Долг и совесть. Притча о совести

Случилась эта история в далёкие, далёкие времена. Родилась на свет Совесть. Родилась она в ночной тиши, когда всё живое думает. Думает речка, сверкая в лунном свете, думает небо, усыпанное звёздами, думает травинка, замерши в ночной мгле. Куколка думает, с какими бы пестрыми разводами сотворить ей бабочку. Растения думают о своих прекрасных соцветиях, птицы - о песнях, а звёзды - о будущем. Потому так и тихо ночью. Днём всё шумит и живёт, а ночью всё молчит и думает. Вот в такую-то тихую ночь, когда всё живое думало, и родилась Совесть. Она была прекрасна. В глубине её больших, красивых глаз отражался огонь далёких звёзд. Лунный свет окрасил её лик своим сиянием. А ночь укутала в свои таинственные покровы.

И пошла Совесть к людям. Жилось ей среди них наполовину хорошо, наполовину плохо. И жила она как ночная птица. Ведь днём никто с ней не хотел даже разговаривать. К кому не подойдёт - всяк отмахивается от неё руками и ногами, мол: «Дел невпроворот, кругом работа кипит, время ли с тобой ещё разговаривать!» Но зато ночью, она беспрепятственно заходила и в богатые и в бедные дома. Тихонько дотрагивалась до спящего и тот просыпался. Увидев её, спрашивал:

Что тебе надо, Совесть?

А она тихонько говорила.

А что ты сегодня сделал?

Я? Да ничего такого я не делал…

А ты подумай.

А… Ну разве что…

И пока он вспоминал, Совесть уходила к другому. А проснувшейся человек уже не мог заснуть до утра и всё размышлял о том, что он делал днём. И многое, чего он не хотел слышать в шуме дня, слышалось многократным эхом в ночной тишине. И так приходила Совесть к каждому до тех пор, пока на всех людей не напала бессонница.

И решили люди спросить совета у самого премудрого в их провинции Ли-Хан-Дзу, не знает ли он средства от бессонницы. Люди звали Ли-Хан-Дзу премудрым, потому что думали раз у него больше всех денег, больше всех земель, больше всех домов, значит, у него больше всех ума! Но не знали они, что тот, кого они звали «премудрым» ещё больше других страдал от той же болезни бессонницы и не знал, как от неё избавиться. Ведь все кругом были ему должны. И всю жизнь эти люди только и делали, что отрабатывали ему долг. Так мудрый Ли-Хан-Дзу устроил свою жизнь. Как мудрый человек Ли-Хан-Дзу, к примеру, знал, что надо делать, когда кто-нибудь из должников крал у него и попадался. Ли-Хан-Дзу по своей мудрости колотил его, да так усердно, чтобы другим было неповадно. Днём у Ли-Хан-Дзу это выходило очень мудро, так как другие, видя это наказание, боялись его. Но по ночам Ли-Хан-Дзу сам боялся, и за жизнь свою, и за своё богатство. И потому по ночам ему приходили совсем иные мысли, чем днём: «А почему бедняк ворует? Потому что ему есть нечего и зарабатывать на еду некогда. Ведь он весь день только и делает, что мне долг отрабатывает». Ли-Хан-Дзу даже спорил с Совестью, оправдывая свои поступки: «Выходит, меня обворовали, я же и не прав?!» Однако хоть и оправдывался, а заснуть всё равно не мог. И до того его довели эти бессонные ночи, что однажды Ли-Хан-Дзу не вытерпел и, несмотря на свою мудрость, объявил:

Верну я им все их деньги, все их земли, все их дома!

Но тут уже родня мудрого Ли-Хан-Дзу, услышав это, подняла страшнейший шум и вой, крича людям:

Это от бессонных ночей на мудрого человека такое безумие напало! А всё «она» виновата - Совесть!

Испугались богатые:

Если уж на мудрейшего безумие напало, то что же с нами будет?

Испугались и бедные:

А у нас-то всего меньше всех, значит, и ума меньше. Если на мудрейшего от бессонных ночей безумие нападает, что же с нашим умишкой будет?

Богатые же, видя страх бедных, держали совет меж собой:

Видите, как Совесть бедных людей пугает. Надо нам хоть за бедных вступиться и от Совести отделаться!

И стали думать, как бы им это дельце провернуть, но ничего придумать не могли. И решили они снарядить посольство к самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О, жившему тогда в Нанкине. Был он такой мудрый и учёный, что за советом к нему приходили правители со всего Китая. Снарядили посольство. Принесли ему щедрые дары, до земли много раз поклонились и изложили свою просьбу, мол, помоги от бессонницы избавиться, которую нам Совесть творит. Выслушал А-Пу-О про такое «народное горе», улыбнулся и сказал:

Да, можно сделать так, что Совесть даже не будет иметь права к вам приходить! Где же тёмному человеку знать, что он должен делать, чего не должен? Так давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего нет. Мандарины же будут учить законы наизусть. А прочие пусть у них спрашивают: чего можно, чего нельзя. Но вначале, конечно, пусть платят им: ведь не даром же мандарины будут мозги себе законами набивать! А когда Совесть придёт и спросит тёмного человека: «Что ты сегодня делал?», тот ответит: «А то, что полагается делать, что в свитках написано». И все будут спокойно спать.

Обрадовались этому решенью все. И в первую очередь мандарины. Ведь всё-таки легче в книжных значках ковыряться, чем землю обрабатывать. И прочие обрадовались. Ведь им лучше мандарину заплатить, чтобы днём с ним минутку поговорить, чем по ночам с Совестью по душам общаться. И принялись писать законы, что человек должен делать, а чего нет. И написали, а мудрого А-Пу-О за такой ценный совет сделали верховнейшим из мандаринов, дабы он своей мудростью помогал умным людям жить спокойно от Совести.

