Дипломная работа: Профилактика дисграфий у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предупреждение дисграфии у дошкольников Основные предпосылки видов дисграфии и коррекционная работа по их предупреждению

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Ошибки чтения и дисграфические ошибки носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.

Актуальность и социальная значимость данной работы подтверждается значительным ростом количества учащихся-дисграфиков. Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Таким детям нужна своевременная, квалифицированная помощь. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.

Существует мнение, что если письмо и чтение дошкольника сопровождается ошибками, сходными с дисграфическими, то это закономерные, «физиологические» ошибки роста. Конечно, ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно писать и читать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но довольно часто, работая в дошкольном образовательном учреждении, мы замечали, что ряд ошибок, из детсадовской тетради по грамоте перекочевывают в школьную тетрадь.

Коррекция недостатков письма, чтения требует постоянных, систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени. Не выявленные своевременно механизмы затруднений в учебной деятельности, недостаток понимания и помощи со стороны родителей влекут за собой изменения в характере ребёнка, связанные с более или менее болезненными переживаниями этих явлений. Ребёнок обнаруживает агрессивность, нередко отказывается от выполнения учебных заданий или работает только под страхом наказания. Эти аффективные реакции маскируют чувство глубокой внутренней тревоги ребёнка, ощущения собственной неполноценности. Такие вторичные наслоения могут принять необратимый характер. Вот почему, еще в раннем дошкольном возрасте, надо вводить ребёнка в звуковую систему языка. Младшие дошкольники проявляют особую чувствительность к звуковой форме речи, обладают, как писал К. И. Чуковский, «языковой одарённостью».

Кроме того, отдельные направления в программе начального школьного обучения не помогают в преодолении дисграфии и дислексии, а усугубляют ошибки чтения и письма.

Например, излишняя вербализация обучения грамоте, при относительно коротких добукварном и букварном периодах. Добукварный период существует для развития готовности к обучению грамоте. А он занимает всего 2-3 недели, что не позволяет решить всего круга задач:

  • приучить детей к слушанию как особому виду речевой деятельности;
  • укрепить внимание, связи между слухоречевой и речедвигательной сторонами единого речевого акта;
  • научить звуковому анализу и синтезу слов.

Отсюда большая группа ошибок, в основе которых лежат затруднения в анализе речевого потока. Ведь последовательный и систематически проводимый звукослоговой анализ является одним из условий успешного овладения грамотой.

Ещё одно неправомерное методическое требование – «безотрывное» написание слов с первых недель обучения в первом классе. Стадия поэлементарного написания букв практически отсутствует. Написав первый элемент буквы, ребёнок не всегда может дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у-и). Умение вносить предварительные поправки по ходу письма (до совершения ошибки) может быть выработано лишь при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде.

Или установка на скорочтение в младших классах. Убыстрение темпа не даёт возможность четко ощутить каждую артикулему. А если ребенок не имеет четкого образа звука, смешивает звук с другими и по слуху и по артикуляции, нельзя говорить об успешном овладении грамотой. Всё это доказательства того, что в дошкольном возрасте значительно легче предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать во время обучения в школе.

Одно из необходимых условий предупредительного воздействия — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Учет механизмов нарушения чтения и письма предполагает патогенетический принцип коррекционной работы.

  • Важно не позднее 3-4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то необходимо приступить к её развитию. Эта работа обязательно должна быть закончена до начала обучения грамоте.
  • Надо преодолевать звуковые замены в речи, сформировать кинестетические образы звуков, чтобы при внутреннем проговаривании происходила опора на правильную артикуляцию звуков.
  • Коррекция нарушений слоговой структуры — это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.
  • Проведение в детском саду более углубленной работы по анализу речевого потока.
  • Формирование у детей прочных грамматических стереотипов. Которые являются отправной точкой в деле постепенного овладения ребёнком грамматическими нормами языка.
  • Развитие зрительно-пространственных представлений.
  • Проведение анализа сформированности психологической базы речи.

Планирование работы по профилактике дисграфии и дислексии

При планировании работы по профилактике дисграфии и дислексии помимо патогенетического принципа опираемся на принцип учёта «зоны ближайшего развития ребёнка», по концепции психолога Льва Семёновича Выготского. В зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые ещё только могут быть реализованы ребёнком под руководством взрослого, в сотрудничестве с педагогом. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы, принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции.

Также мы учитываем принцип системности, онтогенетический принцип, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушения чтения и письма, принцип учёта психологической структуры процесса чтения и письма.

Расскажем, как мы представляем работу по предупреждению дисграфических и дислексических ошибок. Профилактику обеспечивает пропедевтическая работа в системе от чётких артикуляционных кинестезий в сочетании с пальцевыми, от слуховых и зрительных ощущений к правильному восприятию:

звук — буква — слог — слово — предложение.

Надо создать условия, чтобы ребёнок мог услышать, подметить усвоить, истинное звучание звука и выделение его в слове. Необходимое условие профилактики дисграфии — правильность и четкость артикулем. С первых занятий привлекаем внимание детей к работе речевого аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучаем оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков.

При отработке гласных звуков особое внимание уделяем сравнению артикуляции а-о, о-у, ы-и, так как многие ошибки письменной речи связаны с нарушением артикуляции этих звуков. Например, а-о, если верхняя губа «не держится», звук получается смазанный между а–о. Такой ребёнок будет писать ударный звук неверно.

Важно, чтобы ребёнок при становлении речи и обучении грамоте осознавал кинестезии, то есть натяжение или расслабление мышц речевого аппарата. Правильности и четкости артикулем способствует . Если движения сочетать с упражнениями для развития мелкой моторики, можно одновременно помогать становлению речедвигательных и рукодвигательных кинестезий.

В структуру занятия мы включаем упражнения для одновременного развития мелкой моторики и движения языка.

Например, имитация ходьбы пальчиков — указательного и среднего — сопровождается движениями языка: вверх-вниз. Для детей это трудно. Из 12 человек лишь 2-3 могут после нескольких занятий воспроизвести точно эти движения. Детям трудно одновременно контролировать движения пальцев рук и языка. Упражнения проводим в определенной последовательности: сначала по словесной инструкции с показом, потом только по словесной инструкции. Для развития кинестетических ощущений детям предлагаем выполнить эти упражнения с закрытыми глазами.

Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом. Для развития пальцевой моторики используем: альбомы для раскрашивания, для снятия напряжения пальцев, во время печатания, проводим пальчиковую разминку, применяем опыт тамбовского логопеда Коробовой Н.Ф. Это самомассаж с ручкой, когда ручку катают между ладонями и пальчиковые упражнения с ручкой.

Вот одно из них: ручка просунута под указательным пальцем и мизинцем, безымянный и средний ходят по столу. При обучении грамоте используем игровой прием «Пальчики в гостях у букв». Сначала дети чертят схему слова разноцветными карандашами. Проговаривая вслух каждый звук, касаются поочередно каждым пальцем соответствующего окошка схемы. Пальцы двигаются, как по клавишам пианино, по схеме. Движения пальцев начинаются с левого мизинца. Это сопряженная гимнастика языка и рук, когда пальцы и рот стимулируют друг друга. Все перечисленные упражнения не только способствуют совершенствованию статической и динамической координации движения кисти и пальцев рук, но и активизируют речевую моторику, подготавливают детей к овладению грамотой и помогают в предупреждении специфических нарушений письма и чтения.

Для профилактики дисграфии необходима более углубленная работа в детском саду по анализу речевого потока. Обучение грамоте осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу, предложенному в 1847 году как способ Бёме. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложения должен уметь выделить в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определив звуко-слоговой состав каждого слова.

Работу, подготавливающую ребенка к звуковому анализу слова, начинаем в раннем дошкольном возрасте. Интерес к отдельным звукам появляется у детей в период от 3-4 лет.

Звуковые игры

Итак, звуковые игры. Какие они?

Предложите соревнование: кто придумает больше слов на «К». На следующее утро поменяйте звук.

Дети любят играть в города. Предварительно, чтобы накопить запас названий городов, можно «попутешествовать по карте». То есть мы должны сами создавать предпосылки для того, чтобы дети проявили интерес к звукам речи.

Следующий шаг — знакомство со сказочным городом, где «родились все буквы». «Есть на речке на Чернильной город маленький не пыльный. С незапамятных времен Буквоградом звался он». Заселяем город по мере знакомства с буквами.

Выбор последовательности изучения звуков и букв является принципиальным моментом в вопросе обучения ребенка с речевыми нарушениями, так как нельзя изучать букву, обозначающую ещё отсутствующий в речи ребёнка звук. Мы придерживаемся последовательности изучения звуков и букв, предложенной Галиной Амосовной Каше.

С первых занятий пытаемся довести до сознания детей разницу между гласными и согласными звуками. В этом помогает прием из «Школы клоунов» Э.Н.Успенского. Мы поем «разницу между гласными и согласными»: «В лесу родилась А-А-А. В лесу она У-У-У и т. д.» Согласные петь не удобно.

Итак, правильное обучение начинается со звукового анализа. Как показал Д.Б.Эльконин, для звукового анализа слова необходим определённый способ действия со словом: интонационное подчеркивание (интонирование). Первоначально образец такого произнесения демонстрирует логопед. Подобранные для этой цели слова состоят из гласных, длительных согласных и соноров.

Чтобы дети приняли и поняли этот прием, хорошо ввести игру построенную на звукоподражании.

– Давайте поговорим на пчелином языке. Как будто мы пчелки. Вот так: «Давайте дружжжить! Ты где жжживешь?»

Потом дети сами придумывают слова на «пчелином языке», проговаривая слова с длительным протяжением каждого звука, ребенок соотносит количество звуков с графической схемой слова и заполняет её условными значками — фишками. Более эффективно овладеть звуковым анализом помогает слоговой анализ. Деление на слоги способствует выделению гласных. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавление, так как при опоре на внутреннее или шепотное проговаривание дети легче воспринимают согласные, которые кинестетически являются более четкими. Гласные воспринимаются как оттенки согласных звуков.

В начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают разницу в начертании оптически сходных букв. Что приводит к их замене на письме или к неправильному написанию некоторых букв. К сожалению, у некоторых детей такие ошибки имеют очень устойчивый характер и не исчезают без специальной работы над ними.

Направления работы по профилактике нарушений письма

Для профилактики данных нарушений письма надо вести работу в следующих направлениях:

  • Уточняем представления детей о форме, цвете, величине.
  • Уточняем и расширяем зрительную память. Даются задания типа «Что исчезло? Нарисуй по памяти».
  • Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Сюда входит работа над пространственными предлогами. Усвоение ребенком смыслового значения предлогов и понятий: вверху-внизу, справа-слева помогает пособие «Буквоград».

Кто живет в правой половине дома певцов?

Какая буква поселилась под буквой «П»?

  • Параллельно с формированием пространственных отношений проводится работа по развитию зрительного анализа.

Заслуживает внимания приём какографии — «умышленного ошибочного письма». Проводится коллективный зрительный анализ пространственного расположения элементов букв, вносятся мелом другого цвета исправления.

В этой работе нам хотелось показать необходимость проведения в дошкольном учреждении профилактической работы по предупреждению дисграфии и дислексии. Несомненно, эта работа должна вестись длительно, систематизировано, последовательно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей, с применением наглядности.

В заключение, хочется вспомнить слова К.Д. Ушинского, так как в них на наш взгляд, отражены многие направления профилактической работы по предупреждению чтения и письма. Он писал: «… метода, предлагамая мною, в сущности, очень проста. Вот она в главных чертах.

























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

План

I. Актуальность

1. Оптическая дисграфия

а) Выявление предпосылок оптической дисграфии
б) Устранение предпосылок оптической дисграфии

2. Игры на предупреждение оптической дисграфии в дошкольном возрасте

II. Заключение

III. Литература

I. Актуальность

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер.

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии.

1. Оптическая дисграфия

Обследования детей подготовительных групп показало, что предпосылки оптической дисграфии имеют примерно 44,5% детей (из них 26,7% связано трудностями латерализации).
Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению к друг другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии.

В школе оптическая дисграфия проявляется, как трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими

– замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Щ, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т);
– не дописывание элементов буквы;
– «зеркальное» изображение букв.

а) Выявление предпосылок оптической дисграфии

Одним из наиболее простых способов выявления сформированности у ребёнка зрительно – пространственных представлений является проверка понимания им значения предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Сделать это можно следующим образом:

Задание 1. Попросить показать ребёнка, где карандаш лежит на книгах, где под книгами, а где в книге. Или предложить ему самому положить под книгу, на книгу и в книгу.

