Биография. Три карты, ролан пети и русская терпсихора Признание и награды

Ролан Пети. Классик и новатор. Утверждавший, что задача хореографа — «следовать за музыкой», и создавший балет, который не зависел от музыки; «следовать за музыкой» — но балеты которого опираются на сюжет, как на стержень, а не используют сюжет лишь как повод для танца. Сценарии для его балетов писали Жан Кокто, Жан Ануй, Жорж Сименон и — он сам. Хореограф, который ставил балеты для Майи Плисецкой и для Пинк Флойд. Балетмейстер, ценивший именно классическую хореографию, учившийся под руководством Сержа Лифаря, когда-то ведущего солиста «Русского балета» Дягилева, и балетмейстер, смело раздвигающий границы классического танца, используя бытовой жест, удивительно естественный и нужный среди условных балетных па.

Родился Ролан Пети в 1924 году, в Париже. В 9 лет он поступил в балетную школу пр и Парижской Опере, в 1940 году закончил ее, и получил место в кордебалете Парижской Оперы. В 1943 году Серж Лифарь, директор Оперы, доверил ему первое большое сольное выступление в балете «Любовь-волшебница». Примерно в это же время Пети вместе с Жанин Шарра, в будущем — известной французской балериной и балетмейстером, организовали несколько балетных вечеров в Театре Сары Бернар. На одном из первых вечеров Ролан — представил свой первый опыт в хореографии — небольшой концертный номер «Прыжок с трамплина».

А в 1945 году Пети поставил в Театре Елисейских полей свой первый балет «Комедианты». Развивая успех, Пети организовал собственную труппу «Балет Елисейских Полей».

Через год Пети создал одноактный балет «Юноша и смерть». И, вот уже более 60 лет, этот балет регулярно появляется в репертуарах театров всего мира. Пети задумал одноактный балет для танцовщика своей труппы, Жана Бабиле и обратился к Жану Кокто, одному из самых ярких французских писателей ХХ века. Сюжет его прост — в оригинальном стихотворном либретто всего восемь строчек. http://www.bolshoi.ru/performances/345/libretto/ Сюжет его трагичен. Эту постановку считают подходящей для зрелых, сложившихся артистов, которые способны привнести в нее собственное прочтение. Задуман балет был под популярную джазовую композицию, но перед самой премьерой Кокто принял решение, что больше подойдет классическая музыка. Подобрали «Пассакалию» Баха. Хореография осталась прежней, ее не стали «подгонять» под музыку, в результате «Пассакалия» буквально парит над историей, которую рассказывет дуэт танцовщиков. Есть несколько фильмов по этому балету — в исполнении «Юноша и сместь» Р.Нуреева и Зизи Жанмер http://youtube.com/watch?v=mt9-GzcJvyo и в исполнении М.Барышникова в фильме «Белые ночи» (White Nights 1985)

В 1948 году Пети собирает новую труппу «Балет Парижа», место прима-балерины которого занимает Зизи Жанмер, и ставит балет «Кармен» на музыку Бизе. Романтическая история Мериме в руках Пети становится историей трагичного противостояния двух сильных личностей — Кармен и Хозе (его партию исполнил сам Пети). Каждый из них отстаивает свою любовь, то, какой они ее понимают, изо всех сил. И для обоих верность своей любви становится высшим напряжением сил, борьбой, в которой уступить — значит предать любовь и предать себя. В своей постановке Пети отказывается от праздничного колорита — сценография намеренно проста, жесты, вместо балетного изящества и условности, чувственны на грани грубости. В балете отмечают отчетливый привкус кабаре — так Пети из «где-то там, в Испании» максимально приблизил историю Кармен своему времени. А тема любви как трагического противостояния мужчины и женщины, заданная еще в балете «Юноша и смерть», станет прослеживаться во многих постановках Пети,

Балету «Кармен» сопутствовал успех. Его, в прочтении Пети, ставили и, очевидно, будут продолжать ставить балетные труппы всего мира. Яркий дуэт Жанмер и Пети привлек внимание Голливуда и получил приглашение к сотрудничеству. Там на хореографию Пети снимается несколько фильмов-мюзиклов. А в 1960 году Теренс Янг снял фильм «Раз, два, три, четыре или Черные чулочки» (1-2-3-4 ou Les Collants noirs), в который вошли такие постановки Пети, как «Кармен», «Сирано де Бержерак», «Авантюристка» и «Траурный день». Три мужских роли — Сирано, Хозе и Жениха Ролан Пети исполнил сам.