И зажили люди по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. Нужно что сделать, или спор какой зайдёт, идут люди к мандарину и щедро оплатив ему ответ, спрашивают:

Разворачивай свитки. Кто из нас по ним выходит прав?

Теперь только самые последние бедняки страдали бессонницей, так как у них даже мандарину за совет нечем было заплатить. А прочие, как только ночью к ним приходила Совесть, говорили:

Что ты ко мне пристала! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!

Отворачивался от неё на другой бок и засыпал.

Даже премудрый Ли-Хан-Дзу, который больше всех от бессонницы страдал, теперь только посмеивался, когда к нему ночью Совесть приходила:

Ну, здравствуй, красавица! Что теперь скажешь?

А Совесть говорила, глядя на него своими глазами, в которых мерцали звёзды:

Что же ты, хотел имущество бедным вернуть, а не возвращаешь?!

А имею ли я на это право?! - насмехался над ней Ли-Хан-Дзу. - Ведь что в свитках написано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству». Как же я буду чужое имущество расточать, если моё потомство на раздачу не согласно? Выходит я вор, так как у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую. А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь». Потому оставь меня в покое. Да и тебе советую спать, а не шататься!

Повернулся к ней спиной и сладко заснул.

И повсюду, куда не приходила Совесть, она слышала одно и то же:

Почём мы знаем?! Как мандарины говорят, так мы и делаем. У них пойди и спрашивай! Мы - по закону.

Пошла Совесть по мандаринам и спрашивает у них:

Почему меня никто слушать не хочет?

А они смеются в ответ:

Разве можно, чтобы люди тебя слушались и поступали так, как ты советуешь? А законы на что? Ведь тут для всех тушью на жёлтой бумаге написано! Великая вещь! Недаром А-Пу-О за то, что это выдумал, верховнейшим из мандаринов числится.

Пошла тогда Совесть к верховнейшему мандарину, самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О. Дотронулась до него слегка и стала. Проснулся А-Пу-О, вскочил, увидев Совесть и закричал с перепугу:

Как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе написано? «Кто является ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать его в тюрьму»!

Да не воровать я пришла у тебя! - отвечала она. - Я Совесть!

А по закону ты развратная женщина! Там ясно сказано: «Если женщина является ночью к постороннему мужчине, считать её развратной женщиной и сажать в тюрьму!» Значит, если ты не воровка, то развратница!

Да какая я развратница?! - удивилась она. - Я Совесть!

Но А-Пу-О вскипел ещё больше от гнева.

Ах, ты, значит, не развратница и не воровка, а просто не хочешь исполнять законов? В таком случае и на это есть закон: «Кто не хочет исполнять законов, считать того беззаконником и сажать в тюрьму». Эй, слуги! Заколотить эту женщину в колодки и посадить за решетку на веки вечные, как развратницу, подозреваемую в воровстве и уличенную в явном неповиновении законам.

Схватили Советь слуги А-Пу-О, надели на неё колодки и заперли в темнице. С тех пор она уже ни к кому больше не является и никого не беспокоит. Так что даже совсем про неё забыли. Разве что редко когда какой-нибудь человек, недовольный мандаринами, крикнет:

Совести у вас нету!

Так ему сейчас же бумагу покажут, что Совесть под замком сидит, да ещё ответят:

Значит, есть, если мы её под замком держим!

И человек смолкает, смотрит на бумажку мандаринов, исписанную чернилами, и видит, что действительно они правы! И живут с тех пор люди без Совести по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. А тяжко ли кому от этого или сладко каждый решает сам, когда наступает ночь и всё живое начинает думать.

Притчи со смыслом во все времена использовали для обучения и воспитания детей. Ведь мудрые советы, изложенные в интересной, краткой и сказочной форме гораздо лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому притчи для детей - поразительно эффективное средство обучения и развития. Мудрость, заключенная в притчах, и поданная в простой и увлекательной форме, учит детей самостоятельно думать и находить решения проблем. Хорошая притча развивает в детях воображение и интуицию, а также помогает задуматься над своим поведением и осознать собственные ошибки. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти множество путей решения одной проблемы и что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее.

Как помочь людям

Учитель, прощайте. Я ухожу странствовать и помогать людям, - сказал юноша, входя в дом учителя.
- Надолго ты уходишь? - спросил учитель.
- Надолго! Может, навсегда. Хочу служить людям и делать их счастливее! - гордо воскликнул ученик.
- Ты единственный мужчина в семье, надежда матери и бабушки. На кого же ты их оставишь? - удивился учитель.
- Они проживут как-нибудь, - ответил ученик. - Вы сами учили нас, что главное в жизни - это приносить людям счастье.
- Ты прав. Но для этого не надо далеко идти. Сначала сделай счастливыми тех, кто рядом с тобой, тогда к тебе придут те, кто вдалеке , - посоветовал старый учитель.

У кого руки чище?

Два ученика пришли учиться в мастерскую знаменитого скульптора. Учитель сказал им: "Сначала вам нужно научиться работать с камнем. У меня во дворе лежит большая каменная глыба. Обтешите ее с двух сторон так, чтобы получились ровные плоскости. Я вернусь вечером и посмотрю вашу работу". Затем скульптор дал ученикам инструменты и ушел.
- Я не буду заниматься скучной работой. Такую грубую работу любой каменотес может выполнить. Я хочу быть скульптором, а не каменотесом, - заявил один ученик.
- Не стыдно потеть за работой, если берешься с охотой, - сказал второй ученик и принялся за работу.
Первый ученик ушел и весь день отдыхал. Он вернулся только под вечер, когда вся работа была сделана.
Позже пришел учитель и, не посмотрев на работу, попросил учеников показать свои руки. У первого ученика руки были чистыми и ухоженными. У второго - все руки были в мозолях, ссадинах и каменной пыли.
- Я сейчас вымою руки, учитель, - сказал он, покраснев.
- Чистые руки мыть не нужно, - заметил учитель.
- Чистота - лучшая красота, - заявил первый ученик и с гордостью оглядел свои розовые руки.
- Руки лентяя лишь с виду чисты . По-настоящему чисты вот эти руки, - сказал скульптор, показав на пыльные руки второго ученика. - Они весь день трудились и честно сделали всю работу.

