Голубой дом фриды кало. Вести с голубой планеты

Дом–музей Фриды Кало в Мехико или Голубой Дом Фриды находится в тихом и живописном районе – Койоакан. Именно здесь 6 июля 1907 года родилась будущая великая мексиканская художница. В этом доме она прожила всю свою жизнь, здесь умерла и здесь же находится её прах в урне в форме лица художницы, стоящей у её кровати. Всю свою жизнь Фрида Кало много и тяжело болела: полиомиелит, перенесенный в возрасте шести лет, искалечил её ногу, а чудовищная авария, в которую она попала в возрасте семнадцати лет, навсегда лишила её возможности иметь детей. Художница месяцами была прикована к постели, поэтому большая часть её произведений - автопортреты в интерьере комнаты, ведь других объектов для исследования у нее практически не было. Всю жизнь Фрида носила специальные корсеты и обувь, а в попытках забыться и ослабить боль пила много текилы и курила.
Знаменитой Фрида Кало стала в последние пятнадцать лет своей недолгой жизни. В 1939 году в Париже она стала сенсацией выставки мексиканского искусства. Творчество Фриды пронизано событиями её собственной жизни. В основном это автопортреты: знаменитая женщина со сросшимися бровями и цветами в волосах - это она. Обнаженная женщина с десятками ножевых ранений и стоящий рядом мужчина с кинжалом - это картина под названием «Всего несколько царапин». Так Фрида изобразила отношения с Диего Ривера. Женщина на окровавленной больничной кровати с разорванным чревом, женщина, пронизанная гвоздями и металлическим позвоночником - все это она тоже о себе. Частым сюжетом картин Фриды были её нерожденные дети: у нее было три выкидыша. В последние годы жизни состояние здоровья художницы резко ухудшилось. На первую персональную выставку Фриду Кало привезли на празднично украшенной кровати.
С именем Фриды Кало связывают множество историй, не относящихся напрямую к её творчеству. Например, говорят, что она держала на книжной полке в своей комнате банку с заспиртованным человеческим эмбрионом, что отпугивало от её дома людей, далеких Фриде по мировоззрению. Проверить, как именно выглядела комната, можно и сейчас - с 1955 года дом, в котором жила художница был преобразован в музей Фриды Кало.

Музей Фриды Кало
Museo Frida Kahlo
Адрес: Londres 247, Del Carmen, Coyoacán, 04100 Ciudad de México, D.F., México
Тел: +52 55 5554 5999
Web: www.museofridakahlo.org.mx
Как добраться : станция метро Coyoacan, коричневая ветка №3 Период действия : постоянно
Режим работы : Вт. – Вс.: 10:00 - 17:30
Среда: 11:00 - 17:30
Понедельник: выходной
Стоимость : 80 MXN / 1 чел.
Взрослые: 80 MXN
Студенты и преподаватели: 40 MXN
Школьники, пенсионеры: 15 MXN
Видеосъемка: 70 MXN
Дети до 6 лет и пенсионеры: бесплатно

Дом-музей Фриды Кало и Диего Риверы в Мехико January 23rd, 2012

Девять лет назад, когда я еще и не подозревала, что буду жить в Мексике, мне порекомендовали фильм "Фрида". Я посмотрела его однажды, и темы, затронутые в нем, показались мне такими родными и понятными, а сцены - такими красивыми, что в последующие несколько месяцев я посмотрела его еще раз двадцать. Потом прочла уйму статей о жизни и творчестве это удивительной пары, побывала на выставке Фриды Кало в Москве, и, конечно, захотела когда-нибудь оказаться у них дома. Прошлой осенью мечта, наконец, сбылась. К сожалению, снимала я на бегу, с рук, с высоким исо, и не всегда удавалось дождаться момента, когда очередная группа освободит комнату, поэтому иногда неизвестные попадали в кадр. Но, надеюсь, передать атмосферу этого гостеприимного дома мне удалось.

"Фрида и Диего жили в этом доме 1929-1954"

В первых двух комнатах на стенах висят наброски, письма, а еще палитра Фриды Кало с пояснениями из ее дневника. Если где ошибки в переводе - подскажите, а то мой испанский вполне говорибелен, но далек от идеала. :)

Коричневый: цвет соуса моле, увядающих листьев, земли.
Желтый: сумасшествие, болезнь, страх, солнце и луна.
Голубой: электричество и чистота, любовь.
Черный: ничего не бывает по-настоящему черным, ни-че-го .
Зеленый: листва, грусть, наука, целая Германия этого цвета.
Желтый: еще больше сумасшествия и тайны, все призраки носят одежду этого цвета, ну или, по крайней мере, белье.
Сине-зеленый: цвет плохих новостей и успешных дел.
Цвет морской волны: расстояние. Нежность также может быть этого оттенка голубого.
Красный: кровь? Кто знает?