В 1978 году Ролан Пети ставит балет «Пиковая дама», специально для Михаила Барышникова. К сожалению, спектакль не продержался на сцене долго — связанный контрактамим, Барышников не смог поддерживать нужное расписание, а приглашенные на роль Германна иные исполнители не удовлетворяли Пети. А в 2001 году Ролан Пети получил приглашение от московского Большого театра поставить на его сцене «Пиковую даму», но не стал возобновлять спектакль 1978 года. Он создал совершенно новый балет — использовал не музыку оперы Чайковского, а его Шестую симфонию. Германна танцевал Николай Цискаридзе, Графиню — Илзе Лиепа.

За свой долгий творческий путь Ролан Пети создал более 150 балетов. Работал с крупнейшими балетными труппами мира. В его постановках были задействованы ведущие танцовщики ХХ века. Сотрудничал с ярчайшими людьми, чьи имена неотделимы от творческого наследия Франции — Жаном Кокто, Пикассо (Пети создал балет по мотивам его картины «Герника»), Ивом Сен-Лораном. Ролан Пети умер от лейкемии в 2011 году, а его творческое наследие востребовано и сейчас.

Интервью с Роланом Пети

Балет «Пиковая дама»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование жизненного пути и творчества хореографа и балетмейстера Евгения Панфилова. Анализ особенностей развития движения современного танца в России. Обзор его деятельности художественным руководителем театра. Описания балетных постановок и наград.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2012

    "Кармен" как вершина оперного творчества Ж. Бизе. История создания и постановок оперы. Специфика работы над ролью, особенности ее вокально-исполнительской интерпретации певцом. Образ и характеристика главной героини. Современная трактовка спектакля.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2018

    Изучение биографии известного французского модельера Юбера де Живанши. Исследование взаимосвязи между живописью и творениями дизайнера. История создания кутюрье нарядов для фильмов и балетных постановок, сотрудничество с легендарными дизайнерами.

    презентация , добавлен 12.09.2015

    Характеристика профессии хореографа (преподавателя танца) – творческого работника, создающего собственные хореографические произведения. Требования к индивидуальным способностям и особенностям специалиста. Деятельность хореографа, условия труда.

    презентация , добавлен 28.11.2013

    Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования. Начало творческого пути. Лейпцигский период, школа святого Фомы. Артистическая и творческая деятельность. Дети Иоганна Себастьяна. последние произведения, характеристика творчества.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Полное название одного из самых известных произведений живописи - картины Леонардо да Винчи "Джоконда". Описание изображения на картине. Улыбка Моны Лизы – одна из самых знаменитых загадок. Мнения исследователей о портрете Джоконды и ее загадочной улыбки.

    реферат , добавлен 24.06.2011

    Краткий биографический очерк жизни, личностного и творческого роста легендарного британского кинорежиссёра, продюсера, сценариста Альфреда Хичкока, анализ его самых знаменитых работ. Особенности фильмов Хичкока, использование в них элементов саспенса.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Легенды из жизни мастера: начало пути, долгая дорога к голливудской жизни, рождение мышонка, музыкальная "глухота", разноцветный успех, "Белоснежка" - сумасбродство Диснея. Как Уолт Дисней повлиял на советские мультфильмы, победа творческого воображения.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2010

РОЛАН ПЕТИ - личность легендарная. И не только в мире балета. Работами Пети восхищались и в Голливуде, где он ставил танцы Фреду Астеру, и в крупнейших театрах мира. Он дружил с Рудольфом Нуриевым, водил знакомство с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, работал с Михаилом Барышниковым и Майей Плисецкой.


С НАШЕЙ страной у хореографа отношения сложились не сразу: в 60-е тогдашний министр культуры Фурцева категорически запретила Пети привозить в Москву его балет по стихам Маяковского. Но Ролан Пети все-таки приехал в Москву. Сначала с балетом «Пиковая дама» с Николаем Цискаридзе и Илзе Лиепа в главных партиях. В минувшее воскресенье в Большом театре состоялась премьера его нового балета - «Собор Парижской Богоматери».

- Несколько лет назад вы говорили, что хотели поставить балет на русскую тему. И поставили «Пиковую даму» Пушкина. Почему, как только речь заходит о России, все сразу вспоминают исключительно литературу ХIХ века - Толстого, Достоевского, Пушкина? А ведь у нас был и ХХ век с не менее сильными писателями.