Учись спрашивать

В ювелирную мастерскую пришли два молодых ювелира.
- Вы уже получили звание мастеров, но настоящее мастерство достигается опытом. Не стыдно не знать, стыдно не учиться, - сказал им главный ювелир.
- Учиться никогда не поздно, - согласился один молодой мастер. Он был родом из семьи строителей, а в школе ювелиров работал только с полудрагоценными камнями.
- Не надо учить орла летать, - пробормотал второй. Он был сыном ювелира и с раннего детства видел, как обрабатываются драгоценные камни. Его отец закрыл свою мастерскую из-за болезни. Юноша мечтал снова открыть мастерскую отца, как только встанет на ноги.
Оба молодых мастера работали усердно. Постепенно им стали доверять сложную работу. И тот и другой справлялись отлично. Молодой ювелир из семьи строителей постоянно задавал вопросы. Чаще всего он спрашивал о тонкостях изготовления уникальных украшений, которые делали старые мастера. Второй молодой мастер не спрашивал никогда. Он удивленно говорил своему товарищу:
- Зачем ты постоянно спрашиваешь? Ты же мастер, а не ученик.
- Не учись до старости, а учись до смерти, - смеясь, отвечал юноша.
Однажды главный ювелир поручил мастеру из семьи строителя изготовить бриллиантовое колье.
- Почему вы дали этот заказ не мне? Я лучше знаю, как работать с бриллиантами! - обиженно воскликнул второй молодой мастер.
- Если будут трудности, этот юноша обязательно посоветуется и не испортит работу. А ты боишься спрашивать. Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься . Иначе не станешь настоящим мастером, - объяснил главный ювелир.

Притча для детей про уважение к матери

Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
- Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, - велел слуга нищенке.
- Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, - попросила старая женщина, а потом добавила: - Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть. Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
- Ты же видишь - это нищенка. Гони ее прочь, - сердито приказал он слуге. - У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
- Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: "Кто свою мать уважает, чужую не обругает ".
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.

Листья и корни

Сын давно не навещал родителей. Был он богатым купцом, владельцем огромного магазина и жил в большом городе. Каждый месяц сын присылал родителям деньги, а по праздникам - подарки. Конечно, мать с отцом скучали по сыну и часто звали его в гости. Но в будни сын был занят в магазине, а в праздники он пировал с друзьями - такими же знатными купцами.
Все было хорошо, пока воры не подожгли его магазин. Воров поймали и посадили в тюрьму, но купцу от этого не стало легче. Его магазин и склады с товарами сгорели дотла.
Пошел купец к банкиру, чтобы занять деньги на строительство нового магазина, а тот сказал:
- Я не даю деньги в долг бедным людям. Не хочу, чтобы их посадили в тюрьму за неуплату долга.
Отказали купцу в помощи и все его друзья.
В этот момент купец получил письмо от отца:
"Сынок, слышали мы о твоем несчастье. Скорее приезжай. И с высокого дерева листья падают к корням ".
Ничего не понял купец, но все-таки решил съездить, навестить родителей, которых не видел уже много лет. Грустный вошел он в родительский дом. Мать захлопотала, не знала, как сыночка усадить, чем накормить, а отец принес сумку, полную денег. Отдал старик деньги изумленному купцу и сказал:
- Сынок, здесь деньги, которые ты присылал нам, да еще мои сбережения. Не беспокойся, мы сами себя можем прокормить. Главное, не забывай, что мы - твои корни, и чаще к нам возвращайся.

Детская притча про самое трудное дело

Дети так устроены, что ежеминутно стремятся познать новое. Им интересно все загадочное и неизведанное. Но порой разобраться в сложных жизненных вопросах бывает нелегко. В притчах же заложена вековая мудрость поколений, философские размышления и полезные советы. Простой сказочный язык будет понятен детям. Короткие притчи для детей помогают развивать мышление, память и восприятие, являясь, по сути, учителем, воспитывающим в детях любовь, порядочность, миролюбие - духовную красоту. Главное - притчи рассказывают о том, что жизнь многогранна, просторна, и всегда можно отыскать множество вариантов выхода из любой сложившейся ситуации.

Два посла

Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну.
- Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, - велел царь послам.
Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы.
Вернулись послы и стали рассказывать царю о своей поездке.
- Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, - с улыбкой сказал первый посол. - Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьев в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам.
Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол:
- Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть еще четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод.
Долго рассказывал посол обо всем, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал:
- Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный, что он видел и слышал .

Притча для детей об умении радоваться

Больше всего Мария любила цветы. У нее был небольшой садик возле дома. Какие только цветы не росли в этом садике! Они цвели с ранней весны до поздней осени и радовали всех вокруг.
Мария жила вместе с больным старым дедушкой. Он еле ходил, опираясь на палочку. Каждое утро дедушка, морщась от боли, с трудом доходил до садика Марии и усаживался там на скамейку. Старик смотрел на цветы, и на его лице появлялась улыбка.
- Спасибо, Мария. Глядя на твои прекрасные цветы, я забываю о боли, - говорил старик внучке.
Мария смеялась в ответ, а цветы еще шире раскрывали свои разноцветные лепестки. Но однажды случилась беда. Налетел ливень с градом и ветром. За несколько минут садик Марии был уничтожен. Одни цветы были словно срезаны ножницами, другие - поломаны. Мария горько плакала, убирая побитые цветы. На следующий день снова светило солнышко. Политая земля прогрелась, и оставшиеся в ней корни цветов пустили новые ростки. Через неделю на них появилось несколько бутонов. Мария хмурилась и даже не заходила в свой садик. К ее удивлению, дедушка каждое утро приходил и садился в саду на скамеечку. Он смотрел на разоренный садик, и на лице его появлялась улыбка.
- Чему вы радуетесь, дедушка? - спросила его Мария. - В моем садике больше нет цветов.
- Если есть цветы - радуйся цветам, если нет цветов - радуйся бутонам , - улыбнулся старик.
Мария посмотрела внимательно на новые ростки и тоже заулыбалась. Вскоре садик Марии снова расцвел на радость всем вокруг.

