Голубой дом фриды. Дом-музей фриды кало в мехико

Продолжая знакомство с наиболее интересными музеями Мехико, мы посетим «Голубой дом» – музей Фриды Кало. Фрида – выдающаяся художница, супруга не менее гениального Диего Риверы. В этом доме, стены которого выкрашены в голубой цвет, она провела 25 лет жизни со времени свадьбы с Диего до самой смерти в 1954 году.

На долю знаменитой художницы выпало немало тяжелых испытаний. Переболев полиомиелитом, она с 6-летнего возраста хромала, затем, вскоре после знакомства с Диего, попала в автокатастрофу, которая усугубила страдания. Ее последствиями стали невозможность иметь детей, а также периодически усиливавшиеся боли в позвоночнике. Да и супружеская жизнь с Диего Риверой была полна не только любви и страсти, но и измен и душевных страданий. Эта хрупкая женщина стала для мексиканцев не только выдающимся мастером, но и символом борьбы и мужества.


Картина Фриды Кало «Жизнь и смерть»

По линии матери Фрида имела мексиканские и индейские корни. Это обстоятельство, а также коммунистические взгляды, обостренное чувство справедливости заставили ее обратить внимание на положение коренных народов Латинской Америки и их национальную культуру. Творчество Фриды Кало испытало на себе огромное индейское влияние, она собирала предметы материальной культуры индейцев и еще при жизни превратила свой дом в Мехико в настоящий музей.


Ценность нынешнего «Голубого дома» состоит в том, что в нем полностью сохранена экстравагантная обстановка быта , обустроенного Фридой и наполненного множеством оригинальных предметов. Керамику здесь не перечесть: плитки, посуда, статуэтки, а еще предметы из дерева, стекла, тканей. И все это находится в состоянии творческого беспорядка, создавая неповторимую атмосферу жилища и одновременно мастерской художника.


Фрида знаменита своими автопортретами, многие из них можно в оригинале увидеть в доме-музее в Мексике.

Дом–музей Фриды Кало в Мехико или Голубой Дом Фриды находится в тихом и живописном районе – Койоакан. Именно здесь 6 июля 1907 года родилась будущая великая мексиканская художница. В этом доме она прожила всю свою жизнь, здесь умерла и здесь же находится её прах в урне в форме лица художницы, стоящей у её кровати. Всю свою жизнь Фрида Кало много и тяжело болела: полиомиелит, перенесенный в возрасте шести лет, искалечил её ногу, а чудовищная авария, в которую она попала в возрасте семнадцати лет, навсегда лишила её возможности иметь детей. Художница месяцами была прикована к постели, поэтому большая часть её произведений - автопортреты в интерьере комнаты, ведь других объектов для исследования у нее практически не было. Всю жизнь Фрида носила специальные корсеты и обувь, а в попытках забыться и ослабить боль пила много текилы и курила.
Знаменитой Фрида Кало стала в последние пятнадцать лет своей недолгой жизни. В 1939 году в Париже она стала сенсацией выставки мексиканского искусства. Творчество Фриды пронизано событиями её собственной жизни. В основном это автопортреты: знаменитая женщина со сросшимися бровями и цветами в волосах - это она. Обнаженная женщина с десятками ножевых ранений и стоящий рядом мужчина с кинжалом - это картина под названием «Всего несколько царапин». Так Фрида изобразила отношения с Диего Ривера. Женщина на окровавленной больничной кровати с разорванным чревом, женщина, пронизанная гвоздями и металлическим позвоночником - все это она тоже о себе. Частым сюжетом картин Фриды были её нерожденные дети: у нее было три выкидыша. В последние годы жизни состояние здоровья художницы резко ухудшилось. На первую персональную выставку Фриду Кало привезли на празднично украшенной кровати.
С именем Фриды Кало связывают множество историй, не относящихся напрямую к её творчеству. Например, говорят, что она держала на книжной полке в своей комнате банку с заспиртованным человеческим эмбрионом, что отпугивало от её дома людей, далеких Фриде по мировоззрению. Проверить, как именно выглядела комната, можно и сейчас - с 1955 года дом, в котором жила художница был преобразован в музей Фриды Кало.

