Игумен виссарион. Это интересно, выводы делайте сами

Зимой 1999 года, я совершал паломничество по святым местам Москвы и Московской области. Погода в то время в столице была вполне себе зимней – было довольно снежно и морозно. Посетив святыни Москвы, 2 февраля я на электричке отправился в г. Сергиев-Посад – в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Ступив на перрон железнодорожного вокзала этого славного города, я не поверил своим глазам – электронное табло показывало -43 градуса по Цельсию! Дышать через нос было довольно трудно, глаза смерзались при моргании, но несмотря на такую стужу, я радостью на душе отправился на поклон к игумену Земли Русской – преподобному Сергию Радонежскому. Паломническая служба Лавры, поселила меня в старой монастырской гостинице, которая располагалась в пяти минутах ходьбы от монастыря. Здание это, в то время было довольно неустроенное – не было принятого сейчас ремонта и удобств в каждом номере. Несмотря на это, в здании было 19-20 градусов тепла – толщина стен более метра! Проживающие в новых лаврских гостиницах паломники, испытывали большие неудобства из-за холода – там было всего 10-12 градусов тепла.

Поклонившись мощам преподобного Сергия Радонежского, я захотел посетить надвратный, лаврский храм во имя святого Иоанна Предтечи, где почти круглосуточно, братия монастыря в священном сане исповедовала паломников. В храме я увидел пять или шесть монахов, которые совершали исповедь. Некоторое время я стоял в раздумье: «К кому же мне идти на исповедь? К священномонаху постарше или помоложе? Конечно, более старший священник обладает опытом, но поймет ли он меня — священнослужителя, который моложе на два три поколения»? Все же я не жалею о том, что сделал правильный выбор и промыслом Божиим пошел к самому старому из всех священнослужителей. Когда я подошел к исповедальному аналою, то увидел старца убеленного сединами, глаза которого смотрели на меня с такой любовью и снисхождением, как будто для него я был самым родным человеком. Это был игумен Виссарион Остапенко. Выслушав мою тяжелую исповедь, батюшка ничего не сказал, а лишь прочитал разрешительную молитву. Я конечно ждал какого-то духовного совета, но не получил его. В тот момент я не понял, почему отец Виссарион промолчал, но спустя почти два десятилетия перед моим лицом стоит его взгляд, наполненный любовью к грешнику, совершившему покаяние. Именно это, для меня было и нужно в тот момент – почувствовать через святого человека, что такое любовь Божия. Закончив меня исповедовать, отец Виссарион достал из сумки висевшей на аналое, книгу со своими стихами, подписал мне её и подарил на молитвенную память.

Честно признаться, моя любовь к поэзии ограничивалась в то время, школьной программой по литературе – я очень любил прозу, но понимания красоты рифмованного слога у меня не было. Придя вечером в гостиницу, я стал читать стихи отца Виссариона и совершенно по новому открыл для себя поэтическое творчество. В стихах отца Виссариона я увидел, как стихи служат спасению человеческой души. Все те сложные духовные истины, которые изложены у святых отцов Православной Церкви, в стихах отца Виссариона открываются с поразительной простотой. Стихотворный слог в его духовной поэзии, легко запоминается и ложится глубоко в сердце своим смыслом.

Настоятель храма святых Жен Мироносиц г. Ростова-на-Дону иерей Димитрий Фоменко

Инок Виссарион Остапенко

СОХРАНЯЙТЕ СВЯТУЮ ВЕРУ…

Сохраняйте святую веру в совершенной чистоте.
Соблюдай во всем ты меру,
Стремись к Горней Красоте.
Ни налево, ни направо не сворачивай с пути,
Рассуждай о вере здраво, чтобы в ересь не уйти.
Не смущайся, что сектанты льют на Церковь клевету:
Ведь они же протестанты, изменившие Христу.
Отвергают все иконы, Богородицу не чтут.
Душевредны их законы — к пропасти людей ведут.
Праздников святых церковных и мощей не признают,
Людям книжки лжедуховны для прельщенья раздают.
Ложка дегтя в бочке меда причиняет вред большой —
Так сектантская природа завладеть спешит душой.
Православных унижают клеветой со всех сторон,
Смысл Писанья искажают, причиняя сим урон.
К сожаленью, мы и сами отступаем от Христа,
Должники пред Небесами — ни молитвы, ни поста.
В дни воскресные ленимся
Помолиться в храм сходить.
Если впредь не изменимся,-
Строго будут нас судить
К покаянию Спаситель призывает всех людей,
Но не дремлет искуситель — строит козни лиходей.
Соблазнительны уроки под личиною благой
Преподносят лжепророки, ставши демонам слугой.
Лжеученьем оскверняют все священные места,
Православных обвиняют и клевещут на Христа.
Нам дарована однажды жизнь в юдоли сей земной,
Чтоб стремился к Богу каждый,
Связь порвавши с сатаной.
Чтоб пришли на покаянье все земные племена
И, отринув злодеянья, обновились бы сполна.
Только в Церкви Православной
Есть спасенье для людей.
Свой удар направил главный
В сердце Церкви лиходей.
Православье уничтожить он стремится все века,
Но исполнить сам не может — не дано ему пока.
Секты, ереси, расколы восстают из года в год.
Помогают «протоколы» одурманивать народ. 1)
Экстрасенсы, лжепророки, чародеи, колдуны
Назначают часто сроки страшных бедствий и войны.
Опасайтесь доверяться лжевождям и лжеврачам.
Враг умеет притворяться —
Бойтесь верить тем речам.
Только пастырям усердным свою душу открывай,
Будь и сам ты милосердным, лепту бедным подавай.