Кому помогает небо?

Через деревню шли люди. Они бежали из соседней области от эпидемии чумы. Многие были истощены и просили милостыню, но деревенские жители окуривали свои дома дымом и наглухо закрывали ворота и ставни. Только один крестьянин не выдержал. Он принес из своего амбара несколько мешков муки и приказал жене: "Пеки хлеб. Не могу я спокойно смотреть на горе, хоть чем-то помогу". Жена начала печь хлеб, а крестьянин выходил с теплыми буханками хлеба за ворота и раздавал его голодным. Один старик протянул крестьянину взамен мешочек и сказал:
- Возьми, добрый человек. Я захватил из дома этот мешочек, но моя семья погибла, и он мне не нужен.
Старик взял хлеб, заплакал и пошел дальше. Крестьянин боялся заразиться и забросил мешочек в угол сарая. Поток беженцев был огромен, и вскоре у крестьянина кончилась мука. Тогда он поехал на мельницу и смолол запас зерна, оставленный для посадки.
- Ты с ума сошел. Как ты будешь дальше жить? - говорили крестьянину соседи.
- У меня есть дом и моя семья, а у этих несчастных ничего нет. Будем Богу молиться, может, пошлет нам пропитание и поддержку, - отвечал крестьянин.
Но зимой ему пришлось печь хлеб пополам с травой. Однажды жена прибиралась в сарае и нашла в углу какой-то мешочек.
- Посмотри, муж, тут какие-то камушки! - закричала жена.
- Один старик дал мне это за хлеб. Это же драгоценные камни! - воскликнул крестьянин.
Купил крестьянин зерно, новую лошадь и всем беднякам деревни помог. На вопрос, откуда у них богатство взялось, жена крестьянина всегда отвечала: - Доброму человеку и небо помогает .

Лучшее лекарство

В королевстве случилось несчастье - заболела принцесса. После королевского бала принцесса загрустила, а через неделю слегла. Доктора ничего не могли сделать. Через год принцесса так ослабла, что врачи опасались за ее жизнь.
Однажды в город прибыл из-за моря знаменитый врач. Король пригласил его во дворец. Врач вошел и принялся рассказывать о своем путешествии. При этом он внимательно наблюдал за принцессой. Она, казалось, не слушала его. В тот момент, когда врач произнес название своего корабля, в глазах принцессы появились слезы. Когда он назвал имя капитана - щеки девушки порозовели.
- Первый сеанс лечения закончен. Завтра продолжим, - сообщил врач королеве.
На следующий день врач явился вместе с молодым офицером, в руках которого был сундучок.
- Это капитан корабля. Он помог мне донести лекарство, - представил его врач.
Когда спутники вошли к принцессе, она вскрикнула.
- Любовь моя, я привез тебе заморские подарки, - капитан поставил сундучок к ногам принцессы и бросился перед ней на колени.
- Почему на балу ты сказал мне, что не веришь в любовь? - прошептала принцесса.
- Потому что я безумно влюбился в Вас, но не надеялся, что Вам может понравиться капитан, - ответил офицер. В
рач тихонько вышел.
- Как себя чувствует принцесса? - с волнением спросила королева.
- Лекарство действует, и принцесса начала говорить, - ответил врач.
- Что же это за чудесное лекарство? - воскликнула королева.
- Лучшее лекарство для человека - человек, для ребенка - мать, а для влюбленной - любимый , - улыбаясь, объяснил врач.

Что в работе главное?

Большие королевские часы остановились. Это были любимые часы короля, и он велел главному королевскому часовому мастеру как можно быстрее починить их. Мастер разобрал часы и увидел, что у часов лопнула серебряная пружина. По образцу старой пружины тщательно изготовили новую. Но она никак не хотела вставать на место. Собрали опытных часовщиков со всей страны.
- Все дело в составе серебра. Мы все знаем, что рецепт изготовления старинного серебра утерян, - важно произнес один толстый мастер.
- Надо сделать пружину менее упругой, - посоветовал маленький старичок.
- Нужно сделать не серебряную пружину, а стальную. Современные материалы самые надежные, - высокомерно заметил самый ученый мастер.
Долго обсуждали часовщики проблему. Одни предлагали вместо старых часов изготовить для короля новые; другие советовали пригласить знаменитого мастера из другой страны. Только один молодой мастер молчал. Он подошел к разобранным часам и взял в руки новую пружину.
- Осторожнее, ты еще молод и недостаточно опытен, - воскликнул главный часовщик.
- Не по виду суди, а по делам гляди . Я уже три года имею звание мастера, - ответил юноша. Потом он вставил пружину в часы и ловко повернул ее. Щелк, и пружина легла на место. Юноша завел часы, и они пошли. Все рты раскрыли от удивления, а кто-то сказал: - Сотня советов не заменит пары опытных рук .

Не обманывай

Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть. Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.
- Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? - спросил крестьянин с повозки.
- Отдохните немного, - предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент.
Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле. Он слукавил, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги.
"Все равно вперед меня не успеете", - пробормотал юноша.
Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.
Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:
- Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.
- Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам , - сказал отец.
- Я себя не обманывал, - удивился сын.
- Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, - объяснил отец.

