Богатырские образы в арийской культуре на примере Святогора и Керсаспы. Бог Святогор в северной традиции гадания и магии

Богатыри. Святогор и кузнец. Художник Вениамин.


Относится к наиболее древним героям русского былинного эпоса, находящегося вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающегося с первым в былинах о встрече Святогора с Ильёй Муромцем.

Согласно былинному эпосу, тяжести Святогора не выносит мать — Сыра Земля, но сам он не может превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. В другой былине Илья Муромец и Святогор примеряют каменный гроб, встреченный ими на пути; тот оказывается впору Святогору, который не может снять крышки. Перед смертью Святогор с дыханием передаёт Илье часть своей силы.

Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке Мать — Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Святогор является русским древнейшим богатырём, дохристианским, божественным и могучим.

Оригинал взят у | "Святогор", изд. "Белый город"...


Характерно, что отец Святогора «тёмный», то есть слепой — признак существа иного мира (ср. Вий).

Однажды, чувствуя в себе исполинские силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор тщетно пытается сдвинуть суму, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за суму обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в суме, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумы.


По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 саженей, шириной 6 саженей. Он засыпает на ней на три дня. На третий день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей.

Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильёй вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем.

Третий эпизод — женитьба Святогора; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным (Сиверским) горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную Плёнку Поморскую на гноище, положил около неё 500 рублей, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдёшь.


Святогор - сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Слободчиков Виктор Геннадьевич. «Святогор».

Святогор старше многих богов. Его отец назван «тёмным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ. Рождён же Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда тёмных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия огромнейшего каменного столпа, на котором держалось небо. Сам же столп (или Мировое древо) находился в святых горах, откуда и происходит имя великана. Нелёгкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены тёмным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трёх своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора.


Николай Константинович Рерих. «Святогор». 1942

Надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов.


Андрей Рябушкин. «Святогор». 1895

Эх, знал бы, что любое желание имеет еще и оборотную сторону, так, наверное, остерёгся бы просить ума и силы. «Будешь ты сильнее Сварожичей, но тебя самого осилит камень, - ответил ему Вышний. - Станешь мудрее богов, а человек-то тебя и обманет!» Лишь ухмыльнулся великан в ответ, не поверил сказанному. Уж ему ли, построившему из скал лестницу в небеса, камушка какого-то опасаться! Ну, а мелкий род людской, что жучки под ногами, что они могут ему сделать?

Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Всё же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы.
Святогор спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным (Сиверским) горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную Плёнку Поморскую на гноище, положил около неё 500 рублей, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдёшь.


Клименко Андрей. «Святогор и кузнец Судьбы».

Однажды, чувствуя в себе исполинские силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор тщетно пытается сдвинуть суму, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за суму обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в суме, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумы.


Иван Васильевич Симаков. «Русский богатырь Святогор тянет суму перемётную». 1917

По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 саженей, шириной 6 саженей. Он засыпает на ней на три дня. На третий день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа.


И. Я. Билибин. «Илья Муромец и Святогор». 1900-е


И. Я. Билибин. «Илья Муромец и жена Святогора». 1912-1916

В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везёт двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильёй вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем.


А. Клименко. «Илья и гроб Святогора».

На гривастых конях на косматых,
На златых стременах на разлатых,
Едут братья, меньшой и старшой,
Едут сутки, и двое, и трое,
Видят в поле корыто простое,
Наезжают - ан гроб, да большой:
Гроб глубокий, из дуба долбленный,
С черной крышей, тяжелой, томленой,
Вот и поднял ее Святогор,
Лег, накрылся и шутит: "А впору!
Помоги-ка, Илья, Святогору
Снова выйти на божий простор!"
Обнял крышу Илья, усмехнулся,
Во всю грузную печень надулся,
Двинул кверху... Да нет, погоди!
"Ты мечом!" - слышен голос из гроба.
Он за меч,- занимается злоба,
Загорается сердце в груди,-
Но и меч не берет: с виду рубит,
Да не делает дела, а губит:
Где ударит - там обруч готов,
Нарастает железная скрепа:
Не подняться из гробного склепа
Святогору во веки веков!
Кинул биться Илья - божья воля.
Едет прочь вдоль широкого поля,
Утирает слезу... Отняла
Русской силы Земля половину:
Выезжай на иную путину.
На иные дела!

Бунин Иван Алексеевич

История Святогора известна и в Греции: то ли её туда принёс арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Плёнку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звёздами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими.



Юдин Георгий. «Микула Селянинович и Святогор».


Константин Васильев. «Дар Святогора».