Абсолютно то же самое происходит, когда русские, англичане, немцы - да кто угодно! - начинают говорить про Францию. В первую очередь вспоминают Виктора Гюго, Бальзака - всех, кто творил века назад. Но попробуйте мне назвать хотя бы одного из современных французских писателей! А ведь у нас и сегодня есть великие писатели. Мишель Турнье, к примеру. Прекрасный писатель. Или Маргарита Урсенар, которая умерла 20 лет назад. Кто в мире знает эту очень талантливую писательницу?

Кто же гений?

- ЕСТЬ ЛИ какая-то связь между деньгами и талантом? Можно ли считать гениальной вещь, которая имеет коммерческий успех?

Я думаю, все зависит от удачи. Какие-то люди сумели создать действительно шедевры и при этом смогли заработать кучу денег. Пикассо, к примеру. А Ван Гогу, который был не менее талантлив, в конце своей жизни нечем было заплатить за электричество, и умер он в полной нищете. Единого правила нет.

- А в вашем случае?

Признаюсь: я обожаю деньги! А кто не любит деньги? Все любят.

- Но ведь говорят: «Талант всегда должен быть голодным».

Я в это совершенно не верю. Знаете, мне много лет. И денег у меня достаточно. Но все равно самым главным для меня остается не мой банковский счет, а те балеты, которые я буду ставить.

- Многие талантливые люди дорого заплатили за то, что взошли на вершину Олимпа. Тот же Нуриев - ранняя смерть, несчастливая личная жизнь. И так - многие и многие…

Я думаю, что Нуриев был очень счастливым человеком. Он просто заболел и рано умер. Он был одержим танцем. Однажды я спросил его: «Тебе не кажется, что нужно работать немного меньше?» «Нет, - сказал он. - Здоровьем я займусь потом. А пока буду танцевать».

Однажды после спектакля я зашел к нему в гримерку. Нуриев снял трико, в котором танцевал на сцене, и я увидел, что у него все ноги сверху донизу залеплены пластырем. И когда массажист стал отдирать пластырь, вены по всей ноге тут же вздулись, как переполненные водой шланги. Я испугался: как Нуриев может проделывать ТАКОЕ с собственным организмом. А он лишь махнул рукой: «А, пустяки, все нормально!» Остановить его танец смогла лишь смерть.

К сожалению, мы не можем точно сказать, что такое гений, где он скрывается в человеке. Та же Мэрилин Монро. Я работал на студии «Метро-Голдвин-Майер» с Фредом Астером в то же время, что и Мэрилин Монро. Она снималась в одном довольно средненьком фильме, названия уже и не вспомню: «7 лет богатства» - что-то наподобие этого. И все недоумевали, глядя на нее: что ж такого нашел в ней продюсер, почему вокруг нее раздули такой ажиотаж? Лично я общался с ней всего один раз. Она мне протянула руку для поцелуя, но я лишь пожал ей ладонь. Она была разочарована моими манерами: «А я думала, что французские мужчины всегда целуют женщинам руки». Потом несколько раз мы встречались в студийной столовой, и вне экрана она была такая простая, такая скромная, но при этом светящаяся, как солнышко. Она не была самой красивой в Голливуде - можно было найти женщин гораздо красивее, чем она. И ни в каких фильмах, которые потрясли бы основы кинематографа, не снялась. Но, безусловно, ее коснулся гений, потому что перед камерой она преображалась. А еще - она умерла молодой. Для звезды это хорошо - это помогает стать знаменитой (смеется). Надо умереть либо очень молодым, либо очень старым.

Такой балет нам не нужен

- ЕСТЬ мнение, что авангардный балет прославляют те, кто поленился или кому не хватило таланта выучить классический танец. Вы согласны?

Я хочу рассказать вам про один балет, он сейчас идет во Франции, в Париже. Это, как гласит программка, авангардный балет. Называется он «Храпеть». И музыка состоит из записи храпа спящего человека. Луч света на темной сцене высвечивает мужчину, он, по всей видимости, спит. Верхом на нем сидит женщина и совершает характерные телодвижения. После чего говорит (говорит! в балете!): «Ах, как хорошо заниматься любовью со спящим мужчиной». Какое отношение все, происходящее на сцене, имеет к танцу?!