Пространство под лестницей в студию, между гостиной и кухней.

На этой кухне располагается традиционная мексиканская печь. Хотя в то время, когда Диего и Фрида жили в этом доме, были распространены газовые плиты, они предпочитали готовить по-старому, на живом огне, и использовали традиционные рецепты доколумбовой и колониальной эпох. Многие изделия, которые украшают это пространство, больше не производятся.

Диего Ривера и Фрида Кало возродили эстетику доколумбовского и мексиканского народного искусства. "Если мы - не наши цвета, ароматы, наш народ, то кто мы? Ничто." - неоднократно утверждали они, в это верили, так рисовали и жили.





А это уже столовая, где нередко собирались за столом представители мексиканской богемы - известные художники, писатели и активисты.

Спальня Диего Риверы. В изголовье - портрет Фриды. Справа - посмертная маска Диего.

А вот зачем я шла в музей: посмотреть, где Фрида творила свои полотна, такие живые и безжалостные.


Дневник Фриды Кало


Один из многочисленных корсетов Фриды. В юности она пережила аварию, которая повредила ей позвоночник.

Фрида знала толк в моде и хороших тканях. Нередко в своих нарядах она
использовала традиционные мексиканские мотивы.
А еще она предпочитала длинные многослойные юбки.

Кровать с зеркальным потолком и живописным видом на сад, где Фрида проводила дневное время,
когда уже не могла ходить. Здесь она также рисовала, вела дневник и устраивала кукольный театр с детьми.
На кровати - посмертная маска Фриды Кало.


Это спальня Фриды.

Урна с прахом Фриды.

Коллекция поделок.

Дневная и ночная кровать.

А здесь немного видно студию.

Вид в сад из комнаты, где Фрида была днем.

А вот тут трейлер к фильму "Фрида".

Несчастная и страстная, талантливая и больная, она прожила в Голубом доме долгие годы. Museo 150, San Pablo Tepetlepa Del - адрес, с которого каждый влюбленный в историю искусств должен начать прогулку по Мехико. Голубой дом дает самое главное, что стоило бы запомнить: низводит сказку творчества до бытовых и низменных моментов. Ванна, в которой она любила читать книги, окажется обычной ванной. Комната, в которой она принимала супруга Диего таким, каков он есть, окажется обычной спальней. Женский, незатейливый скромный быт, раскрашенный яркими мазками китчевых мелочей? Быть может. Но именно самобытность Фриды, ее особый взгляд наделили эти стены оттенками магического реализма. В музейном магазине отбирайте на память не только художественные каталоги, но и уникальные по дизайну вышитые рубашки. Они следуют традиционному мексиканскому стилю. Броские цвета, простой крой.

Музей Моне в Живерни

Обойдя все улицы Парижа, отправляйтесь в сторону Живерни. заранее. Счастье - взять билет именно в то время, когда в саду распускаются новые мелкие розы. Именно сад - сердцевина этого малого рая. Обаяние его обманчиво, но покоритесь, вдыхайте и мечтайте о том, что именно эти цветы видел мастер. Реальность подскажет, что сад разбили многим позже, когда в деревне Живерни появился музей. Но для настоящих романтиков реальность служит лишь гибкой основой для новых фантазий.

Музей Гогена на Таити

Французская Полинезия приютила вчерашнего маклера. Он сбежал на Таити от семейных связей, обыденности, неуверенности в собственном таланте и окружающих его людей. Взамен бывшим друзьям нашел смугловатых подвижных таитянок, которые под силой его взгляда замирали на полотнах с вальяжностью притомленного от долгого бега зверя. Когда вас разморит от липкой жары, когда вы стянете через голову последнюю майку, перед глазами замелькают картины переплетенных тел. Таким он стал счастливым в Папеари, что вам захочется идти за ним след в след, постигая с каждым шагом границы своей.