К. Челушкин. «Святогор».


Андрей Мазин. «Святогор».


Алексей Фанталов. «Святогор и кузнецы».

К столбам, поддерживавшим небосвод, объезжая их на своем коне.
К инь же у Святогора выше любого леса, а шлемом он задевает тучи-облака. Сила у Святогора такая, что земля его не выдерживает. Потому ездит он по высоким горам. Когда едет Святогор:

…Мать сыра земля колыбается,
Темны лесушки шатаются,
Реки из крутых берегов выливаются…

Сила Святогора столь велика, что не может найти практического применения. Да и земле ужо тяжело его носить. Поднял Святогор сумочку со всей земной тягой, да и сам в землю ушел.

Его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ. Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда темных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия столпа, на котором держалось небо. Сам же столп (или Мировое древо) находился в святых горах, откуда и происходит имя великана. Нелегкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий , отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави , чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора.
Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши , вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на змеедеве. Огорчился великан, но решил отыскать суженую - может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И наконец увидел змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом. Потом кинул золотой алтын во искупление содеянного и, заливаясь горючими слезами, побрел прочь.
Меж тем удар Святогора оказал волшебное действие на змею: она освободилась от наложенного на нее заклятья и стала, как прежде, прекрасной девушкой Пленкой. Подняла красавица золотой алтын. Он оказался неразменным, и она отдала его горожанам. Те пустили монету в оборот и вскоре несказанно разбогатели. Не забыли они и свою благодетельницу - щедро одарили Пленку, а она на полученные деньги снарядила караван и отправилась на поиски спасителя. Долго ли, коротко ли странствовала, но нашла Святогора и поведала ему свою историю. Великан не сразу поверил, что эта краса девица и есть та самая змея, которую он зарубил. Потом махнул рукой: мало ли какие чудеса на свете случаются! Женился на Пленке, как и предсказала Мокошь, а вскоре у них дочери родились - Пленкини.

Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов. Эх, знал бы, что любое желание имеет еще и оборотную сторону, так, наверное, остерегся бы просить ума и силы. «Будешь ты сильнее Сварожичей, но тебя самого осилит камень, - ответил ему Вышний. - Станешь мудрее богов, а человек-то тебя и обманет!» Лишь ухмыльнулся великан в ответ, не поверил сказанному. Уж ему ли, построившему из скал лестницу в небеса, камушка какого-то опасаться! Ну, а мелкий род людской, что жучки под ногами, что они могут ему сделать?
А вышло все по слову Всевышнего. И каменный гроб, в который шутя прилег Святогор, стал его последним пристанищем, да и богатырь Илья Муромец перехитрил великана. А, может, оно и к лучшему: прошло время великанов, наступала эра людей. Да и устал Святогор от вечной жизни, пора было уж ему и отдохнуть. Успел он только с последним дыханием передать часть силы своей богатырю.
Об Илье же известно, что совершил он множество подвигов во славу Святой Руси, а на старости лет пришел в Киево-Печерский монастырь да и стал там монахом. Дни и ночи проводил он в келье, замаливая грехи свои, вольные и невольные. Потому и не заметил, как подкрался к нему убийца и нанес предательский удар ножом в спину. Впрочем, в былинах о том нет ни слова. Об этом узнали ученые-антропологи, исследовавшие останки Ильи Муромца. Они же определили, что у богатыря с детства левая нога была короче правой - потому он и пролежал «тридцать лет и три года» на печи, пока странствующие волхвы не вдохнули в него силу могучую.

2000 год

Старостин Константин

В арийской культуре издревна на первых местах стоят образы великих богатырей, описание их подвигов. Среди многих других выделяются образы двух великих богатырей, красочно изложенные в авестийской мифологии - это Керсаспа (авест. “имеющий стройных лошадей”; среднеперс. Керсасп, фарси Гаршасп) и в русских былинах - это Святогор. Представляется интересным сравнить и сопоставить эти два схожих богатырских образа.
Святогор относится в русском этносе к старшим богатырям. Его отличает небывалая сила, никем и никогда не превзойденная. Земля не в силах держать такого великого богатыря, который на всей земле нашел только одну гору, способную его выдержать, и лежит на ней. Сказаний о нем сохранилось очень немного и все они уходят своими корнями в глубокую древность. Рассмотрим наиболее интересные для нас. В одном из них сообщается, что не найдя себе равных, Святогор стал похваляться, что мог бы перевернуть всю Землю.