Музей Фриды Кало
Museo Frida Kahlo
Адрес: Londres 247, Del Carmen, Coyoacán, 04100 Ciudad de México, D.F., México
Тел: +52 55 5554 5999
Web: www.museofridakahlo.org.mx
Как добраться : станция метро Coyoacan, коричневая ветка №3 Период действия : постоянно
Режим работы : Вт. – Вс.: 10:00 - 17:30
Среда: 11:00 - 17:30
Понедельник: выходной
Стоимость : 80 MXN / 1 чел.
Взрослые: 80 MXN
Студенты и преподаватели: 40 MXN
Школьники, пенсионеры: 15 MXN
Видеосъемка: 70 MXN
Дети до 6 лет и пенсионеры: бесплатно

Как яркие звезды, сгорая, оставляют вечный след во Вселенной, так и женщина по имени Фрида Кало оставила о себе вечную память в сердцах всех мексиканцев, подобно феерической комете, промелькнувшей на небосводе жизни. В её романтическом образе воплотились бунтарство и живучесть далёких индейских предков, мексиканская страсть и темперамент, искромётный талант художницы с неординарным взглядом. Вся её короткая бурная жизнь – наглядное подтверждение того, что окрылённая душа сильнее, чем физические недомогания и страдания. Сегодня мы расскажем вам о биографии этой уникальной личности, через какие страдания она прошла и как открыла в себе дар, как обрела любовь и чуть не поплатилась за страсть. Также мы расскажем о доме-музее Фриды Кало в Мехико.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

Наслаждаться живописным полотном в музее или галерее это одно, но совершенно иное впечатление работа может произвести на зрителя в интерьере, в той атмосфере, где она создавалась. К счастью, дома и студии, где жили и работали выдающиеся художники, дошли до нас и открыты для посещений. Вспоминаем десять из них.

Дом и сад Клода Моне

Живерни, Франция

Только посетив Живерни, можно понять искусство Клода Моне (1840–1926), где вся природа пребывает в «творческом беспорядке». Импрессионист прожил в этой скромной деревушке Верхней Нормандии сорок лет, здесь он сотворил свой сад - «мастерскую на открытом воздухе» с тенистыми лужайками, пестрыми цветниками, густо заросшими сонными прудами с японскими мостиками и множеством кувшинок. Интерьер дома художник наполнил узнаваемыми оттенками собственной палитры - ярко-розовыми, ярко-синими, зеленым и желтыми.

Дом Сальвадора Дали

Порт-Льигат, Испания

В этот ныне ежегодно открытый для публики с 15 июня по 15 сентября дом в небольшой средиземноморской бухточке в Каталонии в 1930 году уединился Сальвадор Дали со своей возлюбленной Галой и прожил с ней там все пятьдесят три совместных года. Хижина была куплена у вдовы рыбака за великолепный вид, открывающийся из окон и перекроенный в соответствии с эксцентричным вкусом новых хозяев. С лабиринтообразной планировкой постройка напоминала шкатулку со множеством потайных ящичков. «Наш дом рос как некая биологическая структура, размножаясь клеточным почкованием» , - комментировал этот процесс сам Сальвадор Дали.

Дом Дональда Джадда

101 Spring Street, Нью-Йорк, США

Студия в Сохо всегда оставалась в распоряжении американского скульптора-минималиста, даже когда тот перебрался в Техас. Здесь Дональд Джадд жил с 1968 по 1972 год. Прежде в этом пятиэтажном доме, построенном в 1870 году архитектором Николасом Уайтом, располагалась швейная фабрика. Покупая помещение, Джадд (1928–1994) сперва думал только о мастерской, но потом решил тут поселиться и выставлять произведения. Перед открытием музея в 2013 году здесь была проведена реставрация с бюджетом в $23 млн, которую вело нью-йоркское бюро Architecture Research Office (ARO). Кроме работ Джадда, здесь показывают вещи Марселя Дюшана, Геррита Ритвельда, Дэна Флавина, Фрэнка Стеллы из его коллекции.

Дом Огюста Родена La Villa Des Brillants

Мёдон, Франция

Домик красного кирпича в стиле Людовик XIII в тихом парижском предместье Мёдон Огюст Роден (1840–1917) приобрел на аукционе 19 декабря 1895 года. Здесь же в парке он и упокоился. Над могилой скульптора возвышается знаковое творение Родена - «Мыслитель». В мастерской можно видеть гипсовые модели, наброски будущих памятников и скульптур, коллекцию ранних отливок, в том числе «Врат Ада». «Эффект огромного зала, заполненного светом, где все эти ослепительно белые скульптуры, кажется, смотрят на вас из-за высоких стеклянных дверей, как существа в аквариуме, чрезвычайно мощный» , - писал Рильке, работавший личным секретарем Родена, своей жене 2 сентября 1902 года.