Поздравления с 90-летним юбилеем (2014 год)

ПО СТОПАМ ИДЯ ХРИСТА

Все напасти и страданья
Пей, как сладкое вино.
Время плача и рыданья
Для спасения дано.
Орошай слезами ложе,
О грехах своих рыдай,
Ведь душа всего дороже -
Меньше плоти угождай.
Пусть капризная утроба
Не чуждается поста,
Подвизается до гроба,
По стопам идя Христа.
Время краткое земное
На безделье не меняй,
Сердце, гордостью больное,
Ко смирению склоняй.
Поношенье, укоренье
Как целебный пей бальзам,
Шли Творцу благодаренье -
Внемлет Он твоим слезам

Отец Виссарион на прогулке

ПОГОСТИЛ, ЧАС ДОМОЙ ВОЗВРАЩАТЬСЯ

Скоро с вами я буду прощаться,
Дорогие собратья мои.
Погостил, час домой возвращаться
И с отчетом предстать Судии.
Расставаться пора с белым светом,
Уходить в мир далекий, иной
И явиться пред Богом с ответом -
Отчитаться за жребий земной.
К сожаленью, мне стыдно и страшно
Покидать навсегда белый свет:
Согрешил я пред Богом ужасно,
Свой нарушил священный обет.
Прихожу со слезами в объятья
К вам с нуждою своею большой:
Помолитесь о грешнике, братья,
Чтобы мне не смутиться душой.
Предстоит неизбежна дорога
В мир загробный - далекий, иной.
Помолитесь, прошу, ради Бога,
Чтоб Он милость свершил надо мной.

В храме на молитве

О ВРЕДЕ ТЕЛЕВИЗОРА

С духовными чадами

ПОКАЙТЕСЬ

Покайтесь, грешники, покайтесь
Чистосердечно пред Христом
И впредь грехом не увлекайтесь,
Смиряя плоть и дух постом.
Обет крещенья соблюдайте,
Идя тернистою тропой,
Молитесь, плачьте и рыдайте,
Как пред Христом рыдал слепой.
Долги пред Богом сознавайте,
Предвидя вечности порог,
Тщеславью места не давайте,
Стирая в прах гордыни рог.
Пречистой Деве подражайте,
Любовь к Спасителю храня,
Смиреньем злобу отражайте,
Боясь геенского огня.
Господь зовет на покаянье
Своею благостной рукой,
За слезы, труд, благодеянья
Дарит отраду и покой.
Того, кто о грехах рыдает
И крест безропотно несет,
Господь простит, и оправдает,
И от геенских мук спасет.

Последние годы жизни отца Виссариона

ПАМЯТКА

Прежде чем зайти в собор,
Головный сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
О всем мире помолись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай,
Не гляди по сторонам:
Неполезно это нам.
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Очи в землю опусти,
О грехах своих грусти
Со смиреньем, как мытарь
На святой взирай алтарь,
Где Дух Божий обитает,
Слушай пение и службу,
Разорви с бесами дружбу
Козни их не принимай.
Слову Божьему внимай.
И скажу я от души,
Храм оставить не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца,
Приложись потом к Кресту,
Обещанье дай Христу,
Что исправиться намерен,
И пребудь обетам верен.
Время даром не губи,
Службу Божью полюби.
И пока душа в груди,
На молитву приходи.

НАСТАВЛЕНИЕ ДУХОВНЫМ ЧАДАМ

Пролетает скоротечно
Жизнь земная, как в гостях.
Прекращайте жить беспечно
И коснеть в своих страстях.
Крест безропотно несите,
Как велит Святой Закон,
Свыше помощи просите,
У святых молясь икон.
Без молитвы и смиренья
И полезного труда
Нет надежды на спасенье
В День всеобщего Суда.
Мудрым девам подражайте,
Ожидавшим Жениха,
Лень молитвой отражайте,
Бойтесь праздности греха.
Покаянье приносите
За погрешности свои
И прощение просите
У Владыки-Судии.
Свое сердце очищайте
От пороков и страстей
Зреть «сеансы» прекращайте
Под предлогом новостей
Обличенье принимайте,
Как целительный бальзам,
Сострадаючи, внимайте
Нищих просьбам и слезам.
Жизнь мгновенно пролетает
На высоких скоростях.
Демон страсти нагнетает
Всем на жизненных путях.
Вражьи козни познавайте,
Бойтесь злобе доверять,
Места лени не давайте,
Чтоб души не потерять.
Душегубца побеждайте
И молитвой, и постом,
Помощь свыше ожидайте,
Подаваему Христом.
Со смирением молитесь
За мирян и чернецов,
К службе Божией стремитесь,
Чтите пастырей-отцов,
Кои души полагают
За духовных чад своих,
Всем спасаться помогают,
Кто хранит советы их;
Указуют путь-дорогу
В благодатные края,
Чтоб они стремились к Богу
От земного бытия,
Чтоб слезами покаянья
Грех омыли дочиста
И благие воздаянья
Обретали у Христа.