Притчи для детей, написанные мудро и трогательно, служат прекрасным учебником познания жизни. Дети с самого раннего возраста должны знать, что мир, хотя в нем и существуют горести и печали, - прекрасен. И когда они вырастут, то постараются сделать этот мир еще лучше, ведь они, воспитанные в любви и доброте, станут возвращать все это сторицей.

Учись подниматься

Была у одного народа примета! Тот, кто сорвет белый цветок на горе в канун Нового года, будет счастлив. Гора, на которой расцветал цветок счастья, была заколдована. Она постоянно тряслась, и никто не мог удержаться на ней. Но каждый Новый год находились смельчаки, которые пытались залезть на гору.
Однажды три друга тоже решили попытать счастья. Перед тем как идти на гору, зашли друзья к мудрецу - совета спросить.
- Упадешь семь раз - поднимись восемь , - посоветовал им мудрец.
Пошли трое друзей на гору, все с разных сторон. Чрез час вернулся первый юноша, весь в синяках.
- Неправ был мудрец, - сказал он. - Я упал семь раз, а когда восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только четверть горы. Тогда я решил вернуться.
Второй юноша пришел через два часа, весь побитый, и сказал:
- Мудрец нас обманул. Я упал семь раз, а когда на восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только треть горы. Тогда я решил вернуться.
Третий юноша пришел через день с белым цветком в руках, и на нем не было ни царапинки.
- Разве ты не падал? - спросили его друзья.
- Падал, может, сто раз падал, а может, и больше. Я не считал, - ответил юноша.
- Почему на тебе нет синяков и ссадин? - удивились друзья.
- Перед тем как идти на гору, я научился падать, - засмеялся юноша.
- Этот человек научился не падать, а подниматься, значит, он достигнет любой цели в жизни! - сказал мудрец, узнав о юноше.

Притча о том, как победить страх

Зима была суровой, и племя голодало. Звери словно вымерли в лесу. Стада оленей ушли туда, где было теплее, а зайцы и птицы попрятались. Охотникам с трудом удавалось поймать какого-нибудь маленького зверька. Однажды охотники нашли в лесу медвежью берлогу. Охота на медведя была запрещена в племени. Медведь считался хозяином всех зверей. Люди племени верили, что от него зависит удачная охота в лесу. Когда старый вождь племени узнал о медведе, он сказал:
- Надо пойти и убить медведя, иначе мы все погибнем. Хозяин леса простит нас. Многие дети и женщины уже не могут двигаться.
Страшно было убивать хозяина леса, но несколько охотников во главе с сыном вождя решили сделать это. Охотники добавили себе храбрости танцами и боевой раскраской. Но как только смельчаки подошли к берлоге, страх сковал их по рукам и ногам, и они убежали. Тогда вождь племени приказал своему сыну:
- Ты должен пойти и убить медведя. Охотники племени могут бояться нарушить закон, но сын вождя - нет.
Три дня копил молодой охотник храбрость и делал себе новое тяжелое копье. Наконец он решился. Вечером сын вождя прибежал в лагерь в изодранной одежде и трясущийся от страха.
- Сын! Почему ты не убил медведя? - рассердился вождь.
- Я убил. Но когда хозяин леса упал, страх вернулся, и я убежал.
- Сын, ты станешь хорошим вождем, если запомнишь мои слова: "Если боишься - не делай, если сделал - не бойся ", - сказал вождь. Потом он взял повозку и отправился за медведем.

Первый кусок хлеба

Один богач потерял аппетит и объявил: "Тот, кто приготовит для меня что-нибудь вкусное, получит сто золотых монет".
Многие повара готовили богачу разные кушанья. Он пробовал одно блюдо за другим, но все они казались ему безвкусными. Однажды к богачу пришел бедняк и сказал:
- Я принес не блюдо, а совет: "Первый кусок всегда вкусный".
- Глупости, во всех блюдах и первый, и последний кусок - одинаково безвкусны, - сердито крикнул богач и велел выгнать беднягу.
Слуга пожалел бедняка и дал ему краюху хлеба. Тут бедняка осенила идея. На следующее утро он переоделся колдуном, пришел к богачу и сообщил, что в лесу под самой высокой елью лежит чудесный хлеб, возвращающий аппетит.
- Это средство Вы должны найти сами, иначе оно не подействует, - сказал переодетый бедняк.
Богачу так хотелось испробовать этот хлеб, что он отправился с колдуном в лес. Целый день они ходили по лесу в поисках самой высокой ели. Когда дерево нашлось, богач шатался от голода и усталости, поэтому он тут же откусил огромный кусок хлеба и с жадностью проглотил его. Тогда бедняк отобрал у него остаток краюшки и сказал:
- Остальное получишь, когда признаешь, что первый кусок самый вкусный.
- У этого чудесного хлеба - да, но у людей нет такой вкусной еды, - заявил богач.
Бедняк засмеялся и сказал, что эту краюшку вчера получил от слуги. Пришлось богачу отдать сто золотых монет бедняку.
- Первый кусок самый вкусный, когда он по-настоящему первый , - засмеялся бедняк.

Горе мне, горе, - вздыхал муж, сидя на лавке, и слезы ручьем катились по его лицу.
- Что ты все ноешь? - рассердилась жена. - Если хочешь быть счастливым, будь им .
- Как же мне быть счастливым, если счастье не приходит ко мне. Зато несчастья одно за другим сыплются на мою бедную голову. Урожай не созрел, крыша прохудилась, забор сломался, ноги болят. Ох, горе мне, горе, - плакал человек.
Услышало Счастье эти стенания и пожалело беднягу. Решило оно заглянуть к нему в дом. Постучало Счастье в окошко и проговорило: "Если хочешь быть счастливым, будь им ".
- Подожди плакать, посмотри, что-то сияет в нашем окошке, - остановила человека жена.
- Закрой шторы. Этот свет слепит меня и мешает горевать, - велел человек жене и снова зарыдал.
Жена закрыла шторы, села рядом на скамейку и тоже заплакала. Так сидят они до сих пор и жалуются на свою несчастную жизнь. Удивилось Счастье и улетело прочь.