Мастерская Сезанна в Экс-ан-Провансе

Воздух Прованса отдает сладостью. Но художники ценили Прованс не за это. Особый свет, ярчайше белый, как будто в стараниях выжечь все вокруг, перетекает с платанов на розовые крыши. Мастерская Сезанна осталась такой же, как при жизни мастера. Среди мольбертов, кистей и высохших красок ищите переплетения теней. Они скользят и возвращают взглядом к окнам. За ними лежит могучая Сент-Виктуар. Эта гора в лучах заката и рассвета, в разные времена года, в разные времена жизни станет для Поля и его учеников одним из любимых, живых героев.

Мастерская Ван Гога в больнице Сан-Реми

В этой крохотной комнате он спасался от мигреней, навязчивых мыслей и страхов. Теперь тут стоите вы, не предполагая до этого, как могли кособокая кровать и колченогий стул принять художника, изменившего ход истории живописи. Рыжий, костлявый, так и не нашедший отклика в душах других людей, он писал в Сан-Реми письма брату Тео. Готовьтесь к этой встрече, как к паломничеству к святым местам. Поднимаясь по лестнице, цитируйте про себя отрывки его писем. Они очень личные, но пропитаны желанием быть услышанным. Из окна его маленькой кельи открывается вид на сад этой больницы для душевнобольных. Это место и сегодня обманчиво полно покоя, как лицо человека, который внешне сохраняя невозмутимость, переживает внутри лихорадку противоречий.

Наслаждаться живописным полотном в музее или галерее это одно, но совершенно иное впечатление работа может произвести на зрителя в интерьере, в той атмосфере, где она создавалась. К счастью, дома и студии, где жили и работали выдающиеся художники, дошли до нас и открыты для посещений. Вспоминаем десять из них.

Дом и сад Клода Моне

Живерни, Франция

Только посетив Живерни, можно понять искусство Клода Моне (1840–1926), где вся природа пребывает в «творческом беспорядке». Импрессионист прожил в этой скромной деревушке Верхней Нормандии сорок лет, здесь он сотворил свой сад - «мастерскую на открытом воздухе» с тенистыми лужайками, пестрыми цветниками, густо заросшими сонными прудами с японскими мостиками и множеством кувшинок. Интерьер дома художник наполнил узнаваемыми оттенками собственной палитры - ярко-розовыми, ярко-синими, зеленым и желтыми.

Дом Сальвадора Дали

Порт-Льигат, Испания

В этот ныне ежегодно открытый для публики с 15 июня по 15 сентября дом в небольшой средиземноморской бухточке в Каталонии в 1930 году уединился Сальвадор Дали со своей возлюбленной Галой и прожил с ней там все пятьдесят три совместных года. Хижина была куплена у вдовы рыбака за великолепный вид, открывающийся из окон и перекроенный в соответствии с эксцентричным вкусом новых хозяев. С лабиринтообразной планировкой постройка напоминала шкатулку со множеством потайных ящичков. «Наш дом рос как некая биологическая структура, размножаясь клеточным почкованием» , - комментировал этот процесс сам Сальвадор Дали.

Дом Дональда Джадда

101 Spring Street, Нью-Йорк, США

Студия в Сохо всегда оставалась в распоряжении американского скульптора-минималиста, даже когда тот перебрался в Техас. Здесь Дональд Джадд жил с 1968 по 1972 год. Прежде в этом пятиэтажном доме, построенном в 1870 году архитектором Николасом Уайтом, располагалась швейная фабрика. Покупая помещение, Джадд (1928–1994) сперва думал только о мастерской, но потом решил тут поселиться и выставлять произведения. Перед открытием музея в 2013 году здесь была проведена реставрация с бюджетом в $23 млн, которую вело нью-йоркское бюро Architecture Research Office (ARO). Кроме работ Джадда, здесь показывают вещи Марселя Дюшана, Геррита Ритвельда, Дэна Флавина, Фрэнка Стеллы из его коллекции.

Дом Огюста Родена La Villa Des Brillants

Мёдон, Франция

Домик красного кирпича в стиле Людовик XIII в тихом парижском предместье Мёдон Огюст Роден (1840–1917) приобрел на аукционе 19 декабря 1895 года. Здесь же в парке он и упокоился. Над могилой скульптора возвышается знаковое творение Родена - «Мыслитель». В мастерской можно видеть гипсовые модели, наброски будущих памятников и скульптур, коллекцию ранних отливок, в том числе «Врат Ада». «Эффект огромного зала, заполненного светом, где все эти ослепительно белые скульптуры, кажется, смотрят на вас из-за высоких стеклянных дверей, как существа в аквариуме, чрезвычайно мощный» , - писал Рильке, работавший личным секретарем Родена, своей жене 2 сентября 1902 года.