Остапенко Василий Евстафьевич (в миру), родился 19 марта 1924 года в селе Сенча Полтавской области Украины. Во время Великой Отечественной войны из Украины был угнан фашистами в неволю и прошёл суровую школу концлагерей с 3 октября 1942 на железно-рудной шахте в Германии, где и подорвал серьёзно своё здоровье. Был освобожден 29 марта 1945 года, по другим данным бежал из плена. Вернулся в Россию. Поступил в Троице-Сергиеву лавру, 10 апреля 1957 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Виссариона Великого, чудотворца Египетского, в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры. Был рукоположен в сан иеродиакона, а затем — в сан иеромонаха. С 1970 по 1973 год проходил послушание в Пантелеимоновом монастыре на святой горе Афон. Был возведён в сан игумена. Скончался 12 марта 2015 года, на 91-м году жизни.

С Днем семьи, любви и верности! День семьи, любви и верности - российский праздник, который отмечается на государственном уровне 8 июля и приурочен ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, покровительствующих семье и браку в православной традиции. Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. В день празднования плетут венки из ромашек, дарят букеты ромашек, открытки с изображением ромашек или других символов семьи. Популярной традицией стало заключение браков 8 июля: по этому случаю многие ЗАГСы продлевают часы работы и отказываются регистрировать разводы. Наибольшей популярностью пользуются залы регистрации гражданских состояний Мурома, где стараются зарегистрировать брак жители других городов и стран. День семьи, любви и верности отмечается в России и других странах - Болгарии, Белоруссии, Азербайджане, Украине, Германии, Великобритании, Франции, Приднестровье. Главные торжества традиционно проходят в Муроме 8 июля или в предшествующий празднику выходной, если дата приходится на будни. В городе проходят концерты, проводятся торговые и ремесленные ярмарки, открываются анимационные площадки для детей, а праздничный вечер отмечается гала-концертом и праздничным фейерверком. Всероссийский праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошёл 8 июля 2008 года. Его организатором стал Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый Светланой Медведевой, которая каждый год приезжает на праздник в Муром. День Петра и Февронии День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских отмечается православной Церковью дважды в году – в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей и 8 июля в день их праведной кончины. Являя нам пример идеальной супружеской жизни, христианской любви и преданности, святые Петр и Феврония считаются покровителями православной семьи и брака. День их памяти совпадает с общенациональным праздником – Днем семьи, любви и верности. Господь свёл эту чету удивительным образом. Брат муромского князя Петр, заболев тяжким недугом, отправился на поиски лекаря в Рязанские земли. Там он встретил Февронию. Девушка согласилась исцелить князя при условии, что он станет её мужем. После своего выздоровления Петр сдержал обещание и взял Февронию в жены. За свою земную жизнь святая чета показала невероятную преданность друг другу. Все радости и невзгоды они привыкли делить пополам. Даже когда муромские бояре взбунтовались против княжны из крестьянского сословия и потребовали у князя отказа от престола, Петр не оставил Февронию и вместе с ней покинул город. Вскоре после их ухода начались распри и смута, сам народ попросил князя вернуться и занять место законного правителя. Перед смертью по благочестивому обычаю супруги приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Святые Петр и Феврония скончались в один день. Они завещали положить их в один гроб, который давно для себя приготовили. И по сей день мощи муромских чудотворцев покоятся в общей раке. С праздником, друзья! Огромного-огромного всем счастья и большой настоящей искренней и истинной ЛЮБВИ!!!

Держитесь Церкви Православной,

Как было в древние века,

Где к цели истинной и главной

Ведёт Всевышнего рука.

«Призыв к покаянью», игумен Виссарион

13 марта, не дожив пяти дней до своего дня рождения, отошёл ко Господу один из старейших и почитаемых насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Виссарион (Остапенко). 19 марта он переступил бы порог своего 90-летия.

В миру Василий Евстафиевич Великий-Опанасенко прожил 33 года жизни. Жизни, наполненной испытаниями и страданьем. Родился на Украине в 1924 году. Юношей был угнан в немецкий плен, попал в концлагерь, занимавшийся добычей железной руды. Провёл в концлагере почти два с половиной года (1942-1945 гг.), серьёзно подорвав здоровье. Не имея сил на дальнейшую каторжную работу, решился на побег, но вскоре пришло освобождение из фашистского рабства…

Вместо лечения отрок Василий обрёк себя на суровую аскезу и воздержание от земных благ, перебравшись на жительство в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где в 1957 году принял монашеский постриг, отбросив, для обыденного употребления первую часть своей фамилии, показавшуюся ему слишком горделивой. Смирение же, он знал, – одна из непременных добродетелей монашествующего.

В 1970 году Господь привёл его на Святой Афон, где он три года нёс послушание, лишившись гражданства СССР. Всё бы ничего, но заела неодолимая тоска по Родине. Решился добиваться разрешения на возвращение в Советский Союз. Однако на Родине выехавших считали отщепенцами и невозвращенцами. И посольство, и консульство помочь не смогли, или не хотели, а возможно, и не имели такого права. Чудом Божиим ему удалось вернуться на Родину, но возврат в Лавру стал практически невозможен. Вроде бы все правильно: уехал с Афона самовольно, нарушил обеты и бросил послушание. Но Церковь милосердна и умеет прощать, Государство же не прощало «отступников» и запрещало принимать их туда, откуда они уехали. Ничья судьба его не волновала, а отец-наместник монастыря был бессилен помочь, так как за церковью вёлся неприкрытый надзор.