Семь дверей

Внук пришел навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив.
- Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь, - заметил дед.
- Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего, - вздохнул внук.
- Я приготовил подарок, чтобы развеять твою грусть, - сказал дед. - Да положил его в ящик секретера и забыл в какой.
Секретер у деда был старинный, с множеством дверок.
- Не беда, я быстро его найду, - усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой.
Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка: "В жизни много дверей, и за одной из них - подарок судьбы . Мудрые говорят: "Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась "".

Хозяин или слуга

Однажды к учителю пришел богатый господин и сказал:
- Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. "Будьте хозяевами своих чувств - воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас", - говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.
- Я рад, - улыбнулся учитель. - Но зачем ты снова пришел?
- Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.
- Твое сердце не очерствело, если оно слышит голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести , мой ученик, - произнес учитель.

В жизни каждого наступают моменты, когда хочется поразмышлять о смысле своего существования, важности отношений с людьми и главных человеческих ценностях. Тогда на помощь приходят короткие иносказательные рассказы, в которых заключено некое нравоучение. Они очень близки к басням. Как утверждал В. Даль, подобное поучение на примере - это особый литературный жанр эпоса - притча. На тему "совесть" существует огромное количество рассказов, но в этой статье мы поговорим о самых распространенных и значимых из них.

Ведическая притча

Самой древней считается индоарийская (ведийская) цивилизация, оставившая в наследство Веды, что на санскрите переводится как "мудрость". Если считать данную культуру фундаментальной основой существования общества, то логично начать с небольшого рассказа "Голос совести". Притча относится к ведическим и закладывает понимание самого термина "совесть".

Однажды в поисках Истины путник добрался до отшельника, который, по мнению большинства, познал Бога. Он попросил открыть ему тайну. Отшельник ответил довольно просто: "Во всех нас есть высшее "Я". Если оно пробудилось, то мы являем милосердие ко всему сущему". Путник недоумевал, задаваясь вопросом, откуда же тогда на Земле столько ненависти и насилия? Как Бог может это допускать? "Человек и Господь связаны между собой внутренним сознанием, - сказал мудрец, - если слышать голос Совести, значит, жить по-божески, а если его оборвать, значит, идти против его воли. Нарушить порядок и гармонию в мире".

Искатель Истины задумался: "Получается, что тот, кто лишил другого жизни, не имеет вести, сообщенной Богом? Эта весть и есть Совесть?" Мудрец подтвердил мысль путника, который продолжал искать ответ на мучивший его вопрос: "А как же люди умудрились потерять Совесть?"

Ответ отшельника не заставил себя ждать: "Высшее "Я" легко в себе заглушить, прервав связь с Богом. Этому способствуют алкоголь, табак и убитая пища. Но покаяние, посты и молитвы, общение со святыми помогут вернуть голос Совести. К сожалению, другого способа нет".

Буддийская притча

Очень часто можно встретить притчи про совесть и раскаяние, которые идут вместе рука об руку. Если человек нарушает божью весть, то это не значит, что он не испытывает нравственных мук. В религиозно-философском учении, возникшем на территории Индии задолго до новой эры, оба понятия являются ключевыми. Буддийская притча о совести основана на теории, что каждое живое существо имеет не одну жизнь. Всякий раз оно перерождается в новое в зависимости от того, как, например, человек вел себя в предыдущей.

Как-то встретились на лесной тропинке волк и олень. И стали они спорить. Олень попытался убедить хищника, что тот портит свою карму, поедая живых существ. Сам же олень питается травой, и такая добродетельная жизнь приведет его на вершину блаженства. При этом парнокопытное животное не сознавало, что вместе с травой поглощает мелких насекомых и не испытывает раскаяния. После смерти его ожидало плохое перерождение.

Волк же действовал из естественной необходимости и при этом всегда переживал о содеянном. Именно он и очутился на вершине блаженства.

Притча про совесть для детей

Иносказательные рассказы несут важный воспитательный аспект, поэтому необходимо подобрать тот, который подойдет детям. Будет не только интересным и познавательным, но и заставит размышлять, совершать обдуманные поступки. Предлагаемая притча о совести полностью соответствует этим требованиям.

Учитель как-то обратился к своим ученикам: "Я беден, стар и слаб. Я учу вас много лет, поэтому вы должны найти средства, на которые я мог бы жить".

Ученики озадачились, ведь они понимали, что невозможно ждать помощи от жителей города, слишком скупы были те. Но учитель продолжал: "Я не призываю просить, нужно просто пойти и взять!" - "Как? Украсть, стать ворами?" - "А разве это грех? И разве ваш учитель не заслуживает лучшей доли?" - "Но нас же поймают!" - "А вы сделайте так, чтобы никто не увидел".

Все загалдели и начали обсуждать возможности добычи денег. И тут юноша, стоявший в сторонке и не принимавший участия в разговоре, вдруг громко сказал: "Прости, учитель! Но то, что вы просите, нельзя исполнить!" - "Почему?" - "На Земле нет такого местечка, где бы нас никто не увидел. Даже если никого нет рядом, есть я сам. Тот, который видит все. И лучше уж ходить по миру с нищенской сумой, чем наблюдать, как я краду у людей".

От сказанных слов лицо учителя просияло. Он подошел и крепко обнял своего ученика.