Задание 2. Теперь можно поменять характер вопросов. Попросить ребёнка взять карандаш с книги, из-под книги, из книги.
Затруднения в выполнении этих двух заданий будут свидетельствовать о недостаточной сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений, выражающейся в непонимании расположения предметов в пространстве по отношению к друг другу.

Задание 3. Это задание позволяет выявить правильность ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах пространства.
а) Положить карандаш справа от книги и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашом. Вполне возможно, что он положит свой карандаш слева, то есть воспроизведёт расположение в пространстве этих двух предметов «зеркально».

б) Сложите два карандаша в виде печатной буквы «Г» и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашами, а затем так же букву «И» сложить. Зеркальность выполнения этих заданий будет свидетельствовать о затруднении в дифференциации левой и правой сторон пространства.

Задание 4.

а) Попросить ребёнка сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга две похожие вазы. Для нахождения всех этих довольно мелких различий ребёнок должен обладать достаточно развитым зрительным анализом.

б) Предложить ребёнку сложить из детских кубиков по образцу какой-либо предмет. Для выполнения этого задания ребёнок должен уметь синтезировать отдельные части в целый предмет.

Трудности выполнения ребёнком старшего дошкольного возраста хотя бы нескольких из приведённых выше заданий будет свидетельствовать о несформированности у него зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, а значит и о наличии явных предпосылок оптической дисграфии. Эти предпосылки обязательно должны быть устранены до начала школьного обучения.

Практика убеждает нас в том, что если в дошкольном возрасте проводить профилактическую работу по оптической дисграфии и дислексии, то в школьном возрасте детям не нужна логопедическая помощь. Значит, нужно сделать всё возможное для того, чтобы «убрать» предпосылки оптической дисграфии и дислексии до начала обучения в школе.

б) Устранение предпосылок оптической дисграфии

Профилактика оптической дисграфии, заключается в устранении выявленных её предпосылок, и должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Развитие представлений о форме и величине предметов

1. Упражнение. Указав на квадрат (или треугольник, овал и пр.) расположенных в верхнем ряду, попросить найти такую же фигуру в нижнем ряду.Продолжать выполнять эту работу до тех пор, пока ребёнок не усвоит все геометрические формы и их названия.

2. Упражнение. Попросить показать большое, маленькое и среднее яблоко, а так же два одинаковых по величине яблока. Затем показывая поочерёдно на каждое из яблок, попросить назвать их величину (большое, среднее, маленькое, среднее). Показав в заключении на два одинаковых по размеру яблока, постараться получить от ребёнка соответствующее словесное обозначение («одинаковые»).

3. Упражнение. Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем соответствующее словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкая – узкая».

(11-27 СЛАЙДЫ)

2. Игры на развитие у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

Работа над пространственными предлогами

Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами. При помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Прежде всего нужно в доступной форме (на реальных предметах и на картинках) объяснить смысловое значение основных предлогов.

(29-32 СЛАЙДЫ)

Игры на закрепление умений правильно употреблять предлоги

Ориентировка в правой и левой сторонах пространства

Очень важным показателем сформированности или несформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства. В этом плане необходимо добиваться того, чтобы до начала школьного обучения ребёнок мог без затруднений выполнять следующие упражнения.

1. Упражнение

Попросить ребёнка поднять вверх правую руку. При правильном выполнении им этого задания попросить его показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу. В случае затруднений при выполнении этих заданий необходимо добиться чёткой ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах своего тела.

2. Упражнение

Поработайте над тем, чтобы ребёнок научился ориентироваться в правой и левойсторонах окружающего пространства по отношению к нему самому (умение, определять справа или слева от него находятся расположенные в комнате различные предметы.

3. Упражнение

Встать напротив ребёнка и попросить его показать сначала его правую руку, а затем вашу, его левый глаз, а затем ваш и т.д.. После этого дать ребёнку игрушку и попросить показать правую илевую руку у петрушки. Это задание являетвя самым сложным, и нередкооно становится доступным лишь детям младшего школьного. И тем не менее нужно постепенно добиваться правильного его выполнения.

Успешное выполнение упражнений №1 – 3 даст ребёнку возможность избежать «зеркальности» в изображении букв и цифр. Однако для окончательного достижения этой цели необходимо ещё и чисто практически приучать его правильно ориентироваться на листе бумаги – начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо. Кроме того, элементы знакомых ребёнку печатных букв обязательно должны писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только справа (например, букву Ю нельзя начинать писать с овала).

(35-37 СЛАЙДЫ)

Игры на ориентирование правой и левой сторон пространства

(38-40 СЛАЙДЫ)

Узнавание букв в усложнённых условиях

Если ребёнок дошкольного возраста уже знаком с печатными буквами, то очень полезно поупражнять его в выполнении следующих заданий: Назвать буквы сходные по начертанию, заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга, необычно расположенные и т.д.

Все эти задания проводятся в виде игры, они помогут ребёнку создать в своём воображении устойчивые образы букв, не смотря ни на какие «помехи». Это и будет наилучший способ профилактики оптической дисграфии.

(41-54 СЛАЙДЫ)

Игры на предупреждение оптической дисграфии

II. Заключение

Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного гнозиса, формированию пространственных представлений. Одной из приоритетных задач логопедов и педагогов является своевременное выявление, профилактики и коррекции оптической дисграфии, что не позволит допустить перехода ошибок в начальное звено школы.

III. Литература

1. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – С.Петербург, «Союз» 2001. 2. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998.
3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей (Из опыта работы)
4. Ярёменко Б.Р., Ярёменко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункцииголовного мозга у детей. – СПб.: Салит-Деан, 1999. 4. festival.1september.ru, 2013.