Средств к существованию у монаха Виссариона не было, дать ему работу никто бы не посмел, да и не дал. И цель была одна: вернуться в Лавру. Что пережил в эти времена опальный монах, – знал только Господь, он сам, да редкие люди, бывшие свидетелями его мытарств. Кроме голода (жил подаяниями и милостью добрых людей), пережил и провокации с избиениями и острижением наголо (верно знали, что для монаха особенно непереносимо и грешно) и запретом приближаться к Лавре. Снося унижения и терпя горести, не пропускал монах ни одной службы в некогда родной Лавре. Молился смиренно и терпеливо. И пришло время, когда его приняли в стены милой сердцу обители.

Минуло немало лет, обиды и горести забылись, да и не держал монах Виссарион их при себе. Сумел с годами стать одним из самых почитаемых священников духовного центра страны. Достиг сана игумена. Шли к нему со всего белого света страждущие со своими нуждами, вольно и невольно вызывая к жизни стихи… Духовные стихи. Это была новая страница его жизни.

В последнее десятилетие игумен Виссарион был уже довольно известным духовным поэтом. Впрочем, он сначала и не считал себя поэтом, стихи сами шли к нему, вызванные к жизни постоянной потребностью убедительно наставлять, воспитывать и утешать духовных чад его. Он не задумывал издавать книг, а те, что появились, – так их по строчке и собрали те самые чада. Сначала, в 2008 году вышел его сборник духовных стихов «Призыв к покаянью». Он состоит из рассыпанных повсюду экспромтов, вызванных силой любви и сочувствия к ближнему, иногда упавшему духом, безпомощному маловеру. Этот сборник стал популярен и по решению Издательского Совета Московской Патриархии, перенесённый на диск, в виде аудиокниги широко разошёлся по стране.

Рождались всё новые и новые стихи. Всем сердцем любя свой дом, Лавру, он в стихах воспел печальника за Русь православную преподобного Сергия Радонежского и саму Лавру: Троицкий собор и надкладезную часовню, Черниговский скит и отца наместника, отдельных насельников обители и простых тружеников монастырской кухни… Получился цикл стихов «Лавра преподобного Сергия». Не забыл он и Святую гору Афон, описывая её чудеса и благодать.

Как истинный патриот России, игумен Виссарион написал целый цикл стихов о Родине, о терзающих её страстях и бедах. Из этого цикла «Стихи о России», стали широко известны отдельные стихотворения, разошедшиеся по различным изданиям: «Телевизор», «Компьютер», «О покаявшемся пьянице», «О вреде курения».

К ним добавились особенно проникновенные циклы: «Призыв к покаянию» и «Духовным чадам». Вот так родилась главная книга его творчества – «Лавра святая, родная…», изданная в 2009 году. Каждое из стихотворений сразу же читалось тому, кто нуждался именно в этом слове утешения и вразумления. Нередко, такое необычное соучастие в судьбе грешника, рождало на свет поэтические строки обобщённого характера, характерного для народных песен и баллад. Именно они кратчайшим путём способны дойти до страждущего сердца, поддержать упованием на Бога, согреть любовью и укрепить в человеке надежду.

Первое стихотворение сборника называется «Для простого народа пишу», где, уже определившись наперёд, игумен Виссарион пишет:

Православным хочу быть поэтом,

Чтоб посредством духовных стихов

То угрозой порой, то советом

Отвращать христиан от грехов.

Книга издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Параллельно, по решению того же Издательского Совета МП выпущен и компакт-диск. На диске звучат песнопения объединенного хора Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии . Стихи отца Виссариона читает священник Андрей Алексеев, клирик храма св. вмц. Параскевы Пятницы в Качалове.

Стихи из этого сборника оказались весьма востребованными. Песни на стихи поэта-игумена исполняли и другие коллективы – монастырские и приходские хоры, ансамбли духовной музыки, в том числе профессиональный болгарский ансамбль «Тимпан».

Будучи уже в преклонных летах, игумен всегда находил в себе силы общаться с духовными чадами. Их у него было много, знали отца Виссариона и за рубежом. В своей монастырской, обыденной жизни, отличался он неизменной духовной твёрдостью и неспешностью, неприхотливостью в быту, терпением, безкорыстием и нестяжательством. Живя скромно в небольшой келье, всё даримое и приносимое раздавал бедствующим и неимущим, а про себя говорил «многогрешный игумен…».

Успел смиренный игумен, собрав последние силы поучаствовать во всероссийских торжествах, большая часть которых прошла в Лавре – праздновании 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Ему, основателю Свято-Троицкой Лавры, игумен Виссарион посвятил своё стихотворение «Печальник Российской державы»:

О великий угодник Христов

И печальник Российской державы!

Помолись, чтоб народ был готов

От хмельной исцелиться отравы,

Чтоб воспрянул он всею душой

От греховной погибельной спячки,

И молитвою слёзной большой

Все очистил неверья болячки.

В последнее же время, уже совсем немощный, но не могущий без молитвы прожить и дня, в сопровождении братьев-монахов отец Виссарион направлял свои стопы в Успенский собор Лавры. Накопит силёнок, и – на молитву. В нём его и отпевали 14 марта с.г.

