательный характер для исполнения на всей территории РФ.

Если в Конституции Российской Федерации сказано (ст. 110), что "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации", то Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» определил, что "Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации"

а) Правительство Российской Федерации есть орган государственной власти Российской Федерации;

б) Правительство Российской Федерации - особый исполнительный орган, находящийся в силу своей природы в специфических взаимоотношениях с другими государственными органами;

в) Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган, что обусловливает его руководящее местоположение и роль в системе органов исполнительной власти и, соответственно, субординационные отношения (власти и подчинения) с другими исполнительными органами в Российской Федерации. Следовательно:

Политика и акты Правительства обязательны для всех без исключения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации управляет деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией (ст. ст. 71 и 72) к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Решения и действия Правительства в рамках правового регулирования общественных отношений распространяются на деятельность исполнительных органов местного самоуправления;

Акты Правительства подлежат исполнению администрациями государственных предприятий, учреждений и организаций, а также другими субъектами правоотношений.

Правовую основу деятельности Правительства составляют четыре взаимосвязанных и соподчиненных группы нормативных правовых актов:

а) Конституция Российской Федерации;

б) федеральные конституционные законы, часть которых названа в Конституции и которые призваны уточнять и развивать ее положения;

в) федеральные законы, регулирующие основные вопросы жизнедеятельности российского государства и общества;

г) нормативные указы Президента Российской Федерации, которые он полномочен принимать в соответствии с Конституцией.

Порядок формирования Правительства рф

Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.

Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.

В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Мы уже ранее говорили, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.

После назначения председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

Политическая система и форма правления в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный характер Правительства РФ.

В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.