Что такое кастанеда. Карлос кастанеда - биография, информация, личная жизнь

Кастанеда Карлос (Castaneda, Carlos) (1925–1998) – американский писатель, антрополог, этнограф, мистик. Автор 11-томной хроники ученичества у индейского шамана дона Хуана, изданной миллионными тиражами на многих языках и ставшей всемирным бестселлером. Доктор философии по антропологии.

Произведения Кастанеды трудно отнести к какому-либо определенному жанру – они представляют синтез, существуют на стыке литературы, философии, мистики, этнографии и психологии. Введенные в его книгах поэтико-эзотерические понятия образуют стройную и законченную теорию, известную как «учение дона Хуана». Ее истолкованием занимаются многочисленные поклонники и последователи Кастанеды. Некоторые понятия, например, «точка сборки», «место силы» и др., перекочевали из его книг в современный лексикон и жизнь, отразив моду на разнообразные эзотерические и экзотические учения и практики.

Воля - это то, что заставляет тебя побеждать, когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен.

Кастанеда Карлос

Карлос Сезар Сальвадор Арана Кастанеда родился 25 декабря 1925 в Кахамарке (Перу) в семье часовщика и золотых дел мастера, выходца из Италии. Его отец владел магазинчиком и занимался изготовлением ювелирных украшений. В отцовской мастерской сын получил первый опыт художественной практики – работал с бронзой и золотом. Среди привычных впечатлений периода жизни в Кахамарке были и курандерос – местные шаманы и целители, влияние которых на творчество Кастанеды впоследствии стало очевидным.

В 1935 семья переезжает в Лиму – город искусств, памятников и музеев перуанского искусства, восходящего к культуре инков. Здесь Кастанеда заканчивает Национальный колледж и в 1948 поступает в Национальную школу изящных искусств. Ведет образ жизни типичного представителя богемы – общается с художниками, поэтами, писателями, денди, посещает выставки и поэтические вечера.

В студенческие годы в Лиме одержим желанием продолжать обучение и карьеру профессионального художника в США. Его вдохновляет пример дяди – одного из наиболее известных людей Южной Америки Освальдо Аранха – посла Бразилии в США и председателя Генеральной Ассамблеи ООН. После его возвращения в Бразилию Кастанеда окончательно решает отправиться открывать «свою Америку».

Любому, кто приступает к учению, приходится выкладываться настолько, насколько он способен, и границы обучения определяются собственными возможностями ученика. Именно поэтому разговоры на тему обучения лишены всякого смысла. Страхи перед знанием - дело обычное; все мы им подвержены, и тут ничего не поделаешь. Однако каким бы устрашающим ни было учение, еще страшней представить себе человека, у которого нет знания.
(«Учение дона Хуана»)

Кастанеда Карлос

В 1951 переезжает в США – сначала в Сан-Франциско, затем в Лос-Анджелес. Странствует по тихоокеанскому побережью, стараясь заработать на дальнейшее обучение. В 1955 записывается в Лос-Анджелесский общественный колледж (ЛАОК), где, помимо основных занятий, посещает лекции по журналистике и семинары по литературному мастерству. Чтобы оплачивать обучение и жилье, работает, где придется. Продолжает писать картины, заниматься скульптурой.

В 1956 знакомится с Маргарет Раньян, будущей женой. Маргарет в курсе увлечений в интеллектуальной молодежи тихоокеанского побережья – это пси-факторы, экстрасенсорика, разнообразные мистические учения и проч. Сама она увлекается учением мистика Годдарда Невилла, выступавшего с лекциями на темы поиска самости и практики контролируемых сновидений. Они обмениваются книгами, обсуждают лекции, ходят на концерты, увлекаются кино, проводят опыты по экстрасенсорике. Постепенно вокруг них складывается узкий круг друзей, объединенных общими интересами.

Большое впечатление на Кастанеду произвела книга английского писателя Олдоса ХакслиВрата познания – о влиянии галлюциногенов на сознание человека. Эту тему Кастанеда развил в своей курсовой работе второго курса. В ней же он особенно подчеркнул роль языковой традиции, которая, с одной стороны, облегчает коммуникацию между людьми и помогает сохранять накопленные знания, а, с другой, «сужает» сознание – слова принимаются за реальные объекты, а не за их символы, и постепенно вся широта мира сводится к набору общих суждений.

Ничто не дается даром в этом мире, и приобретение знания - труднейшая из всех задач, с какими человек может столкнуться. Человек идет к знанию так же, как он идет на войну - полностью пробужденный, полный страха, благоговения и безусловной решимости. Любое отступление от этого правила - роковая ошибка.
(«Учение дона Хуана»)

Кастанеда Карлос

В кругу Кастанеды обсуждались также идеи Невилла о возможностях программирования сновидений и «контролируемого воображения». Поднимались темы о существовании светящейся сферы вокруг человека с «пробужденным» воображением. Проговаривалась мысль о том, что в условиях современного мира пропаганду нового учения лучше вести не от лица адепта – носителя учения, а от лица посвященного в его мистерии ученика. Многие из этих идей позже получили глубокое истолкование в сочинениях Кастанеды. Кроме того, молодые американские интеллектуалы были всерьез увлечены изучением образа жизни и обрядов индейских шаманов, к которым в родной для Кастанеды Кахамарке среднее сословие относилось с пренебрежением.

В 1959 заканчивает колледж, получив диплом Ассоциации Искусств в области психологии. В 1960 поступает в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (УКЛА), и его специализация меняется – теперь это антропология. Профессор Клемент Мейган, курировавший Кастанеду по антропологии, поощрял сбор интервью у представителей изучаемых народностей. С этой целью Кастанеда едет сначала в Аризону, затем в Мексику. Установлению контактов с индейцами способствует знание испанского языка, латиноамериканская внешность и знакомство с образом жизни шаманов в Кахамарке. Тема его полевых интервью – использование растений, содержащих галлюциногены, в индейских ритуалах. Он отдаляется от друзей и жены, пропускает деловые встречи и все больше времени проводит в Аризоне и Мексике. По реакции профессора Мейгана на собранный материал, представленный в курсовых работах, ему становится ясно, что он вышел на весьма интересное и малоизученное направление.

Объем полевых записей становился все обширней, большую часть времени в Лос-Анджелесе Кастанеда проводит за печатной машинкой. Денежные дела приходят в упадок, оплачивать обучение нечем, и он оставляет университет. После многочисленных сомнений и переделок к 1965 у Кастанеды была готова внушительная рукопись – книга под названиемУчение дона Хуана: путь знания индейцев Яки. Она была роздана для ознакомления профессуре УКЛА – для отзывов и рекомендаций к публикации. В университетской среде отношение к книге разделилось – появились как ее сторонники (во главе с профессором Мейганом), так и те, кто опасался, что личный, «не академичный» подход может дискредитировать объективность научных традиций университета. Но представители обеих лагерей сходились в оценке сочинения как яркого и неординарного.

Страх - первый неизбежный враг, которого человек должен победить на пути к знанию.
(«Учение дона Хуана»)

Кастанеда Карлос

Три года ушло на уточнение позиций профессуры по поводу публикации книги Кастанеды. Наконец весной 1968 она вышла в университетском издательстве University of California Press под типовой обложкой университетских учебных пособий. На глазах она становилась бестселлером и продавалась лучше, чем какое-либо другое издание – за первые 2 года было продано 300 тыс. экз. Позже, когда у Кастанеды была готова вторая книга, он обратился к профессиональному агенту-посреднику, т.к. его произведения явно обладали потенциалом для массового распространения и не вписывались в разряд университетских учебников. По договору с держателем авторских прав – издательством УКЛА – Учение дона Хуанавыпускали также крупные издательства «Боллентайн» и «Саймон и Шустер».