В прошлом году, во время посещения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Кирилл наградил её насельника Виссариона (Великого-Остапенко) «во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 90-летием со дня рождения» орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

Прощаться отец игумен начал заранее, памятуя, что духовному человеку, полагается быть всегда готову предстать пред Всевышним. Монаху же – особенно… Ещё 20 лет назад он написал стихотворение «Погостил, час домой возвращаться». Сегодня оно стало истинно прощальным…


Я в семье самый младший. И не просто младший, еще и поздний. Мама меня родила спустя 11 лет после того, как родила предыдущего (всего нас четверо братьев). А связано это было с тем, что у мамы начались серьезные проблемы со здоровьем. Как говорила мама: следствие ее военного детства. В 15 лет она вынуждена была работать на предприятии Заготзерно. Кем работать? Обычным грузчиком. Росточком она не вышла (150 см.), изможденная голодом вместе с еще подругой тягала 50-70 килограммовые мешки с зерном, грузила пульмановские вагоны.

Мы со слезами слушали о том, как "несешь такой мешок на спине и по ногам течет, мочевой пузырь просто не выдерживает таких нагрузок. Видать, надорвалась будучи еще девочкой. В 15 лет, по ее словам вглядела не старше десятилетней. Да и беременность проходила тяжело. А потом и разрешиться не моглла. Поэтому, несмотря на поздний срок, поехала она в Загорск, в Лавру к Преподобному. И у раки преподобного Сергия, во время братского молебна со слезами просила о молитвенной помощи. Где и дала обет, буде родится мальчик, назвать его в честь преподобного Сергия. Тотчас, по приезду домой мама благополучно родила мальчика, которого назвали Сережей. То есть, Вашего покорного слугу.

Но это все предистория.

С моего раннего детства мы с мамой и ее подругами часто ездили в Загорск к Преподобному. Помню, как однажды, во время то ли ранней Литургии, то ли братского молебна (уж и не помню), мама мне потихоньку указала на одинокого мужичка, который скромно стоял где-то в уголочке с закрытыми глазами и молился. "Смотри, Сережа, это отец Виссарион, его не пускают в Лавру, а он молится и молится". Затем, отвечая на мой вопрос "а почему отец Виссарион лысый и без подрясника?", мама поведала мне историю о том, как о.Виссарион решил уехать на Афон. Но тоска по родине была настолько сильной, что он стал всеми правдами и неправдами добиваться возвращения в СССР.

Это было почти невозможно: гражданства он уже лишился, и Союз таких обратно не принимал. Он и в консульство обращался и в посольство. Как уж он добился разрешения вернуться, мама не знала. Знала только, что теперь путь в Лавру был для него заказан. Уж сколько он не уговаривал наместника, в ответ слышал решительный отказ. Наверное, обоснованный: ушел самовольно из монастыря на Афоне, бросил послушание, нарушил обеты. Но, самое главное, как я тогда понял, власти строго-настрого запретили принимать о.Виссариона обратно. "А однажды,- продолжала рассказывать мне мама, - его подловили какие-то хулиганы, обстригли налысо, обрили и жестоко избили. Но это были наверное, не хулиганы и подосланные люди. И запретили строго-настрого приближаться к Лавре. А он все равно ходит к каждой службе. И на братский молебен ходит и к каждой службе: и к ранней и к поздней и ко всенощной. Видишь как он любит Бога, видишь какая у него вера? А ты все время хнычешь, маам, когда уже мы поедем домой"

"Мам, а где он живет, что кушает?" "Ну нашлись сердобольные люди. Кто хлеба подаст, кто денежку, кто у себя приютит..." Будучи уже школьником (по-моему... уж и не вспомню за давностью лет), мама мне рассказала новость из Лавры, что о.Виссариона обратно приняли в Лавру. Честно скажу, действительно ли полностью эта история правдива, или быть может, приукрашена людской молвой. Скорее всего, последнее. Но увидел его я именно в 70-х годах. И образ его (по-моему, в фуфайке какой-то, с закрытыми глазами, молящегося в уголочке запомнился с детства...

Затем, видел его не раз. И под благословение подходил. Но, близкоо не общался как-то. Восприемником моим по постригу стал ныне покойный архимандрит Сергий (Петин), старый добрый друг моего Владыки Варнавы. Как-то так повелось, что ближе всех мне стали и его (о.Сергия) друзья: и архим.Николай, и архим. Афанасий (Алафинов). Всех их уже призвал Господь. А с о.Виссарионом мы все же пообщались однажды. Точнее, уже позже и не однажды, но мимоходом как-то. И вот об одном таком случае я и хочу всем рассказать. Собственно говоря, ради этого и был затеян мой рассказ в ЖЖ.

1995 год. Я - два года как наместник Чебоксарского монастыря. Предстояло восстанавливать его. Ну... как сказать. Монастырь есть, братия есть, есть наместник в моем лице. А здания монастыря. Скажем так, их почти что не было: руины в стиле Сталинградской битвы. К 95-му году кое-что удалось: освятили зимний храм, начали службы. Владыка всячески поддерживал, благотворители помогали кто как мог. Но, могли-то не всё далеко: на дворе 90-е годы как-никак. Все предприятия города, кто на лопатках уже давно, а иные еле дышут-выживают, рабочие все по вынужденным отпускам. Одним словом, лихие 90-е...

И вот в 94-м, обойдя целую кучу кабинетов, предприятий. я все так добрался в Москве до автозавода ЗиЛ. Конечно не бесплатно, но с большой скидкой, что-то процентов 65-70 для монастыря продали ЗиЛ "головастик". Машина в монастырском хозяйстве вещь крайне необходимая и полезная. Машина-то есть, а вот водитель в монастыре всего-то один... Он же и наместник монастыря. И вот начали мы ездить из Чебоксар в Москву. Для епархии свечей в Софрино закупим, для себя что-то. Книжные издательства книги жертвуют. Так потихоньку и жили да строились.