Автор : Лиханова Нина Леонидовна, учитель-логопед МДОБУ ЦРР-ДС №12 «Непоседы» г. Тынды Амурской области.
Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более ста лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия – 5%, Британия – 4%, Греция – 5%, США – 8,5%).
Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1887 г.
В настоящее время проблемой преодоления нарушения письма и чтения занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева и другие, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определять причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.
Некоторые исследователи и педагоги обращают внимание на возрастание роли профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей: Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Короткова, М.Г. Милистивенко, Г.В. Бабина, Н.А. Грассе.
Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по замыслу с тем звуком, который обозначает. «Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема – графическое изображение фонемы – составляют единицу чтения и письма», - отмечала Р.Е. Левина.
Представляю игры, предназначенные для профилактики или коррекции оптической дисграфии и дислексии. Материал может быть использован как учителями-логопедами, воспитателями подготовительной к школе группы, так и учителями начальных классов как часть НОД и при организации индивидуальной коррекционной работы для профилактики или коррекции оптической дисграфии.
Эти игры я оформила через программу Phonoshop. Картинки я нашла в свободном доступе в сети Интернет. Phonoshop очень удобен для оформления различного наглядного материала. С его помощью я оформляю наглядность для проведения НОД, информационные стенды для родителей, игры и пособия для детей.

«Буква спряталась»

Цель :
Задачи :
Коррекционно-образовательные
Коррекционно-развивающие : развитие мелкой моторики, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные : формирование самостоятельности, инициативности.

Ход игры:
Ребенку предлагается узнать букву по отдельным элементам и назвать ее.
Игровая ситуация: «В одном волшебном лесу жили-были сказочные феи. Они были очень веселыми и игривыми. Они и тебе предлагают поиграть в их любимую игру. Поиграем? Феи и их друзья спрятали от тебя буквы, назови, какие? Напечатай найденные тобой буквы».
На начальных этапах обучения я предлагаю буквы двух цветов: гласные – красные и черные – согласные, позднее задание усложняется – ребёнку предлагаются все буквы одного цвета.

«Зашумленные буквы»

Цель: формирование у детей буквенного гнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные : закрепить у детей знания букв алфавита, совершенствовать навык «печатания».
Коррекционно-развивающие
Воспитательные : формирование уверенности в себе, инициативности.

Ход игры:
Ребенку предлагается узнать букву по контуру, находящемуся за контурным изображением различных предметов.
Игровая ситуация: «Феи опять спрятали буквы за контурами разных предметов, но ты разгадаешь опять их загадку, правда? Найди, какую букву спрятали Феи? Обведи ее пальчиком и напиши на листочке».

«Помоги провести урок в Лесной школе»

Цель: формирование у детей буквенного гнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные : совершенствование навыка чтения слогов, слов, навыка «печатания».
Коррекционно-развивающие : развитие мелкой моторики рук, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе, эмпатии, желания
помочь.

Ход игры:
Ребенку необходимо по элементам букв угадать, какой слог или слово написано на карточке.
Игровая ситуация: «В лесной школе учительница приготовила задание для детей, написав его на доске, но кто-то пошутил и половину букв стер. Помоги восстановить слоги и слова, которые написала учительница».


Игра «Поезд»

Цель игры: закрепление навыка послогового чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные : развитие фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие : развитие творческого воображения.
Воспитательные : формирование уверенности в себе.

Ход игры:
Ребенку предлагается из букв, находящихся в вагончиках составить слово, которое находится в паровозе.
Игровая ситуация:
Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!
В паровозе СОВА везет весь состав,
Из вагончиков слово СОВА
Ты составь!

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М., 2001
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М., 1998
3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших дошкольников
– С-Пб., 1998
4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – С-Пб., 1995
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М., 1997
6. Хрестоматия по логопедии / под ред. Волковой Л.С. Т2 - М.,1997
7. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ – М., 1997
8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М., 1996

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению ОНР у дошкольников»

Практические приемы, задания, игры, упражнения на разных этапах коррекционной работы.

Учитель-логопед ГДОУ д/с №17

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Онегова Татьяна Леонидовна

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИСГРАФИИ И НАРУШЕНИЯ

1. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ (косноязычие на письме): нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков.

При письме отражается неправильное произношение звуков речи.

2. АКУСТИЧЕСКАЯ : трудности при различии фонем близких по звучанию.

При письме смешивают свистящие, шипящие; звонкие, глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-ть, ц-т, ц-с и т.д.), гласные о-у, и-е.

3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА : трудности при проведении фонематического, слогового анализа, синтеза, слов в предложении, анализа предложений в тексте.

При письме пропуски гласных, согласных при стечении, перестановки букв, добавления букв, пропуски, перестановки слогов и т.п.

4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ : несформированность лексико-грамматического строя речи.

При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

5. ОПТИЧЕСКАЯ : несформированность зрительно-пространственных функций.

При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены, смешения графически сходных букв.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ, ЗАДАНИЯ, ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Грамотную письменную речь, возможно сформировать только при хорошо развитой устной речи.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА :

Коррекция звукопроизношения .

- Развитие фонематических процессов, формирование навыков звукового анализа и синтеза .

на уровне буквы .

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога .

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова .

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания .

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения .

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне связной речи .

- Развитие неречевых психических функций .

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Узнавание неречевых звуков.

Игры: Кто говорит?; Что звучит?; Громко - тихо; Далеко- близко (музыкальный звук); Что в коробочке?; Запомни и повтори песенку музыкального инструмента.

2. Различие одинаковых слов, фраз, звуков.

Игры: Эхо; Далеко - близко (по силе звукоподражания); Кто позвал?; Домашние животные и их детеныши; По сказке Три медведя; Веселый- грустный.

3. Различие слов, близких по звуковому составу.

Игры: Дай нужную картинку: дом - ком, мак- рак, коза- коса;

Подбери картинку, которая звучит очень похоже;

Найди ошибку - подними запрещающий сигнал (сумка, пумка)

4. Дифференциация слогов.

Игры: Поговорим на тарабарском языке. Что лишнее? (та- та –ту).

5. Дифференциация фонем.

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

ПРОФИЛАКТИКА ОШИБОК ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ

Игры на развитие ориентировки в пространстве, на себе, на листе бумаги . Усвоение понятий: верх, низ, право, лево, середина, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол.

-«Божья коровка» - ползает по квадратной доске по команде.

-«Птицы в гнездах» - определяют в каком гнезде птица, а затем в какое гнездо она полетела.

Рисование орнаментов в воздухе и на листе.

Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами.

2. Выкладывание букв из палочек.

3. Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и букв.

4. Выкладывание букв, написанных на карточках, где представлены правильные и зеркальные варианты.

5. Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами: определить букву, назвать, придумать слова, положить правильно.

6. Обводка и штриховка картонных букв. Выкладывание букв из семечек, нитками, проволокой и т.д.