У классического балета сегодня одна проблема - отсутствие хореографов. Все молодые говорят: «О, современным балетом так легко заниматься! Лучше я буду ставить модерновые танцы». Классических же хореографов в истории балета никогда не было много - Петипа, Иванов, Баланчин, Фокин…

Кто сегодня остался из мэтров? Юрий Григорович. Но Григорович уже в таком же возрасте, что и я. А где молодые? Где?!

- Одна из опасностей, которые подстерегают балет, - увлечение спортивной стороной танца. И на сцене начинается соревнование: кто выше прыгнет, кто сделает больше пируэтов. Не превратится ли через несколько лет балет в спорт?

Да, такое возможно. Но это будет жуть! На днях я посмотрел в Большом «Лебединое озеро» со Светланой Лунькиной в главной роли. Она крутит фуэте - одно, второе, десятое. Зачем она это делает?! Если бы она просто вышла на сцену, встала в позу, показала красивые ноги, качество балетной работы, свой ум, это было бы гораздо лучше. Не обязательно крутиться на голове, чтобы потрясти зрителя. Если бы я был ближе знаком с ней, то посоветовал бы: «Сделай два-три тура - этого достаточно!» Потому что дальше начинается цирк! Ты сидишь и думаешь: «Господи! Только бы не упала!»

- Сейчас многие художники в литературе, в кино увлеклись созданием иной реальности - звездные войны, Гарри Поттер и пр. Они выдумывают проблемы, конфликты. Хотя в реальной жизни у реальных людей ни конфликтов, ни проблем меньше не стало. Но художники их почему-то не замечают. Почему?

А может, они не художники? Для меня подобного искусства не существует - это просто высокое развитие техники и яркие картинки.

Когда мои друзья говорят: «На выходных я отвез детей в Диснейленд», - я не понимаю их восторга. Вы бы детей в зоопарк отвезли - они бы посмотрели, как там живые мартышки по веткам прыгают. Это же намного лучше!

- Кажется, Бальзак сказал, что писать имеет смысл только про смерть и про деньги, потому что только это по-настоящему интересует людей. А какое чувство в этот список добавили бы вы?

Я думаю, самое главное на свете - это любовь. Во всех ее проявлениях - к детям и жене, к любовнику или любовнице, просто ко времени, в котором вы живете.


Биография Ролана Пети

Когда ему было двенадцать лет, его мать, итальянка Роз Репетто, разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына.

Ролан Пети с детства проявлял интерес к искусству, увлекался декламацией, рисованием, кино. Его отец, по совету одного из посетителей бистро, отдал Ролана в балетную школу Парижской Оперы, когда тому было девять лет. В училище Пети учился у известного педагога Гюстава Рико, его одноклассниками были известные в последствии Жан Бабиле и Роже Фенонжуа. Пети также посещал частные уроки русских педагогов Любови Егоровой, Ольги Преображенской, мадам Рузанн.

В 1940 году Ролан закончил обучение, и получил место в кордебалете Парижской Оперы. В 1943 году Серж Лифарь, директор Оперы, доверил ему первое большое сольное выступление в балете «Любовь-волшебница». Примерно в это же время Пети вместе с Жанин Шарра, в будущем - известной французской балериной и балетмейстером, организовали несколько балетных вечеров в Театре Сары Бернар. На одном из первых вечеров Ролан - представил свой первый опыт в хореографии - небольшой концертный номер «Прыжок с трамплина».

Постановки балетмейстера

А в 1945 году Пети поставил в Театре Елисейских полей свой первый балет «Комедианты». Развивая успех, Пети организовал собственную труппу «Балет Елисейских Полей».

Через год Пети создал одноактный балет «Юноша и смерть». И, вот уже более 60 лет, этот балет регулярно появляется в репертуарах театров всего мира. Пети задумал одноактный балет для танцовщика своей труппы, Жана Бабиле и обратился к Жану Кокто, одному из самых ярких французских писателей ХХ века. Сюжет его прост - в оригинальном стихотворном либретто всего восемь строчек. Сюжет его трагичен. Эту постановку считают подходящей для зрелых, сложившихся артистов, которые способны привнести в нее собственное прочтение. Задуман балет был под популярную джазовую композицию, но перед самой премьерой Кокто принял решение, что больше подойдет классическая музыка. Подобрали «Пассакалию» Баха. Хореография осталась прежней, ее не стали «подгонять» под музыку, в результате «Пассакалия» буквально парит над историей, которую рассказывет дуэт танцовщиков. Есть несколько фильмов по этому балету - в исполнении «Юноша и смерть» Р.Нуреева и Зизи Жанмер и в исполнении М.Барышникова в фильме «Белые ночи» (White Nights 1985)