В каждых поездках останавливались в Лавре у о.Сергия. Уж какую он к нам любовь и сострадание проявлял. Накануне поездки созвонимся с батюшкой. Он к вечеру начинает нас ждать: благословится у о.Наместника, чтобы машину пристроить (тогда разрешали ставить у колокольни) и с охраной договрится. 700 км. путь неблизкий. Приезжали ближе к полуночи. Он и картошку нажарит и чаю заварит, и спать уложит: меня в гостиницу, послушника, моего спутника, в колокольне.

Та поездка в 1995-м запомнилась особенно ярко. Несколько тому причин. Вот одна, главная. На утро, уже груженные под завязку я собираюсь в дорогу. Отец Сергий вышел провожать меня. Сажусь в кабину - машина не заводится. Пробую снова - тот же результат. Даже не схватывается. Странно: накануне все было хорошо, а тут... О.Сергий стоит рядом, послушник Антоний (сейчас игумен Феодосий, наместник одного из монастырей в Чувашии), тоже. Но чем они могут помочь...

Полез под капот. Проблему выяснил почти сразу: нет искры. А искры нет, потому что на крышке тромблера я обнаружил трещину. Водители меня поймут: надо менять крышку. А где ее взять в Лавре? Помню еще, снег шел мокрый, на дворе март: вымок почти сразу. Побежал по гаражам: в лаврский гараж, в академчиеский. Нет ни у кого тромблера от ЗиЛа. От Волги есть, от Жигулей. От ЗиЛа нет. Честно говоря, в 90-е и в городе вряд ли найти тромблер. Пока суд да дело, время уже к полудню, четыре часа прошло. Отец Сергий, бедный, переживает за нас, расстраивается. Нашел какой-то тулупчик мне накинуть, да маловат оказался. Ходит вокруг машины, причитает "Господи, помоги, Господи, помилуй!"

И в это время по каким-то делам мимо проходит о.Виссарион. Ну как проходит. Тогда уже ходил он не резво. Тут я приведу диалог о.Сергия с о.Виссарионом
- о В: "что такое, не заводится что ли? Сломались?
- да вот, отец, машина сломалась, нужной детали нет, о.Савватию надо ехать в Чебоксары, аж 700 километров
- 700 километров?! Ай ай, далекоо, далекоо, дааа....
- о.Виссарион, ну помолись ты, чтобы доехали благополучно. Это о.Савватий, он монастырь восстанавливает, там одни руины
- ой, 700 километров, ой далекоо, это не близко совсем ведь, ай-ай, ну о.Савватий, монастырь значит, Господи помоги, чтобы доехал, чтобы завелась машина, Господи, помилуй, даа...

С такими словами, покрестившись на Успенский собор он пошел дальше. Неспешно... А о.Сергий мне говоорит: "ну что, пойдем хоть чаю попьем, замерзли вы уже бененькие. А то может попробуешь еще разок завести, а вдруг заведется?"
Надо сказать, что пока я крутил стартер, аккумулятор уже весь совсем почти разрядился. Какой смысл с трещиной в тромблере аккумулятор совсем садить? Уж не знаю, почему, но как-то решил попробовать. Так... на вский случай.

И что вы думаете? Завелась! С "дохлого" аккумулятора, с треснутым тромблером!!! Завелась!!! А трещина была такая довольно внушительная! И работает. Неустойчиво конечно: чихает, кашляет, но работает. Представьте нашу радость! По молитвам двух старцев, автомобиль, который в принципе работать не может, завелся и работает. Тут отец Сергий стал звать на чай, да какой там чай! А ну как заглушу, да не заведется?!

Так мы и доехали относительно благополучно до Владимира, где на большом авторынке сразу за городом я приобрел новую крышку тромблера. И хорошо за полночь добрались до монастыря. Вот такая история. Хочу добавить, что в ней нет ни капли художественного вымысла. Кроме того, есть живой свидетель, который может подтвердить мой рассказ.

Впрочем, в самом начале я обещал рассказать об остальных причинах, почему мне запомнилась та поездка. Во-вторых, когда мы уже тронулсь в путь из Сергиева Посада, по радио узнали об убийстве Владислава Листьева, который был застрелен накануне в подъезде собственного дома. Так всю дорогу слушали об этом преступлении...

P.S.
Следующая причина в моем отступлении (куда же я без постскриптума). При выезде из Нижнего Новгорода, неподалеку от поста ДПС (тогда, по-моему, еще ГАИ называлась) решили остановиться, да перекусить бутербродами с чаем, которые так заботливо собрал для нас о.Сергий. Заодно и воду в омыватель залить (всю дорогу шел мокрый снег - весь путь - сплошная снежная каша с грязью). Только остановились, достаем бутерброды, как останавливается перед нами преграждая нам дорогу какая-то "девятка" грязного цвета. Выходят из машины такие дружелюбные парни, руками машут, улыбаются. Опускаю стекло. "Что везем, бродяга?" "Свечи,- отвечаю". "какие свечи? Жигулевские или москвичовские?" "Да нет, - говорю,- не автомобильные свечи, церковные! Разве не видно по нам?" Смеются, извините, дескать, не поняли сразу. Спрашиваю: "а на какой предмет интересуетесь?"
-да работаем мы здесь, батюшка... рэкетом занимаемся. Вы нас это.... благословите, этсамое... помолитесь что ли, или как там правильно
-ну, ребята, вы же понимаете, что благословить-то я вас на такое не могу: все таки это не благое дело. А так, помолюсь, конечно, чтобы Господь вас вразумил, да наставил.
Сели ребята в машину и укатили.
Так я и с рэкетом столкнулся. Вот и запомнил ту поездку.