Святогор

“Грузно ему стало от силушки, как от тяжелого бремени. Вот и говорит Святогор: “Как бы я тяги нашел, так я бы всю землю поднял!”.
Вскоре он находит земную тягу, заключенную в сумочке. Эту маленькую сумочку он оказывается не в силах поднять, а в своих попытках он вязнет в земле и находит свою погибель, то есть получает наказание за свою годыню. В других сказах сообщается, что эту самую сумочку с земной тягой легко носит простой прохожий. Этим, в частности, подчеркивается, что человеку, преодолевшему в себе гордыню, по плечу справиться с любой силой.
Имя Святогора обозначает его дом - Святые горы (это Уральские горы). Там его дом, там живет его отец - Род.
Когда в ходе повествования появляется Илья Муромец - младший богатырь, то он сопоставляется со Святогором следующим образом: вместе со своим конем Илья помещается Святогору в карман - настолько не равен масштаб их личностей. Отметим так же маленькую подробность. В одной из былин сообщается о том как проезжавший Илья Муромец встретил спящего богатыря-великана - Святогора и попытался его разбудить. Три раза попытки были безуспешны и только с четвертого раза Святогор проснулся.
Центральным местом в сказаниях про Святогора является момент передачи его силы вместе с мечом-кладенцом Илье Муромцу. Путешествуя по миру, они доехали до гроба в Сиверных горах и решили его примерить. Илье этот гроб оказался велик, а вот Святогору в самую меру. Но встать из этого гроба Святогору было не суждено и он остается лежать погребленным в Святых горах. Илья не смог его освободить из гроба, но получил от Святогора часть его силы (от всей силы он отказывается, так как в этом случае его не сможет носить мать-сыра земля) и меч-кладенец, с которым он отправляется дальше в путь, совершать подвиги.


К.А.Васильев «Дар Святогора»

(см. Рисунок. Интересно, что непосредственно изображенное на этой картине К.А.Васильева «Дар Святогора» действие именно так не описывается ни в одной былине или сказе. При этом Васильев подходил к написанию своих картин очень ответственно. Перед написанием цикла своих картин, посвященного русскому героическому эпосу он прочитал все доступные записи былин и сказов с оригинала, не доверяя обработанным современным пересказам. Любые мельчайшие детали вооружения и амуниции воинов тщательно им проверялись в библиотеках по исторической литературе. А сами картины рисовались по ранее нанесенной сетке золотого сечения, которая им самим рассчитывалась. Глядя на его картину, проникаясь ее духом, чувствуется, насколько четко его талант художника смог верно отобразить смысл и суть описанного в мифах, былинах).

Теперь рассмотрим, что из себя представляет образ авестийского богатыря. Керсаспа по авестийским мифам («Яшт» 5, 15, 19; «Ясна» 9, Бундахишн, «Денкарт», «Ривайт», «Меног-и-Храт») является одним из величайших богатырей. Получив хварну, он истребляет множество нечисти, порождений ангроманью.