Музей-усадьба Поленово

Тульская область, Заокский район

В 1889 году плыли по Оке из Калуги до Тарусы на колесном пароходе два русских художника, Василий Поленов и Константин Коровин. У влюбленного в окские просторы Поленова давно была мысль приобрести здесь собственный «уголок землицы». Сойдя на берег, он купил имение у захудалой помещицы Саблуковой и вскоре присоединил к нему и песчаный бугор «Борок». Здесь по собственным эскизам и по особой системе новый хозяин поставил трехэтажный дом - бревенчатый сруб, укрепив его вертикальными брусьями, брусья обшив тесом. Поленов любил повторять, что «жилой дом не может быть красивым, если неудобен для проживания» , поэтому, строя жилье для своего большого семейства (к 1898 году у Поленовых уже было пятеро детей, сын и четыре дочери), «шил его по мерке» , крепко продумав всю внутреннюю планировку. С ранней весны до поздней осени усадьба была полна гостями. Черпать вдохновение сюда съезжались Левитан, Репин, Васнецов, как сосед, наезжал и Чехов.

Дом-музей Фриды Кало La Casa Azul

район Койоакан, Мехико, Мексика

Знаменитый «голубой дом» был построен отцом Фриды Кало в 1904 году. Здесь мексиканская художница родилась и здесь же умерла. На фоне этих стен разворачивались бурные отношения Кало (1907–1954) с художником Диего Риверой и другие страсти, которыми была полна ее жизнь. Над кроватью висят портреты Ленина, Мао, незавершенное изображение Сталина. Стоит инвалидное кресло, а в шкафу висит одежда. Через четыре года после смерти художницы, притягивающей внимание людей по всему миру уже много лет, в Койоакане был открыт музей.

Студия Джексона Поллока и Ли Краснер

Ист-Хэмптон, США

Двухэтажный фермерский дом с сараем в деревушке Спрингс близ города Ист-Хэмптон лидер абстрактного экспрессионизма, получивший прозвище Джек Разбрызгиватель, покупает, дабы переехать сюда с женой в 1945 году. Ли Краснер и Джексон Поллок (1912–1956) поженились за год до этого. Краснер, как и супруг, художник-абстракционист, происходила из семьи эмигрантов из Бессарабии. В этой скромной домашней студии в Ист-Хэмптоне, с деревянными полами, обильно забрызганными краской, они работали вместе. Здесь хранится их мебель, личная библиотека и коллекция джазовых записей. Ли Краснер, пережившая Поллока на двадцать восемь лет, оставалась в этом доме до конца своих дней.

Музей-усадьба Ильи Репина «Пенаты»

поселок Репино, Санкт-Петербург

Илья Ефимович Репин купил имение в 45 километрах от Санкт-Петербурга на берегу Финского залива на имя своей жены Натальи Борисовны Нордман-Северовой в 1899 году. Дом, который художник построил по собственным планам, представляет собой двухэтажное сооружение под стеклянной крышей со множеством веранд, окон, световых фонарей, способствующих работе в мастерской, где нередко собирались многочисленные друзья и проводились знаменитые репинские «среды». Наталья Борисовна, дама весьма своеобразная, исповедовала вегетарианство и угощала гостей супами из сена, котлетами из овощей. В столовой имелся специальный вертящийся стол, превращавший званые ужины в целые представления. Правда, после голодные гости отлучались на станцию, и из-под дверей их комнат доносился запах колбасы.

Дом Джорджии О’Киф

Абикиу, Нью-Мексико, США

Джорджия О’Кифф (1887–1986), американская художница, чье творчество ассоциируется исключительно с крупноформатными цветами, деревьями на берегу озера Лейк-Джордж и терракотовыми холмами штата Нью-Мексико. Здесь, посреди широких пустынь и изрезанных лавовых полей она поселилась окончательно в 1946 году уже после смерти мужа, пионера современной фотографии Альфреда Cтиглица. Разрушенный дом времен испанской колонии она купила раньше, но несколько лет ушло на его тщательное восстановление. Музей Джорджии О’Кифф в Абикиу открылся в 2001 году.