В первой книге Карлоса Кастанеды Учение дона Хуана: путь знания индейцев Яки речь идет о том, как однажды, будучи студентом, Кастанеда в поисках объекта для исследовательского интервью встречается с дон Хуаном – старым индейцем-брухо, т.е. магом, целителем и мастером древнего ритуала. Индеец, почувствовав в молодом человеке натуру ищущую, предлагает напрямую познакомиться с магической реальностью, без чего невозможно понимание сути индейских шаманских ритуалов. Студент-антрополог соглашается и подробно описывает последовавшие события и свои ощущения. Он рассказывает о «митотах» – церемониях употребления пейота и грибов, во время которых у участников появлялась способность взаимодействовать с магической реальностью, полной неких дружественных или враждебных сил.

Дон Хуан делает Кастанеде предложение стать его учеником – он называет это: встать на путь «человека знания», т.е. отказаться от предвзятости, открыться новому знанию мира, отбросив поучения, вдолбленные в него с рождения. Кастанеда – в замешательстве, предложение брухо вызывает смешанные чувства опасения и интереса. Становление «человека знания», по дону Хуану, включает в себя процесс очищения от личного житейского опыта. Смысл этого требования – в обретении иного понимания себя, иного мироощущения, в переосмыслении и зачастую отторжении предыдущей жизни. Читатель знакомится с понятиями учения дона Хуана – «человек знания», «сила», «место силы», «предметы силы», «союзник» и т.д. Указаны и четыре опасности на пути человека знания – страх, ясность, сила и старость.

Одну из наиболее интересных интерпретаций учения дона Хуана предложили юнгианские аналитики. Так, по Д.Л.Уильямсу (Пересекая границу), «человек знания» – это человек, стремящийся жить в гармонии со своим бессознательным и следовать за всеми перипетиями личной судьбы, обусловленной этой гармонией, «сила» – способность раскрыть потенциал своего бессознательного, «союзник» – включение бессознательного потенциала в процесс обретения самости и т.д. А упомянутые четыре врага знания – страх, ясность, сила и старость являются врагами не сами по себе, а лишь будучи неправильно поняты. У книги существует вторая часть, написанная в духе методической исследовательской разработки, дублирующей содержание Учение дона Хуана. Она входила в первую публикацию, но позже ее перестают печатать, т.к. для широкой публики интерес представляет именно «художественно» написанный вариант, содержащий эмоциональные впечатления и личный опыт человека, погружающегося в шаманский мир.

Первая книга Карлоса Кастанеды снискала фантастический успех, была переведена на 17 языков и до сих пор является одним из супербестселлеров. Споры по поводу ее жанра не утихают: одни считают ее уникальным эзотерическим учебником, другие – не менее уникальной литературно-философской мистификацией, третьи – сюрреалистической аллегорией и т.д. Для самого автора ее издание, помимо прочего, помогло поправить финансовое положение и, наконец, получить возможность сдать экзамены на звание магистра. В это время он увлекается философией, посещает лекции по феноменологии, знакомится с работами Гуссерля, Парсонса, Витгенштейна.

Когда человек начинает учится, он никогда не имеет четкого представления о препятствиях. Его цель расплывчата, его намерение неустойчиво. Он ожидает вознаграждения, которого никогда не получит, потому что еще не подозревает о предстоящих испытаниях. Постепенно он начинает учиться - сначала понемногу, потом все успешней. И вскоре он приходит в смятение. То, что он узнает, никогда не совпадает с тем, что он себе рисовал, и его охватывает страх. Учение оказывается всегда не тем, чего от него ожидают.
(«Учение дона Хуана»)

Кастанеда Карлос

Вторая книга Отдельная реальность: продолжение бесед с доном Хуаном (1971, New York, Simon & Shuster) также носит характер художественно-документального отчета о встречах с индейским брухо. Появляются новые персонажи – коллега дона Хуана дон Хенаро. Он отучает Кастанеду от пристрастия к западной логике и рационализму, демонстрируя нарушение аристотелевских законов пространства и времени. Дон Хенаро парит над полом, в одно мгновение перемещается на горный выступ, удаленный на расстояние 10 миль, отплясывает на краю водопада. Читатель вправе думать, что индейцы манипулируют сознанием Кастанеды. Под этим углом зрения можно рассматривать и описанные в книге превращение и полет самого Кастанеды в виде вороны. Дон Хуан продолжает знакомить его с системой шаманских взглядов на мир, с понятиями «воина» и «охотника», живущих одновременно в двух мирах, с понятием «видения», т.е. способности ощущать за реальными событиями этого мира Великое Ничто, с правилом «контролируемой глупости» – принципа жизни в мире людей и др.

Вышедшая вскоре третья книга Путешествие в Икстлан (1972, New York, Simon & Shuster) содержит более систематизированное, чем в предыдущих, изложение основных принципов учения дона Хуана. Кастанеда еще раз обращается к своим заметкам первых лет знакомства с доном Хуаном, пересматривает их и окончательно решает встать на путь ученичества индейского брухо. Последние три главы содержат материал о третьей стадии ученичества, начавшейся в мае 1971. Кастанеда понимает, что тот, кто ступил на путь воина – «путь с сердцем», – уже никогда не сможет повернуть вспять. Дон Хуан продолжает открывать аспекты этого пути – искусство быть недостижимым, принцип стирания личной истории, выстраивание отношений со своим «союзником» и борьба с ним, концепцию смерти как советчика, необходимость принятия ответственности за свои поступки и т.д.

За эту книгу в 1973 Карлос Кастанеда получает звание доктора философии по антропологии. В это же время становится миллионером благодаря баснословным тиражам своих сочинений. Теперь он – популярная личность, у него берут интервью и приглашают выступать с лекциями перед студентами.

Человек должен бросить вызов своим четырем извечным врагам и сразить их. Любой, кто победит их, становится человеком знания.
(«Учение дона Хуана»)

Кастанеда Карлос

В основе четвертой книги Сказки о силе (1974, New York, Simon & Shuster) – данные о конечной стадии ученичества в 1971–1972. Кастанеду готовят к обряду инициации. В пустыне дон Хуан открывает ему свои тайны и дает подробные объяснения о стратегии мага. На этом этапе ученичества Кастанеда чувствует, что его собственное сознание раскалывается. Он убеждается, что привычная картина мира (или тональ) – лишь крохотный островок в бесконечном, непознаваемом и не поддающемся никаким формулировкам мире волшебства – так называемом нагвале. Тональ и нагваль – центральные понятия учения дона Хуана: тональ – мир заданный, систематизированный и разумный, нагваль – мир магических возможностей, воли и превращений. Между ними существует трещина, или качественный разлом, и путь воина предполагает умение существовать и действовать в обоих мирах. После обряда инициации Кастанеда и два других ученика дона Хуана и дона Хенаро, навсегда простившись с учителями, совершают прыжок с вершины горы в пропасть – в трещину между мирами. Предполагается, что в ту же ночь дон Хуан и дон Хенаро навсегда уходят из этого мира. Так в книгах Кастанеды заканчивается рассказ о периоде его непосредственного обучения у дона Хуана.

Сразу после появления первых книг о доне Хуане возник вопрос о степени достоверности его образа – реальное ли он лицо и существовал ли прототип, или же он – плод художественного вымысла. В пользу возможности существования реального прототипа или прототипов говорит тот факт, что коллега Кастанеды по Университету Дуглас Шарон задолго до того, как познакомиться с Кастанедой, также прошел курс ученичества у перуанского курандеро Эдуардо Кальдерона Паломино В беседах между собой Кастанеда и Шарон отмечали огромное количество совпадений между учениями Эдуардо и дона Хуана.

В то же время при анализе сочинений Кастанеды становится ясно, что многие изложенные им взгляды и теории связаны с экзистенциализмом, феноменологией и современной психотерапией. Это обстоятельство наводит на мысль, что фигура дона Хуана могла и быть выдумана человеком с университетским образованием, т.е. Карлосом Кастанедой. Вопрос этот так и остается без ответа.

Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь - это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. Любой путь - это всего лишь путь, и ничто не помешает воину оставить его, если сделать это велит ему его сердце. Его решение должно быть свободно от страха и честолюбия. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь - ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь дает тебе силы, другой - уничтожает тебя.
(«Учение дона Хуана»)

Кастанеда Карлос

Жизнь Кастанеды все больше становилась похожа на образ жизни современного гуру. Он разводится с Маргарет, оставляет приемного сына, к которому был сильно привязан, отдаляется от прежних друзей и окончательно погружается в изучение шаманских практик. Пишет книги, выступает с лекциями, поддерживая ореол таинственности вокруг своей фигуры. В духе разработанной им теории стирания личной истории неохотно дает интервью, не разрешает себя фотографировать, рисовать и т.д. Некоторые темы из его книг порою перекочевывают в реальную жизнь. Так, иногда после разговора с каким-то человеком он мог утверждать, что на встрече присутствовал не он сам, а его «дубль».

В произведениях, написанных Кастанедой в 1970–90-х – Второе кольцо силы, Дар Орла,Огонь изнутри, Сила безмолвия, Активная сторона бесконечности, Искусство сновидения – идет дальнейшее описание учения дона Хуана и рассказывается о перипетиях судьбы современного мага. Последняя книга Колесо времени – своего рода авторский конспект важнейших понятий и комментариев к произведениям Кастанеды.

Во Втором кольце силы (1977), спрыгнув со скалы в пропасть, Карлос остается в живых и возвращается в Мексику, чтобы выяснить, насколько реален был тот невероятный прыжок. Здесь он встречается с группой женщин-магов – учениц дона Хуана, и в поединке с ними обнаруживает в себе магическую способность выходить из своего тела в виде могущественного дублера. После контактов с женщиной-воином Ла Гордой Карлос принимает на себя ответственность лидера новой партии нагваля.

Вещи, которые делают люди, ни при каких условиях не могут быть более важными, чем мир. И, таким образом, воин относится к миру как к бесконечной тайне, а к тому, что делают люди, - как к бесконечной глупости.
(«Отдельная реальность»)

Кастанеда Карлос

В Даре Орла (1981) бывший ученик пытается возглавить новый отряд магов, но конфликты между ним и другими учениками возрастают. С помощью Ла Горды (Флоринды Доннер) он понимает, что из-за особенностей своего энергетического устройства не может быть их лидером. Пути магов расходятся, но с ним остается Ла Горда. Они уезжают в Лос-Анджелес, где практикуют совместные путешествия в сновидениях и в состоянии повышенного осознания пытаются вспомнить годы ученичества, отрабатывая магические принципы. В Огоне изнутри (1984), Кастанеда вспоминает свои встречи с доном Хуаном – его концепцию мелких тиранов, рассматривающую любые негативные ситуации как средство обучения. Продолжая работать над собой, он избавляется от чувства собственной важности и обретает целостность. Дается объяснение новых терминов учения дона Хуана – «точка сборки», «положение точки сборки», «сталкинг», «намерение» и «позиция сновидения», «преодоление барьера восприятия».

В Силе безмолвия (1987), размышляя о встречах с доном Хуаном, его ученик говорит об устройстве мира и мире мага, о модальности времени и овладении намерением. Он убеждается, что магия нужна для того, чтобы мы знали: сила – в кончиках наших пальцев, нужно только осознать свое могущество, которым реально владеет каждый. Появляются новые термины – «проявление», «толчок», «уловка», «нисхождение духа», «требование» и «управление намерением». Искусство сновидения (1994) строится на описании концепции дона Хуана о контролируемом сновидении. Сновидения – единственный доступный в тонале, фиксируемый разумом в мистических образах, выход в мир нагваля. В отличие от фрейдистов, которые занимаются символическим истолкованием сновидений, индейский маг предлагает в него внедряться и воспринимать как некую иную реальность, которой возможно управлять.

Активная сторона бесконечности посвящена жизни и работе дома в Лос-Анджелесе. Кастанеда пытается соотнести проблемы своих друзей и коллег и учение дона Хуана. Речь идет о практике внутреннего безмолвия – способе «остановить мир», возможности увидеть течение энергии во вселенной и подчинить себе вибрирующую силу, удерживающую нас как целое в виде конгломерата энергетических полей.

Глаза человека предназначены для выполнения двух функций: одна из них - видеть энергетические потоки Вселенной, а другая - "смотреть на вещи в этом мире". Ни одна из них не является лучше или важнее другой, но тренировать глаза только для смотрения - это постыдная и бессмысленная потеря.
(«Отдельная реальность»)

Кастанеда Карлос

Помимо увлекательного изложения учения дона Хуана, в 10-томной эпопее Кастанеды отчетливо прослеживается сюжет духовного ученичества – перипетии взаимоотношений ученика и Учителя. Стадии ученичества, фигура учителя и его власть вызывают живой интерес у читателей, как способствующие превращению «обычного» человека в творческую личность.

В 1993–1995 сподвижницами Кастанеды была разработана современная версия «магических пассов», «открытых» шаманами древней Мексики. Из них был составлен комплекс упражнений психоэнергетического тренинга, названный тенсёгрити – (от анг. tension – напряжение, растяжение; и integrity – целостность). Цель тенсёгрити – тренинг перераспределения энергии – ему в книгах Кастанеды дон Хуан обучает своих ближайших учеников: Тайшу Абеляр, Флоринду Доннер-Грау, Кэрол Тиггс и Карлоса Кастанеду. С предисловием Кастанеды выходят книги по тенсёгрити, видеокассеты, проводятся семинары, в которых активное участие принимают сподвижницы Кастанеды, впервые появившиеся в 1970-е в его сочинениях как женщины-маги. Тайша Абеляр и Флоринда Доннер пишут книги – «женский» вариант Кастанеды, повествующие об их собственных судьбах и опыте ученичества у дона Хуана. Все они принимают активное участие в продвижении «мистического продукта» Кастанеды в виде книг, видеокассет и семинаров тенсёгрити. Учение дона Хуана, как и имя Кастанеды, все больше коммерциализируются и превращаются в раскрученный бренд и торговую марку. Кастанеда основывает компанию Cleargreen, учреждает Фонд Орла, который владеет правами на его наследие.

Коммерческие проекты Кастанеды 1990-х несколько снизили «градус духовности», связанный с его сочинениями. В то же время подразумеваемая, но не декларируемая связь Кастанеды с движением New Age – Новый век, или Новая эра – стала очевидна. Нью Эйдж представляет собой популярное общественное движение, имеющее свою философию и эстетику – причудливую смесь религиозных, космических, экологических теорий, приправленных психотерапией и традиционными, в основном восточными, психотехниками.

Воин должен прежде всего знать, что его действия бесполезны, но он должен выполнять их, как если бы он не знал об этом. Это то, что шаманы называют контролируемой глупостью.
(«Отдельная реальность»)

Кастанеда Карлос

18 июня 1998 появилось сообщения о том, что 27 апреля 1998 в своем доме в Вествуде (Калифорния) США Карлос Кастанеда умер от рака печени. Похорон не было, тело кремировали в тот же день, останки перевезли в Мексику. Кастанеде удалось в доступной и увлекательной форме донести до широкого круга читателей идеи, изначально циркулировавшие в достаточно замкнутом круге университетских интеллектуалов. Пафос и заразительная сила учения дона Хуана – не в обещании счастья в конце пути или в ином измерении, а в понимании необходимости поиска своего подлинного предназначения и обретения пути в этом мире.

Юнгианский аналитик Дональд Ли Уильямс отмечает еще один аспект учения дона Хуана. Юнг полагал, что индейцы в американском бессознательном являются носителями и символами героических действий, духовных видений, эроса и глубокого чувства родства всех проявлений жизни. Кастанеда, став транслятором магической философии красного человека, сделал одну из наиболее серьезных попыток в 20 в. донести до белых американцев мудрость, рожденную на этой земле.

Строгий аналитик может обнаружить у Кастанеды немало несоответствий и столкновений текстовых и поведенческих контекстов, что и давало повод называть его великим мистификатором. Но не в этом ли заключается особенность его творческого метода? Несовпадения и игра порою противоречивых понятий, идей и образов (духовность и коммерция, серьезность и розыгрыш, научные факты и художественный вымысел и проч.) дают мощный творческий импульс. «Только столкнув друг с другом два представления, можно, виляя между ними, попасть в реальный мир», – писал Кастанеда.