В 1948 году Пети собирает новую труппу «Балет Парижа», место прима-балерины которого занимает Зизи Жанмер, и ставит балет «Кармен» на музыку Бизе. Романтическая история Мериме в руках Пети становится историей трагичного противостояния двух сильных личностей - Кармен и Хозе (его партию исполнил сам Пети). Каждый из них отстаивает свою любовь, то, какой они ее понимают, изо всех сил. И для обоих верность своей любви становится высшим напряжением сил, борьбой, в которой уступить - значит предать любовь и предать себя. В своей постановке Пети отказывается от праздничного колорита - сценография намеренно проста, жесты, вместо балетного изящества и условности, чувственны на грани грубости. В балете отмечают отчетливый привкус кабаре - так Пети из «где-то там, в Испании» максимально приблизил историю Кармен своему времени. А тема любви как трагического противостояния мужчины и женщины, заданная еще в балете «Юноша и смерть», станет прослеживаться во многих постановках Пети,

Балету «Кармен» сопутствовал успех. Его, в прочтении Пети, ставили и, очевидно, будут продолжать ставить балетные труппы всего мира. Яркий дуэт Жанмер и Пети привлек внимание Голливуда и получил приглашение к сотрудничеству. Там на хореографию Пети снимается несколько фильмов-мюзиклов. А в 1960 году Теренс Янг снял фильм «Раз, два, три, четыре или Черные чулочки» (1-2-3-4 ou Les Collants noirs), в который вошли такие постановки Пети, как «Кармен», «Сирано де Бержерак», «Авантюристка» и «Траурный день». Три мужских роли - Сирано, Хозе и Жениха Ролан Пети исполнил сам.

В 1978 году Ролан Пети ставит балет «Пиковая дама», специально для Михаила Барышникова. К сожалению, спектакль не продержался на сцене долго - связанный контрактамим, Барышников не смог поддерживать нужное расписание, а приглашенные на роль Германна иные исполнители не удовлетворяли Пети. А в 2001 году Ролан Пети получил приглашение от московского Большого театра поставить на его сцене «Пиковую даму», но не стал возобновлять спектакль 1978 года. Он создал совершенно новый балет - использовал не музыку оперы Чайковского, а его Шестую симфонию. Германна танцевал Николай Цискаридзе , Графиню - Илзе Лиепа.

Критики о балете "Пиковая дама" Ролана Пети:

"Конструкция балета Ролана Пети - череда монологов-диалогов Германна с самим собой, с Графиней, Лизой, Чекалинским, игроками. Рефлексирующий, подобно Гамлету, Германн на протяжении всего спектакля действительно пребывает в постоянном напряженном общении с собственным эго, находя, как ему кажется, ответы в спорах с образами из его воспаленного воображения.

В основу хореографической лексики балета положена классика, но значительно трансформированная двадцатым веком. Нельзя сказать, что здесь Ролан Пети сделал какие-то глобальные открытия в области танцевального языка. Его почерк хорошо узнаваем, мастер, кажется, и не заботится ства этого спектакля состоит в том, как постановщик сопоставляет эпизоды, как распределяет напряжение, как соотносит пластический темпоритм с музыкой, как воздействует светом и цветом - иными словами, в драматургии зрелища. В этом, я думаю, основное достоинство постановки.

Ролан Пети сам тщательно выбирал исполнителей для реализации творческого проекта и ни с кем иным работать не захотел. Здесь принципиально задействован только один актерский состав.

В Николае Цискаридзе Пети нашел танцовщика-актера с великолепными линиями тела, темпераментом, нервной артистичной натурой и высококлассной техникой......

Графиня Илзе Лиепы в спектакле Ролана Пети - звездный час балерины, которая, может быть, всю жизнь ждала настоящей роли. На мой взгляд, здесь случай идеального слияния с образом, каким его придумал постановщик, и в то же время сохранение дистанции между персонажем и исполнителем. Мрачная, с гнилинкой чувственность сочетается с интеллектом, борцовская страстность - с жутковатой иронией. Пластичность, музыкальность, актерский талант Лиепы, ее изумительно гибкие кисти рук - роскошный материал, из которого балетмейстер и танцовщица создали шедевр."