Фрида Кало - одна из немногих художников, из чьих картин можно сложить автобиографию. Даже если она не рисовала на холсте женщину со сросшимися на переносице бровями, Фрида все равно рисовала себя. Все, что с ней происходило, все, о чем она думала и что переживала, - все это на ее картинах.
«Страдать - значит творить» - сказал ей однажды ее знаменитый любовник.
Страдать она начала с 6 лет, когда ей был поставлен диагноз «полиомиелит».
Творить - чуть позже, когда на несколько месяцев оказалась прикованной к постели после страшной аварии. От удара автобуса, в котором находилась восемнадцатилетняя Фрида, о трамвай ее тело раскололось на части. От любви к известнейшему художнику Диего Ривере тоже самое произошло с ее сердцем. С тех пор Фрида всю свою недолгую - всего 47 лет - жизнь собирала «кусочки» себя в своих картинах.

«Синий дом» в Койоакане - районе Мехико - принадлежал родителям Фриды. В этом доме она родилась, здесь прошло ее детство, сюда она привела жить своего мужа Диего сразу после свадьбы. Этот дом был построен за 3 года до рождения будущей художницы, но сейчас мы его видим таким, каким его создали Фрида и Диего.


Дом был построен по всем канонам колониального дома - с внутренним двором и огороженным от дороги садом. Толстые стены защищали от любопытных глаз и от жары.

Надпись гласит, что здесь жили Фрида и Диего на протяжении долгих лет, начиная с момента своей свадьбы в 1929 году до смерти Фриды в 1954-ом. На самом деле они прожили здесь совсем мало времени. Большую часть своей «совместной» жизни (в кавычках потому, что Фрида и Диего несколько раз разводились и снова женились) они провели в двух отдельных домах, соединенных мостом. Там, кстати, тоже сейчас музей.

Прежде чем попасть внутрь, надо отстоять длинную очередь, которая тянется вдоль стен дома. Но стоять приятно - внутренний двор очень красив.


Здесь даже есть своя пирамида с древними артефактами.


Ходить по дому отдельно от всех или даже просто остановиться очень сложно - посетителей так много, что из комнаты в комнату движется «удав» из желающих приобщиться к жизни этой изумительной женщины. По этой же причине сложно делать четкие и удачно выстроенные снимки. Снимаешь все, много и сразу.
В первых комнатах дома - картины Фриды и семейные фотографии. Здесь ее рукой написано генеалогическое древо своей семьи. В центре - родители. На голубом фоне, понятное дело, те, кого уже нет в живых.


Есть мнение, что арбуз - это символ Мексики, потому что его цвета совпадают с цветами национального флага. Поэтому даже здесь Фрида не изменяет своим революционным воззрениям - это не просто натюрморт.


Фотография маленькой девочки Фриды Кало.


В доме очень много разных предметов, сделанных рукам местных умельцев. Огромное количество керамики.


Псевдо-камин, украшенный фигурками, больше похожими на творения суздальских мастеров, чем мексиканских.

Эту комнату получили молодожены, когда приехали сюда сразу после свадьбы. В этой же комнате позднее поселили гостей - Льва Троцкого и его жену Наталью Седову.




Небольшой холл и лестница наверх.

Кухня такая же солнечная, как и столовая.


Этот орнамент Фрида сделала сама из приклеенных к стене маленьких декоративных чашечек.


Мастерская художников. Фотография сделана с той стороны мольберта, с которой в инвалидном кресле работала Фрида.


Материальное воплощение ее души.


Рабочий стол Диего.


В длинном коридоре, который ведет к спальням, можно увидеть один из многочисленный корсетов Фриды, расписанный ею в дни вынужденного бездействия.

Но когда она могла вставать с кровати, она одевалась всегда очень ярко и нарядно.

Одна из спален дома.


Целый шкаф, заставленный дамскими безделушками. Но фотография сверху не дает забыть, что у этой «дамочки» был боевой характер и революционный настрой.



На этой кровати родилась художница Фрида - здесь она провела много месяцев после той страшной аварии и здесь же впервые получила в подарок кисти и краски. Чтобы у Фриды была возможность рисовать свое лицо, ее отец приделал сверху зеркало. На этой же кровати она и умерла.



Последний портрет Фриды - ее посмертная маска.

В доме много «скелетов», сделанных руками членов семьи для празднования Дня мертвых. Их делали ежегодно и всегда потом бережно хранили.

Выход из дома в сад и крытую галерею.




С осмотра музея Фриды мы начали свой день в Мехико. Потом было еще много интересного, но эта женщина владела нашими умами до позднего вечера. Поэтому, если у вас будет возможность, посвятите ей целый день и, помимо «Синего дома», побывайте еще в домах с мостом в районе Сан-Анхель и в музее - особняке Долорес Ольмедо Патиньо. Там хранится 137 картин Диего Риверы (самая крупная коллекция) и 25 работ Фриды Кало.