7. «Буква сломалась» - дописать недостающие элементы.

8. Демонстрация букв в различном положении: А…. Предъявление букв разного шрифта.

9. Написание букв на ладони, в воздухе с закрытыми, открытыми глазами .

10. Придумывание слов на данную букву в различной позиции : в начале, в середине, в конце слова.

11. Нахождение букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга, написанные одна на фоне другой .

12. Реконструирование букв. Н-р: П-Н, Р-Ь, И-Н, Г-Т и др.

13. Выкладывание букв из 2, 3 палочек.

14. Конструирование букв из элементов - длинная, короткая палочка, овалы, полуовалы.

15. Игры: «Что изменилось?, Какой буквы не стало?, Поставь буквы в первоначальном порядке.»

16. «Бег по дорожке» из букв .

17. Реконструирование букв с добавлением элементов: Л-А, К-Ж, З-В, Г-Б.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОГА

1. Анализ обратного слога, составление схемы, из букв, печатание, чтение.

2. Анализ прямого слога, записать, прочитать.

3. Придумывание слогов по схеме.

4. Чтение слогов с использованием «движущихся лент», «окошечек».

5. Составление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков (ум - му), с последующей записью парами.

6. Игра: «Скажи наоборот» (ма- мя, ма- ам).

7. Придумывание слов на заданный слог: ро - за, ро - ща, ро - бот и т.д.

8. «Живые слоги», составляют названные слоги из букв.

9. «Кто больше?», заменяют гласные при согласной, и наоборот, согласные при одинаковой гласной.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА

Давая понятие «слово» детям предлагаются следующие игры и упражнения:

1. Определение слов-предметов, слов-действий, слов-признаков и обозначение их графически.

2. Усвоение лексического значения слов. Подобрать нужное слово к смысловому ряду:

- По опорным признакам - белое, теплое, парное? - молоко

- По обобщающим понятиям : какое слово лишнее и почему?-(вторник, среда, зима, четверг)

- Добавь нужное слово - волк, лиса, заяц…

- Назвать одним словом - яблоко, груша, абрикос…

3. Деление слова на слоги.

4. Подбор слов к слоговым схемам.

5. Придумывание слов к заданному ритмическому рисунку

(та – дом; та - та – вода; та-та-та – у-ли-ца).

6. Подбор родственных слов.

7. Составление одного слова из двух (голубые глаза – голубоглазый).

8. «Какие два слова спрятались в одном?» (снегопад – снег падает).

9. Подбор слов-приятелей (синонимов) к существительным , прилагательным , глаголам (добрый ласковый, нежный).

10. Подбор слов антонимов (день-ночь).

11. Знакомство с омонимами (нос корабля, нос человека).

12. Отгадывание ребусов и изографов, чтение слов по полубукве.

13. Игры: «Слово рассыпалось»; Объедини слоги в слово

14. Дифференцирование приставки и предлога.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

1. Сочетания существительных с прилагательными:

- Подбор как можно больше слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чье?, чьи? Нора (чья?)- лисья.

- Подбор существительных к данному прилагательному. О чем можно сказать: снежная, снежный, снежное, снежные?

- Получи верное сочетание слов, используя относительные, притяжательные прилагательные.

Зеленая трава, коровья голова.

- Исправить ошибку . Длинная день (длинный).

2. Сочетание существительных с глаголами:

- Подбор как можно большего числа глаголов к существительному.

Что можно сделать с грушей? Сорвать, купить, съесть и т.п..

- Подбор существительных к данному глаголу с предлогом.

Уйти от бабушки, от ссоры.

- Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительных.

Мальчик - упал, девочка - упала, дерево - растет, деревья - растут.

3. Сочетание существительных с числительными 1, 2, 5. Игра с использованием картинок.

У меня есть 2 конфеты, а у тебя нет 2-х конфет.

- Сочетание существительных со словами: один, много.

Один человек - много людей, один ребенок - много детей.

- Сочетание числительных с существительными, не имеющих единственного числа.

Одни брюки, двое брюк.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Знакомство с термином предложение .

2. Повторение ряда слов в данной последовательности .

3. Называние картинок после их показа в том же порядке .

4. Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок .

5. Составление схем предложений:

Без предлогов: Медведь спит. |____ ____.

С предлогами: Медведь спит в берлоге. |____ ____ _ _____.

6. Составление предложений по схемам .

7. Составление предложений из несогласованных слов, перестановка слов, с целью получения нужной фразы .

Дети, весело, играть - Дети весело играют.

8. Игра: «Живые слова». Дети встают в ряд, называя слова предложения.

9. Игра с мячом. Составление предложения с помощью вопросов на заданную тему .

10. Исключение слов из предложения. «Какое слово потерялось?»

- пропуск предлогов : Мы катаемся … санках.

- пропуск существительных : Деревья растут … лесу.

- пропуск прилагательных : Летом листья березы зеленые, а осенью …

- пропуск глаголов : Кошка … молоко.

11. Выделение границ предложений на слух. Игра: «Хлопни в ладоши, когда закончится предложение». Взрослый монотонно читает фразы: На улице идет снег. Собака грызет кость. Дети идут гулять.

12. Выделение границ предложений в текстах, соединение частей разорванных предложений.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Пополняя активный словарь, дети учатся пересказам, различным видам составления рассказов, учат стихи по лексическим темам, драматизируют сказки.

1. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.

2. Составление связных рассказов по картинкам - алгоритмам.

3. Составление рассказов по серии картинок.

4. Составление рассказов по заданному началу или концу рассказа.

5. Рассказов-небылиц с использованием предметных картинок.

6. Составление рассказа по сюжетной картинке.

7. «Восстанови порядок» .

Восстановить правильную последовательность событий в небольшом тексте .

8. Пересказ по вопросам .

9. Выборочный пересказ .

10. Полный пересказ текста .

11. Чтение небольших текстов, где части речи, н-р, существительные, заменены картинками.

12. Составление связного текста из смешанных фраз, из двух текстов .

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ

1. Забота о физическом, нервно-психическом здоровье ребенка, о сохранности его речевых органов.

Забота о правильном речевом развитии ребенка.

Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей.

2. Развитие межанализаторного взаимодействия; функций: слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать, воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов.

3. Развитие психических функций: зрительного, слухового внимания, памяти.

4. Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза; абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности.