Обычный человек слишком озабочен тем, чтобы любить людей, и тем, чтобы его любили. Воин любит, и всё. Он любит всех, кто ему нравится, и всё, что ему по душе, но он использует свою контролируемую глупость, чтобы не беспокоиться об этом. Что полностью противоположно тому, чем занимается обычный человек. Любить людей или быть любимым ими - это ещё далеко не всё, что доступно человеку.
(«Отдельная реальность»)

Кастанеда Карлос

Учение дона Хуана породило массу последователей и фанатов, которые часто вполне серьезно пытаются овладеть методиками и указаниями индейского брухо. В Советском Союзе произведения Кастанеды впервые появились в самиздате в 1980-е и пользовались огромной популярностью. Начиная с 1992, киевское издательство «София» занялось планомерным изданием его наследия. В России и Украине произведения Кастанеды с 1992 издавались 72 раза.

Как и в других странах, в России последователи Кастанеды собираются в общества, проводят сессии, ездят на семинары «великого Нагваля» в Америку. Интерес к наследию Кастанеды, как мэтра мирового значения, сохраняется. Кастанеда создал произведения, представлявшие характерный для 1960–1970-х сплав литературного вымысла с научными изысканиями. Кризис общества, загоняющего своих членов в рамки потребительского и программируемого существования, разочарование в научно-техническом прогрессе инициировали поиски нового, подлинного смысла бытия.

Чтобы осознать реальность, привычную для другого, вначале необходимо освободиться от собственной реальности; но человеку совсем не просто избавиться от привычной картины мира, эту привычку необходимо сломать силой.

Присутствие учителя или проводника не лишне, но и не является совершенно необходимым. Что действительно необходимо, так это ежедневные усилия по накоплению безмолвия.

Карлос КАСТАНЕДА (Carlos Castaneda) (1925–1998) - американский антрополог, книги которого, повествуя о драматическом обучении у индейско-мексиканского колдуна, излагают философию существования, ставшую особенно популярной среди представителей западной «молодежной культуры» конца 60-х – 70-х годов 20 в.

Об официальной жизни Карлоса Сезара Араны Сальвадора Кастанеды известно крайне мало. Но и то, что известно, переплетается с двусмысленностью и мистификациями, возникновению которых часто способствовал он сам. Точно неизвестны даже дата и место его рождения. По одной версии – записи в иммиграционных документах – он родился 25 декабря 1925 года в перуанском городе Кахамарка, по другой – 25 декабря 1931 года в Сан-Паулу (Бразилия). Лишь прочитав его книги, повествующие о некоем Дон Хуане, мы можем составить некое представление о Кастанеде-человеке. Известно, что в 1951 году Кастанеда эмигрировал в США из Перу, а до этого его семья жила в Бразилии, откуда бежала, спасаясь от очередного диктатора. Неизвестно, чем он занимался до приезда в США. В США, судя по “стенограмме” его диалогов с Доном Хуаном, он подрабатывал таксистом, писал стихи, изучал живопись, торговал в магазине спиртным. Известно также о его стремлении проникнуть в голливудскую среду.

Известно, что он учился в муниципальном колледже Сан-Франциско, прослушав там курсы по творческому письму и журналистике, затем поступил в 1955 г. в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и через семь лет стал бакалавром по антропологии. Преподавал в университете, был учителем в Беверли-Хиллз. В одном из эпизодов он описывает, как ходил по престижным кинотеатрам Лос-Анджелеса со специальной карточкой своей подруги, дочери голливудского заправилы.

В 1968 г. к Кастанеде пришла известность. Ему было 37 или 43. Интегрировав в среду вольнодумной интеллигенции, он был полон сил и амбициозных устремлений. Его амбиции получили направление благодаря гранту Калифорнийского университета, выделенного на его антропологические исследования. По условиям этого гранта он отправился в центральную Мексику, где несколько лет он занимался «полевой работой», завершившейся, впрочем, не научным открытием, а совершенно необычным, новым для того времени романом “Учение Дона Хуана: Путь Знания индейцев Яки”. Литературно-научные искания Кастанеды были оценены, и в 1973 году К. Кастанеда получил степень доктора философии и стал профессором Калифорнийского университета, защитив там диссертацию по антропологии, почти идентичную его третьей книге «Путешествие в Икстлан» (Journey to Ixtlan, 1972). Появление первых же книг «Учение дона Хуана» (The Teaching of Don Juan, 1968) и «Особая реальность» (A Separate Reality, 1971) сделало автора знаменитостью, а «Рассказы о силе» (Tales of Power, 1974) и «Второй круг силы» (The Second Ring of Power, 1977) также стали бестселлерами. Шестая из книг этой серии «Дар орла» (The Eagle"s Gift) была опубликована в 1981. Книги издавались миллионными тиражами, они были переведены на 17 языков, в том числе, и русский.

Сами тексты произведений Кастанеды претендуют на подробное изложение впечатлений и переживаний автора (под именем «Карлос»), полученных при обучении у старого индейца из племени яки дона Хуана Матуса?, якобы познавшего некое высшее откровение, и его помощника дона Хенаро. Карлос в качестве аспиранта, собирающего фактический материал, проходит причудливый курс обучения, который должен изменить его привычный способ восприятия мира, чтобы он мог видеть, думать и жить совершенно иначе, чем раньше. Учеба заключается в выполнении последовательности ритуально закрепленных действий на фоне приема наркотических растительных снадобий, которые дает и рекомендует дон Хуан. В дополнение к природным галлюциногенам, которые Карлос на начальном этапе принимает для своего преображения, старый колдун особо подчеркивает важность определенных физических упражнений, таких, как скашивание глаз для измененного видения или «поступь силы» для безопасного передвижения ночью через пустыню. Результатом обучения явилось полная трансформация личности героя и всего его восприятия действительности (что вполне закономерно для человека, превратившегося в наркомана). Критика всегда сомневалась в реальном существовании Дона Хуана, и не безосновательно. Кастанеда не предъявил миру ни одного доказательства существования своего Дон Хуана и в 1973 году «отправил» его вместе с группой персонажей в магическое путешествие, из которого они больше не вернулись. Впрочем, ученики и поклонники Кастанеды считают, что вопрос о подлинности его рассказов не имеет никакого отношения к проблеме истинности «пути познания», предлагаемого доном Хуаном.

О личной жизни Карлоса Кастанеды известно, что он был женат. Развелся через полгода, хотя окончательно расстался с женой в 1973 г. Есть человек, называющий себя его сыном, Адриан Вашон (C. J. Castaneda), но так ли это в действительности – неясно. Умер Кастанеда в Вествуде (шт. Калифорния, США) от рака печени 27 апреля 1998 года. В последний период он вел «здоровый образ жизни»: он не только не употреблял алкоголя и наркотических препаратов, прославлению которых посвятил свое творчество, не только не курил, но даже не пил чая и кофе. Производители бестселлеров еще некоторое время эксплуатировали его “таинственный уход”, утверждая, что он “сгорел изнутри”, хотя он был обычным способом кремирован и останки были перевезены в Мексику. Кастанеда должен был остаться загадкой. Ведь на учении бессребреника Дон Хуана его автор оставил после себя прекрасно работающую индустрию с многомиллионным доходом. Его имущество после смерти было оценено в 1 млн. долларов (довольно скромно для автора, чьи книги разошлись общим тиражом около 8 миллионов на 17 языках). Всё оно было отдано в учрежденный незадолго до его смерти Фонд Орла. Оценочный общий капитал фонда составлял 20 миллионов.

Имя: Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda)

Возраст: 72 года

Место рождения: Сан-Паулу, Перу

Место смерти: Лос-Анджелес, Калифорния, США

Деятельность: Доктор философии по антропологии

Семейное положение: был женат

Карлос Кастанеда - биография

Писатель, духовидец, ученый, шарлатан, бизнесмен... Все это можно сказать про Карлоса Кастанеду, и все это будет истиной. Впрочем, далеко не всей.