За свой долгий творческий путь Ролан Пети создал более 150 балетов. Работал с крупнейшими балетными труппами мира. В его постановках были задействованы ведущие танцовщики ХХ века. Сотрудничал с ярчайшими людьми, чьи имена неотделимы от творческого наследия Франции - Жаном Кокто, Пикассо (Пети создал балет по мотивам его картины «Герника»), Ивом Сен-Лораном. Ролан Пети умер от лейкемии в 2011 году, а его творческое наследие востребовано и сейчас.

Использованы материалы Википедии и planetatalantov.ru

«Пиковая дама». Балет на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского. Большой театр.
Хореограф-постановщик Ролан Пети, дирижер Владимир Андронов, художник Жан-Мишель Вильмотт

И какой же опероман пройдет мимо названия «Пиковая дама»… даже если это балет. Даже если использована не оперная музыка, а симфоническая, но музыка той симфонии, которая создана Чайковским в непосредственной близости с оперой и в том же в круге трагических проблем.

Не прошла и я мимо афиши Большого театра…

«Самый французский из французских балетмейстеров», как называют Ролана Пети, обращался к русской «Пиковой даме» не один раз, завороженный обманчиво небрежной простотой пушкинского инфернального «анекдота» и колоссальной душевной напряженностью музыки Чайковского. Эксперименты с партитурой оперы к успеху не привели, и хореограф решил срастить созданный им сценарий с Шестой, Патетической симфонией. Пети выбрал путь не отанцовывания инструментальной музыки, а создания сюжетного балета, которому он всегда отдавал предпочтение. Сам хореограф считает, что его либретто идеально легло на музыку последнего творения Чайковского, с той лишь уступкой, что эпизоды и целые части симфонии поменялись местами. В результате музыкальная драматургия балета, конечно, отличается от симфонии, однако редакция партитуры сделана самим постановщиком весьма складно.

Конструкция балета Ролана Пети — череда монологов-диалогов Германна с самим собой, с Графиней, Лизой, Чекалинским, игроками. Рефлексирующий, подобно Гамлету, Германн на протяжении всего спектакля действительно пребывает в постоянном напряженном общении с собственным эго, находя, как ему кажется, ответы в спорах с образами из его воспаленного воображения.

В основу хореографической лексики балета положена классика, но значительно трансформированная двадцатым веком. Нельзя сказать, что здесь Ролан Пети сделал какие-то глобальные открытия в области танцевального языка. Его почерк хорошо узнаваем, мастер, кажется, и не заботится ства этого спектакля состоит в том, как постановщик сопоставляет эпизоды, как распределяет напряжение, как соотносит пластический темпоритм с музыкой, как воздействует светом и цветом — иными словами, в драматургии зрелища. В этом, я думаю, основное достоинство постановки.

Ролан Пети сам тщательно выбирал исполнителей для реализации творческого проекта и ни с кем иным работать не захотел. Здесь принципиально задействован только один актерский состав.

В Николае Цискаридзе Пети нашел танцовщика-актера с великолепными линиями тела, темпераментом, нервной артистичной натурой и высококлассной техникой. Со страстью маньяка Пети нагрузил героя таким количеством танцевальных трудностей, что артисту временами даже не до проблем образа.

Цискаридзе очень хорош сам по себе: стать, шаг, прыжок, ненатужная законченность поз, наконец, обаяние мужской красоты — все при нем. Однако временами некоторый нарциссизм замыкает его на привычном романтическом облике. Реализуя своеобычную лексику Ролана Пети, он иногда вдруг становится Альбертом из «Жизели»… Но мастерски выстроенная драматургия спектакля мощно вовлекает героя в смертельную спираль, танцовщик забывает и о романтизме, и о все нарастающих технических трудностях. Его вихревые прыжки с вращениями (буквально с места!) обладают энергетической мощью, захватывающей дух. Впечатление, что к финалу Германн Цискаридзе просто летит, хотя на самом деле движения становятся даже шире, замедленнее. Напряженность набирает обороты, пульс учащается, неотвратимость трагического марша заключительной части симфонии влечет Германна к развязке с неимоверной силой. Короткая, почти гротескная конвульсия — и все кончено… Довести нарастание напряжения до края — это по плечу только настоящему артисту.