5. Развитие всех сторон речи и формирование навыков произносительного анализа и синтеза языковых единиц; развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям, совершенствование лексико-грамматического и фонематического оформления.

Выводы.

В правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все основные направления профилактики дисграфии.

Эффективнее начинать и проводить коррекционную работу по профилактике дисграфии с детьми дошкольного возраста.


Методическая разработка по теме:

«Предупреждение дисграфии и дислексии у старших дошкольников с речевыми нарушениями»

Выполнила: учитель-логопед

Большеболдинского д/с «Солнышко»

Мазанова Елена Николаевна

2014г.

1.Пояснительная записка

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников - это частичное расстройство процессов письма и чтения,обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение и письмо.

Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.

В настоящее время является общепризнанным, тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Но как показывают многочисленные исследования известных отечественных дефектологов (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, А.К.Маркова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина и др.) затруднения при обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, недостатки произношения которых являются показателем незаконченности фонемообразования. К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В практике работы нашего ДОУ количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в подготовительных группах на начало учебного года всегда довольно значительно. Прогнозирование их готовности к обучению чтению и письму требовало усиления работы с данной категорией нарушений именно в добукварный период. Необходимость этого диктуется тем, что весь ход нормального речевого развития ребёнка протекает по строго определённым закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому, выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Отсюда следует, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и предпосылками возможных нарушений чтения и письма и устранение у них данных проявлений, является необходимым условием для успешной коррекции недостатков фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте и предупреждения в дальнейшем нарушений чтения и письма.

Все сказанное обуславливает актуальность темы исследования, над которой я работала. Отмеченные положения предопределили постановку цели и задач исследования.

2.Цели и задачи раздела.

Цель: определение влияния коррекционно-логопедической работы с детьми с речевым недоразвитием на предупреждение дисграфии и дислексии.

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Изучить особенности проявления предпосылок дисграфии и

дислексии у дошкольников.

3.Выстроить систему работы по предупреждению нарушений

чтения и письма.

5.Систематизировать игры и игровые упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма.

6.Отследить динамику устранения фонетико-фонематического недоразвития речи и предпосылок возможных нарушений чтения и письма у детей подготовительной группы

Объект : Коррекционно- логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии.

Предметом исследования является фонетико-фонематическое (ФФН)и общее (ОНР) недоразвитие речи дошкольников.

Гипотезой исследования является предположение о том, что коррекционно-логопедическая работа на ранних этапах речевого развития детей устраняет фонетико-фонематические проявления нарушений речи, предупреждая появление дисграфии и дислексии в период школьного обучения.

3.Психолого-педагогическое обоснование методики по предупреждению дисграфии и дислексии.

Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

    Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, сонорные.

    Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими.

    Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.

    Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов.

    Достаточный уровень сформированности зрительно-пространстенных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.

При ФФН дети нестойко употребляют звуки речи. Некоторые звуки ребёнок по инструкции изолированно произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда звуки одной фонетической группы заменяются, а другой искажаются. Поскольку у детей нарушено фонематическое фосприятие, т.е. дети не различают звуки в потоке речи, то страдает понимание речи. Им трудно повторить слоги с оппозиционными звуками, самостоятельно подбирать слова на заданный звук, выделять звук из слова и т.д.

Дети с ОНР, как известно, имеют ограниченный словарный запас, грамматически неверно выражают свои мысли, неправильно произносят звуки речи, смешивают их на слух и в произношении, то в их письменной речи будут встречаться ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности синтаксических построений.



Основные принципы в коррекционной работе по профилактике дисграфии:

    Компенсация дефектных или незрелых функций и операций происходит за счет развития деятельности всех анализаторов, участвующих в акте письма с опорой на достаточно сформированные функции.

    Опережающее развитие устной речи по отношению к письменной. Что позволяет закреплять слухо-произносительные, зрительно-слуховые, слухо-моторные связи необходимые для полноценного письма.

    Учитывая возрастные и психические особенности дошкольного возраста, коррекционная профилактическая работа проводится максимально в рамках игровой деятельности.

Изучив работы дефектологов, коллег-логопедов, учителей, занимающихся проблемами дисграфии и вопросами раннего обучения грамоте (И.Л. Калинина, Л.Г. Милостивенко, А.Н. Корнев, В.В. Лайло, И. Н. Садовникова), а так же обобщив свой личный опыт, я предложила систему работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма для детей с нарушениями речи.
К основным коррекционным задачам этой программы относятся:
- развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;
- совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
- формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
- развитие восприятия.

П риоритетные направления логопедической работы:

Согласно ФГТ, содержание коррекционной деятельности должно быть направленно на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с речевыми нарушениями.

Содержание коррекционной деятельности должно обеспечивать:

Выявление особых образовательных потребностей детей с речевыми нарушениями,

Осуществление индивидуальной – ориентированной психолого - медико педагогической помощи детей с речевыми нарушениями,

При организации коррекционно – профилактической работы я опираюсь на следующие принципы логопедического воздействия.

    Этиопатогенетический принцип,

    Принцип системного подхода,

    Принцип индивидуально – дифференцированного подхода,

    Принцип поэтапного формирования умственных действий,

    Принцип учета ведущей деятельности и мотивации,

Преодоление ФФН и профилактика нарушения чтения и письма осуществляется комплексно. Работа ведется по нескольким направлениям:

    Формирование звукопроизношения,

    Развитие фонематического восприятия,

    Формирование навыков языкового анализа и синтеза,

    Обогащение активного словаря и формирование практических умений им пользоваться.

    Развитие грамматических навыков,

    Формирование связной речи,

    Совершенствование пространственных представлений,

    Развитие способности к запоминанию и воспроизведению,

    Развитие мелкой моторики рук,

    Развитие тактильных ощущений,

    Развитие конструктивного праксиса,

    Расширение «поля зрения» ребенка.

В содержании коррекционной деятельности должны быть отраженно взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения.

Предупреждение ошибок чтения и письма необходимо проводить на всех этапах коррекционно – логопедической работы:

На уровне буквы,

На уровне слога,

На уровне слова,

На уровне словосочетаний,

На уровне предложения,

На уровне текста.

1 этап: подготовительный

    развитие зрительного гнозиса,

    Развитие оптико – пространственной ориентировки

2 этап: основной

    Цель: предупреждение ошибок чтения и письма на материале от букв к предложению.