О его жизни известно очень мало, а то, что известно - недостоверно. Ведь его учение включает в себя «стирание памяти»: воин должен говорить о себе как можно меньше правды. Поэтому биография «большого лгуна и верного друга» (так назвал Кастанеду его знакомый Жозе Бракамонте) весьма противоречива. Даже на многих «его» фотографиях изображен однофамилец, не имеющий к Карлосу никакого отношения. Изложенная ниже история -разрозненные кусочки мозаики, собранные в единую картину. Но кто поручится, что их нельзя сложить иначе?..

Карлос Кастанеда - Туманное начало

Дон Хуан Матус: «Все пути одинаковы: они ведут в никуда».

Место и время появления Кастанеды на свет теряются в тумане. Он родился в Перу, Бразилии или Аргентине, а дата рождения «плавает» между 1925 и 1946 годами. Его отец был преуспевающим дельцом, мать рано ушла из жизни. Самой большой радостью в жизни маленького Карлоса/ были причудливые рассказы дедушки-итальянца. Возможно, именно эти чудесные истории определили судьбу писателя-мистика. Через десятки лет в одной из своих книг он скажет «прощай» духу любимого родственника...

Повзрослев, юноша отправился учиться в США. По «официальной» версии тогда ему было 15 лет, скептики же переносят событие на десять лет вперед и намекают на скандал с внебрачным ребенком,заставивший его бежать. За границей молодой человек с головой окунулся в науку.

Круг его интересов необычайно широк - философия, психология, искусство. Он опубликовал в журналах несколько своих стихотворений, ради заработка писал картины на заказ. Женился на Маргарет Раньян, у них родился сын. Через десятки лет Маргарет издаст первую биографию Кастанеды, но сам он будет отрицать факт супружества с ней.

Учение Дона Хуана

Дон Хуан Матус: «И я осознал, что жизнь, которую я вел, не стоит того, чтобы жить. Поэтому я изменил ее».

Поворотным моментом стала полевая практика Кастанеды в Калифорнийском институте. Изучая шаманские обряды, молодой ученый встретил индейца из племени яки - брухо (колдуна) Хуана Матуса. Старик пригласил Карлоса в свою хижину; так началась история, которая позже стала первой книгой Кастанеды. Пытавшийся оставаться сторонним наблюдателем, антрополог все сильнее втягивался в учение дона Хуана. Сознание западного человека отвергало мистику, и для его «расширения» ученик брухо употреблял пейотль - вид кактуса, содержащий галлюциноген мескалин.

Кастанеда всегда настаивал на реальности изложенных в его книгах событий - дескать, европеец не сумел бы придумать такого персонажа, как дон Хуан. Скептики же находили в них несоответствия известным антропологическим фактам об индейцах. Сам автор лишь добавлял тумана, выступая с противоречивыми заявлениями. Существовал на самом деле старый брухо или нет, дон Хуан стал литературным альтер эго Карлоса Кастанеды.

К 1965 году из-за денежных проблем Кастанеде пришлось оставить занятия. Тогда он взялся за собранные для дипломной работы полевые заметки. Из них получился роман. Но лишь спустя три года после многих исправлений он был опубликован университетом. И сразу -грандиозный успех. Новые тиражи печатались уже в самых престижных издательствах США. К бедному ученому пришла слава - письма от поклонников, организованные литературными агентами встречи...

Последние оказались потрясением для фанатов. Читавшие «Двери восприятия» Хаксли и боготворившие Тимоти Лири хиппи ожидали увидеть соответствующего их кругу автора: босые ноги, копна волос, туманный взор... Вместо этого перед ними представал приземистый и зажатый ученый в строгом сером костюме.

Вскоре увидели свет еще две книги: «Отдельная реальность» и «Путешествие в Икстлан». В основе последней - диссертация, которая в 1973 году принесла Кастанеде ученую степень по антропологии. Критика не умолкала, однако услышать ее становилось все труднее: популярность на-гвализма - мистического учения дона Хуана - росла. И тут Кастанеда совершил один из тех резких разворотов, которыми была так богата его жизнь: навсегда удалился от научной деятельности.

Нагваль Дон Карлос

Дон Хуан Ма-тус: «Не объясняй слишком многого. В каждом объяснении скрывается извинение».

Неподалеку от Лос-Анджелеса Кастанеда приобрел особняк, который стал его постоянной резиденцией. В его жизни появилось множество женщин. Первыми из них стали бывшие ученицы «сгоревшего во внутреннем пламени» дона Хуана, про которого Карлос утверждал, что тот не умер, а перешел на иной уровень существования. Теперь Кастанеда сам стал лидером «партии воинов нагваля», «тольтеков» - магов, чьи традиции якобы исходят от древних индейских мудрецов. В сообщество принимали и новых участниц: недостатка в желающих не было. По примеру своего учителя они «стирали биографию» - меняли имена, разрывали отношения с семьями.

Никто в точности не знает, что происходило за стенами его дома. Одна из подопечных мистика, Эмма Уоллес, впоследствии напишет книгу «Ученица мага. Моя жизнь с Карлосом Кастанедой». В ней она опишет жизнь в общине колдунов как нечто среднее между тоталитарной сектой, гаремом и группой психоанализа. Однако множащиеся слухи лишь повышали интерес к Кастанеде. Именно в годы «затворничества» вокруг него сложился настоящий культ. Встречи с ним искали Шон Коннери и Клинт Иствуд .

Сам Федерико Феллини загорелся идеей экранизации «Путешествия в Икстлан», но дон Карлос отказался даже встречаться с великим режиссером.

Огонь изнутри

Дон Хуан Матус: «Смерть - это вызов для нас. Мы все рождены, чтобы принять этот вызов».

Спад популярности происходил постепенно, с общим угасанием контркультуры «детей цветов». Кастанеда по-прежнему выпускал одну книгу за другой, но ажиотажа они более не вызвали. Поток критики тоже мельчал -дурной знак...Тихий период завершился в 1992 году - и очень громко: Кастанеда объявил о создании корпорации Cleargreen. Теперь его целью стало обучение магическим пассам как можно большего количества людей. Разумеется, не бесплатно. Изменилась даже терминология - «магия» превратилась в «шаманизм».

Были запущены циклы семинаров, лекций, тренингов. Бизнес шел прекрасно: компания быстро набирала капитал, а мир снова заговорил о Кастанеде. Отныне публика связывала его не с хиппи, а с вполне встроенным в систему квазирелигиозным движением «Нью Эйдж» («Новая эра»). Некоторые недоумевали: почему, сакральные практики превратились в товар? Кастанеда успокаивал: дескать, так захотел «воскресший» в очередной раз дон Хуан.

Согласно нагвализму, маг в конце своей жизни должен «сгореть в огне изнутри», чтобы переродиться в трансцендентном мире. В «Сказках о силе» дон Хуан прыгает в пропасть и уже не возвращается. Кастанеда сомневался в том, что ему удастся повторить путь своего учителя: он много и тяжело болел. Среди членов его группы все чаще возникали разговоры о ритуальном самоубийстве...

27 апреля 1998 года Карлос Кастанеда умер от рака желудка, его тело кремировали. В завещании он отписал все имущество корпорации Cleargreen. Через некоторое время ее руководство сделало заявление, что Кастанеда не умер, а перешел в иное энергетическое состояние. Каста-неда-младший подал иск о подделке завещания -безуспешно. Путь мага завершился вполне земными раздорами.

Сразу после дона Карлоса бесследно исчезли женщины из его «группы нагваля». В 2003 году в мексиканской пустыне нашли обглоданные животными человеческие останки. Экспертиза ДНК показала, что одной из погибших была ученица Кастанеды.

Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда (англ. Carlos Castaneda)

Многие говорят "Кастанеда писатель!". Допустим мы с этим согласимся и пусть всё, что он написал не является ни мистицизмом, ни оккультизмом. Пусть все его самые сильные книги, допустим первые пять, рассматривать, как произведения писателя: аллегорическое, художественное изображение каких-то проблем в этно-окрашенной форме.