Ну а с о.Виссарионом мы и потом встречались. При следующей встрече, по-моему за братским обедом, он спросил, как я доехал. Благодарил его за молитвы. А он засмущался...


Простите, что писал много: не получается у меня быстро и кратко. Графоман, должно быть. Дочитавших до конца - благодарю за терпение... Так вот. Краткая встреча с человеком остается в сердце на всю жизнь. Царствие Небесное новпреставленному игумену Виссариону, Вечный покой.

Православный календарь

Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Протоиерей Андрей Алексеев: мой духовник игумен Виссарион (Остапенко), насельник и духовник Троице-Сергиевой Лавры

Дорогие братья и сестры!

Позвольте разделить с вами мои духовные и сыновние чувства в отношении очень дорогого и близкого мне человека – моего духовного наставника и отца, насельника Троице-Сергиевой Лавры, который нёс послушание духовника этой древней обители преподобного Сергия, истинного монаха, духовного поэта игумена Виссариона (Остапенко).

Почему я это делаю именно сейчас? Дело в том, что ко мне обратились знакомые мне люди, также духовные чада отца Виссариона, с просьбой написать о нём, поскольку в настоящее время, по прошествии двух с половиной лет со дня его блаженной кончины, они решили собрать, а потом издать его жизнеописание. Такая традиция существует в Церкви, и, признаюсь честно, я ожидал этого события, поскольку речь идёт об удивительном человеке, добром пастыре, молитвеннике, обладавшем духовными дарами священнослужителе, к которому приезжали многие люди и искали его духовного руководства.

* * *

Моя первая встреча с отцом Виссарионом состоялась в конце 1990-х гг., когда, будучи студентом Российского православного университета апостола Иоанна Богослова, я приехал в Троице-Сергиеву Лавру, нуждаясь в духовном совете по важному для меня вопросу. В то время мой первый духовник, протоиерей Георгий Строев, был тяжело болен и не мог уделить мне должного внимания, а я нуждался в поддержке и пастырском слове. Об отце Виссарионе мне рассказал близкий для меня человек как о достойном духовном наставнике и истинном монахе.

Каждый из тех, кто переживал большое внутреннее напряжение в связи с происходящими в жизни событиями, предполагающими принятие важного решения, знает, как необходимо в это время мудрое духовное наставление. Я ехал в Сергиев Посад и молился Господу, Матери Божией и преподобному Сергию с просьбой о встрече со священником, о котором мне говорили.

Хорошо помню этот погожий день. Людей у мощей в Троицком соборе было немного. Помолившись и немного постояв у раки, я вышел в то место, где можно взять свечи. Возле свечей стоял немолодой монах. Я подошёл к нему и спросил, где можно найти игумена Виссариона. «А я и есть игумен Виссарион», – сказал мне батюшка.

Так началось наше общение, не только разрешившее для меня недоуменный вопрос, с которым я приехал в тот день, но и открывшее многолетнее духовное взаимодействие, в которое вошла вся моя семья. Затем, после смерти моего первого духовника, это общение переросло в духовное окормление, столь много давшее мне и моим близким.

Отца Виссариона отличала большая простота, но простота особая – высокая и проникновенная. Это духовное качество было пронзительно искренним и сочеталось с готовностью не просто принять и выслушать собеседника, но вступить с ним в серьёзный диалог о его христианской жизни. И это общение предполагало взаимность. Открывая перед собой страницы жизни этого человека, я, тогда ещё не будучи священником, но уже чая этого служения в будущем, не просто имел перед собою добрый пример, но и – настолько, насколько это было возможно для меня в то время – осознавал, что передо мною не обычный человек: не просто монах, игумен, но тот истинный христианин, который пришёл в Церковь с неподдельной готовностью душу свою положить за всех тех, кого Господь к нему направлял.

Я хорошо помню тех духовных чад отца Виссариона, которые приходили к нему на исповедь, тех, кто шёл к нему за советом, а также многих других, искавших его живого слова. Будучи духовным поэтом, всегда умалявшим свои таланты, но обладавшим редким даром слова, батюшка использовал этот дар в общении и делился своими размышлениями, представленными в очень интересном творчестве: его стихи напоминали мне простой, по душам, разговор человека с Богом и людьми о вере, рассуждение о тех насущных вопросах, которые, проходя через неравнодушное сердце, открывали новые горизонты, удивительным образом соединяя настоящее с прошлым и будущим. Именно отец Виссарион давал мне благословение на принятие священного сана, и его мудрыми наставлениями я пользуюсь по сей день – хотя, конечно, честно признаю, что для меня сегодняшнего его служение – это недостижимая высота.