3 этап: заключительный

    Цель: закрепить навыки грамотного чтения и письма на материале текстов.

Первый блок работы направлен на развитие зрительного гнозиса

    формирование зрительного восприятия,

    развитие зрительной памяти,

    формирование пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза.

Второй блок работы включает развитие оптико - пространственной ориентировки, включающий в себя:

    преодоление нарушения ориентировки в собственном теле, дифференциации правых и левых его частей;

    преодоление нарушения ориентировки в окружающем пространстве;

    развитие ориентировки в двумерном пространстве.

Третий блок направлен на предупреждение ошибок при чтении и письме

    На уровне буквы,

    На уровне слога,

    На уровне слова,

    На уровне словосочетаний,

    На уровне предложения,

    На уровне текста.

Содержание коррекционной работы

1. Развитие фонематического восприятия . Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением . Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3 . Развитие навыков звукового анализа и синтеза . Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4. Развитие грамматических навыков . Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи . Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

4.Ожидаемые результаты освоения программы

В течение нескольких лет к основной программе (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием; Н. В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи ) были добавлены упражнения и игры для предупреждения ошибок чтения и письма
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7-летнего возраста.






5.Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Диагностика предпосылок дисграфии и дислексии.

Для выявления нарушений проводится диагностика по основным направлениям:

    Исследование не речевых психических функций.

    1. Слухового внимания.

      Зрительного внимания.

      Восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.

    Исследование состояния моторной сферы.

    Состояние общей моторики.

    Составление мимической мускулатуры.

    Состояние артикуляционной моторики.

    Исследование состояния импрессивной речи.

1. Пассивный словарь.

2. Понимание различных форм словоизменения.

3. Понимание отдельных предложений в связной речи.

4. Состояние фонематического восприятия .

    Исследование состояния экспрессивной речи.

    Активный словарь.

    Состояние грамматического строя речи

    Состояние связной речи.

    Исследование фонематической стороны речи, звукослоговой структуры слов.

    Состояние звукопроизношения.

    Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза.

    Навыки чтения, знание букв.

В зависимости от того, какие именно из перечисленных выше предпосылок письма оказались несформированными, принято выделять разные виды дисграфии. Единой классификации ее не существует, поэтому я пользуюсь наиболее общепризнанными ее формами, чаще всего встречающимися в практике.

    Акустическая дисграфия, связана с не различием или недостаточным устойчивым различием некоторых акустически близких звуков на слух.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия, связана с не различием ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении ребенка, замены в устной речи одних звуков другими.

    Дисграфия на основе несформированности анализа и синтеза речевого потока.

    Аграмматическая дисграфия, связана с несформированностью у ребенка грамматических систем.

    Оптическая дисграфия, связанна с трудностью зрительного различия буквенных знаков.

Основные предпосылки видов дисграфии и коррекционная работа по их предупреждению.

Акустическая дисграфия , в основе, которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, Трудности при различии фонем близких по звучанию, приводящие к частым заменам на письме соответствующих букв. При письме может смешивать свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с и т. д.), а так же гласные о-у, и-е.

Для преодоления этого вида дисграфии необходимо воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребенок будет продолжать писать наугад.

Должное внимание следует уделять специальным упражнениям в фонематическом анализе слов, включающих не дифференцируемые ребенком звуки.

Работая по предупреждению дисграфии, особое внимание надо обратить на на воспитание слуховой дифференциации твердых- мягких и звонких- глухих согласных.

Артикуляторно-акустическая дисграфия , связана со звуковыми заменами в устной речи, нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков. При письме ребенок будет отражать неправильное произношение звуков речи. Эти нарушения обычно возникают, из-за не преодоленной до начала обучения грамоте, сенсорной функциональной дислалии.

Большое внимание должно быть уделено работе над формированием фонематического анализа и синтеза слов, что позволит ребенку безошибочно определить место нахождения «сомнительных» звуков. При работе с дошкольниками возможно и необходимо проводить звуковой - фонематический анализ слов.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза речевого потока связана с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделять какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. У детей наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие. Трудности при проведении фонематического и слогового анализа и синтеза, анализа слов в предложении, анализа предложений в тексте. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов для обозначения каждого конкретного звука не может быть выбрана соответствующая буква и тем более определен их порядок. При письме наблюдаются пропуски гласных, согласных, при стечении, перестановки букв, добавление букв, пропуски и перестановки слогов и т.д.

Аграмматическая дисграфия, связана с недоразвитием грамматических систем. У дошкольников с ОНР наблюдаются трудности в формировании словарного запаса, грамматического строя речи. Формирование словарного запаса замедлено и неполно. Часто они смешивают по значению слова, имеющие сложный звуковой состав. Из тех слов, которые дети осмыслили правильно, они произносили искаженно по причине артикуляторных либо фонематических затруднений. У детей с трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Ограниченность лексического запаса приводит к тому, что часто, вопреки смыслу, дети заменяют нужное, но малоизвестное слово другим, более привычным, хотя не соответствующим определенному значению. Трудности формирования грамматического строя проявляются в аграмматизмах - ошибках согласования и управления слов. Имеет место частое затруднение анализа связей в сложных предложениях, например, установление причинно-следственных отношений. При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения и целого текста.

Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений, способностей. А в дальнем с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многими из которых кажутся ему похожими. При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены и смешения графически сходных букв. Необходима коррекционная работа по предупреждению оптической дисграфии. В частности, избежать замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов или похожих, по разному расположенных в пространстве элементов, не дописывание элементов букв, зеркальное изображение букв.

Для профилактики оптической дисграфии необходимо развивать у ребенка зрительно-пространственные представления, что даст ему возможность заменить различия в начертании, узнавании смешиваемых им букв.

Основные направления коррекционной работы по предупреждению дисграфии.

    Развитие сенсорных функций и психомоторики: зрительного, слухового восприятия, пространственных представлений, кинестетической организации движений, конструктивного праксиса.

    Развитие меж анализаторного взаимодействия: слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей, способности запоминать, воспроизводить пространственную, временную последовательность.

    Развитие психических функций. Развитие мышления, памяти, слухового, зрительного внимания.

    Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций.

    Развитие всех сторон речи:

    Формирование, коррекция звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

    Развитие фонематического слуха фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

    Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование развития лексико - грамматических категорий.

    Формирование связной речи: обучение разным видам пересказа: подробному, выборочному, краткому, составление рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.

    Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями: предложение, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д.

    Развитие не речевых функций и операций:

    пространственно-временных ориентировок, представлений.

    развитие тактильных ощущений.

    развитие мелкой моторики, развитие графических навыков - развитие конструктивного праксиса.

Принципы построения коррекционной работы

При разработке и проведении профилактической работы с детьми, имеющими предрасположенность к дисграфии,за основу были положены следующие принципы:

1. Принцип комплексности реализовывался путем осуществления коррекционной работы направленной на весь комплекс речевых и не речевых симптомов, выявленных у детей с онр.

2. Принцип системности предполагает воздействие на речь как на единую систему речи.


3. Онтогенетический - последовательность логопедической работы определяется появлением тех или иных форм в гипотезе.

4. Патогенетический - в основе всех нарушений определяется механизм, нарушение какой-то психической функции.

5. Принцип учета поэтапности формирования умственных действий.

Коррекция нарушений письма - целостная единая система, но в этой системе выделяются определенные этапы, каждый этап выделяется своими целями, задачами, методами работы.

Необходимо учитывать теорию формирования умственных действий (по П.Я. Гамперину). Согласно этой теории всякое умственное действие проходит несколько этапов своего формирования: ориентацию, реализацию, контроль.

6. Принцип развития - постоянный переход от зоны актуального развития к зоне ближайшего развития (по Выготскому).

7. Принцип деятельного подхода - необходимо учитывать структуру деятельности, важно создавать мотив, заинтересовать ребенка.

8. Принцип максимального использования наглядности, особенно на начальных этапах работы.

9. Учет особенностей высших психических функций, обеспечивающих овладение письмом, у детей с речевыми нарушениями.

Одним из условий нормального протекания процесса овладения письмом и чтением является сформированность комплекса речевых и не речевых психических функций и процессов. Профилактическая работа должна строиться с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей, присущих дошкольникам.

Основные задачи по профилактике дисграфий у детей с ОНР

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда, рядоговорения.

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа пальцев, игр о пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)

9. Расширение "поля зрения " ребенка.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей с речевыми нарушениями

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве.

Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

Найти недостающее элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась".

Демонстрация букв в разном положении.

Предъявление букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная...

Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

Поиск букв, наложенных друг на друга.

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина,конец

Реконструирование букв.

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

Игра "Живые буквы".

Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумываем слова с данным слогом.

3 . Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

В начале необходимо дать понятие "слово".

Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить -считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:по опорным признакам,на обобщающие понятия.

Подбор к данному слову родственных слов.

Исключение лишних слов.

Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем в рассыпную).

Разделение слова на слоги, а затем их перестановка.

Составление слова с использованием начальных звуков (букв), других слов.

Составление слова по конечному звуку других слов.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова.

Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.

Работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в различных лексических значениях.

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи?

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое?

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного.

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом.

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного.

Сочетание существительных с числительными.

В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой - и вся основа при счете.

Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,5

Сочетание числительных с существительными, не имеющими единственного числа;

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

Составление предложений по схемам.

Составление схем к данным предложениям.

Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов;

б) Пропуск существительных;

в) Пропуск прилагательных;

г) Пропуск наречий;

д) Пропуск глаголов;

6.Реализация принципа интеграции на логопедических занятиях.

Реализация принципа интеграции образовательных областей - обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями (ФГТ, Приказ от 23.11.2009 № 655). Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Это не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитии познавательных процессов в целом. Вот почему на логопедических занятиях, наряду с традиционными, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей, проводятся интегрированные и совместные занятия с преподавателем физической культуры, воспитателями, психологом. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям. Невозможно освоить звуковой анализ слова, не овладев навыками количественного и порядкового счета, не усвоив соотношения части и целого. На логопедических занятиях дети учатся подсчитывать звуки и слоги в словах и слова в предложениях, определять их последовательность, сравнивать количество букв и звуков в слове. Неразвитые пространственные представления, проблемы со структурированием элементов в ряду, неточность зрительного восприятия, сложности самоконтроля заметно тормозят процесс овладения навыками чтения и письма. Освоив применение предлогов и введение их в активную речь, ребенок осознанно определяет положение предметов в пространстве. Развитие лексико-грамматических компетенций при использовании, например, уменьшительных и увеличительных суффиксов зависит от формирования представления о размере.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с системным недоразвитием речи - основная задача для учителя-логопеда с первых занятий. Ведь зрительное и пространственное восприятие, как и зрительная и слухоречевая память, тесно связано с возможностью установления закономерностей.

Для формирования навыков и умений необходимо:

Проведение дидактических игр, с однотипными игрушками, предметами, муляжами («Первый, последний», «Что изменилось?», «Следующий, предыдущий»);

Обучение ориентировке на листе бумаги: «Поймай фигуру», «Слева, справа, в середине», «Графический диктант», на теле: «Сделай так», «Закрой глаза и повтори», в пространстве: «Холодно – горячо», «Найди по схеме», «Самый, самый», «Ближе – дальше», во времени:«Делу время», «Веселая неделька»;

Сравнение графической структуры букв и цифр («Четвертый лишний», «Буквы, цифры за вуалью», «Допиши»);

Отработка порядкового и количественного счета одновременно с согласованием существительных с числительными и прилагательными («Числовой куб», «Самый любимый пятый»). На первых этапах хорошо помогают стихи-«запоминалки»;

Подборка логоритмических упражнений с учетом решаемых задач. Дети любят считалки как современные, так и фольклорные, загадки-«вопрошалки», включающие логические отношения направления, величины, последовательности.

7.Достижение детьми планируемых результатов

Диагностика предпосылок дисграфии и дислексии

Для выявления предпосылок дисграфии и дислексии проводится логопедическая диагностика, которая включает в себя следующие параметры:

1.Обследование устойчивости внимания

2.Обследование зрительного и слухового восприятия

3.Обследование зрительной и слуховой памяти

4.Обследование общей моторики

5.Обследование моторики артикуляционного аппарата

6.Исследование мимической мускулатуры

7.Обследование лексического запаса

8.Обследование грамматического строя речи

9.Обследование фонематической стороны речи

10.Обследование слоговой структуры слова

11. Обследование звукопроизношения



Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Аграмматизм - нарушение понимания (импресс.) и употребления (экспресс.) грамматических средств языка.