Если вы называете Кастанеду писателем, то должны понимать, что писатель - это человек, который отражает в художественной форме проблематику своей эпохи, проблему субъекта в своей эпохе.

О чём писал "писатель Кастанеда"? Он пытался решить те же проблемы, которые в <послевоенные 50-80 года> были проблемами эпохи: проблемы свободы, проблемы дальнейшей эволюции человека, проблема социального разброда и неопределённости перспектив. Он отражал чаяния и надежды того времени в социальном, психологическом, антропологическом плане.

Где эти люди, которые обзывают Кастанеду писателем, показали суть того, в чём именно он писатель? Они под словом "писатель" подразумевают слово "фантазёр". Дескать Кастанеда фантазёр по поводу мистицизма и дескать они понимают в этом больше, чем какой-то "выскочка" Кастанеда.

На самом деле, даже как писатель, Кастанеда - является глыбой. Он предложил развёрнутую попытку описания методик и вариантов (моделей) для решения проблем социума и человека для своего времени. Кастанеда, с одной из сторон, хотел избавиться от изоляции на личностном уровне - это аля Фрейдизм, отделённость человека в его импульсивных инстинктивных потугах чего-то добиться, чего он сам не знает, но постоянно рационализирует в виде сказки. Он поднимал проблематику роботизированности, которую предлагает социум и здесь сразу включается Хаббард, Гурджиев, и другие по проблематике бихевиоризма.

И когда какой-то дурак говорит "он всего лишь писатель", он не понимает, что он входит в поле, где ему вообще не на что опереться <для аргументации своей позиции>. Если наркоманы ещё могут обидеться, на то, что, после принятия дури, чудес, описанных Кастанедой, не случается и предъявить ему вопросы, как к мистику, то люди, которые мистицизм отбрасывают и говорят "Кастанеда писатель", - это абсолютно контрпродуктивное заявление потому, что, как писатель, Кастанеда поднимал такие пласты и проблемы, о которых эти люди не имеют никакого понятия.

Люди, считающие Кастанеду писателем, не могут ему ничего предъявить потому, что не имеют ни малейшего представления о герменевтическом подходе - то есть о том, что всегда требует толкования в соответствии с определёнными логическими структурами и базами данных с пониманием по какой схеме строить контрпозицию Кастанеде. Внутрь учения, изложенного Кастанедой, ещё нужно войти, пересечь герменевтический круг и стать инсайдером, то есть понимать в этом деле.

А все эти люди стоят снаружи герменевтического круга . Они видят что-то там у Кастанеды булькает и интерпретируют это по-своему в психологическом или философском ключе. Они начинают сочинять свою версию, то есть рационализировать, по образу и подобию Кастанеды, свои внутренние желания и чаяния. В психоанализе это называется "рационализация" - тайные желания, облекаемые в известную оболочку для самооправдания. Эти люди занимаются самооправданием, то есть индульгированием .

Таким образом своё индульгирование эти люди выдают за то, о чём писал Кастанеда.

Если с вами кто-то хочет поговорить о Кастанеде, задавайте вопрос - в какой перспективе будем говорить? Исторической, где Кастанеда писатель, публицист и социальный антрополог своей эпохи? Оккультист? Революционер? Маргинал? А если кто-то скажет, что всё в одном, то так нельзя, должен быть акцент <и соответствующая база данных>.

И здесь все эти люди, исполненные очей мудрости и считающие Кастанеду писателем, оказываются пустышками. Им нечего противопоставить, кроме своей рационализации, своего индульгирования .

Если рассмотреть корпус из двух книг (Огонь изнутри , Сила безмолвия), то в них Кастанеда косвенно устанавливает принадлежность к западной философской традиции .

Таким образом Кастанеда показывает принадлежность к западной философской традиции , а, как известно, она всю свою историю воровала и адаптировала восточную философию.

О чём это говорит? Кастанеду нужно читать в определенном контексте. Если вы его знаете, то терминологическая тарабарщина Кастанеды начинает . Кастанеда вводит терминологию не чтобы отгородиться от традиции, а чтобы выстроить её в структуру со своими полезными особенностями. Он, как антрополог-структуралист, пересказывает вам геометрию или математику оккультизма. Это материал не для дураков .

У Кастанеды каждый термин - это мультипаспорт . Сталкинг , сновидение , чувство собственной важности , личная история - это много смысловые понятия, которые трактуются, как внутри структуры учения, изложенного Кастанедой, так и на уровне параллельных баз данных. Чтобы как-то продвигаться в практике эти значения нужно уметь вычислять и связывать.

<...> Вы когда-нибудь связывали воззрение, путь и плод из буддизма с Кастанедой? Искусство осознания - это воззрение, сновидение (движение точки сборки) - это путь, а сталкинг (фиксация точки сборки) - это плод.

у меня не было интереса к образованию или знаниям. Я не могла думать. Я не могла говорить, прежде чем пришла в <мир магов>. Я была одним из тех людей, которые выросли, узнав, что не должны говорить, если с вами не разговаривают ("детей нужно видеть, а не слушать"). Не было никакого способа по-настоящему выразить себя. Не могло взяться никакой идеи концептуализации. Абстрактная мысль была для меня чуждой, потому что меня интересовали только прагматичные вещи повседневной жизни, встречи с людьми, поиск любви, все, что интересует женщин в этом возрасте.

Я не была чем-то необычным. Поэтому они дали мне приказ ходить в университет и получать образование как часть обучения магии. И причина этого состояла не только в том, чтобы изменить ожидания общества в отношении женщин <...>

Получение образования имело два аспекта. Первый из них заключался в том, что это как бы подорвало мои собственные ожидания относительно моих возможностей, моих способностей или ожиданий от меня других людей. Во-вторых, это дало мне возможность мыслить аналитически, осмысливать (conceptualize) , понимать (understand) , что такое магия. Потому что, хотя они учили нас техникам, определенным практикам, процедурам, они также давали нам очень абстрактные представления (concepts) о том, что такое магия. Интересоваться тем, как маги воспринимают (perceive) мир, как они видят (see) реальность - это требует очень острого интеллекта, чтобы понять сущность того, что они говорят. В противном случае вы находитесь на определенном уровне и смотрите на магию так, как, скажем, антропологи смотрят на неё, просто снаружи и просто видят поверхность. И вы думаете, что магия включает в себя пение, лечение, танцы, ношение масок, выполнение странных ритуальных действий. Это наши представления с точки зрения нашего общества о том, что такое магия и что делают маги.

В то время я ничего не знала о магии и даже не знала чему меня учили, но оно пришло понемногу. Мне пришлось понять не только поверхностный глянец (superficial gloss) того, что такое магия, а то, что оно в действительности влечет за собой, и для этого у вас должен быть очень острый интеллект и глубокое образование, чтобы уметь понимать эти концепции.

нам не нужны ритуалы, «чистки», «защиты», «амулеты», «талисманы» и т. д. Лучшая возможная защита и предложение духу, который вы можете сделать, - это избавиться от своей «важности » и следовать по безупречному пути «путем с сердцем ».

Кастанеда не писал о магии

"Мы должны найти другое слово для мага", – говорит он. – "Это слишком темное. Мы ассоциируем его со средневековыми абсурдами: ритуал, дьявол . Мне нравиться "воин" или "навигатор". Это то, что маги делают – навигация."

Он писал, что рабочее определение слова маг – это "постигать энергию непосредственно".

Средний человек , будучи неспособным обрести энергию, для того чтобы воспринимать за пределами своей повседневности, называет область экстраординарного восприятия магией
Называть их магами - это не моя прихоть. «Brujo» или «bruja», что значит колдун или ведьма, - это испанские слова, которыми обозначаются мужчина или женщина, занимающиеся практикой знахарства. Я всегда возмущалась особым дополнительным оттенком этих слов. Но маги сами успокоили меня, раз и навсегда объяснив, что «магия» означает нечто совершенно абстрактное: способность, которую развили некоторые люди для расширения пределов обычного восприятия. В таком случае абстрактная характеристика магии автоматически исключает какие-либо позитивные или негативные оттенки названий, используемых для обозначения людей, занимающихся практикой магии.