Пример короткой и очень мудрой притчи

Всем известно, что совесть ест человека. Она не дает ему покоя, если он совершил неправедный поступок. Так нужна ли она?

Человеку посоветовали заглянуть внутрь себя. Исполнив совет, он ужаснулся. Внутри оказалась целая груда мусора. "Разгреби!"- проговорил чей-то голос. Человек удивился: "Для чего?" - "А вдруг отыщется совесть?" - ответили ему. "И что же мне с ней прикажете делать?" - удивленно воскликнул человек.

Как родилась на свет совесть?

Любопытно, что есть иносказание и на этот счет. Полностью оно опубликовано в книге А. Новых "Сэнсэй. Исконный Шамбалы". А мы приведем краткое его изложение.

Это случилось в далекие-далекие времена. Появилась Совесть в ночной тишине. В это время все живое начинает размышлять после дневной жизни и шума. Совесть была прекрасна: ее глаза отражали огонь далеких созвездий, а лицо было украшено лунным сиянием. Она сразу же отправилась к людям, но днем все отмахивались от нее, ссылаясь на дела. Зато по ночам Совесть беспрепятственно входила в любой дом и дотрагивалась до руки спящего. Тот мгновенно открывал глаза и спрашивал:

Совесть, чего тебе нужно?
- А что за день ты сделал не так?
- Да ничего такого!
- А если подумать?

Совесть не слушала ответ, а шла дальше, но человек уже не мог уснуть, ворочаясь с боку на бок и вспоминая все свои дневные события. Вскоре все люди провинции стали страдать от бессонницы и обратились за советом к премудрому Ли-Хан-Дзу. Они считали его таковым, потому что было у него больше всех земель и денег. Но тот и сам страдал от визитов Совести и уже подумывал, а не раздать ли ему все свое богатство бедным?

Тогда люди устремились к А-Пу-О, живущему в Нанкине. Все знали, что даже китайские правители пользовались его мудрыми советами. Тот выслушал измученных бессонницей людей и сказал:

Перестанет Совесть приходить тогда, когда вам не придется размышлять о том, что вы делали не так днем. Для этого надо на свитках написать законы и поступать строго в соответствии с ними. Мандарины выучат текст наизусть, а остальной люд будет обращаться к ним с вопросами, что надо делать в том или ином случае. Спросит Совесть: "А что за день ты сделал не так?" - а у человека уж ответ готов: "Все строго по свиткам".

Окончание притчи

Стали люди жить по законам и щедро платить мандаринам за советы из свитков. Их больше Совесть не беспокоила. Только бедные теперь страдали бессонницей, ибо нечем им было благодарить мандаринов.

Тогда решила Совесть навестить самого А-Пу-О. Но тот лишь раскричался в ночи:

Зачем пришла, воровка? В законе сказано: если ночью кто-либо входит в дом без спроса, значит, он вор. А еще ты развратница, ибо явилась к постороннему мужчине.

Но Совесть отрицала, что явилась с целью кражи и является целомудренной.

Но тогда ты просто не исполняешь законов, а это также карается тюрьмой. Эй, слуги! Наденьте на нее колодки и посадите в темницу.

Так и живут теперь люди, без Совести, но по законам А-Пу-О и мандаринов. Как было в далекие-далекие времена. И каково это, каждый решает сам, лишь только спускается на землю темнота и все живое пускается в раздумья.

О совести подлеца и праведника

Примеры совести праведного и подлого человека можно также найти в притче. Ее мы приведем в несколько сокращенном варианте.

Встретила Совесть подлеца свою подругу. Той посчастливилось жить с праведником. Спрашивает ее подруга:

Как живешь?
- Это не жизнь, только мучаюсь! Совсем нет стыда у моего человека. Бесчувственный. И никто ему, кроме себя, любимого, не нужен.
- А пробовала до его сердца достучаться?
- Да столько раз книги ему нравственные подкладывала и с людьми хорошими знакомила, а он только тщеславие свое развивает. Стыдно слышать постоянно: "Совсем Совесть потерял!"
- Отлично, я тут кое-что придумала, - сказала подруга.

Пошептались они между собой, а на следующее утро Подлец проснулся, как всегда, не в настроении и подумал: "Ну как же мне уже за столько лет!" - "Вот как! - воскликнула жена. - И чем же я тебе надоела?"

Разве я произнес что-то вслух? Как эта старуха догадалась, о чем я подумал?
- Кто тут старуха?

Подлец опешил, у него не на шутку разболелась голова, и он решил отпроситься с работы. Позвонил начальству:

Как подлец стал другим

Только к концу дня Подлец понял, что его мысли невероятным образом становятся известны собеседникам. От него отворачивались все, кто прежде и не догадывался о его темной стороне души. Теперь в ответ он слышал только одно: "Где же совесть твоя?" В полном отчаянии он понял, что надо научиться как-то по-другому мыслить, но не знал, как. И в этот самый миг раздался тихий голосок:

Я твоя совесть, я здесь. Ты никогда раньше не слышал меня, потому что твое сердце не знало, что такое настоящая боль. Познав ее, ты стал способен расслышать мой голос.
- Скажи, как мне научиться жить по-новому, по совести?
- Желай людям только хорошее! Когда ты ощутишь на себе то, что раньше желал другим, изменишься сам.

Ставший изгоем подлец познал унижения, человеческое коварство и потери. Ему пришлось вновь учиться жалеть и сострадать, помогать и отдавать. Незаметно он превращался в доброжелательного, терпеливого и праведного человека. Так заканчивается притча о совести.

О покаянии

Невозможно в одной статье пересказать все притчи на предлагаемую тему, поэтому приведены лишь отдельные примеры. Совести, нравственной ответственности перед другими людьми, всегда сопутствует покаяние. Поэтому в заключение будет правильно поговорить именно об этом. Итак, притча о совести и покаянии.