Музей-усадьба Поленово

Тульская область, Заокский район

В 1889 году плыли по Оке из Калуги до Тарусы на колесном пароходе два русских художника, Василий Поленов и Константин Коровин. У влюбленного в окские просторы Поленова давно была мысль приобрести здесь собственный «уголок землицы». Сойдя на берег, он купил имение у захудалой помещицы Саблуковой и вскоре присоединил к нему и песчаный бугор «Борок». Здесь по собственным эскизам и по особой системе новый хозяин поставил трехэтажный дом - бревенчатый сруб, укрепив его вертикальными брусьями, брусья обшив тесом. Поленов любил повторять, что «жилой дом не может быть красивым, если неудобен для проживания» , поэтому, строя жилье для своего большого семейства (к 1898 году у Поленовых уже было пятеро детей, сын и четыре дочери), «шил его по мерке» , крепко продумав всю внутреннюю планировку. С ранней весны до поздней осени усадьба была полна гостями. Черпать вдохновение сюда съезжались Левитан, Репин, Васнецов, как сосед, наезжал и Чехов.

Дом-музей Фриды Кало La Casa Azul

район Койоакан, Мехико, Мексика

Знаменитый «голубой дом» был построен отцом Фриды Кало в 1904 году. Здесь мексиканская художница родилась и здесь же умерла. На фоне этих стен разворачивались бурные отношения Кало (1907–1954) с художником Диего Риверой и другие страсти, которыми была полна ее жизнь. Над кроватью висят портреты Ленина, Мао, незавершенное изображение Сталина. Стоит инвалидное кресло, а в шкафу висит одежда. Через четыре года после смерти художницы, притягивающей внимание людей по всему миру уже много лет, в Койоакане был открыт музей.

Студия Джексона Поллока и Ли Краснер

Ист-Хэмптон, США

Двухэтажный фермерский дом с сараем в деревушке Спрингс близ города Ист-Хэмптон лидер абстрактного экспрессионизма, получивший прозвище Джек Разбрызгиватель, покупает, дабы переехать сюда с женой в 1945 году. Ли Краснер и Джексон Поллок (1912–1956) поженились за год до этого. Краснер, как и супруг, художник-абстракционист, происходила из семьи эмигрантов из Бессарабии. В этой скромной домашней студии в Ист-Хэмптоне, с деревянными полами, обильно забрызганными краской, они работали вместе. Здесь хранится их мебель, личная библиотека и коллекция джазовых записей. Ли Краснер, пережившая Поллока на двадцать восемь лет, оставалась в этом доме до конца своих дней.

Музей-усадьба Ильи Репина «Пенаты»

поселок Репино, Санкт-Петербург

Илья Ефимович Репин купил имение в 45 километрах от Санкт-Петербурга на берегу Финского залива на имя своей жены Натальи Борисовны Нордман-Северовой в 1899 году. Дом, который художник построил по собственным планам, представляет собой двухэтажное сооружение под стеклянной крышей со множеством веранд, окон, световых фонарей, способствующих работе в мастерской, где нередко собирались многочисленные друзья и проводились знаменитые репинские «среды». Наталья Борисовна, дама весьма своеобразная, исповедовала вегетарианство и угощала гостей супами из сена, котлетами из овощей. В столовой имелся специальный вертящийся стол, превращавший званые ужины в целые представления. Правда, после голодные гости отлучались на станцию, и из-под дверей их комнат доносился запах колбасы.

Дом Джорджии О’Киф

Абикиу, Нью-Мексико, США

Джорджия О’Кифф (1887–1986), американская художница, чье творчество ассоциируется исключительно с крупноформатными цветами, деревьями на берегу озера Лейк-Джордж и терракотовыми холмами штата Нью-Мексико. Здесь, посреди широких пустынь и изрезанных лавовых полей она поселилась окончательно в 1946 году уже после смерти мужа, пионера современной фотографии Альфреда Cтиглица. Разрушенный дом времен испанской колонии она купила раньше, но несколько лет ушло на его тщательное восстановление. Музей Джорджии О’Кифф в Абикиу открылся в 2001 году.

Анна Голубкина -- одна из немногих женщин-гениев в русском искусстве. У нас и просто женщин, занимавшихся изобразительным искусством, было немного, даже талантливых; что уже гениях говорить.
Ей довелось быть ученицей Родена, но она и без него бы нашла свой путь -- по ее работам видно, они такие энергичные, будто живые.

Музей Анны Голубкиной в Москве находится в маленьком особнячке в переулке Б. Левшинский, на Садовом кольце около м. Парк Культуры.
Биография этого музея была не радужной изначально.