Уже будучи диаконом, а затем иереем, я неоднократно бывал в келье у батюшки, где всегда получал от него не только ответы на свои вопросы, но и ту поддержку, в которой нуждался, и те советы, которые были мне нужны – как родителю, преподавателю, христианину, священнослужителю. Батюшка никогда не навязывал своего мнения, но его глубокое рассуждение о каком-то предмете или событии, с разных сторон рассматриваемое им в беседе, как будто бы открывало перед тобой Евангелие по этой теме, и очевидность принятия именного такого – как потом оказывалось, единственно верного решения – не вызывала сомнений. Более того, всё это было так доступно и так просто – в этом разговоре, в этой встрече, в этом слове, в этом горячем сердце…

Мне доводилось несколько раз принимать отца Виссариона у себя на даче, которая находилась недалеко от Лавры. После молебна и совместной молитвы мы садились за трапезу и обсуждали разные темы, всегда сдобренные духовной солью. Эти беседы имели ту высоту, которая призывала быть внимательным ко всему, о чём мы говорим за столом, а в то же время для меня такое общение во время трапезы – это то, что пригождается мне в моем нынешнем служении: как напоминание, что трапеза, по слову святителя Иоанна Златоуста, это вторая Литургия.

Неоднократно мне приходилось бывать с отцом Виссарионом в тех домах в Сергиевом Посаде, где жили его духовные чада. Это были и совсем простые старушки, и состоятельные люди. У одной такой женщины по имени Наталья обычно проходили совместные праздничные трапезы; это происходило в её большом доме в дни тезоименитства батюшки. Трапезы превращались в многочасовые духовные творческие встречи, где читались стихи и другие литературные произведения, пелись песни. Сюда приходило немало талантливых, интересных, образованных, известных и не очень известных людей.

Вспоминаю я и службы в Троице-Сергиевой Лавре, и соборования в одном домовом храме в Посаде, где собирались многие люди, ищущие у Господа утешения и получавшие его через своего духовного наставника.

Всегда легче идти по жизни, когда ты знаешь, что возле тебя есть тот, к кому можно прийти, а если не получается – то позвонить и поговорить, посоветоваться. Набираешь номер – и ждёшь, что вот сейчас, буквально через какие-то мгновения, раздастся голос дежурного на проходной у братского корпуса, ты представишься, скажешь, кого позвать, и духовный коммутатор соединит тебя с тем источником, вкушая воду которого ты обретешь и мир, и рассудительность, и радость – хотя бы на время.

Рассуждая сегодня, в мои без малого 50 лет, об этом человеке, я бесконечно благодарю Бога за то, что в моей жизни произошла и на протяжении многих лет продолжалась эта удивительная духовная связь. Таких людей, как отец Виссарион, автор известной книги, тогда архимандрит, а ныне епископ Тихон (Шевкунов) назвал «несвятыми святыми». И это действительно так. Наблюдая за жизнью, которую вёл этот человек, обращая внимание на изменения, происходившие в его духовных чадах, а также замечая малозаметные штрихи бытовых и прочих взаимодействий его с собратьями, я осознавал (и понимаю это сейчас – понимаю как пастырь Церкви): мне была оказана Богом огромная честь – соприкасаться и общаться, порой подолгу, с человеком очень серьёзного внутреннего духовного устроения, всегда умалявшим себя и рассуждавшим о своём недостоинстве. Те известные в церковной жизни слова, которые мы порой произносим, говоря о работе над собою, о спасении в вечности, о борьбе со страстями, здесь были явлены в реальном делании. И, соприкасаясь с этим воочию, ты сам и многие из тех, кто приходили к отцу Виссариону, имели перед собой достойный пример глубокого смирения, высокой молитвенной организации и столь редкий для современной, в том числе и церковной реальности евангельский образ жизни. Понимая, что не соответствуешь никак этой высоте, ты всё же поднимался на эту гору, дышал на ней особым воздухом, общался на неземном языке, а потом – снова спускался вниз и рассуждал: «Господи, за что и для чего дано мне всё это?».

Когда у отца Виссариона появлялась вторая куртка, приносимая ему кем-то из духовных чад, он её дарил. Так же он поступал и с рясами. Через его келью проходило немало разных материальных предметов, которые в ней не задерживались, чему я неоднократно был свидетелем. А уходившие от него облагодетельствованные многие и многие люди, приезжавшие из разных концов большой страны, увозили с собою в сердце не только высокий образ доброго пастыря, но и живую веру, сподвигавшую их к тому, чтобы учиться жить по слову Божию.

Есть то, о чём не хочется писать, но что хочется сохранить в своём сердце, потому что оно выше возможного для изложения на бумаге или произнесения в слове. Мы знаем, что уход из жизни человека – это неземное таинство, а если из этого мира уходит праведник, то мир и люди, живущие в нём, получают молитвенника на небе. Вместе с тем признаюсь в том, что мне сегодня порой так не хватает этих простых бесед, и я нередко себя укоряю за то, что тогда, в те годы, я мог их иметь ещё чаще, но не всегда проявлял решимость и усилия для этого. А это было так близко и доступно…

Проходит время. Наносное, мелкое размывается и уходит в никуда, а основательное, глубокое и истинное остаётся навсегда. В жизни отца Виссариона, в его служении, в его стихах и словах удивительным образом отражался Господь, Который и сегодня приглашает нас к Себе в надежде на то, что мы, обретя на пути земного странствования такое удивительное соприкосновение с духовным человеком, с благодарностью к Нему будем стараться не только на словах, но и делами подражать наставникам своим, от которых получили с благословением семена веры, богатые удобрения и обильный полив – чтобы потрудиться и хоть в малой степени принести Богу духовные плоды.

* * *

Дорогие братья и сестры!

Обращаем ваше внимание на то, что этой осенью издательством нашего храма был переиздан диск «Призыв к покаянию» – аудиосборник стихов игумена Висссариона (Остапенко).

Читает стихи настоятель нашего храма, протоиерей Андрей Алексеев.

Приобрести диск вы можете в церковной лавке нашего храма.