Кастанеда не писал о мостах и приведениях

Сильвио Мануэль решил использовать мост (conceived the idea of using the bridge - задумал идею использования моста) как символ (symbol) действительного пересечения .
союзник может быть воспринят только, как качество чувств (quality of the senses) . То есть так как союзник является бесформенным, его присутствие может быть замечено только его воздействием на мага. Дон Хуан классифицировал некоторые из этих эффектов как имеющие антропоморфные качества .

Кастанеда не писал об отшельничестве и уходе из общества

– Теперь ты должен отрешиться , – сказал он.

– Отрешиться от чего?

– Отрешиться от всего.

– Но это невозможно. Я не намерен становиться отшельником.

Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда (исп. Carlos César Salvador Araña Castaneda). Родился 25 декабря 1925 (либо 1931, либо 1935) года в Кахамарке, Перу (либо Майрипоран, Бразилия) - умер 27 апреля 1998 года в Лос-Анджелесе (США). Американский писатель и антрополог (доктор философии по антропологии), этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения.

Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам, это понятие не полностью передаёт суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» - толтеков, - «Пути воина». Книги Карлоса Кастанеды в течение некоторого времени после их публикации сохраняли репутацию антропологических исследований, однако в настоящее время академическое антропологическое сообщество рассматривает их как художественную литературу.

Поскольку под влиянием дона Хуана Карлос Кастанеда, по его собственным словам, поставил перед собой цель стереть личную историю (как один из элементов духовной практики, известной как «путь воина») и в течение долгих лет целенаправленно держал в тайне многие аспекты своей жизни и окутывал туманом свою деятельность, его биография стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что вызывает сложность для составления точной биографии, так как, по всей видимости, невозможно в данном случае найти источник, которому можно полностью доверять.

Существует несколько видов источников сведений о Карлосе Кастанеде:

во-первых, естественный источник - это те сведения, которые предоставил сам Кастанеда в книгах, статьях и некоторых интервью;
во-вторых, это информация из книг и статей в различных СМИ, авторы которых прямо или косвенно утверждали, что почерпнули сведения из задокументированных источников;
в-третьих, сами документы (реально существующие либо вымышленные);
в-четвёртых, субъективные воспоминания лично знавших Карлоса Кастанеду либо утверждавших, что знают его.

Необходимо отметить и позицию Карлоса Кастанеды, который долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и даже якобы смерти.

Другая характерная черта, относящаяся к стиранию личной истории, - запрет Кастанеды на видеосъёмки, фотографирование и использование диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что, согласно этнической эзотерике дона Хуана, человек знания (то есть Воин, или маг, в его терминологии) не может позволить себе фиксацию самого себя, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его учения - это изменения, «текучесть».

Одним из традиционно спорных моментов биографии Карлоса Кастанеды можно считать дату его рождения. 1925 - такой год рождения предложил журнал «Тайм» (март 1973). По словам Кастанеды, он вначале не хотел давать интервью такому крупному изданию, как «Тайм», но его уговорил дон Хуан, посчитавший подобное действие целесообразным. Кастанеда высказывал недовольство по поводу сведений, опубликованных в этом номере. 1931, который предлагается в качестве вероятного года рождения в некоторых статьях. Сам Кастанеда в некоторых интервью называл датой своего рождения 25 декабря 1935, а местом рождения - деревню Juquery (с 1948 - Mairiporã) «неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии».

Место рождения тоже вызывает вопросы: известна версия, что Кастанеда родился не в Бразилии, а в Перу в городе Кахамарка. Карлос Кастанеда с иронией прокомментировал сведения о своём перуанском происхождении, что они, вероятно, вызваны сильным желанием во что бы то ни стало обнаружить в нём «индейскую кровь». В пользу «бразильской» версии может говорить и то, что Кастанеда свободно изъяснялся по-португальски.

Согласно Карлосу Кастанеде, первоначально его звали Карлос Аранья (Carlos Aranha; порт. aranha - паук) (впоследствии в 1959 году при получении американского гражданства он принял фамилию матери - Кастанеда, а не отца - Арана). Он родился в обеспеченной семье 25 декабря 1935 года в Сан-Паулу, Бразилия. На момент рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца - 17. Впоследствии обстоятельства зачатия он описывал как быстрое совокупление «за дверью» (что дон Хуан в воспоминаниях Кастанеды охарактеризовывал как «скучное совокупление»). Его передали на воспитание одной из сестёр матери. Она умерла, когда ему было шесть лет; Кастанеда относился к ней, как к матери. Настоящая мать Кастанеды умерла, когда ему исполнилось двадцать пять. Маленький Карлос отличался несносным поведением и часто попадал в неприятности.

Когда ему было примерно 10-12 лет, Карлоса Аранью отправили в интернат в Буэнос-Айрес. В год пятнадцатилетия (1951) его отправили в США. По всей видимости, родители нашли ему принимающую семью в Сан-Франциско, в которой он жил, пока не закончил обучение в школе (Hollywood High School). Получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан учиться в Академии изящных искусств. Однако изобразительное искусство ему не давалось и вскоре он вернулся в Калифорнию.

В период между 1955 и 1959 годами он посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии в City College в Лос-Анджелесе. В это же время он работал помощником у одного психоаналитика, где его задачей было упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур. «Их было примерно четыре тысячи, и при прослушивании жалоб и рыданий я обнаружил, что в них отражаются и все мои страхи и страдания».

1959 становится годом получения им гражданства США. При заполнении документов он берёт имя Карлос Кастанеда. Он принимает решение записаться в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и примерно через два года завершает обучение по специальности антропология.

В январе 1960 года Карлос Кастанеда заключает брак с Маргарет Раньян, но в июле того же года они расходятся. Официально же развод был оформлен лишь 17 декабря 1973 года.

Карлос Кастанеда остаётся при университете, записавшись на учёбу без перерывов до 1971 года. В 1968 году он получает степень магистра за работу «Учение дона Хуана» (1968), а в 1973 - степень доктора философии по антропологии за свою третью книгу - «Путешествие в Икстлан» (1972).

В марте 1973 года журнал «Тайм» публикует обширную статью о Карлосе Кастанеде. Впоследствии Кастанеда опровергал напечатанные в ней сведения, предполагая, что неверная, с его точки зрения, информация была дана в погоне за сенсацией. По версии журнала, в 1951 году некто Карлос Сесар Аранья Кастанеда действительно приехал в Сан-Франциско, о чём свидетельствуют записи иммиграционной службы. Однако датой его рождения было 25 декабря 1925 (а не 1935, как утверждал Кастанеда), а под гражданством значилось Перу.

По утверждению «Тайм», отец его был ювелиром и часовщиком по имени Сезар Аранья Бурунгарай, а мать, Сусана Кастанеда Навоа (в одном из интервью Кастанеда сказал, что это имя - плод фантазии журналиста), умерла, когда ему было двадцать четыре. Карлос Кастанеда три года учился в средней школе Кахамарки, а затем в 1948 вместе с семьёй переехал в Лиму. Там он закончил Национальный Колледж св. Девы Марии Гваделупской. Затем он обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу. Вероятно, именно по причине авторитетности журнала «Тайм» на фоне недостатка официальной информации о Карлосе Кастанеде в тот период данная версия получила большое распространение и многократно копировалась другими изданиями.

Карлос Кастанеда утверждал, что встретил индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса в 1960 году, что полностью изменило его жизнь.

Поначалу Кастанеда в рамках антропологической практики в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе хотел исследовать кактус пейот, и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. По счастливой случайности их свёл вместе общий знакомый. Согласно Кастанеде, в дальнейшем дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов (толтеков в терминологии последнего), выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его «энергетического тела». Как впоследствии оказалось, дон Хуан видел в нём нагваля, или лидера группы видящих, способного продолжить линию магов, к которым принадлежал дон Хуан.