Упал случайно человек в пропасть. Израненный, он лежит и не может выбраться. Попытались друзья ему помочь, да сами чуть вниз не свалились. Пришло на помощь милосердие. Спустило лестницу, да только не достает та до лежащего человека. Подоспели дела добрые, которые он в жизни сотворил, бросили веревку. Опять не хватает немного до дна пропасти. Попробовали помочь и деньги, власть, слава, но тщетно...

Последним пришло покаяние. Стоило протянуть ему руку, как вылез человек из пропасти. "Как же тебе удалось?" - воскликнули остальные. Но покаяния уже не было рядом. Оно устремилось на помощь другим, ибо часто только оно способно помочь, людям, у которых есть совесть.

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме «Совесть»

Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям, формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи урока:

Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «совесть», уметь анализировать свои поступки и делать выводы; на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», уметь анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы; формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

Формы организации познавательной деятельности:

коллективная; фронтальная; групповая;

Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты (притчи).

Ожидаемые результаты:

Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Самое главное украшение – чистая совесть.

Цицерон

Ход урока.

І. Орг. момент. Мотивация.

Добрый день, ребята!Готовы начать работу?

На уроках светской этики говорят о главных ценностях нашей жизни. Назовите их. (Учащиеся перечисляют главные ценности)

Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке?

Сегодня мы постараемся найти на них ответы.

Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. Вас радушно встречают 3 мудреца. Они все знают о человеческой жизни. 1 СЛАЙД

ІІ. Актуализация знаний.

Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? -Конечно , разум - первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево) С ним каждый путь и правилен и светел. Благодарю, что просветил меня

Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку) Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Работа в группах.

(Учащиеся записывают на листочках из бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку)

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

Назовите тему урока. (Совесть).

Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Цицерон

Какой вопрос возникает?

Совесть украшает человека?

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

    Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Работа со словарем.

1.Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть - внутрен­нее сознание добра и зла, тай­ник души, в котором отзывает­ся одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступ­ка, чувство, побуждающее к истине и добру». 2 СЛАЙД

    Заглянем в историю слова «совесть ». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть , что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

    Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести;

Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.

Б) Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит). 3 СЛАЙД

Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

В) Работа с текстом учебника.

Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

А есть ли в их значении какое-то различие?

Г) Составление таблицы. Работа в паре. 4 СЛАЙД

Совесть

Стыд

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой , даже если люди тебя не осудили).

Д) Беседа. Работа с притчами.

В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).

Работа с притчами. (В группах ) 5СЛАЙД

    Прочитайте притчу.

    В чем заключается смысл притчи?

    В чем мораль?

1 группа.

Совесть без муки

(притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

2 группа

Слуга совести.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

- Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств - воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», - говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

- Я рад, - улыбнулся учитель. - Но зачем ты снова пришёл?

- Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

- Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, - подытожил учитель.

3 группа

Осколки в сердце

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла , не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

ФИЗМИНУТКА Игра «За что мучает совесть?

Мужество, эгоизм, скромность, малодушие, зависть, трусость, справедливость, правдивость, сдержанность, жадность, искренность, хвастливость, честь, болтливость, хитрость, лицемерие, тактичность.

Ж) Работа текстом учебника с. 49. Возьмите карандашики и подчеркните глаголы.

Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?

(Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,

критически оценивать свои поступки,

напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,

игнорирует хитрые оправдания,

заставляет говорить о себе правду.) 6 СЛАЙД

- Что значит поступать по совести?

2. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

    Случалось, ли вам испытывать угрызения совести?

    Было ли стыдно за свои поступки?

    Всегда ли вы поступали по совести?

Обратимся к народной мудрости. Работа в группах. Собрать пословицы, одну из них объяснить.

1. В ком стыд, в том и совесть.

Совесть без зубов, а загрызает.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

Есть слёзы- есть и совесть

2. От человека утаишь, от совести нет.

Как не мудри, а совесть не перемудришь.

Нечистая совесть спать не даёт.

У него совести и на копейку не набирается.

3.Без рук, без ног-калека, без совести-пол человека.

У кого совесть чиста, тот и спит спокойно.

Волосом сед, а совести нет.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

7 СЛАЙД 8СЛАЙД 9 СЛАЙД

На что или на кого похожа совесть? Где она находится?

Просмотр мультфильма «Солдатская песня» по мотивам стихотворения Саши Чёрного из популярной российской серии мультфильмов «Гора самоцветов»

VІ. Рефлексия

ернёмся на поляну мудрецов. Согласитесь, ли вы с мудрецом, что совесть –это самое главное моральное качество в человеке…Сделайте вывод: 10 СЛАЙД

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Итог занятия.

Благодарю Вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня на уроке. И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.

VІІІ. Домашнее задание.

2 уровень: Сочинить сказку на тему «Совесть пропала»

РЕЗЕРВ

На доске слова и словосочетания с пропущенными орфограммами окончаниями (на совесть, по совести, на его совести, против совести, без зазрения совести, со спокойной совестью).

    Замените предложенные вам словосочетания словосочетаниями с использованием слов на доске.

    Поступать (вопреки своим убеждениям) против совести.

    Жить (честно, справедливо) по совести.

    Делать (что-либо хорошо, добросовестно) на совесть.

Жить (совершенно спокойно, не испытывая угрызения совести) со спокойной совестью.

«У него совесть - дырявое решето»

«У него стыда, что волос на камне».

Человек сделал не так, как следовало: поступок на его совести.

Синквейн

Совесть.

Вечная, мудрая.

Спрашивает, мучит, учит.

Совесть – главная судья.

Покаяние.

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий...

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал...

Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ - молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда...

Зарыдал человек:

Как же я теперь без совести жить-то буду?

Здесь я...

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!