Голубкина скончалась в 1927 году.

Ее родственники передали государству, согласно ее завещанию, более полутора сотен работ. В московской мастерской, где она жила и работала, открылся музей Голубкиной.

Но в 1952 году грянула беда. Внезапно в рамках борьбы то ли с формализмом, то ли еще с чем-то оказалось, что Голубкина «искажала» образ человека, в том числе «советского». Музей-мастерскую закрыли, а его коллекцию распределили по фондам музеев нескольких городов, в том числе Русского музея и Третьяковки.

Открытое хранение работ Голубкиной в Михайловском замке (филиал Русского музея), Петербург

Только в 1972 году репутация Голубкиной была очищена от всяких "космополитических" обвинений.

Музей решили восстановить. После двадцати лет ссылки в других местах, множество ее работ нашли дорогу домой.

К счастью, через некоторое время мастерская стала филиалом Третьяковской галереи, многие работы в родные стены вернуть было просто. Но остальные произведения навсегда застряли в других городах.

Сохранились вещи Голубкиной, ее мебель, инструменты, поэтому мастерская скульптора была восстановлена достаточно хорошо.

Разглядывать, как выставлены ее произведения в естественных условиях, очень любопытно. Скульптура выглядит живой, уютной, а не законсервированной, музейной.


Заготовка деревянная.


Металлический каркас будущей статуэтки.






Круг для работы.


Мне нравится фактура старой древесины для подставок, очень тру.


Инструменты скульптора.


Емкость для мешания гипса.


Очень здорово подсмотреть вот эту "кухню".








Обои, конечно, не подлинные, но весьма делают настроение.








Обрамление для камина.


Этого дяденьку вы знаете.

Но вы не волнуйтесь, не навсегда, а всего лишь на реконструкцию.
Вот по этому фото видно, что даже косметический ремонт экспозиции, действительно, нужен.

Надеюсь, глобально они не будут переделывать мастерскую, там так здорово и атмосферно.

Пресс-релиз Третьяковской галереи гласит:

С 11 сентября 2017 года на реконструкцию закрывается здание музея-мастерской Анны Семеновны Голубкиной, где размещается один из научных отделов Третьяковской галереи - отдел исследования творчества А.С. Голубкиной, постоянная экспозиция произведений скульптора и временные выставки.

Дом 12 по Большому Лёвшинскому переулку является объектом культурного наследия федерального значения, имеет долгую историю, в процессе которой он менял владельцев, горел, строился заново и вновь перестраивался.
Современный вид дом приобрел на рубеже XIX-XX веков, в период, когда им владели потомки сибирского купеческого рода, крупные московские меценаты и издатели братья Михаил и Сергей Сабашниковы. Тогда же появилась и двухэтажная каменная пристройка к главному дому, возведенная по проекту архитектора Якунина. По замыслу Сабашниковых, на втором этаже пристройки были созданы два просторных помещения с большими окнами, предназначенные для художественных мастерских. В таком виде в 1904 году дом перешел к потомственному дворянину В.С. Блюменталю.

В 1910 году Анна Семеновна Голубкина (1864-1927), первая в России профессиональная женщина-скульптор, ученица Огюста Родена, одна из ключевых фигур искусства Серебряного века арендовала у Блюменталя две мастерские с примыкающими к ним комнатами в каменной двухэтажной пристройке. В этом доме она жила и работала на протяжении семнадцати лет - до конца своей жизни.

Музей-мастерская Анны Голубкиной имеет сложную историю. После смерти А. С. Голубкиной, выполняя последнюю волю скульптора, родственники стали хлопотать о передаче ее произведений государству и организации на базе мастерской посвященного ей музея. Решение о создании музея было принято в 1932 году, и 21 мая 1934 года он открылся для публики. Однако в 1952 году музей был закрыт - на волне борьбы с «буржуазными» течениями в искусстве, коллекция расформирована.
Решение о возобновлении работы музея было принято в 1972 году, а открыт он был в 1976 году.

В 1986 году музей Анны Голубкиной вошел в состав Государственной Третьяковской галереи и получил статус научного отдела. В эти же годы удалось освободить для музея все здание , которое было отреставрировано в конце 1980-х годов. Однако по разным причинам (главным образом, экономическим) здание все равно до 2016 года не использовалось музеем целиком.