Керсаспа

Так он убивает рогатого змея Сэрвара, водяного дэва Гандарву, побеждает различных чудовищных великанов, усмиряет Ветер, которого обманули бесы, уничтожает девовского волка Капуда, гигантскую птицу Камак и много других тварей, порождений тьмы. Удачу в этих битвах ему даровали Ардвисура Анахита, Вайю. Все подвиги красочно описаны как в Авесте, так и в «Шахнаме» Фирдуоси (в последней Керсаспа представлен образом богатыря Сама - деда Рустама и царя Гаршаспы). В авестийских текстах многократно говорится, что если бы мужественный Керсаспа не совершил хотя бы одного из своих бесчисленных подвигов, то Ахуре Мазде было бы невозможно произвести обновление мира в конце времен, и не невозможным бы стало изгнание зла и будущее существование.
Но, не смотря на все эти подвиги, по мифам Керсаспа все же допустил грех - осквернил Огонь Ахура Мазды, священную стихию, за что был наказан. Осквернение Огня - это, в частности, грех гордыни и здесь видна параллель со Святогором. Наказание Керсаспы в разных текстах описывается по разному. “Бундахишн” и “Меног-и Храт” сообщают, что его, спящего, ранил стрелой туранец Нихаг и Керсаспа на много веков погрузился в забытье. По “Видевдату” Керсаспу околдовала паирика (колдунья) Хнафаити. По “Денкарту” и “Ривайту” душа Керсаспы томилась в аду, пока не была прощена по заступничеству Заратуштры и изедов. Но все тексты сходятся в следующем.
“И по сей день спит крепким сном мужественный Керсаспа, палиценосец, герой. И Хварна небесная стоит над ним, дабы, когда Ажи Дахака в конце времен освободится от оков, он, Керсаспа, восстал и уничтожил трехглавого друджевского змея, теперь уже навсегда, на веки вечные. И мириады праведных фраваши охраняют спящего героя.”
Далее перед приходом второго Саошьянта - Спасителя мира - перед эрой Хушедар-Маха (авест. Ухшйат-нэмах - “Растящий почитание”) ангроманью сможет освободить Ажи Дахака из заточения в вулкане Демавэнд, и он, освободившись, сможет сделать множество бедствий для людей и Земли. Его попытается уничтожит герой Траэтаона, но это ему не удастся. Тогда Ахура Мазда скажет Сраошу и Нерьянсанху разбудить Керсаспу. Они трижды будут его будить, но только с четвертого раза смогут разбудить (деталь, совпадающая с мифом про Святогора). Проснувшись, Керсаспа восстанет и убьет Ажи Дахака, подготовив тем самым приход второго Саошьянта.
Теперь мы можем сопоставить образы Святогора и Керсаспы и сделать вывод, что оба они имеют много общего и имеют общие мифологические корни, уходящие в глубь времен. Истоки этих мифов принадлежат древнему арийскому народу. Эти мифы сообщают, что в давние времена на земле бывали периоды, когда зло чрезмерно размножалось, обретало большую силу и представляло угрозу для человечества, для выполнения им своей божественной задачи на Земле. И тогда с Божьей помощью в народе просыпался богатырский дух Керсаспы (Святогора), в людях проявлялись силы, способные противостоять злу и побеждать его. Так время от времени проигрывался миф передачи меча-кладенца от Святогора Илье Муромцу. Про это очень хорошо говорится в одном из сказов о Святогоре: «и разошлась Святогорова мочь-силушка от той каменной горы по всей земле православной; и бродит она под каждою пядью земной вплоть до наших дней, появляючись на белый свет Божий ненадолго в стихийной силе народной, порождающей людей богатырски мощного духа»./3/
На звездном небе древние посвятили Керсаспе свое созвездие. На нынешнем небосводе ему соответствует созвездие Ориона. Созвездие Керсаспы относится к верхнему зодиаку и противостоит созвездию Змееносца, которое носило имя Аджи Джахаки. Образ человека, из-под рук которого выходят две змеи хорошо описан Фирдуоси в «Шахнаме» где говорится про царствования царя Зохака. Астрологические знания зороастрийцев позволяют определить людей, через которых дух Керсаспы может проявиться наиболее сильно. Для этого в их гороскопах должно быть включен знак верхнего зодиака – знак Керсаспы (Ориона), который находится на границе знаков Тельца(Тарана) и Близнецов (Допаткар).
Учитывая, что сейчас идет собое, критическое время, когда силы зла уже проявляются откровенно и имеют значительную власть, до начала Фрашегирда, уже провозвещенного кометой Шумейкер-Леви в 1994 году, остались считанные годы, то следует ожидать пробуждения Керсаспы (Святогора) для решающей битвы со злом, то есть появление людей, способных воплотить в себе этот богатырский дух и сокрушить с его помощью зло в мире.

Литература:
1. Былины.(Сокровища русского фольклера) Современник, Москва, 1991, 767 с. Составитель Ф.М. Селиванов
2. Былины.(библиотека русского фольклера, т.1) Советская Россия, М., 1988, 576 с. Составитель В.И. Калугин
3. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - Самара. 1995. 18с.
4. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). - Спб. - Москва:”Журнал “Нева”” - “Летний сад”, 1998, 560с.

Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Великан замечен всего в пяти преданиях, в двух компанию ему составляет .

Мифология

Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней.

Во время правления Царьградом богатырь-великан узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но все же отправился на поиски невесты. Попал мифический герой на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею. От испуга ударил ее мечом, оставил алтын и скрылся.

В образе змеи была заколдованная морским владыкой красавица-царица по имени Пленка. После удара заклинание пало, девушка сумела умножить оставленные великаном деньги и возродить остров – на кусочек земли средь бескрайнего моря вернулись люди, выросли храмы и дворцы. Пленка решила приумножить золото и драгоценные камни торговлей в Царьграде, куда и отправилась. Здесь героиня встретилась со Святогором, вышла за него замуж и родила кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.


Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.

История персонажа перекликается с героями древнегреческих сказаний – в них живет титан Атлант, женатый на океаниде Плейоне и ставший впоследствии скалой.

Образ и предания

Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.


Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.

Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь , выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.


Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.

Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.


Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.

В культуре

Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений , главенствующий богатырь получает в дар меч великана.


Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его .

Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.


В «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.

В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.