Герой Пети и Цискаридзе — не из категории «маленьких людей», хотя моментами он ущербен (полусогнутые колени, сдвинутые стопы и плечи), почти раздавлен (ползущий на коленях, танцовщик выполняет в трансформированном виде лейтдвижения, которые не раз повторялись в его пластической партитуре основных монологов). Иногда он похож на капризно-требовательного, иногда наивного ребенка: чего стоит изумленный взгляд на пистолет после неожиданной смерти Графини!

Подобно Мейерхольду в знаменитой «Пиковой даме» 1935 года, Ролан Пети не акцентирует любовную линию Германна и Лизы. Это всего эпизод, в котором девушка мягко берет инициативу на себя. Любовное томление Германна сплетается с его мучительным поиском тайны карт — музыкальной основой одного из главных монологов героя и дуэта с Лизой оказывается знаменитая побочная тема первой части симфонии. Дуэт с Лизой прост, но очень хорош, во многом благодаря Светлане Лунькиной, неподдельно благородной, с чистыми классичными линиями танца и прелестью облика. Интересно окончание этого дуэта: Лиза нежно поворачивает к себе голову Германна, целует его и убегает. Но возвращается — с ключом в руке.

Волшебство любви мгновенно рассеивается. Дальше — встреча с иной возлюбленной. С седым, почти бестелесным существом, которым Германн манипулирует, как тряпичной куклой. Здесь Германн — требовательный и молящий, насилующий и ласкающий. И она, Графиня, Илзе Лиепа, — вожделеющая, трепещущая, ломающаяся, но не сдавшаяся. Ее смерть тоже мгновенна и конвульсивна: что-то от всплеска крыльев смертельно раненной птицы…

Графиня Илзе Лиепы в спектакле Ролана Пети — звездный час балерины, которая, может быть, всю жизнь ждала настоящей роли. На мой взгляд, здесь случай идеального слияния с образом, каким его придумал постановщик, и в то же время сохранение дистанции между персонажем и исполнителем. Мрачная, с гнилинкой чувственность сочетается с интеллектом, борцовская страстность — с жутковатой иронией. Пластичность, музыкальность, актерский талант Лиепы, ее изумительно гибкие кисти рук — роскошный материал, из которого балетмейстер и танцовщица создали шедевр.

Великолепны цветовые и силуэтные трансформации костюма Графини: на салоп с фижмами цвета запекшейся крови накидывается темный, с металлическим отблеском плащ — можно угадать абрис знака пик; под ними оказывается струящееся по телу платье, черное или светло-серое.

Господствующая в спектакле бело-серо-черная графика с чуть заметным вкраплением нежно-розового и желтого, постепенное наступление темно-красного во всех его оттенках — это отдельная тема. Графичность оформления — достаточно модное поветрие. Однако такт и вкус, с которыми Жан-Мишель Вильмотт (сценография) и особенно Луиза Спинателли (костюмы) оформили спектакль, придали ему шарм явления высокого стиля. Здесь легкость и прозрачность — от классической ясности пушкинской прозы, цвет запекшейся крови — от боли созвучий Чайковского, а в целом лаконичный образ спектакля составил благородный контрапункт пронзительной напряженности музыки Шестой симфонии и ее оригинального сценического воплощения.

В композиции спектакля не последняя и не дежурная роль отведена массовым сценам. Роль кордебалета, который таковым здесь и назвать-то трудно, возрастает с каждым последующим его появлением. Очень красиво, хотя во многом традиционно отанцован знаменитый вальс на пять четвертей в эпизоде бала. В финальной же сцене масса танцовщиков, окружающая игорный стол, создает тревожный подвижный фон, прекрасно аккомпанируя уже почти пантомимному поединку Германна с Чекалинским.

Моментами странно видеть, как постановщик вроде бы не доверяет сам себе — все игроки, в том числе Германн и Чекалинский, обыгрывают протянутую ладонь как брошенную карту. В случае с Графиней постановщику этого кажется мало — он вводит бутафорские картонки, которые выглядят как явные рудименты доброго старого драмбалета. Досадных раздражителей в спектакле не много, но они есть. Что поделаешь…

Удалось ли Ролану Пети разгадать тайну трех карт на подмостках Большого, покажет сценическая жизнь балетной «Пиковой дамы». Но то, что французскому хореографу удалось разбередить творческую страстность русских танцовщиков, — это факт, и очень отрадный. В отличие от оперы, в балете Большого наконец произошло нечто значительное.

Ноябрь 2001 г.

В статье использованы фотографии И. Захаркина.