В настоящее время музей занимает половину дома в Большом Лёвшинском переулке. В музее хранится и экспонируется более 1200 экспонатов: более 250-ти скульптурных произведений Анны Голубкиной, ее живопись и графика, редкая коллекция камей, а также предметы мемориального фонда: письма, документы и фотографии скульптора, ее рабочие материалы и инструменты. Сегодня это единственная в Москве мемориальная скульптурная мастерская начала XX века.

Необходимость реконструкции музея назрела давно. После повторного открытия музея-мастерской Анны Голубкиной в 1972 году в нем не было капитального ремонта. Эксплуатация и ремонт здания, который является объектом культурного наследия, требует соблюдения многочисленных правил и требований. Мастерская, пристроенная к особняку в начале ХХ века, обветшала, оконные и дверные заполнения требуют реставрации. Постоянная экспозиция, состоящая из произведений Голубкиной, расположена в залах, облицованных белым пористым камнем. Такое решение было предложено в середине 1980-х годов. Известняковые панели за тридцать лет потемнели от пыли. Общее решение экспозиции морально и физически устарело. В связи с этим в последние годы музей готовился к полномасштабной реставрации и приспособлению всего дома к музейному использованию. В рамках разработанной и принятой в 2016 году Концепции развития Третьяковской галереи мемориальные пространства мастерской Анны Голубкиной должны стать основой обновленного музея-центра скульптуры.

Обновленный музей
После реконструкции здание в Большом Лёвшинском переулке станет современным музейным пространством, общая площадь которого увеличится более чем в два раза и составит 1000 кв.м. Будут отреставрированы мемориальные залы, во всех помещениях, где будет храниться и экспонироваться коллекция, появится специальный музейный климат, который позволит поддерживать необходимый температурно-влажностный режим. Экспозиционные площади увеличатся на 100 кв.м. Появится выставочный зал площадью 80 кв.м., который позволит проводить в музее полноценные сменные экспозиции. В музее будет внедрена развитая инфраструктура приема посетителей - кафе, сувенирная и книжная лавки; фондохранилище будет оборудовано по современным стандартам, появится лекционный зал, будет организовано пространство для художественных студий, а также обеспечен доступ в здание для людей с ограниченными возможностями.

В период проектных работ и реконструкции деятельность музея будет продолжаться. В течение ближайших месяцев коллекцию произведений Голубкиной перевезут и разместят в отведенных и приспособленных для нее помещениях Третьяковской галереи. После переезда сотрудники музея продолжат работу по подготовке экспозиции обновленного музея, по созданию каталога-резоне, который будет максимально полно отражать информацию об известных на сегодняшний день произведениях Анны Голубкиной. Всего на данный момент собрана информация о более чем 800 произведениях, около 660 находятся в музейных коллекциях страны, а Государственная Третьяковская галерея хранит более 40% известных произведений Анны Голубкиной. Работа и представление каталога-резоне в новом музее позволит ему стать центром по изучению творчества мастера.

Создание новой экспозиции потребует глубокого изучения мемориального фонда скульптора: писем, фотографий, воспоминаний, их расшифровки и оцифровки для дальнейшего использования в экспозиции. Будет разработана программа сменных выставок, образовательные и лекционные курсы.

Музей продолжит вести свою страницу в социальных сетях, готовить материалы для сайта Третьяковской галереи. Будет разработана программа виртуальных выставок. Музей Анны Голубкиной также получит свое виртуальное представительство на сайте-спутнике «Музеи по соседству», который был создан в этом году совместно со студентами Института медиа Высшей школы экономики и скоро начнет работать. На прошлой неделе на izi - travel появился аудио-гид по мастерской Анны Голубкиной, который позволит в течение всех лет реконструкции совершать виртуальные путешествия по музею. Самое главное - произведения скульптора можно видеть в постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

***
Ну, что же, пожелаем Третьяковке удачи.
Только верстаки старинные не выкидывайте!

А вот еще произведения Голубкиной.

Портрет Алексея Ремизова


Он же в дереве

Портрет Андрея Белого.
такой трогательный зайка у нее получился

А вот так он на выставке в Третьяковке смотрелся

Вячеслав Иванов


А.Н. Толстой очень классный, так характер передан


Лермонтов такой нежный, прямо влюбилась бы



Христос (для надгробия)


Дама




"Старая"
(в древнеегипетском стиле)

Портрет Брокара, знаменитого парфюмера




Обратите внимание, что она с легкостью в любых материалах работает - и дерево, и бронза, и гипс, и мрамор.

Портрет Владимира Эрна

"Земля"


"Нина"

"Старость"

(с) фотографии мои