Согласно книгам Кастанеды, «магия» толтеков заключалась в умении изменять свое восприятие, что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом и о жизни в целом. То есть «магия» - это не фокусы с доставанием «чего-то» из ниоткуда, а практика расширения восприятия за границы известного человеку. Также магия в учении толтеков не имеет своей целью власть над другими людьми, вмешательство в их судьбу и здоровье. Целью является так называемое «сгорание в огне изнутри» - достижение иной формы существования в «энергетическом теле». Существует мнение, что как и всё на «бренной земле», это просто взгляд с другой точки зрения (взгляд на предназначение человека). Т.о. «спасение души» описывается другими словами, возможно, более точными. По окончании обучения Карлос Кастанеда стал убеждён, что он оказался свидетелем совершенно иной когнитивной системы («синтаксиса иного типа»), нежели европейская. Термином «магия» Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на слово «шаманизм», которое тоже не вполне соответствовало действительности, так как отображает знания о взаимодействии с окружающими духами, что является лишь очень малой частью учения.

В рамках подготовки магистерской диссертации на факультете антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Карлос Кастанеда решил провести полевое исследование. Его интерес к полевой работе был открыто поддержан профессором Клементом Мейганом. Мнение других учёных отличалось: они считали, что Кастанеда должен сперва накопить необходимый багаж академических знаний. По словам Кастанеды, в решении провести полевую работу он руководствовался тем, что время, отпущенное на изучение мыслительных процессов коренных американских культур, стремительно истекало и можно было попросту опоздать. Местом проведения данной полевой работы оказались штат Аризона, США, и штат Сонора, Мексика, а результатом многолетней работы - книга «Учение дона Хуана» и знакомство с Хуаном Матусом.

Летом 1960 года, планируя написать статью о лекарственных растениях североамериканских индейцев, Карлос Кастанеда начал свою работу. Он отправился по предложению своего друга в путешествие по Юго-Западу США и в Ногалесе, Аризона, впервые встретил человека, известного в его книгах под именем дона Хуана Матуса, шамана из племени яки. Вскоре он отправился к дону Хуану в Сонору и в течение нескольких лет с перерывами, в период с 1961 по 1965, проходил у него обучение. Осенью 1965, в связи с психологическим стрессом, Кастанеда прекратил ученичество и вернулся в Лос-Анджелес. В 1968 году издательство «University of California Press» опубликовало первую книгу, «Учение дона Хуана», благодаря которой год спустя он получил степень магистра. Книга сразу же стала бестселлером, как и все последующие работы автора. Её многомиллионные тиражи сделали Кастанеду миллионером.

В 1968 году Кастанеда вернулся в Сонору и возобновил обучение у дона Хуана. В 1971 году его ученичество дало плоды в виде книги «Отдельная реальность», а в 1972 он опубликовал книгу «Путешествие в Икстлан», за которую получает докторскую степень. В данной работе смещаются акценты с использования «растений силы» на учение шамана по повышению осознания, называемое им «магией», или «Путём воина». Постепенно Карлос Кастанеда окутывает свою личность туманом. Уменьшается число интервью, начинается этап «стирания личной истории». В 1974 году вышла последняя книга, описывающая непосредственный опыт общения с доном Хуаном, - «Сказки о силе», в которой, как выяснилось в последующее время, дон Хуан уходит из этого мира, или «сгорает в огне изнутри». В последующих книгах Карлос Кастанеда работает со своими воспоминаниями с целью разобраться в сложной системе мировоззрения Хуана Матуса.

В период с 1977 по 1997 вышли оставшиеся восемь книг Карлоса Кастанеды. С первой половины 1970-х по конец 1980-х Карлос Кастанеда практически полностью отре́зал себя от общества, сложив заботы о социальном контакте на посредников. В этот период и до конца жизни, будучи продолжателем шаманской линии дона Хуана, он вёл активную магическую практику согласно учению дона Хуана вместе со своей группой. В состав группы входили Флоринда Доннер-Грау (Florinda Donner-Grau), Тайша Абеляр (Taisha Abelar), Кэрол Тиггс, Патрисия Партин (Patricia Partin, она же «Синий разведчик») и ещё несколько человек. С начала 1990-х годов начал вести более открытый образ жизни, читать лекции в Калифорнийском университете, обучать сначала бесплатно - небольшие группы, а затем устраивать платные семинары и лекции в США и Мексике.

16 июня 1995 года основал свою издательскую организацию «Cleargreen» для распространения тенсегрити, в качестве места для встреч и лекций и для других задач.

В 1998 году вышли две последние книги Карлоса Кастанеды - «Колесо времени» и «Магические пассы». Первая суммирует наиболее важные моменты учения дона Хуана в форме афоризмов с комментариями, последняя представляет описание системы магических пассов, которой, по его словам, он обучился во время ученичества у дона Хуана и которую обозначил заимствованным термином «тенсегрити».

Карлос Кастанеда умер 27 апреля 1998. Официальная причина смерти - рак печени, сообщения в газетах появились лишь 18 июня.

В настоящее время ученики продолжают начатые им самим лекции и семинары по обучению тенсегрити по всему миру, в том числе и в России.

Учение дона Хуана:

В своих книгах Карлос Кастанеда описывает обучение у Хуана Матуса - мага, представителя древнего шаманского знания. Многие критики указывают на невероятность событий, описанных Кастанедой, однако его идеи завоевали множество последователей по всему миру. Дон Хуан Кастанеды представляет собой мудрого шамана, чей образ не совпадает со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делится, не совпадают с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев. Кастанеда считал, что дон Хуан описал тип познавательной системы, незнакомый европейцу, обычно ориентирующемуся на что-то «априорно» существующее (на свои представления о том, как мир должен быть устроен, жёстко сформировавшиеся под давлением социализации).

Согласно Кастанеде, дон Хуан преподавал своим ученикам особый образ жизни, имеющий название Пути воина, или Пути знания. В качестве основной предпосылки Пути воина дон Хуан утверждал, что люди (как и другие живые существа) - «восприниматели» (исп. perceptor); данный термин имеет более активное значение, чем термин «воспринимающий» (англ. perceiver). Человек, по его концепции, не пассивно воспринимает уже готовую картину внешней и внутренней среды, но его восприятие активно интерпретирует энергетические сигналы, которыми полна вселенная, конструируя модель мира (принимаемую обычно за сам мир). Весь мир представляет собой чистую энергию, из которой восприятие создаёт описание мира. Подразумевается, что, каким бы адекватным ни было человеческое знание, оно ограничено.

Область воспринимаемого и осознаваемого, обычно известная человеческому вниманию, - тональ - достаточно узка и не отражает всевозможных аспектов вселенной - нагваля, то есть тональ как стереотипный мир человека есть лишь мизерная часть непостижимого нагваля. Однако способность к восприятию, по мнению дона Хуана, можно улучшить, следуя Пути воина - практической системе, итоговой целью которой считается энергетическая трансформация индивида и достижение «бесконечного осознания». Способность воспринимать энергетические поля называется видением, а необходимым условием для него является соответствующее намерение.

В создании картины мира, по дону Хуану, ведущую роль играет положение точки сборки - особого (ограниченного) места энергетического тела человека, через которое он воспринимает энергетические сигналы внешнего мира и положение которой возможно изменить. Степень подвижности и положение точки сборки определяют разные типы внимания:

Первое внимание соответствует повседневному стабильному описанию мира; жёстко фиксированная точка сборки.
Второе внимание соответствует вниманию, настроенному на восприятие различных миров; точка сборки может принимать множество положений.
Третье внимание соответствует высшему состоянию развития внимания, при котором происходит полное осознание энергетических полей.

По словам дона Хуана, необходимым условием для развития внимания является достижение состояния безупречности и остановки внутреннего диалога, отвечающего за фиксированные конструкции восприятия, в повседневной жизни. Чтобы достичь состояния безупречности, человеку следует избавиться от веры в собственное бессмертие, чувства собственной важности и жалости к себе (оборотной стороны чувства собственной важности). Инструментами достижения целей на Пути воина для человека являются сталкинг и искусство сновидения.